Я пообещал дать ей пятьдесят гульденов, если успеет дочитать до Пасхи. Он умер в Айслебене 18 февраля 1546 года. Чтобы как-то справляться с растущим хозяйством, Кати пригласила помогать ей кое-кого из своих родственников, в том числе тетю Магдалену, которая стала «нянюшкой» для детей Лютера. «Я не влюблен до безумия, но я нежен с нею», — говорил Лютер. Временами может казаться, что вино вытекает.
Успех любого брака зависит от двоих людей, которые не боятся изменяться со временем. Кроме того, на борьбу с феодалами поднимались и крестьяне. В 2003 году по результатам опросов общественного мнения Лютер стал вторым великим немцем в истории Германии. Однажды он сказал: «Бог разделил человеческую ладонь на пальцы для того, чтобы между ними могли проваливаться монеты». Лютеры потеряли своего второго ребенка, девочку, когда той не исполнилось еще и года.
Поездка произвела на молодого богослова неизгладимое впечатление. Но дом был его убежищем. Но Кати не страшилась гибели. «Я не стремлюсь избегать неприятностей в браке. В 1501 году по решению родителей Лютер поступил в университет в Эрфурте. При этом заупокойную мессу и другие пышные ритуалы, которые практиковались католиками в богослужении об умерших, Лютер упразднил. Труды, важнейшие для понимания богослужебной реформы Лютера, - «Формула мессы» («Formula missae», 1523) и «Немецкая месса» («Deutsche Messe», 1525-1526).
Можно ли стать настолько праведным, чтобы угодить святому Богу. Одному из них он как-то выдал такую тираду: «Дитя.
Berufung). Тем не менее, Мартин Лютер чувствовал, что просто обязан помочь им. Кати даже дала ему подушку.
Многие даже назвали его предателем. «Ничего нет прекраснее согласия в браке и ничего печальнее раздоров», — говорил Лютер. Как бы там ни было, его философией было: «Господь обеспечит нас всем необходимым». В браке у них родилось шесть детей. Во время Крестьянской войны 1524-1526 годов Лютер выступил с резкой критикой бунтовщиков, написав «Против убийственных и грабящих орд крестьян», где назвал расправу с зачинщиками беспорядков богоугодным делом. В 1529 году Лютер составляет Большой и Малый Катехизис, которые были положены во главу угла Книги Согласия. В работе Аугсбургского рейхстага 1530 года Лютер не участвовал, позиции протестантов на нём представлял Меланхтон. Она привлекала людей своим умом и силой своего характера. Иногда он называл ее «моя цепь», то есть по-немецки Kethe.
Он называл это «новым чудесным определением праведности». В них даны 2 литургические формы (на латинском и немецком языках), которые не были взаимоисключающими: латинские песнопения могли совмещаться с немецким хоралом внутри одной службы. Большое значение имел выполненный Лютером перевод на немецкий язык Библии (1522-1542), в котором ему удалось утвердить нормы общенемецкого национального языка. А после того как женился, подчеркивал его духовную сторону. Известно, что в марте 1532 года он инкогнито останавливался в гостинице «Чёрный медведь».
Брак — это школа характеров и оба они в ней многому научились. И такое случалось довольно часто, поскольку изысканностью речи Лютер не славился. » Несмотря на перебранки их брак был счастливым. Но, конечно же, не камнем. И Лютер смирился. «Человек спасает душу не через Церковь, а через веру», – писал Лютер.
Позже в различных версиях «Застольных бесед» эти студенты опубликовали шесть тысяч пятьсот девяносто шесть изречений Лютера. До брака Лютер часто отзывался о женитьбе как о требовании плоти.
Потом у одного из друзей от чумы умерла жена и Лютер привез к себе четверых его детей. Мартин ответил, что об этом не может быть и речи. Возможно, это свидетельствует скорее о его отношении к жене, чем о недостатке преданности Иисусу Христу. Кальвин возражает против него в своем первом теологическом труде «Сон душ» (1534).
Однако они носили другой характер. Также и третьего, дочь Магдалену, которой было тринадцать. Кати умерла четырьмя годами позже. Ухаживания романтическими назвать было никак нельзя. Лютер публично сжигает во дворе Виттенбергского университета папскую буллу Exsurge Domine об отлучении его от церкви и в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» объявляет, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации. Папу Римского поддерживает император Карл и Лютер ищет спасения у Фридриха Саксонского в замке Вартбург (1520-1521).
Но бочки пустыми не были. Михаила против убеждённых противников реформации. Когда он говорил о Послании к Галатам, то называл его «моя Катарина фон Бора». Если бы Кати добилась своего, то она получила бы по гульдену за каждое.
Монахиня была одна, а слухов — вдевятеро больше. А они спровоцировали Великую Реформацию. В перерывах начала читать Библию.
Как пишет один из биографов, бережливость фрау Лютер позволила их семье «накопить значительное состояние, вопреки беспримерной щедрости и гостеприимству ее мужа». На втором располагались кельи, переоборудованные в спальни. (Как-то Лютер великодушно согласился поухаживать за садом в течение года. ) Некоторое время поколебавшись, Мартин дал согласие на покупку еще одного сада. Мартин любил повторять: «Пусть жена сделает так, чтобы муж радовался, приходя домой. Лютер неоднократно появлялся в Иене.
И несомненно, что в его браке было как первое, так и второе. Решающим доводом стало то, что через этот сад протекал ручей. В письме к другу Мартин как-то писал: «Мой господин Кати шлет тебе привет. Но все всегда оканчивается к лучшему и это знают только те, кто попробовал это вино». Считать, что безбрачие более возвышенно, — значит противоречить Библии, утверждал он. Враги Лютера — а имя им было «легион» — уже потирали руки, думая, что Мартин погряз в мерзости.
Тогда ему было тридцать семь лет и он все еще считал, что не может нарушить данные за шестнадцать лет до того обеты. И вот настало время ему самому осуществить на практике то, о чем он говорил. Но сваха Лютер не оставлял попыток устроить ее жизнь. Вне всякого сомнения, она очень ревновала мужа к его студентам, которые за ужином имели возможность быть гораздо ближе к доктору Лютеру, чем она сама.
Но дети приносили им много радости. Один историк писал: «Все, что они умели — это молиться и петь». Он также надеялся и на то, что это заставит сплетников умолкнуть. Павла. Месса и службы оффиция (прежде всего вечерня с магнификатом), унаследованные от католиков, распевались как на стандартные латинские тексты, так и по-немецки.
В браке необходимо единство вкусов и характеров. Но похоть чувствуют даже вши и блохи. В последней работе ему активно помогал его преданный друг и соратник Иоганн-Каспар Аквила. Оставляя мир, он отдавался исключительно молитве.
Он никогда не умел обращаться с деньгами. Он говорил о детях: «Бог послал мне в них больше даров, чем любому епископу за тысячу лет». Мартин был против этого. Первый серьезный поворот в его жизни произошел, когда ему был двадцать один год. И никто не станет отрицать, что Лютеры обладали этим даром. Для обоих супругов первый год их совместной жизни был полон испытаний.
За день я так выматывался, что падал на кровать, ни о чем не думая». Его здоровье ухудшалось и он оказался втянутым в многочисленные церковные споры. Кати оказалась не только прекрасной матерью и домохозяйкой. Среди его учеников был в частности Эразм Альберус. Такими были Мартин и Кати. Он говорил: «Первая любовь опьяняет. Ее последними словами были: «Я проникну ко Христу, словно иголка, которую втыкают в пальто».
Они так же стремились увидеть в Лютере своего вождя. Лютер говорил, что не обменял бы Кати ни на Францию, ни на Венецию. Это было время, когда многие друзья оставили его. До Вормса Лютер был народным героем.
Лютер очень часто говорил о своей жене. Когда Кати узнала, где состоится свадьба, то устроила скандал. Лютер говорил: «Вся моя жизнь — терпение», — хотя и признавал, что терпение не было главной егодобродетелью. В 1571 году средний сын Иоганна Фридриха передал её в дар университету. Кати терпеливо лечила его диетой, травами, припарками и массажем. В то время у него было множество и других тяжких испытаний.
Иногда, намекая на Еву, он называл ее своим ребром. Я ведь ничем плохим не занимался». Они просили его о помощи. Мартин Лютер постиг смысл изречения Павла: «Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою». Сама концепция «призвания» появляется у Лютера в процессе перевода фрагмента Библии на немецкий язык (Сирах 11:20-21): «пребывай в труде (призвании) своем» Основной целью тезисов было показать, что священники не являются посредниками между Богом и человеком, они лишь должны направлять паству и являть собой пример истинных христиан. Через два года он проповедовал в городской церкви св. Имевшаяся бронзовая доска на два десятилетия оказалась на хранении в замке Веймара. Кати перестроила монастырь, сделала ванную и три больших погреба.
Он не только испытал на себе влияние культуры Возрождения, но в интересах борьбы с «папистами» стремился использовать народную культуру и многое сделал для её развития. В монастыре он привык к уединению, но Кати это очень не нравилось. Но однажды, когда Кати начала с ним спорить при собравшихся на обед гостях, он вздохнул и заметил: «Если я когда-нибудь буду жениться снова, я вырублю себе жену из камня». А дети у Лютера были нормальными, суматошными, энергичными ребятишками. А Кати именно в это время начинала испытывать жажду общения. Все называли ее «мама Лена».
Для монаха, которому исполнился сорок один год, это был непростой шаг. Мартин Лютер, конечно, был главной фигурой протестантской Реформации. 9:5). Это письмо Кати попало к Лютеру в очень благоприятный момент.
Шуточки по поводу гарема Лютера стали обычным делом. Праведность достигается не трудами. А общительный Лютер расцветал в этой суматохе все больше и больше.
Лютеру пришлось пересмотреть многое в своем отношении к обету безбрачия. В течение многих лет Лютер говорил, что брак — это божественное установление. Ему приходилось привыкать работать на людях. Но жена должна быть и самым близким другом». Он не советовался ни с кем, кроме своих родителей. Приняв решение, он даром времени не терял.
Но она понимала, что муж нуждается в их внимании. И да поможет мне Бог». Им восхищались все, кто был недоволен своим положением в обществе. Бог предназначает человека к определённому виду деятельности посредством вложенного таланта или способности и долг человека прилежно трудиться исполняя своё призвание. Всего Лютеру ныне приписывают сочинение около 30 хоралов. А ведь читая это послание, он пережил духовное возрождение. Он хотел, чтобы они повлекли за собой академическую дискуссию. Господь о нас позаботится».
Она ему: Ты съел яблоко. Иногда во время таких неформальных бесед речь Лютера становилась довольно резкой и даже грубой. В то время Лютер и его друзья зарабатывали на хлеб пением под окнами набожных обывателей.
Для Лютера это был очень тяжелый удар. В тот же период он против воли отца поступил в Августинский монастырь в Эрфурте. Последние годы жизни Лютера были омрачены хроническими недугами.
Он писал: «Я понял, что божественную праведность мы получаем последствием самой веры в Бога и благодаря ей, тем самым милостивый Господь оправдывает нас последствием самой веры». А муж пусть сделает так, чтобы она грустила, видя как он уходит». Там Мартин скрывался восемь месяцев, переводя Библию на немецкий язык. Представление о том, что оправдание верующий получает благодаря своей вере в милость Бога, Лютер разработал в 1515-1519 годах. На смертном одре Лютер сказал: «Если это воля Божья, прими ее». После основания «Салана» в 1537 году, ставшего впоследствии университетом, Лютер получил здесь широкие возможности для проповеди и призывов к обновлению церкви. Последователь Лютера Георг Рёрер (1492-1557) при своих посещениях Университета и библиотеки занимался редактированием трудов Лютера.
А он в ответ: Да ты же сама мне его дала. «Я сам едва в это верю, — шутил он, — но свидетели утверждают, что это случилось». Но Лютер разработал простой и надежный план. Еще чаще весь ужин занимали разговоры, а не еда.
Он ощущал, что Божий гнев вот-вот разразится над его головой. «Жениться легко. Иногда я их даже провоцирую. Лучшее из того, что Лютер сделал, было сделано не за станком, а за письменным столом. Однажды ночью Мартин возвращался в юридическую школу из родительского дома.
Лютер же критиковал догмы, то есть христианский аспект учения. «Иметь в браке мир и любовь — это дар, сравнимый с постижением Евангелия», — сказал однажды Мартин. Кати считала, что ехать туда — безумие. Конечно же, христианин должен любить свою жену. В хозяйстве также было восемь свиней, пять коров, девять телят. Она старается и уже добралась до конца Пятикнижия Моисеева».
И временами каждая из этих комнат была кем-нибудь занята. «Мне надо быть терпеливым с папой мне надо быть терпеливым с еретиками мне надо быть терпеливым с моей семьей мне даже надо быть терпеливым с Кати». В 1512 году он получил степень доктора богословия. На людях Кати называла его «доктор». В городе Торгау, располагавшемся неподалеку, жил уважаемый гражданин, член городского совета, бывший сборщик податей по имени Леонард Копп. Тогда Папа Римский Лев X предает Лютера анафеме в 1520 году буллу проклятия составил Пиетро из дома Аккольти (в 2008 году было объявлено, что католическая церковь планирует его «реабилитировать»).
Там он впервые ознакомился с работами блаженного Августина. Петра и спасения душ христианского мира». Стоит добавить, что выступления против папства были и раньше.
Мартин полагал, что свадьба «доставила бы удовольствие отцу, взбесила бы папу, заставила бы ангелов смеяться, а чертей рыдать и скрепила бы печатью его свидетельство». Но ему предшествовало прохождение курса «семи свободных искусств». Это была его самая любимая книга в Библии.
Что ты сделало такого, что я тебя так люблю. Просто за это его могли бы вскоре убить как еретика. У него был очень неустойчивый темперамент. Кати была для Мартина садовником, поваром, сиделкой, скотницей, бухгалтером и пивоваром.
По Европе уже ходили слухи, что в его доме живут девять монахинь. Не беспокойся о нас. Мартин писал: «Пока я не женился, никто не прибирал мою постель целый год. От моего пота солома в матрасе начала гнить. Монахини не разбирались в домашнем хозяйстве.
И Амсдорфу и Лютеру было тогда за сорок. И вот этому пришел конец. Лютер утверждал непогрешимость Священного Писания, а авторитет Священного предания и соборов ставил под сомнение. Лютер учил, что «мёртвые ничего не знают» (Эккл.
В 1509 году Лютер читал курс о «Сентенциях» Петра Ломбардского, в 1513-1515 годах – о псалмах, 1515-1516 годах – о послании к Римлянам, в 1516-1518 годах – о посланиях к Галатам и к Евреям. Лютер говорил, что он постоянно пребывает в состоянии ощущения греха.
10 июня 1525 года Лютер писал: «Дары Божьи нужно брать не раздумывая». Да они никогда не позволят мне жениться». Она была очень любимым ребенком и ее назвали Lenchen в ее семье. «Как странно, — сказал Лютер после ее смерти, — она теперь счастлива, а я так печален». Днем дети часто играли в кабинете Лютера. После сильного кризиса Лютер открыл для себя иную интерпретацию посланий св. Причем в глазах Бога нет труда благородного или презренного.
Там ему якобы является дьявол, но Лютер приступает к переводу Библии на немецкий язык. Однажды, когда он говорил о том, как важно все доверять Христу, даже в ежедневных своих заботах, то признался: «Я так доверяю Кати, что жду от нее большего, чем от Христа». Свидетелями были Лукас Кранах и его жена. Когда Кати взялась за финансы, расходы стали жестко контролироваться. Кати очень тяжело переживала происшедшее. Не то чтобы никто не проявлял интереса к этой женщине.
И очевидно, что их действительно объединяла верная дружба. Их дочь Магдалена умерла, когда Мартину было пятьдесят девять. В отсутствие Лютера они (по их собственным словам) руководствовались своими собственными видениями, а не Словом Божьим. Общенациональная известность Лютера поблекла, его духовное влияние слабело.
«Думаю, что мои болезни — это не что-то естественное. Молнии рубили небо. Первой реакцией Лютера были слова: «Святые небеса. В1546 году, в возрасте шестидесяти двух лет, Мартин умер. Плохое здоровье часто наводило на него меланхолию. И по дороге в Виттенберг друзья перехватили его и спрятали в замке в Вартбурге. Через два дня девять монахинь (три других отправились к родителям) стояли у порога Мартина Лютера и теперь ему предстояло каким-то образом устроить их работать или же выдать замуж. Но он все равно не перестает».
Она даже освоила ветеринарию. Иногда она просто прятала деньги, чтобы Мартин не раздал их. Каким образом Коппу удалось все осуществить, в точности неизвестно. «Мне так жаль эту отчаявшуюся маленькую стайку», — писал он другу.
Один князь хотел остановиться в монастыре на несколько дней, но передумал. Твердо решив найти Кати мужа, он вскоре подобрал другую подходящую кандидатуру. В 1508 году Лютера отправили преподавать в новый университет в Виттенберге. Разразилась страшная гроза.
Так как и Мартин и Кати — оба были остры на язык, ссоры случались в их доме нередко. Кати написала Лютеру, что она вовсе не против замужества, но за предложенного им человека ни за что не пойдет. Один биограф называет Кати «сообразительной саксонкой, которая за словом в карман не лезла». Она даруется нам через веру. У Кранаха было большое хозяйство и он нуждался во множестве помощников.
Вторым же кандидатом Кати назвала самого Мартина. Он говорил, что брак — это не шутка, он требует трудов и молитв. Чаще, намекая на то, как прекрасно она управлялась с огромным хозяйством, он называл ее «господин мой». Так возникли знаменитые «Застольные беседы».
Тогда Кати обрывала его: «Ну-ну, перестань. Если кто-то прожил в одиночестве так долго, как Мартин, то ему, конечно же, очень трудно принимать в расчет чужое мнение. Теперь Кати ловила там рыбу на ужин. Постепенно Лютеру удалось найти мужей нескольким монахиням, но одна из них была главной его проблемой. Это результат колдовства», — сказал он однажды. Позже он говорил: «Если бы на соборе в Вормсе кто-нибудь сказал мне: Через несколько лет ты будешь жить с женой в собственном доме, — я ни за что бы не поверил».
Если бы кто-то пожелал того, то имел право убить Лютера на месте. Я знаю, какая это боль». Но Кати со своим характером решительно вмешалась в процесс принятия решений.
К примеру, он как-то собрался на свадьбу к другу. «Печальнее только потеря ребенка. Это уже слишком».
Найти им мужей было не легче. На первом этаже здания было сорок комнат. И это единство не достигается за одну ночь». Сельдь поставлялась в бочках.
Всех граждан просили оказать содействие в его аресте. Основополагающие принципы учения Лютера: sola fide, sola gratia et sola Scriptura (спасение только верой, благодатью и Библией). Одним из центральных и востребованных положений философии Лютера считается концепция «призвания» (нем. А когда проходит похмелье, приходит истинная любовь в браке». Они учились как друг у друга, так и у своих детей.
— спрашивал он себя. Но когда Лютеру стали ясны их мотивы, он перестал быть героем для всех этих людей. Но ответы, которые он получал на свой вопрос, никогда не удовлетворяли его. Мартин невинными глазами посмотрел на жену, стоящую в осиротевшем дверном проеме и сказал: «Зачем ты это сделала. Интересная пара для Лютера — спорщика, который воспламенялся за считанные секунды. А Мартин называл ее как угодно.
Монахи и священники начали отрекаться отданных ими обетов и вступать в брак. И все это было на Кати. В результате была издана «Иенская библия Лютера», находящаяся в настоящее время в музее города.
— Бог и ангелы улыбаются на небесах». Свадьба состоялась 13 июня. Несколькими днями позже Вормским эдиктом Лютер и его учение были преданы анафеме. Не поехал.
Он говорил, что «с неохотой брал то, в чем не было острой необходимости и мог отдать все что угодно, если это не было ему остро необходимо». Никаких свидетельств того, что Мартин хотя бы раз в жизни поработал за тем станком, нет. Ее нельзя было назвать красавицей, с «ее удлиненной головой, высоким лбом, длинным носом и мощным подбородком». Вне дома он становился все более сварливым и раздражительным.
Напачкало во всех углах и орешь по всему дому. » В 1531 году, видя, как Кати ласкает их младшего сына, Мартина, он сказал: «Как бы я хотел, чтобы Бог говорил со мной еще нежнее, чем Кати с малышом Мартином». И не потому, что он был бесполым существом из камня или выступал против брака. Богослужение полностью на немецком языке практиковалась в небольших городах и деревнях.
Но величайшим испытанием для Мартина стало решение финансовых вопросов. В другой раз он сказал: «Я такболен, а никто мне не верит». Хотя к этому времени он уже не считал себя связанным обетом безбрачия. Но Мартин все подгонял ее, пока она, наконец, не сказала ему: «Бог свидетель, я всегда жила в соответствии с нею. » Прожив с Кати двадцать лет, Мартин еще больше стал ценить брак. «Пусть они смеются, — заключает он. Даже его близкие друзья ничего не знали о его внутренней борьбе. Найти им работу было сложно. А вот Мартин и Кати вместе — разрушили господствовавшие тогда представления о браке.
Ее сердце было разбито. Он говорил также: «Многие браки заключаются из похоти. Стремясь к простоте и доступности богослужения, Лютер установил новое общинное пение строго диатоническим, с минимальным распевом (использовал преимущественно силлабику) – в противовес григорианскому хоралу, в котором много пышной мелизматики, требующей профессионализма певчих. Что могло быть лучше брака. Он понимал, что настало время начинать все сначала.
Однако Лютер покинул Вормс до подписания эдикта. Хоралы, которые традиция приписывает Лютеру, вошли и в другие первые сборники (одноголосных) церковных песен протестантов, которые были напечатаны в том же 1524 году в Нюрнберге и в Эрфурте. Может быть, когда тебе сорок один, начать с нуля еще не поздно. Лучшее вино подается позже.
Тезисы были также отправлены епископу Бранденбургскому и архиепископу Майнцскому. Там очень неспокойно». А ведь Кати фактически сделала ему предложение. Любовь начинается тогда, когда мы начинаем служить другому.