К его наследию неоднократно обращались последующие мастера итальянского Возрождения от Мазаччо до Микеланджело. Брунеллески.
Джотто был известен также как архитектор — создатель кампанилы (колокольни) Флорентийского собора. Крепко держит руками младенца. Многолетняя деятельность Джотто подняла престиж живописи среди других искусств. Как правило, датируется примерно 1310.
Таковы и лица ангелов. Но, любое явление искусства следует рассматривать в контексте исторического развития. Произведение не имеет подписи автора, однако известно, что «Распятие» из ц. Санта-Мария-Новелла упоминается как работа Джотто итальянским историком искусства XV века Лоренцо Гиберти и что в 1312году засвидетельствовано присутствие некоего Распятия Джотто в этой церкви.
20 января 1330 года король Роберто присвоил Джотто титул придворного художника. Стилистически они близки к изображениям Исава и Иакова в истории Исаака, написанной Джотто в Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи. К лучшим живописным работам Орканьи относится фреска «Триумф смерти» (около 1350, церковь Санта-Кроче, Флоренция), а также алтарный образ «Христос во славе, окруженный святыми» (1357, капелла Строцци церкви Санта-Мария Новелла, Флоренция). Особенно наглядно это заметно в сравнении с созданной между 1280—1290 годах «Маэста» Чимабуэ, монументальной иконой из церкви Святой Троицы во Флоренции, которая, как и икона Джотто, теперь хранится в Уффици (обе находятся в одном зале — 2 «XIII в. и Джотто»). Художник исполнил это алтарь совместно с ассистентами из своей мастерской.
Приблизительно в 1315 году из мастерской Джотто вышел ещё один расписной крест (ныне Лувр, Париж). В XVIII веке итальянский писатель Делла Валле, многие годы своей жизни посвятивший изучению творчества Джотто, так писал о его значении в истории искусства: Из-под его кисти выходили настолько прекрасные и утонченные шедевры, что ни один из его учеников и последователей (до появления Мазаччо) не смог не только превзойти его, но даже и сравниться с ним.
Каждая из двадцати восьми рельефных композиций этих дверей была исполнена на религиозный сюжет и вписывалась в квадрифолии (четырехлистниковые обрамления), еще связанные своей замысловатой колючей формой с готической традицией. Более характерны и индивидуальны образы статуй пророков исполненных для украшения кампанилы (колокольни) Флорентийского собора. Символически это истолковывается как спасение самой Церкви от всех несчастий. Исследования в рентгеновских лучах подтвердили, что все сцены раньше были написаны на одной длинной доске (не менее трёх метров), которая вряд ли была пределлой какой-либо алтарной картины. Он показывает пальцем на Христа.
Под знаком этих людей и проходит вся история XV века — века кватроченто. Его основные произведения предназначались для оформления флорентийского баптистерия. Венец цикла— Прославление святого Франциска (Gloriosus Franciscus), где святой вступает в Царствие Небесное. Горизонтальные тяги-пояса подчеркивают членение здания на три этажа.
Речь идёт о нескольких панелях из разных музеев, которые имеют одинаковую форму и размеры. Все три панели имеют одинаковые размеры. Последнее произведение особенно ярко передает художественную манеру Орканьи. Следуя традиции Джотто, он сосредоточивает внимание на образе человека, усиливая его суровую энергию и активность, гражданственный гуманизм. Наконец, в самом низу стены, ближе к полу изображены две комнаты со сводчатыми потолками (смысл этих фресок не разгадан). Рассказ начинается с истории Иоакима и Анны, родителей Девы Марии.
Прекрасная белая рубашка. Никаких красочных вспышек. С той же новостью небесный посланник навестил и жившего в изгнании Иоакима. Улицы и площади почти на каждом шагу останавливают взор. И нигде никаких подробностей. Тяга к ясному, гармоничному строю античных форм несомненно существовала, но она еще не получила столь четких очертаний, как в середине века.
Их персонажами являются спокойные, сдержанные и миловидные женщины и мужчины. Тот же Гиберти писал о Джотто следующие строки: «Он отошел от грубости греков. Не отошел от этого типа построения и Кастаньо. «Коронование Марии» из капеллы Барончелли, над декорированием которой Джотто работал не ранее конца 1320-х годов, представляет собой один из последних великих замыслов мастера. Иисуса художник написал в виде серафима.
Тур в Италию дает уникальную возможность ознакомиться с творчеством предтечи ренессансного искусства —Джотто ди Бондоне. Это был первый в истории итальянской (и всей западноевропейской) живописи художник, отошедший от традиций средневекового искусства и внесший в свои произведения элементы реализма. Ему же приписывают авторство живописных циклов под названием «Знаменитые люди», которые были исполнены по заказу короля Неаполя Роберта и правителя Милана Аццоне Висконти.
Живопись средневековья не пользовалась категориями объема и глубины. Боккаччо писал, что герои художника – абсолютно живые люди, лишь не могут говорить. В последнее время эту работу Джотто относят к 1310 году.
То есть это и Мария и Прекрасная дама. Правда, трон поддерживают уже не шесть, а восемь ангелов. Ведущим центром гуманистической культуры и реалистического искусства остается Флоренция. Краски нанесены широко и свободно, тем самым, усиливая линейный ритм и динамику.
Торжество идеалов ренессансной скульптуры и утверждение статуарного начала знаменует первая обнаженная статуя в итальянской пластике Возрождения — «Давид» (1430—1440-е гг., Флоренция, Национальный музей). Каменный склон делит картину по диагонали, символизируя глубину утраты. Использовав ряд известных в его время приемов — угловые ракурсы, упрощенную, т. н. античную, перспективу, он сообщил сценическому пространству иллюзию глубины, ясность и четкость структуры.
Фреска. Мощная пластика акцентирует самостоятельное значение статуи. Алтарный образ Мадонны был написан Джотто для церкви Оньисанти во Флоренции. Второй фресковый цикл Джотто, дошедший до нас, не так обширен. «Стигматизация Святого Франциска» представляет собой большую алтарную икону размером 3, 141, 62м.
В дальнейшем он усовершенствовал свое мастерство. Но наиболее вероятно, что художник умер в 1337 году (согласно Антонио Пуччи) в возрасте семидесяти лет. 1318—1325). На этом полиптихе тоже есть подпись автора. Мария сидит на троне и держит на руках Спасителя. Одним словом, в произведении очевиден реверанс, сделанный в сторону готической живописи.
Цикл состоит из 36 фресок с изображением юности Христа и Страстей. Он впитал в себя все происходящие изменения и одним из первых выразил их в творчестве. И она спокойно смотрит на нас.
Он облегчил таким образом вес свода и уменьшил силу распора, действующую на стены восьмигранного барабана. Леонардо да Винчи, например, писал, что «Джотто превзошел не только всех мастеров своего времени, но и многих художников прежних столетий». Сохраняя традиционную композицию, художник достиг большой убедительности пространственного построения.
В нём видно стремление к передаче убедительной весомости и человеческой значительности центрального образа, которое впоследствии особенно проявится в его «Мадонне Оньисанти» из Галереи Уффици. Возможно, что Барди, банкиры короля, рекомендовали художника ему. Художник стремился выразить в этих образах свое отношение к религии, к смыслу жизни, стремление к нравственности и одновременно показал простых людей их жизнь испытания, которые им приходилось выдерживать. Отец будущего художника носил имя Бондоне (ум. Хотя лицо Богоматери, лишено индивидуальных черт, как и большинство лиц написанных Джотто и представляет собой идеализированный образ, напоминающий античннй эталон, а не византийский тип, как в более ранних «Мадоннах». Пеликан был в Средневековье символом жертвенности, поскольку считалось, что ради своих голодных птенцов он способен расклевать себе грудь, чтобы накормить их собственной кровью. Именно сюда ведут зрителя каменный склон и взгляды остальных участников сцены.
Некоторые из сцен Джотто заимствует из византийского искусства (ориентируясь преимущественно на миниатюры церковных книг), но перерабатывает их, оживляя новою жизнью. Изображая массивные ступеньки трона на первом плане и отдаляя стоящих за ним святых, художник добивается зрительного впечатления присутствия Богоматери в храме. Композиция вытянута по вертикали, в ней отсутствует пространственная глубина. Есть и иные предположения о дате рождения Джотто, вплоть до 1275 года. Роспись верхней церкви Сан Франческо в Ассизи была начата около 1288 года.
Центром композиции являются два сближенных лица: мертвого Христа и Его Матери. Знакомство Джотто с позднеантичной живописью и произведениями Пьетро Каваллини способствовало становлению его творческого метода, созданию такого выдающегося памятника проторенессансной живописи, как росписи капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1304–1308). Серия фресок «Девять героев» (не сохранилась) в одном из залов Кастель Нуово упоминается в сонетах Франческо Петрарки. Аллегорические фрески изображают Послушание, Благоразумие и Смирение.
Тело подчеркивает её мощь. Уверение в стигматах изображает скорбящих братьев, обступивших тело умершего Франциска. К сожалению, ни одна из работ этого времени до нас не дошла. Происходило формирование новых нравственных ценностей, представлений о человеке. В документе указано, что это работа выполнена Джотто.
Чрезвычайно возвысился он в Этрурии. Алтарь состоит из главной картины и трех пределл. Родоначальником ренессансной архитектуры был Филиппо Брунеллески (1377—1446), уроженец Флоренции.
Повествование неторопливо и незамысловато исполнено спокойного достоинства. Дань уважения Джотто отдавали многие деятели эпохи Возрождения. Колорит картин художника строг и целостен. Угловатая фигура подростка дана в состоянии покоя, отдыха после напряженного боя.
., то воспринял эти слова дословно и отстроил разрушенную святыню. По другую сторону стола видна одинокая фигура предателя Иуды. В основном известны его картины и алтарные образы.
При этом какие-то отзвуки византийских канонов можно услышать и в его творчестве. По сообщению Вазари, ещё будучи во Флоренции, Джотто на стене Палаццо делла Сеньория создал портрет сына короля Неаполя Роберто Анжуйского. И эти две фигуры – центральные. Из того, что осталось, можно мысленно реконструировать, что Мадонна восседает на троне светлого мрамора с розоватым обрамлением и мозаичными бордюрами в стиле «космати», которые оканчиваются резным готическим украшением в виде голов животных— именно так она обычно изображалась в то время. Датировка большинства из них приблизительна, в некоторых случаях имеет широкий диапазон (например, семь небольших сцен из жизни Христа, принадлежавшие одному алтарю, хранящиеся в нескольких музеях, разные эксперты датируют от 1306—1312 годов до 1320—1325 годов).
Простонародны их лица, тяжеловесны фигуры в длинных одеяниях, едва умещающиеся в нишах. Так, святые персонажи (как и полагается в иконописи) у него снабжены нимбами. Ткани широкого шерстяного плаща и прозрачной туники Мадонны в картине Джотто ещё более рафинированны и драгоценны. Италия.
В свой поздний период Джотто ди Бондоне, будучи назначенным capomastro— руководителем работ по строительству флорентийского собора, вынужден был делить свои творческие усилия между строительными работами во Флоренции и престижными заказами, поступавшими из других городов Италии. И действительно, даже в самых лучших и экспрессивных своих работах, таких как Чудесное открытие источника (Ассизи, базилика Сан Франческо, верхняя церковь), Мастер истории Святого Франциска предстает по сравнению с Джотто более архаичным художником.
В работе этих художников, Джотто видел большие, драматические композиции, которые, безусловно, влияют на его Ognissanti Мадонна. Пейзаж выглядит символистическим. После подавления восстания чомпи (цеховых рабочих — чесальщиков шерсти) во Флоренции в конце 14 в. власть сосредоточилась в руках нескольких богатейших семейств.
Учился в мастерской Чимабуэ (между 1280 и 1290), работал главным образом во Флоренции (где с 1334 руководил строительством собора Санта-Мария дель Фьоре и городских укреплений) и Парме. Именно эти сцены определяют характер росписей капеллы. Это определение полностью соответствовало ему — он был не только тонким и коварным политиком, но и знатоком и ценителем литературы и искусства, собиравшим вокруг себя лучших людей своего времени. The Мадонна на троне показать многочисленные стили искусства, которые повлияли Джотто.
Джотто скончался 8 января 1337 года, вскоре после своего возвращения из Милана. В заключение необходимо упомянуть еще об одной работе Чимабуэ: росписях верхней церкви базилики Сан-Франческо в Ассизи (около 1279–1280). Ренессансные черты ярче проявились в созданных им портретах. Наиболее выдающимися из ранних его работ считаются «Мадонна со святыми Николаем, Маргаритой и донатором» (около 1395, Государственные музеи, Берлин) и полиптих из Валле Ромита (около 1400, Брера, Милан). Такая инкрустация мрамором. Точная линия очерчивает острохарактерный профиль в «Женском портрете» (сер. Среди фресок церкви Санта Аполлония выделяется размахом изображения и остротой характеристик «Тайная вечеря» (1445—1450).
В Лувр он попал в начале XIX столетия. Среди них в центре— Христос. Благодаря Джотто композиция стала более абсолютной, пространство -- глубоким, рисунок -- спокойным, а цвет -- нежным. По сообщению Вазари, Джотто был учеником Чимабуэ. Вазари утверждал, что Джотто родился в 1276 году. Художник изобразил Марию с младенцем, сидящую на троне. Приблизительно тем же временем (ок.
В этих рельефах сделаны лишь первые шаги на пути оптического завоевания пространства. До него, в живописи царствовала плоскость, пространство картин стало объемным. Он представляет собой большой двусторонний триптих с пределлой, его размеры 2, 202, 45м. Фрески на средокрестном своде нижней церкви (1308—1328) впервые приписал Джотто Вазари.
1280) Чимабуэ. До него в живописи царствовала плоскость – у него пространство картины стало объемным.
Джотто изобразил здесь Мадонну с младенцем, Св. Так, персонажи святых (как было принято в иконописи), снабжены нимбами, свидетельствующими об избранности.
На полиптихе есть подпись Джотто. Мадонна на ней выглядит монолитом, высеченным из куска мрамора. В ЧимабуэS Мадонна с младенцем на троне, есть использование золота трассировки очертить складки ткани. «Поцелуй Иуды» – фреска, которую он писал сам.
Строительство девяностометровой красавицы-башни было завершено в 1359 году. Система карнизов, которые отделяют сюжеты друг от друга, также должна была вызывать впечатление, что они представляют собой архитектоническое обрамление, принадлежащее стенам самой церкви. Хотя архитектурные построения Джотто в его «Мадонне Оньисанти» так же не безупречны с точки зрения законов перспективы, как и в падуанских фресках, все же ему удается добиться зрительной их убедительности.
На внешней стороне Джотто изобразил восседающего на троне Христа (центральная панель) и казнь Св. В 15 в. жанр портрета завоевал самостоятельное значение. Верхняя часть стрельчатого окна венчала всю трехъярусную архитектурно-живописную композицию. Под «греческим» Ченнини подразумевал формальныевизантийские каноны, являвшиеся общепринятыми художественными аксиомами в средневековой Европе.
Между тем творческий дух, свойственный человеку, требовал идти дальше. В ювелирной мастерской изучил основы ремесла один из выдающихся скульпторов 15 в. — Лоренцо Гиберти (1378—1455), в искусстве которого ясно обозначились устремления к реализму. Быстро сформировавшись как художник, он начал работать самостоятельно.
«Испытание огнем» — одна из них. Мы видим справа, как вошёл первосвященник иерусалимского храма. 1311/1313) и был крестьянином. В 1334 году Джотто был назначен руководить строительством флорентийского собора и городских укреплений. Их междоусобная борьба завершилась победой банкирского дома Медичи.
Однако документально это никак не подтверждено. Петра. «Расписной крест», около шести метров в высоту, был создан для флорентийской церкви Санта Мария Новелла между 1290 и 1300 годами и вскоре стал образцом для подражания (в 1301 году Деодато Орланди уже скопировал его в «Распятии» для церкви Сан-Миниато-аль-Тедеско).
На нижней части оригинальной рамы сохранилась подпись «OPUS IOCTI FIORENTINI». Он первый познакомил флорентийских мастеров с техникой масляной живописи. По сообщению Лоренцо Гиберти, Джотто и его мастерской было поручено в 1336 году расписать фресками торцовые стены капеллы святой Магдалены в Палаццо дель Подеста (Барджелло). Ирод, царь иудейский, которому скалили, что Вифлееме родился мальчик, призванный стать царем иудейским, приказал истребить всех младенцев в возрасте до двух лет, родившихся в этом городе и его окрестностях.
Вазари, написавший Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев – ваятелей и зодчих (1550 год) утверждал, что Джотто родился в 1276 году. Для современного человека символ ренессансной Флоренции, если не всего Ренессанса вообще — купол Санта Марии дель Фьоре, возносящийся над городом и построенный Брунеллески (закончен уже после его смерти). В день, когда ее хоронили, Флоренция была в печали. Пройдя ученичество в ювелирном цехе, Брунеллески начал свою творческую деятельность как скульптор, приняв участие в конкурсе на создание рельефа для бронзовых дверей флорентийского баптистерия (крещальни).
К 1310—1315 годам исследователи относят создание Алтаря Перуцци. Восседающая на троне Мадонна с Младенцем кажется не абстрактным персонажем, как это было раньше, а реальной земной женщиной. Решительный поворот в сторону утверждения реализма и преодоления средневековой традиции в итальянском искусстве происходит в 15 в. (кватроченто). Именно из этого произведения Франке и позаимствовал композицию своего «Распятия». Позднее исследователи обратили внимание на сходство Иакова с Иоанном с Распятия из церкви Санта Мария Новелла во Флоренции и пришли к заключению, что обе работы завершены примерно в одно и то же время (ок. «Полиптих Стефанески» был создан для главного алтаря базилики Святого Петра в Риме.
Это Мадонна в итальянском позднем смысле и понимании этого сюжета. Развитие получает жанр портрета, создаются конные статуи, украшающие площади городов. В то же время он успешно решает новые, более сложные, чем в падуанских фресках, композиционные задачи. Довольно большой цикл фресок также включает: композицию «Страшный суд» на западной стене, роспись коробового свода: золотые звёзды на синей тверди и заключенные в медальоны лики Христа, Марии, размещенные в три ряда на продолжительных боковых стенах и на «триумфальной арке» алтаря 34 жизненных сцен Марии и Христа.
Шероховатость фактуры : камня усиливает мощь архитектурных форм. Еще со времен Данте и Джотто город стал бесспорным центром культурной жизни Италии. Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело — великие мастера Возрождения — обращались к искусству Джотто как к живительному и вечно свежему источнику глубоко этических, человечных образов. Однако, разрабатывая новые композиционные формулы и методы построения пространства и тем самым предвосхитив проблемы, к которым впоследствии обратятся мастера Возрождения, Джотто стал более холодным, рационалистичным, его искусство отчасти утратило ту первозданную мощь, которая отличала падуанские фрески. Образно охарактеризовал достижения Джотто флорентийский художник Ченнино Ченнини, на рубеже XIV — XVвеков отметивший, что он «перевел искусство живописи с греческого на латынь, сделав его современным».
Проследить творческое формирование Джотто невозможно. Некоторые из них имели портретное сходство с современниками. Доменико Венециано.
Одновременно с этим вторым завоеванием Джотто было создание пластической, округлой человеческой фигуры, причем каждая из изображенных им фигур обладала и чисто материальной весомостью и в силу этого глубокой жизненной, реалистической убедительностью. А безутешный Сандро завещал похоронить себя у ног прекрасной Симонетты.
Мотив Мадонны на троне в окружении ангелов — «Мадонны во славе» — сам по себе традиционен, традиционны и позы Марии и младенца Джотто изменяет только положение ангелов и предстоящих. В этом центре происходят главные драматические события. Расцвет риминийской школы XIV века, несомненно, связан с поездкой Джотто в этот город. В свидетельстве о назначении особо отмечались знания и учёность художника. Мозаика была разрушена при сносе старой постройки, сохранилась лишь её копия эпохи барокко (по мнению Норберта Вольфа, неудачная) в портике новой церкви. Начинающий художник впитал популярные в то время живописные традиции и переосмыслил их.
Одновременно он разработал приемы тональной светотеневой моделировки форм при помощи постепенного высветления основного, насыщенного красочного тона, что позволило придать формам почти скульптурную объемность и в то же время сохранить сияющую чистоту цвета, его декоративные функции. На переднем плане изображён коленопреклонённый кардинал Стефанески.
Похоронен в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре. С его именем связывают также некоторые из рельефов, украшающих капанилу. Иисус спасает корабль апостолов, попавший в бурю и утопающего Петра.
1450 г., Флоренция, ц. Санта Аполлония) — пример решения светской темы. Фигуры мастер намечал широкими, плавными, лаконичными линиями. Цвета здесь нежные, спокойные, легко нюансированы, манера письма легкая, почти прозрачная.
Его первой крупной работой был грандиозный восьмигранный купол (1420—1436), возведенный над построенным еще в 14 в. собором Санта-Мария дель Фьоре. Они хранятся в разных музеях, но имеют примерно одинаковые размеры (в среднем 4544см. ). Момент его встречи со своей женой (эта встреча произошла у Золотых Ворот, ведущих в город) и запечатлел Джотто на своей фреске. И когда мы смотрим на фреску «Поцелуй Иуды», то сразу выделяем глазами центр композиции.
Благодаря этим работам стало возможным определить характер росписей капеллы. На картины изображены: переживающие горе Никодим и Иосиф Аримафейский, Мария Магдалина, несколько женщин в отчаянии и оплакивающие смерть Спасителя ангелы. Исследователи предполагают, что полиптих состоял из пяти или более частей. С 1334 года он руководил строительством флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре и его колокольни (кампанилы). Это делает ее образ более земным. Он стремится снискать славу покровителя искусств и наук. Она держится с почти светской приветливостью и изяществом, присущими знатной даме.
Однако, за одно или два десятилетия, отделяющие произведения этих мастеров от «Мадонны Оньисанти» изменилось многое. Историк Джованни Виллани в своей Хронике (1334) назвал Джотто «величайшим мастером живописи своего времени». В первую очередь, это доска с изображением «Мадонны с младенцем» из Национальной галереи искусства, Вашингтон, которая, по всей вероятности, была центральной частью полиптиха.
Среди последователей Мазаччо выделялся Андреа дель Кастаньо (ок. Их размещение на стенах строго продумано с учётом планировки часовни и её естественного освещения. Павла (боковые панели). Петра и Св.
Ловко используя в своих целях неудачи соперников, после переворота 1434 г. Козимо Медичи становится негласным правителем Флоренции, хотя и сохраняет на первых порах видимость демократических свобод. Это в первую очередь относится к смелому объёму архитектуры в работах Джотто. Мы видим, как Иуда, обняв Христа, поглощает его.
Художник спроектировал кампанилу (колокольню) кафедрального собора Санта Мария дель Фьоре. С этого художника, который нарисовал нео-византийском штук, принимая сигналы от обоих мозаик и фресок из римских и раннехристианских времен, Джотто взял важные уроки в технике живописи и в оказании цифры как статная и спокойно.
Поездка Донателло в Рим способствовала еще большему осмыслению им античного искусства, традиции которого находят претворение в рельефах кафедры Флорентийского собора (1433— 1439). Ученик Чимабуэ, крупнейшего мастера флорентийской школы последней трети XIII века, он работал во Флоренции, Риме, Падуе, Милане и других городах Италии. Близость между ними необычайно тесна: ангел, стоящий позади двух персонажей со свечами в руках в правой части картины, рисунком своего профиля почти идентичен коленопреклонённому ангелу в правой части «Мадонны Оньисанти».
С именем Джотто связан новый этап в развитии итальянского и европейского искусства (Проторенессанс), разрыв итальянской живописи со средневековыми художественными канонами и традициями так называемого итало-византийского искусства.
Герои Джотто объемны, полны жизни, что, при этом, не умаляет их божественного величия. Персонажи фресок изображены на фоне природного и архитектурного пейзажа. 1386— 1466, полное имя — Донато ди Никколо ди Бетто Барди). 1410— 1461), уроженца Венеции, работавшего в основном во Флоренции. Джотто принял от своего учителя важность, а забота о, объема и формы в пространстве.
Этот обширный фресковый цикл включает в себя роспись коробового свода, уподобленного синей небесной тверди с золотыми звездами и заключенными в медальоны изображениями Христа, Марии и пророков, композицию «Страшный суд» на западной стене, тридцать четыре сцены из жизни Марии и Христа, расположенные в три ряда на длинных боковых стенах и так называемой «триумфальной арке» алтаря. Скорее всего, работа над каждым из них, учитывая тщательность исполнения, заняла у мастера немало времени.
Картины художника наполнились разнообразными эмоциями. В 1919 году она была передана галерее Уффици, где хранится и сейчас, в одном зале с знаменитой «Мадонной Святой Троицы» (ок. Он был обнаружен в монастыре Санта-Кроче, Флоренция и ныне хранится в галерее Уффици.
Аналогичные произведения были созданы Чимабуэ («Мадонна» из ц. Санта-Тринита) и Дуччо («Мадонна Ручеллаи»). Старшим сыном и наследником Козимо был Пьеро, а первенцем Пьеро — Лоренцо, прозванный Великолепным.
Что касается жизни Джотто, то сведений о ней имеется очень немного. Он «принес новое искусство», как утверждал известный флорентийский скульптор Лоренцо Гиберти. Судя по произведению, которое удалось исполнить художнику, Строцци был богачом. Одна сторона алтаря была обращена к верующим, другая— к священнослужителям.
Алтарь состоит из пяти панелей, каждая размером 62, 343см, за исключением центральной части с изображением Благословляющего Христа (66, 749см). Родом из Колле да Веспиньяно в Тоскане. С современной точки зрения, его живопись может показаться несколько упрощенной. называет их «творением Джотто», наряду с росписями францисканских церквей в Ассизи, Римини и Падуе. Вот с этой точки интересно данную композицию прочитывать. Особенно пострадали правый и левый край.
Дальше можно назвать моделировку объёма одежды. Впервые в западноевропейском зодчестве Брунеллески дал ярко выраженный пластический объем купола, вздымающегося к небесам и осеняющего, по выражению архитектора Альберти, «все тосканские народы». От этого времени остались два крупных станковых произведения— «Болонский полиптих» (Пинакотека, Болонья) и «Полиптих Барончелли» (ц.
Сам по себе этот приём был хорошо известен и до Джотто. Разрабатывал проект кампанилы и, совместно с Андреа Пизано, рельефы её нижнего этажа. Вместо измельченных готических квадрифолиев эти двери украшают десять крупных, вписанных в прямоугольные поля многофигурных рельефов, уподобленных сложным многоплановым живописным композициям («Встреча царя Соломона с царицей Савской» и др. ).
А рядом висит икона или, скажем, уже картина, Джотто. На центральной панели Святой Пётр восседает на троне в той же самой позе, что и Христос на лицевой стороне (так образом передана идея Петра как наместника Христа). Именно ей удалось оказать решающее влияние на дальнейшее развитие итальянской живописи, придав ей выразительность, глубину и экспрессию.
Используя ряд известных в то время приемов, вкл.
Вот таким образом появление Джотто было не случайностью, а закономерностью. В открытом гробу ее пронесли по городу к месту захоронения – церкви Оньиссанти. 1421 — 1457), проявивший интерес не только к пластической форме и перспективным построениям, характерным для флорентийской живописи этого времени, но и к проблеме колорита.
Настоящим реформатором итальянской скульптуры был Допателло (ок. «Мадонной Оньисанти» изображена со светлым и открытым лицом и даже с чуть заметной улыбкой в складке губ, позволяющей заметить белизну зубов, в то время как Мадонны дученто всегда были отчуждены и печальны. Франциска» из Лувра. В 1328—1333 годах Джотто находился при дворе неаполитанского короля Роберто Анжуйского.
Ее поза, поворот головы, выражение лица полны спокойствия и величия. Образ имеет четкие, простые контуры. Белый собор, перед которым замер Франциск, является символом его неисчерпаемой веры.
Самая известная (и единственная сохранившаяся) алтарная картина Джотто – Мадонна Оньисанти. Боковые стены украшают 34 сцены, повествующие о жизни Девы Марии и ее родителей, Иоакима и Анны, а также об эпизодах из жизни Иисуса Христа. В свидетельстве о назначении особо отмечались знания и учёность художника (scientia et doctrina). Несомненно, что все эти работы принадлежат «кругу Джотто», однако точно утверждать, что это произведения самого Джотто, нельзя.
Полагают, что именно Джотто трудился над мозаикой «Навичелла», которая украшает фасад римской раннехристианской базилики Святого Петра. Группы ангелов и святых здесь наполняют реально существующее пространство. Лучшие из созданных образов этого грубоватого, мужественного, неровного по натуре художника отличаются героической силой и неуемной энергией. В алтаре Святой Варвары и в гамбургском «Мученике» более весомыми и осязаемыми стали складки одежд персонажей, фигуры приобрели пластическую убедительность, а пейзаж развернулся в глубь пространства.
Построение картины он подчиняет художественной логике, но без бьющей в глаза эффектности. Композиция образа проста и торжественна. Еще спустя век с небольшим, в 1919 году, она была перемещена в галерею Уффици, где хранится и сейчас, деля зал, в частности, с не менее знаменитой «Мадонной Святой Троицы» (ок. Об этой мозаике писал Леон Баттиста Альберти в своём трактате о живописи De pictura (1436).
Между 1303 и 1305 годами создано это главное произведение Джотто. Его религиозные композиции («Поклонение волхвов», ок. С особой полнотой это видно в мраморной статуе св. Флоренция — «колыбель изящных искусств».
Бенедикта. Частями этого полиптиха, по всей вероятности, являются и три другие панели— «Святой Стефан» (Музей Хорн, Флоренция), «Иоанн Евангелист» и «Святой Лаврентий» (обе работы в Музее Жакмар-Андрэ, Шаали). Прежде, живопись была строго функциональна (и вот таким образом ритуальна). Строго симметричное расположение деталей композиции имеет чисто геральдический смысл. Джоттовские герои – объемны, они полны жизни исполненны достоинства.
Композиция этого произведения во многом напоминает «Мадонну с ангелами». Постоянной моделью Боттичелли была Симонетта Веспуччи – жена дальнего родственника путешественника Америго Веспуччи – Марко. Папа видит во сне бедняка из Ассизи, который является истинным реформатором церкви.
С помощью ордерной системы решено и внутреннее пространство капеллы. Произведению присуща великолепная цветовая гамма, готическое изящество, тонкость одних фигур и выразительность других— качества, сближающие его с фресками Нижней церкви в Ассизи.
В искусстве утверждается представление о человеке как о самом абсолютном творении природы. Флорентийская культура первой половины и середины XV века разнообразна и богата.
Хранящееся в Художественной галерее Берлина «Успение Марии» (75178см) обнаруживает тесную связь с «Мадонной Оньисанти», поскольку происходит из той же церкви. В работе имеются готические элементы: острый угол спинки трона и витиеватый крест, выполненный в виде готической розы. угловые ракурсы и упрощенную (античную) перспективу, емуудалось придать пространству иллюзию глубины и ясности композиции.
Вот таким образом сейчас стараются избегать самого названия «реализм», называя его более точно «чувством пространства». Алтарный образ «Мадонна Оньисанти» был предназначен для готической францисканской церкви Оньисанти (Всех Святых) во Флоренции, построенной в XIII веке, впоследствии была перестроена. Есть и иные предположения о дате рождения Джотто вплоть до 1275 года. Это уже не Мадонна, не икона Богородицы.
Они размещены в три ряда и связаны по тематике с главной композицией (сценой Страшного суда). Форма тыквообразной головы пророка Иова, яркая индивидуализация черт его лица породили прозвище этой статуи—«Цукконе» (тыква). После этого Иоаким поспешил в Иерусалим. Интересен и жест младенца Христа, ухватившегося ручонкой за её палец.
С этой гробницей связана интересная история. Возможно, античный памятник Марку Аврелию вдохновил Донателло на создание конной статуи кондотьера (наемного военачальника) Эразмо да Парни, прозванного Гаттамелатой (1447—1453). Художник предстает в них более холодным и рационалистичным.
Донателло прошел сложный творческий путь, снискав громкую прижизненную славу. Двухэтажный фасад дома отличается простотой и легкостью пропорций, четкостью горизонтальных и вертикальных членений. Различие заключается прежде всего в трактовке пространства.
Для своего времени, Джотто был великим новатором. Падуя.
Имя Джотто, возможно, сокращение от Анджиолотто либо Амброджотто. Композиционное построение слегка асимметрично из-за того, что кортеж ангелов и патриархов справа расположен по восходящей линии, поднимающейся к плечам Христа, а группа апостолов слева, напротив, по линии нисходящей, которая заканчивается фигурой молодого апостола (Иоанн. ), склонившегося, прижимая руки к груди. Капелла Скровеньи аллАрена. Вполне вероятно, что кто-то из них был заказчиком этого алтарного образа.
1300 года) датируется «Полиптих» (91340см. ), который Джотто написал для флорентийской церкви Бадия. Первое упоминание об этой работе относится к 1418 году. По одну сторону стола, расположенного вдоль стены, он разместил апостолов. Они располагаются по вертикали друг над другом, обрамляя фигуру Марии.
Часть исследователей (включая Лючано Беллози) считает этот крест произведением самого Джотто, основываясь на близости его стиля к фрескам Джотто в правом трансепте Нижней церкви в Ассизи другая часть специалистов полагает, что он создан кем-то из его учеников или ассистентов.
О её подлинном виде можно судить лишь по рисункам художников XIV—XV веков и уцелевшему оригинальному обрамлению с головами двух ангелов. «Мадонна Оньисанти» является самой известной алтарной картиной Джотто. На произведении есть подпись художника. Там, где фоном служит пейзаж, он похож на знакомые нам горки в русских иконах. Конечно, Джотто не был первым живописцем использовавшим этот приём.
Из его работ также сохранились далеко не все. Новая эпоха в живописи ко времени жизни Джотто уже созрела для своего появления. В ученики к Чимабуэ он попал примерно в 1280 году. Оно полно высокого человеческого достоинства и покоя. Позы и жесты окружающих тело Христа фигур, подчеркивают эмоциональное состояние.
Значительность происходящего подчеркнута общим состоянием сдержанного волнения. Две сцены в верхнем ярусе церкви, посвящённые истории Исаака и Иакова, долгое время относили к работам неизвестного мастера, Мастера Исаака. Хотя, вполне возможно, что Тиберти описал истинное происшествие. По всей вероятности, это одна из немногих его совершенно авторских работ, как «Троица» Рублёва и она действительно очень полно раскрывает личность Джотто.
Картина имеет пределлу, на которой изображены три сцены из жизни святого Франциска: «Сон Иннокентия III», «Утверждение устава францисканского ордена» и «Проповедь птицам». Джотто изобразил саркофаг простой формы, который украшен орнаментом в стиле «космати», расположив его слегка асимметрично, как будто он виден слева. Она находилась в атриуме старой церкви (IV века) Святого Петра.
Пилястры завершаются карнизом, несущим свод и полуциркульные арки. В пятой новелле шестого дня «Декамерона» Боккаччо называет Джотто «превосходным талантом», «светочем флорентийской славы», который «вывел на свет искусство, в течение многих столетий погребенное» и следовал в своих изображениях природе. Одной из важнейших проблем итальянской архитектуры 15 в. явилась разработка основных принципов сооружения палаццо (городского дворца), послужившего прототипом общественных построек позднейшего времени.
Уверенно сидит на могучем коне кондотьер, держа в руке жезл командующего. Петра окружают два архангела, двое святых— Георгий и Сильвестр, на коленях перед ним стоят папа Целестин V (канонизирован в 1313 году) и вновь кардинал Стефанески— на сей раз он преподносит в качестве дара тот самый триптих, на котором он изображён. Каждая композиция, являясь частью целого, может восприниматься и как самостоятельное произведение. «Перед образами Джотто испытываешь восторг, доходящий до оцепенения», писал Петрарка.
Этот полиптих упоминал в своём труде Лоренцо Гиберти. Для современников, его произведения стали редким откровением. Благодаря этому, ее образ выглядит более земным. Спокойствие фигур Джотто напоминал также стиль Пьетро Каваллини.
Вазари писал, что отец будущего художника был крестьянином и носил имя Бондоне. Произведение было создано около 1300 года для церкви Сан-Франческо в Пизе. Имя Флоренция происходит от латинского Флорентия, т. е. Более ранний алтарь Святого Фомы показывает, что во время его создания художник еще не обладал достаточными анатомическими сведениями и не владел в нужной степени приемами передачи пространства. Это обстоятельство во многом определило роль Джотто как родоначальника новой живописи в Италии, поскольку на протяжении нескольких столетий именно фреска (за исключением Венеции с ее сырым климатом) считалась своеобразным индикатором, показывающим степень одаренности художника, остроту его глаза и твердость руки, т. к во время работы нет возможности исправлять возможные ошибки (фреска предполагает нанесение разведенных в воде красок на влажную штукатурку).
О Вильдунгенском алтаре напоминают типы лиц, жесты и движения персонажей, складки одежды. Мастера Исаака относили к кругу Каваллини или отождествляли с Арнольфо ди Камбио.
Готика, раннее Возрождение. Прямым свидетельством пребывания там Джото является «Распятие» из Темпио-Малатестиано (церковь Сан-Франческо в Римини), дошедшее до нас с обрезанными краями— отсутствуют фигуры Марии и Иоанна Богослова на правом и левом лучах креста навершие креста с благословляющим Богом-отцом обнаружено в частной коллекции в Англии. Наряду с большими фресковыми циклами Джотто создал целый ряд станковых произведений. Таковы герои росписей виллы Пандольфини (ок. Семейство Медичи собирает значительную художественную коллекцию, при дворе работают писатели, поэты, гуманисты, ученые.
Сидит женщина широкоплечая, мощная, молодая, с румянцем во всю щёку. цветущая — его присвоили римскому поселению основатели еще в I столетии до н. э., пожелав новому городу расцвета. Аналогичные произведения были созданы Чимабуэ и Дуччо (знаменитая Мадонна Ручелаи).
В Изгнании демонов из Ареццо совмещены несколько точек зрения. С особым блеском здесь проявилось композиционное мастерство Джотто. В документе четко указано, что это работа Джотто. Собственно, это картины, написанные на стенах. По своему иконографическому типу это «Маэста», то есть такая разновидность изображения Мадонны с младенцем, когда фигуры священных протагонистов обращены к верующему фронтально, при этом младенец изображён благословляющим. К моменту смерти художника был возведён только первый этаж. Светлые, холодные краски, гладкая фактура. Введя лаки и масло, он усилил чистоту и насыщенность цвета своих полотен.
Например, тончайшие градации трёх цветов: жёлтого, розового и зелёного, особая утончённость и даже в некотором роде рафинированность складок одежды, как в их рисунке, так и в переходах цвета— всё это для внимательного и искушённого взгляда может служить доказательством авторства Джотто. Франциска написана не самим Джотто, а кем-то из его ассистентов. Франциск. Ноаким и Анна были благочестивыми людыми, однако их брак долгое время оставался бездетным. Итальянский художник, основоположник проторенессанса. Их лица строги и печальны, однако не лишены индивидуальных черт.
Первое упоминание об этой работе относится к 1418 году. Их пожелания сбылись в эпоху кватроченто в полную меру. «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» из ц. Сан-Джорджо-алла-Коста дошла до нас в обрезанном виде. Это «Рождество и Поклонение волхвов» (Музей Метрополитен, Нью-Йорк), «Принесение во храм» (Бостон, Музей Гарднер), «Тайная вечеря», «Распятие» и «Сошествие во ад» (все в Старой Пинакотеке, Мюнхен), «Успение» (Сеттиньяно, собрание Бернсон) и «Праздник чёток» (Национальная галерея, Лондон). Действие фрески развертывается на подобии сценической площадки, окруженной архитектурными кулисами. Здесь больше, чем где-либо, достигалось совершенство во всех искусствах.
1290) и их автором является Джотто. Скончался Джотто ди Бондоне 8 января 1337 во Флоренции. Кастанъо.
В лице её нет страданий. Иногда Джотто также называют архитектором капеллы (этот вопрос оспаривается многими исследователями), но несомненно, что именно ему принадлежат фрески часовни, — феррарский хронист Риккобальдо в 1312—1313гг. Санта Кроче, Флоренция). Драматическое начало сдержанно и в то же время очень эмоционально выражено в одной из лучших композиций падуанского цикла — Взятии Христа под стражу (Поцелуе Иуды), где на фоне взволнованной толпы вырисовывается профиль полного спокойствия и скорбного понимания Христа, взгляд которого как бы ловит взгляд Иуды, тянущегося к нему губами и как бы обволакивающего его своим широким охристо-желтым плащом. Фрески в нижней церкви Сан Франческо на тему молодости и распятия Христа выполнены мастерской Джотто гораздо позднее, в 1315—1320 годах. Позднее Джотто приобрёл в Веспиньяно земли и дома.
15 в., Берлин — Далем, Картинная галерея). Трон придерживают шесть ангелов.
Николая, Иоанна Богослова, Св. Росписи капеллы дель Арена в Падуе (датируемая.
Она действительно далека от полного реализма. К этому времени относят и две сцены Распятия (Городской музей, Страсбург и Государственные музеи, Берлин). Античная помпезность и надуманность уступила место реалистическому восприятию действительности. Гиберти.
Долгое время алтарный образ находился в Италии, в Пизе, в соборе Сан-Франческо. 1280) Чимабуэ.
Его же отец, по этой версии, был кузнецом. Георгия (1417, Флоренция, Национальный музей). Петра и Св.
Донателло. Летописец Филиппо Виллани приводит мозаику в качестве доказательства мастерства Джотто, который так умел изобразить персонажей, что казалось, будто «они дышат, разговаривают, плачут или радуются». Джотто покончил со многими аспектами византийского искусства, что бы сгладить картину. Проблемы колорита привлекали и Доменико Венециано (ок. Джотто был решительным реформатором живописи. Мадонна сидит на троне не строго по центру и изображена вполоборота.
Блестящий мастер и тонкий рисовальщик, Гиберти занял в 1401 г. первое место в конкурсе на северные двери баптистерия, работа над которыми продолжалась более двадцати лет (1404—1424). Впрочем, далеко не все работы, приписываемые Джотто имеют свидетельства его авторства. Медичи обрели экономический и политический контроль над городом, начиная с Козимо Старшего, в первой половине XV века.
Тяжесть тела перенесена на одну ногу, другая, свободно отставленная, попирает голову поверженного врага. Согласно некоторым источникам, Джотто был в Риме в священном 1300 году. При этом, часть византийских канонов была сохранена.
Лишь одна Богоматерь смотрит на зрителя. В искусстве особое внимание уделяется пластической проработке форм и рисунку. С именем Брунеллески связывают сооружение центральной части палаццо Питти (начато в 1440 г. ) во Флоренции, выложенного из громадных, грубо отесанных каменных блоков (кладка блоками получила название руста).
Фрески были варварски переписаны в XVIII веке и расчищены в середине XIX века. Ещё один полиптих Джотто сохранился в неполном виде. Они подчеркивают приветливый, гостеприимный характер здания.
Талант мастера наиболее ярко проявился в произведении «Поклонение волхвов» (1423, Уффици, Флоренция). Этот легкий, гармоничный и цельный фриз, составленный из фигурок танцующих путти (младенцев-ангелов), радостных и ликующих, пронизан единым стремительным ритмом движения. В начале 14 века Джотто посетил Рим.
Более того, многие современники называли Джотто его прямым преемником. Евангельские сюжеты «Бегства в Египет» и «Избиения младенцев» были широко распространены в европейской церковной живописи. Работая над «Мадонной Оньисанти», Джотто в гораздо большей степени, чем в падуанских фресках, был связан необходимостью следовать традиционной иконографической схеме. В конце концов, Иоакиму пришлось покинуть Иерусалим.
Переход к трёхмерному изображению ко времени творчества Джотто уже назрел, так как подобного рода попытки предпринимались всё чаще.