«мадонна с младенцем» относится к миланскому периоду творчества Леонардо да Винчи, а имя Литта она получила по имени миланских герцогов Литта из собрания которых картина была приобретена. На этом мы заканчиваем рассмотрение картины «Мадонна с младенцем» Леонардо Да Винчи. «мадонна Литта» выполнена Леонардо да Винчи на холсте темперой. Мадонна Темпи – одна из немногих картин Рафаэля флорентийского периода, в которой не чувствуется влияния Леонардо да Винчи.
В Милане (в период зрелости) Да Винчи создал целый ряд произведений, одной из первых работ была «Мадонна в скалах» или «Мадонна в гроте». «мадонна с гвоздикой» – картина, которую многие искусствоведы приписывают молодому Леонардо да Винчи. Картину Мадонна Бенуа написал гениальный итальянский художник эпохи Высокого Возрождения Леонардо да Винчи. Авторство Леонардо да Винчи, тем не менее, несомненно, потому как только он мог так превосходно проработать такие детали как ангел и голова Мадонны.
«мадонна Литта» — шедевр Леонардо да Винчи и его школы. О Мадоннах Леонардо да Винчи писали такие искусствоведы, как: М. А. Гуковский в своей монографии, Д. В. В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо да Винчи. Это-Мадонна Литта и Мадонна Бенуа. Сегодня познакомимся ближе с историей созданияМАДОННЫ ЛИТТА. «мадонна Литта» (1490—1491)— картина из собрания Государственного Эрмитажа, традиционно приписываемая итальянскому художнику Леонардо да Винчи.
Других сведений о судьбе картины в начале XX века не имелось. илл. ). Эти Мадонны олицетворяют властность, «богини добра и красоты, владычицы своей женственности, облагораживающей мир, смягчающей человеческие сердца и сулящие миру ту одухотворённую гармонию, которую они собой выражают».
Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной. Вместо формальной торжественной застывшей композиции Леонардо создает свободно развернутую в пространстве, пластичную группу в форме пирамиды – своей любимой фигуры – и таким образом нарушает традицию, по которой алтарная картина должна была включать Марию с младенцем, пророков и ангелов. Он во многом соглашается с Болдыревым, дополняя его. Нанесение дальнейших красочных слоев дает картине, строящейся как бы в глубину изнутри, ее окончательное цветовое решение».
Он пишет: «О том, насколько привлекала Леонардо тема прекрасной молодой матери с ребёнком, свидетельствуют его многочисленные рисунки. Ко второму варианту «Мадонны в скалах» Леонардо приступил повторно в 1506 г. в Милане, куда был призван в возрасте 54 лет французским вице-королем Шарлем дАмбуазом по заданию короля Людовика XII, которому захотелось иметь «несколько маленьких изображений Богоматери» кисти Леонардо. Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины. Иероним» (Пинакотека Ватикана), обнаруженной в Риме кардиналом Иосифом Фешем ок. Т. II.
Н. Ф. На эту тему существует несколько мнений. Это символ распятия. Картины Леонардо да Винчи. Необходимо стремиться к античной простоте, советует он художникам. Они стоят или сидят так, что получаются волнистые линии.
Леонардо покинул город. Все должно подчиняться целостной гамме тонов. Такая иконография называется «Анна втроем» : название подчеркивает связь между женщинами и святость зачатия для обеих. Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным. Близкую тему Леонардо разрабатывает в тот же период (1503-1508 гг. ) в картине «Мадонна с прялкой», где такой бытовой детали, как прялка, за которой потянулся Богомладенец, придано сходство с крестом, что символизировало, по замыслу художника, грядущие Страсти Господни. Разве что о композиции картины мы можем составить себе по ней некоторое представление.
Одни фигуры, как фигура маленького Иисуса, выдвигаются вперед, другие удаляются в глубину. У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы. 1999).
Как некуда идти дальше интеллектуализма «Моны Лизы». 1490 г. ). Согласно Гуковскому, живописная техника Леонардо да Винчи может быть описана следующим образом: поверх «тончайшего слоя светлого грунта» наносятся слои «основных прозрачных красок, образующих нежнейшую светотеневую моделировку – знаменитое леонардовское «сфумато». Никогда не изображал он отречение и муки.
Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди. Отличный от традиционного принцип эмоциональной связи между фигурами имеет место уже в так называемой Мадонне Бенуа, хранящейся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Наконец, среди рисунков самого Леонардо находится этюд головы «Мадонны Литты», выполненный серебряным карандашом на тонированной зеленым бумаге (Лувр, 2376, ок. Взор младенца размыкает закрытую композицию картины.
В «Моне Лизе» он теперь создает произведение, манящее и возбуждающее дух, как вечная загадка. По обе стороны от него находятся ангелы, которые держат развевающиеся ленты. Он сажает Мадонну изображенную взрослою женщиной, на колени святой Анны и заставляет ее склониться к Младенцу Христу, намеревающемуся сесть верхом на барашка. «Основная ее особенность – пронизывающее картину чувство лирики. Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелегкий момент.
В бесконечно более утонченном виде Леонардо возрождает на этой своей картине головы известные из «Крещения» Верроккьо из «Благовещения» Уффици: молодая женщина, склоняющаяся к своему ребенку с чувством невыразимого блаженства, похожий на девочку-подростка ангел, мягко-чувственным взглядом выглядывающий из картины и двое детей, которые даже не дети, а аморетты или херувимы. Согласно официальной версии её принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи. Л. 142-143).
Клеваев также находит эту серию картин достойной внимания. Все спуталось в дикий клубок. Самой абсолютной историки искусства считают «Мадонну в зелени». Любовь и радость материнства отразились на ее лице, сосредоточенном на игре с ребенком. Деревья на заднем плане не имеют круглые верхушки, а поднимаются наподобие обелисков. Рисуя Мадонну в профиль, художник будто бы «отождествляет её со светской красавицей – своей современницей».
СПб., 1866. С. 28-29). В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души. Борются люди и кони.
Р. 14, plat. У Леонардо нет линии, есть только формы. В творчестве Рафаэля различают несколько периодов, причём, Мадонны, написанные им во флорентийском периоде, отличаются своей нежной красотой, миловидностью – трогательные юные матери тогда как Мадонны, созданные им в Риме, в период его художественной зрелости имеют абсолютно другие черты.
В Венеции эту тему любил Джованни Беллини. Вазари сообщает, что кисти Леонардо принадлежит на этой картине стоящий справа на коленях ангел, держащий одежды Спасителя. Худые, бледные лица озарены церковным настроением, мистической красотой Средневековья.
Среди рисунков Леонардо есть набросок рукава ангела для "Благовещения". по: Сизеран 1911: 23).
С. 122). Директор Лувра Генри Лойретт (Henri Loyrette), в свою очередь, подтвердил: «Это уникальное сотрудничество Лондонской Национальной галереи и Лувра позволило совершить историческую совместную выставку двух хорошо известных версий «Мадонны в скалах» и «Святой Анны с Мадонной и младенцем Христом» Леонардо да Винчи, о которой мечтали целые поколения историков искусства». Возможно, мотив склоненной головы мог быть использован в произведении «Мадонна Литта» под влиянием одной из классических иконографических схем «Мадонна Умиления». Все смягчено легкой дымкой, которой обволакивает Леонардо свою треугольную композицию.
Это не веселый, смеющийся ребенок, а Спаситель мира, охваченный мрачным предчувствием. О божественности персонажей зритель может догадываться не столько по символам, которые использует мастер (мадонна предстает в традиционных для Богоматери одеждах: красном платье и синей накидке, а младенец левой рукой сжимает щеглёнка, символ будущих испытаний Спасителя), сколько по атмосфере одухотворенности исходящей от произведения. Недаром же сам художник раздвинул перед зрителями на картине тяжелый занавес. В отличие от сфумато Леонардо у Рафаэля всегда будет чувствоваться чёткий контур2. С. 2-3).
Одеяния архангела стелятся по ковру из цветов и трав изображенных довольно условно. В 2 тт. Составлению этой композиции Леонардо посвятил очень много времени.
14). Об оттенках они не заботились. Как писал мастер, «неясными предметами ум побуждается к новым изобретениям» – и здесь действительно неясно все.
Сейчас эта картина оценивается в 120 миллионов фунтов стерлингов. Одно из ранних произведений – «Мадонна Конестабиле» по имени последнего владельца. То же самое относится и к изображению Мадонн. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Следующая описанная учёными картине – «Мадонна в зелени».
Почему здесь нет ни пластичности, ни сложных разворотов, ни типичной для мастера «подвижности внутри покоя» Для живописи Леонардо характерны сложные развороты фигур, подвижных и пластичных. Дмитрий Мережковский в романе «Воскресшие боги. Сфумато передает мимолетную эмоцию, случайно мелькнувшую мысль, слегка оживляющую лицо (быстрый взгляд в сторону, легкая улыбка). Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован.
Р. 1. Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги. Paris. Преобладают нежно преломляющиеся, розовые и голубоватые тона. Серый цвет ягненка сопоставим с рукавом платья Анны. Болдырев в своём труде, посвящённом биографиям великих художников итальянского Ренессанса, говорит, что Мадонна с младенцем была основной темой живописи флорентийского периода.
sfumato – «затушеванный исчезающий как дым») – смягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух. Безусловно, автором ее является Леонардо да Винчи. В следующий раз в поле зрения «Спаситель мира» попал в 1900 г., когда оказался у британского коллекционера сэра Фредерика Кука после нескольких неудачных попыток реставрации. Она наслаждается, созерцая красоту своего сына.
Анну и Богомладенца, пытающегося оседлать ягненка, таким образом, что «все фигуры нарисованы в натуральную величину, но размещаются на сравнительно небольшом картоне, так как сидят или наклонились и каждая расположена одна перед другой, справа налево», согласно дошедшему до нас свидетельству посланника маркизы Изабелль дЭсте о первом показе этого картона в марте-апреле 1501 г. (Уоллейс Р. Мир Леонардо. Подобный контраст, отчетливо выделяет их на фоне серо-коричневых стен грота. Слава ее ничем не подчеркнута.
Интересное описание даёт Чиколини следующей Мадонне – «Мадонне дель Грандука». «Эта небольшая по размерам (42 х 33 см) работа, поражающая сокровенным величием композиции (уместно привести изречение Леонардо, что «тесное пространство, которое способно вместить в себя образ всей вселеннойнаправляет человеческие размышления к созерцанию Божественного» – C. A. Рисунки Леонардо да Винчи дополняют его картины. Правой рукой он придерживает материнскую грудь, а в левой держит щегла. Но правый разрез был торопливо разорван— верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден.
Ф. 1. Сначала он провел некоторое время в Мантуе у Изабеллы ДЭсте. Заметим, что грот – это обширное замкнутое пространство с влажной и плотной атмосферой, а цветы и травы тщательно выписаны вплоть до мельчайших деталей. Около 1484 Леонардо перебрался из Флоренции в Милан. И несмотря на это, в дикой сутолоке царит удивительная гармония. – картина должна была украсить алтарь часовни церкви Сан-Франческо-Гранде в Милане. Картину перенесли с дерева на холст, применив уникальную технологию.
Природа играет роль аккомпанемента образу Мадонны, которая изображена совсем молоденькой девушкой. «Мадонна Литта» в «Эрмитаже» с 1865 года. До этого она именовалась «Мадонна с младенцем». Лицо мадонны повернуто в профиль. Вполне вероятно, что обе картины были первыми работами Леонардо как самостоятельного живописца.
С. 336-348). У Леонардо смысл сцены подчеркнут пластически: группа плотно спаяна (снова любимая пирамида), тела героев повторяют и продолжают друг друга. В «Тайной вечере» Леонардо фактором, определяющим композицию, является уже не угол, а круг. Здесь использован один из любимых композиционных приемов Леонардо. Вот что закодировал в своих художественных творениях великий Леонардо.
Голова молодой женщины гордо поднята, ее лицо абсолютно невозмутимо. «Мадонна Литта» стала результатом творческого осмысления этого символического обещания Христа человечеству, так же как и изображение процесса кормления. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Композиция картины уравновешенна и лаконична. Произведение было в таком плачевном состоянии, что потребовалась срочная реставрация.
Отсюда возникло название картины. Композиция картины уравновешенна и лаконична. Таким образом, выяснилось, что картина поступила из коллекции коллекционера и сенатора Алексея Ивановича Корсакова (1751/53-1821).
Но это была грация элегическая. Но правый разрез был торопливо разорван— верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Пространство, таким образом, представляется ему не постоянной структурой, основанной на математической логике, а безбрежным простором, вбирающим в себя человеческий опыт или человеческое существование. Выбирая библейский сюжет, он представляет его как сцену из повседневной жизни.
Богородица ли она вообще. В действительности споры о том, является ли Леонардо да Винчи автором «Мадонны Литта», не утихали до середины прошлого века. 12276 v. ), отнес создание «Мадонны Литты» к концу первого флорентийского периода, до отъезда Леонардо в 1482 г. в Милан (Clark K. A Catalogue of the drawings of Leonardo da Vinci in the collection of H. Majesty the King at Windsor Castle. Все фигуры вписаны в пирамиду. 1820 г. Предполагают, что ок. Картина «Мадонна Литта» написана художником не маслом, а темперой — ее лучшей сохранностью объясняется, вероятно, несколько более интенсивное, чем обычно у Леонардо, колористическое созвучие подбитого золотистой подкладкой синего плаща (более светлым отголоском которого воспринимается голубое небо с легкими облаками) и насыщенно красного платья мадонны.
На женщине краснаясорочка с широкой горловиной. Апостолы спорят, недоумевают, печалятся, возмущаются, гневаются. Галерее не удалось договориться о путешествии в Лондон «Джоконды», которая выставлена в Лувре. Мастер Леонардо да Винчи Из коллекции генерала Корсакова».
Однако некоторые исследователи считают, что полотно было создано в начале 1500-х годов. В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало, вокруг голов Марии и младенца в «Мадонне Литта», в то время как они присутствуют в «Мадонне Бенуа».
Предшественники воспроизводили эту тему двояко. Нет более углов.
В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо с изображением Богоматери – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». В 1914 году она была приобретена Императорским Эрмитажем у жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа— Марии Александровны (1858—1938), в девичестве Сапожниковой. Художники раннего кватроченто, упоенные сверканием и блеском мира, воспроизводили все предметы яркими, пестрыми красками. Что касается лондонской версии, то ряд искусствоведов приписывает её кисти ученика Леонардо Амброджио ди Предиса, признавая за работу Леонардо лишь лица Мадонны и ангела. Некоторые искусствоведы склонны считать её плодом работы учеников маэстро (за исключением лица Богоматери, принадлежность которого кисти Леонардо мало кто решается отрицать). Это нежное дымчатое покрывало на нем создает полное впечатление отрешенности. В первую очередь надо назвать «Благовещение» из галереи Уффицы, всем нам хорошо известную картину «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» из собрания Эрмитажа.
Мать любовно и бережно держит, обхватив, младенца. Красота и блаженство – все у него от мира сего. Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка. «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи в своё время была широко известна художникам того времени. К вящему сожалению, до сих пор никто из исследователей не заметил того, как тесно согласуется эта уникальная информация Вазари с композицией именно картины «Мадонна Литта», где Богоматерь изображена Леонардо с Богомладенцем на руках (sic. ), равным образом совпадает описание сохранности и технологических особенностей «Мадонны Литты» из Эрмитажа» (Полную публикацию статьи см. : Ульянов О. Г.
И не только лица. Загадочную репутацию «Моне Лизе» создали в XIX веке романтики и символисты – Теофиль Готье и Уолтер Пейтер Писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 году назвал «Джоконду» «сфинксом красоты», а критик Уолтер Пейтер в 1867 году написал, что это существо, которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». История создания картины «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, а также история ее принадлежности разным владельцам повлияли на известное сейчас название произведения искусства мирового значения. Одну из его Мадонн вы видите выше. Дата создания картины также доподлинно неизвестна.
Это имело ту плохую сторону, что краски «Тайной вечери» рано выцвели. Типы картины «Мадонна в гроте» стали в этой картине Леонардо да Винчи более таинственными, более похожими на сфинксов. И главное, не подделка ли это.
Ко всем этим сопоставлениям, помимо прочего, корректных и хронологически, следует добавить, что научное рентгеновское исследование картины «Мадонна Литта» в Эрмитаже позволило установить несомненное сходство «Мадонны Литты» с «Джокондой» (1503, 1514-1515 гг. ) как по общим очертаниям, так и по всему характеру выявленного в рентгеновских лучах авторского рисунка (Гуковский М. А. Мадонна Литта. Заключается он в том, что очертания фигур и предметов смягчаются окутывающим их воздухом (сфумато (итал. В 1865 году герцог продал картину Эрмитажу за сто тысяч франков. Например: «Светотень вместе с перспективными сокращениями составляет самое превосходное в живописной науке».
Традиционно считается, что картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» была начата в 1480 году и переписана в 1495-м. Еще на Тайной вечере в Сант-Онофрио группа распадалась на отдельные части в духе готики. Любопытный момент: мать смотрит вниз, ребенок – вверх – между их глазами нет контакта. Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован. «Это беспрецедентное событие.
Это не реальность, а зрелище. Лазарев (Лазарев В. Н. Леонардо да Винчи. Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелёгкий момент. Согласно одной из теорий, автором которой является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, «мадонна Бенуа» иллюстрирует божественную природу Иисуса Христа, в то время как «Мадонна Лита» должна рассматриваться как отображение человеческой сущности Христа. Леонардо также интересовал рисунок волос.
У Леонардо все полно движения. Они создают впечатление совершающегося таинства. В этом образе, полном человечности, нет отстраненности или отчужденности. Рафаэль посвятил ей около десяти работ.
Леонардо да Винчи» (1901) продолжил романтическую тему, назвав «Джоконду» женским двойником самого Леонардо. Еще яснее выступают колористические замыслы Леонардо на картине «Мадонна в скалах». sfumato – затушёванный, буквально: «исчезающий как дым»). Младенец Иисус, наоборот изображён в энергичном движении.
Понятия образа (imago) и подобия (similitude) в средневековом богословии означало также Тело и Кровь Христа. С. 383-385). Над росписью на стене трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане Капелла при монастыре была домовой церковью Лодовико Сфорцы, правителя Милана, на которого работал Леонардо.
Гуковский относит это и к образу самой Мадонны, которая выражает свою любовь к младенцу посредством благословляющего жеста руки и глубокой внутренней сосредоточенности, «концентрированности душевного чувства». Не стоит забывать о «Мадонне с гвоздикой» (1478-1480) из Мюнхенской пинакотеки.
Л. -М., 1959. Художник добивался точности в передаче своего замысла на полотне, поскольку был убежден в том, что результат работы мастера сродни творению Бога. Похожи лица детей, тут и там пирамидальное построение группы, схожа и техника письма.
Даже все остальные предметы «Тайной вечери» выбраны соответственно с указанной точкой зрения. Однако именно лондонский вариант была вывешена в миланском соборе в 1508 г. В 2005 г. специалисты Национальной галереи в Лондоне, проанализировав с помощью инфракрасного излучения знаменитое полотно Леонардо «Мадонна в скалах», обнаружили под внешним слоем краски рисунок, на котором изображена коленопреклоненная женщина с протянутой рукой. Наибольшим числом полотен владеют Лувр и флорентийская галерея Уффици две картины находятся в Эрмитаже – это представленная в Лондоне «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Но мне представляется, что вот эта работа все-таки еще несколько половинчата. После этого начнется другой путь, который избрала Италия, – путь в сторону маньеризма». Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным. «Варьируя в них один и тот же мотив изображая на фоне идиллического пейзажа юную мать и играющих у ее ног маленьких детей — Христа и Иоанна Крестителя, он объединяет фигуры устойчивым, гармонически уравновешенным ритмом Композиционный пирамиды излюбленной мастерами Возрождения», – утверждает Болдырев. С работой «Мадонна со щеглёнком» художник меньше экспериментирует, она более уравновешенная.
Как пишет В. Н. Работа получила название «Мадонна с младенцем». Впрочем разница между произведениями принципиальная: у Леонардо все жесты символичны. Вы видите только круги, сегменты и кривые линии.
Основным смыслом произведения, как и в прежних работах мастера, остается человечность, уважение к подлинным глубоким чувствам. Существует мнение, что она была начата чуть раньше, параллельно с «Мадонной Бенуа», как говорится в записи от 1478 года. – Леонардо да Винчи. 1-10 Б. В. фон Кёне. Идиллические образы не лишены скованности, суховатости иератичности.
Тем не менее старые гравюры еще позволяют догадываться, каким тонким, серым светом было насыщено пространство и как мягко выделялись в воздухе отдельные фигуры. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени. «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи чужда всякой церковности. На более ранних картинах, кроме поклоняющихся волхвов изображалось лишь равнодушное «присутствие».
У Леонардо да Винчи нова не только концепция темы, но и компоновка. В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность. Герои связаны между собой с помощью поз и жестов. Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. Правой рукой архангел благословляет сидящую у своего дома Марию.
Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно. С. 56). Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди. Сюжет картины восходит к евангельскому тексту, повествующему о возвещении архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении Иисуса Христа. Композиция произведения проста и достаточно традиционна.
Каков характер этой женщины, добрая она или злая, веселая или коварная, юная или зрелая. Но правый разрез был торопливо разорван— верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Это распространенный богословский сюжет, посвященный Богоматери и Младенцу-Христу. Тихое таинственное действо в гроте напоминает сцену Рождества, тоже часто изображаемую в пещере, а отсутствие нимбов и атрибутов делает «Мадонну в скалах» менее официальной и более камерной. И в природе царит весна. Для Леонардо да Винчи женские волосы были источником неиссякаемого вдохновения.
Одновременно он писал портреты всех любовниц герцога. Этот приём разработал Леонардо да Винчи. Уделял он внимание и рукам. Местом жительства ему назначили город Амбуаз, любимую резиденцию молодого короля. Но, скорее, Богоматерь изображена здесь в праздничной одежде горожан того времени.
Данная интерпретация взаимосвязи двух картин могла бы являться также безусловным доказательством авторства Леонардо, поскольку в принадлежности его кисти «Мадонны Бенуа» искусствоведы не сомневаются. Уже раньше в эту область вступили Верроккьо, Кривелли и Боттичелли. Лицо мадонны повернуто в профиль. Все покрывает легкий флер сфумато. Здесь воплощена поразительная идея человечности. Руки или висят вдоль тела или поднимаются перпендикулярно вверх. В порыве гениального вдохновения Леонардо выбрал лейтмотивом слова Христа: «Один из вас предаст меня» – и этим сразу достиг этого единства.
«Мадонна в скалах» – одна из первых живописных работ Леонардо. Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно. В 2010 г. после сложной программы реставрации экспертиза подтвердила подлинность да Винчи. Рафаэль же приходит к более простому композиционному и пластическому решению. Закончив свою работу в качестве художника красивых грешниц, Леонардо отправлялся в доминиканскую церковь Санта Мария делле Грацие, где писал «Тайную вечерю», оконченную в 1497 г. В эту эпоху начались в Милане распри, приведшие к тому, что герцогство досталось французам.
Так в Италии в те времена мог писать только молодой Леонардо. Почему руки Христа выделены светом и приближены к зрителю, а лицо вдалеке и скрыто во мраке. Леонардо изобразил Богоматерь, Св. Vol. Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто.
Лица их отражают на картине «Тайная вечеря» все оттенки чувств: гнев, отвращение, тревогу, убежденность чистой совести, страх, любопытство, возмущение. Жесткое заменял Леонардо мягким и в области красок. Уходя от условности и плоскостности, показывая объемные пластичные фигуры в сложном пространстве, художник прощается с традициями Средневековья и Раннего Возрождения в Италии и открывает дорогу к «Тайной вечере» и «Моне Лизе».
Христианские фигуры картин Леонардо, напротив, насквозь пронизаны античным духом. Дева Мария совсем еще девочка: пухлые щечки, вздернутый носик, задорная улыбка – все это черты не абстрактного божественного идеала, а абсолютно конкретной земной девушки, послужившей некогда моделью для этого образа. В области композиции Леонардо заменяет угловатую линию линией волнистой. 1495 г. картина «Мадонна Литта» была полностью переписана миланским художником, возможно, Амброджио де Предисом, как, например, считал В. Н. Там находится застежка плаща, которая «абсолютно случайно» закрывает верхнюю часть тела точно посередине. II.
Но и сам Леонардо этому содействовал, предоставив зрителям полную свободу интерпретации. В картине «Мадонна на скалах» мы видим абсолютно иное решение: «Действующие лица лишены скованности, они отличаются полной свободой физических и душевных движений. С Цезарем он был связан и тогда, когда снова поселился во Флоренции (1502 – 1506). Также не подлежит сомнению тот факт, что Леонардо знал о картине «Мадонна с младенцем» исполненной его учителем в 1466-1470 годах. Все персонажи его «Поклонения волхвов» участвуют в событии, теснятся вперед, спрашивают, удивляются, высовывают головы, поднимают руки. Ф. 1. Существует мнение, что это всего лишь копия с оригинала, который до сих пор не известен. О том, какие красочные проблемы Леонардо ставил себе в «Битве при Ангиари», можно, разумеется, высказывать только предположения.
Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Отшатнувшись от стола, он рассыпает соль (дурная примета). Посередине Христос: он указывает на хлеб, намекая на таинство причастия. Весной 1500 г. он отправился в Венецию. Отпечаток серьёзности лежит и на очаровательных детях.
Лл. Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос. Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос.
Ее образ заказывают художникам как светские люди, так и церковные власти. Джотто сделал первый шаг, без которого, возможно бы, задержалось Возрождение. В связи с этим приобретает особое значение интерес художника в этот период к доминирующей красно-синей гамме, которая сближает «Мадонну Литту» с «Тайной вечерей», созданной в 1495-1498 гг. По мнению Демона, предложившего собственную датировку «Мадонны Литты» 1491-1494 гг., этот эскизный рисунок был без изменений повторен в картине, в частности, трехчетвертная постановка плечевого пояса, образующего с поверхностью стены угол в 45, полностью перенесена с рисунка на картину (Demonts L. Les Dessins de Leonardo da Vinci. Мадонна с младенцем часто становилась сюжетом его картин. Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта. Художник решил работать аль секко, то есть всухую, рисуя по сухой стене. Как известно, в лондонском варианте «Мадонны в скалах» Леонардо пришлось учесть пожелания миланского Братства Непорочного Зачатия и добавить в руки младенца Иоанна Предтечи удлиненный крест, на который направлено благословение Богомладенца.
Все человеческие фигуры на полотнах светлые, а одежды Марии и ангела яркие (красно-зеленые в Парижской версии и синие в лондонской). Этот художник, действительно, сотрудничал с Леонардо, в частности, по контракту с миланским Братством Непорочного Зачатия над картиной «Мадонна в скалах». В то время Леонардо регулярно работал в компании братьев де Предис. Младенец сосредоточен на своём занятии, рассеянно взглянув на зрителей. V, 1865 г. Д. 7.
Другими словами, на картинах его итальянских предшественников все фигуры длинны и стройны. В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало, вокруг голов Марии и младенца в «Мадонне Литта», в то время как они присутствуют в «Мадонне Бенуа». Иисус и Мария расположены на теплом золотистом фоне.
Эту тему разрабатывают по всей Италии, но особенно во Флоренции и Венеции. Вся группа этой картины Леонардо да Винчи производит впечатление высеченной ваятелем из глыбы мрамора. Алтарь был заказан Рафаэлю для монастыря Сан-Антонио и завершен в 1504-1505 годах. В мире существуют две работы с таким названием и обе они написаны рукой Леонардо. Я не знаю имеет ли она какое-либо совершенство, но я очень стараюсь этого достигнуть". Яркая образность, произведения раскрывается в мелких деталях, которые много рассказывают нам о матери и ребёнке. Ему так хочется дотянуться до цветка.
Цветы и деревья введены в композицию не ради декоративности. Я уверен, что совместная демонстрация этих шедевров произведет неизгладимое впечатление». Лучше всех расположена Мария. При этом он не является бесстрастным. Он называет образы этой картины «идеально прекрасными», но вместе с тем они сохраняют «всю полноту жизненной выразительности».
На переднем плане изображен коленепреклоненный архангел Гавриил с белой лилией (символ непорочности Девы Марии) в левой руке. Рафаэль охотнее перенимает результаты экспериментов своих современников. Оп. Оно присутствует и в самом образе Мадонны и в наивном пейзаже, мягко расстилающемся за ее спиной.
Данная интерпретация взаимосвязи двух картин могла бы являться также безусловным доказательством авторства Леонардо, поскольку в принадлежности его кисти «Мадонны Бенуа» искусствоведы не сомневаются. для доминиканского монастыря Санта Мария деле Грацие в Милане. Как следствие, для обеих картин общими чертами являются как трёхчетвертной поворот тел, так схожесть образов: юность обеих Мадонн и крупные головы Младенцев. К сожалению неизвестна та женщина-мать, чьи черты вдохновили Рафаэля.
Художник считал, что птичья душа через кормление копирует душу человека. Это давало ему возможность создать цельную композицию.
Также как и в «Мадонне Литте», цвета в «Мадонне в скалах» приглушены, отчего лица и тела кажутся на первый взгляд словно покрытыми мертвенной бледностью. Правой ручкой он обхватил материнскую грудь, а в левой – держит щегленка. Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины. Светлой зеленью покрыты невысокие холмы, на деревьях только начинают распускаться листья. В семейной галерее герцога Антуана Литта картина хранилась, пока не была куплена «Эрмитажем», где ее перенесли с дерева на холст из-за слишком плохой сохранности. Он проявил себя в самых разных областях не только искусства, но и знаний.
Сейчас полотно по-прежнему хранится здесь, как «Мадонна Бенуа» — еще одна «Мадонна с младенцем» кисти самого знаменитого флорентийца. Обе «Мадонны» как отдельная экспозиция в рамках выставки будут висеть в одном зале. Для него самого опущенная голова становится обязательным аспектом «канона женской красоты». Тогда с уверенностью сказать, что это картина да Винчи, было нельзя. руб.
Здесь уже абсолютно не приходится говорить о некоей плоскостности изображения. Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд. то время, как Микеланджело в пору своей зрелости лишь в виде исключения прибегал к услугам модели, Рафаэль постоянно изучал натуру, причём вначале он делал наброски поз используя манекены, затем рисовал обнажённое тело модели и с неё же – одеяние». Еще в 1543 г. леонардовская «Мадонна до пояса, в полфигуры, которая кормит грудью младенца» упоминалась в собрании венецианского философа Пьетро Контарини. В XV веке Мадонна с младенцем становится не только сакральным сюжетом.
Когда после II Мировой войны живопись «Мадонны в скалах» была расчищена, некоторым искусствоведам цвета показались столь тусклыми, что они обвинили Британскую Национальную Галерею в том, что она не следила за сохранностью шедевра. Эта парность двух шедевров является иллюстрацией к утверждению христианской церкви о том, что в Христе соединены Божественное и человеческое начала. Для него началась пора беспокойных скитаний. В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души. Напомним, что в 1483 г. Леонардо да Винчи получил заказ на «Мадонну в скалах», которая должна была украсить алтарь одного из соборов в Милане. Примером является его работа, которая экспонируется в Метрополитен-музее. Текущие линии должны занять на картинах место изломанных.
В центре картины находится Мария изображенная не сбоку, а фронтально. Тела приобретают округлые формы. Чаще всего это был горный пейзаж с речкой, который напоминал художнику о его родном Винчи. Между тем как в «Тайной вечере» Гирландайо на столе стоят стройные, высокие фиаскетти, на картине Леонардо имеются лишь круглые предметы – книзу расширяющиеся, кувшины, тарелки, миски и хлеба. Особенно драпировку изучал он всю свою жизнь. У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы. Фресковая живопись рассчитана, по существу, на декоративное впечатление.
М., 1952. Он выбирает обычно сложное расположение фигур, что станет признаком особого стиля. Еще одно открытие было сделано в ходе подготовки лондонской выставки, когда реставраторам удалось определить тип красного пигмента, который был известен по письменным источникам, но никогда прежде не был точно идентифицирован. Кроме того, на выставке экспонируется недавно обнаруженное полотно «Salvator Mundi» – «Спаситель мира». С тех пор эта птица приобрела христологический символический характер9. Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелёгкий момент.
Бледны дрожащие губы, устало-скорбная улыбка играет вокруг них. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св. Портреты должны были отличаться твердостью, металличностью красивых медалей.
Заслуживает внимания также, что в Хаммеровском кодексе (ранее – Лейчестерский кодекс), составленном Леонардо между 1506 и 1508 гг., находится эскиз женской фигуры со спины (Хаммер 20), весьма напоминающей разворотом головы в сторону зрителя такую же особенность образа Богомладенца в картине «Мадонна Литта». Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо. Цвет наряда Марии сочетается с фантастической цепью синих гор на заднем плане. Но самой, без сомнения известной является картина «Сикстинская Мадонна», названная так по имени монастыря, для которого был написан этот алтарный образ. Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта.
Лицо её, нежное и несколько смугловатое, пленяющее своей удивительной, тонкой красотой, моделировано с той любовью к лёгкой, почти неуловимой светотени, поклонником и знатоком которой был Леонардо. Как известно итальянская портретистка развилась из медали. Прямо сидящие фигуры соответствуют прямым пилястрам, поднимающимся на фоне. Для времени кватроченто было характерно два типа изображения в живописных композициях – «статичные образы торжественного предстояния или подробное повествование, оживлённый рассказ». Леонардо да Винчи очень быстро, всего за три года, сформировался как художник и скульптор. Cambridge, 1935.
И здесь знаменательной деталью видится изображение щегленка. Бог воплотился в человека и вскормлен молоком матери. Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери.
Другие, как Корнелис на его хранящейся в Берлине картине изображали святую Анну в буквальном смысле слова «сам-треть», т. е. изображали ее держащей на коленях маленькую фигурку Мадонны, на коленях которой сидит, в свою очередь, еще меньшая фигурка Младенца Христа. У мастера трудно найти совершенно совпадающие друг с другом интерпретации женской либо детской фигуры, что было обычным для кватрочентистских художников, следовавших неизменному образцу в трактовке образа Марии (в отношении мать – сын).
Не наяда ли она или сильфида или с ума сводящая Лорелея. Другой исследователь, А. Шастель, также пишет о «Мадонне на скалах».
Через это кормление Он принимает и человеческую душу. Мадонна изображена приёмом сфумато. Согласно одной из теорий, автором которой является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, «мадонна Бенуа» иллюстрирует божественную природу Иисуса Христа, в то время как «Мадонна Лита» должна рассматриваться как отображение человеческой сущности Христа. Прежде всего, следует принять во внимание цветовое сходство синего плаща с желтой подкладкой у «Мадонны в скалах» и «Мадонны Литты». Лишь в 1974 году были обнародованы документальные данные о том, когда и при каких обстоятельствах «Мадонна с цветком» попала к Сапожниковым. Рафаэль часто использует эту форму. Гращенков говорит, что в нём с большим лиризмом и непосредственностью воспевается гармония, единство человека и природы.
Что касается женских образов интерес к ним Леонардо носит более широкий характер». Глаза Мадонны не затемнены ни горем, ни скорбным предвидением. Гращенков В. Н. Со времени Рафаэля о ней совсем забыли и только великий герцог Тосканский Фердинанд III отыскал ее и никогда, даже в дороге, с ней не разлучался потому-то она и получила название Madonna del Ganduka («Мадонна великого герцога»). Он неоднократно писал об этом. Между тем, эта датировка в значительной степени устарела, – достаточно указать на рисунок «Богоматерь с младенцем» из того же собрания (W.
Мария идёт по облакам, неся своего ребёнка. В картине «Мадонна к гроте» он использовал пейзаж с доломитами, чтобы заставить бледные лица и бледные руки мерцать из нежного полумрака. Этому способствовали и знаменитая кража «Джоконды» из Лувра в 1911 году и путешествие картины по США в 1962-м и многократное цитирование, в том числе в искусстве. Лик слегка затемнен. При этом он не является бесстрастным. На женщине красная сорочка с узкой горловиной.
В работе над «Мадонной Бенуа» Леонардо использовал технику масляной живописи, которую до того во Флоренции практически никто не знал. Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей. Однако, «Мадонну Конестабиле» отличают иные черты.
«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» представляла решение – хотя и в ином духе – проблем, аналогичных тем, которые Леонардо поставил себе в «Мадонне в гроте». Обыкновенно отмечают замечательно тонкую вписанность округлых контуров в форму тондо. Здесь фигуры выделяются воздушнее и мягче на фоне дрожащего светлого воздуха. Согласно принятому мнению, в «Мадонне Литте» сам Леонардо выполнил общую постановку фигур, закончил голову Богоматери и полностью написал некоторые части тела Богомладенца.
Все тело отражает данное душевное движение. Эта картина совершила революцию для церкви Всех святых во Флоренции. Существует мнение, что это была его возлюбленная, прозванная «Форнарина», что значит булочница.
Еле заметны, еле уловимы переходы. В эпоху Боттичелли жестко очерченные головы оживляются налетом мечтательной задумчивости. В утешение зрителям покажут сразу две версии «Мадонны в скалах» – одна, недавно отреставрированная из Национальной галереи Лондона, другая (1483-1486 гг. ) – из Лувра (см.
Но подобно тому как в «Тайной вечере» он отступил от евангельских слов, что «Иоанн возлежал на груди Спасителя», побудивших его предшественников изобразить его почти миниатюрным, так не придерживался он и в данном случае невозможных пропорций фигур. Когда потом Леонардо вновь поселился во Флоренции (1502 – 1506), Франческо дель Джоконде поручил ему написать портрет Моны Лизы, красивой неаполитанки, на которой он женился третьим браком. СПб., 1999. Больше никакое чувство не отражено на её лице. Её одеяние сочетается с причудливой горной цепью на заднем плане. Интрига с авторством картины тоже давно разрешена. Она заложена и в сюжете и в композиции картины.
Вся троица изображена на краю обрыва, отделяющего их от зрителя, а пустынный пейзаж придает сцене планетарный масштаб. Столь же существенным представляется совпадение постановки левой ножки Богомладенца в «Мадонне Литте» с аналогичной деталью во втором варианте картины «Св. В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо с изображением Богоматери – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Сердце Девы Марии, которое является практически реликвией для миллионов католиков.
Картина, как известно, не была окончена. Последняя первоначально называлась «Мадонна с младенцем». Присциллы (Рим) (к 550-летию со дня рождения художника) // Искусство христианского мира.
Это не отдельный момент, это своеобразное, «длящееся» состояние, свободное, однако, от внутренней скованности кватрочентистских образов. М., 1997. 12276 v. ) с головой льва в картине Леонардо «Св. Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей. Итальянцы называют их «Мадонна в скалах».
Оп. Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята. Пластически высечены контуры. Изначально полотно писалось для семьи правителей Милана.
У них все блестит и сверкает. Христос глядит на зрителей и словно бы говорит: «Я всегда с вами». Избранные произведения: переводы, статьи, комментарии.
Здесь все тонкости его искусства сливаются в полнозвучный аккорд. Из формальных соображений Леонардо выбрал этот старый мотив. Картины Леонардо да Винчи, напротив, выдержаны в волнистых линиях. Содержание его рисунков самое разнообразное. М., 2003. Об этой картине Клеваев говорит меньше всего, так как, по его словам, о ней уже написано достаточно трудов.
На другой небольшой картине он изобразил Младенца поразительной красоты и изящества. И как раз в картине «Мадонна Литта» (фото – в статье) ребенок не сидит на коленях у матери, как Леонардо рисовал на других полотнах, а покоится в ее руках. Полуфантастический пейзаж в отдалении напоминает скорее о сказке или сне, чем об Италии и его легкая асимметрия, которая есть и в фигуре, тоже создает «подвижность внутри покоя».
Ни жизнерадостности, ни солнечного сияния, ни надежды. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени. «Мона Лиза» завершает все устремления Леонардо да Винчи в области портретистики.
Это был удивительно разносторонний гений. Ноги босы. В последней работе Леонардо впервые применил темперу, для чего ему потребовалось изобрести специальный состав из смолы и мастики для укрепления грунта (нужно отметить, что до Леонардо специальный клей из оскребков козьего пергамента, который применялся для темперной лазури в силу его кристаллической прозрачности, упоминался лишь в работах XIV в. у Ченнино Ченнини). На эту тему существует несколько мнений. В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность.
Благовещение (Annunciazione, Annunciation) – было создано в 1472 – 1475 годах Леонардо, тогда еще работавшим в рамках мастерской Верроккио. V, 1865 г. Д. 3. Щегленок носит символическое значение – у этой птицы над клювиком красное пятнышко. Для его творчества более характерен взвешенный и вдумчивый поиск. Рафаэль – великий мастер на композиционные, линейно-пространственные находки. Создавая эту картину, Рафаэль, безусловно, вспоминал "Мадонну в гроте" Леонардо (в картине использована пирамидальная композиция Леонардо).
Однако из разницы в цветовой гамме парижского и лондонского полотен историки считают злополучную застежку или ликом Святой Троицы или камнем Апокалипсиса. Исходя из этого, вполне оправданно будет в настоящем исследовании отнести начало работы над «Мадонной Литтой» ко второму миланскому периоду творчества Леонардо, который продолжил в Риме создание своего маленького шедевра. Специально не прописанные складки одежды и детали фона при тщательной проработке лиц на картине – тоже не является свидетельством того, что произведение было создано не мастером, а его учениками, как предполагалось ранее. Когда мы перейдем к следующим картинам Леонардо да Винчи, к «Благовещению», «Воскресению» и «Святому Иерониму», то необходимо обратить внимание на некоторые формальные их особенности.
До лондонской выставки живописные работы Леонардо вместе увидеть было невозможно – они находятся в различных музеях. «Мадонна со щеглёнком» (1506-1507 гг. ), «Мадонна в зелени» (1506 г), «Мадонна – прекрасная садовница» (1507 г) довольно близки по композиционному решению. Он прожил там до 1499. То же самое можно сказать и в отношении света: он падает сверху и сквозь боковые проёмы. Побывав затем еще раз в Милане, а также в Риме и Парме, он в 1515 г. принял предложение французского короля Франциска I переехать во Францию, с ежегодным окладом в 700 талеров (15 тыс. К мягкости стремятся и краски.
Как рисовальщик он также не имеет ничего общего с примитивами. по: Губер 1952: 25).
Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной. Основная черта Мадонны – задумчивая ясность, вокруг нее – то же настроение» 5. Поиск Леонардо хорошо виден на примере композиции картины «Мадонна в скалах». Для них свойственны сложные пейзажные фоны. Обе картины находятся в настоящее время в Пеши в доме мессера Джулио Турини». Простые красочные массы разобщаются мощными линиями.
Намеренная неясность очертаний и мягкость форм рождают у зрителя самые разные мысли о ее характере и эмоциях. Так же композиционно решена и работа да Винчи «Мадонна Литта». Однако Рафаэль создавал и большие алтарные образы. В «Мадонне со щегленком» очень красиво закомпонованы в овал фигуры малышей вокруг колена Марии, они абсолютно естественно стоят и в то же время образуют некое подобие кольца. Гуковский даёт описание первому зрелому произведению Леонардо да Винчи – «Мадонна в гроте» («Мадонна в скалах»). Как считает Вазари, Мария проста, скромна и смиренна.
Видимо, все же нет. Клеваев отзывается о ней так: «Абсолютно иной характер образа Марии, абсолютно иные принципы построения композиции в его знаменитой, более поздней композиции «Мадонна в кресле». Она очень впечатлила Леонардо да Винчи. Он всегда становится средоточием повествования о спасении. «Мадонна в скалах», несомненно, представляет собой картину, нуждающуюся в специальном «ключе».
Или: «Эта рельефность – самое главное в живописи и ее душа» (цит. Гращенков, Рафаэля по праву называли мастером мадонн. Отдельные краски положены рядом наподобие мозаики, отграниченные резким рисунком линий. Все таинственно, даже пейзаж, все погружено в грозовую атмосферу удушливой чувственности. Леонардо придал уже портрету Джиневры де Бенчи демоническое очарование, а в «Даме с горностаем» пропел гимн соблазнительной грации. Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью. Работая над изображениями Мадонн, он пишет о том, как следует изображать женщин: «чтобы они имели сдержанный и скромный вид, руки скрещенные или без усилия прижатые к телу под поясом, голова должна быть слегка наклонена и повернута в бок» (цит. В феврале 1865 г. картина «Мадонна Литта» была закуплена в Императорский Эрмитаж из фамильной коллекции герцога Антуанна Литта в Милане директором Эрмитажа Гедеоновым С. А. и советником по ученой части бароном фон Кёне, автором первой публикации о картине (Архив ГЭ.
Не следует забывать, что альбом рисунков, хранящийся ныне в Виндзоре, был составлен аретинцем Помпео Леони, сыном бывшего ученика Микеланджело Буонарроти из разрозненных иллюстраций к «Атлантическому кодексу», причем определенная часть из них первоначально принадлежала Collection Arundell (sic. Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате. Это создает контраст с пейзажем, который состоит из скальных пород и валунов.
Постановка плечевого пояса Девы Марии в «Мадонне с прялкой», прежде всего, на эскизе 1501 г. из Виндзорского собрания, выполненном красным мелом на тонированной розовым бумаге, напоминает аналогичный композиционный прием в «Мадонне Литте». Вопреки обычаю фигуры расположены крестообразно, на осях, указывающих четыре направления пространства: Иисус на переднем плане наклонён в сторону зрителя Иоанн Креститель и ангел указывают на развитие пространства в боковых направлениях возвышающаяся над группой Мадонна напоминает «купол» из которого нисходит свет. В Государственном архиве Астраханской области был обнаружен «Реестр картинам г-на Александра Петровича Сапожникова, составленный в 1827 году». И всё же и Клеваев затрагивает образ Мадонны: «Несколько слов о том, чем художник достигает этого неповторимого ощущения легкой и в то же время какой-то идеально грациозной позы Марии, нисходящей с облаков навстречу зрителю.
Картина вызывает много вопросов. Последние ограничивались острыми, резкими линиями, очерчивающими все наподобие орнамента. Л. М. Баткин в своей книге «Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления» подробно останавливается на анализе основных отличительных особенностей женских образов Леонардо и, в частности изображений Мадонн. Леонардо внёс нечто иное и в освещение. И причёсана она по моде тех лет. На символичность картины указывает цветок крестоцвет.
по: Лебедянский: 43). Художник использует вместо ландшафта тёмный фон. Мадонна изображена с чуть заметным подобием улыбки на губах. Вып. Символическое переплетается с эмоциональным, а идеальное – с реальным. 7. Круглое вытеснило прямое, мягкое – угловатое.
Мальчик нежно приник к ней. Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд. Так, например, большая фотография «Сикстинской мадонны» висела у Достоевского над письменным столом, висела фотография и в качестве украшения интерьера в рабочей комнате Льва Толстого.
Это наводит на мысль, что мастеру служила натурой одна и та же женщина. Покой и нежность заполняют целиком эту сцену.
Теплится тайна и в глазах Младенца Христа. Вот ангел указывает на Иоанна и смотрит на зрителя, будто приглашая его в картину.