Мадонна со щеглёнком. Мадонна с щеглёнком (Madonna del Cardellino) датирована 1506 годом. Источником вдохновения для «Мадонны со щеглёнком» был Микеланджело : мотив Младенца, заимствован у «Мадонны Брюгге», изваянной Микеланджело, хранящейся в церкви Нотр-Дам города Брюгге.
Вернувшись с Фердинандом во Флоренцию, картина так и не попала в публичную галерею – герцог не смог расстаться со своей «Мадонной», которая считалась чудотворной и повесил её в своей спальне. Кроме того, потемнели краски.
Чтобы всегда иметь перед глазами картины великих и просто любимых художников, он рисовал копии этих картин на листах бумаги, которые потом составили 12 (. ) томов. Глубокая игра света и тени создает дополнительный объем, а локальные цвета в одежде Мадонны выделяют ее центральную фигуру и как бы создает «контур» всей композиции первого плана. В Италии умеют взять красоту и возвести её в степень. Сохранность картины я не могу оценить однозначно. И красное пятно на голове птицы теперь — это и есть капля Христовой крови. В 1512 году так поступила и Пьяченца — городок в 60 километрах к юго-востоку от Милана.
Цвет этой картины более живой, чем у «Мадонны в зелени». VI). Мадонна юна и прекрасна, как и на многих других картинах Рафаэля1. Мастер не стремится к детальной проработке.
Даже прямые стволы деревьев дребезжат, слегка изгибаются имеют слегка изогнутый контур. Впрочем, во Флоренции второй половины кватроченто фламандское влияние было не менее сильным, чем в умбрийском Урбино. Источник света в картине легко читаем, освещение ровное, контрасты сглажены. Лицо Марии отчасти повторяет тот тип лица, который любит изображать Леонардо да Винчи.
В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Пейзаж в данном случае играет лишь роль декорации. Формат этой картины является вытянутым по вертикали прямоугольником. Его Мадонна, символизирующая материнскую любовь и Младенец очень связаны друг с другом. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров.
Образ Младенца, опирающегося босыми пальчиками на ногу Девы Марии, явно навеян выполненной Микеланджело незадолго до этого статей «Мадонны Брюгге». В 1584 году был создан зал «Трибуна», куда Медичи поместили самое ценное из своего собрания. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Голубой массе из покрова Марии противопоставлена красная одежда: красный представляет Страсти Христа, а синий цвет – Церковь, для которой в образе Мадонны подразумевается союз Матери Церкви с жертвой ее Сына.
Духа и бескровной жертвы. Его украшают мрамор ценных пород, росписи, богатая золочёная гипсовая лепнина, скульптура. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Композиция этой картины Рафаэля почти повторяет «Мадонну в зелени», но с той существенной разницей, что дети в «Мадонне со щегленком» теснее объединены с центральной фигурой Богородицы. Началом принято считать 1581 год. Образ Мадонны того периода был «зажат» собственными правилами Церкви.
Другие картины этой серии имеют круглое завершение. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. В отличие от «Мадонны в скалах» Рафаэль располагает главных действующих лиц на переднем плане картины, подчёркивая их главенство над всем остальным. Доминируют оттенки землистой гаммы. Рафаэль решил обыграть это совпадение. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба.
На среднем плане очень условно изображены деревья. В картине не выделяются ритмические повторы цвета. Все элементы композиции находятся в гармоничном соподчинении. Поистине бесценный дар.
Рафаэль оперирует большими массами цвета, не дробя изображение множеством мелких мазков. Работа над «Мадонной» была закончена в 1513 году, до 1754 года картина находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20 000 цехинов (почти 70 килограммов золота). Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков.
Его Мадонны, красивые и утончённые, часто изображены наедине с природой. С тех пор сокровищница галереи Уфицци открыта для каждого, кто пожелает из неё почерпнуть. Цвета дальнего плана не отличаются разнообразием.
В результате грабежей французской армии дворец Питти лишился бесценных картин Рафаэля. А находящийся в галерее Уффицы во Флоренции подготовительный рисунок подтверждает, что сначала он планировал «Мадонну» на фоне пейзажа. Черты «Сикстинской Мадонны» и «Мадонны в кресле» — это черты знаменитой Форнарины, римской возлюбленной Рафаэля. Он предвещает колористический характер римских картин Рафаэля. Так творение Рафаэля попало в СССР. Отсутствует ощущение включённости людей в среду. Например, холм с редкой порослью.
Она была создана в 1506-1507 годах. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. И надо сказать, таковыми остаются столетия спустя, в новейшую эпоху. В начале XVI века Рим вел тяжелую войну с Францией за обладание северными землями Италии. До начала Второй мировой «Сикстинская мадонна» пребывала в галерее Дрездена.
Мы видим лёгкий намёк на горы на горизонте, редкий пролесочек на холме. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Рафаэль взволнован, он спешит увидеть и изучить стиль самых главных творцов Италии. Изображение Мадонны с Младенцем не является редким. Таким образом, Рафаэль компонует фигуры исходя из закона тонового контраста. Голова и плечи Марии, насыщенные по тону и цвету, написаны на светлом, белёсом фоне. Писал он ее 10 лет и чуть ли не столько же потом дорабатывал. С тех пор у щеглов темя чёрное, а вокруг клюва красное кольцо.
Всю троицу гармонично обрамляет дальний план с детально проработанным ландшафтом. А в основе цветового решения портретов лежит контраст – у Анджело темный кафтан с широкими красными рукавами, у Маддалены общий тон портрета светлее и мягче. Ещё одна дань традициям – красное платье Мадонны, символизирующее пролитую на кресте кровь и её голубая накидка (голубой – цвет невинности).
В 1955 году «Сикстинская мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее. В «Сикстинской Мадонне» Рафаэль находит верные интонации для изображения материнской любви и нежности и более не теряет этого ощущения. Это как раз то, чем он кардинально отличается от Леонардо. А например, зал «Трибуна» украшен совсем необычно: его купол декорирован перламутровыми раковинами, вдавленными в специальный состав на основе гипса, а стены и пол покрыты затейливой флорентийской мозаикой из мрамора и полудрагоценных камней.
Фердинанд без колебаний пошёл на затраты, но когда увидел картину изменил своё решение. Обычно в руках Младенца рисовали голубя, который был символом Благовещенья, Св. Uffizi в переводе с итальянского – «офисы», «канцелярии», «конторы».
Для свободной и деятельной Флоренции лирическая «Мадонна Грандука» была слишком пассивной. Изображение Мадонны с Младенцем не является редким. На картине роль камертонов играют фигуры детей и лик Марии. Гладкие черные волосы обрамляют нежное, смуглое лицо. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei).
Художник, скульптор, архитектор, в понимании Вазари, не ремесленник, не «обслуживающий персонал». Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Под высокими сводами чисто ренессанской архитектуры, на ступеньках широкой лестницы он расположил непринужденными и выразительными группами афинских мудрецов и поэтов, занятых беседой или погруженных в ученые занятия и размышления. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины.
Рафаэль уделяет внимание лицам. Обычно в руках Младенца рисовали голубя, который был символом Благовещенья, Св. Мадонны Рафаэля лишены святости и воплощают собой идеал прекрасного человека. Рафаэль не использует пастозную технику письма, фактура живописной поверхности гладкая.
Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Четыре флорентийских года Рафаэля называют «периодом мадонн» : за это время он написал 15 интерпретаций Мадонны с Младенцем. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Насыщенно и ярко написаны фигуры детей.
Он будет учиться, работать без устали и постигать суть великого искусства Микеланджело и Леонардо. В левой руке она держит книгу (символ книги Мудрости), в чьем законе предсказана судьба ее Сына и перерывает чтения, чтобы обратить нежный свой взгляд к детям.
Рестоврацию доверили, возможно, Микеле Тозини (1503 — 1577 гг. ) — итальянский художник возрождения и периода маньеризма, работавший во Флоренции). Можно сказать, что колорит в данном случае подчинён рисунку. Стоит упомянуть о графических приёмах использованных в данном произведении.
По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Картину назвали в честь великого герцога Фердинанда III Лотарингского. Благодаря тоновым контрастам, силуэты фигур хорошо читаются, служа замыслу художника. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio).
Следующим отличием от рассмотренной ранее «Мадонны в скалах» является роль зрителя. Доподлинно не известно, сам ли Рафаэль придал картине тёмный фон.
«Мадонна со щеглёнком» признана одной из лучших картин Рафаэля флорентийского периода. В картине нет того надлома, что мы видим у Леонардо да Винчи. Границы цветовых пятен соответствуют границам объёмов.
В целом, цвета не отличаются экспрессивностью, являются оптически достоверными. Ещё очевиднее влияние Микеланджело выразилось в последующих работах Рафаэля. Вот таким образом изображение голубя в руках младенца Христа постепенно вытесняется изображением щеглёнка2. Кровь Спасителя брызнула и окрасила голову птицы в красный цвет. С тех пор у щеглов темя чёрное, а вокруг клюва красное кольцо.
Семейную коллекцию – а она начиналась как коллекция античной скульптуры – начал собирать ещё Козимо Медичи Старший (1389- 1464), богатейший человек своего времени. Горизонт кажется бескрайним из-за гор, величаво возвышающихся над речным пейзажем. Все три фигуры освещены также равномерно. Тени написаны прозрачно, они сквозят и движутся. Портреты парные, фигуры в них повернуты друг к другу. Рафаэль родился в 1483 году в Урбино в семье художника Джованни Санти. Урбино времен Возрождения — это цветущий город, важнейший центр искусств и науки. Неслучайно именно эту картину художник написал в подарок сразу после своей свадьбы.
Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Герцы взял её с собой в изгнание в Вюрцбург. Очевидно и влияние Микеланджело: поза Младенца на картине, опирающегося босыми пальчиками на ногу Марии явно заимствована у «Мадонны Брюгге», которую Микеланджело изваял между 1504 и 1506 годами.
Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Наиболее тёплые и насыщенные они всё же на переднем плане. Картина Рафаэля Санти «Мадонна со щеглёнком» ныне находится в галерее Уфицци во Флоренции. И только с 1799 года «Мадонна Грандука» стала выставляться на обозрение публики в Палатинской галерее палаццо Питти. Директор просил разрешения на покупку картины у наследников художника Карло Дольчи. Руки с короткими пальцами украшены перстнями.
Треугольник своим основанием лежит в плоскости. Эту тревожность подчёркивает и поза Марии – она словно закрывает собой детей. Рафаэль был одним из немногих художников, которые часто возвращаясь к этой теме, не повторялись и не сбивались на стереотипы. И в портрете супруга Маддалены Дони фоном служит небо, природа. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку.
На радостях Юлий II решил отблагодарить монахов (которые активно агитировали за присоединение к Риму) и заказал у Рафаэля Санти (к тому времени уже признанного мастера) заалтарный образ, на котором Дева Мария является святому Сиксту. Рафаэлю гораздо важнее передать образ святых изображённых на картине. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе.
Уже во всех последующих Мадоннах Рафаэль перешёл к дневному свету и пейзажному фону. У ангела слева одно крыло. Эти профессии после выхода в свет «Жизнеописаний» на самом деле стали в обществе престижными. Когда же началось превращение дворца в музей. Рефлексы присутствуют, но они не отличаются богатством и сложностью цвета.
Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Среди его флорентийских Мадонн выделяются три близкие по композиционному решению картины: «Мадонна со щеглёнком», «Мадонна в зелени», «Прекрасная садовница». Элементы пейзажа взяты локально, что служит обобщению и декоративности фона. Губы тронуты едва заметной улыбкой. А Джорджо Вазари в искусствоведении имеет такой же «вес», как Андреа Палладио в архитектуре.
Два этих элемента композиции объединяет единая тёплая колористическая гамма. Как отмечает все тот же Вазари, юный Рафаэль «помогал отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино». Прямой нос, слегка нависающие веки, ясно читаемая шарообразность глаз, лёгкая полуулыбка напоминают нам мадонн, написанных этим «наставником» Рафаэля. На голову и плечи женщины накинуто тонкое желтое покрывало. Картина была заказана Рафаэлю его другом, торговцем Лоренцо Нази, к собственной свадьбе.
Бенуа определил эти вариации как "чарующие живописные сонеты". Лук и дубрава позади Мадонны и младенцев не отвлекает внимания зрителя, а напротив, создает больший «воздушный» объем фона. Красный цвет её одеяния символизирует Страсти Христовы, синий— церковь.
Создавая шедевры в архитектуре и живописи, он писал книгу «Жизнеописания знаменитых художников, ваятелей и зодчих», ставшую первой энциклопедией истории искусства. Каждое из поколений Медичи прибавляло новые «бриллианты» в эту сокровищницу. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Можно сказать, что перед нами некий групповой портрет. То же касается и части одеяния Марии.
Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Рафаэлю заказ понравился: он позволял насытить картину символами, важными для художника. Однако Батиста, сын означенного Лоренцо и величайший ценитель искусства, обнаружив части картины в мусоре развалин, приказал воссоединить их как можно лучше».
Мы словно смотрим на запечатлённую художником сцену семейного покоя и благополучия. У ног же фон становится тонально более светлым. Они возвысили и приблизили человека к божеству, воспев его красоту и гармонию.
Полотно не изобилует рефлексами, они просты по цвету. Все цвета являются спокойными, ни один из них не выбивается из общей гаммы, не «режет глаз» зрителя. Иисуса поддерживает Мадонна, защищая его между своими коленями, некоторых видят здесь подобие Мадонны Брюгге Микеланджело. Мы ничего не хотим убрать или добавить, все объекты и общий замысел легко читаемы.
Она обычно изображается в руках младенца — чаще всего это щегол. Вот таким образом изображение голубя в руках младенца Христа постепенно вытесняется изображением щеглёнка2.
Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой». Вот, что в своих «Жизнеописаниях» рассказывает о ней Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Первыми решились отбросить всякие традиции гениальные предшественники Рафаэля – Леонардо да Винчи и Микеланджело. Во второе издание он включит очерк и о себе самом. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог).
Она была создана в 1506-1507 годах. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Если фон условен, второстепенен, обобщён, то фигуры прописаны очень детально. Цвет почвы довольно однообразен.
Гуляя по залам, невольно обращаешь внимание на кессонированные потолки, затейливо украшенные лепным декором и росписями, на лепные картуши со свитками, напоминающими о расцвете династии Медичи, на росписи и мозаику Эта «рама» для произведений искусства – сама произведение искусства. - "Мадонна с безбородым Иосифом" (Эрмитаж)А. В «Мадонне со щегленком» о нём лучше всего свидетельствуют островерхие крыши и высокие шпили, необычные для средиземноморского пейзажа. В картине линейное начало выражено слабо, художник использует мягкие складки, текучие драпировки, в которых нет угловатости, жёсткости, резкости, весь контур фигуры един и «обтекаем». Рафаэль был большим поклонником женской красоты.
На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Картина Рафаэля Санти «Мадонна со щеглёнком» ныне находится в галерее Уфицци во Флоренции. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Ее бюст выделяется пейзажем, который увеличивает его доминирование над его тонкими формами.
Красивое оперение щегла сделало его самой любимой домашней птицей детей. «Мадонна в кресле» продолжает и развивает излюбленный сюжет художника. Примечательно, что для столь высокого образа Девы Марии Рафаэлю позирует женщина низкого происхождения и низкого рода занятий. Условность пейзажа тяготеет к упрощению, как малозначимого. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне.
Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество. Именно силуэт трёх фигур образует легко угадываемый треугольник, в который они вписаны. Везде различим чёткий контур. Интерьер галереи роскошен: заметно, сколь щедро он подпитывался деньгами Медичи. Рука Христа тянется к щеглу, сидящему в руках Иоанна.
При этом в работе присутствует динамика. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Кровь Спасителя брызнула и окрасила голову птицы в красный цвет. Его сын Лоренцо Медичи (1449-14920) – писатель, поэт, получивший прозвище «Великолепный», также был страстным коллекционером. Действующие лица изображены на фоне пейзажа. В левой руке она держит книгу (символ книги Мудрости), в чьем законе предсказана судьба ее Сына и перерывает чтения, чтобы обратить нежный свой взгляд к детям.
Духа и бескровной жертвы. Единственное, что говорит нам о том, что за Марией есть некое пространство, это уменьшающийся размер деревьев и обобщение заднего плана, который Рафаэль списывает с облаками.