В позах начинает преобладать жеманность, в движениях — неестественность и вычурность, лица становятся однообразными и маловыразительными. В начале 1520-х годов Виттенберг стал центром Реформации. Год спустя художник скончался в Веймаре. В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса). В то время как Италия уже давно открыла для себя прелести древнегреческой мифологии, на родине Кранаха написать языческую богиню было смелым жестом, возможным, пожалуй, только в передовом городе Виттенберге.
Не только техника, но и стиль Кранахов — своего рода коллаж. В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова. В 1493 г. молодой человек отправился на Святую землю – Палестину. Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью.
В сознании людей той эпохи грехопадение было граничит с проблемой личной ответственности человека за свои поступки. Ханс Кранах (около 1513, Виттенберг – 9. 10. 1537, Болонья) был весьма талантливым и плодовитым художником сведений о его жизни почти не сохранилось.
Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны. В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения. Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники. На самой его середине победно вздымаются над головой полегчавшие руки. Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы. Мужчины тоже могут омолодиться, вступив с ними в союз.
Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). В его работах подобного рода прослеживается ясный эротический подтекст. Однако лицо выполнено совсем в другой манере. Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь.
Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Правда, многие модели Кранаха наделены скуластым лицом, высоким лбом и раскосыми глазами. Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа.
Так, на картине «Христос игрешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха иСеверное Возрождение наконец встречает южное. Не зная, куда применить свои исключительные способности, решил он поступить на службу к самому всесильному человеку – царю.
Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты. Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера. Под влиянием А. Дюрера написаны крупные алтарные произведения (для церкви Святой Марии в Торгау, 1509, ныне – в Штеделевском институте искусств, Франкфурт-на-Майне). Для них он написал портреты.
Один за другим чередуются эпизоды охоты и трудно оторвать взгляд от этой веселой, бесхитростной, но бесконечно занимательной картины. Дерево, масло, 3822 см. Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами — похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер. Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации.
Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации. 1530, Вена, Музей истории искусства). Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера. Ряд произведений был создан в лютеранской манере.
Его произведения раннего, венского периода (два варианта «Распятия», 1500-03, Художественно-исторический музей, Вена и 1503, Старая пинакотека, Мюнхен) отличаются свободой композиционных решений и сложными пространственными построениями. Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто. Венера, 1529.
Сведения о начале творческого пути Кранаха не сохранились. В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов. Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»).
У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука. У художника имелось еще три дочери. Кранах занимался также ксилографией (гравюры на сюжеты Священного Писания и античной мифологии).
К слову, аптека немецкого художника работала вплоть до 1871 года и сгорела в результате пожара. Затем женщины направляются к накрытым столам, танцуют и предаются любовным утехам. Издалека видны бесплодные скалы, откуда ведут и везут расслабленных дряхлых старушек.
Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. Ханс Кранах (около 1513, Виттенберг – 9. 10. 1537 года, Болонья) был весьма талантливым и плодовитым художником сведений о его жизни почти не сохранилось. В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа. В Виттенберге Кранах обращался к различным жанрам в живописи и графике. Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них. Под влиянием А. Дюрера написаны крупные алтарные произведения (для церкви Святой Марии в Торгау, 1509, ныне – в Штеделевском институте искусств, Франкфурт-на-Майне).
Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты. «Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания. Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи. И, вновь юные, женщины по-ребячьи резвятся и плещутся в озере молодости.
Многообразная деятельность Кранаха при саксонском дворе (работал как придворный художник, костюмер и декоратор), создание им собственного аптечного и типографского дел отвлекали художника от занятий живописью, что побудило его организовать крупную мастерскую, популяризировавшую т. н. стиль Кранаха. Подобные произведения пользовались большой популярностью и исполнялись Кранахом по желанию саксонского двора. В виттенбергской мастерской Кранаха работали два его сына и ученика. Возможно, подобный тип внешности соответствовал представлению о красоте и нравился заказчикам, вот таким образом нельзя с определенность утверждать, что на портрете изображена «первая дама государства».
Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». Его руке принадлежат также пропагандистские гравюры, направленные против папства и католического духовенства. С 1530-х годов множатся работы на религиозные и античные сюжеты, где черты манерности переплетаются с влияниями позднеготического искусства.
Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации. Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. В его произведениях, также ориентированных на «стиль Кранаха», проявились тенденции к схематизации композиций, к увлечению подробностями и усилению декоративных черт. Возможно, этому способствуют общие религиозные устремления— оба они поддерживают Реформацию и знакомы с Мартином Лютером. На представленном выше полотне Лот и его дочери изображены герои известного библейского сюжета.
Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы.
В виттенбергской мастерской Кранаха работали два его сына и ученика. Кранах, следуя вкусам высшего света, ограничил тему исключительно мирскими аспектами. Сведения о начале творческого пути Кранаха не сохранились. В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника. Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру.
В Вене Кранах создавал также портреты (Иоганна Куспиниана и его жены Анны, 1502-03, собрание О. Рейнхарта, Винтертур и др. ), в которых попытался выявить аллегорическую взаимосвязь человека и природы. Картина «Адам и Ева. С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд. Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма.
В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге. На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии. Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей.
Её роль всё сильнее обнаруживается с конца 1520-х годов, когда ученики и последователи начинают тиражировать произведения с маркировкой мастера (пожалованный Кранаху курфюрстом в 1508 герб – крылатый дракон). Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера». Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией.
Её роль всё сильнее обнаруживается с конца 1520-х годов, когда ученики и последователи начинают тиражировать произведения с маркировкой мастера (пожалованный Кранаху курфюрстом в 1508 году герб – крылатый дракон). В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов. Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи. С 1530-х годов множатся работы на религиозные и античные сюжеты, где черты манерности переплетаются с влияниями позднеготического искусства (смотри иллюстрацию к статье Иудифь). В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы.
Ориентация на нидерландское искусство 15 века ощущается в небольших «кабинетных» произведениях, написанных для высокопоставленных заказчиков («Рождество Христа», 1515-20, КГ, Дрезден). Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен.
Однако ничто не вечно под луной. В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики. Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы.
Это можно объяснить тем, что художник разработал собственный метод, позволявший ему за короткое время создавать картины: в его мастерской трудились двое сыновей, Ганс и Лукас-младший. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину. Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ).
Искусствоведы продолжают спорить. В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа». Лукас Кранах Младший (4. 10. 1515, Виттенберг – 25. 1. 1586, Веймар) унаследовал после 1553 мастерскую отца. Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение. Глубокий старик пишет картину Источник юности излучающую светлую и звонкую радость. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета.
В начале 1520-х годов Виттенберг стал центром Реформации. В идиллическом ключе решена картина «Отдых на пути в Египет» (1504, Государственный музеи, Берлин), являющаяся уже подлинно ренессансным произведением. Сблизившись с М. Лютером, Кранах стал практически его официальным портретистом.
Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене. В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504. Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах».
Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ). Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации.
Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов напортреты. Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской. И что вообще значит «гнать сладострастие» — умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка. В конце 1500-х годов Кранах обратился к мифологическим темам, где гуманистические идеалы трактованы в дидактическом ключе, этическая проблематика акцентирована в сопровождающих картину латинских надписях («Венера и Амур», 1509, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Нимфа источника», 1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг).
Придворный художник саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге (1505 – 1550), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года. Лукасу великолепно удавались пейзажные работы. Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви.
Лукас Кранах Старший (нем. Лукас Кранах Старший (1472–1553) обучался живописи предположительно у своего отца. Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей. Лукас Кранах Младший (4. 10. 1515 года, Виттенберг – 25. 1. 1586 года, Веймар) унаследовал после 1553 года мастерскую отца.
Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером.
Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея). По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен. Объясняется это тем, что художник разработал метод, позволявший ему быстро создавать картины: в его мастерской работали оба его сына Ганс Кранах и Лукас Кранах младший, которые активно участвовали в написании портретов и сюжетов, работы были подписаны печатью Лукаса Кранаха старшего.
Важное место в творчестве Кранаха продолжают занимать портреты как официального характера (герцога Генриха Благочестивого и Катарины Мекленбургской, 1514, КГ, Дрезден), так и небольшие интимные по содержанию (бургомистра города Вайсенфельс, 1515, Государственные музеи, Берлин). Один из основателей «дунайской школы» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Его произведения раннего, венского периода (два варианта «Распятия», 1500-1503 годы, Художественно-исторический музей, Вена и 1503, Старая пинакотека, Мюнхен) отличаются свободой композиционных решений и сложными пространственными построениями. Стиль атрибутированных ему картин не имеет принципиальных отличий от работ его отца. Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике.
В идиллическом ключе решена картина «Отдых на пути в Египет» (1504, Государственные музеи, Берлин), являющаяся уже подлинно ренессансным произведением. В 1508 Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах.
Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Картинная галерея, Берлин. Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо. Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах).
Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами. В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника.
Важное место в творчестве Кранаха продолжают занимать портреты как официального характера (герцога Генриха Благочестивого и Катарины Мекленбургской, 1514, КГ, Дрезден), так и небольшие интимные по содержанию (бургомистра города Вайсенфельс, 1515, Государственные музеи, Берлин). Под властью женщин в этих произведениях подразумевается сила красоты. В Виттенберге Кранах обращался к различным жанрам в живописи и графике. В основу созданного полотна легла следующая легенда. Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху.
На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. Многообразная деятельность Кранаха при саксонском дворе (работал как придворный художник, костюмер и декоратор), создание им собственного аптечного и типографского дел отвлекали художника от занятий живописью, что побудило его организовать крупную мастерскую, популяризировавшую так называемый стиль Кранаха. А в 1515 году явился на свет Лукас Кранах Младший.
В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью. Стиль атрибутированных ему картин не имеет принципиальных отличий от работ его отца. Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок. По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней. Дерево, масло, 122, 5186, 5 см. Однако это приносит и неожиданные результаты. Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов.
Кранах занимался также ксилографией (гравюры на сюжеты Священного Писания и античной мифологии). Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». В его произведениях, также ориентированных на «стиль Кранаха», проявились тенденции к схематизации композиций, к увлечению подробностями и усилению декоративных черт. А вскоре и благодарный художник – усталый свидетель и художественный летописец взлетов и падений царственной четы – последует за своим пленным государем, чтобы кончить жизнь в чуждом ему, Лукасу Кранаху Старшему, городе Веймаре.
Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. В конце 1500-х годов Кранах обратился к мифологическим темам, где гуманистические идеалы трактованы в дидактическом ключе, этическая проблематика акцентирована в сопровождающих картину латинских надписях («Венера и Амур», 1509, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Нимфа источника», 1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). В этой работе ренессансное отношение к красоте соединено с лютеранской строгостью и дидактичностью. Говорят, что на детях природа отдыхает.
В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). Лувр, Париж. Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак.
Известно, что у художника было еще три дочери. Сблизившись с М. Лютером, Кранах стал практически его официальным портретистом. Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место. В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства).
Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести. Ориентация на нидерландское искусство XV века ощущается в небольших «кабинетных» произведениях, написанных для высокопоставленных заказчиков («Рождество Христа», 1515-1520 годы, КГ, Дрезден). На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо). Его супруга как будто бы светится изнутри. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания.
В Вене Кранах создавал также портреты (Иоганна Куспиниана и его жены Анны, 1502-1503 годы, собрание О. Рейнхарта, Винтертур и др. ), в которых попытался выявить аллегорическую взаимосвязь человека и природы. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков. На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини. Источник молодости, 1546.
Там художник создает мастерскую, с 1519 многократно становится членом Городского совета и бургомистром.