На перевязи идущей через левое плечо Мадонны, Микеланджело в первый и последний раз вырезал подпись: «Микеланджело Буонарроти флорентинец исполнил». Скульптурная композиция Мадонны с младенцем Христом, позже получившая название «Мадонна Брюгге», стала единственной статуей Микеланджело, которая еще при его жизни покинула Италию, чтобы украсить церковь Нотр-Дам в городе Брюгге. «мадонна Дони» или «Тондо Дони» была написано Микеланджело по возвращении во Флоренцию из своей первой поездки в Рим, в тот же самый период, когда гений работал над прославленной статуей Давида. Внимание любого ценителя искусства привлекает скульптура Мадонна с младенцем, автором которой является известный мастер Микеланджело. «мадонна у лестницы» («Мадонна на лестнице») – мраморный барельеф, созданный Микеланджело около 1491 г. Это первое, наиболее раннее из сохранившихся произведений мастера – ему было всего 15-16 лет.
Не успев закончить создание скульптуры, Микеланджело уезжает в Рим, а Мадонна переходит в руки скульптора Николо Триболо (Niccol Tribolo). В отделе копий и слепков Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина есть зал копий скульптур Микеланджело, где размещен и мраморный слепок с Мадонны Медичи. В то время как Мадонна находится в профиле, самый простой аспект мелкого рельефа, ребёнок отображает вращательные движения, что стало характерной чертой работы Микеланджело.
Вернувшись в Флоренцию, после «Давида», Микеланджело создал так называемую «Мадонну Брюгге» небольшую (высотой 1, 27 м) скульптурную группу Мадонны с Младенцем, закончив ее в 1504 г. Впоследствии статуя попала в церковь Нотр-Дам нидерландского города Брюгге. Тондо Дони (или Мадонна Дони) — единственное немонументальное живописное произведение Микеланджело, которое считается законченным и авторство которого не подлежит сомнениям. С «Мадонны Дони» начинается интерес Микеланджело к живописи, но нужно отметить, что, выполняя живописные работы, он мыслит как скульптор: картину он создал в полном согласии со своими ранними рельефами «Тондо Тадеи» и «Тондо Питти».
Скульптурная композиция Мадонны с младенцем Христом, позже получившая название «Мадонна Брюгге», стала единственной статуей Микеланджело, которая еще при его жизни покинула Италию. «мадонна у лестницы» известна как самая ранняя работа Микеланджело. «мадонна Брюгге» – одна из самых правдоподобных, вдохновенных, «живых» работ великого Микеланджело.
Она словно отказывается верить в непоправимую утрату. Большинство её стихотворений посвящено духовной тематике, любви к Богу. Второе десятилетие активного поэтического творчества Микеланджело (1547 – 1556 гг. ) – после её кончины, когда ожидание собственной смерти стало заключительной темой всей поэзии Микеланджело. «Микеланджело в эти заключительные годы своей поэзии словно подбирал исконные, самые ходовые слова, чтобы выразить обычные, самые простые чувства старого, умирающего человека но только человек этот был великаном, умирал как великан и слова смерти вырывались у него по-великаньи». До фрески «Страшный суд» стихи «были для Микеланджело ещё обителью отдыха. К тому же, всем было известно, что не так давно самая модель потехи ради была расстреляна в Милане гасконскими арбалетчиками и что это причинило великое горе Леонардо. На последней панели, представлено «Отделение света от тьмы». он создаёт «Бахуса» и «Римскую Пьету». Это высшая точка творчества молодого Микеланджело.
Излюбленный в позднем искусстве Возрождения мотив спиралевидного разворота тела – «фигура серпентината» доведен в позе Мадонны до ощущения мучительного напряжения, он не несет в себе действия, не имеет цели. Его раздражало в Леонардо все, что было в нем великого. В процессе росписи потолка, Микеланджело исследовал различные тела. Микеланджело приступил к росписи начиная с более поздних сцен повествования. Согласно Кондиви, Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, для которого Микеланджело работал над скульптурой святого Иоанна Крестителя, попросил Микеланджело «исправить её таким образом, чтобы выглядело, будто она была погребена» следовательно, он сможет «отправить её в Рим.
Это первое независимое, наиболее раннее из сохранившихся произведений мастера.
В них ясно проявляется характерная для него особенность работы с мрамором. Но для Микельанджело это не имело значения.
Последняя основана на теме предложенной Полицианом и заказана Лоренцо де Медичи. Живая пластика фигур — еще одно безусловное достоинство Тондо Дони. В это время Микеланджело высекал рельефы «Мадонны у лестницы» (1490—1492) и «Битву кентавров» (1491—1492).
В начале молитвы Св. Иоанна Крестителя и Марии Магдалины.
Микеланджело вернулся во Флоренцию в 1499 году. Последняя мраморная статуя мастера высотой 1 м 95 см «Пьета Ронданини» (Piet Rondanini) закончена в 1564 г. и выставлена в замке Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане. Тот шедевр, который мог бы спасти нас, многие считают национальным достоянием».
Леонардо сказал спокойно и без всякой иронии: «Вот Микельанджело. Как архитектор, он положил начало маньеризма в Библиотеке Лауренциана. Скульптор Лоренцо Гиберти трудился пятьдесят лет для создания бронзовых дверей Баптистерия, которые Микеланджело описал как «Врата рая». Микельанджело вернул себе свободу, которую боялся потерять под действием леонардовых чар.
Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина Мучения Св. В 1546 году Микеланджело назначили архитектором собора Святого Петра в Риме. Давид изображен перед битвой с Голиафом. Леонардо нисколько не был виноват, что Лодовико Моро не дал ему денег на отливку «Коня». Таким образом, Давид, отнюдь не окончательное решение проблемы человека у Микеланджело, а только постановка вопроса — ответ на этот вопрос мы находим в дальнейшем творчестве Микеланджело.
В 1496 г. кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим. Здесь Микеланджело получил возможность ознакомиться с основными материалами и техникой, к этому же периоду относятся его карандашные копии произведений таких флорентийских художников как Джотто и Мазаччо, уже в этих копиях проявилось характерное для Микеланджело скульптурное видение форм. Он весь сосредоточенность и ожидание.
Но в Риме Микеланджело ожидала неприятная новость – за время отсутствия скульптора папа Юлий охладел к этому проекту и прекратил финансирование работ. Диаметр 120 см. Купол, завершенный только после его смерти, Банистер Флетчер назвал «величайшим творением эпохи Возрождения». «Мадонна Брюгге» по многим параметрам отступает от общепринятых церковных канонов того времени: задумчивая, словно погруженная в свои мысли Богоматерь не прижимает к себе сына, её взгляд устремлён в сторону. В часовне также находится Мадонна Медичи созданная Микеланджело. Независимый искусствовед Элисон Коул, автор недавно вышедшей книги о «Мадонне Таддеи», заявила, например, что «одна из величайших британских реликвий заслуживает главного места в экспозиции». Для «Страшного суда» Микеланджело черпал вдохновение из фрески Мелоццо да Форли в церкви Санти-Апостоли в Риме. По его мнению, в барельефе «Мадонна у лестницы» юный скульптор «освоил и придал новую форму урокам Донателло, своего выдающегося предшественника», «присоединился к большой скульптурной традиции».
Единство фигур подчеркивается жесткой моделировкой драпировок с гладкими поверхностями. Точно передан контраст между безжизненным телом Христа и полной жизни Мадонной. В начале 1504 года Леонардо да Винчи поручили изобразить «Битва при Ангиари» между силами Флоренции и Милане в 1434 году в зале заседаний совета в Палаццо Веккьо. Барельеф изображает женщину, сидящую у лестницы на камне. В 1505 году Микеланджело срочно уезжает из Флоренции в Рим. Alfonso I dEste) сегодня известна благодаря лишь копиям.
Выразителен вопрошающий жест ее левой руки. Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса.
В скульптуре к этому образу обращались Бернардо Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно (итал. Desiderio da Settignano), Андреа Орканья (итал. Andrea Orcagna), Агостино ди Дуччо (итал. Agostino di Duccio), Бенедетто да Майано, Мино да Фьезоле (итал. Mino da Fiesole) и другие. Небольшую статую, чья высота составляет всего 128 сантиметров, поместили в нише из черного мрамора капеллы Святого Причастия, а в 1768 году композиция была дополнена двумя боковыми скульптурами (автор – Питер Петерс), аллегорически представляющими Веру и Надежду. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541.
Он оставляет мраморного блока почти не обработанными, как бы не законченными. Здесь он решительно подчеркнул отказ от чисто живописных эффектов. Возрождение. Скульптуру «Бахуса» Микеланджело заказали с указанием специфической темы, молодой бог вина.
Фриц Эрпель писал, что в этом произведении «уже узнается зрелый Микеланджело, в захватывающем контрасте между благородной шеей и грудью Мадонны и атлетическим плечом младенца Христа, между линеарной перегруженностью спины мадонны и бегущей игрой складок её одежды». Это «Мадонна Дони», которую нужно отнести, по-видимому, уже к 1505 году. В нем и отчаяние и вопрос.
Микеланджело какое-то время работал над скульптурой Бертольдо ди Джованни. Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (Franois Ier). Микеланджело, однако, ограничился двумя ключевыми фигурами — Богородицы и Христа. С «МадоныДони» начинается интерес Микеланджело к живописи. В ноябре 1497 года французский посол Святого Престола кардинал Жан Билэр де Лагрола поручил ему высечь «Пьету», скульптура показывает Деву Марию, оплакивающую тело Иисуса. Он вернулся к работе у Медичи.
Мария нагнулась, чтобы дать грудь лежащему на руках у нее младенцу. В качестве модели для «Сотворения», Микеланджело изобразил себя в процессе росписи потолка. Мадонна Дони находится в Галерее Уфицци с 1635 года и является единственной картиной мастера во Флоренции. Работы была первоначально заказана кардиналом Раффаеле Риарио, который в итоге от нее отказался. Три дня потребовалось, чтобы доставить мраморного гиганта к месту назначения.
Микеланджело не стремится придать равную завершенность всем частям рельефа, всем его деталям. В ней ощущается рука мастера изваявшего римскую «Пьету». Ни одна из работ не была закончена и обе потеряны, когда зал заседаний восстановили.
Нимб вокруг его головы подчеркивает, что это— Богоматерь. В то время, Флоренция была крупнейшим центром искусства и учения в Италии. После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой. До сегодняшнего дня в базилике не хватает фасада. Кроме того, ответ был груб и нарочито наносил удар Леонардо в самое чувствительное место.
К моменту завершения скульптуры Микеланджело было 24 года. Живую форму ребёнка позже адаптировал Рафаэль в картине «Мадонна Бриджуотер». скульптор работает над заказами римского папы Юлия II в Риме – тот заказал ему гробницу.
Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. Среди самых знаменитых фресок на потолке – «Сотворение Адама», «Грехопадение и изгнание Адама и Евы», «Потоп», «Пророк Иеремия» и «Кумская сивилла». Папа Юлий II хотел вернуть Микеланджело в Рим любой ценой, грозил, настаивал. Он относился к нему настороженно и всегда готов был наговорить ему грубостей. Гробницу второго герцога Джулиано де Медичи (Giuliano de Medici) украшают еще две скульптуры: «День» (Giorno) и «Ночь» (Notte), законченные в 1534 г. Ночь размером 1 м 55 см на 1 м 50 см изображена в виде женщины.
И вот почему она прикрывала сына краем своего плаща. Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. «Мадонна Бартоломео Питти» выполнена в виде тондо, вогнутого блюдца, в отличие от нежной и лиричной «Мадонны Таддео Таддеи» заключает образ исполненный величия и монументальности. Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело — мраморный Вакх.
В искусствоведческой литературе приводятся многочисленные интерпретации этих фигур— от теологических (древние язычники, ожидающие крещения) до психоаналитических (вытесненные на задний план гомосексуальные влечения автора). Хотя картина «Мадонна Дони» – это не совсем тондо, в высоту оно чуть больше, чем в ширину.
Количество добытого мрамора из которого Микеланджело собирался изваять 40 скульптур изумило весь Рим: для его перевозки потребовалось (. ) 70 повозок. Его биограф Паоло Джовио рассказывает: «По натуре он был настолько грубым и неотёсанным, а его внутренние привычки — невероятно убогими, что лишили последующего поколения учеников, которые, возможно, последовали бы за ним».
Папа послал за ним погоню с требованием вернуться. В «Страшном суде» у Микеланджело была возможность, в беспрецедентном масштабе изобразить фигуры, которые в действии также стремятся ввысь или падают и их стаскивают.
Над ними находились портреты пап, а свод оставался пустым.
Самые ранние версии «Пьеты» включали также фигуры Св. В картине подчёркиваются крутящие движения присутствующее в «Мадонне Брюгге». «Мадонна Брюгге», во время её создания, в отличие от других таких статуй, которые показывают Деву Марию, с гордостью представляет своего сына.
В этот списокработ вошли как скульптурыи архитектурные проекты, так и живописные труды. Предполагают, что статуя изначально предназначалась для церковного алтаря. Слава Микеланджело докатилась до Рима. (Картина хранится в Трибуне Флорентийской галереи Уффици. ) Здесь, после многих исканий, преодоление Леонардо завершилось.
Некоторые критики находят тондо «Мадонна Дони» слижком резкой по цвету. Звезды, полумесяц, сова и маска сатира – атрибуты готовой погрузиться в сон Ночи. За полгода во Флоренции, Микеланджело работал над двумя статуями, «Молодого Иоанна Крестителя» и «Спящего Амура». Женщина сидит и смотрит в сторону, а не на зрителя.
Яркость красок и богатство использованных пигментов предвещают эксперименты Микеланджело над потолком Сикстинской капеллы. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами— Флоренцией и Римом. Микеланджело создавал конструкцию часовни Медичи по собственному усмотрению. Все три фигуры выполнены Микеланджело из мрамора.
Давид стоит с переброшенной через плечо пращой, сжимая в левой руке камень. Лично Леонардо никогда ничем не обидел его. Картину «Мадонна Дони» он создает в полном согласии со своими более ранними рельефами. «Мадонна у лестницы» (итал. Madonna della scala также «Мадонна на лестнице»)— мраморный барельеф, созданный Микеланджело ок. Он как-то сказал своему ученику, Асканьо Кондиви: «Однако, богатый я, возможно, был, я всегда жил как бедный человек». Микеланджело отказался от фронтального ракурса.
Микеланджело Буонарроти, полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni 6 марта 1475, Капрезе— 18 февраля 1564, Рим)— итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель.
Картина проникнута усложнённым и не всегда понятным символизмом. Микеланджело трудился над фреской с 1534 года до октября 1541 года. Зритель, взглянув на задумчивое и напряженное лицо богоматери, не может не почувствовать, какие решающие минуты она переживает, держа у своей груди Иисуса и, словно бы взвешивая на ладони всю тяжесть креста, на котором ее сыну суждено было быть распятым. Ведь еще ничего не произошло. Работая над гробницей, одновременно создаёт скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия».
«Мадонна Дони» Микеланджело и «Св. Другие архитектурные работы включали: церковь Сан-Джованни-деи-Фиорентини, часовня Сфорца (капелла Сфорца) в церкви Санта-Мария-Маджоре и Порта Пиа. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. Микеланджело расписал потолок Сикстинской капеллы (Sistine Chapel). Стоит отметить, что мадонна с младенцем прорисована очень четко, ее черты как будто выделены, как бы нарисованы под вспышкой фотоаппарата, по сравнению с несколько размазанным фоном – это также отличительные черты портретов той эпохи.
И в то же время все подано чрезвычайно реалистично. Некоторые из фресок, как, например выжившая «Ливийской Сивиллы», демонстрируют внимательность художника к деталям, таким, как руки и ноги. Это были годы изнурительного, нечеловеческого труда. Изначально эта мраморная статуя, созданная итальянским гением в самом начале XVI столетия, вскоре после завершения ватиканской «Пьеты», предназначалась для ниши над главным алтарем в сиенской часовне кардинала Франческо Пикколомини, чем объясняется некоторая непропорциональность скульптуры и направленные вниз взгляды Богоматери и младенца.
В 1496-1501 гг. Внучатый племянник Микеланджело, Микеланджело Младший, опубликовал стихи в 1623 году с родовыми изменениями местоимений и это длилось до тех пор, пока Джон Аддингтон Саймондс не перевёл их на английский язык в 1893 году и восстановил в них оригинальный пол. Но как ни был увлечен Микельанджело скульптурными работами в эти годы, он не забрасывал и живопись.
Вазари кратко сформулировал современное мнение: «Безусловное чудо, что бесформенный кусок камня превратился в совершенство, которое природа вряд ли способен воссоздать во плоти». У Микеланджело -- сконцентрированная сила, все -- борьба, в которой, под резцом ли его или под его кистью рождаются люди более прекрасные, более могущественны, более дерзновенные -- люди-герои. Микеланджело в своей группе решительно отходит от привычных установок. Важнее колорита и красок для него мощная пластика фигур. 13 сентября в понедельник, рано утром Микеланджело начал работу.
Но (неслыханная дерзость в те времена. ), Микеланджело отказался. В это время Микеланджело учился трудным рельефам, которые высекал Якопо делла Кверча вокруг главного входа Базилики Сан-Петронио, включая фреску «Сотворение Евы», композиция возродившуюся на потолке Сикстинской капеллы. Фигура передаётся в контексте с увиденным на фреске «Отделение света от тьмы». Он объяснит нам».
Младенец изображён без нимба. Такой комплекс беспорядочных фигур редкость для флорентийского искусства, где его, как правило, можно найти только в изображениях, показывающих либо «Избиение младенцев» или «Муки ада».
В работах известных под общим названием «Рабы», каждая показывает фигуру, отчаянно пытающуюся освободиться из уз скалы, в которой застрял. В так называемом «Умирающем рабе», Микеланджело вновь использовал фигуру с выраженным контрапостом, предложив специфическую позу человека, в этом случае просыпающегося ото сна. Вскоре семья переехала во Флоренцию. В семье было много детей, вот таким образом Микеланджело отдали на воспитание в семью кормилицы, а вскоре умерла мать (будущему художнику было всего 6 лет). Особой склонности к наукам он не имел, его влекли краски, резец. «Тондо Таддеи» 1502 года показывает младенца Христа, который испугался снегиря, символа распятия. «Сказав это, — прибавляет рассказчик, — он повернулся и ушел, а Леонардо остался стоять, весь красный от его слов». Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи.
Завершение этой работы заняло около четырёх лет (1508–1512). Через 4 месяца после начала напряженной работы над «Давидом» наступила тосканская зима, ветер, снег и дождь затрудняли работу Микеланджело, приходилось выковывать быстро притупляющиеся от интенсивной работы инструменты. «Мадонна Дони» изображающая Святое семейство имеет элементы всех трёх предыдущих работ: фриз с фигурами на заднем плане имеет вид барельефа, в то время как круглая форма и динамичность фигур напоминают «Тондо Таддеи».
Она отличалась безупречным целомудрием и благочестием. В противоположность, другое тондо, «Мадонна Таддеи» излучает жизнерадостность. Как и у Рафаэля, главенствующее место в композиции Микеланджело занимает мадонна. Несмотря на невысокое мнения о живописи, Микеланджело также написал две наиболее влиятельных работы в стиле «фреска» в истории западного искусства: сцену из Генезиса на потолке и Страшный суд на стене алтаря в Сикстинской капелле в Риме.
Два тондо изображающие Богоматерь и Младенца, выходят из плоскости рельефа, при взгляде на них создается впечатление полнообъемных скульптур. Особую массивность фигурам придаёт использование живописной техники «» их гладкая кожа не лишена сходства с мрамором. Рубенс написал копию работы Леонардо, а Бастиано да Сангалло – работы Микеланджело. Кажется, что Вакх готов упасть вперед, он шатается, но сохраняет равновесие.
Мадонна склонилась вправо, чтобы взять Младенца, сидящего на колене Иосифа. Молодая мать задумчиво улыбаясь, смотрит на игру детей. Об этом пишет Асканио Кондиви – итальянский художник, скульптор, ученик, друг и предполагаемый автор ранней биографии Микеланджело: «Кондиви не обошел одной подробности имеющей определяющее религиозного мышления Микеланджело: упоминания, что художник «с величайшей ревностью и тщанием читал Священное писание и Ветхий завет столько же, сколько Новый» биограф добавляет, что Микеланджело «трудился над писаньями Савонаролы, к которому всегда чувствовал великое почтение, храня еще в своем уме воспоминание о живом его голосе». Мучение Св.
Галерея Уффици. На одном рисунке (в Оксфорде) Мария сидит лицом к зрителю, на правом колене сидящей и повернувшейся влево Анны. На заднем плане и несколько в стороне по тосканской традиции помещён Иоанн Креститель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. Младенец изображён без нимба.
В конце 1970-х годов Великобритания чуть не лишилась своего сокровища. Микеланджело не мог иметь единомышленников, так как от природы был отшельником и меланхоличной личностью, «bizzarro e fantastico», человек, который «уходил от компании мужчин». Фреска изображает Второе пришествие Христа и его суд над душами. Он не любил пускать свои стихи в свет.
Тем не менее, эта работа ежегодно продолжает приводить в восторг около пяти миллионов посетителей Сикстинской капеллы. Neri di Bicci) и др. Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: «Vergine Madre, figlia del tuo figlio» – «Богоматерь, дочь своего Сына».
В 1494-1495 гг. Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. Осталась только память. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения— статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме— скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике.
Мёртвые восставшие из могил, будут отправлены либо в Рай или в Ад. Эта фреска самая широкая в манере изображения и была написана за один день. Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино. Первый план отдан мускулистой фигуре девы Марии над ней как бы нависает Иосиф Обручник.
(Сегодня, Капрезе известна как Капрезе-Микеланджело) На протяжении нескольких поколений его семьи были мелкими банкирами. Наряду с Давидом, статую Пьеты конца 15-го века считают одной из самых выдающихся и известных работ Микеланджело. Он боготворил Данте и любил Петрарку. В это же время начал он мраморную статую св. Некоторые фигуры на рельеф переданы достаточно смело.
Печальная женщина избранная и обрченная, она предвидит крестные муки сына. Младенец занимает центральное место, Мария же задвинута в глубину вогнутого тондо. Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Enzo Noe Girardi) состояло из трех частей и было значительно совершеннее издания Фрея в точности воспроизведения текста и отличалось лучшей хронологией расположения стихов, хотя и не вполне бесспорной. Флоренция. Склонив голову, Богородица смотрела на своего сына.
Он сохраняет в отдельных местах фактуру камня, получая дополнительный эффект от различной обработки поверхности мрамора. Синьория (городской совет), торговые гильдии, богатые покровители, такие как Медичи и их банковские партнеры оказывали поддержку искусству. Эрик Шильяно приводит мнение психиатра Роберта Либерта (англ. Robert S. Liebert), который считал, что барельеф «является собирательным образом кормилицы и биологической матери Микеланджело, который был навсегда утрачен для него. Каскадом ниспадают складки ее длинной одежды.
Впоследствии Микеланджело создает еще несколько скульптурных композиций на тему «Богородица с младенцем» и «Оплакивание Христа», в котором Христос был изображен уже не в начале, а в конце своего земного пути. Фигурка Иоанна Крестителя едва выступает из фона, уравновешивая эту прекрасную в своей сложной гармонии и завершенности композицию. Ей словно тесно в отведенном пространстве, голова ее выступает за пределы круга. В то же время работа очень отличается от работы Микеланджело по характеру.
А рядом многозначительные слова: «Кто бы мог сказать, что это сделано моей рукою. » При свете этих рисунков становится понятным все леонардовское, что так ярко бросается в глаза в «Piet. » и в других скульптурных произведениях Микельанджело того периода. И после долгих переговоров в Болонье состоялось их примирение. Кардинал Рафаэль Риарио, тот, кому продали статую, обнаружил обман, но его настолько впечатлило качество скульптуры, что он пригласил художника в Рим.
Пророк Иеремия, предвидевший падение Иерусалима, является изображением самого художника. Христос, кажется, уже готов покинуть мать и вступить в мир людей. В 1504 г. Микеланджело получает заказ на создание «Битвы при Кашине». С 1505 по 1508 гг. На заднем плане и несколько в стороне по тосканской традиции помещён Иоанн Креститель. Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Chteau de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (Franois Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным. Договор согласовали в августе следующего года.
Семья Буанарроти утверждала, что происходят от графини Матильды ди Каносса. У Леонардо преобладал рассудок над чувством Микельанджело был весь — страсти весь — порыв. Микеланджело – один из величайших скульпторов Эпохи Возрождения. В роли помощников для небольших сцен, художник нарисовал двадцать юношей. Антония – первая из известных картин Микеланджело. В личной жизни, Микеланджело был воздержан.
На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Oнофрио (SantOnofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Aрно (Arno). Незадолго до своей смерти в 1534 году папа Климент VII заказал Микеланджело нарисовать фреску «Страшный суд» на стене алтаря Сикстинской капеллы. Эфроса, переводчика поэзии Микеланджело). По многим параметрам она отступает от церковных канонов. У мальчика, чувствующего настроение матери, тоже таилась в глазах печаль.
По типу эта юная, нежная, задумчивая Мадонна напоминает Мадонну «Оплакивания Христа» из собора Св. Последовательно над ним работали различные архитекторы, но достигли незначительного прогресса. В тот период, у него была самая большая мастерская во Флоренции. В 1498 году в результате интриг флорентийских деятелей и папского престола бурная жизнь Саванаролы и его двух последователей завершилась страшной смертью (они были сожжены на площади Синьории). Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой.
Открытие «Давида» состоялось 8 сентября и флорентийцы были потрясены открывшимся видом в завершенном виде. Теперь она находится в базилике святого Петра. На другом (в Париже) — обе женщины сидят в профиль. Микеланджело родился 6 марта 1475 года в Капрезе возле провинции Ареццо, регионе Тоскана.
Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал. Giuntine). Его «Давиду», по выражению современников, «удивлялись даже невежды».
С барельефов— «Божья матерь с младенцем» Луки делла Роббиа, произведения Антонио Росселини, Донателло и других. Республика изменялась после падения антиренессансного священника и правителя Флоренции Джироламо Савонаролы (казнён в 1498 г. ) и восхождения гонфалоньера Пьеро Содерини. 16 августа 1501 года был заключен договор. Она задумчива, полна благородства и тихого величия.
ботинках». Обоих Лоренцо и Микеланджело обманул посредник с реальной стоимостью работы. В конце 1494 года политическая ситуация во Флоренции стала спокойнее. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет.
Мать прикрывает головку ребёнка. Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие). Эта работа — часть большего плана художественного оформления в пределах часовни, которая представляет значительную часть доктрины Католической церкви.
Ответ был бессмысленный ибо между цитатой из «Божественной комедии» и миланской моделью конного памятника Франческо Сфорцы не было ничего общего. Вакх (Бахус, Дионис) – младший из олимпийцев в древнегреческой мифологии, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Скульптурная группа предназначена для кругового обзора. Откровенно гомоэротичный характер поэзии стал источником дискомфорта для последующих поколений. С завершением Давида пришёл другой заказ.
1504-1506, Флоренция, Уффици). Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек». Микеланджело мыслит, как скульптор, даже выполняя живописные работы. Мать Микеланджело — Франческа ди Нери дель Миниато ди Сиена. Произведение простирается на площадь размером более чем 500 квадратных метров потолка и содержит свыше 300 фигур. Современники же почти не знали их совсем. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских— он выполнял заказы для девяти из них.
Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров». Взгляд бога обращен на чашу с вином. Ими были семь пророков Израиля и пять сивилл, прорицательниц античного мира. Он занимался там в течение одного года. Савонарола входил в один ряд с Библией и Евангелием.
На западе он считается величайшим скульптором и хотя о живописи отзывался не лестно, его фрески в Сикстинской капелле, «Страшный суд» и другие трудыпомогли обрести ему место среди величайших художников. Потолок Сикстинской капеллы был расписан между 1508 и 1512 годами. У мальчика, чувствующего настроение матери, тоже таилась в глазах печаль. В итоге, благодаря посредничеству друга Микеланджело банкира Джовани Балдуччи, владельцами статуи стали влиятельные купцы из Брюгге – Ян и Александр Мускроны (в итальянском произношении Москерони).
Лица ни в какой мере не идеализированные, очень человечные, совсем не божественные. Вот, собственно, все, что просочилось наружу. И вот почему она прикрывала сына краем своего плаща. Конечно, обнаженное мужское тело в движении — главное в искусстве Микеланджело.
Это также одна из нескольких работ художника, сосредоточение на языческой, а не христианской тематике. Рельеф Микеланджело «Битва кентавров» создан в то время, когда он был ещё юношей, связанный с Академией Медичи. Увидев Фавна, юноша был потрясен и принялся рисовать его.
А поверх всего этого царит другое: смятение, ужас, величайшая определенность ощущения надвигающейся «двойной смерти» – физической, когда, в могилу должно лечь тело и духовной, когда на вечные муки за грехи будет осуждена душа» (все цитаты из статьи А. М. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Мария задумчива, она предчувствует свою трагическую судьбу и знает, что ждет её сына. Картину часто называют Тондо Дони, поскольку, во-первых, она принадлежала семейству Дони во Флоренции, а во-вторых имеет круглую форму (tondo). Коппо ди Марковальдо считается основоположником сиенской школы изобразительного искусства.
Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Об очевидности этого подражания писал и Вазари: «Микеланджело, будучи ещё молодым, пытался подражать манере Донателло и имел в этом успех, так как эта Мадонна кажется настоящим произведением Донателло, за исключением лишь того, что в ней больше грации и четкости рисунка». Образ Давида был традиционен во Флоренции. Уже этих ранних произведениях виден необычайно яркий талант Микеланджело-скульптора, умеющего чувствовать материал, ведь мрамор по-гречески означает «сияющий камень». Сегодня она находится в Лувре.
Божественные атрибуты отброшены. Переливающиеся краски, которые использует здесь Микеланджело, необычны для других живописных произведений этого художника, но в них есть сходство с ярким колоритом его росписей Сикстинской капеллы (что показывает недавно произведенная расчистка этих фресок). Три ночи работал Микеланджело. Обеими фресками восхищаются и сохранены их копии. (Рекорд в то время принадлежал «Портрету Хуана де Пареха» (около 1650) кисти Веласкеса, который в 1971 году за 2, 3 млн приобрел нью-йоркский Метрополитен-музей. ) При этом всю свою коллекцию академия оценила на общую сумму 7, 5 млн. Микеланджело оставил работу не завершенной, приблизив скульптуру к средневековым образцам.
Вначале своего творческого пути Микеланджело выступает, прежде всего, как скульптор. В отличие от них Микеланджело изобразил момент, предшествующий схватке.
Её должны были разместить снаружи Кафедрального собора Флоренции. И быть может, есть правда в недавно высказанном предположении, что загадочные слова на наброске к бронзовому Давиду: «Давид с пращею, а я с луком Повержена высокая колонна» — отголосок представления о борьбе, которая шла в это время в мире искусства между Микельанджело и Леонардо. Рядом с ней играют четверо детей: трое на лестнице, а один чуть виднеется из-за её плеча (возможно, это намёк на четырёх евангелистов). Но Микеланджело не мог себе позволить отдых, зачастую даже спал по ночам на рабочем месте.
В итоге, благодаря посредничеству друга Микеланджело банкира Джовани Балдуччи, владельцами статуи стали влиятельные купцы из Брюгге – Ян и Александр Мускроны (в итальянском произношении Москерони). Кондиви описывал, что он был безразличен к пище и напитку, ел «больше из потребности, чем для удовольствия» и что он «часто спал в одежде. Данная мадонна получила название Мадонна дель Бордоне. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. выдать как античную работу и. продать гораздо дороже».
Обнажённый Давид сосредоточен на предстоящей схватке с Голиафом. 1491 года. Микеланджело сложная и многогранная натура. Возможно, это была работа одиночных вандалов.
Классическая красота ее юного лица отмечена тонкой поэтичностью, лиризмом и глубокой скорбью, как будто матери уже открылась предначертанные сыну крестные муки. Краски скупы до последней степени. Картон св. Особую массивность фигурам придаёт использование живописной техники «канджианте» их гладкая кожа не лишена сходства с мрамором. Неизвестно, почему в мраморного великана полетели камни.
8 месяцев он в Карраре (каменоломня в итальянской провинции Масса-Каррара, регион Тоскана) выбирает необходимый для работы мрамор. Чуть позже Микеланджело еще дважды обратится к образу Мадонны – это «Мадонна Тадеи» и «Мадонна Питти». В первое же мгновение перед этой картиной испытываешь беспредельное восхищение. На груди у него доспехи, на ногах – сапоги, на коленях – скипетр. Леонардо было в это время за 50 лет, он уже создал «Тайную вечерю» и «Мону Лизу» и уступал первенство в скульптуре Микеланджело.
В том же году, Медичи изгнали из Флоренции в результате восстания Савонаролы. Склонив голову, Богородица смотрела на своего сына.
«Скованный раб» — одна из более поздних статуй для гробницы папы Юлия. В последующие месяцы он вырезал полихромное деревянное «Распятие» (1493), в качестве подарка настоятелю флорентийской церкви Санто-Спирито, который позволил ему некоторое время исследовать анатомию на трупах в больнице церкви. Картина ознаменовала формы, направление и цвет, которые Микеланджело использовал на потолке Сикстинской капеллы. И ритм этих складок подчеркивает изгиб неподвижного тела Христа. Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII).
Самое важное то, что художник рисует, как видит, фиксирует на бумаге внешнее впечатление. Приходилось делать много набросков, особенно для скульптурных мадонн. Микеланджело был убеждён в том, чтобы взять на себя проект.
Еще один шедевр Микеланджело расположился в Сикстинской капелле — Страшный Суд находится на стене алтаря церкви. Микеланджело воспринимал Бога в савонароловской обработке. Лоренцо «Великолепного» и его брата Джулиано похоронили недалеко от них.
А тому показалось, что старший собрат смеется над ним. Однако разрешение на вывоз барельефа так и не выдали. Обычно живописное тондо «Святое семейство» связывают по теме и по времени исполнения с рельефными тондо Микеланджело «ТондоТадеи» и «ТондоПитти». И он резко ответил: «Объясняй сам, раз ты сделал модель «Коня», чтобы отлить его из бронзы, ничего не сумел закончить и в таком положении позорно бросил работу». Мадонны Микеланджело— «чрезвычайно отстранены, амбивалентные и нездешние».
Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских». У мальчика, чувствующего настроение матери, тоже таилась в глазах печаль. Мелоццо изображал фигуры с разных сторон, словно они плывут в Небесах и их видят снизу.
Вскоре её стали рассматривать как один из великих шедевров скульптуры в мире, «раскрытие всех возможностей и силы искусства скульптуры». Дерево, масло. Это была огромная победа. Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи.
В 1488 году, в возрасте тринадцати лет, Микеланджело отдали на обучение Гирландайо. Микеланджело именовал их как «ignudi». Здесь мы добавим, что Виттория Колонна (маркиза де Пескара) (1490/1492-1547) – знаменитая итальянская поэтесса периода Возрождения, влиятельный интеллектуал своего времени, друг Микеланджело, занимавшая в его сердце главное место на протяжении десятилетия (с 1537 г., когда они сблизились и до дня её смерти).
Это тондо – одно из редких для Микеланджело лирических жанровых решений. Петра. Всю левую часть барельефа занимают тяжелые лестничные ступени. Их толковали по-разному, как ангелов, муз или просто как художественное оформление. Мать нежно прикрывает головку любимого ребёнка, чтобы не разбудить его.
Анной». Картина получила широкое признание от пэров. Это издание было неполным и содержало определённые неточности. Сохранился только один вполне достоверный образец станковой живописи Микеланджело: знаменитое тондо (круглая картина) «Мадонна Дони» (ок. «Мадонна Питти» перекликается с одной из мадонн Рафаэля зрелого римского периода -- «Мадонной в кресле».
Взгляд Марии не настолько печален, насколько торжественен. Италия. В частности, среди наиболее известных картин художников Флоренции периода Протовозрождения и раннего Возрождения является «Богоматерь с младенцем и двумя ангелами» Франческо Пезеллино (итал. Francesco Pesellino), «Богородица с младенцем» Филиппино Липпи, «Мадонна Магнификат» Сандро Боттичелли, «Богородица» Нери ди Биччи (итал. Все сосредоточено на линиях и на рельефе.
Первый план отдан мускулистой фигуре девы Марии над ней как бы нависает Иосиф Обручник. Но он ощущал этот факт как нечто, задевающее лично его. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. В 1503 г. Микеланджело выполняет работы по заказу: «Двенадцать Апостолов» для флорентинского собора. В это время Микеланджело работал над рядом архитектурных проектов. Когда внучатый племянник Микеланджело – Буонарроти-младший – решился, после смерти деда, опубликовать его стихи, он прежде всего стал их переделывать.
« Вещи эти возбудили желание у кардинала Св. Ее образ полон строгого величия и душевной муки. Два из наиболее известных своих творений «Пьета» и «Давид», Микеланджело создал, прежде чем ему исполнилось тридцать. Анна» Леонард да Винчи.
Времена суток венчает величественная фигура погребенного дворянина Джулиано («Ritratto di Giuliano de Medici duca di Nemours») с непокрытой головой. Быть может, он думает сейчас о ней, о своей матери, опечаленной неизбежной разлукой: ее сын, так доверчиво прильнувший к коленям, скоро будет странствовать в мире один» Стоун Ирвинг. Одно из центральных изображений, «Сотворение Адама» — одна из самых известных и наиболее воспроизведённых работ в истории искусства. Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте.
Для создания барельефа Микеланджело использовал прием низкого рельефа (итал. rilievo schiacciato), характерный для произведений Донателло. Это утверждение остаётся недоказанным, однако, сам Микеланджело верил в него. Соединить две фигуры, взятые в натуральную величину в одном изваянии, положить вполне взрослого мужчину на колени женщине – это было дерзостно новым, необычным шагом в скульптуре, который отринул все прежние представления об «Оплакивании». Заказ на скульптурную группу был получен благодаря поручительству банкира Якопо Галли, который приобрел для своей коллекции статую «Вакх» и некоторые другие произведения Микеланджело. Картины включали детали местности и группы фигур, «Опьянение Ноя» было первым в этой группе. В ангеле Микеланджело всё динамично.
» Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Aнтонио Mини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж. Однако по завершении Второй мировой войны «Мадонна» вернулась на свое место. В центральная фигура композиции – Мария, сидящая на камне – выполнена наиболее выпуклой. Скульптор выговорил два года, считая от 1 сентября. Это обусловливалось двумя причинами.
Микеланджело изобразил пьяного бога вина, которого сопровождает сатир (жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова). Оригинальную рамку разработал, вероятно, сам Микеланджело. Он не прощал ему даже того, за что нисколько не был в претензии на других.
Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники. Если до сих пор имя Микеланджело было известно во всей Италии, после завершения «Давида» его провозгласили величайшим из итальянских скульпторов и это звание по праву Микеланджело сохранил до конца жизни. Он оставляет мраморного блока почти не обработанными, как бы не законченными.
Прошли века, унося прежние страсти и вражду. Среди самых известных его скульптурных работ— «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II. Это не был удобный момент для дружеской встречи.
Три фигуры расположены на фоне грубо обработанного мрамора, еще более крупнозернистом, чем у «Мадонны Питти», будто Микеланджело стремился передать ощущение пустыни. Специалисты академии сначала сообщили, что хотят повесить тондо в подземном зале, соединяющем главное здание Берлингтон-Гарденс с расположенным за ним Берлингтон-Хаус, в холле которого будут выставлены и другие скульптуры. Жизнь в родном городе к тому времени стабилизировалась. Он покинул безопасный двор Медичи и вернулся в дом своего отца. Микеланджело добился впечатления неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла бы нарушить эстетический эффект. По мнению советского искусствоведа Виктора Лазарева, «Вакх» – «наименее самостоятельная из работ Микеланджело», так как в ней легко читается влияние античной пластики.
Его первый рельеф «Мадонна у лестницы» отличается от произведений предшественников пластической мощью образов, подчеркнутой серьезностью трактовки сотни раз использованной темы. Единственному сопернику да Винчи — Микеланджело не было в это время и 26 лет. Оторвавшись от чтения, она смотрит в сторону, погруженная в свой внутренний мир. Однако на этот таз, скульптор изваял более традиционную композицию изобразив Иисуса в образе Младенца.
Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. После нападения фанатика на ватиканскую «Пьету» в 1972 году (маньяк повредил скульптуру молотком) власти Брюгге в приняли решение защитить свою статую пуленепробиваемым стеклом. И вот почему она прикрывала сына краем своего плаща.
На что Аньоло, которому нравилось произведение, сказал: «дам ему 70» а тот не удовлетворился и за малое доверие к себе потребовал у Аньоло вдвойне против того, сколько запросил сначала таким образом, чтобы получить картину, Аньоло был принужден послать ему 140 скуди». Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I дЭсте (итал.
Его преемник, Павел III сыграл важную роль вначале и завершении проекта художником.
В «Распятии Петра» солдаты занятые своей обязанностью рыть яму и поднимать крест, в то время как на них смотрят люди и обсуждают происходящее. Микеланджело изобразил Давида не в виде хрупкого подростка, попирающего отрубленную голову Голиафа, как это делали мастера XV в., а как прекрасного, атлетически сложенного гиганта в момент перед сражением, полного уверенности и грозной силы (современники называли ее terribilita — устрашающая). Шильяно считает, что этим может объясняться такое разительное отличие мадонн с младенцем Микеланджело, от матерей того же Рафаэля или Филиппино Липпи.
Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 г. в Капрезе (регион Тоскана) в семье обедневшего дворянина, который занимал государственные должности. Себя Микельанджело не хотел признавать ниже.
Шильяно назвал барельеф «загадочным, преждевременным». Другие художники, такие как Понтормо, привлекали скрученные фигуры «Страшного суда» и фресок капеллы Паолина. Потолок Сикстинской капеллы — работа беспрецедентного величия, как по своим архитектоническим формам, которым подражали многие художники по росписи потолка в стиле барокко, так и по богатству его изобретательности в изучении фигур. Позже написать «Битву при Кашине» доверили Микеланджело.
К Марии льнет сонный ребёнок, правая ручка которого заброшена за спину. Эфрос «Поэзия Микеланджело»). В это время Микеланджело создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра).
Помимо этого, Микеланджело был одним из лучших архитекторов своего времени. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. Каждый из них имел индивидуальный творческий идеал. Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони (6 марта 1475–18 февраля 1564), широко известен как Микеланджело – итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и инженер эпохи Высокого Возрождения, который оказал беспрецедентное влияние на развитие западного искусства. «Поэзия была младшей из микеланджеловских муз и он держал ее на положении Золушки. На двух фресках капеллы Паолина, «Распятие Петра» и «Распятие Павла», Микеланджело использовал различные группы фигур, чтобы передать сложное повествование.
Глыба имела девять футов высоты. В них ясно проявляется характерная для него особенность работы с мрамором. Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Aнтонио да Cангалло (Antonio da Sangallo), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Pидольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Aндреа дель Cарто (Andrea del Sarto), Якопо Cансовино (Jacopo Sansovino), Aмброджо Лоренцетто (Аmbrogio Lorenzetti), Перино дель Bага (Рerino del Vaga) и других.
«Восставший раб» — одна из двух более ранних статуй такого рода для гробницы папы Юлия, которую скульптор довёл до почти законченного состояния. Мимо проходил Микельанджело. Поза мадонны будто расслабленная, что подчеркнуто скрещенными ногами. У Анны резкие, сивилловские черты лица. Распятие Святого Петра — заключительная фреска Микеланджело в ватиканской Каппелле Паолина.
Мадонна Микеланджело трагически задумчива, погружена в себя. Из других статуй, предназначенных для гробницы, две известны как «Умирающий раб» и «Скованный раб», находятся сейчас в Лувре. Младенец Христа, которого сдерживает рука его матери, уже готов выйти в мир. «Вот почему она противилась, не хотела отпустить от себя этого прекрасного, сильного и проворного мальчика, ухватившегося своей ручонкой за ее ограждающую руку. Мастер показал зрелое и уверенное владение средствами живописи. Он спроектировал как интерьер самой библиотеки, так и её вестибюль.
Он разрабатывался и художниками и скульпторами. Статуя несколько раз покидала церковь, сначала во время французских войн за независимость, после которых была возвращена в 1815, чтобы снова быть выкраденной нацистскими солдатами во время Второй мировой войны. Мадонны 15 века миловидны и несколько сентиментальны. Лия – персонаж из Ветхого Завета, первая жены Иакова, старшая сестра Рахили.
За несколько столетий «Мадонна Брюгге» дважды покидала столицу Западной Фландрии: после Французской революции, когда лихорадило всю Европу и в 1944 году, когда отступавшие из города немцы смогли вывезти статую под матрасами в грузовике «Красного креста». Поверхность барельефа «Мадонна у лестницы» тщательно зашлифованы, чем отличается от другого его раннего произведения «Битва кентавров». Ко времени окончания «Оплакивания Христа» Микеланджело исполнилось всего 25 лет. И горе ее столь безмерно и велико, что оно перерастает из личного горя в горе всего человечества». В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин). Библиотеку открыли в 1571 году, а вестибюль оставался неполным до 1904 года.
Параллель очевидна. Американский писатель Ирвинг Стоун в своем известном романе «Муки и радости», посвященном жизни и творчеству Микеланджело, описывает статую так: «Вот почему она противилась, не хотела отпустить от себя этого прекрасного, сильного и проворного мальчика, ухватившегося своей ручонкой за ее ограждающую руку. Микеланджело также получил приглашение от имени папы прибыть в Рим.
Мы не знаем, как объяснили себе Леонардо и другие эту дикую выходку.