Одна из самых известных картин, на которых изображена мадонна с младенцем – это картина "Мадонна Литта" ярчайшего итальянского художника Леонардо да Винчи. Если говорить о самой известной картине изображающей Деву Марию, то это шедевр Леонардо да Винчи "Мадонна с младенцем". Если говорить о самой известной картине изображающей Деву Марию, то это шедевр Леонардо да Винчи Мадонна с младенцем. Одна из самых известных картин, на которых изображена мадонна с младенцем – это картина Мадонна Литта ярчайшего итальянского художника Леонардо да Винчи. На этом мы заканчиваем рассмотрение картины «Мадонна с младенцем» Леонардо Да Винчи.
Картина Леонардо да Винчи Мадонна с младенцем и св. Анной: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. «мадонна с младенцем» относится к миланскому периоду творчества Леонардо да Винчи, а имя Литта она получила по имени миланских герцогов Литта из собрания которых картина была приобретена.
Все таинственно, даже пейзаж, все погружено в грозовую атмосферу удушливой чувственности. Христианские фигуры картин Леонардо, напротив, насквозь пронизаны античным духом. Любопытный момент: мать смотрит вниз, ребенок – вверх – между их глазами нет контакта. Все персонажи его «Поклонения волхвов» участвуют в событии, теснятся вперед, спрашивают, удивляются, высовывают головы, поднимают руки.
Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине. Другие, как Корнелис на его хранящейся в Берлине картине изображали святую Анну в буквальном смысле слова «сам-треть», т. е. изображали ее держащей на коленях маленькую фигурку Мадонны, на коленях которой сидит, в свою очередь, еще меньшая фигурка Младенца Христа. Он прожил там до 1499. Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд. Данная мадонна получила название "Мадонна дель Бордоне".
Его судьба достаточно интересна, поскольку в середине XIII в. он участвовал в одном из сражении на стороне флорентийских приверженцев Папы, по результатам которого художник был захвачен в плен. На более ранних картинах, кроме поклоняющихся волхвов изображалось лишь равнодушное «присутствие». При этом он не является бесстрастным.
Родился в семье нотариуса. Леонардо да Винчи очень быстро, всего за три года, сформировался как художник и скульптор. Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелегкий момент. Существует несколько обаятельных в своей незавершенности эскизов сангиной к этому ангелу, который повернул свое лицо к зрителю на три четверти, но не смотрит на него. Из формальных соображений Леонардо выбрал этот старый мотив.
Примером является его работа, которая экспонируется в Метрополитен-музее. Все должно подчиняться целостной гамме тонов. Это имело ту плохую сторону, что краски «Тайной вечери» рано выцвели.
Леонардо внёс нечто иное и в освещение. Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги. Мадонна изображена приёмом сфумато.
В порыве гениального вдохновения Леонардо выбрал лейтмотивом слова Христа: «Один из вас предаст меня» – и этим сразу достиг этого единства. Леонардо придал уже портрету Джиневры де Бенчи демоническое очарование, а в «Даме с горностаем» пропел гимн соблазнительной грации. Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован. В то же время сам наклон головы, тени, скользящие по лицу, слегка угадывающийся взгляд создают то неповторимое ощущение одухотворенности, которое Леонардо так любил и умел изображать.
Прекрасная молодая женщина, кормящая младенца, олицетворяет материнскую любовь как величайшую человеческую ценность. Композиция картины проста и гармонична. руб. Все спуталось в дикий клубок. Если в «Мадонне с цветком» он добивался основанной на научном познании мира жизненной достоверности в изображении матери с младенцем, то теперь стремится к еще большей обобщенности и воплощению черт идеально прекрасного человека. Но правый разрез был торопливо разорван— верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. В «Тайной вечере» Леонардо фактором, определяющим композицию, является уже не угол, а круг. В «Моне Лизе» он теперь создает произведение, манящее и возбуждающее дух, как вечная загадка.
В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность. У мастера трудно найти совершенно совпадающие друг с другом интерпретации женской либо детской фигуры, что было обычным для кватрочентистских художников, следовавших неизменному образцу в трактовке образа Марии (в отношении мать – сын). Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто. Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с младенцем» исполненной его учителем в 1466-1470 годах.
Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята. В эпоху Боттичелли жестко очерченные головы оживляются налетом мечтательной задумчивости. Нет более углов.
Местом жительства ему назначили город Амбуаз, любимую резиденцию молодого короля. Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины. В 1479 г. монахи ордена кармелитов во Франкфурте образовали братство св.
В XV веке Мадонна с младенцем становится не только сакральным сюжетом. Как считает Вазари, Мария проста, скромна и смиренна. Некоторые искусствоведы склонны считать её плодом работы учеников маэстро (за исключением лица Богоматери, принадлежность которого кисти Леонардо мало кто решается отрицать). В женском лице особенно поражает облагораживающая его геометризация контуров. Она наслаждается, созерцая красоту своего сына. В этом образе, полном человечности, нет отстраненности или отчужденности.
Цвет наряда Марии сочетается с фантастической цепью синих гор на заднем плане. Итальянский герцог сам предложил фамильную коллекцию произведений искусства Эрмитажу. В бесконечно более утонченном виде Леонардо возрождает на этой своей картине головы известные из «Крещения» Верроккьо из «Благовещения» Уффици: молодая женщина, склоняющаяся к своему ребенку с чувством невыразимого блаженства, похожий на девочку-подростка ангел, мягко-чувственным взглядом выглядывающий из картины и двое детей, которые даже не дети, а аморетты или херувимы. Вы видите только круги, сегменты и кривые линии. Леонардо не просто изображает конкретную женщину, кормящую грудью ребенка. И не только лица.
Голова молодой женщины гордо поднята, ее лицо абсолютно невозмутимо. У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы. В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровны (1858—1938), в девичестве Сапожниковой.
У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы. Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным. Богородица ли она вообще. Все покрывает легкий флер сфумато.
В картине «Мадонна к гроте» он использовал пейзаж с доломитами, чтобы заставить бледные лица и бледные руки мерцать из нежного полумрака. У них все блестит и сверкает. Это нежное дымчатое покрывало на нем создает полное впечатление отрешенности.
Культ Анны (I в. н. э. ), матери Девы Марии, попал на Запад с христианскими беженцами, гонимыми мусульманскими завоевателями. Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди. sfumato – затушёванный, буквально: «исчезающий как дым»). Младенец Иисус, наоборот изображён в энергичном движении. Данная мадонна получила название Мадонна дель Бордоне.
На эту тему существует несколько мнений. Уже раньше в эту область вступили Верроккьо, Кривелли и Боттичелли. Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта. Последнее является настоящей визитной карточной автора и в кругах ценителей искусства называется «леонардовской улыбкой».
Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован. Леонардо покинул город. Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» представляла решение – хотя и в ином духе – проблем, аналогичных тем, которые Леонардо поставил себе в «Мадонне в гроте». Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым.
Все фигуры вписаны в пирамиду. Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла. И в «контрасте» их он видит не опровержение, а подтверждение авторства Леонардо. На женщине краснаясорочка с широкой горловиной. Отец еще раз женился и опять стал вдовцом.
На эту тему существует несколько мнений. Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате. Преобладают нежно преломляющиеся, розовые и голубоватые тона. Руки или висят вдоль тела или поднимаются перпендикулярно вверх. Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей.
Еще и другие острые, тонкие, прямо вверх поднимающиеся или перпендикулярно вниз опускающиеся предметы должны усилить впечатление вертикальности, образуя резко прямые углы с лежащими на земле предметами, при воспроизведении которых так же тщательно избегаются всякие волнистые линии. Одновременно он писал портреты всех любовниц герцога. Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной.
С Цезарем он был связан и тогда, когда снова поселился во Флоренции (1502 – 1506). В картине, на которой изображена Мадонна с младенцем, Леонардо да Винчи через движение фигур их пластику, повороты головы, выражение и обращенные взгляды стремится выявить внутренний драматургический смысл сцены. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос. «Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта») – была закончена, очевидно, в то время, когда художник переехал в Милан.
По обе стороны от него находятся ангелы, которые держат развевающиеся ленты. В действительности споры о том, является ли Леонардо да Винчи автором «Мадонны Литта», не утихали до середины прошлого века. Вероники. Фресковая живопись рассчитана, по существу, на декоративное впечатление.
Здесь использован один из любимых композиционных приемов Леонардо. В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души. Портреты должны были отличаться твердостью, металличностью красивых медалей. Мадонна с младенцем часто становилась сюжетом его картин. Глаза Мадонны не затемнены ни горем, ни скорбным предвидением.
Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Этот приём разработал Леонардо да Винчи. Никогда не изображал он отречение и муки. Текущие линии должны занять на картинах место изломанных. Ни жизнерадостности, ни солнечного сияния, ни надежды.
Алтарь был заказан Рафаэлю для монастыря Сан-Антонио и завершен в 1504-1505 годах. Мастер Леонардо да Винчи Из коллекции генерала Корсакова». Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821). Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди).
В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность. В основе «Мадонны с цветком» («Мадонна Бенуа») – одного из ранних произведений художника, лежит живое, конкретное содержание, выражающее гуманистическую мысль о человеке как наиболее абсолютном создании природы. Лицо мадонны повернуто в профиль. Самый ранний ее образ (ок. Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно.
Последние ограничивались острыми, резкими линиями, очерчивающими все наподобие орнамента. Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины. Но это была грация элегическая. Не в том дело, что он заставляет руки широким жестом покоиться на талии и тем придает и этому произведению форму пирамиды и не в том, что место жестко очерченных контуров занял мягкий, скрадывающий все переходы полусвет.
Существует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который до сих пор не известен. Это создает контраст с пейзажем, который состоит из скальных пород и валунов. В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души. Содержание его рисунков самое разнообразное. Уделял он внимание и рукам. Однако существуют мнения и о более поздних датировках, относящихся к периоду проживания Леонардо в Риме.
Эту тему разрабатывают по всей Италии, но особенно во Флоренции и Венеции. Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка. «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени. «Мадонна с младенцем» – одна из тех картин Леонардо да Винчи, появление которых ознаменовало новый этап искусства Ренессанса – утверждение стиля Высокого Возрождения. В первую очередь надо назвать «Благовещение» из галереи Уффицы, всем нам хорошо известную картину «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» из собрания Эрмитажа. Около 1484 Леонардо перебрался из Флоренции в Милан.
В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо с изображением Богоматери – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Композиция картины уравновешенна и лаконична. Лик слегка затемнен. В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало, вокруг голов Марии и младенца в «Мадонне Литта», в то время как они присутствуют в «Мадонне Бенуа».
Но правый разрез был торопливо разорван— верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Некоторые художественные критики и искусствоведы склонны полагать, что эти две знаменитые картины тесно связаны между собой. Худые, бледные лица озарены церковным настроением, мистической красотой Средневековья. Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей.
Круглое вытеснило прямое, мягкое – угловатое. Согласно одной из теорий, автором которой является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, «мадонна Бенуа» иллюстрирует божественную природу Иисуса Христа, в то время как «Мадонна Лита» должна рассматриваться как отображение человеческой сущности Христа. Еще на Тайной вечере в Сант-Онофрио группа распадалась на отдельные части в духе готики. В области композиции Леонардо заменяет угловатую линию линией волнистой.
Отдельные краски положены рядом наподобие мозаики, отграниченные резким рисунком линий. Они слегка проявляются лишь в выражении затаённой грусти и в скользящей таинственной полуулыбке. Он проявил себя в самых разных областях не только искусства, но и знаний. Данная интерпретация взаимосвязи двух картин могла бы являться также безусловным доказательством авторства Леонардо, поскольку в принадлежности его кисти «Мадонны Бенуа» искусствоведы не сомневаются. Покой и нежность заполняют целиком эту сцену.
Необходимо стремиться к античной простоте, советует он художникам. Для Леонардо да Винчи женские волосы были источником неиссякаемого вдохновения. Обычно ее изображают вместе с дочерью. Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. Это символ распятия.
У Леонардо все полно движения. Иисус и Мария расположены на теплом золотистом фоне. Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта. Джотто сделал первый шаг, без которого, возможно бы, задержалось Возрождение.
Все смягчено легкой дымкой, которой обволакивает Леонардо свою треугольную композицию. Анны и заказали посвященный ей алтарь, на котором были изображены сиены из ее жизни. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени. О божественности персонажей зритель может догадываться не столько по символам, которые использует мастер (мадонна предстает в традиционных для Богоматери одеждах: красном платье и синей накидке, а младенец левой рукой сжимает щеглёнка, символ будущих испытаний Спасителя), сколько по атмосфере одухотворенности исходящей от произведения. В центре картины находится Мария изображенная не сбоку, а фронтально. Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелёгкий момент. В 1914 году семья Бенуа передала в Эрмитаж вторую картину гения Возрождения.
Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. При этом он не является бесстрастным. В своей книге о живописи Леонардо подробно писал о свете, преломляющемся сквозь дым, пыль и мутные грозовые тучи. В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало, вокруг голов Марии и младенца в «Мадонне Литта», в то время как они присутствуют в «Мадонне Бенуа». Лица их отражают на картине «Тайная вечеря» все оттенки чувств: гнев, отвращение, тревогу, убежденность чистой совести, страх, любопытство, возмущение.
Вазари так описывает появление этой картины: (Леонардо) находился в монастыре в течение довольно продолжительного периода времени – ежедневно он подходил к начатой картине и, сделав два-три мазка, тут же оставлял работу. Фигура мадонны изображена таким образом, что её контуры чётко вырисовываются на фоне стены. В работе над «Мадонной Бенуа» Леонардо использовал технику масляной живописи, которую до того во Флоренции практически никто не знал. Здесь все тонкости его искусства сливаются в полнозвучный аккорд.
Он всегда становится средоточием повествования о спасении. К мягкости стремятся и краски. Когда мы перейдем к следующим картинам Леонардо да Винчи, к «Благовещению», «Воскресению» и «Святому Иерониму», то необходимо обратить внимание на некоторые формальные их особенности. Они стоят или сидят так, что получаются волнистые линии.
«Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи чужда всякой церковности. Это не веселый, смеющийся ребенок, а Спаситель мира, охваченный мрачным предчувствием. Мария, юная, почти девочка играет с сыном, показывая ему цветок. Простые красочные массы разобщаются мощными линиями.
Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелёгкий момент. Прямо сидящие фигуры соответствуют прямым пилястрам, поднимающимся на фоне.
Первой в Петербурге в 1865 году появилась «Мадонна с младенцем» из собрания миланского герцога Литта имя которого она сохранила в своем названии. Женщина любуется малышом, погрузившись в свои мысли, сосредоточив на нем всю силу своих чувств. Выбирая библейский сюжет, он представляет его как сцену из повседневной жизни. Для них свойственны сложные пейзажные фоны.
Дата создания картины также доподлинно неизвестна. Не наяда ли она или сильфида или с ума сводящая Лорелея. Согласно одной из теорий, автором которой является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, «мадонна Бенуа» иллюстрирует божественную природу Иисуса Христа, в то время как «Мадонна Лита» должна рассматриваться как отображение человеческой сущности Христа.
Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос. Между тем как в «Тайной вечере» Гирландайо на столе стоят стройные, высокие фиаскетти, на картине Леонардо имеются лишь круглые предметы – книзу расширяющиеся, кувшины, тарелки, миски и хлеба. Бледны дрожащие губы, устало-скорбная улыбка играет вокруг них.
Сначала он провел некоторое время в Мантуе у Изабеллы ДЭсте. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени. Лицо мадонны повернуто в профиль. И несмотря на это, в дикой сутолоке царит удивительная гармония. Хотя св. Не стоит забывать о «Мадонне с гвоздикой» (1478-1480) из Мюнхенской пинакотеки.
Усматривая в нем намеренное противопоставление благословенных образов.
Это давало ему возможность создать цельную композицию. Согласно официальной версии её принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи. Здесь фигуры выделяются воздушнее и мягче на фоне дрожащего светлого воздуха. Легенда гласит, что она была замужем три раза и имела трех дочерей.
Художники раннего кватроченто, упоенные сверканием и блеском мира, воспроизводили все предметы яркими, пестрыми красками. 650 г. н. э. ) появился в церкви Санта Мария Антиква, в Риме, где она изображена вместе со Святой Девой. Деревья на заднем плане не имеют круглые верхушки, а поднимаются наподобие обелисков.
Жесткое заменял Леонардо мягким и в области красок. Одну из его Мадонн вы видите выше. Даже все остальные предметы «Тайной вечери» выбраны соответственно с указанной точкой зрения.
Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной. Как рисовальщик он также не имеет ничего общего с примитивами. Изображение основывается на традиционном мотиве Madonna del late (Млекопитательница), обогащая его внимательным наблюдением позы сосущего ребенка.
«Мадонна с цветком» исполненная в этой, тогда еще редкой, технике – свидетельство того, что двадцатишестилетний мастер быстро освоил новый материал и методы работы, создав один из своих первых шедевров. Еще яснее выступают колористические замыслы Леонардо на картине «Мадонна в скалах». Ему так хочется дотянуться до цветка.
Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд. Серый цвет ягненка сопоставим с рукавом платья Анны. Композиция картины уравновешенна и лаконична.
В ней сделаны специальные разрезы, через которые удобно, не снимая платье, кормить младенца грудью. Типы картины «Мадонна в гроте» стали в этой картине Леонардо да Винчи более таинственными, более похожими на сфинксов. Мадонна изображена с чуть заметным подобием улыбки на губах. Она едва сдерживает свое ликование при виде Младенца. Теплится тайна и в глазах Младенца Христа. У Леонардо да Винчи нова не только концепция темы, но и компоновка.
Красота и блаженство – все у него от мира сего. С любовью и радостью наблюдает молодая женщина за пробуждением сознания у ребенка. Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. Коппо ди Марковальдо считается основоположником сиенской школы изобразительного искусства. Вместе эти произведения составили замечательную пару.
Идиллические образы не лишены скованности, суховатости иератичности. «Мадонна Литта», в свою очередь, рассматривается как изображения человеческой сущности Христа. Картины Леонардо да Винчи, напротив, выдержаны в волнистых линиях. Однако когда, наконец, он закончил это произведение, его святая Анна, Богоматерь и Младенец поразили флорентийцев: мужчины и женщины, молодые и старые – на протяжении нескольких дней непрерывный людской поток направлялся в монастырь. Тела приобретают округлые формы.
Предшественники воспроизводили эту тему двояко. В ней сделаны специальные разрезы, через которые удобно, не снимая платье, кормить младенца грудью. Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо.
У Леонардо нет линии, есть только формы. Мир и тишина царят в картине. В Венеции эту тему любил Джованни Беллини. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году». О том, какие красочные проблемы Леонардо ставил себе в «Битве при Ангиари», можно, разумеется, высказывать только предположения.
Коппо ди Марковальдо считается основоположником сиенской школы изобразительного искусства. Эта картина совершила революцию для церкви Всех святых во Флоренции. Весной 1500 г. он отправился в Венецию. Свет из окна позволяет лишь в общих чертах представить себе пространство комнаты.
Но подобно тому как в «Тайной вечере» он отступил от евангельских слов, что «Иоанн возлежал на груди Спасителя», побудивших его предшественников изобразить его почти миниатюрным, так не придерживался он и в данном случае невозможных пропорций фигур. Для него началась пора беспокойных скитаний. Данная интерпретация взаимосвязи двух картин могла бы являться также безусловным доказательством авторства Леонардо, поскольку в принадлежности его кисти «Мадонны Бенуа» искусствоведы не сомневаются.
Другими словами, на картинах его итальянских предшественников все фигуры длинны и стройны. Когда потом Леонардо вновь поселился во Флоренции (1502 – 1506), Франческо дель Джоконде поручил ему написать портрет Моны Лизы, красивой неаполитанки, на которой он женился третьим браком. Разве что о композиции картины мы можем составить себе по ней некоторое представление. Около XIV в. св. Была в ней и «Мадонна» Леонардо. Ее образ заказывают художникам как светские люди, так и церковные власти. Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей.
Краскам он придал такое очарование, о возможности которого и не подозревали его предшественники. И причёсана она по моде тех лет. На символичность картины указывает цветок крестоцвет. Пластически высечены контуры.
Но правый разрез был торопливо разорван— верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Появление в произведениях Леонардо «сфумато» (так итальянцы называли воздушную дымку, окутывающую фигуры людей) основывалось на его собственном научном выводе о том, что воздух имеет цвет. Вокруг одного из самых прекрасных изображений Богоматери с Младенцем до сих пор не утихают споры, главной темой которых является авторство Леонардо. Закончив свою работу в качестве художника красивых грешниц, Леонардо отправлялся в доминиканскую церковь Санта Мария делле Грацие, где писал «Тайную вечерю», оконченную в 1497 г. В эту эпоху начались в Милане распри, приведшие к тому, что герцогство досталось французам. Приобретение ее стало одной из самых успешных рекламных акций в истории музея.
На женщине красная сорочка с узкой горловиной. Однако Рафаэль создавал и большие алтарные образы. Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным. Особенно драпировку изучал он всю свою жизнь. «Мадонна Бенуа», согласно его теории, символ иллюстрация Божественной природы Иисуса Христа.
Все тело отражает данное душевное движение. Рисунки Леонардо да Винчи дополняют его картины. В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо с изображением Богоматери – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Как известно итальянская портретистка развилась из медали. Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди. Это был удивительно разносторонний гений.
Еле заметны, еле уловимы переходы. Борются люди и кони. Так называемую Мадону Литта, хранящуюся, так же как и Мадонна Бенуа, в Петербургском Эрмитаже историки искусства относят к миланскому периоду творчества Леонардо и, несмотря на существование собственноручного рисунка Леонардо, несомненно связанного с картиной, обычно приписывают школе мастера. Об оттенках они не заботились. «Мона Лиза» завершает все устремления Леонардо да Винчи в области портретистики. Леонардо также интересовал рисунок волос. Последняя первоначально называлась «Мадонна с младенцем». Картина, как известно, не была окончена.
.