Его образы цельные и ясные. Приходит интерес ко всему мирскому, безграничной красоте природы и, конечно же, человеку. Три пня, оставшиеся от только что срубленных деревьев, напоминают о готовящемся распятии. Донателло принадлежит одна из первых конных статуй в искусстве Возрождения.
Впечатление трагизма усиливается за счет использования художником контрастных, то темных, то ярких красок. — «школа») — здание религиозного благотворительного общества, служившее для просветительских целей. Вместе с утверждением станковой живописи усиливается разнообразие жанров. На лице застыла гримаса гнева и напряжения.
Давид увенчан лавровым венком победителя. Лучшие произведения этого жанра – «Портрет Джулиано Медичи», «Портрет молодой женщины» (предположительно Симонетты Веспуччи), «Портрет юноши».
Такой была Мадонна Бенуа, хранящаяся в Эрмитаже. В этот период свои творения создавали многие замечательные художники. Восприятие действительности проверяется опытом, экспериментом, контролируется разумом. Статуя Давида – первая в ту эпоху круглая скульптура.
Интересное явление диалог таких парных персонажей. 1386 – 1466). Так, например, воздвигнутое в первой половине XV в. изысканное палаццо Ка дОро (Золотой дворец), получившее свое название по той причине, что часть убранства его фасада была позолочена, — еще сохраняет множество готических черт.
Главная тема искусства – Человек, гармонично и всесторонне развитый, его мощь и величие. Высокое Возрождение относят к 1500-1527 год. Медленно сползает с материнских колен безжизненное тело Христа. Главное художественное средство Мазаччо — могучая светотень, развитое понимание объема.
Эпоха Возрождения прошла в Нидерландах и Германии другим путем. С удовольствием пишет художник богатые одежды, прекрасных лошадей в бархатных попонах. Ведущий момент во всех этих образах плодородие, рост, бьющий через край избыток.
Искусство Позднего Возрождения (по-итальянски Cinquiccento), т. е., в период с 30-х годов до конца XVI в., представляет собой весьма сложную картину борьбы различных течений. Низвергнут аскетизм (церковное учение о том, что тело человека – вместилище греха, а земная жизнь – смрадная, ). У него линия имеет право на размытость, так как так мы её видим. Низвергнут аскетизм (церковное учение о том, что тело человека – вместилище греха, а земная жизнь – смрадная, ). Главное, что поражает в памятнике – совместное энергичное движение коня и всадника.
Это течение получило название Северное Возрождение. Весна. Католическая церковь объявляет поход против гуманизма во всех его проявлениях. Джотто ди Бондоне или просто Джотто (итал. И если в византийской живописи фигуры как бы парили, висели в пространстве, то герои фресок Джотто обрели твердую почву под ногами.
Во Флоренции работал художник Филиппо Липпи. К следующему этапу венецианского Раннего Возрождения принадлежит палаццо Вендрамин Калерджи (1481—1509), созданный Пьетро Ломбардо (ок. «Оставьте меня, – говорил Уччелло своим близким, – нет ничего сладостнее перспективы».
Это доходит о прямого выражения отчужденности и одиночества. Мантенья вводил в свои композиции изображение античных памятников. 3. «Эпоха, которая нуждалась в титанах и породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености»: Да Винчи, Микеланджело, РафаэльВозросший интерес к античной культуре. Человек и его разум возведен на пьедестал. Некоторые из стихотворений великого мастера были положены на музыку и уже при его жизни завоевали немалую популярность. Однако выражаемые поэтом чувства уже принадлежат Возрождению.
По своему тону эта зелень контрастирует с нежно-зеленым, светлым небом. Портрет строится на светотеневых контрастах. Одновременно с ними работало много превосходных художников. Один из примеров такого видения – картина Фра Анджелико Страшный суд.
Памятники, созданные в Италии на рубеже XV—XVI вв., отличаются совершенством и зрелостью. Себастьяна, ставшего жертвой противника христианства Диоклетиана, была широко распространена среди художников Возрождения, но Антонелло да Мессина по-особому трактует ее: в образе Себастьяна нет той страдальческой экзальтации, которая свойственна произведениям, написанным на тот же сюжет другими живописцами с этим сюжетом. В дальнейшем он не раз писал ее в образе Мадонны («Коронование Марии», 1447 «Мадонна под вуалью»). Происходящие изменения в творчестве Тициана хорошо видны при воплощении тем и сюжетов, к которым великий художник обращался дважды.
Достаточно ли было только зеркально отражать действительность. Художники, как правило, ограничиваются заимствованиями мотивов и приемов великих мастеров. Огромная роль, которую в архитектуре Раннего Возрождения сыграл Брунеллески, а в скульптуре — Донателло, в живописи принадлежала Мазаччо (1401—1428).
Микеланджело Его эстетику можно назвать колоссально напряженной и даже космической. 2. 4. Вместо условного золотого фона византийских мозаик, Джотто вводит пейзажный фон.
В скульптуре (Л. Молодежь проходила обучение, работая в качестве подручного у зрелого мастера. Венецианская школа выступала их своеобразным противовесом и антиподом. Он родился во Флоренции в семье дубильщика кожи.
Она обнажена. Уже в творчестве позднего Рафаэля намечается новая художественная линия, получившая название маньеризма. Зиновия», хранящееся в настоящее время в Дрезденской картинной галерее в Германии. Образ наполнен несокрушимой силой, энергией, суровой властностью.
В противовес церковным, начали создаваться светские культурные центры. В эту эпоху появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» (вот откуда Ренессанс берет своё название). Кругом безмолвно и пустынно.
Творчество становится сложным и приобретает черты противоборства различных направлений. Это своеобразная сюжетная кульминация портрета, ее главный смысловой центр. В этом, по словам историка искусства Б. Р. Виппера, «застывшем орнаменте отчаяния и скорби» Боттичелли предстает уже зрелым мастером. С точки зрения практического использования линейной перспективы большой интерес представляет творчество художника Паоло Уччелло (1397 – 1475). Итальянские мастера умели придать своим образам общезначимый характер.
Из-под его резца рождались произведения, способные удивить и восхитить современников. Здесь очень многое напоминает сцену из средневекового рыцарского романа. Поистине и в рубище почтенна добродетель. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся – как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Боккач- чо писал, что, «когда люди смотрели на творения Джотто им изменяло зрение и они принимали живопись за действительность». Позднее на произведениях Мазаччо («Изгнание из рая», «Чудо с податью») учились такие великие мастера Высокого Возрождения, как Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль.
Когда Савонаролу вели на костер, Боттичелли нес в огонь свои картины. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. Коллеони, привстав на стременах, вытянувшись, высоко подняв голову, всматривается в даль. 1420 – 1492).
Мантенья много занимался гравюрой и оказал большое влияние на Дюрера. Они стремились к раскрытию богатств, присущих самой живописи. В это время происходит перемещение центра итальянского искусства в Рим из Флоренции. Именно раннее Возрождение было временем накопления этих знаний и навыков.
Динамика создается именно за счет изображения движущихся в хороводе граций. Еше более ярким примером могут служить варианты картины «Коронование терновым венцом», посвященной эпизоду из жизни Христа. В облике Девы Марии нет ничего царственного, скорее, это изображение молодой крестьянки. В образе отважного полководца переданы сила воли и уверенность в победе.
Примером этому служит картина «Происхождение Млечного пути». Обнаруживает сильные и слабые стороны его творческого метода. Однако победу одержал Лоренцо Гиберти (1381—1455). Трудно было найти человека, равнодушного к искусству.
Помимо Италии, развитие искусства и живописи имело важное место и в других странах Европы. Подлинными шедеврами стали также скульптурные изображения библейского героя Давида. Для этих целей он использовал технику фрески. В конце XVI в. кризис усиливается. Природа как будто вторит чувствам и настроениям человека. Одна из самых знаменитых его картин — «Св.
Особое место в живописи Раннего Возрождения принадлежит Сандро Боттичелли (1445—1510), современнику Леонардо да Винчи и молодого Микеланджело. Альберти создал новый тип городского дворца (палаццо Ручеллаи).
Он утверждает этим, что человеческое тело прекрасно. Недели и месяцы он не выходил из своей мастерской, решая творческие задачи и проводя математические расчеты. Это в первую очередь относится к смелому объёму архитектуры в работах Джотто.
Это знаменитое здание исследователи относят к так называемому этапу венецианской готики. Дворца дожей с изображением битв показывают обилие вариаций и смелость замысла. Большую часть жизни Мантенья прожил в Мантуе, где создал самое известное свое произведение — роспись «Камеры дельи Спози» в загородном замке маркиза Гонзага.
Это резко отличало их творчество от предыдущей иконографической традиции изобилующей условностями в изображении. 2. 5. В перспективе она завершается еще одной аркой с такой же парой колонн. В середине XV в. живопись Центральной Италии пережила бурный расцвет, ярким примером которого может служить творчество Пьеро делла Франческа (1420—92), крупнейшего художника и теоретика искусства эпохи Возрождения. Поэтическое дарование Микеланджело проявилось в полной мере только под конец его жизни. Автор все чаще обращается теперь к христианским сюжетам, забыв об античности.
Например, построенная ими небольшая церковь Санта-Мария деи Мираколи (1481—89), стоящая на тесной площади у края канала, напоминает драгоценный ларец. Позднее Возрождение. Главной отличительной чертой живописи стала научно обоснованная перспектива. Мечтая об искусстве живописи, он постигал душу родного города.
Наиболее известными скульпторами этого периода являются Донателло (1386—1466) и Лоренцо Гиберти (1381—1455). Достижения Донателло были восприняты многими скульпторами и живописцами Возрождения — Паоло Уччелло, Андреа дель Кастаньо, Андреа Мантенья, а позднее — Микеланджело и Рафаэлем. Трагедия мировоззрения приобретает у Микеланджело космические размеры. Многие художники вот таким образом так хорошо знали ремесло искусства. Главная тема искусства – Человек, гармонично и всесторонне развитый, его мощь и величие. Каков в таком случае истинный замысел художника.
Интенсивный голубой цвет неба оттеняет нежные тона одежд людей, оплакивающих Христа. С началом Реформации религиозная живопись на севере Европы попала под запрет, зато стали формироваться новые жанры, основанные не столько на переосмыслении художественных достижений предыдущих поколений (как в Италии), сколько на непосредственном наблюдении за природой, — именно, пейзаж, натюрморт, жанровая живопись. Одно из них состоит в том.
Среди полотен с религиозным содержанием наиболее заметными являются «Мадонна на троне» (1484) и «Мадонна во славе» («Магнификат»). Марсилио Фичино основал Платоновскую академию во Флоренции, перевел труды великого грека на латинский язык.
Итальянское Возрождение разделяют на 3 этапа: VIII – XIV века – Предвозрождение (Проторенессанс или Треченто -с ит. ) XV век – раннее Возрождение (Кватроченто) конец XV – начало XVI века – Высокий Ренессанс. Ренессансное движение проникало сюда медленно и постепенно. В знаменитом споре «старых и новых» художников последние опирались на пример Венеции. Так в картине «Спасение Арсинои» художник исходил из переложения поэмы римского автора Лукана во французской средневековой легенде, а «Танкред и Клоринду» написал по поэме Тассо.
Родоначальником ренессансной архитектуры Италии стал Филиппо Брунеллески (1377—1446) — архитектор, скульптор и ученый, один из создателей научной теории перспективы. В итальянском искусстве XV в. вырабатывается своеобразное понимание художественной правды. В картине Возрождения – горизонт – место объединения неба и земли. Здесь царил дух новаторства и радикального, революционного обновления. Одновременно с ними работало много превосходных художников. Одним из главных достижений скульптора стало возрождение античной традиции воспроизведения обнаженного человеческого тела. На севере Италии развитие ренессансного искусства шло иными путями.
Мона Лиза. С историей искусства Флоренции тесно связано имя величайшего мастера Донателло (ок. Большой простор для художника открывали батальные сцены.
Она установила основные каноны вкуса в искусстве. Это период усиления феодальной реакции.
Человек предстаёт в образе героя, абсолютного как духовно, так и физически. Его центром стали Венеция и Рим. С началом Реформации религиозная живопись на севере Европы попала под запрет, зато стали формироваться новые жанры, основанные не столько на переосмыслении художественных достижений предыдущих поколений (как в Италии), сколько на непосредственном наблюдении за природой, — именно, пейзаж, натюрморт, жанровая живопись. За его спиной высятся величественные городские постройки, у ног лежит античная колонна. Художники этого времени, Пьетро Каваллини (1259—1344), Симоне Мартини (1284—1344) и (в первую очередь) Джотто (1267—1337) при создании полотен традиционной религиозной тематики отталкивались от традиции интернациональной готики, однако начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции использование пейзажа на заднем плане, что позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными. С другой стороны, они не порывают со стихией народной, крестьянской жизни и фольклорными традициями особенно показательно в этом отношении творчество Питера Брейгеля Старшего.
Художник словно раздвигает стены храма, создавая иллюзию углубленного пространства. Ее лицо спокойно и печально, отрешенный взгляд направлен в никуда. Появляются первые портреты итальянского Ренессанса, занимающие место икон. То же самое можно сказать о фламандских художниках Рубенсе и Ван Дейке.
В своей скульптуре Донателло воспевает человека как идеал прекрасной героической личности, возникший в эпоху Возрождения. что философия становится все более независимой от религии, перестает быть «служанкой богословия», хотя до полной независимости ей еще далеко. 3. «Эпоха, которая нуждалась в титанах и породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености»: Да Винчи, Микеланджело, РафаэльВозросший интерес к античной культуре. Также непонятно, что хотел сказать художник изобразивший на полотне под названием «Сельский концерт» двух обнаженных женщин в компании двух музыкантов, расположившихся в тени дерева. Его многочисленные эксперименты воспринимались современниками как обыкновенное чудачество. О его жизни существует множество легенд.
Их создания радуют зрителя соразмерностью форм. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль.
Конечно, это не было слепое, точное повторение античного искусства, это было уже новое, но опирающееся на античные образцы искусство. Ни церковь, ни университеты, ни школы этого языка еще не признавали. Деятели искусства расширяют свой идейный кругозор и интересуются космосом.
Этот период искусства связан с появлением в Ватикане нового папы Юлия II. Между тем образы материально-телесного начала у Рабле и у других писателей Возрождения являются наследием правда, несколько измененным на ренессансном этапе народной смеховой культуры, того особого типа образности и шире той особой эстетической концепции бытия, которая характерна для этой культуры и которая резко отличается от эстетических концепций последующих веков начиная с классицизма.
Черты ее лица искажены от горя. В то же время ее хрупкие руки с кроткой готовностью тянутся навстречу вестнику. Иероним держит раскрытую книгу и макет базилики, у его ног лежит лев. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор.
Вершиной выражения религиозного фанатизма художника стала картина под названием «Оплакивание Христа». Период Ренессанса тесно связан с возникновением новых стилей и техник живописи в Италии.
Самым первым значительным живописцем эпохи Раннего Возрождения стал Мазаччо. Однако историческое значение открытия перспективы было огромно. Фигуры были идеализированы (святым не положено иметь плоть и кровь), чувства героев – схематичны: раскаяние, смирение, религиозное умиление, религиозный страх композиция была плоской и не имела второго плана, высокий пафос сюжета подчеркивался ровным золотым фоном. С помощью оригинальной конструкции он с блеском выходит из сложной ситуации. В эти годы его особенно привлекали сюжеты и образы исполненные сурового драматизма.
На фото выше фрагмент фрески в церкви Сан Франческо в Ареццо «История царицы Савской». Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, несомненно относящихся к «Джоконде». Полюбивший еще в доме Скварчоне искусство античного Рима (в эпоху Возрождения в Италии еще не знали об искусстве Древней Греции), художник использовал в своих произведениях его образы, придав им героико-романтические черты.
И все же этому замечательному художнику не суждено было забвение. Его картины отличаются глубоким колоритом, фигуры кажутся плотными и удивительно живыми.
В Италии и за ее пределами Альберти снискал себе славу выдающегося теоретика искусства. Расположенные в три яруса фрески прослеживают историю животворящего креста от самого начала, когда из семени райского дерева познания добра и зла на могиле Адама произрастает священное дерево и до конца, когда византийский император Ираклий торжественно возвращает христианскую реликвию в Иерусалим. Его взор обращен к небу, где на облаке видна группа ангелов. Тема мученичества св. Идеи Аристотеля вернулись в Европу еще раньше, до эпохи Возрождения.
В состоянии исступленного горя она не обращает никакого внимания на происходящее вокруг. «Портрет мужчины» с медалью с профилем Козимо Медичи – одна из самых совершенных работ Боттичелли. Его формы обладают единым стилем и являются частями и частицами единой и целостной карнавальной культуры. Именно благодаря этим художникам появляется идеальный стиль исполненный возвышенной величавостью и предельной ясностью. В средние века церковь запрещала изображать обнаженное тело, считая его сосудом зла.
Именно о них в контексте временных периодов Ренессанса далее и пойдет речь в статье. Мадонна сидит на алом кресле под балдахином и держит на руках обнаженного Младенца-Христа. По своему жанру лирика Данте находится в русле средневековой куртуазной поэзии, где объектом воспевания выступает образ «Прекрасной Дамы».
Новая композиция складывается быстро. Так, на известном полотне «Поклонение волхвов» изображены члены семьи Медичи и дан автопортрет художника. Ломбардо и Кодуччо строили в Венеции и культовые здания.
«Эпоха, которая нуждалась в титанах и породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености» : Да Винчи, Микеланджело, РафаэльВозросший интерес к античной культуре. Через Венецию прошел Велас- кес. Мадонна сидит на троне, построенном строго по законам перспективы Джотто. Вероятно, он сводился к привычным экспериментам с перспективой.
История этого периода в значительной степени история творчества этих мастеров. В своем увлечении перспективой Уччелло порой забывал о реальной жизни. Обнаженное тельце Младенца кажется удивительно живым.
– 1337) – величайшего мастера Проторенессанса, предтечу Возрождения. Перед нами мальчик-подросток, одетый в строгое платье горожанина розового цвета, на голове маленькая синяя шапочка. Они словно идут рука об руку, дополняя друг друга и взаимодействуя. Грандиозные заказы Юлия II выполняли Рафаэль, Микеланджело, Перуджино, Леонардо. 1267-1337) – итальянский художник и архитектор эпохи Проторенессанса.
Великий художник итальянского возрождения Леонардо да Винчи был универсальным человеком и находился в постоянном поиске истины. Портреты северных художников (например, Гольбейна) лишены гармонизации и идеализации действительности, которые свойственны их северным собратьям в своей реалистичности они доходят до натурализма. Его портрет представлен строго в профиль.
В первом из них, хранящемся в Лувре. Давид был одним из излюбленных образов эпохи Возрождения. Красивое выразительное лицо молодого человека обращено к зрителю. И хотя романтики чтили Рафаэля их настоящими богами были Тициан и Веронезе.
В Венеции получил свой творческий заряд Эль Греко, что позволило ему потрясти испанскую живопись. Это полотно — «Весна», ныне хранящееся в галерее Уффици во Флоренции. Итальянская живопись XV в. — преимущественно монументальная.
Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами – Флоренцией и Римом. Но главным призванием Альберти была архитектура. Мазаччо прекрасно передает перспективу и объемы, владеет светотеневыми эффектами. Боттичелли стал художником этого переходного периода. В 70-е гг. Окончание Столетней войны вызвало рост всеобщего самосознания и развитие гуманизма. Может быть, потому, что она больше напоминает спектакль.
palatium отсюда произошло и русское слово «палаты»). Позднее маньеристская мода распространилась по всей Италии и за её пределами. Это направление было тесно граничит с архитектурой. Итальянские дворцы называются палаццо (от лат.
Первые произведения Данте – «Новая жизнь» и «Пир» – представляют собой лирические стихи любовного содержания, посвященные его возлюбленной Беатриче, которую он встретил однажды во Флоренции и которая через семь лет после их встречи умерла. По этому пути пойдет вся последующая живопись, покоящаяся на экспрессии и выразительности. Возросшее количество светских мотивов в культуре. В творчестве Джорджоне и Тициана совершился переход к станковой живописи.
Во фреске «Изгнание из рая» художник решает сложнейшую для своего времени задачу изображения обнаженной человеческой фигуры. Основное внимание он уделял ракурсу со сложными разворотами многочисленных фигур. Картины становятся реалистичными.
Напротив изображенный святой наделен жизненными силами и физической красотой. Он использовал новые сюжетные источники. По сторонам от Мадонны – Иоанн Креститель и Мария Магдалина. Психологическая характеристика апостолов достигается максимальной выразительностью жестов. Это был первый конный памятник эпохи Возрождения.
Вот таким образом все телесное здесь так преувеличенно. Сосредоточенный, гордый и твердый взгляд, обращенный к зрителю, свидетельствует о решительном и волевом характере. Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Световая структура картины соответствует картине Данте Рай. Большое распространение получила скульптура. Так, в развернутом повествовании громадного цикла Скуола ди Сан-Рокко наряду со множеством известных эпизодов из Ветхого и Нового Завета введены менее распространенные и даже совсем новые мотивы — «Искушение Христа» и пейзажные композиции с Магдалиной и Марией Египетской.
Они начинают гореть, подобно драгоценным камням. В этом портрете ему удалось в полной мере достичь поставленной цели. Один из таких конкурсов — на изготовление из бронзы вторых северных дверей флорентийского баптистерия (1401) — считается знаменательным событием, открывшим новую страницу в истории итальянской ренессансной скульптуры. Рафаэль Санти (1483-1520) – великий итальянский художник, график и архитектор, представитель умбрийской школы.
Одно из лучших творений Боттичелли – картина «Благовещение». Мантенья был певцом героической личности. Настоящее для человека Возрождения было насыщено не только прошлым, но и будущим.
С правой стороны от нее размещена Флора, рассыпающая сказочные цветы, слева — танцующие грации, легкие и воздушные, похожие на белые, почти прозрачные облака. Иуда, целуя Христа, предает его тем самым в руки тех, кто пришел арестовать Спасителя.
Себастьян» (1476). Среди множества картин, созданных Боттичелли, есть несколько прекраснейших творений мировой живописи («Рождение Венеры», «Весна»).
Е. Данилова). Человек и его разум возведен на пьедестал. В этом одно из главных отличий Высокого Возрождения от раннего. Средняя Италия. Высокий Ренессанс, наивысшая точка развития итальянского искусства в кон. Сандро Боттичелли (1445-1510) – глубоко религиозный человек, Боттичелли работал во всех крупных храмах Флоренции и в Сикстинской капелле Ватикана, однако в истории искусства остался в первую очередь как автор крупноформатных поэтичных полотен на сюжеты, вдохновлённые классической античностью – «Весна» и «Рождение Венеры». Характерным для Боттичелли произведением этого времени является «Покинутая», ныне хранящаяся в собрании Паллавичини в Риме.
Тайная вечеря. Для обозначения их творчества используется термин Проторенессанс. Изысканное искусство Боттичелли с элементами стилизации (т. е. Самое страшное место для Панурга вовсе не пасть сатаны, а судно Прозерпины, где она отправляет свои надобности.
Один из них воплотился в деревянной статуе «Кающаяся Мария Магдалина», которую принято было изображать красивой молодой женщиной. Художник мыслит ее от себя – вглубь.
Во время Ренессанса, по словам Лютера именно он, а не Христос, «правит в европейских университетах». Иоанн Креститель изображен в своем обычном виде: он бос и держит в руказ крест. Одно из самых глубоких и потрясающих произведений Боттичелли – картина «Пьета» («Оплакивание Христа»). Все в этой строгой композиции восхищает тщательной продуманностью и мастерством. Произведения искусства XV в. выполнялись бережно и любовно.
Все чаще предметом изображения становилось обнаженное тело. Конечно, если бы мастера ранних эпох имели в своём распоряжении средства совершенней тех, которые они имели, в целом ряде отношений их произведения стали бы другими. Им мало было реалистического правдоподобия и достоверности.
2. 3. Венецианская школа завершает развитие искусства Кватроченто. Перед зрителем уже не бестелесные, почти невесомые и невидимые образы, а вполне конкретные и четкие фигуры. Возрождение или Ренессанс (начало XIV – конец XVI вв. ) – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени.
Появление архангела столь неожиданно, что Мария пытается спастись бегством. Произведение было написано после прочтения художником одного из стихотворений Полициано. Особое место в истории итальянского зодчества занимает Леон Баттиста Альберти (1404—72). Родиной Возрождения стала Флоренция. Главной отличительной чертой живописи стала научно обоснованная перспектива. Похожий на райский, сад потрясает своей необычностью и неземной красотой.
В философии и общественном сознании сформировались и стали преобладать идеи гуманизма. Архитектура, скульптура и живопись существуют в гармонии и дополняют друг друга. Возможно именно здесь его страсть к поиску и эксперименту могла бы найти должное понимание и признание.
Рабле рядом с Кальвином был создателем французского литературного прозаического языка. Все это было немаловажной лептой Кватроченто в искусство Возрождения. С Флоренцией связано творчество замечательного художника Алессандро Филипепи Боттичелли (1445 – 1510), работавшего рядом с другими величайшими мастерами итальянского Возрождения.
Каждый по-своему, но все вместе они закладывают основы нового искусства. Центральное место в композиции отведено Венере. Центральной фигурой композиции является Венера, только что вышедшая из вод синего моря.
В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень. в современном интерьере, на фоне современной природы. Одно из ранних произведений – «Святой Георгий» – принесло автору известность и славу. Свою любовь поэт сохранил на всю жизнь. С легкой руки Микеланджело восточные двери флорентийского баптистерия стали называть «Вратами рая».
Своим близким, умолявшим его прервать эти занятия, он отвечал: «Оставьте меня, нет ничего сладостнее перспективы». Богиня прекрасна, насколько может быть прекрасным неземное существо, сошедшее с небес. Религиозное сознание по-прежнему определяло особенности художественного творчества, но это было уже иное осмысление христианской истории, наполненное новым содержанием. Возросшее количество светских мотивов в культуре.
Да, это условие по-прежнему оставалось одним из главных, но все же не менее важным было воспроизведение «второй реальности», созданной по законам гармонии. Уже в другую эпоху замысел композиции использовал Э. Мане в своем знаменитом «Завтраке на траве». Из представителей других итальянских школ ближе всего к Венеции был Леонардо. Дальше можно назвать моделировку объёма одежды. В дальнейшем характеристика человеческого образа становится у Леонардо все более расплывчатой и неопределенной. Живопись Веронезе вся построена на колорите.
получили в мировоззрении последующих веков преимущественно XIX века. Черты лица воина подчеркивают решительный, твердый характер. Низвергнут аскетизм (церковное учение о том, что тело человека – вместилище греха, а земная жизнь – смрадная, ). Итальянцы питали большой интерес к пропорциям в искусстве, в первую очередь в архитектуре.
Даже святых художники изображали живыми людьми, не лишенными земных эмоций. Я попытаюсь исследовать, что же на самом деле происходило в эту эпоху на примере Италии, какими мыслями были заняты головы людей давно минувших дней, попробую через произведения искусств вникнуть в суть происходивших явлений времени, называемом «Ренессанс». В культовом зодчестве, стремясь к величию и простоте, Альберти использовал в оформлении фасадов мотивы римских триумфальных арок и аркад (церковь Сант-Андреа в Мантуе, 1472—94). Вершиной творчества Гиберти явились восточные двери флорентийского баптистерия (1425—52), обессмертившие имя мастера.
На земле лежит тело умершего Христа, к нему нежно склонилась Мария. Подлинной жемчужиной Раннего Возрождения стала созданная Брунеллески по заказу богатого флорентийского семейства капелла Пацци (начата в 1429). Одетый в античные доспехи, сидит Гаттемелата (это его прозвище, означающее "пятнистая кошка") на могучем коне в спокойной, величавой позе. Легендарный образ воина стал воплощением надежды на защиту города от завоевателей.
Единственная створка, написанная Мазаччо для двухстороннего триптиха. Боттичелли прожил нелегкую, полную испытаний жизнь. 3. Размещены они не в абстрактном пространстве, а на фоне конкретного пейзажа.
В своих плафонах он «приоткрыл небо». Одна из причин перехода определялась климатом Венеции, в котором фреска плохо сохраняется. Линия на картине четко очерчивала предмет и изображение имело вид раскрашенного рисунка.
Он значителен, спокоен и уверен в себе. Традиция эта была передана XVII веку и была усвоена историко-аллегорическим методом.
В его позе чувствуется огромная воля, лицо напоминает хищную птицу. Среди сюжетных росписей Мазаччо выделяются фрески «Изгнание Адама и Евы из рая» (1427 – 1428) и «Чудо со статиром» (1427 – 1428) в церкви Санта-Мария дель Кармине. Тинторетто неоднократно обращался к сюжету «Тайной вечери». Картины той поры проникнуты светлым и приподнятым настроением. Особенно стоит отметить живопись Франции эпохи Возрождения, которая выросла на собственной почве.
Мазаччо, Донателло, Брунеллески были далеко не одиноки в своих исканиях. Образ Венеры можно легко узнать на полотнах, созданных Боттичелли по известным библейским мотивам. Известный историк искусства Виппер сказал: «Мазаччо — один из самых независимых и последовательных гениев в истории европейской живописи, основатель нового реализма» Продолжая искания Джотто, Мазаччо смело порывает со средневековыми художественными традициями. На фото выше фрагмент фрески в церкви Сан Франческо в Ареццо «История царицы Савской». В 1590-е годы на смену маньеризму приходит искусство барокко (переходные фигуры — Тинторетто и Эль Греко).
Своеобразная травестия страстей господних и таинства причастия тайной вечери. Главная тема искусства – Человек, гармонично и всесторонне развитый, его мощь и величие. Эпоха Возрождения объединила их. Гениальные работы принадлежат таким известным художникам, как Паоло Веронезе, Тиноретто, Якопо Понтормо (Карруччи).
Жизнь эпохи Возрождения была тесно связана с искусством. Такова его знаменитая композиция «Мертвый Христос», поразившая современников своей эмоциональностью. Художнику удалось создать проникновенный образ человеческой муки и скорби.
В своем романе Рабле последовательно подвергает осмеянию все моменты средневекового вероучения и таинств. Эпоха Возрождения обновила и искусство живописи. Известна и другая прекрасная скульптура Донателло – статуя воина, полководца Гаттамелата.
В основе культуры в эту эпоху стояли идеи гуманизма. Деятели Возрождения искали его образцы прежде всего в античной культуре, ее возрождении (отсюда и название). Спокойно, почти небрежно он поднимает жезл.
15 в. совпал с периодом ожесточенной борьбы итальянских городов за независимость. Творчество Донателло (ок. В искусстве особое внимание уделяется пластической проработке форм и рисунку. Портреты северных художников (например, Гольбейна) лишены гармонизации и идеализации действительности, которые свойственны их южным собратьям в своей реалистичности они доходят до натурализма. Джордже Вазари в своей книге Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих называет сухую фреску ужасным изобретением, свидетельствуя при этом, что многие художники пишут мелкие детали именно таким способом.
Донателло был первым мастером, отважно нарушившим этот запрет. Уже в ранних его работах («Поклонение волхвов», 1434) ярко проявляется колористическое дарование художника. Эпоха Возрождения вытесняет аскетизм, характеризующий средневековую эпоху.
Мазаччо, Донателло, Брунеллески были далеко не одиноки в своих исканиях. Среди живописцев этого времени наиболее знаменит Андреа Мантенья (1431—1506) — мастер станковой и монументальной живописи, рисовальщик и гравер, скульптор и архитектор. В основе культуры в эту эпоху стояли идеи гуманизма.
Наиболее зрелое произведение Донателло — статуя Давида (Флоренция). Во фреске «Троица» (1426—27), созданной для церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции, впервые в настенной живописи Мазаччо применяет полную перспективу. Искусство становится более регламентированным, придворным. Giotto di Bondone) (ок. Работа вызывает ощущение глубокой печали и некой обреченности.
«Отцами» Возрождения называют живописца Мазаччо, скульптора Донателло, архитектора Ф. Брунеллески. Археологическое измерение итальянского Ренессанса, состоявшее в изучении вновь открытых памятников античности, было им абсолютно чуждо. Во второй половине века пережитки готики и итальянские влияния причудливо переплелись в творчестве Мемлинга. Основоположником скульптуры Возрождения был Донателло. Характерным примером в этом плане может служить картина «Святой Себастьян».
Цикл о чудесах св. Так современники называли Джотто ди Бондоне (1266/ 1267. Человек и его разум возведен на пьедестал.
Конь как бы устремляется за пределы мраморного постамента, на котором установлен памятник. Эпоха Возрождения связывает культуру с наукой. Если возможно, да минует Меня чаша сия". Толстое брюхо Санчо Panza, его аппетит и жажда в основе своей еще глубоко карнавальны тяга его к изобилию и полноте в основе своей не носят еще частно-эгоистического и отъединенного характера, это тяга к всенародному изобилию.
Ярким образцом этого стиля является капитальная постройка ученика Брунеллески и его одаренного последователя Микелоццо ди Бартоломмео (1396—1472), придворного архитектора семьи Медичи, — палаццо Медичи — Риккарди (1444—60), послужившее образцом при строительстве многих флорентийских дворцов. После смерти Беллини место художника Венецианской школы республики перешло к Тициану. Вот таким образом в образах еды и питья здесь еще жив народно-пиршественный, праздничный момент. Живопись насыщена неповторимым стилем.
В начале XIV века начинается этап раннего Возрождения (quattrocento), символизирующий расцвет живописи с отсутствием религиозных сюжетов. В начале 15 века Филиппо Брунеллески (1377—1446), флорентийский ученый и архитектор, открыл и описал законы линейной перспективы в живописи. Мы видели различные моменты этой травестии в ряде разобранных нами эпизодов. Известные художники этого периода – Джотто, Пьетро Лоренцетти. Следующий этап, который, как считается, предвосхитил эпоху Ренессанса, называется Проторенессанс (trecento) и приходится на конец XIII – начало XIV века. 1435 — 1515), главой семьи венецианских архитекторов и Марко Кодуччо (ок. Образы-аллегории представлены на фоне чудесного лесного пейзажа.
Воздухом и светом пронизан спокойный пейзаж, на фоне которого изображен Себастьян. Именно тогда в Европе возникло книгопечатание.
Место действия у Боттичелли четко определено: чаще всего это обыкновенные городские улицы с виднеющимся вдали прекрасным лесом. Фоном служит изображение сада с темной листвой. Появляется интерес к античным образам. Основным его жанром были фресковые росписи.
Она была заказана в качестве алтарного образа для капеллы одной из церквей Флоренции. Это было время профессионалов, мастеров высочайшего класса. Помогали они и добиваться единой цветовой тональности. 4.
В росписях капеллы Бранкаччи церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции (1425—28) — главном творении своей недолгой жизни — Мазаччо придает изображениям невиданную ранее жизненную убедительность, подчеркивает телесность и монументальность своих персонажей, мастерски передает эмоциональное состояние психологическую глубину образов. В более поздних работах индивидуальность мастера проявляется глубже. В свите кардинала находился и молодой Пикколомини. Среди лучших творений художника фреска «Оплакивание Христа», рассказывающая об одном из самых драматических событий Священной истории.
Антонелло да Мессина В картине Антонелло да Мессина св. Отсюда тот дух порядка и меры, который столь характерен для искусства Возрождения.
Здесь прочнее сохранились старые традиции готического искусства. Античная или религиозная тематика картин трактуется как современный, светский сюжет, а их персонажи поэтичны и изящны. В искусстве Венеции еще долго господствовали византийские традиции и готическое влияние. Живопись Тинторетто знаменует завершение итальянского варианта Ренессанса.
У подножья горы спят сопровождающие Христа апостолы. Исчислять продолжительность периода стоит в зависимости от страны. Это была его личная драма. Но особенно важную роль она играет в первых двух книгах романа. Если в торжественной фризообразной «Тайной вечере» в церкви Санта-Мария Маркуола представлен диспут на тему о том, как понимать слова учителя, то в картине из церкви Санта-Тровазо слова Христа, будто удары, разметали потрясенных учеников, а в полотне из Скуола ди Сан-Рокко он объединяет драматический аспект действия и символизм причастия, в церкви Сан-Джорджо Маджоре таинство евхаристии приобрело качество универсальной одухотворяющей силы. Его картины обладают высоким реализмом.
Зад Прозерпины это своего рода преисподняя в преисподней, низ низа. Какая тайна скрыта в картине «Гроза», на которой под грозовым небом, среди деревьев и обломков античных колонн мы видим сидящую молодую женщину, которая кормит ребенка, а поодаль прогуливается юноша. Героями – как правило, святые, очень часто – дева Мария в окружении ангелов. Он перестал служить ренессансным кумиром.
Отсюда брали начало тенденции, которые вели к барокко и романтизму. Нет, Ренессанс XV-XVI веков означал революционный поворот в укладе всей жизни: он был выходом человечества из Средневековья с его феодальными отношениями, поворот от диктата системы к осознанию ценности личности, ее свободы и красоты. Огромную симпатию художника вызывали страстные проповеди монаха Савонаролы (1452 – 1498), обличавшего тиранию Лоренцо Медичи и призывавшего вернуться к демократическим порядкам и аскетизму Средневековья.
Многие работы Мантеньи пронизаны глубоким драматизмом. Его мертвенный оттенок и мучительный изгиб на складках траурного плаща потерявшей сознание Марии особенно выразительны и драматичны. Художники включают в легендарные сцены портреты заказчиков и даже автопортреты.
В «Сельском концерте» — своей последней работе — Джорджоне не успел дописать пейзаж на заднем плане и это сделал за него Тициан. По многогранности своей деятельности эта идеальная «ренессансная личность» сравнима лишь со всемирно известным мыслителем и художником Высокого Возрождения Леонардо да Винчи. Якопо Тинторетто. Паоло Веронезе (1528-1588). Именно на этой горизонтальной плоскости начинает строиться композиция картины.
С конца XV века начался этап высокого Возрождения (cinquecento) и продлился относительно недолго, до начала XVI века. Все эти достижения связаны с именами Робера Кампена и его учеников— братьев ван Эйков и Рогира ван дер Вейдена. Борьба за гуманистические идеалы носила в этих странах более острый характер. Чистые, почти прозрачные краски, насыщенные светом, образуют единую тональную гамму.
В антично-мифологической тематике Тинторетто продолжил то свободно-поэтическое толкование мотивов, начало которому положили тициановские «поэзии». Наиболее известные художники этого периода — Мазаччо (1401—1428), Мазолино (1383—1440), Беноццо Гоццоли (1420—1497), Пьеро Делла Франческо (1420—1492), Андреа Мантенья (1431—1506), Джованни Беллини (1430—1516), Антонелло да Мессина (1430—1479), Доменико Гирландайо (1449—1494), Сандро Боттичелли (1447—1515). Систематически изучая натуру, они черпали мотивы из жизненной повседневности, наполняли традиционные религиозные сцены земным содержанием, обращались к сюжетам.
Настоящее имя Якопо Робусти (1518-1594). Коленопреклоненная фигура Христа в молитвенной позе – композиционный центр картины. Его перу принадлежат знаменитые трактаты «Десять книг о зодчестве» (1449—52), «О живописи», «О статуе» (1435—36). Однако историческое значение открытия перспективы было огромно. «Троица» – одно из совершенных творений художника, в котором была предложена совершенно новая трактовка сюжета ветхозаветной Троицы.
Именно за ним признается заслуга возрождения живописи как художественной самоценности. Последние две трети XVI в. называют Поздним Возрождением. Преувеличение это носит положительный, утверждающий характер. Оно привлекает богатством внутренней жизни, аристократически сдержанным спокойствием и эмоциональной напряженностью.
Младенец ест черный виноград – символ причастия. Первые предвестники искусства Возрождения появились в Италии в XIVвеке. Беспристрастным взглядом анатома он постигал механизм движений человеческого тела. Одна из ключевых фигур в истории западного искусства. Фигуры и позы кажутся скованными.
Безупречно нарисованные ангелы (художник прекрасно знал анатомию человека), окружающие Мадонну, придают картине дополнительное эмоциональное звучание. «Эпоха Возрождения и новый взгляд на мир и человека» «Образ Человека на фресках Джотто капеллы дель Арена в Падуе» «Драматизм человеческих страстей в творчестве Джотто и Данте» «Творческие искания мастеров Раннего Возрождения» «Устойчивые мотивы и образы в творчестве художников Раннего Возрождения» «Какой переворот в искусстве живописи совершил Мазаччо. » «В мире художественных образов Боттичелли» «Женский идеал в творчестве Боттичелли» «Жизнь, время, судьба одного из художников Раннего Возрождения» «Возвышенная героика скульптурных произведений Донателло» «Традиции и новаторство в творчестве Донателло». Они погружены в мир раздумий, сосредоточенно прислушиваются к своему внутреннему голосу.
Кризис охватил и искусство. Свою будущую жену, Лукрецию Бути, художник похитил из монастыря. Однако в трактовке этих сюжетов явно преобладает ренессансное начало. Да, не очень-то привлекательная внешность.
Платонизм отмечали уже современники Микеланджело. Какие новые задачи стояли перед художниками. В это же время Боттичелли во Флоренции создает свои лучшие работы. Изрезанные берега отдаленной реки четко повторяют очертания фигуры портретируемого.
1440 — 1504). Для итальянской живописи 15 в. (Мазаччо, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччеллo, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо и во Флоренции, Пьеро делла Франческа, Л. Синьорелли в Урбино, Ф. Косса в Ферраре, А. Мантенья в Мантуе, П. Перуджино в Перудже, Джованни Беллини в Венеции) характерны ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира, любовь к повествованию и смелая игра художественной фантазии. В данном случае этот прием позволяет ему добиться потрясающего художественного эффекта. В сущности, это диалог лица с задом, верха с низом, рождения со смертью. Данный период, в который произошло пышное развитие стиля, приходится на 1500-1527 гг.
Это событие положило начало эпохе угасания. Андреа Мантенья, крупнейший художник падуанской школы.