«мадонна смладенцем»— один изтрёх шедевров Лукаса Кранаха Старшего, хранящийся вПушкинском музее. «мадонна с младенцем» – один из трёх шедевров Лукаса Кранаха Старшего, хранящийся в Пушкинском музее.
В Книге Бытия детально описано сотворение Адама и Евы и их изгнание из райского сада. Он по своему уровню, может и не сопоставим с гениями немецкого искусства, о которых мы говорим, но он повлиял и на Дюрера и на Кранаха. Благо там же жила его дочь со своей семьей. Как всякий тираж, продукция мастерской подвержена эрозии и даже у самых талантливых подмастерьев Кранаха Старшего (лучшим считается его сын, полный тезка, только младший) в лучшем случае выходят отличные портреты. Кранахов незнал практически никто. Неоднократно избирался бургомистром, например. И уже Лукас Кранах Младший будет работать в по-настоящему мрачном жанре заказного портрета-эпитафии изображая скорбящую семью у гроба.
Вот таким образом в контексте «Золотой легенды» Якова Ворагинского можно допустить, что златокудрая красавица рядом с Христом действительно может быть святой Марией Магдалиной и в целом картина символизирует их мистический брак. Так что многие вещи из собрания Пушкинского посетители музея увидят впервые. Жизнь Кранаха при дворе саксонских курфюрстов пришлась на историческое время. Музей вправе отказать посетителям в проходе по таким билетам.
–. Экспозиция «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» – Белый зал Пушкинского музея.
Кранахи — великая династия живописцев. На выставке «Кранахи. В этой экспозиции старались отразить разные аспекты творчества и показать главные шедевры.
Считается, что здесь сказалось увлечение художника фотографией, однако современники смеялись над этой манерой Дега, приписывая ему «неумение» уложиться в размеры полотна. Но не только лучшие, ранние вещи на выставке интересны. Билеты, не соответствующие утвержденному Музеем дизайну (в том числе, с внесенными исправлениями, отсутствующими обязательными реквизитами, предусмотренными законодательством исправленной или заклеенной ценой) являются недействительными и возврату не подлежат. Они знакомы большинству любителей прекрасного по репродукциям, а теперь представился счастливый случай увидеть все это живьем, отмечает телеканал «МИР 24». И прожил с ним пять лет. – ГМИИ им.
Вадим Садков: Это так. Его супруга как будто бы светится изнутри. Согласно «Золотой легенде», святая Екатерина, жившая в III веке в Александрии, была знатного рода и обладала необыкновенной красотой, мудростью, образованностью и кротким характером.
Каждая деталь этой работы исполнена глубокого иносказательного смысла: виноград в руке Богоматери, к которой прикасается Младенец, напоминает о человеческом воплощении Христа, принявшего муки и умершего на кресте во имя искупления первородного греха виноградная лоза означает «истинную Церковь Христову», которую персонифицирует Богоматерь изображение водопада намекает на живительную силу христианской веры, утоляющую духовную жажду праведников. Гота в этом списке оказался не случайно. Показательна история, которая произошла уже в старости Кранаха Старшего. Среди ксилографий 1506 года особый интерес представляет «Первый турнир» — большая, сложная, многофигурная композиция. Шедевр из коллекции Эрмитажа — одна из первых работ художника на тему античной мифологии.
Пристрастился к созданию произведений сравнительно крупных размеров. Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами — похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер. Но только после кончины отца его стиль сложился окончательно. В его работах подобного рода прослеживается ясный эротический подтекст.
Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты. После нее он становится одним из любимых художников немецких экспрессионистов. Некоторые настолько насыщены персонажами, что разглядеть каждого не представляется возможным, зато изображения апостолов и евангелистов по-маньеристски витиеваты и по-ренессансному монументальны.
До недавнего времени считалось, что самым важным из семьи Кранахов был Лукас Кранах Старший (1472–1553). Но многие вещи здесь из самого Пушкинского музея. На женщин с детьми смотреть приятно всегда, хотя бы вот таким образом выставка получилась весенней.
Яркие платья женщин эффектно выделяются на темном фоне и контрастируют с черным одеянием отца семейства. Масштабную выставку открыли в Пушкинском музее. По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен. ОМихаэле Кольхаасе советская историография незнает.
Вопрос стиля и эпохи был важен когда-то, но теперь, в эпоху массовой ностальгии по Средневековью, можно было отнестись к богатой биографии художника с большим уважением. – Поначалу Лукас Кранах Младший занимался повторением отцовских оригиналов, – рассказывает «МК» куратор выставки Вадим Садков. В 1504 году Кранах приехал в Виттенберг — сейчас медвежий угол Германии, а тогда резиденцию влиятельного и просвещенного саксонского курфюрста Фридриха Мудрого, предложившего художнику должность придворного живописца. Чтобы увидеть шедевры мирового уровня многие стремятся попасть в заграничные музеи. Центральную стену Белого зала занимает одна картина, это «Венера и Амур» из Государственного Эрмитажа. Занего вступился Мартин Лютер, ставший ктому времени духовным лидером эпохи.
Их заказывали в основном богатые патрицианские семьи исповедовавшие лютеранство. Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху. Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо.
К нему во сне являются Меркурий и три богини, «дабы тот для вынесения справедливого решения смог оценить все индивидуальные достоинства их тел». Живопись и графика из собраний Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, частных коллекций и европейских партнеров: Музея Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта. Одно из лучших произведений Лукаса Кранаха Старшего второй половины 1510-х годов «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» происходит из императорских коллекций в Вене. А перед ними – три обнаженных красотки. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Занего вступился простой народ, назревал народный бунт, который всоветской историографии именуется «крестьянскими войнами эпохи Реформации».
Он создал легко узнаваемый и запоминающийся мир ярких художественных образов. Кроме того, картина походит на кадр, не сумевший вместить всё происходящее. В отличие от эталонных произведений отца здесь нет яблока раздора.
Вадим Садков: Он вообще был очень верным другом. В Москву из нескольких европейских музеев привезли самые известные работы Лукаса Кранаха-старшего «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой» и «Венеру и Амура». Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью. В Москве новая выдающаяся выставка. В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину.
За ней, в Белом зале музея, можно увидеть полотно «Венера и Амур», выбранное в фавориты всей экспозиции и привезенное из Эрмитажа. Ноесли Мане изобразил пикник сучастием одетых джентльменов иобнажённых дам, Моне запланировал скандал иного рода— создать импрессионистскую картину, котораябы получила официальное признание вСалоне. Отдельная тема выставки – воссоединение вещей из коллекции Фонда замка Фриденштайн в Готе.
Картина «Адам и Ева. К лучшим произведениям Лукаса Кранаха Старшего относят исполненную во второй половине 1510-х годов картину «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой». Пушкина оценить одно из крупнейших художественных собраний зарубежного искусства. Тиражный подход Кранаха, раздражавший некоторых искусствоведов (Александр Бенуа писал: «В отдельности каждая картина — прелесть, вместе взятые — они выдают «фабричный штамп»), приносил хороший доход. Кранах Старший иначе трактует традиционные сюжеты, создавая протестантские аллегории.
После окончания Второй мировой войны часть коллекции была вывезена из Германии в СССР и хранилась в Пушкинском музее вместе с другими «трофеями». Одним из первых среди немецких художников он начал писать картины на античные и мифологические сюжеты с изображением обнаженного женского тела. В 1509 году из-под его кисти вышла знаменитая «Венера с Амуром».
Морализаторскую надпись на картине — «Всеми силами гони Купидоново сладострастие, / Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера», — вероятно, сочинил кто-то из его виттенбергских приятелей-интеллектуалов. Героями своего полотна онсделал друзей (один изних даже изображён дважды), аженские модели, восновном, взял собложек модных журналов.
Отец художников Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего. Лукас Кранах Старший (нем. Lucas Cranach der ltere 4 октября 1472, Кронах, Верхняя Франкония— 16 октября 1553, Веймар)— немецкий художник и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. «Грехопадение» — еще одна агитка лютеранства иллюстрирующая протестантский тезис о спасении не через церковь, но через чтение Библии и божью милость. Придворный художник трех саксонских курфюрстов был и удачливым дельцом и трижды бургомистром Виттенберга. Картинная галерея, Берлин. Кранах жил долго (1472–1553), работал много и успешно, сыновья и ученики дописывали и копировали его картины, так что авторство часто установить проблематично.
Лукас Кранах Младший (1515–1586) продолжал многогранную деятельность в семейной мастерской, занимаясь в первую очередь повторением отцовских оригиналов, созданных в самых разных жанрах — от религиозных и мифологических сцен до аллегорий и серийных портретов курфюрста Иоганна Фридриха Великодушного, Сибиллы фон Клеве, Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона. Место силы выставки «Кранахи. Не только техника, но и стиль Кранахов — своего рода коллаж. Прозрачная вуаль — пример художественного мастерства — выписана таким образом, что не прикрывает, а подчеркивает прелести богини. Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года — именно оно занимает центральное место на выставке в ГМИИ. Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера.
Фактически Кранах по-настоящему был открыт и оценен на выставке 1898 года в Дрездене. Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы. Выставка «Кранахи. Дерево, масло, 3822 см. Сильнее всего Кранах Младший отличился от отца в работе «Суд Париса».
Куратор выставки Вадим Садков рассказывает «МНГ» о своеобразии творчества этого художника: «Безусловно, Кранах Старший – новатор, он создал легко узнаваемый живописный пластический язык, оказавший сильнейшее влияние на искусство Северного Возрождения. Лысоватый старичок в латах будит заснувшего под деревом рыцаря в стальных доспехах.
Живопись Позднего Возрождения и Средневековья можно рассматривать, дивясь красоте раскрывающегося перед глазами, как широкая панорама, мира (одновременно удивляясь, как прелестно-жадно у художников раскрылись на все это глаза), а можно разгадывать не хуже ребуса. Дерево, масло, 122, 5186, 5 см. Придворный художник саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505—1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера.
Картина из собрания ГМИИ им. Воплощение он получил в сравнительно новом для того времени типе картин-эпитафий.
В итоге художнику и его ассистентам приходилось по описанию рисовать лица тех, кого они ни разу не видели в глаза. Вадим Садков: Молодым, но достаточно известным. Из всего разнообразия сюжетов вокруг мастерской и ее основателя Пушкинский выбирает самый неинтересный и старомодный. На время выставки они воссоединились с Кранахами, оставшимися в Готе.
И что вообще значит «гнать сладострастие» — умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка. Макет, как яуже сказал, 1929года. Лукас Кранах Старший, не сомневаясь, писал тех и других.
В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа». И отец и сын обладали индивидуальным стилем и оставили очень многогранное наследие. В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Его труд, кстати, неплохо оплачивали. И если фигуры разбойников и Христа в «Голгофе с предстоящими» надуты и даже комичны, то безвольно опущенные кисти Богоматери, вся ее фигура, словно подкошенная горем, трагической выразительностью полностью компенсируют неудачу с распятыми на крестах. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания.
И если в связи с кранаховскими аранжировками ню Кеннет Кларк писал, что художник был одарен «чувством шика, благодаря которому он мог бы стать святым покровителем всех дизайнеров моды», то относительно кранаховского типажа с миндалевидными глазами Михаил Либман отмечал, что он даже стал популярным в разных регионах Германии второй четверти XVI века. Надпись над ее маленькой головой предупреждает об опасности сладострастия. В России никогда не было выставки ни одного из Кранахов – а это большая династия.
Так, на картине «Христос игрешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха иСеверное Возрождение наконец встречает южное. Лукас Кранах Старший (1472–1553) обучался живописи предположительно у своего отца. На выставке решили пойти первым путем, решительно отсекая трактовку символов и даже историю некоторых не самых известных святых вроде Доротеи из «Мистического обручения святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой», по необъяснимой причине сужая программу, заложенную в искусстве Кранахов. У правой ноги Венеры маленький Амур натягивает тетиву лука.
Причем художник писал так и некоторых своих Мадонн (ту же «Мадонну в винограднике», хранящуюся в ГМИИ) и героинь светских портретов (как в знаменитом эрмитажном изображении златокудрой красотки, упакованной в сложносочиненное платье со шнуровкой, в лихой шляпе набекрень). Самой известной «балетной» картиной художника считаются «Голубые танцовщицы», которые сегодня находятся на втором этаже Пушкинского музея. Лукас Кранах Старший (1472–1553) — реформатор немецкой живописи, чьи новаторские идеи в отношении композиции, цвета и трактовки образов оказали большое влияние на искусство Северного Возрождения. Из облака Амур целится в одну из красавиц. Настолько точен художник в передаче характеров, настолько выразителен в деталях. Когда Иоганн Фридрих Великодушный был прощен и отправлен в Веймар, Кранах едет туда же.
Мастер изображает Париса не юным пастухом, а благородным рыцарем. Вскоре за труды он получил дворянский титул — невероятная честь в эпоху, когда художник считался ремесленником, стоящим на одной сословной ступени с кузнецом или пивоваром. Носреди них есть одна, которую неслучайно путают содноимённой картиной Эдуарда Мане— «Завтрак натраве». Моне задумал огромное полотно (шириной более шести метров) дляучастия вСалоне 1866 года натуже тему, скоторой его коллега запару лет доэтого произвёл настоящий фурор. Как известно, Лукас Кранах Старший был убежденным сторонником Лютера.
Впрочем, платные дороги— особая история. Вместе с тем первый Кранах с удовольствием морализаторствует, берясь за жанровые сценки неравных браков и физиономии тамошних героев – та же публика, что витально-мордатые люди, окружившие «Христа и грешницу». Один из основателей «Дунайской школы живописи» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Тем более что Возрождение мастерская затронула по касательной. Источник молодости, 1546.
Пушкина «Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике)» (около 1522–1523), несомненно, одно из самых ярких произведений на выставке. Венера, 1529. Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера».
Впрочем, художественный талант у Кранаха Старшего отлично уживался с административным. Лютеране много размышляли над текстами Ветхого Завета. Выставка сего проектом грандиозного монумента саллюзиями кантичным корням Немецкого Возрождения (1929) недавно была представлена вМУАРеего внучками, сестрами Арендт (Maria Arendt, Наташа Арендт).
Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». По-новому расставил смысловые и стилистические акценты. Онсчитался одним изсамых зажиточных горожан средневекового Виттенберга, служил придворным живописцем саксонских курфюрстови, как утверждают летописцы, немало преуспел вкарьере инетолько. На заднем плане — ложа курфюрста.
Увы, ознакомительный характер теперешней ретроспективы, 48 картин и 50 графических работ, то, что составлена она преимущественно по коллекции Пушкинского и что здесь нет многих картин из западных музеев (видимо, потому галерея ГМИИ и занята гравюрами, для представительности), никак не удалось завуалировать, например, в посвященном Лукасу Кранаху Младшему разделе. В ней важна каждая деталь. Тут даже разные вариации: «Венера с амуром» (эрмитажная картина, самая ранняя работа Кранаха Старшего, еще в 1760-х попавшая в Россию и в принципе ранний пример обращения немецкого художника к нагой натуре) и Мадонны с младенцами. Самая яркая работа Лукаса Кранаха Старшего – «Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике)». Зеваки наблюдают из окон и дверей зданий, расположенных вокруг площади.
– Выставка «Кранахи. Затем женщины направляются к накрытым столам, танцуют и предаются любовным утехам.
А. С. На протяжении многих лет моделью живописца была Сибилла Клевская, черты которой (помимо её собственных портретов) угадываются в образах Венеры, Юдифи, нимф. Среди немецких художников Лукас Кранах Старший занимает особое место.
В Веймаре до сих пор есть могила Кранаха – на старом кладбище Якобсфриденхоф. Здесь собраны картины великого немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего – во главе с эрмитажной «Венерой и Амуром», торжественно водруженной в апсиде, как в алтаре. В отличие от трех других гравюр, посвященных только турнирам, на этом листе, помимо самого состязания изображено множество жанровых сцен.
Кранах довольно рано прославился в Вене. Витоге художник ненадолго осел вВене, где написал свои первые известные работы, втом числе «Отдых напути вЕгипет» и«Кающегося святого Иеронима» сосказочными чащами альпийских предгорий назаднем плане. Мужчины тоже могут омолодиться, вступив с ними в союз. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года.
Хотя выставочный релиз сообщает, что мероприятие продолжает цикл мировых проектов, отмечающих 500-летие этого художника, в небольшом зале всего две подписанные им (не совместно с мастерской или его кругом или последователем) работы. С 1505 года он работал придворным живописцем саксонских курфюрстов. Виноградная лоза означает истинную Церковь Христову. Отворчестве Кранахов вдвадцатых годах пытался говорить скульптор Меер Айзеншталдт. Искусствоведы продолжают спорить.
Наследникам Фридриха мастер будет служить до самой смерти. По Европе расходились гравюры со сделанными мастером портретами Лютера и его сподвижников, в типографии Кранаха печаталась лютеровская Библия (переведя Писание с латыни, Лютер создал немецкий литературный язык) с иллюстрациями художника. Кранах, следуя вкусам высшего света, ограничил тему исключительно мирскими аспектами. Из-за ствола выглядывает серый конь в богатой сбруе.
Проекция этого герба встречает посетителей при входе на экспозицию в Пушкинском музее. Пусть с натяжкой, но, пожалуй, Кранаха можно назвать Модильяни своего времени, недаром куратор выставки Вадим Садков в интервью телеканалу «Культура» рассказал, что немецкий мастер повлиял на художников XX века и на Модильяни в том числе. Кольхаас заложил имущество вбанке, устроил грандиозный судебный процесс, дошедший дотогдашнего «Страсбурга», Верховного трибунала Священной Римской империи. Известны как черно-белые, так и раскрашенные акварелью отпечатки. Билеты для посещения ГМИИ им.
Точно так же, к примеру, как будучи другом Лютера (его живописных портретов кисти Кранаха, к сожалению, на выставке нет), он писал, скажем, архиепископа Альбрехта Бранденбургского, в свое время устроившего продажу индульгенций. Но его новаторство проявляется не только в стиле. Кранах, как близкий друг Лютера (он был шафером на его свадьбе и крестил его детей), стал арт-директором нарождающейся Реформации.
А. С. Лувр, Париж. Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов напортреты. Под властью женщин в этих произведениях подразумевается сила красоты.
Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто. А. С.