«одной картины я хотел быть вечный зритель», – говорил Пушкин о «Сикстинской Мадонне» кисти великого Рафаэля Санти. Рафаэль Санти «Мадонна с гвоздиками».
Среди них особо выделяются Мадонна с младенцем, Сикстинская мадонна, Мадонна со щеглом, Прекрасная садовница и другие. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Работая на станцами, Рафаэль успевает создавать своих небольших Мадонн. Слава ее ничем не подчеркнута.
Его левая рука в знак преданности Богоматери прижата к груди, он просит её о заступничестве молящихся перед алтарём. Существует несколько версий о прототипе рафаэлевской святой. Картина находилась в итальянском городе Перуджи во владении графа Конестабиле делла Стаффа (откуда и название полотна).
Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор. Младенец протягивает руку к груди матери и в то же время оборачивается к зрителю. Юные флорентийские Мадонны трогательны и чарующи. Ключевое слово тут «беспокойство».
Ноги босы. Справа – святой Иероним в наряде кардинала со львом, его главным символом. Два ангелочка внизу картины опираются на крышку гроба. Он будет становиться самим собой: создавать портреты современников, алтарные образы и, конечно же, нежных Мадонн. Это прекрасный образ пробуждающейся природы.
Вот почему так сложно выражении лица Марии. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. И сколько прекрасных и верных слов было о ней сказано давно уже во всем мире. Картина была написана на доске и в XIX веке ее перевели на холст, несколько повредив. В своем знаменитом полотне «Мадонна Конестабиле» Рафаэль Санти нарисовал Марию и её ребёнка за чтением книги на фоне красивой умбрийской природы: холмы вокруг озера, тонкие голые деревья, зеленеющая земля, заснеженные вдали горы. VI).
При переводе живописи с дерева на холст обнаружилось, что вначале Рафаэль изобразил в руке мадонны гранатовое яблоко (как в рисунке Перуджино), которое позже заменил книгой. Черты «Сикстинской Мадонны» и «Мадонны в кресле» — это черты знаменитой Форнарины, римской возлюбленной Рафаэля. Музей Нортона Саймона (Пасадина, США)На картине изображена Дева Мария с сидящим на коленях младенцем. Тысячи мастеров, больших и малых, писали мадонн, но мадонны Рафаэля — верх совершенства. Царь-освободитель преподнес в ее в подарок своей августейшей супруге в 1871 году.
Рафаэль очень рано, в восемь лет потерял мать. Галерея старых мастеров (Дрезден)Это большое по размерам полотно было создано художником для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце по заказу папы Юлия II. Они тоже оказали определённое влияние на Рафаэля. Бенуа определил эти вариации как "чарующие живописные сонеты".
Её отличают благородство цвета, продуманная композиция, совершенство образов. Рафаэль наделил папу Сикста II чертами папы Юлия II, своего покровителя. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»).
Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. На первый план выступают универсальные переживания материнства— чувство тревоги и одновременно гордости Марии за судьбу сына. Первоначально в руке Марии был не молитвенник, а плод граната. А серьёзный трудноуловимый взгляд «Сикстинской Мадонны» передаёт широкую гамму человеческих чувств: материнскую любовь, растерянность, безысходность и тревогу за дальнейшую судьбу сына, которую она – провидица – уже знает. Лица, тела персонажей идеализированы.
Масло, доска, 55, 2х40 см. Рафаэль Санти «Мадонна с рыбой». Сикст. Варвару, которая считалась покровительницей Пьяченцы. Глубокая игра света и тени создает дополнительный объем, а локальные цвета в одежде Мадонны выделяют ее центральную фигуру и как бы создает «контур» всей композиции первого плана.
Ранняя весна. Этому перуджиновскому настроению вполне соответствует композиционная структура картины – простые параллельные вертикали фигур Мадонны и младенца, однообразие которых лишь чуть нарушено легким наклоном головы Мадонны. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. Здесь все решено по-иному.
Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Картина первоначально именовалась «Мадонна с книгой». «Мадонну Альба» Рафаэль написал, будучи в Риме в 1511 году.
Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги. Благодаря Рафаэлю Италия в это время становится отчизной красоты, так как ни кто до этого, ни после не превзошел его в изображении Мадонны. «Мадонна с розой» написана в 1518 году, за два года до преждевременной смерти молодого гения. Зачитавшие до дыр «Код Да Винчи» люди доказывают, что желуди, которыми украшена риза Сикста, прямее некуда намекают на папу Юлия (делла Ровере – фамилия церковника и означает «дуб»).
К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины. - "Мадонна с безбородым Иосифом" (Эрмитаж)А. Сегодня полотно находится в Галерее старых мастеров в Дрездене.
Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Сикст благоговейно взирает с края облака на небесный образ Мадонны с Младенцем. В ней собрана вся материнская нежность и тревога за судьбу сына.
Но в том-то и дело, что именно эта наиболее «рафаэлевская» сфера творчества художника во Флоренции переживает самые глубокие сдвиги. Такое чувство просматривается и в ранней работе, которую написал Рафаэль. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки.
Да и взгляд Марии, в котором глубокая печаль и, пожалуй, нота безнадёжности, как бы уже предвещает неизбежность её поражения, поражения светлого, человеческого начала, отвергающего страдание и жертву. Родился 26. 03. 1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти. Их действия объединены вниманием к книге.
Она хранится во флорентийской галерее Уффици. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Мадонны Рафаэля – главная тема живописи флорентийского периода, которой посвящено не менее 10 работ. Картина изображает Мадонну за чтением книги (Священного Писания). Сюжеты произведений художника разнообразны, но особенно его привлекал религиозный жанр, в частности образ Мадонны (у Санти насчитывается более 40 портретов Богоматери). 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Здесь у Рафаэля не было предшественников. Помимо этого, любил писать мадонн – известно около 15 изображений святых, принадлежащих кисти Санти.
Первые его задания на новом посту были роспись парадных покоев Ватиканского дворца и руководительство над строительством собора святого Петра. «Мадонна Конестабиле» значительно отличается от нее размерами и более холодным колоритом. Справа Рафаэль написал Св. Они являются синтезом всего искусства Ренессанса и привлекают классической простотой.
В плавных линиях лиц Матери и маленького Иисуса выражены нежность, любовь и гармония. «Мадонна Конестабиле» – одно из ранних творений (предположительно, эту картину Рафаэль написал в возрасте 20 лет). Но такому истолкованию решительно мешает глубоко печальное выражение лица матери. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Как отмечает все тот же Вазари, юный Рафаэль «помогал отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино». «Мадонна Конестабиле» является первой картиной Рафаэля, которую мы видим в России, в Эрмитаже.
Варвара «утопают» в облаках. Отец Джованни деи Санти работал придворным художником герцога, мать Марджи Чарла растила сына и вела домашнее хозяйство. В левой части картины коленопреклонённый Св. Это образ весенней пробуждающейся природы.
На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Мария, склонив голову, читает Писание, а ее малыш забавляется, трогая обложку. Это воспоминания о рано умершей матери. По всей видимости, художник обвинял именно их.
Ещё через 4 года стал работать во Флоренции, а в 1508 его пригласил в Рим сам папа Юлий второй, работать вместе с Микеланджело при дворе. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Мадонна смотрит прямо на зрителя и мы встречается с ней взглядом. Обычно отмечают «Положение во гроб» – первую попытку Рафаэля создать драматическую многофигурную композицию, неудачное подражание Микельанжело самой своей неудачей, будто бы подтверждающее, насколько драматизм был чужд и даже недоступен гению Рафаэля – его призванием был нежный гармонический мир мадонны.
По традиции композиция «Святого Собеседования» предполагала изображение Богоматери в реальном пространстве, в окружении предстоящих перед ней различных святых. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Она смотрит прямо на зрителя. Дерево, масло, 107х77 см. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама.
Некоторое время молодой художник провел во Флоренции, где совершенствовал свой талант. Она окружена светом, ступая босыми ногами по облакам. Левую руку прижал к груди, разделяя ее тревогу. Искусствоведы говорят, что у Мадонны Рафаэля нет святости.
За спиной Марии расстилается безмятежный пейзаж с озером (слева) и городом (справа). Их взгляды жадно устремлены на Мадонну. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Картина во многом еще близка к искусству Перуджино и вдохновлена его рисунком (Берлинский гравюрный кабинет). По легенде, Сиксту II перед смертью явилась Богоматерь со Св.
Прадо (Мадрид, Испания)В центре картины Дева Мария, сидя на высоком троне, держит ребенка Христа на коленях. Он означал жертву Христа, его пролитую кровь. Однако при этом было сделано открытие. Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Станцы Рафаэля – это четыре зала величиной 6 на 9 метров, в каждом из которых по четыре фресковых композиции.
Только в «Мадонне делла Седия» Рафаэля персонажи смотрят на зрителя, но художник не раскрывает всю глубину их переживаний. «Мадонна Конестабиле» – это единственное полотно Рафаэля, которое хранится на территории России, в Эрмитаже. С помощью нимба «мастер Мадонн» подчеркнул божественное начало изображённых людей. В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник. Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество.
И тому тоже есть причина. В картине царит мера. Музей основан в 1969 г., в нём представлена коллекция живописи и скульптуры американского промышленника и филантропа Нортона Саймона (1907-1993). Мать нежно поддерживает за плечи младенца правой рукой, а в левой её руке – открытая книга (Священное Писание).
В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Один из них, сидя на руках матери, уже предчувствует ее раннюю смерть. Первый учитель – Перуджино. С этой рафаэлевской Мадонной связано множество слухов и домыслов. Рафаэль Санти родился в 1483 году в итальянском городе Урбино. Картина написана в теплых золотистых тонах. Многих исследователей, как и тех, кто хоть раз увидел «Сикстинскую мадонну» начинает беспокоить вопрос о том, с кого же Санти писал ее.
Именно тогда появилась «Мадонна Грандука». Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520. Композиционно их соединяет плавный круг, в который вписан обобщенный образ непорочной Девы и ее сына. Присмотримся. Глаза Мадонны опущены, что означает смирение.
Он просто не мог отказать, не знал слова «нет». Горизонт кажется бескрайним из-за гор, величаво возвышающихся над речным пейзажем. Лувр (Париж)Младенец прислонился к колену Девы и протянул руку, чтобы взять из её руки книгу.
Ее одежда выполнена в традиционных цветах. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Работа датируется 1498 годом.
Тот же самый мотив уже гораздо смелей и свободней разработан в «Мадонне Колонне». Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна» (1513-1514). Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца.
Юная мадонна держит в руках книгу (символ мудрости). Эту картину Рафаэль приготовил в качестве свадебного подарка своему приятелю Лоренцо Нази. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Ему нужно было ее обожествить и сделать бессмертной, чтобы любить и как мать тоже. Тем бесценнее встречи с картинами художника.
Лук и дубрава позади Мадонны и младенцев не отвлекает внимания зрителя, а напротив, создает больший «воздушный» объем фона. С другой стороны, для Флоренции не годилась лирическая пассивность «Мадонны дель Грандука». Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Как нередко и на других картинах Рафаэля, это движение может быть понято и иначе – как подготовление к тому, чтобы подхватить младенца и перенести его к Иоанну.
Талант художника проявился у Рафаэля еще в раннем детстве и по словам родоначальника современного искусствознания Джорджо Вазари он был «большим подспорьем для своего отца, придворного живописца герцого Урбинского». Рафаэль рано стал сиротой: мать умерла в 1491 г., а отец – в 1494 г. Первой подтвержденной документально работой Рафаэля был Алтарь Барончи (Baronci altarpiece) для церкви Святого Николая Толентинского (Saint Nicholas of Tolentino) в городке Чита-ди-Кастелло, расположенном между городами Урбино и Перуджа. В 1504 г. художник переезжает во Флоренции, но при этом ведет «кочевой» образ жизни и работает в различных городах Италии. Вот, что в своих «Жизнеописаниях» рассказывает о ней Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Глядя на полотно, кажется, что оно буквально светится. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Принявший мученическую смерть в 258 г. н. э.
Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Лицо ее задумчиво. Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Св.
Слева на борту стоит тиара папы. А спустя три года умер его отец. В частности, культурологи различают картины Р. Санти – до переезда во Флоренцию и после. А свою ветреную возлюбленную пытался очистить от греховных земных страстей, обожествить. Свое современное наименование она получила по фамилии ее владельцев.
Группа богаче движением и пластическим контрастом. По приезде во Флоренцию он самостоятельно штудирует новые художественные проблемы. Если предыдущие картины писались на дереве, то эта выполнена на холсте.
Государственный Эрмитаж (Петербург)Считается, что это миниатюрное изображение Рафаэль не закончил, т. к. Иоанн передает Христу ленту с надписью «Агнец божий». Он явно просит мать пустить его к мальчику с соблазнительной игрушкой. То, чем обладал, Рафаэль не мог передать другим и унес с собой в могилу, так как это было непосредственное чувство души.
Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. И этот «эффект присутствия» – одна из главных находок Рафаэля в «Сикстинской Мадонне». Нельзя не упомянуть о грандиозном явлении в творчестве Рафаэля – «Сикстинской мадонне» с тщательно продуманной композицией и безупречным цветовым решением. Художник словно чувствовал, что «Сикстинская Мадонна» призвана стать апогеем его творческого таланта. Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все — около 1500-1502). Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11).
«Мадонна Конестабиле» (описание картины) будет представлена ниже. (В одном случае, в «Орманской мадонне», поместив группу в интерьере, художник счёл нужным даже воспроизвести кувшины и банки, стоящие на полке). В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. В углу «Сикстинской мадонны» можно найти подпись: «Сделано Рафаэлем для черного монаха».
Ощущение движения передается складками платья, которые колышутся от ветра. Это из детства художника. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам.
Облик юной Мадонны полностью соответствует этой природе – такой же нежный и цветущий. Мария правой рукой решительно удерживает сына от рокового шага. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков.
Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Рафаэль Санти «Прекрасная садовница» (около 1507). Форма тондо оказывается внутренне необходимой, она скрепляет образное единство фигур и пейзажа и придаёт всей сцене особо гармонический характер. Варвары и её поза выражают покорность и благоговение.
Масло, доска, 215х158 см. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. Эту стадию представляет так называемая «Орманская мадонна».
Однако этот итальянский художник был одновременно и графиком и архитектором. «Пасадинскую Мадонну» Рафаэль создал под влиянием учителя Перуджино, что типично почти для всех его ранних работ. Исследователи отмечают некоторую скованность и недостаточную эмоциональность работ Рафаэля этого периода, как и вообще умбрийской живописи кватроченто. Картина находится в Музее Нортона Саймона, который расположен в Пасадине, одном из пригородов Лос-Анджелеса. Уффици (Флоренция)Существует легенда о том, что во время распятия Христа щегол, пролетая над терновым венцом Спасителя, вырвал из него окровавленный шип, отчего все щеглы стали помечены красным пятном. Художник изобразил Марию с младенцами Христом и Иоанном Крестителем, который держит в руках птицу, а Христос тянется к ней рукой. Кажется, что время остановилось, сознание сузилось и сконцентрировалось на этом моменте.
По древней итальянской традиции, «Сикстинскую Мадонну» поместили на главный алтарь в церкви Св. Рафаэль (1483-1520) родился в итальянскои городе Урбино. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. «Мадонна с младенцем» в различных вариациях пройдет через все творчество великого живописца. Доска, масло, 122х80 см.
Около 1514 года он напишет «Мадонну в кресле». время её создания совпадает со временем его переезда во Флоренцию. Из глубины, с заднего плана, за трогательной сценой наблюдает святой Иосиф. На одном из первых портретов Богоматери проглядывает свежий взгляд творца. Отец Рафаэля тоже был художником, вот таким образом тяга к прекрасному – фамильная черта. Потупленный взгляд коленопреклонённой Св.
Рафаэль был большим поклонником женской красоты. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Рафаэль Санти «Мадонна Конестабиле». Рафаэль представил Богоматерь в идеальном пространстве, подняв её с земли на небо.
В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Развернутые в разные стороны фигуры матери и Христа уравновешивают композицию. Уравновешенность и гармония.
«Сикстинская Мадонна» долгое время провисела в одном из храмов итальянского города Пьянченца, пока ее не выкупил Август III, курфюрст Саксонии. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. Правую руку протянул к зрителю и чуть вверх, вытянув указательный палец. И потому он не мог относиться к ней как к развратной женщине.
Одним из примеров является «Мадонна Грандука». Старик повернул голову вверх, глядя на лица матери и ребенка. Когда в 1504 году Рафаэль прибыл во Флоренцию, он познакомился с работами Леонардо да Винчи и овладел техникой сфумато (плавный переход от света к тени), которую использовал великий мастер.
Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. «Сикстинская Мадонна» считается вершиной изобразительного искусства эпохи Возрождения. Сама Мадонна излучает энергию и движение. Но, странное дело, хотя вся Фигура, движения, взгляд Марии выражает несомненное сопротивление тому негативному началу, которое исходит от Иоанна Крестителя и грозит страшной участью её сыну, хотя она твёрдо стоит и крепко удерживает младенца, наклон его корпуса, протягиваемые им в сторону приятеля руки и ноги создают впечатление, что он устремляется, уже почти летит в зловещий левый угол.
Безусловно, мастерство Рафаэля неоспоримо, но даже в «Сикстинской Мадонне» искусствоведы умудряются находить изъяны. Гению мастера принадлежат Церковь Сант-Элиджо-дельи-Oрефичи, Капелла Киджи, Дворец Видони-Каффарелли. Мария сама смотрит нам в глаза, разговаривает с нами, она не где-то, она здесь. «Мадонна в кресле» продолжает и развивает излюбленный сюжет художника. Примечательно, что для столь высокого образа Девы Марии Рафаэлю позирует женщина низкого происхождения и низкого рода занятий. Младенец Иисус внимательно вглядывается в страницы книги (предположительно – молитвенник), что создает впечатление, будто он ее читает. Но несмотря на большую загруженность художник находит возможность выполнять частные заказы и создает такие шедевры, как «Донна Велата» (Donna Velata, 1516), «Святое семейство под дубом» (Holy Family below the Oak, 1518), «Форнарина» (La Fornarina, 1518). Умер Рафаэль 6 апреля 1520 г.
Это и икона и портрет. Огромное по своим размером полотно было новаторским в искусстве Высокого Возрождения, поскольку материалом для него послужило не дерево, а холст. Рафаэль Санти «Пасадинская Мадонна». Слева, внизу, маленький Иоанн Креститель играет с какой-то лентой.
Пресвятая дева обнимает своего ребенка и на них с умилением смотрит Иоанн Креститель. Красное платье Марии уравновешивает синяя накидка, означающая невинность. Гений Рафаэля словно заключил божественного младенца в магический круг, образуемый левой рукой Мадонны, ее ниспадающим покрывалом и правой рукой Иисуса.
За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Существует легенда, что он приказал подвинуть свой трон, чтобы картину лучше было видно. Тот, что справа, полон меланхолических чувств и печали. В «Сикстинской Мадонне» Рафаэль находит верные интонации для изображения материнской любви и нежности и более не теряет этого ощущения. Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна.
В сравнении с более ранними полотнами здесь Мадонна уже не хрупкая и смиренная, а вполне уверенная в себе женщина изображенная в раскованной позе. До 1931 года «Мадонна Альба» находилась в коллекции Эрмитажа, пока не была продана большевиками американскому магнату. Также чувствуется, что и сам художник молод душой и телом. Фигуры образуют треугольник. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Их лица нежны и задумчивы.
Если присмотреться, там много взрослых, мужских лиц с открытыми ртами, мало похожих на ангелов. Рафаэль Санти «Мадонна со щеглом» (1505-1506). Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь). Выбрав для своей картины уже распространённую в то время композицию «Святого Собеседования», Рафаэль привнёс новшество, сделавшее его образ уникальным. За спиной Мадонны, на заднем плане картины я вижу еле заметные лица людей (считается, что это изображенные в виде облаков ангелы).
Это единственный случай, когда Мадонна смотрит прямо в глаза зрителю. Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино. Основное отличие «Сикстинской мадонны» от остальных творений Рафаэля в том, что она наделена душевными переживаниями. Почему все они находятся за занавесом. Его туда пригласил Папа Римский Юлий II расписывать залы Ватикана. Возможно, в трех детских фигурах (ангелочки и младенец Христос похожи между собой, как будто в них отражены три детских «Я» самого Рафаэля) художник хотел передать свою боль и грусть, связанную с утратой матери и отца.
Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. О понтифике Сиксте II известно очень мало, он пробыл на святом престоле с 257 по 258 годы. Холст (переведена с дерева), темпера, 17, 5х18 см. Варварой, которая облегчает муки умирающих. Она отличается от других «Мадонн» Рафаэля не только композицией, но и позой и взглядом.
Это одно из самых ранних его произведений—открывает галерею этих образов. Одни исследователи считают, что ее безответно любил художник. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Многие культурологи отмечают, что увлечение портретами Мадонны граничит с детской психологической травмой. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака.
«Непосредственному восприятию картины мешает навязанный веками образ – он побуждает нас видеть в «Мадонне» Рафаэля восторг религиозного триумфа, преображение человеческого в божественное, земного в вечное, гармонию, которая облагораживает душу Я хорошо понимаю сомнения Льва Толстого, который заметил однажды: «Сикстинская Мадонна» не вызывает никакого чувства, а только мучительное беспокойство о том, то ли я испытываю чувство, которое требуется». Они кажутся отвратительными и опасными, как будто преследуют Мадонну, пытаются к ней прорваться, ее «поглотить». Зрелище это волнует и по сей день. Под влиянием работ Микеланджело художник писал «Мадонну Альба». Часто Санти называют «художником Богоматери» или «мастером Мадонн». Он очень нуждался в деньгах и, несмотря на упреки со стороны общественности в лишении их национального достояния, продал «Мадонну Конестабиле» за 100 тысяч рублей. Картина Рафаэля вполне могла покинуть Россию в период активной распродажи наследия Эрмитажа большевиками, но почему-то крошечное полотно размером 17, 5х18 см никто не купил и оно осталось в экспозиции музея.
Я тоже, погружаясь в картину, чувствую тревогу и даже страх, но только по другому поводу. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. В фигуре Святого Сикста (слева) можно узнать папу Юлия II, а в Святой Варваре (справа) – его племянницу Джулию Орсини. Варвара была причислена к лику святых и с тех пор считается покровительницей мучающихся.
Рафаэль взволнован, он спешит увидеть и изучить стиль самых главных творцов Италии. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. Композиция картины «Сикстинская Мадонна» Рафаэля проста: фигуры образуют треугольник, а двухчастный зелёный занавес, прикрывающий верхние углы картины, подчёркивает пирамидальное построение композиции. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку.
Близок по композиционному решению фреске Перуджино Передача ключей святому Петру в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан). Возможно, сознательно рисуя страдание Мадонны, предвидящей потерю сына, бессознательно он вкладывал в эту картину иной смысл – свою собственную обреченность и знание, что он не сможет удержать свою женщину ни как любовницу, ни как мать».
Рафаэль Санти (1483 – 1520 гг. ) прожил всего лишь 37 лет, но за это время создал множество картин и фресок. Такой композиционный прием называется алтарным и Рафаэль использовал его неспроста. Иероним читает сделанный им латинский перевод Библии. У ангела слева одно крыло. В художественном развитии Рафаэля флорентийский период значил необычайно много. Чем же так популярна и так загадочна эта картина.
Там требовали больше свободы, больше движения. Холст, масло, 265х196 см. Она ему часто изменяла, отчего он страдал и сильно ее ревновал. Общий взгляд на «период мадонн» показывает кипучую деятельность Рафаэля во Флоренции. Другая гипотеза более интересна и рассказывает о страсти 17-летней дочери булочника Маргарите Лути, которая не устояла перед интересным, богатым и знаменитым мужчиной.
Облака так же подчеркивают святость женщины, поскольку она по ним парит.