Интерес к миру вещей заметен и в других произведениях Караваджо («Мальчик с фруктами», ок.
Отвергнутое церковью полотно Микеланджело переписал. Думаем, что говорить о помещении, в котором желательно видеть эту картину, не стоит. Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (Маленький больной Вакх, Юноша с корзиной фруктов – оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма. Её официальное название «Кающаяся Магдалина». Современники Каравджо были поражены его талантом.
Крупнейший представитель искусства эпохи барокко. Поссорившись с крупным вельможей, он был арестован. Обвиненный в убийстве, он покинул Рим, откуда перебрался на остров Мальта. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы).
Позднее он втридорога продал «Гадалку» римскому коллекционеру князю Памфили, а тот во время поездки в Париж подарил её французскому королю Людовику XIII. С ними Караваджо не раз сталкивался во время ночных походов по злачным местам. 1597 г. ), написанная спустя четыре года после «Мальчика с корзиной фруктов». Эта картина просто впечатывается в сознание. Во-первых, это глубоко реалистическая трактовка традиционных сюжетов и образов. Рисовал с натуры без эскизов.
Поняв, что это невозможно, он отправился в Неаполь. Обеспокоенная Филлида подошла к Джустиньяни и тихо что-то ему сказала. В 13 лет Микеланджело переезжает в Милан и начинает учиться живописи.
Удержу в своих развлечениях он не знал, а алкоголь и вовсе лишал его самообладания. Проникновенный подбадривающий взгляд Иосифа, устремлённый на играющего ангела, словно говорит: «Не робей, милок играй. » — и в ответ слышна нежная мелодия. «Гадалка» писалась с натуры в мастерской, но само гадание происходит на улице в погожий осенний денёк и такие сцены по сей день можно видеть в Риме. образа как простонародного типажа («Нарцисс», 1598–99, Нац. Его отец работал мастером-каменщиком, а мать была дочерью финансового чиновника. Первым крупным церковным заказом К. стал цикл картин для капеллы франц.
Уж если говорить о возможном источнике, который мог вдохновить художника при написании великолепной картины, то им скорее всего могла бы стать одна из римских копий знаменитого изваяния Праксителя «Аполлон Зауроктон» (убивающий ящерицу), а таких тогда насчитывалось в Италии не менее двадцати и они украшали дворцы и виллы многих аристократов. Ни один крупный художник того времени не прошел мимо увлечения караваджизмом, явившимся важным этапом на пути европейского реалистического искусства. образы-аллегории («Концерт», 1595–97, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Амур-победитель», ок. С ней ему было покойно и хорошо работалось, а это для него самое главное. На него сыплются многочисленные заказы, но внезапно все заканчивается. По мнению Д. Беллори, этим полотном Караваджо хотел доказать, что можно вдохновляться сюжетами, взятыми из реальной жизни, а не только древними мраморными статуями или работами Рафаэля.
КАРАВАДЖО (Caravaggio наст. Но не идти же к возможному покупателю с пустыми руками. А вот придворный поэт Аурелио Орси этой «якобы Магдалине», как насмешливо отзывались некоторые снобы о картине, посвятил вдохновенное стихотворение на латыни, не забыв в нём упомянуть рубцы на спине девушки, полученные во время уличного бичевания, о чём он безусловно узнал от самого художника. Так появилась «Магдалина» (122, 5x98, 5).
«Юноша с корзиной фруктов» — это удивительный сплав портрета и натюрморта, воспринимаемый как единое целое. Аннучча вспыхнула и влепила ему звонкую пощёчину. Изящная чаша муранского стекла в руке Вакха никак не гармонирует с грубым керамическим блюдом, наполненным доверху фруктами с неизменной червоточиной.
Легко предположить, что фрукты, лежащие в этой корзине были еще утром куплены на ближайшем рынке, часть из них уже съедена (вот откуда порезанный гранат), а остальные будут съедены после завершения сеанса позирования. Биографы Караваджо отмечают, что не было обнаружено эскизов к картинам живописца. Чезари (Кавалер дАрпино), в мастерской которого выполнил свои первые произведения («Мальчик с корзиной фруктов», 1593–94 «Больной Вакх», ок.
О судьбе портрета ничего не известно. Благодаря счастливому случаю, период скитаний долго не продлился: человек, занимавшийся продажей картин Караваджо, показал их кардиналу Франческо дель Монте. Давид и Голиаф. Неизвестно, был ли автор удовлетворён своим «Больным Вакхом». передачи вещественности (что особенно заметно в натюрмортах, которые художник включает в свои картины) соединяется с её поэтизацией.
Главное достоинство картины — мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба. Юнец оказался в мастерской Чезари по рекомендации его земляка, Лоренцо Сицилианца. Жизнь завертелась — только поспевай.
1598, собрание Тиссен-Борнемиса, Мадрид), как глубокого душевного переживания («Св. Первый шумный успех вскружил голову Караваджо, заставив забыть о недавнем унизительном положении жалкого приживалы у «монсиньора Салата», о беспросветной нужде с частыми голодными обмороками, когда приходилось писать за гроши «картинки» на потребу непритязательных клиентов ловкого дельца Лоренцо или «головки» по заказу друга Антиведуто Граматики, старавшегося хоть как-нибудь его поддержать в полунищей жизни. 1602-04), мифологических ("Вакх", 1592-93) и жанровых ("Лютнист", 1595) картин. Первое очень часто уподобляется, сравнивается со вторым и в живописи (сцены в садах, на фруктовых рынках) и в литературе: кожа как персик, губы как земляника, щеки как яблоки Только вот объектом восхищения и таких цветистых сравнений всегда выступала женщина.
живописи 17в., а также к изображению мифологич. Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью. Уже в этом раннем произведении наглядно видно, как глубоко Караваджо усвоил уроки ломбардской реалистической школы, основанные на научно разработанном великим Леонардо да Винчи методе живописи с натуры, когда все детали тщательно продумываются при выстраивании композиции и точно просчитывается соотношение фигуры и фона. Сегодня принято считать, что этого контраста и добивался художник.
Тут было над чем призадуматься. Марфа беседует с Марией Магдалиной», ок. Ему явно нездоровится, ломота в конечностях. 1596 г. ) и бытового жанра ("Гадалка", Лувр). Среди сиделок ему приглянулась юная монахиня по имени Лючия. Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства».
Убив своего соперника во время поединка, он вынужден был покинуть Рим. реминисценций мифологич. Потом он направился на Мальту, продолжал там работать.
кардинала Маттео Контарелли в ц. Сан-Луиджи-деи-Франчези (1599–1600) в Риме. Последующие несколько лет были, пожалуй, самыми удачными в жизни художника. И на всех картинах в образе Голиафа – сам Караваджо. Первое время он находился неподалеку от Рима.
И на ней сам Караваджо, но не в образе победителя Давида, а в образе побежденного Голиафа. Но любил ли он её, трудно сказать. Мощные контрасты света и тени, простонародная непритязательность образов, выразит.
Своим творчеством художник полностью отвергал разделение жанров живописи на «высокие» и «низменные». Из всей этой серии меньше всего нарочитости в «Юноше с корзиной фруктов» (1593 г. ): на ней изображен мальчик лет шестнадцати, держащий корзину с горой фруктов. Таинственный благодетель Филлиды запаздывал, что свойственно римлянам. Оплачивала все это мать, которая его боготворила. Таким образом, «Гадалка» оказалась в Лувре, поразив многих своей необычностью, свежестью взгляда и породив немало подражаний, например одноимённую работу Жоржа де Латура в том же прославленном музее.
Матфея для часовни Контарелли. Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг. ) – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой ("Призвание апостола Матфея" и "Мучение апостола Матфея", 1599-1600 гг., "Распятие апостола Петра" и "Обращение Савла", 1600-1601 гг., "Положение во гроб", 1602-1604 гг. В последнее время он зачастил в таверну «Туркотто» на площади Навона излюбленное место вечно толкущихся там шулеров, шлюх, сводников, разного жулья и проходимцев.
А бывало, что для него много часов позировала целая группа натурщиков. Собственно, полное имя Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio). Эта его привычка сохранилась и в дальнейшем. Одна из распространенных версий – Караваджо заболел малярией. Видать, время не успело ещё окончательно развеять худую молву о нём.
А жив ли он сейчас. Эхо влияния Караваджо прослеживается даже в работах Рембрандта и Веласкеса, но только в «Мальчике с корзиной фруктов» его неповторимый стиль воплотился во всей полноте, с мерой и гармонией, которую можно найти только в картинах эпохи Высокого Возрождения. Некоторое время работал помощником рим. Однако картину «Мадонна со змеёй» (Madonna dei Palafrenieri) опять не приняли, т. к. Других натюрмортов Караваджо до нас не дошло, они присутствуют только как вспомогательный элемент на картинах «большого жанра», например на «Ужине в Эммаусе» (1601—1602, деталь).
Чтобы как-то успокоиться и собраться с мыслями, он решил взять с собой недавно написанную копию «Магдалины», для чего прошёлся дополнительно по отдельным темноватым местам картины мягкими беличьими кисточками для лессировки, а затем покрыл изображение защитным лаком во избежание малейших царапин в дороге. Голиаф – великан и безбожник, Давид – царь иудеев. На их фоне выделяется большой палец правой руки с ногтем в траурном обрамлении. Жизнь Караваджо была так же драматична, как и его картины. Художник умер в возрасте 38 лет 18 июля 1610 года. К последним годам жизни К. относится также картина «Давид сголовой Голиафа» (ок.
Он носил их, пока они на нём не истлевали, превращаясь в лохмотья. среду Рима. Физически, да. природой, так и метафорич. К нему попали несколько картин Караваджо и очень понравились.
Мойте был образованным и культурным человеком, ценил искусство и дружил с Галилеем. Причина смерти художника остается неясной. Всякий раз понятливый Марио незаметно куда-то исчезал. Он охотно приобрёл «Юношу, укушенного ящерицей», но заплатил мизерную сумму, едва покрывшую расходы на холст и краски. Он не жилец.
Он несколько раз был арестован, вел себя эксцентрично и вызывающе. С первого взгляда на эту картину мы увидим движение. Ведь это автопортрет. Но у Караваджо на сей счёт были свои соображения.
Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и др. ), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии. На сей раз на картине не две, а три фигуры — сидящие за карточным столом игроки в таверне. Во многом от дАрпино идет интерес Караваджо к миру вещей, любовное внимание к предметам. Композиция обрамлена листьями, на которых виднеются царапины, дырки, вероятно, проеденные гусеницами, а один из виноградных листьев вообще завял. Глядя на его работы даже сложно вообразить, что переживал художник. Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров XVII века— Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта.
живописи. Родился 28 сентября 1573 года. Но увидев, как парень схватил Аннуччу за волосы и потащил к выходу, Караваджо не выдержал и вмешался, силой вытолкнув пьянчугу из таверны и опять же никто не придал этому никакого значения. папа был недоволен тем, что натурщицей оказалась куртизанка. В 1606 г. Караваджо из-за обвинения в убийстве оказался «вне закона» и вынужден был бежать из Рима. Умер Караваджо в 1610 г., в возрасте 38 летИзвестный при жизни, Караваджо был забыт почти сразу после смерти и «был открыт вновь» только в XX в. Творчество Караваджо, не принадлежавшего к какой-либо определённой художественной школе, возникло как оппозиция господствующим направлениям в итальянском искусстве конца 16 – начала 17 вв.
Караваджо вскоре вернулся оттуда на костылях, с которыми расстался лишь через пару недель. Свет в его картинах становится мягким и подвижным, колорит тяготеет к тональному единству, манера письма приобретает характер свободной импровизационности. Но еще значительнее было влияние творчества Караваджо за пределами Италии. Он умер, когда Микеланджело исполнилось шесть лет. Она никого не может оставить равнодушным.
Что может быть естественнее сочетания юной красоты и свежести модели и свежести фруктов. силой отличаются лучшие работы К. этого времени: «Положение во гроб» (1602–04, Пинакотека Ватикана) и «Успение Марии» (ок. Его жанровые картины из жизни римской улицы принесли ему широкую известность. Именно в это время им написаны такие картины как «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея», а также «Распятие апостола Петра». Он явно не терпел высокорослых наглецов и всегда был готов помериться с ними силой, к тому же речь шла о беззащитной девушке. Завидев их, Марио в ужасе убегал из подвала и парня трудно было заманить обратно. Это говорит о том, что Караваджо писал свои произведения без предварительной подготовки сразу на холсте с натуры.
Каким-то образом ему удалось сбежать и попасть на Сицилию, а затем в Неаполь. В некоторых случаях, Караваджо работал фрагментарно. зрителю. Уникальна и неповторима. Учился в Милане (1584-1588) работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609).
1590-хгг. Известна дата его рождения — 8 декабря 1577 года. Недавно на приёме во дворце князя Памфили он увидел «Каящуюся Магдалину» и загорелся желанием приобрести её авторскую копию или какую-нибудь новую работу. Воображаемый Вакх показан больным из-за чего бедняга непривычно трезв и грустен. В это время К. открывает новые возможности живописи, впервые обратившись к натюрморту и «авантюрному» жанру («Гадалка», ок.
Для кардинала дель Монте были написаны лучшие картины раннего римского периода: «Вакх» (1595–97, галерея Уффици, Флоренция), «Лютнист» (1595–97, Эрмитаж, С. -Петербург), «Корзина с фруктами» (1598–1601, Пинакотека Амброзиана, Милан). Но он сломлен, повержен. 1605-1606 гг. ). Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели ("Маленький больной Вакх"), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры ("Юноша с корзиной фруктов"). Сирота оказалась выброшенной на улицу без средств к существованию.
Мария Магдалина», ок. Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) родился в городке Караваджо, расположенного неподалеку от Милана, в семье архитектора Фермо Меризи. В 1584 г. Караваджо поступает в мастерскую Петерцано ученика Тициана. В 1591 г. в результате ссоры за карточным столом Караваджо убивает человека и перебирается в Рим, где на рубеже XVI – XVII в. в. Девушка часто наведывалась в мастерскую, коротая с ним время.
"Смерть Марии", ок. произведениях поэтич.
Первой такой работой была «Ваза с цветами». Так прошли еще 3 года из биографии Микеланджело и они не прошли даром.
В 1606 году, поссорившись во время игры в мяч с одним из участников этого развлечения, художник убил своего противника на дуэли. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты— Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). В том же году о картине «Юноша с корзиной фруктов» стали говорить как о выражении Христовой любви, спасающей и дарующей жизнь вечную. В Неаполе в 1606–07 он написал для ц. Сан-Доменико-Маджоре большие алтарные картины «Семь дел милосердия» (ц. Пио-Монте-делла-Мизерикордия, Неаполь), «Мадонна чёток» (Худож. -историч. Самая ранняя картина из представленных на выставке «Юноша с корзиной фруктов», написанная в 1594 или 1597 году.
Эти две поясные фигуры помогли художнику достичь небывалого реализма". Драматич.
В 1601 К. написал две картины– «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра» для капеллы Т. Черази в ц. Санта-Мария-дель-Пополо в Риме. милосердия. Сложное и безвыходное психическое состояние Караваджо на лицо. В картине присутствует личный мотив, связанный с частыми ссорами с Марио. В отличие от работавших в Италии фламандцев, которые прославились своими натюрмортами, Караваджо отказался от богемского хрусталя, ваз из муранского стекла, перламутровых раковин, златотканых материй и прочих атрибутов роскоши избрав самые обыденные предметы, сопровождающие человека в его повседневной жизни, что полностью отвечало его эстетическим взглядам.
От картины веет лёгкой грустью, хотя жизнь с её суровой поступью требовала от художника иных более динамичных решений и каждодневно давала о себе знать, заставляя действовать с полной отдачей сил и бороться, дабы выжить. Первый вариант алтарной картины для капеллы «Святой Матфей и ангел» (1602, погибла в Берлине во время 2-й мировой войны) был отвергнут заказчиками из-за излишне простонародного облика апостола. А это накладывало на него ответственность за юношу, который покинул мастерскую Чезари и последовал за старшим товарищем, дабы не оставлять его одного в трудную минуту, за что Караваджо был ему бесконечно благодарен — вдвоём всегда легче сносить невзгоды. Он её заслужил. Выручили девочку подружки-землячки, которые были постарше и знали в жизни толк. В его ранних религ.
За ним охотятся. Аннучча как нельзя лучше подходила для такого образа.
Как всегда, особую прыть проявлял синьор Валентино, который пристально следил за каждым шагом Караваджо в искусстве и направлял неопытного молодого художника на «правильный», как он считал, путь. Пик их деятельности пришелся на промежуток с 1500 по 1564 (год смерти Микеланджело), а основным центром стал Рим, куда папа Юлий II приглашал лучших художников, скульпторов и архитекторов, создавших Риму славу новых Афин эпохи классики. Её снимает для неё один богатый синьор, чьё имя держится в секрете. Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим. Начнем с картины "Мальчик с фруктами". лаконизм жестов при энергичной лепке пластич.
Но кардинал, эрудит и знаток зооморфизма в мифологии, явно проглядел основное, поскольку отнюдь не обертоны гомосексуализма составляют суть картины. И продолжим беседу о творениях Караваджо. Мнение, прямо скажем, странное и неожиданное.
Он рисовал вопреки религиозным стандартам, которые существовали в то время. трактовка сюжета как нравств. Первое время он, как и многие провинциалы, приехавшие в столицу на заработки и учебу, не имел регулярного источника дохода, недолго проработал в мастерской Джузеппе Чезари — любимого художника папы Климента VIII (впрочем, ушел он не в последнюю очередь от нежелания быть у кого-то в подмастерьях), а кроме того, не понаслышке узнал жизнь улиц, харчевен и ночлежек.
Поначалу «Отдых на пути в Египет» (135, 5x166, 5) писался с трудом, словно с похмелья. Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду. Но Караваджо вежливо отклонил его предложение, зная, что такая «доброта» обойдётся ему в копеечку. в связи со строительством большого количества дворцов и церквей ощущалась нехватка художников. В 1594 г. Караваджо получает приглашение кардинала Франческо дель Монте и начинает работать по его заказам. В 1595 г. несмотря на солидные рекомендации, Караваджо не удалось поступить в Академию Святого Луки (Accademia di San Luca – объединение художников, созданное в Риме по инициативе папы римского Григория XIII). В 1597 г. кардинал Франческо дель Монте заказал Караваджо роспись потолка своей виллы и художник создал первую и последнюю в своей жизни фреску: «Юпитер, Нептун и Плутон» (Jupiter, Neptune and Pluto). В 1601 г. Караваджо организовал собственную мастерскую. В это время Караваджо пишет множество полотен религиозной тематики: «Иоанн Креститель» (St. Это самая значительная выставка Караваджо, организованная за рубежом.
У левого глаза припухлость от ушиба. Объявлена награда за голову Караваджо. При этом он оставил столько шедевров живописи, что кажется, будто прожил до старости, а не умер в 38 лет. Гордо подбоченясь, он доверчиво протянул цыганке руку, а другую упёр в бок рядом с эфесом шпаги, словно говоря, «знай, милая, с кем имеешь дело, а потому гадай честно, без подвоха».
Эта внутренняя борьба ощущается на холсте в каждом мазке. Здравствуйте, дорогие гости. Часто в работе художник использовал наклонное зеркало, чтобы создать объем фигур.
Пройдя обучение в миланской мастерской у Симоне Петерцано, Караваджо отправился в Рим. Его работы нравились тем, кто тяготел к новаторству – например, голландцам. На «Гадалку» возник спрос, так что художник вынужден был написать её повтор. Как говорится, всяк волен судить в меру своей испорченности. Но в конце 1599 года между друзьями произошла размолвка. Им написаны также «Экстаз св.
Молодого художника не оставляла мысль дать такое изображение своего друга Марио, которое подчинялось бы его авторской воле и это ему полностью удалось в картине «Юноша, укушенный ящерицей» (65, 8x52, 3). 1598, Институт искусств, Детройт «Св. Он ценил эти тихие вечера.
И вот она. Так появился «Юный Вакх» (95x85). Он выступает посредником между Небом и Землёй. Да и в жизни самого художника произошли заметные изменения. Таковы монументальные полотна из цикла, посвященного св. Поза у Вакха неудобная. Вот почему отнюдь не раскаяние ему хотелось отразить, когда он работал над картиной. Он переехал в Неаполь, где написал более десяти картин. Так, её лучшая подруга Филлида Меландрони живёт в прекрасной квартире в самом центре на улице Кондотти.
музее, Мессина). Тогда на пути Микеланджело и встретился кардинал Франческо дель Мойте. В убийстве обвинили Караваджо. Сам Караваджо, ослабленный болезнью, не смог тогда разобраться в своих чувствах. Их оригиналы утеряны, но сохранились авторские копии.
Его характер очень хорошо отражен в его картинах. Он работал с натурщиками как режиссер, выстраивая кадр. Тот обрадовался такой просьбе, увидев в этом явный признак выздоровления.
Это большая радость, – сказала журналистам директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова. Обычно преданный друг безропотно соглашался ему позировать и искренне радовался, рассматривая собственное изображение на рисунке.
Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером. Вскоре о Караваджо заговорили в кругах ценителей живописи. Но нет, не Караваджо, он реалист и рисует смерть такой какая она есть, без прикрас. В семье было еще трое детей после него.
Только улица могла подсказать ему сюжет картины, что более вероятно. Её мягкую поступь, лёгкое дыхание и нежное прикосновение рук он постоянно ощущал, когда его лихорадило и мучила жажда, не дававшая заснуть. По-видимому, художник снял с «Отдыха на пути в Египет» копию и подарил в знак благодарности за приют и добро монсиньору Петриньяни, о чём вскользь упоминает в своих мемуарах Манчини. Украдкой от хозяина мастерской он продолжал писать для себя. Но с того злополучного дня Лючии и след простыл. Вскоре живописцу удалось покинуть Мальту и попасть на Сицилию.
События биографии Караваджо поражают своим драматизмом. Умница кардинал очень тонко подметил характерную черту молодого художника.
Около 1595 года появилась знаменитая картина Караваджо «Юноша с лютней» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), вызвавшая восторг у современников художника. Он несколько раз попадал в тюрьму. С его мнением считался сам Чезари, тем паче что старший брат Просперино придворный поэт Аурелио Орси был одним из основателей Академии Безрассудных и пользовался большим весом в художественных кругах. Потом картину купил в свою коллекцию римский аристократ и банкир Винченцо Джустиниани.
формы, подчиняющиеся законам образной драматургии. Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером. Он водил Анну по театрам и ресторанам, нанимал всякий раз извозчика, не скупясь на чаевые, а у лучшего портного заставил упирающуюся подружку выбрать себе по вкусу фасон нового платья. Не спуская с него глаз, Иосиф держит перед ангелом партитуру с мотетом, навеянным библейской «Песней песней», начинающимся словами «Как ты прекрасна, о Дева Мария. ».
Его коллекция в 1808 году была вывезена во Францию и выставлена на продажу. В произведениях кон. Пригрозив страшной местью за «поруганную честь» сестры, взбешённый Томассони выхватил из-за спины нож, успев полоснуть по холсту, но был вовремя скручен и выдворен вон сбежавшимися сторожами и крепкими братьями-августинцами. Савольдо, А. Моретто, Дж. Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи. Первое его изображение появилось на картине «Юноша с корзиной фруктов» (70x67).
Обычно она мило щебетала, делясь последними новостями, а Караваджо, сидя за мольбертом, молча работал, думая о своём. Снова появилось неукротимое желание работать, чтобы забыть всё остальное. Это была жестокая борьба на выживание, в которой побеждали только сильные духом.
Караваджо Микеланджело (Caravaggio). Картину «Лютнист» («Юноша с лютней») для Эрмитажа приобрел Александр I. Один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо родился 29 сентября 1571 года в итальянском селении Караваджо, неподалеку от Милана. На краю узкого стола лежат другая гроздь винограда, уже тёмного и два недозрелых персика. Известный режиссер Мартин Скорсезе говорил: «Все, что я знаю, я узнал, глядя на картины Караваджо».
Его безучастный взгляд обращён куда-то в сторону, минуя зрителя, а рот полуоткрыт, словно он хочет сказать: «Принимайте заказ, а мне пора идти. » Но художник не в силах с ним расстаться и, любуясь его броской красотой, наносит на холст быстрые мазки, пока модель находится перед ним, добиваясь плавных светотеневых переходов. Сколько раз он переписывал "Боярыню Морозову", прежде чем сани стали "ехать". Из общего темного и нейтрального пространства свет подчеркивает основное, обращает внимание зрителя на самое главное в картине: лицо изгибы шеи и плеча юноши, драпировку рубашки и корзину фруктов. Он все еще надеялся, что его помилуют.
Но, поддавшись чарам девушки и ощутив нежность её рук, он, кажется, уже забыл о гадании. О Микеланджело да Караваджо ходит множество историй и легенд. В окончательном варианте (1602–03) К. добился большей слаженности и торжественности композиции, сохранив живую непосредственность в облике и движении двух фигур. Он также является новатором в рисовании с натуры.
Свой творческий путь Караваджо начал как художник, писавший гирлянды и цветы в мастерской Джузеппе Чезаре дАрпино. Выздоравливающий Караваджо явно истосковался по настоящему делу — написанию с натуры. Купивший «Гадалку» Маттеи больше не появлялся и вот таким образом нельзя было упускать подвернувшийся случай. (маньеризм и академизм).
Караваджо с трудом поднялся, превозмогая боль и снова упал. С. Петерцано в 1592 уехал в Рим, по дороге, возможно, посетил Венецию. Он любил и по борделям прогуляться и в карты сыграть и выпить. музей, Вена) и «Бичевание Христа» (музей Каподимонте, Неаполь) на Мальте в 1607–08– «Усекновение главы Иоанна Крестителя» и «Святой Иероним» (обе– в ц. ИоаннаКрестителя, Валлетта) на Сицилии в 1609– «Погребение св.
Реализм религ. Будущий художник начал проявлять способности к рисованию с детства. Контрерас был в восторге от такого дара и отправил картины к себе на родину в Севилью — так произведения Караваджо впервые оказались за рубежом. Перед играющим музыкантом лежит скрипка со смычком и нотные тетради. Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь.
Отец мальчика был зажиточным архитектором. Абсолютно новую интимно-психологическую интерпретацию получили у него традиционные религиозные темы (Отдых на пути в Египет, галерея Дориа-Памфили, Рим). Музыковеды считают автором мелодии фламандского композитора Ноэля Баулдевейна. Романино, Л. Лотто).
Но художник ввязался в очередной инцидент и попал в мальтийскую тюрьму. Его хотят убить.
Он мог так сидеть часами. Аннучча была признательна ему за заступничество.
На одутловатом лице землистого цвета грустные глаза, а под ними синюшные мешки. По выражению его бесстрастного лица трудно было определить, нравится ли ему работа. Но на родине Микеланджело было непросто пробивать себе дорогу.
Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие). периода, как «Христос в Эммаусе» (1601, Нац. галерея старого искусства, Рим «Жертвоприношение Авраама», 1601–02, галерея Уффици, Флоренция). Наконец, третья специфическая черта стиля Караваджо — это знаменитый «подвальный» свет. Лючии» для ц. Санта-Лючия (Региональный музей Палаццо Белломо, Сиракузы), «Воскрешение Лазаря» для генуэзского купца Ладзари и«Поклонение пастухов» для ц. Санта-Мария-дельи-Анджели (обе– в Нац.
1590-хгг. И это самое ценное в картине. Петра» (The Crucifixion of St Peter, 1600-1601), «Жертвоприношение Исаака» (The Sacrifice of Isaac, 1602). В 1604 г. Караваджо перезжает в город Лорето и создает полотно «Мадонна ди Лорето» (Madona di Loreto) для церкви Сант-Агостино. Тот, что постарше, Ругантино, выступает заводилой. Он погружён в собственный мир неведомых нам желаний и сокровенных мыслей.
До нач. галерея, Лондон), «Уверение Фомы» (1602–03, дворец Сан-Суси, Потсдам), «Мадонна с паломниками» (1604–05, ц. Сант-Агостино, Рим) и «Мадонна со змеёй» (1605–08, галерея Боргезе), «Святой Иероним» (1605–06, галерея Боргезе). Узнав о случившемся, тут же объявился обладавший редким чутьём синьор Валентино, предложивший на время перебраться к нему. Действительно, на его картине всё написано добротно и просто, без заумных изысков и легко читается — хотя действия как такового нет, а сюжет, как выразился М. М. Бахтин по другому поводу, «напряжённо замедлен», чтобы дать возможность зрителю спокойно и неторопливо разглядеть изображение и вникнуть в его суть. С годами его взгляд на мир изменится, палитра помрачнеет и ему не удастся больше повторить тот удивительно светлый и спокойный настрой «Отдыха на пути в Египет», пронизанного лиризмом.
Ныне один вариант «Юноши, укушенного ящерицей» принадлежит собранию Лонги во Флоренции, а другой — Национальной галерее в Лондоне. Это первая работа, выполненная им на религиозную тему, если не считать не сохранившихся обетных картин, написанных для «монсиньора Салата» и Лоренцо Сицилианца. На Мальте Караваджо работал весьма продуктивно и за заслуги перед Мальтийским орденом Микеланджело Меризи да Караваджо был посвящен в его рыцари. Но он был на хорошем счету, вот таким образом ему многое сходило с рук.
Независимый характер К. часто приводил его к столкновениям с законом. Несмотря на то, что картина относится к числу ранних, в ней есть все главные черты творчества Караваджо, то, что делало его непохожим ни на кого другого. благочестию Ф. Нери, что особенно заметно в таких произведениях рим. Невольно напрашивается сравнение с эрмитажной «Кающейся Магдалиной» кисти Тициана, в которой всё подчинено раскрытию темы раскаяния, оказавшейся чуждой тогдашнему настрою Караваджо. Одна из самых известных картин Микеланджело да Караваджо «Лютнист» (холст, масло 94х119) хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Один их вид вызывает во рту оскомину. Не имея денег на оплату натурщиков — согласно договорённости ему надлежало писать только неживую природу, — Караваджо вынужден был украдкой для собственных работ использовать в качестве моделей уличных ребят или мальчиков на побегушках, которых было немало в многолюдном заведении Чезари дАрпино. Хотя крови не было, но нога от ушиба посинела и опухла.
Искусствоведы говорят об особой работе со светом и тенью в полотнах Караваджо. Для картины «Смерть Марии» он взял труп утопленницы и изобразил на картине мертвую Деву Марию так, как выглядит труп в реальной жизни, хотя по всем канонам Возрождения он должен был изобразить девушку, которая просто спит. мастерство иллюзионистич.
Иногда на огонёк заходил монсиньор Петриньяни и приглашал всю компанию к себе вместе отужинать, чем Бог послал. Её следы утеряны, но лет шестьдесят спустя картину увидел биограф Беллори и вот что он отметил в своих «Жизнеописаниях»: «Микеле написал букет в стеклянном кувшине с отражённым в воде окном комнаты и переливающимися на свету каплями росы, дрожащими на лепестках цветов. Но Караваджо это не устраивало, он рисовал людей, реальных людей, реальную жизнь. имя и фам.
Каждый плод, каждый лист изображен так, как будто на картине больше ничего нет: все фрукты, лежащие в корзине, прекрасно видны: персики, три вида винограда, разломанный гранат инжир с лопнувшей кожурой, несколько яблок (одно чуть побитое). Кое-кому из них удалось неплохо устроиться. Художника заметили и он стал получать все больше и больше заказов.
мастеров (Дж. Успех не заставил себя долго ждать. смыслом (свет Божественной истины, озаряющей путь к спасению). «Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба»5. Он злодей.
Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598). Был ещё и приблудный чёрный пёс по кличке Корво (Ворон) — Караваджо с детства питал слабость к животным. Черноокий молодой парень с копной тёмных вьющихся волос и слегка откинутой назад головой, равно как и прижатая к его груди корзина с фруктами в обрамлении подёрнутых желтизной виноградных листьев — всё это написано настолько живо и правдоподобно, что заставляет забыть о частностях, сосредоточивая внимание на образе типичного римского рассыльного из зеленной лавки, самоуверенного и знающего себе цену.
Анне Бьянкини, так звали девушку, на вид было не более шестнадцати. Сформировался под влиянием сев. -итал. Если же говорить о жизни, то для Караваджо она пока никак не складывалась. Его охватило волнение.
очарования и классич. Раза два наведывался Марио, но Караваджо строго-настрого запретил ему появляться. Такое изображение стало возможным прежде всего благодаря работе со светом.
художника-маньериста Дж. Кроме того, ему теперь надо было заботиться и о Марио. Полные поэтич. Вызвала неоднозначные эмоции и даже пошатнула репутацию Караваджо. Подражая подобным образом природе, он превосходно писал и другие картины»24.
Приемы художника позже использовались в фотографии и кинематографе. В новой картине «Шулеры» (91, 5x128, 2), как в известной Commedia dellArte, зритель видит и подмечает всё, что стараются ловко скрыть от него на подмостках герои пьесы. Новичка всячески поддерживал и опекал добряк Просперино, а уж он, как никто другой, знал толк в различных композициях из цветочного орнамента, за что и получил прозвище «гротесковый». Он отвртителен сам себе.
Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду. Но в этом единственном своем натюрморте Караваджо отказался от резкого, освещения и яркого колорита, «Корзина», благодаря своему мягкому коричневатому колориту, кажется скорее фреской, чем живописным полотном. В период скитаний К. создал ряд выдающихся произведений религ. Защитники художника начали вести с папой римским переговоры о его помиловании. Его давно ждали кисти и палитра, которые подготовил предусмотрительный Марио.
Екатерина Александрийская», ок. Картина не была принята единодушно. этике св. Во время позирования девушка немало рассказала ему о себе.
Они-то и ввели её в свой порочный круг. Обе эти работы, «Гадалка» и «Шулеры», преисполненные действия и занимательной театральности, вызвали большой интерес. Дружба с Анной продолжилась и после завершения работы над образом грешницы. Одна из них раскрыта и зритель может прочитать каждый знак на ее страницах. Эта картина, конечно же, повергла в шок не только заказчиков, но и всю общественность. галерея старого искусства, Рим).
Всё это подтолкнуло Караваджо к написанию повтора «Магдалины», так как многие коллекционеры выражали желание иметь копию. А было ли ему свойственно такое чувство. Или может он желает смерти. Известна трактовка полотна как изображение реальности, лишенное символических вымыслов. Карла Борромея и нар.
Творческая манера Караваджо оказала непосредственное влияние на сложение течения караваджизма – самостоятельного направления в европейском искусстве 17 века. Здесь, как и в «Гадалке», происходит обмен взглядами, но уже тройной, подчёркивающий напряжение происходящего. Папа римский Павел V, чей портрет ранее писал Караваджо, объявил художника «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение.
Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию ("Отдых на пути в Египет"). Она потрясает, она ужасает, она невероятно проникновенна, она глубока и страшна. Он держался несколько обособленно, не вступая ни с кем в приятельские отношения. Но бедняжка мать вскоре умерла, подцепив римскую лихорадку.
Несмотря на юный возраст она пользовалась успехом и от ухажёров не было отбоя. Приобретает характер свободной импровизационности. На мече есть сокращенная надпись — «H-AS OS» на латинском языке «Humilitas occidit superbiam».
учился у миланского худ. Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта ("Корзина с фруктами", ок. В переводе на русский означает: «Смирение убивает гордость». Со второй половины 1590-х годов Караваджо создает главным образом картины на мифологические и библейские сюжеты («Жертвоприношение Авраама», 1594–1596, Галерея Уффици, Флоренция «Юдифь и Олоферн», 1595–1596, собрание В. Коппи, Рим «Голова Медузы горгоны», Галерея Уффици, Флоренция). Именно так испанец Хусепе Рибера рисовал апостолов, святых и героев античной мифологии.
Хотя на родине художника в Милане имеется улочка с таблицей «Караваджо Микеланджело Мериджи» и на ней до сих пор ошибочно фигурирует 1609 как год смерти мастера — о причине этой ошибки будет сказано далее. Он славился непростым характером, слолжностью восприятия, необузданными эмоциями. Могила художника находится в тосканском городке Порто-Эрколе. Та воспротивилась, сказав, что он еле на ногах стоит и ему лучше бы проспаться. В Неаполе он написал большие алтарные картины Семь дел милосердия (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), Мадонна Розария и Бичевание Христа.
Исключение — «Корзина фруктов» (ок. Итальянский художник. Ввалившийся как-то в таверну подвыпивший верзила подошёл к Аннучче, так звали в округе девушку и, хлопнув её по мягкому месту, предложил прогуляться с ним, не стесняясь в выражениях. Контраст между светом и тенью придавал напряженность в картинах.
Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (Гадалка, Лувр, Париж и другие). Караваджо пришлось бежать из Рима. Уже в ней он выступает новатором, делая своим героем человека из уличной толпы. Эта корзина, вероятно, самый крупный и главный натюрморт Караваджо просто-напросто потому, что больше «чистых» натюрмортов он практически не рисовал.
публике того времени и часто недоступный совр. Это был удачливый делец, тонко разбиравшийся в искусстве. Чтобы несколько замаскировать откровенную чувственность своих моделей, художник окружает их самыми разнообразными атрибутами – бокалами и графинами с вином и пиршественными венками («Вакх»), музыкальными инструментами («Лютнист», «Музыканты») – всё это позволяло трактовать картины как жанровые сцены, а не просто портреты привлекательных юношей, которых, по всей видимости, Караваджо находил среди своих уличных знакомых. Он выполнял заказы на весьма престижные работы. Каменная столешница, отполированная временем, перед съёжившимся от озноба Вакхом скорее напоминает стол для покойников в холодной мертвецкой, да и от самой картины исходит сумрачный таинственный свет, создавая безрадостную атмосферу.
Cогласно сохранившейся описи 1605 года, среди его инструментов было обнаружено зеркало. Так, его картина «Святой Матфей и ангел» была отвергнута служителями церкви как недостойная. 1593, оба– вгалерее Боргезе, Рим). Но и здесь несчастья не оставляли Караваджо. Поскольку изображённый мифический персонаж не походит на позировавшего Марио, чей задумчивый образ так тонко и поэтично передан в «Юноше с корзиной фруктов», можно смело предположить, что, рисуя полноватого вялого Вакха, художник, обладавший прекрасной физиогномической памятью, вспомнил своего друга детства увальня Муцио Колонна, с которым было граничит столько проведённых счастливых дней. Но не могло быть все так гладко, нрав художника дал о себе знать.
После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. В больнице Караваджо написал по памяти несколько небольших полотен.
Прожив 9 месяцев, он перебрался в Мальту. Но оставим разговор о Сурикове до будущих тем. У обеих корзин много общего: похожий набор фруктов, похожая компоновка (фрукты в окружении листьев). За год до своей смерти, в 1609 году, он вернулся в Неаполь и начал ожидать прощения и разрешения вернуться обратно в Рим.
примера («Св. Это своего рода парафраз известной пословицы, одинаково звучащей по-итальянски и по-русски: «Что имеем, не храним, потерявши — плачем». Неудача не обескуражила Караваджо, а только пуще распалила в нём желание добиться успеха. Свет – главный участник его картин.
Зрелые произведения художника Караваджо – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мученичество апостола Матфея, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме Положение во гроб, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан Смерть Марии, около 1605-1606, Лувр, Париж).
Ответить трудно. Тогда же были написаны «Мальчик с розами в вазе» и ещё несколько схожих работ, которые молодой художник безуспешно пытался продать. Пришлось завести кошку. 1598, Нац.
Взгляд через обнажённое плечо направлен мимо зрителя куда-то в пустоту. В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало ("Вакх", 1592-1593 гг. ). Микеланджело да Меризи, Michelangelo da Merisi) итал. 1600–03, Лувр, Париж), в которых он достигает полноты творческой зрелости.
В «Призвании апостола Матфея» (см. Понемногу девушка свыклась с непривычной для неё ролью натурщицы и терпеливо сидела с серьёзным выражением лица, боясь даже пошевельнуться перед мольбертом. К счастью, подвернулась заинтересовавшая его модель.
Он был одержим желанием работать только с натурой и ни о чём другом не помышлял. Послед одного из таких инцидентов Павел V объявил художника «вне закона», то есть его мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение. С ним рука об руку шли драки, разбой, жестокость, скандалы и даже тюремное заключение. Это был чудаковатый холостяк, живший со старушкой матерью в собственном доме неподалёку. Личность самого художника была такая же яркая, харизматичная и агрессивная.
Там он первое время бедствовал, перебиваясь случайными заработками и дописывая отдельные детали на картинах более известных мастеров кисти. Рисуя уличных мальчишек, завсегдатаев трактиров и жалких бродяг, ночующих зимой и летом под открытым небом, он выглядел вполне счастливым человеком, хотя, признаюсь, не всё на его картинах меня привлекало»25. Ощущая её присутствие, он успокаивался и целительный сон брал своё. Их многочисленное землячество давно осело неподалёку, на площади Испания.
Высказывается мнение, что сюжет был навеян одним рисунком художницы Софонисбы Ангвиссола (1532—1626), который хранится в неаполитанском музее Каподимонте. Парень озлился и при всех обозвал её «поротой тварью». Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка.
Версия маловероятная и вряд ли Караваджо был знаком с творчеством этой художницы, ученицы Кампи, писавшей в основном портреты в обрамлении забавных жанровых сцен типа «Игра в шахматы» (собрание Радзиньского, Познань) или автопортреты. Его художественный салон пользовался большой известностью среди коллекционеров.
John the Baptist, 1600), «Ужин в Эммаусе» (Supper at Emmaus, 1602), «Распятие Св. 1596–97, галерея Дориа-Памфили, Рим «Экстаз св. Как и всякий здравомыслящий человек, он сознавал греховность некоторых своих поступков, однако не очень-то задумывался над ними, что свойственно многим молодым людям.
Лучии", 1608 г. ). Далеко не всем живописцам удавалось передать движение. Её главное и бесспорное достоинство абсолютно в другом.
Натурализм Караваджо в сочетании с выразительным светом очень хорошо подходил для изображения мученичеств и экстаза (два излюбленных сюжета эпохи барокко). Характер у юноши был вздорный.
Один из них вооружён кинжалом, который в любой момент может быть пущен в ход. Заядлый коллекционер банкир Чириако Маттеи, ставший обладателем «Гадалки», хотел любой ценой переманить к себе Караваджо. Его терзает мучение, совесть. художник.
События биографии Караваджо поражают своим драматизмом. О чём были те картины, написанные во время болезни, неизвестно. Кроме того, долгое время сохранялась версия, что это автопортрет художника.
чувства, побуждают зрителя к сопереживанию событиям евангельской драмы. Им на помощь прилетел златокудрый ангел со скрипкой. Эти яркие детские воспоминания навсегда запали в душу художника.
Он верил в свой час, хотя жил в крайней нужде. Узнав об этом, Караваджо решил вернуться поближе к Риму и ждать официального помилования. Но однажды отношения с хозяином мастерской вконец испортились. Матфею («Евангелист Матфей, внимающий ангелу», «Призвание апостола Матфея», «Мученичество апостола Матфея», все — в 1597–1598-х, церковь Сан-Луиджи деи Франчези, капелла Контарелли, Рим). Эта серия сделала юного (ему не было и тридцати лет) Караваджо первым живописцем Рима.
В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. Приор госпиталя ежедневно навещал больного, назначив ему особый курс лечения.