«мадонна с младенцем» – один из трёх шедевров Лукаса Кранаха Старшего, хранящийся в Пушкинском музее.
Самой известной «балетной» картиной художника считаются «Голубые танцовщицы», которые сегодня находятся на втором этаже Пушкинского музея. Неоднократно избирался бургомистром, например. К Лукасу Кранаху Старшему и его сыну Лукасу Кранаху Младшему, которые на протяжения столетия – фактически весь XVI век – считались одними из главных художников Саксонии, у критически настроенных искусствоведов есть две претензии. Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху. Лукас Кранах Старший (1472–1553) обучался живописи предположительно у своего отца.
Так, на картине «Христос игрешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха иСеверное Возрождение наконец встречает южное. Его обвиняют в тиражировании мотивов (Кранах Старший навострился писать по шаблону несколько портретов с одного человека, который ему лишь раз попозировал), в недостаточной проработке образов и, как следствие, в халтуре (показатель последнего – неумение писать руки). ОМихаэле Кольхаасе советская историография незнает.
Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»). И прожил с ним пять лет. Под властью женщин в этих произведениях подразумевается сила красоты.
Его супруга как будто бы светится изнутри. Они переписывались – после Вормсского рейхстага одному лишь Кранаху Лютер, не опасаясь предательства, сообщил, что ему теперь придется скрываться. Кранах довольно рано прославился в Вене. Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера. Пушкина оценить одно из крупнейших художественных собраний зарубежного искусства. С другой стороны – комичное в своей дидактической прямолинейности сочинение, буквально иллюстрирующее основные положения лютерова учения и устрашающее зрителя при помощи босховской (Кранах бывал в Нидерландах с дипломатической миссией и явно знал живопись Босха не только по гравюрам) чертовщины и соответствующих цитат, для вящей убедительности пущенных по низу картины.
Ее главная заслуга – картины, привезенные из всех российских хранилищ из Берлина, Будапешта и, конечно из замка Фриденштайн в Готе. На рубеже XIV и XV столетий и вплоть до середины XVI века в немецких землях широкую популярность приобрел, наряду с богородичным, культ четырех главных дев-заступниц: святых Екатерины Александрийской, Маргариты, Варвары и Доротеи.
Но его новаторство проявляется не только в стиле. Из-за ствола выглядывает серый конь в богатой сбруе. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину. На заднем плане — ложа курфюрста.
К источнику, принадлежащему Венере и Купидону, приезжают пожилые женщины, которым даруется преображение они купаются и выходят из него молодыми и прекрасными. – ГМИИ им. Не только техника, но и стиль Кранахов — своего рода коллаж. Один из основателей «Дунайской школы живописи» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа.
Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией. У художника имелось еще три дочери. Он создал легко узнаваемый и запоминающийся мир ярких художественных образов. Кранах Старший иначе трактует традиционные сюжеты, создавая протестантские аллегории.
Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники. В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа». Постарались романтики: не то чтобы заново открывшие Кранаха (его не настолько забыли – он просто надоел), но взглянувшие свежим глазом, они увидели в пионере лютеранства, с которым Гете к тому же состоял в дальнем родстве, подлинно национальное начало. Легендарная мастерская, просуществовавшая целое столетие (семейный бизнес унаследовал сын, Лукас Кранах Младший, потом внук, Августин Кранах, а после – правнук ЛукасIII и последний), работала на пределе мощностей, держа по дюжине подмастерьев единовременно и не гнушалась никакими заказами.
На протяжении многих лет моделью живописца была Сибилла Клевская, черты которой (помимо её собственных портретов) угадываются в образах Венеры, Юдифи, нимф. В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова. Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру. Виноградная лоза означает истинную Церковь Христову. Лувр, Париж.
В Москве новая выдающаяся выставка. Из облака Амур целится в одну из красавиц.
Кранах, как близкий друг Лютера (он был шафером на его свадьбе и крестил его детей), стал арт-директором нарождающейся Реформации. Впрочем, платные дороги— особая история. Ему даже ставят в упрек идейную неразборчивость: он с одинаковым энтузиазмом панибратствовал и с венскими гуманистами и с протестантом Мартином Лютером и с его католическими противниками (князьями и епископами), создавая картины с их любимыми символами.
Вот знаменитая «Венера и Амур» (1509 год из Эрмитажа) – мало того, что новаторская вещь в плане светской живописи (у более осторожного художника тут должна быть Ева), так еще и безусловный шедевр в изображении обнаженного тела – эту немецкую Венеру резонно сравнивают с нераскрывшимся бутоном. «Этот художник изображает людей так, что они как бы продолжают жить и все их узнают. А. С. Вот таким образом стоит открыть любую энциклопедию Возрождения и добрая половина великих немецких деятелей эпохи предстанет в кранаховских «фотографиях».
Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации. А всякого рода интригующие факты и споры остаются критикам. Лукас Кранах Старший (1472–1553) — реформатор немецкой живописи, чьи новаторские идеи в отношении композиции, цвета и трактовки образов оказали большое влияние на искусство Северного Возрождения. Фактически Кранах по-настоящему был открыт и оценен на выставке 1898 года в Дрездене.
Лысоватый старичок в латах будит заснувшего под деревом рыцаря в стальных доспехах. Но тут на помощь интерпретатору должны прийти протестантская этика и дух капитализма. Проекция этого герба встречает посетителей при входе на экспозицию в Пушкинском музее. И отец и сын обладали индивидуальным стилем и оставили очень многогранное наследие.
Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы. Гота в этом списке оказался не случайно.
Наследникам Фридриха мастер будет служить до самой смерти. Вошел в городской совет и дважды избирался бургомистром. Пусть они будоражат воображение будущих зрителей, которые и без того (как показывают очереди) тянутся к классике. Но только после кончины отца его стиль сложился окончательно.
Жизнь Кранаха при дворе саксонских курфюрстов пришлась на историческое время. В конце концов, Кранах воплощал истинный идеал художника Ренессанса – именно изобразительное искусство концентрирует в себе все эпохальные идеи, смыслы, чувства и научные истины (на этом особенно настаивал Леонардо да Винчи). Так или иначе, выставка в ГМИИ дает большой простор для изучения и оценки творений Кранахов. То есть вполне серьезное представительство. Художник иллюстрировал протестантские памфлеты и финансировал издание Библии, переведенной им же на немецкий язык. Впрочем, в историю немецкой культуры Кранах Старший вошел все же не столько как придворный портретист саксонских курфюрстов, сколько как портретист Мартина Лютера (к сожалению, ни одного портрета Лютера нет на московской выставке).
Путь Кранаха к Лютеру был в некотором смысле предопределен. Так репрессированные еще в сталинские годы Кранахи наконец-то реабилитированы. А перед ними – три обнаженных красотки. Словом идеи Реформации Кранах получил из самых первых, дружеских рук. Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви. Их заказывали в основном богатые патрицианские семьи исповедовавшие лютеранство.
В 1509 году из-под его кисти вышла знаменитая «Венера с Амуром».
Не просто иллюстрировал его сочинения. Основными фигурами на полотне выступают ведущие беседу Иоанн и Мария, позы и взгляды которых направляют взор зрителя на ассиметрично расположенные распятия – собственное нововведение художника.
Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей. В ней важна каждая деталь. Отворчестве Кранахов вдвадцатых годах пытался говорить скульптор Меер Айзеншталдт. Самая яркая работа Лукаса Кранаха Старшего – «Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике)». С 1505 года он работал придворным живописцем саксонских курфюрстов.
Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Вадим Садков: Он вообще был очень верным другом. Когда Иоганн Фридрих Великодушный был прощен и отправлен в Веймар, Кранах едет туда же. – Выставка «Кранахи.
Дерево, масло, 3822 см. Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов напортреты. Затем женщины направляются к накрытым столам, танцуют и предаются любовным утехам. – Поначалу Лукас Кранах Младший занимался повторением отцовских оригиналов, – рассказывает «МК» куратор выставки Вадим Садков.
В России никогда не было выставки ни одного из Кранахов – а это большая династия. Макет, как яуже сказал, 1929года. Наконец, отец и сын Кранахи постоянно заседали в городском совете Виттенберга (то есть вовсю использовали «властный ресурс»), распоряжались большим количеством недвижимости и эксплуатировали подмастерьев. В основу созданного полотна легла следующая легенда. «Грехопадение» — еще одна агитка лютеранства иллюстрирующая протестантский тезис о спасении не через церковь, но через чтение Библии и божью милость.
Кранах, следуя вкусам высшего света, ограничил тему исключительно мирскими аспектами. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Тиражный подход Кранаха, раздражавший некоторых искусствоведов (Александр Бенуа писал: «В отдельности каждая картина — прелесть, вместе взятые — они выдают «фабричный штамп»), приносил хороший доход.
Лукас Кранах Младший (1515–1586) продолжал многогранную деятельность в семейной мастерской, занимаясь в первую очередь повторением отцовских оригиналов, созданных в самых разных жанрах — от религиозных и мифологических сцен до аллегорий и серийных портретов курфюрста Иоганна Фридриха Великодушного, Сибиллы фон Клеве, Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона. С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд. Мужчины тоже могут омолодиться, вступив с ними в союз. После нее он становится одним из любимых художников немецких экспрессионистов.
Считается, что здесь сказалось увлечение художника фотографией, однако современники смеялись над этой манерой Дега, приписывая ему «неумение» уложиться в размеры полотна. Шедевр из коллекции Эрмитажа — одна из первых работ художника на тему античной мифологии. В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов. В его работах подобного рода прослеживается ясный эротический подтекст. Занего вступился простой народ, назревал народный бунт, который всоветской историографии именуется «крестьянскими войнами эпохи Реформации».
Его труд, кстати, неплохо оплачивали. А затем перемешанный со Средневековьем немецкий Ренессанс закончится и уступит место маньеризму, переходящему, в свою очередь, вбарокко с его бесконечным vanitas и memento mori. Показательна история, которая произошла уже в старости Кранаха Старшего. Лукас Кранах Старший (нем. Lucas Cranach der ltere 4 октября 1472, Кронах, Верхняя Франкония— 16 октября 1553, Веймар)— немецкий художник и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения.
Сорок восемь живописных и более пятидесяти графических произведений из собраний музеев Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и нескольких российских частных коллекций отражают разные этапы развития творческой традиции семьи Кранахов, где сочетаются интерес к истинно ренессансному прочтению религиозных и мифологических тем с элементами позднеготической сказочности. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы. Когда курфюрст Иоганн Фридрих Великодушный потерпел неудачу в Шмалькальденской войне и был изгнан из Виттенберга, пожилой художник отправился за ним и провел последние дни в Веймаре, где и был похоронен.
Вадим Садков: Молодым, но достаточно известным. Кольхаас заложил имущество вбанке, устроил грандиозный судебный процесс, дошедший дотогдашнего «Страсбурга», Верховного трибунала Священной Римской империи. Воплощение он получил в сравнительно новом для того времени типе картин-эпитафий. Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера». Кроме того, картина походит на кадр, не сумевший вместить всё происходящее.
Экспозиция академична, без особой интриги или парадоксов (западный куратор их обязательно бы придумал). Вадим Садков: Это так. К лучшим произведениям Лукаса Кранаха Старшего относят исполненную во второй половине 1510-х годов картину «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой».
Художник, творивший в эпоху Реформации, считается ключевой фигурой в искусстве Северного Возрождения, творческие поиски которого в первой трети XVI века демонстрируют переход от Ренессанса к маньеризму. Ряд произведений был создан в лютеранской манере. До недавнего времени считалось, что самым важным из семьи Кранахов был Лукас Кранах Старший (1472–1553). Пушкина «Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике)» (около 1522–1523), несомненно, одно из самых ярких произведений на выставке.
«Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания. А. С. В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа. Благо там же жила его дочь со своей семьей. Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью. Но в этом тоже есть свое достоинство – в Пушкинском пока еще продолжаются традиции скрупулезного изучения Ренессанса.
С каждым шагом сидящий на плечах мальчик становился все тяжелее и тяжелее и посреди пути, с трудом выдерживая ребенка, Репрев испугался, что оба могут утонуть. Морализаторскую надпись на картине — «Всеми силами гони Купидоново сладострастие, / Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера», — вероятно, сочинил кто-то из его виттенбергских приятелей-интеллектуалов. В Белом зале Пушкинского музея два произведения Кранаха Старшего из Готы – Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа (1529 г. ) и ныне находящееся в ГМИИ Адам и Ева. Отец художников Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего.
К нему во сне являются Меркурий и три богини, «дабы тот для вынесения справедливого решения смог оценить все индивидуальные достоинства их тел». Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью. Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них.
Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике. Идеи очищения веры, которые проповедовал профессор теологии Виттенбергского университета Мартин Лютер, привели к великому расколу христианской церкви.
Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма. Витоге художник ненадолго осел вВене, где написал свои первые известные работы, втом числе «Отдых напути вЕгипет» и«Кающегося святого Иеронима» сосказочными чащами альпийских предгорий назаднем плане.
Мастер изображает Париса не юным пастухом, а благородным рыцарем. Выставка сего проектом грандиозного монумента саллюзиями кантичным корням Немецкого Возрождения (1929) недавно была представлена вМУАРеего внучками, сестрами Арендт (Maria Arendt, Наташа Арендт). Чтобы увидеть шедевры мирового уровня многие стремятся попасть в заграничные музеи.
С годами Кранах Старший, обзаведясь, помимо основного, сопутствующими предприятиями душеспасительного назначения – пивоварней с кабаком (а где еще, по-вашему, должны собираться интеллектуалы. ), аптекой (в рассуждении сэкономить на красках собственного производства) и типографией с книжной лавкой (не только для своих граверных нужд – там, собственно и был впервые отпечатан лютеров перевод Нового Завета на немецкий), – стал городским богатеем. Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года — именно оно занимает центральное место на выставке в ГМИИ.
Кранахов незнал практически никто. Венера, 1529.
Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания.
Искусствоведы продолжают спорить. Занего вступился Мартин Лютер, ставший ктому времени духовным лидером эпохи. В отличие от эталонных произведений отца здесь нет яблока раздора. По-новому расставил смысловые и стилистические акценты.
В этой экспозиции старались отразить разные аспекты творчества и показать главные шедевры. Было даже такое выражение – cera Lucae («воск Лукаса»), которое обозначало умение быстро и четко схватить черты портретируемого, запечатлеть сходство. Первая художественного порядка, а другая – чисто житейского.
Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами — похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер. Грехопадение (1527 г. ) символически размещены рядом. Одной из характерных черт творчества Лукаса Кранаха Младшего было пристрастие к созданию произведений сравнительно крупных размеров. Картинная галерея, Берлин.
Лукасу великолепно удавались пейзажные работы. Кранах Младший действовал осторожно— сначала привнес вхудожественное решение своих работ новые детали, по-иному расставил смысловые истилистические акценты, показав, таким образом, нетолько собственную профессиональную зрелость, ноиотразив определенные изменения вхудожественной моде при саксонском дворе. Спаситель велел великану воткнуть в землю посох и на следующее утро тот покрылся зелеными ветками и ароматными плодами. Пристрастился к созданию произведений сравнительно крупных размеров. Каждая деталь этой работы исполнена глубокого иносказательного смысла: виноград в руке Богоматери, к которой прикасается Младенец, напоминает о человеческом воплощении Христа, принявшего муки и умершего на кресте во имя искупления первородного греха виноградная лоза означает «истинную Церковь Христову», которую персонифицирует Богоматерь изображение водопада намекает на живительную силу христианской веры, утоляющую духовную жажду праведников. Придворный художник саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505—1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера.
Сильнее всего Кранах Младший отличился от отца в работе «Суд Париса». Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы. По Европе расходились гравюры со сделанными мастером портретами Лютера и его сподвижников, в типографии Кранаха печаталась лютеровская Библия (переведя Писание с латыни, Лютер создал немецкий литературный язык) с иллюстрациями художника. Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты. В Веймаре до сих пор есть могила Кранаха – на старом кладбище Якобсфриденхоф. Картина из собрания ГМИИ им. Когда под ногами наконец-то оказался другой берег, младенец открылся Репреву и сказал, что он – Христос, несущий все тяготы мира на себе.
Первый кран с использованием гидравлики (модель L300) в Европе, который выпускался не в единичных экземплярах, а на базе производства, был создан крупнейшей ныне компанией Liebherr. По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен. Известны как черно-белые, так и раскрашенные акварелью отпечатки. Куратор выставки Вадим Садков рассказывает «МНГ» о своеобразии творчества этого художника: «Безусловно, Кранах Старший – новатор, он создал легко узнаваемый живописный пластический язык, оказавший сильнейшее влияние на искусство Северного Возрождения.
Грех осуждать в живописце трудолюбие и живой интерес к литературе. Источник молодости, 1546. Зеваки наблюдают из окон и дверей зданий, расположенных вокруг площади.
Среди них – выглядящее необычайно современным полотно Кранаха Старшего Христос и Дева Мария (или Мария Магдалина) 500-летней давности из Готы, Мистическое обручение Святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой из будапештского Музея изящных искусств и два портрета, женский и Рыжеволосого мужчины с бакенбардами 1526 года, поступившие в ГМИИ из Германии. И что вообще значит «гнать сладострастие» — умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка. А могли бы отметить и в США и в России.
Дерево, масло, 122, 5186, 5 см. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. За ней, в Белом зале музея, можно увидеть полотно «Венера и Амур», выбранное в фавориты всей экспозиции и привезенное из Эрмитажа.
Среди ксилографий 1506 года особый интерес представляет «Первый турнир» — большая, сложная, многофигурная композиция. Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто. Они дружили. Кажется, у немецкого художника XVIвека в пейзаже до, во время и после битвы между ренессансным гуманизмом и новой этикой, между католичеством и протестантизмом оставалось много больше возможностей для того, чтобы сохранить здравый ум и чистую совесть.