Изображенный на картине лютнист — явно не аристократ в его круглолицемздоровом лице присутствует даже некоторая грубоватость, но она смягчена тем, что нежная кожа, по-девичьи убранная голова изящные удлиненные пальцы придают всему облику юноши чарующую женственность. Но день спустя Хрисотемида, позабыв, видимо, про обиду, навестила его и опять увезла на Аппиеву дорогу, после чего напросилась к нему на ужин, во время которого призналась, что не только Петроний, но и его лютнист давно уже ей надоели и что сердце ее свободно. Так на всякий лад Трепещут струны, будто бы хотят Лютниста душу провести по всем Надмирным сферам музыки – в Эдем Гармоний и средь горней высоты Поднять на трон нетленной красоты.
Исполнитель на лютне называется лютнистом. Грамотная постановка ударения в слове лютнисты – один из главнейших признаков культуры речи. Исполнитель на лютне называется лютнистом, а мастер-изготовитель лютни и вообще любых скрипичных инструментов — лютье от фр. Исполнитель на лютне называется лютнистом, а мастер-изготовитель — лютье.
Изображенный на картине лютнист – явно не аристократ в его круглолицем, здоровом лице присутствует даже некоторая грубоватость, но она смягчена тем, что нежная кожа, по-девичьи убранная голова изящные удлиненные пальцы придают всему облику юноши чарующую женственность. Половина столиков пустовала и шум разговоров был настолько тих, что игру Полтстита Лютниста можно было расслышать даже с другого конца большого полутемного зала. Работа «Лютнист» так же известна под названием «Юноша с лютней» и принадлежит кисти отца барокко — Караваджо. Вот один из лютнистов, как только закончилась очередная мелодия, отложил в сторону лютню и что-то сказал своему товарищу.
Но мне должно непременно начать с лютниста, ведь он образует естественный переход к лютне, божественные звуки которой баюкали сладкий сон дитяти. «лютнист»— одна из ранних картин Караваджо, для которых нередко позировал его любимец Марио Миннити. Уж полдень отпылал и солнца ход Клонился к западу, когда близ вод Журчащих Тибра в зелени травы, Укрывшись под шатром густой листвы, Сидел Лютнист, забывший за игрой И полдня жар и дел насущных рой. Стоит отметить, что в России «Лютнист» — единственная работа руки Караваджо.
Порхая по струнам то вверх, то вниз, Биенье ритма чувствует Лютнист В своей крови, а пальцы бой ведут В тенетах Феба с ратью звонких пут, По их ручьям впадая в океан Гармонии. Высадившись на берег, он без особых помех разыскал ближайшую школу лютнистов, а заодно — расположенную поблизости консерваторию. Интересен тот факт что в Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка». «лютнист» — одна из ранних картин Караваджо, для которых позировал его любимец Марио Миннити. На картине Караваджоперед лютнистом лежат раскрытые ноты мадригала Якоба Аркадельта, скрипка, фрукты и букет цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза, листья апельсинового дерева инжир, слива, груши).
Исполнитель на лютне называется лютнистом, а мастер-изготовитель лютни и вообще любых струнных инструментов— лютье от фр. Исполнитель на лютне называется лютнистом, а мастер-изготовитель лютни и вообще любых струнных инструментов— лютье от фр. luthier. Его Величество держал в замке множество всяческих делателей золота и адептов тайной науки, но чего-нибудь путного не достиг ни один из них, -- возразил лютнист императора.
Сам художник считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему фрагментом живописи.
К концу Возрождения количество парных струн выросло до десяти, а в эпоху барокко достигло четырнадцати (иногда доходя до девятнадцати). Различные варианты инструмента использовались с древности в культурах Древнего Египта, Хеттского царства, Древней Греции, Древнего Рима, Болгарии, Турции, Китай, Киликии. Средневековые лютни имели четыре или пять парных струн. Инструменты, насчитывавшие до 26-35 струн, потребовали изменения самой структуры лютни. На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas.
Фигура лютниста и натюрморт почти вплотную придвинуты к нему и располагаются на первом плане, но на нейтральном фоне затемненной стены фигура юноши видится особенно отчетливо. Все реальные, будто написанные с натуры, детали картины полны скрытых намеков. Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея» освещает юношу. 94119 см). Томно склоненная голова лютниста, глаза с мечтательной поволокой изящные движения рук — все передает красоту эмоций, вызванных музыкой. В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка».
Звукоизвлечение осуществлялось с помощью плектра. В 1808 году в Париже собрание Джустиниани было выставлено на продажу. Происхождение лютни доподлинно неизвестно. Считается парной к «Концерту» («Музицирующие мальчики») Караваджо (Метрополитен, Нью-Йорк).
Инструменты, насчитывавшие до 26-35 струн, потребовали изменения самой структуры лютни. Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу. Согласно Бальоне, цветы покрыты каплями росы, а в графине с водой отражается окно и иные детали интерьера. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры8. Происхождение лютни неизвестно.
Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. Трактовке сюжета картины посвящены целые научные исследования наиболее распространенным является мнение о том, что идея произведениясвязана с темой «суеты сует» — темой неизбежности гибели всего живого. Очевидно, в Средние лютня в основном использовалась для аккомпанемента. Виуэлы под названием виола да мано.
Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры. В 1808 году в Париже собрание Джустиниани было выставлено на продажу. Цветущая юность красавца-лютниста преходящая: об этом напоминает порванная струна лютни, цветы, которые вскоре увянут, фрукты, которые сморщатся и высохнут (типичные элементы «ванитас»).
На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas. Потому полотно в Эрмитаже какое-то время называлось «Лютнистка». Размер лютней варьировался: существует документальное подтверждение того, что к концу эпохи Ренессанса, насчитывалось до семи размеров (исключая басовую лютню). Первый биограф Караваджо Беллори утверждал, что на полотне изображена девушка. Размер лютней варьировался: существует документальное подтверждение того, что к концу эпохи ренессанса насчитывалось до семи размеров (включаю басовую лютню). Исполнитель на лютне называется лютнистом, а мастер-изготовитель — лютье.
Долгое время картина экспонировалась в музее под названием «Лютнистка», то есть играющая на лютне девушка. Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. Среди них был кардинал дель Монте, для которого художник и написал своего знаменитого «Лютниста» (другое название картины «Девушка с лютней»). Возможно, важнейшим «перевалочным пунктом» между мусульманской и европейской христианской культурами в данном случае следует считать именно Сицилию, куда лютня была привнесена византийскими или, позднее, сарацинскими музыкантами.
Яхета де Берхема. В связи с тем, что эти певцы-лютнисты служили придворными музыкантами в период, последовавший за возрождением на острове христианства, лютня чаще, чем какие-либо другие музыкальные инструменты изображена на росписях потолков построенной в 1140году церкви Каппелла Палатина (Палермо, Италия), основаннной норманским королем Роджером II. Возможно, важнейшим «перевалочным пунктом» между мусульманской и европейской христианской культурами в данном случае следует считать именно Сицилию, куда лютня была привнесена византийскими или, позднее, сарацинскими музыкантами. На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии5 мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»).
В связи с тем, что эти певцы-лютнисты служили придворными музыкантами в период, последовавший за возрождением на острове христианства, лютня чаще, чем какие-либо другие музыкальные инструменты изображена на росписях потолков построенной в 1140году церкви Каппелла Палатина (Палермо, Италия), основанной норманским королём Роджером II. По-видимому, в средние века лютня в основном использовалась для аккомпанемента. В связи с тем, что эти певцы-лютнисты служили придворными музыкантами в период, последовавший за возрождением на острове христианства, лютня чаще, чем какие-либо другие музыкальные инструменты изображена на росписях потолков построенной в 1140 году церкви Каппелла Палатина (Палермо, Италия), основаннной норманским королем Роджером II. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза), которые цветут примерно в одно время — весной. В этой ранней работе видны мощные предпосылки новой манеры письма живописца. В VI веке, благодаря болгарам, лютня с короткой шейкой распространилась по всему балканскому полуострову, а в VIII веке была привнесена маврами в культуры Испании и Каталонии, таким образом вытеснив доминировавшие до этого в Средиземноморье лютни с длинной шейкой, пандуру и цистру.
К XIV веку лютня распространилась уже по всей территории Италии и смогла из Палермо проникнуть в немецкоязычные страны, вероятно, благодаря влиянию, оказываемому на культуры соседних государств династией Гогенштауфенов. Звукоизвлечения осуществлялось с помощью плектра. Вторая находится в Нью-Йорке в музее Метрополитен (100126, 5 см). Картина «Лютнист» является не только очень живописной и реалистической, но и символической. В начале VII века схожие по форме варианты лютни появились в Персии, Армении, Византии и Арабском халифате.
Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо».
Лютня — старинный струнный щипковый музыкальный инструмент. Возможно, важнейшим «перевалочным пунктом» между мусульманской и европейской христианской культурами в данном случае следует считать именно Сицилию, куда лютня была привнесена византийскими или, позднее, сарацинскими музыкантами.
Вероятно, это первая картина, где художник использовал контрастную свето-теневую моделировку. Первую версию «Лютниста» купил у дель Монте его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани. К концу Возрождения количество парных струн выросло до десяти, а в эпоху барокко достигло четырнадцати (иногда доходя до девятнадцати). Первую версию «Лютниста» купил у дель Монте его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани. Средневековые лютни имели четыре или пять парных струн. Среди них был кардинал дель Монте, для которого художник и написал своего знаменитого Лютниста (другое название картины Девушка с лютней).
Яхета де Берхема. Размер лютней варьировался: существует документальное подтверждение того, что к концу эпохи ренессанса насчитывалось до семи размеров (включаю басовую лютню). Скорее всего, это объясняется тем, что в Средние века и в начале эпохи Ренессанса лютневый аккомпанемент носил не требующий нотной записи импровизационный характер. В связи с тем, что эти певцы-лютнист служили придворными музыкантами в период, который сложился после возрождения на острове христианства, лютня чаще, чем другие музыкальные инструменты изображена на росписи потолков построенной в 1140 году в церкви Каппелло Палатина (Палермо, Италия), основанной норманнским королем Рожером II.
Возможно, Беллори был введён в заблуждение чересчур женственным видом юноши. Возможно, важнейшим «перевалочным пунктом» между мусульманской и европейской христианской культурами в данном случае следует считать именно Сицилию, куда лютня была привнесена византийскими или, позднее, сарацинскими музыкантами. На столе лежат скрипка, открытые ноты, фрукты, цветы в стеклянном сосуде. На картине изображен юноша играющий на лютне.
По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. Звукоизвлечение осуществлялось с помощью плектра. Другие полагают, что Караваджо хотел передать физическое воплощение того настроения, которым охвачен музицирующий лютнист.
По-видимому, в средние века лютня в основном использовалась для аккомпанемента. Возможно, что в замысле картины есть некоторая доля, близкая к кругу таких представлений, оттого некоторые исследователи находят в ней оттенок двойственности (может быть, даже двусмысленности) в смешении девичьих и юношеских черт лютниста.
Человеческая ладонь неспособна охватить четырнадцать струн для грифа и вот таким образом басовые струны были навешенных за грифом и никогда не зажимались левой рукой. Количество парных струн увеличилось до шести и более. Женщина вряд ли могла сделать такой выбор — это просто тяжело для горла. СюжетНа всех трёх версиях картины изображён очень молодой человек, почти мальчик, с мягкими чертами лица и густыми каштановыми волосами, аккомпанирующий себе на лютне. На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). Фрукты же не соответствуют весеннему сезону.
В те времена в итальянской живописи очень часто варьировалась тема «суеты сует», «напоминания о смерти». Всего, как уже говорилось, существует три полотна на эту тему. К концу Возрождения количество парных струн выросло до десяти, а в эпоху барокко достигло четырнадцати (иногда доходя до девятнадцати). Всё это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — всё это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже. В нескольких полотнах Караваджо встречается образ лютниста – круглолицего, густобрового юноши, почти мальчика. «Караваджизм» стал одним из ведущих направлений в живописи XVII века. Караваджо точно передал эффект взаимного влияния освещенных предметов: на щёку лютниста падает отблеск его белой рубашки, а на тыльную сторону лютни — рефлекс от страниц нотной тетради.
В связи с тем, что эти певцы-лютнисты служили придворными музыкантами в период, последовавший за возрождением на острове христианства, лютня чаще, чем какие-либо другие музыкальные инструменты изображена на росписях потолков построенной в 1140году церкви Каппелла Палатина (Палермо, Италия), основанной норманским королем Роджером II. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза9), которые цветут примерно в одно время— весной. На столе лежат скрипка, открытые ноты, фрукты, цветы в стеклянном сосуде.
Размер лютней варьировался: существует документальное подтверждение того, что к концу эпохи ренессанса насчитывалось до семи размеров (включаю басовую лютню). Первый биограф Караваджо Беллори утверждал, что на полотне изображена девушка. Звукоизвлечение осуществлялось с помощью плектра.
Скорее всего, это объясняется тем, что в средние века и в начале эпохи ренессаса лютневый аккомпанемент носил не требующий нотной записи импровизационный характер. Мы видим картину глазами человека, слушающего музыку на концерте. Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектов этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых, композиций, на которые позднее стали характерными для стиля Караваджо» Повышенние контраста между тенями и светом художник использует, например в «Мученичестве святого Матфея». На другой тетради начертано Gallus — имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта. История созданияКартина была создана около 1595 года по заказу высокопоставленного покровителя Караваджо кардинала Франческо Марии Борбоне дель Монте (1549—1627), в доме которого (на вилле Мадама в Риме) художник прожил несколько лет. Слово «лютня», вероятно, происходит от арабского слова «alud» («дерево»), хотя недавние исследования Экхарда Нойбауэра доказывают что ud просто является арабизированным вариантом персидского слова rud имеющего значения струны, струнного инструмента или лютни. Но к тому времени, когда была создана «Гадалка», Караваджо уже имел нескольких богатых и влиятельных покровителей.
В основе этого полотна тоже лежит наблюдение с натуры. Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус, впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179).
Тем не менее, критик Джейсон Кауфман считает, что портрет в версии Вильденстайна слабее эрмитажного, а Дэвид Ван Эдвардс, отметив, что инструмент в руках музыканта представляет собой не типичную итальянскую лютню того времени, заключил, что картина написана не Караваджо. Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179). Возможно, Беллори был введён в заблуждение чересчур женственным видом юноши. По-видимому, в средние века лютня в основном использовалась для аккомпанемента. Средневековые лютни имели четыре или пять парных струн. Все это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте, от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — все это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже. Для дель Монте Караваджо написал вторую версию (100х126, 5), внеся в неё некоторые изменения. Одни исследователи видят в этом художественный прием, с помощью которого художник хочет усложнить образ. Первая хранится в Эрмитаже, Санкт-Петербург (Холст, масло.
Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. Биограф же Караваджо Питер Робб считает, что художник изобразил своего спутника Марио Миннити, позировавшего также для ряда других картин этого периода в том числе «Игроков» и одного из двух вариантов «Гадалки». В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка». Есть также версия, что «Юноша с лютней» — портретное изображение Галлуса, миланского музыканта, чьё имя начертано на второй тетради, лежащей на столе. зритель даже может узнать лицо, переходящее из картины в картину. Происхождение лютни доподлинно неизвестно.
Перед ним на столе лежат скрипка, ноты, фрукты рядом стоит ваза с цветами. Инструменты, насчитывающие до 26-35 струн, потребовали изменения самой структуры лютни. Третья находится в Англии, на усадьбе Бадминтон-Хаус (96121 см). Художественные приемы, которые применяет Караваджо в этой работе, — контраст освещенной ярким ровным боковым светом фигуры на переднем плане и темного нейтрального фона, подчеркнутая объемность формы интерес к реальным деталям, отсутствие идеализации — получили большую популярность не только среди художников — соотечественников Караваджо, но и у многих его европейских последователей. Третья картина является копией полотна, которое висит в Эрмитаже со своими тонкостями.
Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея». Средневековые лютни имели четыре или пять парных струн. Многие же фламандские художники: Ян Брейгель, Амброзиус Босхарт, Ван дер Альст создавали роскошнейшие композиции из растений, цветущих в разное время. Только в начале ХХ века искусствоведы сошлись во мнении, что на полотне изображен все-таки юноша (вероятно, Караваджо позировал его знакомый художник Марио Миннити): на нотах перед музыкантом видна запись басовой партии мадригала Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас».
Фрукты же не соответствуют весеннему сезону. На другой тетради начертано Gallus— имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта6. В то же время Джанфранко Лотти считает, что в раннем исламе «дерево» было термином с пренебрежительной коннотацией, обусловленной существовавшим в нём запретом на любую инструментальную музыку.