Лукас Кранах Старший написал прекрасный живописный «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга».
– Отношение князей к реформации в начале двадцатых годов XVI в. – Реакция и раскол в Германии после рыцарского и крестьянского восстаний. Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами. В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики. Не случайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусам высокопоставленных заказчиков. Макет, как яуже сказал, 1929года. Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации.
– Нетерпимость Лютера. Неслучайно Кранах выбирает для них такие темы, как «Венера», «Лукреция», «Суд Париса», «Неравная пара», соответствующие вкусу высокопоставленных заказчиков. Он был одним из первых европейских граверов, начавших создавать цветные оттиски («Адам и Ева»), которые печатались с двух досок: одна давала черный рисунок, другая — цветной фон. Кранах Старший был лично знаком почти со всеми выдающимися людьми своего времени и писал портреты некоторых из них.
Затем женщины направляются к накрытым столам, танцуют и предаются любовным утехам. А потом образованный богослов Лютер сказал, что «время молчания прошло и время говорить настало». В Нидерландах Кранах вплотную знакомится с творчеством Иеронима Босха (и даже пишет копию его известнейшего произведения «Страшный суд») испытывает влияние Гертген Тотта и Ван Дер Гуса. Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру.
Лукас Кранах Старший (Кронах, Верхняя Франкония, 4 октября 1472 – Веймар, 16 октября 1553) – немецкий художник и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение. В нем нередко просыпались зависть, деспотизм, нетерпимость. В позах начинает преобладать жеманность, в движениях — неестественность и вычурность, лица становятся однообразными и маловыразительными. Его портреты пользовались большой популярностью. В 1508 г. Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах.
Епископ Вюрцбургский велел схватить его и сжечь и волнения стихли. Считается, что это наиболее одухотворенное изображение реформатора. Дополняя резец иглой, художник создает исключительное по живописности произведение.
Дополняя резец иглой, художник создает исключительное по живописности произведение. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. Для самого Кранаха это первая попытка изобразить обнаженное тело, да еще в натуральную величину. Его сочинения покупались нарасхват.
Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести. Для них он написал портреты. Образ Лютера мужествен, но лишен брутальности более ранних его изображений.
Год спустя художник скончался в Веймаре. – Немецкие князья и церковная реформация. В 1501 г. художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 г. Именно к венскому периоду относятся первые его известные картины, подписанные «Лукас Кранах».
1521 годом датированы три гравированных портрета великого реформатора церкви, самый знаменитый из которых — «Портрет Мартина Лютера в образе рыцаря Йорга» — быстро разошелся по Германии. Дерево, масло, 122, 5186, 5 см. «Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания.
Образ Лютера мужествен, но лишен брутальности более ранних его изображений. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Выражение непоколебимой уверенности, целеустремленности и какая-то особая одухотворенность обращают на себя внимание в некрасивом, грубоватом лице молодого доктора богословия. Лукас Кранах Старший (1472–1553) обучался живописи предположительно у своего отца. Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ).
Это бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия» — картины, где можно было изобразить обнаженное тело, где уместны пышные одежды и богатые фоны. Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, в котором явственно просматриваются все основные черты того явления, которое позднее искусствоведы назовут «дунайской школой», а самого Кранаха— одним из ее основателей. Однако это приносит и неожиданные результаты.
Лувр, Париж. Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма.
Вопрос заключается в том, что не каждая картина понятна зрителю с первого взгляда. Занего вступился простой народ, назревал народный бунт, который всоветской историографии именуется «крестьянскими войнами эпохи Реформации». С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания.
Помимо портретов, он начинает писать заказные кабинетные картины небольшого формата. История ее такова.
Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты. Приняв учение Лютера, Лукас становится «живописцем реформации»: создает картины и гравюры, выражающие идеи Реформации иллюстрирует сочинения Лютера, пишет его портреты («Портрет Мартина Лютера»). Такими были его многочисленные библейские (Ева, Юдифь, Мария), житийные (Лукреция) и мифологические (Венера) персонажи. Он одевался в светскую одежду, отрастил волосы и бороду и в довершение всего принял имя Йорг.
В подобном поручении нет ничего удивительного: в то время придворные художники нередко чередовали творчество с дипломатией и добивались успеха на обоих поприщах (хрестоматийный пример— дипломатическая карьера Рубенса). Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. Дерево, масло, 3822 см. В период наибольшего напряжения крестьянской войны тот же самый Мартин Лютер, вспыльчивый и самовлюбленный, в памфлете «Против разбойных и грабительских шаек крестьян» призывал: «Их нужно бить, душить и колоть, тайно и открыто так же, как убивают бешеную собаку. Лукас Кранах Старший (нем. Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы.
очарования картины. Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью.
Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ). ОМихаэле Кольхаасе советская историография незнает. Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них.
Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Великие полотна всегда являются зеркалом времени, в какую бы сложную аллегорическую форму ни облекал их художник. В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. После завоевания Египта сначала Грецией (IV век до н. э. ), а потом Римом (30-е годы до н. э. ) греки и римляне восприняли многие черты древнеегипетской культуры, между прочим и культ мертвых со всеми его обрядами и непременным бальзамированием тел. Несколько раньше, в мае 1521, появилась обошедшая всю Германию книжечка из 30 гравюр «Страсти Христа и Антихриста» — сатира на пороки того времени и «грехи» католических священников — с иллюстрациями Кранаха и художников его мастерской.
В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину. Он был другом Мартина Лютера и одним из первых принял его исповедание. Распространяя оттиски с изображением «юнкера Йорга», Кранах тем самым возвестил сторонникам Реформации, что их вождь жив ибо распространился слух, что его тайно погубили.
Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей. Кранах Старший иллюстрировал книги Мартина Лютера — «Страсти Христа и Антихриста», его катехизис, перевод Библии, выполнил ряд гравюр и т. д. «Страсти Христа и Антихриста» было тем самым политическим произведением Лютера, в котором жизнь и страдания Спасителя так зло противопоставлены роскошной жизни и надменности Его наместника на земле. Лля Лютера она стала олицетворением неимоверной роскоши, постыдной праздности и греха.
История ее такова. В первые несколько лет придворной службы Кранах занимался преимущественно гравюрами. В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов.
– Роль Фридриха Мудрого в начале реформации. В начале XVI века лозунги Лютера звучали как пламенный призыв к борьбе.
Оказалось, что могущественнее царя – дьявол, который, в свою очередь, трепещет от одного лишь вида креста. На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. Это кабинетные картинки были предназначены для ниш кунсткамер вельмож или патрициев. Отворчестве Кранахов вдвадцатых годах пытался говорить скульптор Меер Айзеншталдт. Реформатор изображен с усами и небольшой бородкойони переданы мягко круглящимися завитками, как и облака в небе, к которому задумчиво обращены его глаза.
Картинная галерея, Берлин.
Дополняя резец иглой, художник создает исключительное по живописности произведение. В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации.
Он был другом Мартина Лютера и одним из первых принял его исповедание. Вызов Лютера принял профессор-богослов Лейпцигского университета Экк. Благожелательность власть имущих, высокие гонорары и немалые доходы от лавок, полученных в приданое за женой, к сорока годам превращают в прошлом странствующего безродного живописца в состоятельного уважаемого родовитого гражданина, владельца земельных участков, домов, собственной мастерской (откуда выходят картины сыновей и последователей художника, созданные по его мотивам и подписанные его монограммой— крылатым драконом) и типографии, где тиражируются гравюры с его работ. – Карл V и шпейерский сейм 1526 г. – Введение новых церковных порядков.
Лозунгом этой борьбы стал протест против католический церкви. Отсюда был один шаг до признания ненужности церкви как посредника между человеком и Богом. Лукасу великолепно удавались пейзажные работы. Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники.
Считается, что это наиболее одухотворенное изображение реформатора. Мы видели, что Лютер ограничивал свою задачу реформою одной церкви и что в его прошлом были своего рода задатки для того, чтобы реформа эта приняла консервативный характер: политические смуты, отождествлявшиеся с делом религиозной реформации, в его глазах только портили это дело, вредили ему такое же искажение дорогой ему церковной реформы видел он и в сектантстве, уходившем в своем очищении веры от человеческих измышлений гораздо далее, нежели он сам мог идти. В то же время в числе его постоянных заказчиков был кардинал Альбрехт Бранденбургский — ярый приверженец католической церкви («Портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского»). Работал в гравюре, одним из первых в Европе начал создавать цветные оттиски. Не было ни одной общественной прослойки, которая оставалась бы в стороне. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах.
После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе его брата Иоганна Твердого (Постоянного). Однако тезисам Лютера было суждено всколыхнуть всю Европу. Герб стал его личной подписью и позднее маркой его мастерской.
Ганс Гольбейн изображая Лютера, также опирался на гравюры Кранаха. Складки одежды намечены эскизно, все внимание сосредоточено на лице. Это относится к любому шедевру мирового искусства, будь то «Ночной дозор» Рембрандта ван Рейна, «Свобода на баррикадах» Эжена Делакруа или «Боярыня Морозова» Василия Сурикова». Он оделся в светскую одежду, отрастил волосы и бороду, принял имя Йорг.
Множатся картины на античные сюжеты. Древность живописи в Египте доказывается еще и тем, что Моисей в «Книге Бытия» запрещает народу израильскому подражать фигурам, рисованным египтянами. Интересно, однако, что ни связь с Лютером и его ближайшими последователями, ни положение придворного художника князей, возглавлявших движение сторонников церковной реформы, не помешали ему усиленно работать для заказчиков-католиков и католических прелатов, одним из которых был кардинал Альбрехт Бранденбургский (для него работал и великий Грюневальд). А способностью читать в душах великих людей почтенных Кранах, по-видимому, не отличался".
Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией. Знакомство с Лютером привело к кратковременной вспышке графического искусства Кранаха. Их знакомство состоялось в начале 1520-х гг. Один из основателей «дунайской школы» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа.
Дунайская школа живописи— направление в живописи и графике Южной Германии и Австрии первой половины XVI века, для которой характерны разрыв с ремесленной традицией, свобода фантазии, эмоциональность интерес к природе, фантастическим персонажам, пространству, свету и цвету, динамичная композиция, порывистые и острые линии рисунка.
Хотя немецкий драматург, теоретик искусства и литературный критик Лессинг писал, что Кранах «не может вложить в голову портрета больше, чем сколько имеется в его собственной голове. В 1508году Кранаху пожаловано дворянство и личный герб: на щите — змея (дракон) с крыльями летучей мыши, затем превратившаяся в дракона с крыльями птицы. Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике.
Да поможет мне Бог. » воскликнул он. В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа. – Секуляризация церковной собственности. Возможно, этому способствуют общие религиозные устремления— оба они поддерживают Реформацию и знакомы с Мартином Лютером.
Это и большие алтари для саксонских церквей («Княжеский алтарь») и картины на библейские темы («Рождество Христа») и мифологические композиции («Венера и Амур», «Нимфа источника», «Суд Париса») и жанровые сцены и сцены охоты («Охота на оленей»). Источник молодости, 1546. Выставка сего проектом грандиозного монумента саллюзиями кантичным корням Немецкого Возрождения (1929) недавно была представлена вМУАРеего внучками, сестрами Арендт (Maria Arendt, Наташа Арендт). Он стал наставником его сына, Иоганна Фридриха, впоследствии получившего прозвище «Великодушного».
До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге. Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации. Выступление на рейхстаге привлекло на сторону Лютера тысячи сторонников. Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви. А способностью читать в душах великих людей почтенных Кранах, по-видимому, не отличался». Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Единственным живописным произведением этого периода стал «Алтарь Св.
Сын рудокопа, Лютер любил повторять: «Мои предки — все настоящие мужики. ». На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо). Кранах обратился в нем к мало привычной для себя технике резцовой гравюры на меди. История ее такова. Однако лицо выполнено совсем в другой манере.
Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника. Придворный художник саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505 – 1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера.
Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен. Венера, 1529. Но его Лютер и Меланхтон. Состязание удалось двадцать дней. Христос изгоняет торгующих из храма — папа отправляет своих посланцев во все концы света торговать «божественной благодатью».
Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»). Образ Лютера мужествен, но лишен брутальности более ранних его изображений. В 1509году он пишет «Венеру и Амура»— первое в Северной Европе изображение обнаженной античной богини (до него так писали только Еву). Император Карл V вызвал Лютера на специально созванный рейхстаг в город Вормс. Художник предпочитает маленькие форматы, «дощечки», выполненные с большой тщательностью и требующие рассмотрения с близкого расстояния. Что представляли собой немецкие земли в то время.
Пока это только еще гипотеза, на которую, возможно, дадут ответ будущие исследования. В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов.
Ряд произведений был создан в лютеранской манере. Придворный художник саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге (1505—1550), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Некрасивое, однако необычайно привлекательное лицо одухотворено напряженной работой мысли. Лютер показан в профиль, на голове его докторская шапочка.
Кранах, следуя вкусам высшего света, ограничил тему исключительно мирскими аспектами. Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. Считается, что это наиболее одухотворенное изображение реформатора. – Реакционные явления в лютеранстве. – Его отношение к Цвингли. Его перо и слово часто являются отголоском деревенской брани и выражения т. «черт-перечерт» встречаются в сочинениях так же часто, как и образцы яркой и живой народной речи.
Кранах старался не отступать от требований тех, кто покупал его картины. С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд. В его работах подобного рода прослеживается ясный эротический подтекст. Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы. Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации.
Реформаторская проповедь Лютера вызвала не только ярость в Риме, но и враждебное отношение со стороны многих государей, преданных католицизму. и вскоре переросло в тесную дружбу. 1530, Вена, Музей истории искусства). Большой известностью пользуется и ксилография «Портрет Лютера в образе юнкера Йорга». Говоря о начале реформации, мы уже отметили, в какое отношение стал Лютер к князьям и в чем он счел нужным отказаться от своих первоначальных точек зрения, но тогда мы имели в виду более психологию самого реформатора, чем историческое значение его реформы: теперь мы рассмотрим это последнее, не упуская из виду той роли (хотя и чисто отрицательной), какую в истории лютеранской реформации играли и политические события эпохи и появление других видов религиозного протеста. Кранахов незнал практически никто.
В основу созданного полотна легла следующая легенда. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Сам великий реформатор сыграл немаловажную роль в жизни Кранаха. В дальнейшем именно Сибилла стала моделью для многочисленных кранаховских женских персонажей, мифологических и библейских («Адам и Ева», «Венера и Амур», «Лукреция»).
Кранах обратился в нем к мало привычной для себя технике резцовой гравюры на меди. С. С. Чураков считает, что реальные люди введены Дионисием и в другую композицию. В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения. В 1493 г. молодой человек отправился на Святую землю — Палестину. Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Ибо более блаженной смерти быть не может». Но его Лютер и Меланхтон. «На этом я стою и не могу иначе.
Эта поездка оказалась удачной и для европейской политики (свадьба состоялась в 1527 году) и особенно для истории мирового искусства: Кранах создал множество портретов Сибиллы. В его поздних работах в стиле ню можно проследить влияние итальянского искусства той эпохи: соблазнительные позы, маленькие головы, узкие плечи, высокая грудь и талия. В 1510–30-е он сосредоточился на написании портретов, а также жанровых картин— в основном на мифологические и библейские сюжеты. Конечно, эти покровители реформации сделались вместе с тем её опекунами и через то господами вновь основанных церквей: они подавили общественные элементы, бросившиеся в социальнополитическую революцию, как позднее с успехом отразили попытку императора поставить в Германии выше всего свою волю, сделавшись же господами положения в делах светских, они не могли устоять перед соблазном занять такую же позицию и по отношению к делам духовным, тем более, что нужно было комунибудь принять на себя устроение новых церковных порядков. Общим было только недовольство церковью. Известен как замечательный мастер портретного жанра.
Кранах исполнил это произведение в технике резцовой гравюры на меди. Надпись на латыни предупреждает зрителя: «Всеми силами гони купидоново сладострастие иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера». Так, в сцене «Страшного суда» среди фрязинов (иноземцев) художник изобразил итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти, построившего в Кремле Успенский собор.
Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства). Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь. Еще в 1476 году некий Ганс Бейгем, прозванный Иванушкой-свистуном, вдруг заговорил о новом царстве Господнем, в котором «не будет ни князей, ни папы, никаких господ и повинностей, где все будут братья».
Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. Из-под его кисти, все более утонченной и манерной в угоду многочисленным заказчикам, сходят бесконечные «Адам и Ева», «Юдифь», «Магдалина», «Вирсавия»— сюжеты, где можно было изобразить обнаженное тело изысканные одежды и фоны. Екатерины». Выделить произведения руки самого мастера из продукции его мастерской, распространившей «стиль Кранаха» по всей Германии и превратившей его в модное искусство, становится очень трудно. Как и многие немецкие художники того времени, Кранах был гравером изображения на его работах были направлены против католического духовенства и папства.
Епископ Вюрцбургский велел схватить его и сжечь и волнения стихли. На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии. Занего вступился Мартин Лютер, ставший ктому времени духовным лидером эпохи. Так, например, религия древних египтян запрещала всякое изучение анатомии, а для изображения человека предписывала несколько известных нормальных поз, отклониться от которых художник уже не мог.
Его руке принадлежат также пропагандистские гравюры, направленные против папства и католического духовенства. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Специалисты (правда, не все) считают, что при росписи собора Рождества Богородицы Дионисий сознательно «заменил» красный тон розовым или бледно-малиновым, зеленый — светло-зеленым, желтый — соломенно-желтым, синий — бирюзовым, вот таким образом его краски почти утратили силу и мужественность, присущие его произведениям более раннего периода.
У художника имелось еще три дочери. Лютер потряс публику огненным темпераментом, глубиной убеждений и смелостью мыслей. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Впрочем, платные дороги— особая история. По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней.
Картины Лукаса Кранаха Старшего то величественны, то нежны и грациозны. В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова.
В 1505году Кранах поступает на службу к курфюрсту Саксонскому Фридриху Мудрому, при дворе которого в Виттенберге он проведет большую часть своей жизни (около 45лет) в качестве придворного художника. Кольхаас заложил имущество вбанке, устроил грандиозный судебный процесс, дошедший дотогдашнего «Страсбурга», Верховного трибунала Священной Римской империи. На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини. Князья, принимавшие реформацию Лютера, положительно выигрывали от неё и в те самые годы, когда они побеждали восставших рыцарей и крестьян, уже намечался чисто княжеский характер этой реформации: князья освобождались от власти папы, секуляризировали церковную собственность, подчиняли себе местное духовенство, превратившееся в их чиновников и вступали во многие права, которые прежде принадлежали церкви. Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах). Немецкий художник и график эпохи Возрождения. Подобные картины у Кранаха исключительны по своеобразному азарту исполнения, подлинной жизненности действия.
Мужчины тоже могут омолодиться, вступив с ними в союз. Первые фаюмские портреты, как уже говорилось выше, были обнаружены археологами в пустыне Хавора, где находился некрополь эллинистического города Арсиноя (древнего Крокодилополиса). Сходство не только в характере лица, но и в костюме изображенных: обе — в платье с открытой грудью и узко зашнурованной талией, на шее ожерелье из золотых колец, на голове — громадный нимбообразный берет. Советский искусствовед Игорь Долгополов писал: «Попробуйте оценить сразу один из самых знаменитых холстов мира, например «Сдачу Бреды» Диего Веласкеса. На протяжении всей жизни Кранах оставался замечательным мастером портретного жанра.
На всех своих картинах и гравюрах мастер помещал свою монограмму – маленького красного крылатого дракона. Один из основателей «дунайской школы» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Причины союза Лютера, с князьями и его отказа от первоначальных принципов. Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея).
Интересную параллель к образу героя дает изображенная у его ног собака с длинной мордой и оскаленными клыками. Шёнер»).