В 1508 году Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах. Лукас Кранах Старший (нем. И отец и сын обладали индивидуальным стилем и оставили очень многогранное наследие. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому.
С 1505 года он работал придворным живописцем саксонских курфюрстов. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Картины духовной тематики отражали развитие и становление протестантской Реформации. В России никогда не было выставки ни одного из Кранахов – а это большая династия.
Известны как черно-белые, так и раскрашенные акварелью отпечатки. Да и еще придворный художник курфюрста, пожалованный собственным гербом – крылатым драконом, которого проецируют на стены Пушкинского так, что товарный знак Кранаха напоминает сценографию на концерте каких-нибудь металлистов. В последующие три десятилетия, уже после кончины отца, в бытность художника полноправным хозяином и главой процветавшей мастерской, окончательно сложился его индивидуальный и хорошо узнаваемый живописный стиль. Кранах довольно рано прославился в Вене.
Занего вступился простой народ, назревал народный бунт, который всоветской историографии именуется «крестьянскими войнами эпохи Реформации». Бурная эпоха сподвигает художника на эксперименты. Среди ксилографий 1506 года особый интерес представляет «Первый турнир» — большая, сложная, многофигурная композиция. В первую очередь бросается в глаза пестрая декоративность их роскошных костюмов.
Одна из лучших — Охота на оленей курфюрста Фридриха Мудрого (1529, Вена, Музей истории искусства). Картины религиозной тематики отражали развитие протестантской Реформации. На склоне лет Кранах написал уже вместе с сыном Лукасом Кранахом Младшим схожую Охоту в честь императора Карла близ замка Торгау (1544, Мадрид, Прадо).
Показательна история, которая произошла уже в старости Кранаха Старшего. Живопись и графика из собраний Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, частных коллекций и европейских партнеров: Музея Готы, Берлина, Мадрида, Праги, Будапешта. Недаром спустя 400 лет работами Кранаха вдохновлялись Альберто Джакометти и Пабло Пикассо.
Часто аксессуары и одежду людей на портретах писали его ученики – будущие немецкие художники, в том числе и младший сын. Лукас Кранах Старший (нем. Lucas Cranach der ltere 4 октября 1472, Кронах, Верхняя Франкония— 16 октября 1553, Веймар)— немецкий художник и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. На заднем плане — ложа курфюрста. В 1504 г. герцог Фридрих III, курфюрст Саксонии (также известен как Фридрих Мудрый) предложил Кранаху должность придворного художника.
Словно шаловливые дети, ангелочки играют с маленьким Христом, музицируют и собирают цветы. 1530, Вена, Музей истории искусства). Со временем слава мастерской Кранаха росла, а с ней и число заказов напортреты. В 1508 Кранах был пожалован в дворяне и в том же году побывал в Нидерландах.
Затем Иисус тут же в реке окрестил Репрева и нарек его Христофором (в переводе с греческого – «несущий Христа»). В картине «Венера и Амур» (1509, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) в отличие от предшествующих произведений живопись почти монохромна: она словно апеллирует не к цветовому многообразию живой действительности, а к принципам «музейной» античной пластики. Картинная галерея, Берлин.
На следующем этапе творчества его основными работами стали портреты. Именно к венскому периоду относятся его первые известные картины, подписанные «Лукас Кранах». Благодаря ему мы сейчас знаем, как выглядели лидеры Реформации. В полной мере насладиться макабром позволяет картина «Грехопадение изгнание из рая и искупительная жертва Христа».
Он создал ряд картин в «лютеранской» манере, где изображал Христа традиционно, а апостолы без ореола и с лицами лидеров-реформаторов. Придворный художник саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505—1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Из-под его кисти вышло несколько портретов Мартина Лютера (католического священника инициатора движения в Церкви, названного Реформацией), его жены и детей, придворных и княжеских персон, многих духовных лиц католической церкви. В ней просматривается абсолютно новый подход Лукаса Кранаха к теме распятия Христа. Вдохновлённый опытом итальянского Ренессанса, он изучает законы перспективы. И весь его визуальный язык, который сегодня может показаться неискушённому взгляду сухим и средневековым, был для Германии XVI века настоящей пощёчиной общественному вкусу.
После нее он становится одним из любимых художников немецких экспрессионистов. Творение Лукаса Кранаха достойно заняло свою нишу в религиозной тематике. Затем женщины направляются к накрытым столам, танцуют и предаются любовным утехам. Особенно явственно эти черты сказываются в работах конца 1520-х — начала 1530-х годов: Суд Париса (1528, Базель, Художественный музей), Лукреция (последняя тема известна в многочисленных вариантах). В его работах подобного рода прослеживается ясный эротический подтекст.
Преобладает некий общий тип: миловидное лицо с заостренным подбородком и несколько раскосыми глазами (Женский портрет, 1526, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Работая над портретами, мастер не идеализировал своих заказчиков, пытаясь заглянуть в их внутренний мир для него имел значение исключительно внешний облик. Она предстает перед зрителем во всей своей женственной прелести.
Придворный художник саксонского курфюрста Фридриха Мудрого в Виттенберге (1505 – 1550), глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера. Он выполнял огромное количество заказов от княжеских и придворных особ, а также многих представителей католической церкви (Альберта Бранденбургского, архиепископа Майнца, герцога Альба и др. ). Благо там же жила его дочь со своей семьей. Дерево, масло, 122, 5186, 5 см.
Он писал алтари, разрабатывал монеты, занимался гравюрами и ксилографией. Картина из собрания ГМИИ им. Один за другим чередуются эпизоды охоты и трудно оторвать взгляд от этой веселой, бесхитростной, но бесконечно занимательной картины. По Европе расходились гравюры со сделанными мастером портретами Лютера и его сподвижников, в типографии Кранаха печаталась лютеровская Библия (переведя Писание с латыни, Лютер создал немецкий литературный язык) с иллюстрациями художника. Там художник создает мастерскую, с 1519 многократно становится членом Городского совета и бургомистром. Шедевр из коллекции Эрмитажа — одна из первых работ художника на тему античной мифологии.
Вадим Садков: Это так. Дерево, масло, 3822 см. В основу созданного полотна легла следующая легенда.
Каждая деталь этой работы исполнена глубокого иносказательного смысла: виноград в руке Богоматери, к которой прикасается Младенец, напоминает о человеческом воплощении Христа, принявшего муки и умершего на кресте во имя искупления первородного греха виноградная лоза означает «истинную Церковь Христову», которую персонифицирует Богоматерь изображение водопада намекает на живительную силу христианской веры, утоляющую духовную жажду праведников. Тем более что Возрождение мастерская затронула по касательной. В 1509 году из-под его кисти вышла знаменитая «Венера с Амуром». В Веймаре до сих пор есть могила Кранаха – на старом кладбище Якобсфриденхоф.
С сочной зеленью отлично гармонируют насыщенные красные тона одежд. Впрочем, платные дороги— особая история. Многие люди, увидев такое чудо, обратились в веру.
Так, одной изхарактерных черт его творчества было пристрастие ксозданию произведений сравнительно крупных размеров— масштабы онлюбил. Зеваки наблюдают из окон и дверей зданий, расположенных вокруг площади. А. С. Лукас Кранах Старший (1472–1553) обучался живописи предположительно у своего отца. Источник молодости, 1546. Кранах, как близкий друг Лютера (он был шафером на его свадьбе и крестил его детей), стал арт-директором нарождающейся Реформации.
Он создал легко узнаваемый и запоминающийся мир ярких художественных образов. Занего вступился Мартин Лютер, ставший ктому времени духовным лидером эпохи.
Как всякий тираж, продукция мастерской подвержена эрозии и даже у самых талантливых подмастерьев Кранаха Старшего (лучшим считается его сын, полный тезка, только младший) в лучшем случае выходят отличные портреты. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. В нем ощущается упорный волевой характер человека эпохи Возрождения. Фактически Кранах по-настоящему был открыт и оценен на выставке 1898 года в Дрездене. Картину, кстати, приписывают то младшему, то старшему Лукасу Кранаху. Вадим Садков: Молодым, но достаточно известным.
Среди них есть парадные изображения, как, например, парный свадебный портрет саксонского герцога Генриха Благочестивого и его жены Катарины Мекленбургской (1514, Дрезден, Картинная галерея). Искусствоведы продолжают спорить. Однако лицо выполнено совсем в другой манере.
Интересно, что его аптека действовала до 1871 г., после чего сгорела во время пожара. На темном нейтральном фоне светится обнаженное тело богини. Лувр, Париж.
Картина «Отдых на пути в Египет», написанная в 1504 году, показывает идеальное времяпрепровождение семейства, разместившегося на лужайке среди берез и елей. Кольхаас заложил имущество вбанке, устроил грандиозный судебный процесс, дошедший дотогдашнего «Страсбурга», Верховного трибунала Священной Римской империи. Первый кран с использованием гидравлики (модель L300) в Европе, который выпускался не в единичных экземплярах, а на базе производства, был создан крупнейшей ныне компанией Liebherr. На протяжении многих лет моделью живописца была Сибилла Клевская, черты которой (помимо её собственных портретов) угадываются в образах Венеры, Юдифи, нимф.
В 1493 году молодой человек отправился на Святую землю— Палестину. Отец художников Ганса Кранаха и Лукаса Кранаха Младшего. «Распятие» – картина 1501 года, сюжет которой был взят из Священного Писания. Кранах, следуя вкусам высшего света, ограничил тему исключительно мирскими аспектами. Венчает картину двусмысленная надпись: «Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера».
Отворчестве Кранахов вдвадцатых годах пытался говорить скульптор Меер Айзеншталдт. Как ни странно, в Кранах ввел моду на небольшие картины с мифологическими сюжетами. Кранах вступил на эту должность и служил при дворе всю свою жизнь. Ряд произведений был создан в лютеранской манере. ОМихаэле Кольхаасе советская историография незнает. Одним изпостоянных клиентов, например, был Мартин Лютер, портрет которого написал Кранах, так что благодаря ему мызнаем, как выглядел знаменитый деятель немецкой реформации. Кранах перестал быть придворным художником после поражения курфюрста Иоганна Фридриха I в битве при Мюльберге в 1547 г. В 1550 г. он последовал за герцогом, который был заключен в тюрьму императором Карлом V. Иоганн Фридрих был освобожден в 1552 г. и вернулся на север, Кранах последовал за ним.
Здесь необычно всё: обнажённые тела, хулигански прикрытые прозрачной тканью (один из любимых приёмов мастерской Кранаха), экзотическая внешность и даже фирменная монограмма художника с дракончиком изображённая на как бы парящем в воздухе листке бумаги с заломами — похожие спецэффекты любил Альбрехт Дюрер. В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504 года. Спустя несколько лет Максимилиан I поручил Кранаху (а также Альбрехту Дюреру) проиллюстрировать свой молитвенник. Неоднократно избирался бургомистром, например.
Сильная сторона этих «охот» — пейзажное окружение. В 1508 г. он с дипломатической службой курфюрста отправился в Нидерланды, где он встретился с императором Священной Римской империи Максимилианом I на церемонии присяги его преемника восьмилетнего эрцгерцога Карла (впоследствии ставшего Карлом V). В 1505 году он был приглашен в Виттенберг ко двору саксонского курфюрста Фридриха Мудрого. Его труд, кстати, неплохо оплачивали.
Кранахов незнал практически никто. Раскраска гравюр на дереве была традиционна в Германии со Средних веков, этим способом часто пользовался и Кранах Старший. Образы Святого Христофора в разные времена писали многие художники. Он неоднократно доказывал свою преданность герцогам Саксонии. Для них он написал портреты.
Вадим Садков: Он вообще был очень верным другом. Здесь зарождается протестантская этика и дух капитализма, если вспомнить Макса Вебера: предложение зависит от спроса, эротические картинки и портреты поставлены на поток – в общем, Лютера и Лукрецию в каждый дом. «Грехопадение» — еще одна агитка лютеранства иллюстрирующая протестантский тезис о спасении не через церковь, но через чтение Библии и божью милость. Об этом говорит и жест рук, словно выхватывающих меч из ножен.
Они активно участвовали в написании сюжетных картин и портретов, а работы подписывались печатью отца. По сравнению с мужскими портретами Кранаха женские слабее и однообразней. Витоге художник ненадолго осел вВене, где написал свои первые известные работы, втом числе «Отдых напути вЕгипет» и«Кающегося святого Иеронима» сосказочными чащами альпийских предгорий назаднем плане.
До 1508 г. он расписал часть алтарной стены в Замковой Церкви в Виттенберге. Он рисовал Мартина Лютера, его жену и детей. Наследникам Фридриха мастер будет служить до самой смерти.
И что вообще значит «гнать сладострастие» — умерщвлять плоть или удовлетворять желания вовремя, дабы сохранить трезвость рассудка. Пытался ли Кранах оправдать откровенный эротизм своей картины назидательной надписью. Такой же прием можно проследить и в картинах на библейские темы. По старому обычаю здесь одновременно изображено множество библейских сцен. Год спустя художник скончался в Веймаре.
Жизнь Кранаха при дворе саксонских курфюрстов пришлась на историческое время. Известно, что у художника было еще три дочери. В этой экспозиции старались отразить разные аспекты творчества и показать главные шедевры. В 1493 г. молодой человек отправился на Святую землю – Палестину.
Все они небольшого размера и вряд ли предназначались для публичной демонстрации. Лукас Кранах Младший (1515–1586) продолжал многогранную деятельность в семейной мастерской, занимаясь в первую очередь повторением отцовских оригиналов, созданных в самых разных жанрах — от религиозных и мифологических сцен до аллегорий и серийных портретов курфюрста Иоганна Фридриха Великодушного, Сибиллы фон Клеве, Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона. Благодаря его мастерской, работы бесчисленно множились. Например, «Охота на оленей» (1529 г, Вена, Музей истории искусств). Такую же манеру можно проследить и в картинах на библейские сюжеты. Пятью персонажами на сцене жизни разыграна настоящая драма.
В 1501 году художник приехал в Вену, где пробыл до 1504. Морализаторскую надпись на картине — «Всеми силами гони Купидоново сладострастие, / Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера», — вероятно, сочинил кто-то из его виттенбергских приятелей-интеллектуалов. Лукасу великолепно удавались пейзажные работы.
Тиражный подход Кранаха, раздражавший некоторых искусствоведов (Александр Бенуа писал: «В отдельности каждая картина — прелесть, вместе взятые — они выдают «фабричный штамп»), приносил хороший доход. В поздних работах мастера в стиле «ню» просматривается воздействие итальянского искусства той эпохи: обольстительные позы, пышная грудь и высокая талия, узкие плечи и маленькая голова. Смерть курфюрста Фридриха Мудрого и курфюрста Иоанна не изменила положения Кранаха при дворе, при Джоне Фридрихе I художник дважды становился бургомистром Виттенберга (в 1531 и 1540 гг. ). Сегодня достаточно тяжело определить истинное авторство некоторых из них. Но в отсутствие родной традиции это давалось непросто.
Вместе с тем это – один из лучших видов природы в европейском искусстве. Венера, 1529. Выставка сего проектом грандиозного монумента саллюзиями кантичным корням Немецкого Возрождения (1929) недавно была представлена вМУАРеего внучками, сестрами Арендт (Maria Arendt, Наташа Арендт).
Лукас Кранах Старший (1472–1553) — реформатор немецкой живописи, чьи новаторские идеи в отношении композиции, цвета и трактовки образов оказали большое влияние на искусство Северного Возрождения. Макет, как яуже сказал, 1929года. За деловую хватку Кранаха уважали все бюргеры Виттенберга — он состоял в городском совете и несколько раз был избран бургомистром. Когда Иоганн Фридрих Великодушный был прощен и отправлен в Веймар, Кранах едет туда же. Женская натура, тонкая и вытянутая, в основном изображена в больших головных уборах, в стиле «ню» либо прикрыта слегка драпированной тканью. К лучшим произведениям Лукаса Кранаха Старшего относят исполненную во второй половине 1510-х годов картину «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской, со святыми Доротеей, Маргаритой и Варварой».
У художника имелось еще три дочери. Пушкина «Мадонна с Младенцем (Мадонна в винограднике)» (около 1522–1523), несомненно, одно из самых ярких произведений на выставке. И прожил с ним пять лет. Художник организовал процветавшую на протяжении более ста лет мастерскую, руководство которой со временем перешло к его сыну Лукасу Младшему, а затем — к внуку и правнуку. В 1532 году Лукас получил от Фридриха III заказ на 60 портретов. Постепенно художник стал самым богатым бюргером Виттенберга, неоднократно избирался бургомистром города.
Один из основателей «дунайской школы» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Затем он поступил на службу к Саксонскому курфюрсту Фридриху Мудрому. Весьма показательно, что этот тип почти полностью повторен в картине «Юдифь с головой Олоферна» (ок. С ранней юности он странствовал по Германии в поисках призвания. Так, на картине «Христос игрешница» «флорентийские» лица сочетаются с типажами Иеронима Босха иСеверное Возрождение наконец встречает южное.
Этот человек прославился как замечательный портретист ивеличайших мастер гармоничного синтеза человеческих фигур ипейзажа икак основатель семейной художественной мастерской, процветавшей более сотни лет. Не только техника, но и стиль Кранахов — своего рода коллаж. Настоящей революцией в немецком искусстве стало полотно «Венера и Амур» 1509 года — именно оно занимает центральное место на выставке в ГМИИ. Следует отметить, что Лукас Кранах был выдающимся портретистом своей эпохи. На рубеже 1510-х годов в искусство Кранаха впервые входят образы античной мифологии. Кранах Младший действовал осторожно— сначала привнес вхудожественное решение своих работ новые детали, по-иному расставил смысловые истилистические акценты, показав, таким образом, нетолько собственную профессиональную зрелость, ноиотразив определенные изменения вхудожественной моде при саксонском дворе.
Один из основателей «Дунайской школы живописи» выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Мужчины тоже могут омолодиться, вступив с ними в союз.