С 1793 года Давид входит в Комитет общественной безопасности – и сближается с главой якобинской партии Робеспьером. К началу XIX в. общепризнанным лидером среди французских художников был Жак Луи Давид — самый последовательный представитель неоклассицизма в живописи и чуткий летописец своего бурного времени. Отдельной главой творчества Давида было его отношение к Наполеону Бонапарту – художник был его поклонником с их первой встречи.
На тумбе, где лежат письменные принадлежности, крупно написано: Марату – Давид. Не смотря на всю критику, что обрушилась на творчество Жак-Луи Давида после его смерти, его вклад в развитие изобразительного искусства 18 века бесценен. После нового переворота в июле 1794 г. Давид, как видный якобинец, был арестован и предстал перед следствием. Жак-луи Давид родился в семье богатого парижского буржуа.
На закате революционного движения, его бывшей жене удалось добиться освобождения Давида из тюрьмы. Искусство на протяжении всей биографии Давида было неожиданным, решительным разрушением традиций. В детстве у Давида обнаружилась склонность к рисованию, в парижской Академии Святого Луки он посещает уроки рисунка.
Эскизы будущей картины Давида позволяют предположить, что художник стремился показать момент исторической правды, когда Бонапарт, приняв из рук Папы императорскую корону, сам себя увенчал ею, ясно указывая на единственный источник своей императорской власти. Кисти Давида принадлежит несколько блестящих по технике исполнения и точности характеристик портретов его современников: Мадам Рекамье (1800, Париж, Лувр), портреты четы Серизиа (1795, Париж, Лувр) и др. Давид создал не просто образ хорошенькой кокетливой дамы, но женский тип, образ эпохи, покоряющий своей убедительностью. В свое время роялист, позднее поддержавший французскую революцию, Давид всегда был поборником возвышенной красоты в искусстве.
Жак Луи Давид был организатором этой церемонии и ее хореографии. На заднем плане Жак Луи Давид, картины которого отражают ценности эпохи Просвещения, поместил три арки, соответствующие группам фигур братьев, женщин и отца, подающему оружие сыновьям. С поступлением в Академию для Давида начались годы упорного и непрестанного труда.
А именно: по указанию Бонапарта Давид должен был убрать силуэт римской богини победы Виктории над фигурами, прижимающих знамена. В этой небольшой статье «Жак-Луи Давид: краткая биография, картины и видео» — о жизни французского живописца, крупного представителя французского неоклассицизма в живописи. Стокгольм, Национальный музей) Рисунки, сделанные Давидом во время его поездки в Рим, станут основным репертуаром тем и форм для его последующего творчества.
Умер Давид в Брюсселе 29 декабря 1825. Через своих учеников Давид оказал большое воздействие на развитие живописи в Бельгии, Дании и Германии. В то время как в 1789 г. началась Французская революция, Национальная Ассамблея рвалась к власти, а Бастилия пала, Жак-Луи Давид создает картину «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей».
Давид рисовал Наполеона, когда тот был еще генералом в 1797. Марат – член Национальной Ассамблеи, журналист, друг Давида, был убит приверженкой оппозиционной партии Шарлоттой Корде ножом. Версаль, Национальный музей) Серией портретов Наполеона Давид создал до тех пор не существовавшую типологию историко-героического портрета. Несмотря на то, что французский император позировал мало и неохотно, художник получил от него урок стиля. Уничтожаемый жаждой безупречности, а также политическими идеями о французской революции, Давид в своих работах наложил жесткое ограничение на выражение чувств.
С этих пор Давид оставляет радикальные методы выражения своих взглядов и стремится к метафоричности. По указу Людовика XVIII, в 1816 Давид был сослан в Брюссель. В последующем Давид пять раз претендовал на грант, для того чтобы поехать в Рим.
И, наконец, в 1774 году Давид получил этот грант и в 1775 он отправился в Италию. Жак-луи Давид (фр. Jacques-Louis David 30 августа 1748, Париж — 29 декабря 1825, Брюссель) — французский живописец и педагог, крупный представитель французского Неоклассицизма в живописи. Давид посчитал, что эта легенда будет как нельзя более своевременной в его эпоху. После провозглашения Империи в 1804 г. Жак-Луи Давид стал официальным придворным живописцем.
После смерти мужа и в связи с отъездом в другой город, мать оставила Давида на воспитание брату, который был архитектором. Давид еще не отваживался доверить зрителю оценку события и солдат как бы выражал удивление и горе самого художника. Помимо исторических полотен Давид оставил большое количество прекрасных по живописи и характеристике портретов. Низвержение Наполеона и реставрация Бурбонов вынуждают Давида эмигрировать из Франции.
Строгим изяществом своего письма Давид предопределил характерные черты того классицизма начала 19-го века, который получил название ампир. В книге Мармонталя Давид привлек один из последних эпизодов – старый воин узнает своего полководца в дряхлом, слепом нищем, просящем подаяние. Жак-луи Давид с учениками создал также две огромных размеров картины иллюстрирующие начало эпохи империи.
В 1775—1780 Давид обучался во Французской академии в Риме, где изучал античное искусство и творчество мастеров эпохи Возрождения. Давид точно изобразил обстановку события: Марат лежит в ванне, в руке еще зажато письмо-прошение, голова, обернутая полотенцем и другая рука, с пером, бессильно свесилась рядом валяется нож. В такой атмосфере проходили ученические годы Давида. Не смотря на востребованность своих работ в Париже, Давид стремится в Рим, считая, что только там он может полностью раскрыться как художник.
В 1789 г. Жак-Луи Давид пишет картину «Клятва на поле для игры в мяч» (сохранился лишь эскиз этой картины) – символ национального единства против старого режима – это было попыткой запечатлеть исторический момент в истории будущей республики. Жак-луи Давид (фр. Jacques-Louis David 30 августа 1748, Париж — 29 декабря 1825, Брюссель) — французский живописец и педагог, крупный представитель французского неоклассицизма в живописи. Ни одну картину Давид не писал так долго. Задача настоящего очерка и состоит в том, чтобы дать представление о жизни и творчестве Давида, об общественно-эстетических взглядах эпохи и ее исторических событиях.
Одна из самых известных картин Давида — это портрет Наполеона, генерала победоносной итальянской кампании. Его давняя мечта осуществилась – Давид начинает выставлять свои картины и у него появляются первые поклонники. В сентябре 1783 года Давид за эту картину был принят в действительные члены Королевской академии.
Наконец еще один решил попытать счастья. Давид горячо поддержал французскую революцию. Он напомнил Давиду коней Диоскуров с римского Капитолия. После свержения Наполеона он слишком напоминал о кровавых событиях, произошедших в истории Франции. Этого живописца называют «свидетелем эпохи», так как, отразив в своем искусстве различные этапы политической жизни Франции — времени «старого режима» (времени царствования Людовика XVI до 1789 года), революции, консульства империи, реставрации Бурбонов, — он был не только художником, но и известным общественным деятелем. Действительно, конкурс 1774 г. принес долгожданную победу. Первое самостоятельное историческое полотно «Врач Эразистрат обнаруживает причины болезни Антиоха» (Париж, Школа изящных искусств) было написано в духе грациозной интерпретации античного сюжета Вьеном, с легким привкусом допустимой фривольности.
Однажды Давид с приятелем наблюдали свиту короля, отправившуюся на охоту. Жак-Луи Давид родился 30 августа 1748 года в семье оптового торговца железом Луи-Мориса Давида и его жены, Мари-Женевьев (урожд. Для работы над картиной «Клятва Горациев» (1784 г. ) Давид уехал в Рим. Давид был учителем А. Гро, Ф. Жерара, Ж. О. Д.
И Давид признается ему, а также Пейрону, Венсану, своим товарищам по Академии: «Я хочу, чтобы мои произведения имели античный характер до такой степени, что афинянин, будь он в состоянии вернуться в мир, принял бы их за творения греческого живописца»». В светильнике, в изгибе спинки канапе было спокойное равновесие, неотрывное от человека. В центре картины женщины в «Горациях» они безмолвствуют, в «Бруте» же бурно оплакивают казнённых сыновей и братьев.
Когда сообщили, что правительство не допускает к показу эту картину, люди были возмущены и члены королевской семьи уступили. Ее поэтическое вдохновение сменяется любовным экстазом. Его отец Морис Давид был убит на дуэли, когда мальчику минуло 9 лет.
Над текстом оды, поясняя сюжет, художник поставил имя Фаона. Брут, Люций Юний (Brutus) – сын Марка Юния и дочери Тарквиния Древнего. Эвхарида (греч. В 1791 он приступил к работе над огромным полотном «Клятва в зале для игры в мяч», где предполагал увековечить историческое собрание Генеральных штатов 20. 6. 1789, открывшее путь к окончательному свержению монархии. В августе того же года вернулся во Францию.
Луки и довольно скоро (в сентябре 1766 г. ) по совету Франсуа Буше поступил в Королевскую Академию, в мастерскую живописи, руководимую Жозефом Мари Вьеном (1716-1809). Телемах (греч. Когда полотно было закончено и художник выставил его для публики, началось настоящее паломничество римлян и иностранцев в его мастерскую.
Его личность играла здесь не последнюю роль: кипучий темперамент, эмоциональность, неуемный энтузиазм, стремление к независимости – все это было обращено против существовавшего режима, а также против Королевской академии живописи и скульптуры, члены которой не одобряли его работ и республиканских позиций (она была упразднена по инициативе художника). «Леонид I при Фермопилах». Мастерская превратилась в настоящий объект паломничества. Последние десять лет жизни основоположник классицизма провёл в изгнании.
Большая Римская премия была, наконец, вручена Давиду за картину «Врач Эразистрат открывает причину болезни сына Селевка Антиоха, влюбленного в свою мачеху Стратонику». Тогда он послал в Рим послов, которые должны были потребовать его частное имущество. В его честь художник создает конный портрет на фоне вымышленного пейзажа «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» (1801, Мальмезон, Национальный музей), большое историческое полотно «Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижского Богоматери 2 декабря 1806 года» (1805—1807, Париж, Лувр), портрет «Наполеон в своем рабочем кабинете» (1812, Вашингтон, Национальная галерея искусства), аллегорическую картину «Леонид при Фермопилах» (1814, Париж, Лувр), прославляющее походы «Великой армии». В 1793 г. Давид пишет композиции «Убитый Лепелетье» и «Смерть Марата», совмещая в них черты портрета и исторического полотна. Учился у Ф. Буше, затем в Академии художеств у Ж. М. Вьена.
Появляющийся в этот момент Фаон нежно касается рукой ее лица. Веселые восклицания, смех, оживленные голоса раздались с лужайки, расположенной поодаль. В 1781 г. Давид был принят в число членов Королевской академии и получил право участвовать в её выставках — луврских Салонах. Давид был активным деятелем революции, членом Конвента (1789-94), организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре. «Портрет Лавуазье» Давида, который был не только химиком и физиком, а также активным членом Якобинского движения, была запрещена властями к показу.
Давид Жак Луи (David) (1748-1825), французский художник, общественный деятель. Он получил заказ на картину Клятва в Зале для игры в мяч (не осуществлена эскиз 1791, Лувр), Убитый Лепелетье (1793, не сохранилась) и Смерть Марата (1793, Брюссель). ВИКТОР ЖАН НИКОЛЬВид на Новый мост из Лувра (Париж, Музей Карнавале) Париж, каким его можно было увидеть из мастерской Давида в Лувре, — это кусочек Сены и Нового моста.
Но главное, что взволновало зрителей – ощущение необходимости и благородства подвига. Он предостерегает Давида об опасности потерять себя в бесконечных повторениях мотива, в постоянном — целыми днями и даже месяцами — пребывании на Форуме или в коллекциях. Итог оказался печальным. В это время пришла та женщина и ее пропустили к Марату.
Благожелательный прием в Салоне встретило и полотно «Скорбь Андромахи у тела Гектора» (1783, Париж, Лувр). После поражения Наполеона в битве при Ватерлоо в 1815 году бежал в Швейцарию. В этом непрерывном взаимодействии натуры и стиля и выявляется гений Давида».
ход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» (1800 г. ) художник изобразил своего нового героя возвращающимся из победоносного похода в Италию. Полотно представляет собой огромный холст. Непосредственность, тёплая задушевность порой сменяются атмосферой холодной элегантности, достигающей апогея в образе мадам Ж. А. Рекамье (1800, там же).
Велизарий – полководец византийского императора Юстиниана Великого (490 – 565). Eucharis, очень изящная), в древнегреческой мифологии, была одной из нимф, спутниц Калипсо. Но Юстиниан не доверял Велизарию и боялся его.
Античный сюжет из новеллы Мармонтеля (1767) о прославленном древнеримском полководце из-за ложного обвинения обреченном на нищету и скитания, был популярен в эпоху раннего неоклассицизма. Республиканские народные идеи становятся смысловым центром полотна. Педагогическая система последнего, проведшего несколько лет в Италии и увлечённого античностью, была основана на изучении античного искусства, произведений Рафаэля, братьев Карраччи, Микеланджело, требовании достижения в живописи «правды» и «величия». Для произведений художника Жака Луи Давида 1780-х годов характерны публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории (Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789, Лувр, Париж). Давид вновь обратился к драматическим событиям античной истории, выделяя в них тему разрешения противоречий (Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами, 1799, Лувр).
В грандиозной картине «Коронование Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 г» (1807 г. ) Давид создал очередной миф — блеск алтаря и великолепие одежд придворных действуют на зрителя не хуже, чем убогая мебель и старые простыни Марата. Сын Селевка и согдианской княгини Апамы, Антиох I Сотер (т. Окончив колледж, он добился согласия родных посещать класс рисунка в Академии св. После контрреволюционного термидо- рианского переворота с конца 90-х гг. Каждая эпоха имеет свой облик, неповторимый и нелегко замечаемый своими современниками.
«Весь Рим» собрался, чтобы посмотреть «Клятву Горациев», которую посчитали величайшей данью уважения Вечному Городу. После чего мать, оставив ребёнка в Париже на попечении брата, уехала в Эврё. Давид обучался во Французской Академии.
Модели изображены то словно уподобленными античной статуе («Госпожа де Веркинак», 1799, Лувр), то в свободной непроизвольной позе, отдыхающими на пленэре («Портрет госпожи Серезиа «— сестра жены Давида «Портрет Пьера Серезиа», оба — 1795, все — Париж, Лувр). Обнаженные руки, шея и ступни маленьких ног были совершенны, как у богини. Один из них помолвлен с сестрой Горациев.
В этот же период утверждается и выдающийся талант Давида-портретиста. В конце концов император решил избавиться от слишком прославленного военначальника.
(фр. Уже в 60-х годах XVIII в. туда устремлялись молодые люди из различных стран, получившие художественное образование у себя на родине и мечтавшие приобщиться в Италии к высокому искусству и усовершенствовать свое мастерство. В 1792-94 Давид был членом Конвента. История Телемаха послужила темой знаменитого романа Фенелона «Путешествие Телемаха» (русский перевод в стихах Тредьяковского «Телемахида»).
Картины Убитый Лепелетье (1793, не сохранилась) и особенно Смерть Марата (1793, Музей современного искусства, Брюссель) с её трагическим звучанием, суровой жизненной правдой, простотой и лаконизмом композиции, аскетической сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм стали памятниками героям революции, совмещая черты портрета и исторической картины. Таким образом, Жак-Луи Давид противопоставляет необходимость выполнения сыновнего долга любви и женской привязанности. Он оказался необыкновенно плодовит, сделал множество портретов императора («Наполеон при переходе через Сен-Бернар», 1800 г. и др. ), его жены Жозефины, придворных («Мадам Рекамье», 1800 г. портреты четы Серизиа, 1795 г. ) и генералов, а также запечатлел торжественные события («Коронация», 1805—1807 гг). Впервые в искусстве образ недавнего политического события обретает подобную масштабность однако картина осталась незаконченной, о её замысле можно судить по рисунку пером (Лувр) и крупному фрагменту (Национальный музей Версаля и Трианонов). Мечи, руки отца и сыновей, соединившись в самом центре полотна, символизируют смысл и значение картины: над всем, над человеческими чувствами и жизнями, над горем женщин и старостью отца возносится клятва в верности долгу и лезвия мечей.
Даже Папа Римский увидел детище французского художника. Давид ежедневно получает латинские итальянские, французские стихи».
С 1789 года Давид включается в политическую деятельность: руководит устройством массовых празднеств нового типа, пропагандирующих идеи свободы, равенства и братства, разрабатывает новые формы костюма, выступает с инициативами реформы Лувра (превращённого в годы революции в национальный музей) и демократизации Академии Художеств. Провозглашённый в 1804 г. императором Наполеон назначил Давида «первым живописцем». После получения римской стипендии Prix de Rome (четырежды не мог победить из-за чего пытался совершить самоубийство путем голодания), в 1775 он отправился в Италию. В портретах Давида 80-х – начала 90-х гг.
Все, затаив дыхание, следили за поединком человека и коня. Эвриклея (греч. Первые опыты работы 1780-х годов («Госпожа Пекуль» и «Господин Пекуль» — парные портреты тещи и тестя художника, 1784, Париж, Лувр) продолжила большая серия портретов 1790-х годов. «Антиох и Стратоника».
Сюжет картины заимствован из древнеримской легенды. Большой общественный резонанс вызвало его полотно «Клятва в Зале для игры в мяч» (1789, Версаль, Национальный музей рисунок пером — Лувр), оставшееся незавершенным. Это предстояло сделать его ученику Давиду, которого он впоследствии назвал своим «лучшим произведением». Противники Горациев – друзья их детства.
Чувствуется творческое нетерпение, этот ускоренный темп заставляет сильнее ощущать сам ток жизни, будто пронизывающий все полотно. Двое Горациев погибли в бою. В предрево- люционную эпоху во Франции крупнейший представитель так называемого революционного классицизма. Своим долгом художник считает «прославление кистью революционных мучеников», посвятив этой теме полотна «Смерть Марата» (1793, Брюссель, Королевские музеи), «Смерть Жозефа Бара» (1793, Авиньон, Музей Кальве).
После прихода к власти Наполеона I Давид стал главным придворным живописцем. Давид стал одним из ведущих деятелей Великой французской революции. Отчаяние овладело молодым художником и он решил покончить с собой. Давид взял эту легенду за основу, что ощущается даже в деталях (гора изображенная в глубине картины, вероятно, содержит намек на самоубийство Сафо). Грациозно-женственное начало преобладает в жеманно-эротичном полотне «Парис и Елена» (1788, Лувр).
С тех пор, говорила легенда, римляне и сабиняне объединились в единый народ. Одни исследователи считают, что творчество Давида великолепно, его работы пластичны и прекрасны по цвету и композиции, по праву занимая свое место в одном ряду с Великими мастерами. Картина «Клятва Горациев» (1784, Лувр), написанная на тему трагедии П. Корнеля, воспринимается как революционный призыв политические настроения и чаяния, воплощённые в античном антураже, произвели чрезвычайно сильное впечатление на современников. Модели изображены то словно уподобленными античной статуе (Госпожа де Веркинак, 1799, Лувр), то в свободной непроизвольной позе, отдыхающими на пленэре (Портрет госпожи Серезиа — сестра жены Давида Портрет Пьера Серезиа, оба — 1795, все — Париж, Лувр).
Впервые эта история появилась в сочинении Менандра «Левкадия». «Героический» стиль полотна с изображением застывших в клятве единения фигур трех братьев Горациев на фоне дорической колоннады вызвал много подражаний у мастеров неоклассицизма в эпоху предреволюционных настроений во Франции. «И с глаз спала пелена», — скажет художник свою известную фразу по поводу увиденных им подлинников. Немалую роль в этом отношении сыграло опубликование в 1764 г. работы немецкого искусствоведа И. И. Винкельмана «История искусства древности», в которой высшим идеалом художественного произведения провозглашалась «благородная простота и спокойное величие» античного искусства. Воодушевлённый Великой французской революцией, Давид стремился к созданию исторической картины на современную тему (Клятва в зале для игры в мяч, 1791, не закончена).
Оставшись в одном камзоле, юноша казался совсем хрупким рядом с огромным жеребцом. Отправляясь на смертельный бой, братья дают клятву отцу защитить отечество. Его дядя (известный архитектор) и мать хотели видеть его архитектором, но Жак-Луи хотел быть художником. Вьена — основывалась на требовании достижения «правды и величия» на основе изучения античности, живописи Рафаэля и мастеров болонской школы, скульптуры Микеланджело. Композиция картины с сидящей у смертного ложа супруга Андромахой повторяет сцену, воспроизведенную в античном рельефе «Смерть Мелеагра», который часто копировали мастера неоклассицизма.
Еще в период школьного обучения (в колледже Четырех Наций) Жак Луи рисовал с увлечением не только в свободные часы, но и украдкой во время уроков. Марат был болен, вот таким образом лежал в ванне, накрытый простыней, принимая лечение от простуды.
Славу Давиду принесла картина «Клятва Горациев» (1784 г. ) изображающая трёх братьев-близнецов, которые, по преданию, победили в поединке с тремя братьями-близнецами Куриациями в споре о могуществе Рима. Картина вызвала огромный успех. Картина «Сафо и Фаон» характерна для зрелого творчества Давида. Это четкое гендерное разделение было характерно для социальной доктрины того времени. подчёркивается социальная сущность модели, воплощается классицистическое представление о волевом и деятельном человеке (Врач А. Леруа, 1783, Лувр).
Наполеон, отметившии картину, назначил Давида своим придворным живописцем, впоследствии художник стал одним из создателей имперского стиля. Классицистические представления о волевом и деятельном начале как сущностном ядре человеческой личности отразились в портретах Давида этого периода (Портрет доктора Альфонса Леруа, 1783, Музей Лувр, Париж).
Переехал в Брюссель, где прожил до конца жизни. Викар, ставшие позднее прославленными мастерами. Во время войны римлян с городом Альба-Лонга (VII в. до н. э. ) они одолели в бою трёх лучших воинов противника (тоже братьев — Курпациев), что принесло римлянам почти бескровную победу. Для архитектуры ампира характерны монументальность, геометрическая правильность объемов и целостность (триумфальные арки, колонны, дворцы). Авторитет Давида как крупнейшего мастера французского классицизма 18 века закрепляется картинами «Смерть Сократа» (1787, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» (1789, Лувр), «Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами» (1799, там же).
В этом полотне почти повторена композиция «Клятвы Горациев», но все акценты смещены. В эти годы он написал цикл картин о «муче никах Революции» («Смерть Марата», 1793). Однако за два года он успел выполнить в красках только головы некоторых депутатов и был вынужден отказаться от работы: многих участников клятвы в ходе дальнейших событий революции объявили «врагами народа» и они эмигрировали или были казнены. Когда ему было около девяти лет, его отца убили на дуэли. После пребывания в Риме (1775-80), где Давид изучал памятники античности и искусство итальянского Возрождения и барокко, он выступил с историческими картинами «Велизарий, просящий подаяние» (1781, Музей изобразительных искусств, Лилль) и «Андромаха, оплакивающая Гектора» (1783, Лувр).
Другое название картины «Врач Еразистрат обнаруживает причиной болезни Антиоха страсть к своей мачехе Стратонике». В ней причудливо сочетались циничная трезвость с романтической восторженностью. Сабиняне решили отомстить, собрали войско и двинулись на Рим. Они стремились захватить власть, чтобы восстановить монархию. Брут безмолвно сидит в густой тени колоннады. Их страсти подчинены воле и разуму. Отец благословляет их на подвиг. Винкельмана.
По мнению некоторых историков, он был родом славянин и звался Величар. После чего мать, оставив ребёнка в Париже на попечении брата, уехала в Эврё. Его стремление к античному искусству, полученное в Риме, а также обозрение руин Помпеи и Геркуланума, подтолкнуло к возрождению классического направления во французском искусстве. Я выступлю на следующий год и клянусь, что они принуждены будут присудить премию мне. ». В 1797 году стал свидетелем торжественного въезда в Париж Наполеона Бонапарта и с тех пор становится его пылким сторонником, а после прихода того к власти — придворным «первым художником». В 1794 году художник был заключен в тюрьму, а выйдя на свободу, написал картину «Похищение сабинянок» (1799), сюжет которой многими был воспринят как призыв к прекращению междуусобной войны.
Работа в портрете всегда была значительной стороной творчества Давида. В 1771 г. Давид представил на конкурс картину «Бой Марса с Минервой», демонстрирующую, как добросовестно усвоил художник все то, что входило тогда в понятие исторической живописи: мифологические герои в традиционных позах побежденного и победившего, различные второстепенные персонажи, включенные для заполнения живописного пространства, довольно яркие, бьющие на внешний эффект краски и главное — расчет на восприятие сцены не с позиций ее идейного замысла, а с точки зрения декоративного воздействия всех ее элементов. После чего мать, оставив ребёнка в Париже на попечении брата, уехала в Эврё. За эту картину Давид был удостоен Наполеоном ордена Почетного легиона и известно, что император, сняв шляпу, поклонился художнику. Плавные очертания женской группы противопоставлены чеканным линиям фигур воинов.
Картина получила ряд похвальных отзывов, но не принесла Давиду желанной премии. Увековечивая память одного из главных героев революции, Давид пишет картину «Смерть Марата» (1793, Королевский музей изящных искусств, Брюссель) полотно поражает своей суровой простотой, напоминая надгробный памятник, высеченный из камня. В горестном оцепенении склоняются в объятия друг другу сестры воинов. В Спарте Телемах узнал от Менелая о предсказании Протея относительно возвращения Одиссея.
В романе Фенелона «Путешествие Телемаха» импровизации на темы эпопеи Гомера, Телемах, в поисках своего отца Одиссея потерпел кораблекрушение на острове Калипсо и там влюбился в нимфу Эвхариду, но должен был оставить ее, чтобы продолжить поиски отца. Сыновья Тарквиния положили решить дело жеребьем. Герои Давида свободны от противоречий и сомнений. Сафо оставляет игру на лире, поддерживаемой Амуром. После этого ему поручено было изгнать готов из Италии и разрушить Остготское королевство.
Луций Юний Брут — легендарный основатель республиканского строя в Риме, возглавивший восстание римлян против царя Тарквиния Гордого (VI в. до н. э. ), — приговорил к смерти двоих сыновей за участие в монархическом заговоре. Конь был необыкновенно хорош – серый в яблоках, со спутанной длинной гривой.
Давид решил писать картину в Риме и показ ее здесь вызвал подлинную сенсацию. Однако огромная, перегруженная фигурами картина вызвала у зрителей лишь насмешки., » состоящее из портретов известных исторических лиц (здесь изображены члены большой семьи Наполеона, Талейран, держащий мантию, Евгений Богарне — пасынок будущего императора, Папа Пий VII, благословляющий Наполеона и Жозефину) имело большой успех в луврском Салоне 1808 года. Бюрон) и в тот же день был крещён в церкви Сен-Жермен-лОсеруа.
Это был художник больших идейных устремлений и ярких творческих завоеваний. Картина «Клятва в зале для игры в мяч» (1791 г. ) не была закончена мастером, так как большинство её героев — депутатов парламента — уже через год либо оказались в эмиграции, либо пали жертвами якобинского террора. Его портреты, как репрезентативно-парадные, так и камерные (парные – четы Пекуль, 1784, Лувр «Химик А. Лавуазье с супругой», 1788, Метрополитен-музей), соединяют в себе рокайльное и классицистическое начала, они проникнуты чутким вниманием к внутренней жизни души. Следующим государственным заказом Давида стала картина «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» (1789 г. ).
Три брата, мысли которых лишены сомнений и противоречий, клянутся защитить родину. Telemachos) – сын Одиссея и Пенелопы при отъезде отца на Троянскую войну был еще младенцем выросши, получил от богини Афины совет отправиться к Нестору в Пилос и к Менелаю в Спарту за известиями о своем отце в этом путешествии Телемаха сопровождала сама Афина в образе Ментора. После того, как Наполеон Бонапарт объявил себя наследником революции, Давид становится его безоговорочным приверженцем, а в 1804 году получает титул «первого живописца Императора». Это первые строки I-й оды Сафо.
На фоне сумрачных каменных аркад факелом горит алый плащ, накинутый на плечо младшего Горация. С 1804 Давид – первый художник Наполеона, написал ряд заказных, декоративно-эффектных парадных композиций и портретов (Коронование Жозефины, 1805-07, Лувр). По его словам, он хотел «изобразить античные нравы с такой точностью, чтобы греки и римляне, доведись им увидеть мою работу, не сочли бы меня чуждым своим обычаям». «Смерть философа Сократа».
Художнику предстояло запечатлеть событие, послужившее причиной её начала. Большинство из этих праздников готовилось непосредственно Давидом.
Бюрон) и в тот же день был крещён в церкви Сен-Жермен-лОсеруа. Священники с кафедры цитируют не Евангелие, а римского историка Тита Ливия.
И уже около 1780 года уверенно возглавил «большой стиль», объединив политику и искусство: «Свидетель своей эпохи, Давид запечатлел ее в своих произведениях, привнеся в ее отображение упорядоченность, определенный стиль. Так складывался новый стиль и Давид выступил в своих картинах этого периода истинным его глашатаем (Клятва Горациев).
Приступ малодушия был побежден и Давид с упорством принялся за новую картину «Смерть Сенеки». Неудачи в достижении поставленной цели еще долго преследовали его. Euryclia) – дочь Опа, рабыня отца Одиссея Лаэрта, воспитательница Одиссеева сына Телемаха. Тем не менее художник вновь избрал сюжет, созвучный современности: сказание о женщинах, прекративших войну между римлянами (их мужьями) и сабинянами (их отцами и братьями), звучало в тогдашней Франции как призыв к гражданскому миру.
К 1791 г. Давид написал эскиз картины «Клятва в Зале для игры в мяч» и приготовил для неё огромный холст размером пять с половиной на девять с половиной метров. В 1794, после Термидорианского переворота, Давид был арестован и несколько месяцев провёл в тюрьме, однако в период Директории и империи Наполеона I вновь занял ведущее положение в художественной жизни Франции, с 1804 стал «первым художником» императора.
Но один раб, по имени Виндиций, раскрыл заговор. Произведения Давида 80-х гг. Один из главных творцов стиля ампир, Давид создаёт получившие широчайшую известность живописные символы эпохи: проникнутая героико-романтичным порывом композиция «Бонапарт на Сен-Бернарском перевале» (1800, Национальный музей Версаля и Трианонов), гигантский холст «Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года» (1805-07, Лувр) – торжественное многофигурное действо, сияющее праздничным, золотистым колоритом аллегорическое полотно «Леонид при Фермопилах» (1800-14, там же), ряд портретов («Автопортрет с палитрой», 1794 парные изображения супругов Серизиа, 1795 все – Лувр «Наполеон в своём рабочем кабинете», 1812, Национальная галерея искусства, Вашингтон и др. ). «Брут» был выставлен в Салоне 1789 г. вскоре после штурма Бастилии. Но в ту минуту, когда готова была разразиться кровавая битва, сабинские женщины бросились в самую гущу воинов и заставили их прекратить бой. На картине Давида несчастные влюбленные прощаются в гроте на острове Калипсо.
Стремясь получить хорошую живописную школу, в 1766 году Давид становится учеником парижской Академии художеств. Давид Жак Луи Картины и биография Жак Луи Давид Давид Жак Луи (David Jacques-Louis), французский художник. В Академии еще царил тогда дух искусства рококо: сюжеты заимствовались главным образом из области мифологии и носили преимущественно любовный характер, трактовка их была подчинена стремлению создать нарядное и эффектное произведение, не претендующее на глубину содержания. На втором плане — трёхпролётная аркада в каждую из арок вписана одна или несколько фигур.
Между тем, возобновилась война с персами. Именно ему была поручена организация Национального музея в Лувре.
Давид поступает на обучение в Королевскую академию живописи и скульптуры (современный Лувр). С этого момента Давид стал признанным художником Французской революции. После чего мать, оставив ребёнка в Париже на попечении брата, уехала в Эврё. Полотно «Коронование.
Об этом полотне с восхищением отозвался строгий критик Дидро в Салоне 1781 года. Темы уже первых картин Давида, «Клятва Горациев» (1784), «Смерть Сократа» (1787), отражали предреволюционные настроения в обществе и выражали зарождавшийся в то время культ гражданских добродетелей: преданности долгу и самопожертвования. Сафо (или Сапфо) (,, ) – знаменитая древнегреческая поэтесса, представительница мелической, музыкально-песенной лирики, современница Алкея, уроженка лесбийского города Эреса жила в конце VII и первой половине VI века. «Клятва Горациев» ярче всего воплощает принципы революционного классицизма.
«Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» – также была запрещена. Во французском романе «Путешествие Телемаха» (1699), основанном на гомеровской истории Одиссеи, автор Фенелон, описывает как Телемах, сын Одиссея, неистово полюбил прелестную нимфу Эвхариду. От холста будто идет звон тяжелого и грозного оружия. Давид вместе с учениками работал над картиной «Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами». (Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789, Лувр) присущи возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, барельефность композиции, преобладание объёмно-светотеневого начала над колоритом.
В 1784 г. в Риме Давид написал свое знаменитое полотно «Клятва Горациев». Жак-Луи Давид родился в парижской состоятельной семье. Учился в Королевской академии живописи и скульптуры (1766-74) у Ж. М. Вьена. Благодаря брату матери, Франсуа Бюрону, девятилетний Жак-Луи, позанимавшись с репетитором, поступил в Коллеж Четырёх Наций на курс риторики. После 9 термидора из-за контактов с окружением Робеспьера и участия в Комитете общественной безопасности, связанном с подписанием ордеров на арест, Давид был обвинен в поддержке «заговора Робеспьера» и заключен в тюрьму Люксембургского дворца из которой был освобожден в 1795 году с приходом к власти правительства директории.
Он прививает юноше любовь к классицизму и рококо и требует достижения «правды и величия» в произведениях. Картина была показана на выставке. Работа в портрете всегда была значительной стороной творчества Давида. По другим сказаниям, Телемах женился на Цирцее, от которой имел сына Латина. Законченная к конкурсу 1773 г., она тоже не была отмечена наградой. Обвинение заключалось в том, что Сократ развращает юношество, не верит в богов, признаваемых городом Афины и вводит новые божества.
В соответствии с программой, составленной в 1776 году графом Анживийе, директором Управления королевских строений, предполагалось создание серии больших исторических полотен, «призванных оживить добродетели и патриотические чувства». Но Жак Луи с юных лет отличался твердостью характера и определенностью своих желаний. Голову его любимого ученика населяют призраки, воспламенный ум не дает ему покоя.
В ранних работах Давида ощутимо влияние рокайльной манеры Ф. Буше, прихотливо-неустойчивой, динамичной ритмики его чувственных образов («Бой Марса и Минервы», 1771, Лувр, Париж). Когда у ребенка были замечены способности к рисованию, было решено, что он станет архитектором, как и оба его дяди.
Декор был нередко перегружен арабесками, пальметтами, фантастическими мотивами из этрусского искусства и военной атрибутикой римского происхождения (доспехами, щитами, мечами, венками, геральдическими орлами и т. п. ). Давид — один из самых крупных мастеров неоклассицизма и его искусство последовательно эволюционировало вместе со стилем, выражая эстетические идеалы раннего, зрелого и позднего неоклассицизма эпохи империи — ампира (1804—1814). За представленное полотно «Велизарий» (1781, Лилль, Музей изящных искусств) Давид был единогласно принят в члены Академии. Отныне все знали его как живописца, «чей гений предвосхитил революцию». Давид оставил большое количество рисунков некоторые из них отмечены острым, беспощадным документализмом («Королева Мария Антуанетта по дороге на эшафот», 1793, Лувр).
Депрессия следует за крайним возбуждением. На конкурсе 1772 г. Давид опять безуспешно выступил с картиной «Дети Ниобеи, пронзаемые стрелами Дианы и Аполлона» на сюжет, заимствованный из «Метаморфоз» Овидия. По-видимому, Давиду были известны не только отдельные строки Сафо, но и так называемое письмо Сафо, адресованное Фаону и сочиненное Овидием («Героиды»). Амур, протягивающий Сафо лиру, символизирует любвь как источник творческого вдохновения. В Парижском Салоне «Клятву Горациев» публика приняла с восторгом, не уступавшим тому, что был в Риме. Возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, чеканная барельефность композиции, преобладание объемно-светотеневого начала над колористическим особенно ярко воплотились в картине Клятва Горациев (1784, Лувр, Париж), воспринятой обществом как призыв к революционной борьбе.
Ж. Сийеса, 1817, Музей Фогг, Кембридж, штат Массачусетс), а также мифологические полотна, отвлечённо-идеализированные и гривуазно-чувственные одновременно («Марс, обезоруживаемый Венерой и Грациями», 1821-24, Королевский музей изящных искусств, Брюссель). Эта картина также известна под названиями «Телемах и Эвхарида» и «Прощание Телемаха и Эвхариды». Синяя туника Телемаха ниспадает, обнажая его юношески мускулистый торс. Жена его Паулина хотела также кончить жизнь самоубийством, но Нерон в последний час перед кончиной Сенеки послал солдат, которые удержали ее от исполнения ее замысла.
Жака Луи после смерти погребли в Брюсселе. Они идут на бой, веря в торжество справедливости. В момент принятия ванны Марат как раз читал письмо, в другой руке у него перо. У Тита Ливия Давид разыскал рассказ о том.
Глаза Андромахи, красные от слез, смотрят в глаза зрителю. Антиох – имя многих царей Сирии из династии Селевкидов, македонского происхождения. Они хотели, чтобы их племянник получил архитектурное образование. Проявил себя и как высокоодарённый педагог (из его мастерской вышли А. Ж. Гро, Ф. Жерар, Ж. О. Давид Энгр, П. П. Прюдон, П. Ж. Давид дАнже). Энгра и др. Собственно, аллегорическое полотно «Леонид I при Фермопилах» должно было прославлять походы Великой наполеоновской армии.
Но в 1816 году был изгнан из страны как «цареубийца», несмотря на ходатайство министра полиции Эли Деказа. В 1795—1799 гг. Художники, создающие произведения в стиле ампир, черпали свое вдохновение в элементах античного орнамента, но они (в отличие от классицизма) ориентировались в основном на греческую, а не римскую античность. Учился в Королевской академии живописи и скульптуры (1766-1774) у Ж. М. Вьена. Jacques-Louis David, в отличие от тех, кто уехал из страны от огня революции, остался, чтобы помочь разрушить старое правительство, он отдал свой голос за казнь короля Франции Людовика XVI (это было причиной развода с его женой, придерживающейся других взглядов). Картина разделена на две части, где изображение женщин сильно контрастирует с изображением мужчин: мягкие женские фигуры меньше по размеру в сравнении с мужскими, олицетворяющими силу и абсолютную дисциплину.
Ещё в 1776 г. была разработана правительственная программа, которая поощряла создание больших картин, «призванных оживлять добродетели и патриотические чувства». Римляне пригласили соседей сабинян на праздник, но намерения римлян были коварны: они неожиданно напали на гостей и захватили в плен присутствовавших на празднике сабинских женщин.
В 1794 художник был заключен в Люксембургский дворец, где написал самый известный из автопортретов и свой единственный пейзаж с видом Люксембургского сада из окна камеры. В ней изображены Сафо и ее возлюбленный Фаон.
Первые опыты работы 1780-х годов (Госпожа Пекуль и Господин Пекуль — парные портреты тещи и тестя художника, 1784, Париж, Лувр) продолжила большая серия портретов 1790-х годов. Педагогическая система его учителя — известного исторического живописца Ж. М. Французский художник, представитель неоклассицизма. Давиду было заказано полотно на сюжет из Римской истории Роллена «Клятва Горациев» (1784, Париж, Лувр).
ДАВИД (David) Жак Луи (30. 8. 1748, Париж – 29. 12. 1825, Брюссель), французский художник. Друэ, А. Л.
Событие современной национальной истории впервые стало сюжетом исторического полотна «большого стиля». Здесь он создал ряд островыразительных портретов (Э. 1775—1780 годы Давид провел во Французской академии в Риме. Один из современников писал: «Две недели назад Давид закончил свою картину. Фигура готовящегося к принятию чаши с ядом Сократа уподоблена античной скульптуре. Родился 30 августа 1748 года в Париже.
Для произведений художника Жака Луи Давида 1780-х годов характерны публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории (Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789, Лувр, Париж). Бюрон) и в тот же день был крещён в церкви Сен-Жермен-лОсеруа. Тогда, отправив большую часть своего войска внутрь страны, сам Леонид I, чтобы прикрыть отступление, устремился навстречу персам и задерживал их наступление до тех пор, пока он сам и все его спартанские воины не погибли на поле брани. Вьен слыл в те годы «новатором», так как живо откликнулся на идущую из Рима «моду» на все античное. Величественный образ Марата, убитого Ш. Корде, создан на основе рисунка пером (Версаль, Национальный музей), сделанного с головы мертвого героя революции.
Жироде, Ж. Б. Тема имела созвучие и с трагедией П. Корнеля. Рим тех лет был своеобразной «Меккой», местом паломничества начинающих художников.