Один из его приятелей писал, что в Париж художник приехал «исхудавшим, слабым, с плохим аппетитом, но сохранившим разум и присутствие духа». Благодаря карандашу и кисти он окажется в самой ее гуще. Вскоре художник снова запил – да так, словно желал поскорее свести себя в могилу.
Ничто не выдает в ее портрете графиню де Тулуз — Лотрек. Самое замечательное в этой работе – лицо повернутой к зрителю хозяйки салона. Несмотря на старания близких, Анри уже ничего не могло спасти. Первые компании — и первая наука: лучше прятать глубоко в душе собственные комплексы и переживания, оставаясь для многочисленных друзей-приятелей вечно веселым, смеющимся (в том числе над самим собой) карликом. Хотел бы я увидеть женщину, у которой любовник еще уродливее, чем я. — выкрикивая эти беззаботные слова, он хохотал первым, а вслед за ним — все остальные. Пожалуй, единственной женщиной искренне любившей Лотрека всю жизнь, была его мать, графиня Адель. Именно ее портреты, написанные сыном, поражают своей теплотой.
Свой маленький рост художник компенсировал. Ведь у него не было выбора. На переднем плане – Ла Гулю в розовой блузке и белой юбке. Заказы текут к нему рекой: обложки для партитур, карты и меню для ресторанов иллюстрации к книгам. Для него началась новая жизнь. Монмартр.
Мать забирает находящегося при смерти Анри к себе. Часто рисовал проституток и жизнь монмартрских кабаре, вёл соответствующий образ жизни. Лотрек выработал свой почерк. Пребывание в лицее было недолгим Режим занятий был трудным для слабого здоровьем мальчика. Как бы то ни было, годы заливания алкоголя в глотку не прошли даром.
Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш (литографией). Критик Феликс Фенеон называл Лотрека «художником улицы»: «Здесь, вместо закрытых в позолоченные рамки и покрытых пылью картин, вы сможете найти искусство реальной жизни, цветные плакаты. Через какое-то время он снова получил приглашение и на этот раз повез свои работы сам. Граф Альфонс полагал, что жить в таком районе – значит позорить имя Лотреков. И относительный покой. Увы, Анри была уготована совсем иная участь.
– Ведь хорошее воспитание дается сердцем. Лотрек не поехал на выставку, но отправил одиннадцать своих полотен и один рисунок. Для примера можно назвать такие полотна Тулуз-Лотрека: «Гостиная в Шато дель Мальроме» (1886 – 87), «Дезире Дио» (или «Чтение газеты в саду» – 1890), «Портрет мадам де Горцикофф» (1893).
Вскоре он начал пить и умер в возрасте 36 лет. «Старый дурак. »— восклицает Лотрек иумирает. Вместе с ними художник начинает работать для популярного журнала «Та Revue Blanche». Его моделями были танцовщицы «Мулен Руж» Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер. Лотрек крепко дружил с голландцем аж до переезда его в Арль.
Танцовщица изображена на сцене в глубине картины, она поглощена своим танцем. До самой смерти художник воспринимал отношение отца как предательство. В этот период написание картин отодвигается на задний план. Там Лотрек лечился с 27 февраля по 17 мая 1899 года. Герои его произведений – обитатели Монмартра, люди полусвета, богема. Он обожал Эдгара Дега.
Напечатав в «Курье франсе» рисунок с композиции «Похмелье или Пьяница», Лотрек подарил его своим дальним родственникам, неким Дио. Он начинает сотрудничать с издательствами. Часто рисовал проституток и жизнь монмартрских кабаре, вёл соответствующий образ жизни.
Вдохновлялся искусством постимпрессионистов, в особенности творчеством Поля Сезанна, Эдгара Дега и японскими гравюрами. Часто рисовал проституток и жизнь монмартрских кабаре, вёл соответствующий образ жизни. Он не вызывал у проституток никакого удивления. В середине лета Лотрека ждала большая, настоящая радость. Жизнь ускользает от него, но он не даст себя отстранить.
Применяя новую технику печати, Тулуз-Лотрек вносит усовершенствования и в эту область. Раймонд IV Тулузский был одним из предводителей первого крестового похода в Иерусалим (1096). Лотрек то сжимает, то расширяет пространство, приближает и отдаляет от нас фигуры. Итогом его многочисленных этюдов явилась большая картина В салоне на улице де Мулен (1894-1895).
Это можно отметить в Портрете Сюзанны Валадон (1885, Копенгаген, Глиптотека) и Женщине в перчатках (1891, Париж, Лувр). В славную историю маленького принца Анри вмешалась жестокая судьба. Болезнь вроде отступила и Анри начал расти. Одним из первых покупателей его картин был брат Ван Гога, Тео. Он пишет матери, что «нужно выставляться, где только получится, так как это единственная возможность быть замеченным». Потрясающее везение.
Он понял: страсть, похоть — это не любовь. Среди них такие как «В Мулен Руж», «Прачка», «Гладильщица», «Портрет Ван Гога», «Канатная плясунья». Надо сказать, что внешность художника была весьма оригинальна. Тулуз-Лотрек одним из первых серьезно занялся созданием афиш, он поднял жанр рекламного плаката до уровня высокого искусства. Первые годы жизни художника прошли в семейном поместье в городе Альби. 1882 год. 1872 году Тулуз-Лотреки отдали сына в подготовительный класс парижского лицея Фонтан.
Он внедряется в широкую социальную среду, не желая добиваться признания салонов и галерей. Все здесь были горбунами – одни физически, другие морально. Но, нет худа без бобра, как говорил сам художник: «удивительно, будь мои ноги немного длиннее, я никогда не стал бы рисовать».
Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в аристократической семье. Портретную живопись Тулуз-Лотрека условно можно разделить на два вида: картины, где модель смотрит на зрителя глаза в глаза, как бы ведя молчаливый диалог с ним («Жюстин Дьель» – 1889, «Портрет месье Буало» – 1893) и картины, где персонажи находятся в какой-нибудь обычной для себя ситуации, в окружении привычных вещей, которые свидетельствуют о профессии, повседневных занятиях и привычках. В свои 10 лет оставался таким же тщедушным со слабенькими ножками.
В 18-летнем возрасте Лотрек впервые познал вкус алкоголя, ощущение от которого он почему-то сравнивал со «вкусом павлиньего хвоста во рту». К своим 30 годам он был закон ченным алкоголиком и страдал от сифилиса. Первая выставка работ Тулуз-Лотрека проходит в 1886 году в кабаре «Мирлитон». Они роднились с лучшими королевскими семьями Англии, Франции и Арагона. Ему не составляло труда сделать набросок карандашом или пером.
Но на что можно надеяться, когда ты — уродливый коротышка. Однако к такому стилю художник пришёл постепенно. Он убеждал Анри взять себе псевдоним и тот действительно подписал несколько своих работ анаграммой «Трекло», но, в конце концов, отказался от нее.
Здесь Тулуз-Лотрек начинает свое художественное образование. Он то и стал первым учителем рисования Анри. Узкие плечи, тонкие ножки, впалая грудь — казалось, все предвещало грядущую беду. Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш (литографией).
Литографии Лотрека становятся более декоративными, начинается период творческого расцвета. Анкетеном и Ван Гогом. Мне этого достаточно». Отныне у него появилась мечта — увидеть волшебную Японию собственными глазами. Маленькое сокровище – так его называли родственники, пророчащие ему благородное будущее. За это время он успел пройти стадию увлечения импрессионизмом и отчасти пуантиллизмом. Здесь человек только человек. Мать родилась в семье влиятельного государственного чиновника.
Традиционно Лотрека относят к постимпрессионистам. Отец предпочитал заботиться о его физическом развитии и его светском воспитании. Лотрек попросил ее позировать ему в мастерской. Первая его собственная работа такого рода — «Ла Гулю в Мулен Руж» — снискала шумный успех. Не меньшую любовь мальчик питал к лошадям и собакам, уже с ранних лет занимался верховой ездой и вместе с отцом принимал участие в псовых и соколиных охотах.
Среди них такие как «В Мулен Руж», «Прачка», «Гладильщица», «Портрет Ван Гога», «Канатная плясунья». Творчество Тулуз-Лотрека стало источником вдохновения для Эгона Шиле и Огюста Родена. Дега не принадлежал к числу людей, которые ищут знакомства. В 1885 году Лотрек поселился в самом центре Монмартра и отныне вся его творческая жизнь оказывается неразрывно связанной с этим районом Парижа, еще сохранявшим в ту эпоху черты полудеревенского пригорода (в нем существовало даже несколько ветряных мельниц, по имени которых вскоре стали называться кабаре). Он сам признался, что одержим живописью.
Кроме того источником вдохновения служили японские гравюры. Временами Тулуз-Лотрек поселялся в том или ином борделе.
Познав с ней мир плотской любви, Лотрек одновременно испытал жесточайшее разочарование. Оба они, казалось, были созданы друг для друга. К примеру, в его ранних работах прослеживается увлечение верховой ездой – результат наблюдений за охотой отца, родовыми утехами в поместье. Наиболее характерна в этом отношении картина В Мулен Руж (1892). Участились приступы белой горячки, после чего Лотрек был направлен матерью на лечение (1899) в психбольницу недалеко от Парижа. Живой и темпераментный мальчик, он ростом был намного меньше своих сверстников. – И кроме того, сейчас он спит, а когда он спит, у него нет никакого выражения лица.
Она стала любовницей Лотрека. Это влияние практически не ослабевает еще и сейчас. Как и его учитель Пренсто, мальчик особенно хорошо умел показать движение. Это слияние с окружающей его средой помогло Лотреку обрести душевное равновесие.
Но не только художники отдавали должное гению Тулуз-Лотрека. Картон впитывал ее и она приобретала матовую фактуру пастели. В 1891 году литография оказывается в центре его увлечений. А любовь если и будет жить в его душе, то уж точно никогда не найдет выхода. Вот таким образом Анри с раннего детства рос под влиянием матери. Его стиль, сформировавшийся к концу 80-х годов, почти не менялся вплоть до 1998 года.
Он продолжал писать, но работа шла вяло и медленно. Все это обостряло его сумасбродное эксцентричное поведение. Он вдохновлял множество молодых художников, в том числе Пикассо. В конце 1894 года, по его собственному признанию, он завален работой.
Анри Тулуз-Лотрек появился на свет 24 ноября 1864 года. Первые годы жизни художника прошли в семейном поместье в городе Альби. Именно актеры кабаре и их зрители, состоявшие из худо-жественной богемы, простого люда и представителей самого дна большого города, стали главными персонажами Лотрека. Они же организовали в 1895 году его первую персональную выставку.
Прозябать в бездеятельности, превратиться в калеку, которого все холят. Его моделями были танцовщицы Мулен Руж Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер. Острота глаза – это единственное, что ему даровано. Но это были необычные портреты. Тулуз-Лотрек говорил про отца: «Если встретил моего отца, то будь уверен, что надо будет остаться в тени» Однако именно благодаря отцу, который любил развлечения, Анри с ранних лет познакомился с ежегодной ярмаркой и цирком. Отец, скучая упостели умирающего, стреляет резинкой от ботинок мух на одеяле.
Аристид Брюан (1851–1925), как и Тулуз-Лотрек, был выходцем из весьма состоятельной семьи, обретшим родину на Монмартре. В парижских артистических кабаре Брюан приобрел известность, регулярно появляясь в «Черном коте» — ночном заведении весьма скандального плана, открывшемся в 1881 году. Мать была единственным членом этой знатной семьи, кто понимал и принимал работы Анри. Когда его что-то волновало, поражало, он сразу же брался за карандаш. Таков, например, холст, на котором Ла Гулю входит в кабаре об руку с сестрой и молодой дебютанткой (Ла Гулю, входящая в Мулен Руж, 1892). Выставка проходила в Бельгии, здесь он представил картину В Мулен-де-ла-Галлет. Он рисовал то, что любил и в первую очередь животных.
Природа в спешке перепрыгнула период отрочества. Там художника поражает инсульт, его наполовину парализует. Началом звездной карьеры Аристида Брюана были его выступления в двух известных кабаре — «Эльдорадо» и «Амбассадор». После развода Анри жил во дворце Шато-дю-Боск (Ch. Это слияние с окружающей его средой помогло Лотреку обрести душевное равновесие. Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш (литографией).
В начале 1882 года Анри вместе с матерью перебрался в Париж. Получал из семейных поместий дичь и домашние заготовки, вина и коньяки. Граф Альфонс абсолютно не интересовался воспитанием своего сына. Рост его не превышал 150 сантиметров. С 1892 по 1895 год Лотрек пишет множество сцен из жизни публичных домов. Как говориться, я трезвый грустен и уныл и весел я бухой. Уже к 30 годам беспорядочные связи привели художника к страшной болезни – сифилису.
В конце века техника живописи переживает новый виток развития. В его картинах можно найти много исторических моментов. Искусство стало доступным в том смысле, что автор сумел превратить в искусство то, что, казалось бы, лишено какой-либо эстетики – работницы, проститутки, уличные танцовщицы, циркачки, плясуньи канкана и т. д.
Он так и не вырос У графа Альфонса был знакомый художник Рене Пренсто, глухой от рождения. — писал он графине Адель. – Ведь хорошее воспитание дается сердцем. Отец в обществе был известен как эксцентричная личность, часто менял место жительства, отчего пострадало образование Анри. В 1880-х годах вместе с родителями он приезжает в Париж. И в этом Лотрек был близок не столько Дега, сколько Ван Гогу. Тулуз-Лотрек использует свой талант в открывшихся новых сферах.
Близкое знакомство с членами группы «Наби» — Боннаром и Вюйаром заставило Тулуз-Лотрека заинтересоваться журнальной иллюстрацией. Настоящий Двор чудес. Конец, конечно, немного предсказуем. Нет и еще раз нет.
В ночь на 24 ноября 1864 года в своем родовом замке Боск родился один из величайших художников времени Тулуз – Лотрек. В то время он писал в основном свое окружение: животных, природу и родных. А быть может, также ярко жил, как они: на полную катушку, без пауз и остановок. Благодаря карандашу и кисти он окажется в самой ее гуще. Отчасти это произошло благодаря Жанне Авриль (1868–1943) и Иветт Гильбер (1867–1944), которых Тулуз-Лотрек увековечил в рисунках и живописных полотнах. обосновался на Монмартре, где прожил до конца своих дней.
Рисунок был для ребенка способом выражать свои мысли. Любой урод пробуждал любопытство лишь в первую минуту, затем никто уже не удивлялся. Учился в студии Л. Бонна и Ф. Кормона, где познакомился с Бернаром.
Французский художник и график, представитель постимпрессионизма. Мать возила его по курортам, а потом было решено отправить его в поместье, где он мог вести более здоровый образ жизни. Смелыми, широкими, раздельными мазками Лотрек записывал фон. Дорогая матушка.
Перелом осложнился тем, что кости ребенка были очень хрупкими и тяжело срастались. В письме, датированном декабрем 1886 года, он утверждает, что не хочет писать о том, что именно он сейчас рисует, так как считает, что некоторые из его картин находятся «за пределами дозволенного». Уличные женщины, какие-то темные личности, парии, жившие неизвестно, на какие средства, бездельники, бездарные поэты, анархисты, молодые художники в широкополых шляпах, натурщики и натурщицы в ожидании работы (по воскресеньям на площади Пигаль, вокруг бассейна, устраивалась биржа моделей), нищие сицилианцы в красочных лохмотьях изображавшие бога, неаполитанки, которые то торгуют своим телом, то позируют для мадонны, красавчики в узких брючках, одинокие дамы – последовательницы Сафо и разные другие феномены, говоря языком Лотрека, населяли Монмартр. Но только участие в брюссельской «Выставке XX», где были представлены одиннадцать его работ, приносит ему подлинное признание.
Лотрек написал два портрета Мари в саду папаши Фореста. Детство Анри было омрачено болезнью. Капризный, он почти всегда добивался своего и требовал, чтоб ему всегда уступали. И так было повсюду, где бы он не появился.
Эти травмы, а также возможное генетическое заболевание и привело к «карликовости» — нижние конечности практически перестали расти. Он часто утверждал, говоря о своих работах: «Я старался передать правду». Год упорной домашней учебы позволил Анри сдать экзамены и получить диплом бакалавра. К первой относятся те, в которой модель как бы ведет диалог со зрителем, глядя ему в глаза: Жюстин Дьель (1889, Музей Орсэ, Париж), Портрет месье Буало (около 1893, Кливлендский музей искусств).
Как итог душевных исканий являются свету такие его картины, как «Танец в Мулен Руж», «Элизе-Монмартр» и др. Жизнь ускользает от него, но он не даст себя отстранить. Анри де Тулуз-Лотрек на протяжении всей жизни был близок с матерью, которая стала главным человеком в его жизни. В 1875 году ему пришлось покинуть лицей, а затем и Париж.
Его уже знали, привыкли к его виду, никто не обращал на него внимания. Ведь у него не было выбора. Его плакаты — это шедевры. Отец был полной противоположностью сыну. Время шло, Тулуз-Лотрек создавал свои реалистические картины и афиши. Благодаря им он мог жить и писать свои картины.
Тем более подходящую, что молодая женщина отнюдь не была недотрогой. teau du Bosc) и в поместье Селейранов (Ch. Здесь человек только человек.
Лотрек и сам был не лыком шит: юная проститутка Мари Шарле как-то поведала Монмартру оневиданных размерах мужского достоинства художника, асам Тулуз шутя называл себя «кофейником с огромным носиком». Он сделал живопись достоянием простых людей. В изображениях других моделей появляется новое звучание – остро психологическое. Художник часто изображал танцовщиц и проституток, ставших ему друзьями.
Острота глаза — это единственное, что ему даровано. 18, 19, 20 лет. Во время болезни увлечение живописью окончательно захватило Анри де Тулуз Лотрека. Высокий и крупный, неутомимый охотник и путешественник, страстный любитель женщин и скачек, он вел бурную жизнь и надеялся, что единственный наследник (второй сын Ришар умер, не дожив до года) пойдет по его стопам. Он практически жил в борделях Монмартра.
Ну, а чем он мог заниматься помимо живописи. После лечения в клинике Тулуз Лотрек в скором времени снова стал пьянствовать. С каждым днем он чувствовал себя здесь свободнее, чем где-либо. В начале 1882 года вместе с матерью перекочевал в Париж и прошел обучение в мастерских Леона Бонна и Фернана Кормона.
Несмотря на прижизненную неприязнь критики к художнику, через несколько лет после его смерти (9 сентября 1901 года), к нему пришло настоящее призвание. Пришло время и Тулуз – Лотрек переехал в дом терпимости. будучи приятным собеседником, а говоря о своём недуге, прибегал к самоиронии.
Больше того, эти отверженные инстинктивно поняли отверженного. Родителям Лотрека не нравился выбор местожительства, сделанный их сыном. И он и она трезво смотрели на действительность.
Что несказанно огорчило отца. Лотрек выработал свой почерк. Пьяный папаша Лотрек поставил трагикомическую точку в беспутной жизни гениального художника: считая, что карета с гробом, в котором лежал Анри, движется слишком медленно, он подстегивал лошадей, так что люди вынуждены были бежать за гробом вприпрыжку, чтобы не отстать. Образ жизни, который он вел на протяжении десяти лет, сильно подорвал ему здоровье. Богатство семьи позволяло Анри жить в собственное удовольствие, не считая жалкие сантимы.
Здесь он находил сюжеты для большинства работ: кабаре и танцзалы («Диван Жапоне», «Мулен де ла Галет» и особенно «Мулен Руж») среди его моделей были танцовщицы Ла Гулю и Жана Авриль, певец и композитор Аристид Брюан, певица Иветт Гильбер и многие другие. Говорят, что последними словами Анри были «Старый дурак», очевидно, адресованные его отцу. После этого его ноги перестали расти и до конца жизни оставались длиной всего 70 сантиметров.
«Они сердечные женщины, -- говорил Лотрек. Больше того, эти отверженные инстинктивно поняли отверженного. Ночи напролет «кофейник» пил, затем рано вставал иусердно работал, после чего опять принимался бродить по кабакам и пить коньяк и абсент. Тогда-то Брюан и попросил Тулуз-Лотрека сделать афишу и вскоре они стали друзьями. В этих работах он сочетал технику Ван Гога с приемом Раффаэлли.
Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш (литографией). И относительный покой. Главная особенность его стиля – своеобразный синтез рисунка и цвета.
О Клоде Моне он говорил: «Он был бы куда лучшим художником, если б до такой степени не забросил образы людей». Как и его учитель Пренсто, мальчик особенно хорошо умел показать движение. При всем этом в центре внимания художника всегда оставался человек, в чем он следовал за Дега (как и в проявившемся вскоре пристрастии к динамичным и неожиданным ракурсам), – но человек в его духовной сущности.
Перед нами изображение части кабаре, отделенной от танцевального зала балюстрадой. Родители были не против того, чтобы сын занимался искусством. Лотрек трактует ее без сентиментальности, но и без холодного объективизма. Мне этого достаточно». Во вторую группу можно включить портреты, в которых модель представлена в привычной для себя обстановке, отражающей ее повседневные занятия, профессию или привычки: Гостиная в Шато де Мальроме (1886-1887, Альби, Музей Тулуз-Лотрека), Дезире Дио (Чтение газеты в саду) (1890, Альби, Музей Тулуз-Лотрека), Портрет Мадам де Гортцикофф (1893, частная коллекция). В начале своего творческого пути Анри неоднократно писал свою мать – Портрет матери в саду (1883) и Портрет матери в гостиной дома в Альби (1887, оба хранятся в Альби, Музее Тулуз-Лотрека). Его рост едва превышал 150 сантиметров.
Его бичующий карандаш не лишен сострадания. А вот картины его чувствуют себя все лучше: «Прачка» была куплена в 2008году за 22, 4 миллиона долларов. Нет и еще раз нет. Яркоалые губы казались распухшими.
Постепенно у Анри стали заходить шарики за ролики из-за сифилиса и алкогольного психоза. Когда его что-то волновало, поражало, он сразу же брался за карандаш. Свой маленький рост художник компенсировал потрясающим чувством юмора: Тулуз-Лотрек был приятным собеседником, а, говоря о своём недуге, часто прибегал к самоиронии.
Настоящая слава Лотрека, как художника, началась именно с плаката этого кабаре. В творчестве Лотрека складывался свой собственный стиль, в котором активную роль приобретала линия, сочетающаяся с мастерскими колористическими находками, несколько гротесковой характеристикой и нарочитой декоративностью. Как и все в этом возрасте, он мечтал о любви.
Несколько картин Тулуз-Лотрека приобрела известная галерея «Буссо и Валадон», где управляющим служил Тео Ван Гог, брат будущего знаменитого художника Винсента Ван Гога, друга Тулуз-Лотрека. «Моя комната завалена такими вещами, которые даже нельзя назвать мазней», - писал он. Картон впитывал ее и она приобретала матовую фактуру пастели. Газета «Курье франсэ» писала: «К счастью для человечества, в мире мало художников, похожих на Лотрека.
Прозябать в бездеятельности, превратиться в калеку, которого все холят. Пожалуй, лучшей работой из этой серии можно назвать Цирк Фернандо (1888, Чикаго, Институт искусств), ставшей первой на цирковую тему. Лотрек оставил после себя огромное наследие. Но главное — она помогала ему утвердить себя как в своих собственных глазах, так и в глазах окружающих.
К школе Кормона принадлежит также непревзойденный Ван Гог. Можно сказать, что своим успехом «Мулен Руж» обязан не в последнюю очередь именно Лотреку. Подобно всем художникам его времени, Лотрек пережил увлечение импрессионизмом. Год спустя другой критик хвалил его «точные наблюдения исполненные колкости и насмешки». К этому времени Лотрек открыл собственную мастерскую. В 1872 году он поступил в элитный Лицей Фонтан (сейчас Лицей Кондорсе).
Лотрек чувствовал себя на Монмартре непринужденно. «Они сердечные женщины, — говорил Лотрек. Первые художественные уроки мальчик получил от своего дяди Шарля, художника-любителя и от друга их семьи Рене Пренсто, профессионального художника и скульптора. Его моделями были танцовщицы «Мулен Руж» Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер. К тому же, походы по путанам, которые так любил художник, тоже принесли подарок. В конце XIX века Монмартр слыл местом обитания ниспровергателей установленного порядка.
Как всегда внезапно, одна из проституток (Рыжая Роза) заразила Анри де Тулуз Лотрека сифилисом. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Он не отпустит ее от себя.
Вскоре Лотрек превратился в живой талисман увеселительных заведений Парижа. Постепенно Монмартр становился центром его жизни. Человек не может измениться в одночасье.
Творчество Лотрека приобретает абсолютно другое направление.
Рядом были мастерские других известных впоследствии живописцев и скульпторов. Обездоленность Лотрека и обездоленность этих женщин объединила их, породила между ними нежные отношения, которых были лишены и он и они. В 1892 году художник пишет ей: «Моя семья не может разделить мою радость, но ты — это совсем другое».
Настоящее признание пришло только тогда, когда скончался Тулуз Лотрек.
Многие, кто поначалу замечал этот дефект, скоро о нём просто-напросто забывал. Такие дела. Он мечтает стать художником. Он то и стал первым учителем рисования Анри. – Мальчик взглянул на сеттера, уткнувшего морду в лапы и дремавшего под столом. Этюды, которые он написал с нее, были сделаны на картоне большими мазками.
Очевидно, Анри де Тулуз Лотрек был болен какой-то наследственной болячкой, вроде болезни Лобштейна (синдром «хрустальных костей»). Его главным работодателем, заказывавшим ему афиши и плакаты, была фирма «Boussod, Valadon Cie». Больше всего недоумения здесь вызвал бы обычный, нормальный человек. «Существует только человек, — утверждал Лотрек. — Пейзаж — это нечто дополнительное и он должен использоваться только для того, чтобы показать суть человеческой натуры и характер человека».
Это случилось в январе 1884 года. Дважды. Кабаре «Мулен Руж» открылось в 1889 году и уже вскоре сталоизвестным ночным клубом. Район считался богемным. В середине 80-х годов Лотрек ведет преимущественно ночной образ жизни.
Ничто не выдает в ее портрете графиню де Тулуз – Лотрек. Анри был резвым, озорным, любознательным ребенком, он секунду не сидел на месте. Мои эксперименты продвигаются вперед без проблем». Творчество Тулуз-Лотрека несет на себе отпечаток его времени.
Его безжалостная кисть снимает с ее лица внешний лоск. Он так и не вырос. С каждым днем он чувствовал себя здесь свободнее, чем где-либо.
Капризный, он почти всегда добивался своего и требовал, чтоб ему всегда уступали. Эта работа служила плакатом выступлений Ля Гулю на Тронной ярмарке. Ранние работы художника, на которых изображены в основном его близкие друзья и родственники («Графиня Тулу-Лотрек за завтраком в Мальроме», 1883 «Графиня Адель де Тулуз-Лотрек», 1887 — обе в Музее Тулуз-Лотрека, Альби), написаны с использованием импрессионистической техники, но стремление мастера максимально правдиво иногда даже беспощадно, передать индивидуальную характеристику каждой своей модели говорит о принципиально новом понимании им образа человека («Молодая женщина, сидящая за столом», 1889, Собрание Ван Гога, Ларен «Прачка», 1889, Собрание Дортю, Париж).
Голова его была непропорционально большой, а губы — толстыми и вывернутыми. Его моделями были танцовщицы «Мулен Руж» Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер. Тулуз-Лотреки принадлежали к древнейшему роду Франции. Полный энтузиазма, он пишет матери: «Я придумал новую технику в литографии. И так было повсюду, где бы он не появился.
Постепенно Монмартр стал центром жизни художника. Для представителя древнего аристократического рода это было крайне важно. Творчество этого необычайного талантливого человека сумело вместить в себя дух эпохи.
Все портреты, созданные художником, можно условно разделить на две группы. В этих работах он сочетал технику Ван-Гога с приемом Рафаэлли. 1881 год.
- Я уже рисовал его. Образ жизни художник вел очень рассеянный это и стало причиной его ранней смерти. Однажды Дега, увидев у Дио рисунок Лотрека, долго, внимательно рассматривал его, а потом с грустью в голосе заметил: «Подумать только, это сделал молодой, а мы столько трудились всю жизнь. » Лотрек получил огромное удовлетворение, услышав из уст Дега комплименты, но больше они не встречались. У Лотрека отнимаются ноги и его перевозят в замок. Один из них даже демонстративно сжег его картины, развешанные в их родовом замке.
Голова танцовщицы, золото ее волос выделяются на фоне этой темной массы. Тулуз-Лотрека считали художником своей эпохи. Нет, лучше я нарисую тебя, ты красивее. Тулуз-Лотрек вращался среди талантливых мастеров и вместе с тем водил дружбу с местными камелиями, пьянчугами и в целом странными личностями, невольно разрушившими свои судьбы. В 1888 году одиннадцать картин художника впервые появились на престижной брюссельской выставке «Группы двадцати», одной из самых активных ассоциаций нового искусства.
Обладая искромётным чувством юмора, прикрываясь им, словно щитом, он глубоко в душе оставался тем же «маленьким сокровищем», ребёнком, который боится быть высмеянным большими взрослыми. Он не польстил ей. Лотрек чувствовал себя на Монмартре непринужденно. Рисунок был для ребенка способом выражать свои мысли.
Он безудержно кутил и так же безудержно работал. А еще, наверное, потому, что его — как и меня — притягивали растерзанные и выброшенные существа». Воспитание малышей граф считал женским делом. Он не отпустит ее от себя.
Но друзья художника не покинули его и после смерти. Монмартр того времени — это центр продажной любви. Рост его был ниже 150 сантиметров (но тогда его не считали за карлика, так как средний рост мужчины во Франции был ниже на 10 сантиметров, чем сегодня), голова была непропорционально огромна (видимо, вследствие перенесенных в детстве болезней), а ноги – небольшого размера. Все эти черты, определив манеру художника, стали играть первостепенную роль и в его станковых работах – например, в одном из самых блистательных произведений Мавританский танец (1895, Париж, Лувр).
В 1882г. Все здесь были горбунами – одни физически, другие морально. В таком подходе к изображению можно отметить связь манеры Лотрека с принципами модерна. На его картинах проститутки прекрасны просто тем, что они женщины. Он сам подчеркивал необходимость правды. Особенно отчетливо становление искусства художника можно проследить в портретах.
Друзья старались помочь ему. Однако закончить лицей ему так и не удалось. Густые черные волосы покрыли грудь, щеки, руки. За год он превратился из ребенка в мужчину.
Париж, казалось, сбрасывал сюда все отребье. Внешне — ангел во плоти, по сути своей она была дьяволом. Униженная и смирившая женщина, она ждет новых ударов судьбы и готова принять их, хотя и не без печали, но – раз такова Божья воля – кротко. Смелыми, широкими, раздельными мазками Лотрек записывал фон.
В 1882 г. приехал в Париж, а в 1884 году обосновался на Монмартре, где прожил до конца своих дней. Его искусство становится доступным каждому. Он стал раздражительным параноиком, появились галлюцинации. Часто рисовал проституток и жизнь монмартрских кабаре, вёл соответствующий образ жизни.
Эта грубость сказывается и на его манере письма. То, что он потомок графов де Тулуз, что он уже известный художник, этого не знали, да и не интересовались этим. 1901 Выходит из клиники ивапреле 1901 года возвращается в Париж. Таким образом, на Анри возлагались все надежды, а он не мог их осуществить.
Неизлечимая болезнь давала себя знать и здесь. Проницательный взгляд молодого художника схватывает самую суть модели. Кроме того, Лотрек окончательно спился.
Смелые образы его картин станут причиной его ухода (или изгнания) из привычного круга светского общества. Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в аристократической семье. Так, брат графини Адели женился на сестре графа Альфонса – в результате трое из четырнадцати родившихся у них детей страдали от наследственных пороков. Лотрек все время писал и рисовал, но эта страсть не была страстью наркомана, который ищет забвения.
Тулуз-Лотрек говорил про отца: «Если встретил моего отца, то будь уверен, что надо будет остаться в тени». Он показывал фрагменты реальности, подчеркивая кадровость и документальность изображения. Эта экспозиция под открытым небом доступна каждому». Первые годы жизни художника прошли в семейном поместье в городе Альби.
Причём работает он в необычном для серьёзного искусства технике – графике избрав жанр рекламного плаката («Цыганка де Ришепен», «Кабаре Японский диван», «Ла Гулю в Мулен Руж и др. ). Пришло время и Тулуз — Лотрек переехал в дом терпимости Он не вызывал у проституток никакого удивления. Критики довольно благосклонно относились к его творчеству, но известность среди широкой публики принесла Лотреку не живопись, а его «сопутствующие» труды – декорации и костюмы к спектаклям, рекламные плакаты, обложки для нотных изданий и т. д. В 25-летнем возрасте он по-настоящему прославился в качестве автора афиши к выступлениям в «Мулен Руж» знаменитой Ла Гулю. Тулуз Лотрек (картины того периода почти не сохранились) уже в 1884 году открывает собственную мастерскую в богемном районе Монмартра – тогда жилье там стоило достаточно дешево. Но он увлекся алкоголем, последний период его жизни из фарса превратился в трагедию.
Он знакомится с Эмилем Бернаром (1868–1941), знаменитым в будущем художником. Попытки родственников вылечить алкоголизм Анри провалились. В многочисленных портретах, сделанных в «Мулен Руже», Тулуз-Лотрек запечатлел знаменитую Луизу Вебер (1866–1929) и её партнера Жака Ренодена (1843–1907), прозванных Ла Гулю (lagoulu — обжора) и Валентина Дезоссе. Анри был единственным ребёнком в семье и должен был стать продолжателем рода. Она занимала в ее жизни большое место. Тулуз-Лотрек вел образ жизни, бросающий вызов всем буржуазным ценностям.
У графа Альфонса был знакомый художник Рене Пренсто, глухой от рождения. Так появились его откровенные и шокирующие публику картины «Поцелуй в кровати», «Две девушки в кровати», «Женщина за туалетом», «Медицинский осмотр», «Салон на улице Мулен» и др. В картине все полно движения и одновременно иератической неподвижности, подчеркнутой застывшим профилем девушки справа. Мать же, наоборот, всегда поддерживала сына, жалея и оберегая насколько это было возможно. В 1878 году Анри, упав со стула, сломал левую ногу, а год спустя (при тех же обстоятельствах) – правую.
Но здоровье мальчика отнюдь не соответствовало его живому темпераменту: он выглядел хилым и болезненным. Сам Анри был весьма живописным экземпляром аристократического вырождения. Отец Анри, граф Альфонс Шарль де Тулуз-Лотрек, потерял к нему всякий интерес. «Приличное аристократическое общество» не принимало его.
В 1901 г. он вернулся в столицу, дописал несколько неоконченных работ. Выйдя из клиники, Лотрек уехал на атлантическое побережье. Родился будущий художник в аристократический семье. Настоящее признание пришло только тогда, когда скончался Тулуз Лотрек.
И может организм бы и справился, люди то живут с сифилисом долгие годы, пока у них не отвалится нос и даже иногда выздоравливают (для справки в 30 случаях происходит самопроизвольное выздоровление от сифилиса, но на удачу надеяться, все-таки, не стоит). Он сам признался, что одержим живописью. Известна очень трагическая история, которая случилась с художником в 13 и 14 лет. Созданные маслом картины в количестве аж 737 не пользовались особым внимание тогдашних критиков.
Точность штриха позволяла ему передать обнаженную реальность конца века. Красивый ребёнок с тонкими чертами лица был надеждой отца – граф, заядлый охотник, наездник и любитель женщин видел в сыне продолжение, однако, вскоре разочаровался в Анри, видя его слабость.
Тулуз-Лотрек черпал вдохновение из различных источников. Попытка передать грубую прозу жизни неотделима не только от человечности в отношении к персонажам, но и от ощущения фантасмагоричности бытия, которая с особой силой проявляется в театрализованной обстановке кабаре (так же как в театре и цирке, к образам которых Лотрек обращался в течение всей своей творческой жизни). В этом и состоит величие искусства Тулуз-Лотрека.
И он жил. Тулуз-Лотрек говорил про отца: «Если встретил моего отца, то будь уверен, что надо будет остаться в тени». Лотрек резко меняет во второй половине 80-х годов свой стиль. Ну, а чем он мог заниматься помимо живописи.
На первых порах он писал в импрессионисткой манере: его восхищали Эдгар Дега, Поль Сезанн. Его безжалостная кисть снимает с ее лица внешний лоск. Да и образ его живет: лорнетированный карла, покровитель парижского демимонда продолжает волновать умы современных творцов (см. «Мулен Руж» Лурманна). Искусство Тулуз-Лотрека складывалось в течение одного десятилетия (1879 – 1888).
Художник так и не увидел своей славы, которая пришла к нему уже после смерти. Его родителями были самые настоящие графы. В это время он жил сначала в заведении на улице Амбруаз, а затем переехал на улицу Мулен. Проницательный взгляд молодого художника схватывает самую суть модели.
Лотрек не боялся комбинировать собственные приемы с современными тенденциями. Пожалуй, больше всего недоумения здесь вызвал бы обычный, нормальный человек.
В письме к дяде Шарлю Лотрек писал, что Бонна сказал ему: «Ты рисуешь неплохо, даже элегантно, но твои рисунки слишком откровенны и жестоки». Образование продолжалось с домашним преподавателем и под наблюдением матери. Любой урод пробуждал любопытство лишь в первую минуту, затем никто уже не удивлялся. Он пил и рисовал, рисовал и пил. Анри был резвым, озорным, любознательным ребенком, он секунду не сидел на месте. Сюзанне нравилась любовь.
Его стиль определяли цветные валеры, подчиненные основному тону картины. На первом плане, в углу, напротив Валентина (он написан в серых тонах, словно против света, в свойственной ему позе: его гибкое тело как бы извивается, веки прикрыты, руки в движении и большие пальцы отбивают такт), взлетает подол какой-то танцовщицы. У него характерен каждый мазок, каждый штрих. В свои 10 лет оставался таким же тщедушным со слабенькими ножками. После развода родителей Анри жил в имении Шато-дю-Боск (Chteau du Bosc) и в поместье Селейранов (Chteau du Cleyran) недалеко от Нарбонна, где обучался верховой езде, латыни и греческому языку.
Тем более, физическая непривлекательность уменьшала шансы найти пару и продолжить род. Однако, годы в алкогольном тумане и недосыпании, подточившие иммунитет, сделали свое дело. «Вы поете дифирамбы в честь негодяя и одновременно указываете на его открытые раны», — обращался к Лотреку один из журналистов в 1893 году.
Подлинный восторг у него вызывало мастерство, с которым артисты владеют своим искусством. К этой теме обращались тогда многие французские художники и писатели. В замке Боск, где они жили, хранились портреты, офорты, пастели, рисунки. Именно здесь будущие великие художники и литераторы, поэты и актеры снимали дешевые студии и квартиры именно здесь, в недорогих кафе, устраивали диспуты и презентации собственных, пока не признанных шедевров. Здесь, на Монмартре, Лотрек узнал спасительную радость дружбы.
Все было приготовлено для наследника: колыбель, пеленки — муслин и кружева, кольца из слоновой кости, золота и серебра, роскошное, достойное принца платьице для крестин. Лотрек не приукрашивал и не бесславил их.
С этого момента Лотрек ощущает себя настоящим художником. Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в аристократической семье. Мастерская находилась на Монмартре, где, помимо Лотрека, обитало немало других молодых художников (жилье на Монмартре было довольно дешево).
Модели. приехал в Париж, а в 1884г. Он рисовал то, что любил и в первую очередь животных. «Моя комната завалена такими вещами, которые даже нельзя назвать мазней», - писал он. Т Однако именно благодаря отцу, который любил развлечения, Анри с ранних лет познакомился с ежегодной ярмаркой и цирком и тема цирка и развлекательных, увеселительных заведений стала основной в творчестве художника.
Из-за этого несчастного случая Анри едва ли вырос на несколько сантиметров. Его уже знали, привыкли к его виду, никто не обращал на него внимания. А зрители на первом плане представляют собой прекрасный групповой портрет.
В многочисленных кабаре и музыкальных барах постоянно ставилась под сомнение правомерность существующих социальных норм и запретов. Он — постоянный посетитель кабаре «Мирлитон», владелец которого — его друг, певец и композитор Аристид Бруан. Не обошла эта беда и семью Тулуз-Лотреков. Именно он свел Лотрека с публичной девкой, которую тянуло к всевозможным извращениям.