Это был великолепный успех — первый и последний, выпавший Жерико. Очень близкий друг. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений.
Еще несколько человек решило остаться на «Медузе» (по разным данным от 10 до 17, 4 сентября спасли троихиз них). Пусть даже и за свой счет. Чувством восхищения проникнуто полотно «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Лувр, Париж). Последние годы жизни Жерико полностью посвятил дисгармоничной, драматичной современности. Он написал серию необыкновенно поразительных портретов душевнобольных: «Умалишенный, воображающий себя полководцем», «Вандеец», «Клептоман», «Гиена Сальпетриера».
Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы»6. С этого времени началось его увлечение монументальным искусством. Работа хранится в Лувре, в Париже. Сухари были съедены в первый же день (200-300 граммов на человека).
Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм». Командовал фрегатом 53-летний капитан Юг Дюруа де Шомаре (в современном русском — бессмысленном и беспощадном — гуглопереводе он именуетсяГуго Дюрой де Шомарей).
Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы». Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов».
Полотно отметил и сам Давид. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. Книга (вероятно, это было уже второе её издание) попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Художник осматривал местные церкви и музеи, зарисовывал фрески Мазаччо в Санта Мария Новелла и скульптуры с усыпальниц Медичи, а также рисунки с античной керамики, античную скульптуру и гробницы21. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.
Энгр, непримиримый враг романтиков, до конца жизни говорил, что Делакруа «пишет бешеной метлой», а Делакруа обвинял Энгра и всех художников «школы» в холодности, рассудочности, в отсутствии движения, в том, что они не пишут, а «раскрашивают» свои картины. О методах обучения в мастерской Герена сохранилось мало достоверных сведений. Итальянский период продлился недолго. Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций.
Однако именно эти принципы живописца и подарили ему славу и место в истории. Одного из погибших волной смывает в море. Казалось бы, он явился сюда для того, чтобы всех подбадривать. В 1801 году Теодора поместили в интернат частного пансиона Дюбуа-Луазо, а затем отец перевёл его в пансион Рене Ришара Кастеля. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. И только после выставки, устроенной по случаю столетия со дня смерти художника, началось наконец серьезное изучение его жизни и живописи.
Стремясь к искусству активному, действенному, он жаждал найти примеры того же понимания и в предшествующие времена. Её похвалил М. -Б. Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного» мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма.
Картины из этой серии не были предназначены для продажи. И они начали есть друг друга. В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. Жерико был человеком романтической эпохи, прежде чем стал ее художником. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы.
Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история. По плану, шлюпки должны были буксировать плот до берега. Представители «школы», академисты восставали, прежде всего, против языка романтиков: их возбужденного горячего колорита их моделировки формы, не той, привычной для «классиков», статуарно-пластической, а построенной на сильных контрастах цветовых пятен их экспрессивного рисунка, преднамеренно отказавшегося от точности их смелой иногда хаотичной композиции, лишенной величавости и незыблемого спокойствия. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Французский историк Жюль Мишле писал, что Жерико как бы создал «эпитафию солдату 1814 года».
Стало быть, перед нами — своего рода историческая фантазия. Вместе с тем образ женщины реален — это дочь французского народа. Большой интерес представляет лист, посвященный событиям недавнего прошлого, названный автором «Возвращение из России». После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота.
Как бы то ни было, но из мастерской Герена, «адепта давидовской школы» и наименее «преромантичного»5 мастера своего времени, вышли наиболее яркие представители романтизма5. Ведь изображая конкретное вчерашнее событие, художник создавал и памятник этому событию. Этим определялась направленность его поисков». Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой», явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Справа мальчишка, размахивающий пистолетами. Поначалу его привлекали картины повседневной жизни, жанровые или уличные сцены, однако вскоре художник охладел к «сентиментальной итальянщине» (Турчин), не интересовали его и античные мифы и античная история24.
Русский художник Сильвестр Щедрин, видевший карнавал двумя годами позднее, писал, что перед состязанием «лошади столь разгорячены, что четыре человека едва могут их удержать». Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. В одной руке она держит трехцветное знамя Франции, в другой — ружье. Его учителями были такие прославленные художники, как Пьер Герен и Карл Верне. Дальше было ещё хуже: капитан обнаружил, что его познаний в навигации просто не хватает для прокладки нового курса — и попросил одного из ученых, находившихся на борту (философа Ришфора) помочь ему в управлении кораблем.
В. С. Турчин называет этот эскиз «счастливым итогом изучения пейзажных фонов картин Пуссена, ритмов фриза Парфенона изображения людей у Микеланджело и у итальянских маньеристов». Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. В 1812 году Жерико дебютировал в парижском Салоне пронизанной вихревым движением картиной «Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку» (лошадь, вставшая на дыбы, всадник, повернувшийся вполоборота, кривая сабля в откинутой руке и сумрачно клубящиеся тучи). В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике». Теодор Жерико родился в 1791 году, умер в возрасте тридцати трех лет. Еще несколько шлюпок продолжили путешествие морем и добрались до Сенегала (или были подобраны другими кораблями конвоя) — на них, среди прочих, находилисьДюруа де Шомаре и Шмальц.
Темперамент и своеволие определяли его личность. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии». Жерико, как и многие европейские художники, стремился посетить Италию для изучения работ старых мастеров. Кое-кто пил морскую воду — и умирал.
Жерико искал сюжеты для большой композиции или нескольких композиций. Жерико пошёл по пути воссоздания происшедшего через исследование доступных ему материалов и встречаясь со свидетелями и, как говорит Клеман, составил «досье показаний и документов». В этот период Жерико увлекается графикой и создает литографии на военные сюжеты. Разумеется, выставленная картина произвела фурор. Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Странный художникбыл постоянным посетителем «скорбных домов» и моргов.
Конечно, Жерико не мог пройти мимо такого сюжета, как плот с «Медузы». Страстный любитель лошадей и верховой езды, он создал произведения чисто анималистического жанра, подобных которым ещё не было во Франции.
Однако успех картины Жерико был омрачен поражением Наполеона в России. Возвратившись в Париж, он приступил к работе над композицией «Потоп», которая является вольной переработкой «Потопа» Пуссена из Лувра. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его.
Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Полотно отметил и сам Давид14. По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико. 2 июля 1816 года «Медуза» наскочила на мель приблизительно в 50километрах от берега.
В результате «Медуза» села на мель и затонула. Теодор Жерико родился 26 сентября 1791 года в Руане, Франция. Помимо полотна Плот Медузы, в Лувре находится семь батальных картин и шесть рисунков этого художника. Их путешествие длилось не более четырех дней.
И это было для него большое благо. Полотно приобретено Лувром на посмертной распродаже работ художника. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Художник показал на полотне тот момент, когда люди на плоту заметили на горизонте «Аргус». О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, – именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г).
Имея при себе рекомендации Герена, художник виделся с пенсионерами Французской академии идеалы которых он не разделял. Представление о художнике-романтике как о свободной, независимой, глубоко эмоциональной личности Жерико выразил в ряде портретов (Портрет двадцатилетнего Делакруа, 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретов. Жерико выступил также как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821). Пятеро из нихумерли в течение ближайших нескольких дней. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры.
Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис». Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»).
Роман закончился ребёнком (которого воспитывали родители молодого Теодора) и большим скандалом, после какового Жерико (как утверждали сплетни) поклялся не прикасаться больше к женщинам и стал гомосексуалистом. Кроме лошадей он увлекался рисованием сумасшедших и трупов. Это предшественник легендарного Гавроша, двадцать лет спустя изображенного Виктором Гюго в романе «Отверженные»: «Гаврош, полный вдохновения, сияющий, взял на себя задачу пустить все дело в ход. Природа на полотне враждебна человеку.
Работа хранится в Лувре, в Париже. Попытки снять корабль с мели были безуспешны. Кроме того, он решил вместо карьеры торговца табаком выбрать карьеру художника. Замысел картины «Бег свободных лошадей» возник у Жерико сразу же.
В учителя себе он выбрал Ораса Верне— их объединяла любовь к лошадям. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж. Служивший в королевских мушкетерах юноша как нельзя более реалистично выразил сюжет. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Совсем иными настроениями отмечена созданная в тяжелый для Франции год национальной катастрофы картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, Лувр, Париж).
При этом художник не драматизирует болезнь, но подчеркивает ее признаки, а лишь честно констатирует то, что видит. О Теодоре Жериковпервые заговорили в 1812 году, когда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину «Офицер конных герей императорской гвардии, которая идет в атаку» («Портрет лейтенанта Г. Дьедоне). На голове фригийский колпак — древний символ освобождения от рабства.
Благодаря этому романтическому, т. е. Кстати, о Делакруа и любопытныхдеталях: видите в левом нижнем углу картины двух мертвецов. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги. Работа хранится в Лувре, в Париже. Это Делакруа — он позировал другу для «Плота Медузы». Сюжетом для него послужил рассказ о гибели по вине французского правительства около берегов Африки судна «Медуза».
Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». В реальности на плоту с «Медузы» был лишь один негр но Жерико любил рисовать своего сожителя и изобразил его в трех ракурсах: со спины (негр, взобравшийся на бочку и машущий кораблю, появившемуся на горизонте, красной тряпкой), в три четверти (третий от мачты в группе стоящих рядом с ней мужчин) и в профиль (сидит под мачтой в центре картины). Но в том же 1812 году Францию потрясла новость о поражении войск Наполеона в России. Правда, Жерико считал своих лошадей намного лучше лошадей Верне: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей». На его борту находилось 232 пассажира (включая губернатора Шмальца с семьей) и 160 человек команды. О Теодоре Жерико впервые заговорили в 1812 году, — именно тогда двадцатилетний художник осмелился выставить в Салоне картину, посвященную драматическим событиям своей эпохи («Офицер конных егерей во время атаки», 1812 г).
Теодор принял участие в конкурсе молодых живописцев, но проиграл. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. Впоследствии Жерико наиболее полно разработал тему человека перед лицом стихии в самой известной своей картине «Плот Медузы»19.
Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Он не стремился подражать оригиналу, многое обобщая, придавая более экспрессии ритму, усиливая колористическое решение картины12: «Он стремился постичь тайну огромной жизненности, масштабности образов произведений старых мастеров их воздействия на современного зрителя. Лишь спустя годы картина была оценена по достоинству. И новый курс «Медузы»направил фрегат вдоль мавританского побережья изобиловавшего мелями и рифами.
И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота30. Семья Жерико в 1796 году перебралась в Париж.
Один из них, художник Шампионе, писал по-новому— «жирным мазком», это повлияло на манеру письма Жерико, а позднее и на манеру ещё одного ученика Герена— Эжена Делакруа. Этим определялась направленность его поисков»13. 17 июля, через 12 дней кошмарной одиссеи, оставшиеся в живых 15 человек были подобраны бригом «Аргус». История гибели «Медузы» получила широкую огласку. При этом «Медуза» оторвалась от остальных судов конвоя — чем нарушила все мыслимые инструкции и приказы. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле).
Жерико настойчиво ищет героические образы в современности.
Вдохновение пришло к концу римского карнавала, в начале февраля 1817 года. Но он, в отличие от знаменитых мастеров той эпохи, не задумывал масштабные произведения с изображениями битв и парадов, а стремился передать «дух времени» в портретах солдат и офицеров, представителей всех родов войск («Портрет офицера карабинеров», «Трубач гусаров», «Три горниста», «Ветеран», «Голова солдата»). Своей революционностью. Но буксирные концы вскоре полопались — хотя кое-кто утверждает, что что они попросту были обрублены командами шлюпок и что первым обрезал канат губернатор Шмальц.
Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер23. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба. Сначала правительство пыталось скрыть эту историю.
В первую же ночь было убито 20 человек. Художник работал в Версальских конюшнях преимущественно в 1811—1813 годах. В-третьих, у многих картина вызвала восторг.
Подобного не мог бы добиться от ученика ни один из наставников». Жерико создал композицию из четырёх групп персонажей, отказавшись от классических построений с использованием параллельных линий, он сформировал энергичную диагональ. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане. В мастерской Верне начинающий художник большей частью практиковался в изображении лошадей, знакомился с анатомическим рисунком животного, здесь же он имел возможность видеть эстампы, выполненные с произведений английских анималистов, копировал картины Верне. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза». Делакруа заостряет внимание на рельефной моделировке формы.
Он побывал в Риме и Флоренции, где воочию увидел картины многих старых мастеров. По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. В следующем году Совиньи и ученый-географ Александр Коррейяр (один из пятнадцати, выживших на плоту) опубликовали книгу «Крушение фрегата Медуза».
Сопровождал суда военный корабль «Медуза». Эту картину критика и публика приняли в штыки. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. Салон 1814 года проходил после падения Наполеона и картины Жерико были единственным напоминанием об уже уходящей трагической и славной эпохе, выделяясь среди работ других художников избравших нейтральные темы. Выдающимся портретистом был Отто Рунге (1777—1810).
Художник познакомился с Корреаром и Савиньи, даже, вероятно, написал их портреты. Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия Большая и малая английские сюиты, 1820–1821). Но колористическая гамма сдержанна.
Самым известным, небывалым в истории искусства по силе заключенного в нем пафоса и протеста является полотно «Плот «Медузы»» (1818 – 1819 г. г. ), – этот шедевр Жерико создавал целый год. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). С написанием этой картины к нему пришло признание, однако продолжалось это недолго. Ее шаг стремителен и легок — так ступают богини.
1817, Лувр, Париж). Его работы 1813—1815 годов отличают «яркий живописный темперамент, а порой и тонкий психологизм». Образ поэта-романтика увиден Рунге в "Автопортрете". Из почти 150 человек в живых осталось десять. Принято считать, что их заказал Жерико директор парижской психиатрической клиники, предполагавший использовать их в качестве учебных пособий. Критик из «Таймс» говорил о «холодности», которой отличалась эта школа и отмечал в картине Жерико те же «холодность колорита искусственность поз, патетизм».
Вот таким образом фигуры почти скульптурны. Внимание зрителя обращается на человека на переднем плане. Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»).
Влияние этих мастеров хорошо заметно в ранних произведениях Жерико, отразивших неразрывную связь мастера с его эпохой. После прибытия на Мадейру (27 июня) губернатор Шмальц выразил желание прибыть в Сенегал как можно быстрее. В результате Жерико оказался на грани душевного заболевания. В процессе работы художник искал индивидуальность, присущую каждому животному изучал его повадки, практиковался в точности изображения породы. Чувство французов, которые познали горечь поражения, выразил на картине «Раненный кирасир, который оставляет поле битвы» (в 1814 г. ). Впоследствии Теодор первым пригласил Герена посмотреть только что завершённый «Плот Медузы».
В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов. Особенно заметно это влияние в картине «Бег свободных лошадей в Риме» (ок. Еще некоторое время военная тема занимала мысли художника и он создал портрет «Офицер карабинеров», в котором чувствовалась переломная атмосфера. И все-таки он продолжал работать постарому, «Если препятствия и трудности пугают человека ничтожного, — говорил он, — они, напротив, необходимы гению, так как питают его». «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Средства для поездки можно было получить, приняв участие в конкурсе Школы изящных искусств и Жерико первоначально намеревался написать для него композицию «Умирающий Парис».
В Риме художник проводит целый год. В конце 1814 года (декабрь) при содействии отца и дяди он, ещё недавно уклонявшийся от исполнения воинской обязанности, приобрёл патент на службу в мушкетёрской роте под командованием Лористона— привилегированном воинском соединении. Настроение самого Жерико было противоречивым.
В этой работе художник удачно синтезировал свои наблюдения пейзажей Пуссена, «ритмы Парфенона» (Турчин), результаты изучения изображений человека у Микеланджело и маньеристов26. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы. Выходец из богатой семьи, буржуа по отцу, по матери аристократ, он рано привык к полной независимости. Это была драматичная жизнь и драматическая живопись.
Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). Есть на картине и ещё один друг Жерико. Это полотно, являющееся по сути «пейзажем-драмой»18, явно создано под влиянием итальянского изобразительного искусства, прежде всего, творчества Микеланджело, что особенно заметно в пластическом решении фигур гибнущих людей. Флагманом конвоя был как раз фрегат «Медуза». Патриотические мажорные ноты, звучавшие в предыдущих работах Жерико, в «Раненом кирасире» сменились настроением разочарованности и печали, что граничит с событиями реальной жизни — военными неудачами наполеоновской армии.
Это обстоятельство развязывало Жерико руки: победив в конкурсе Школы, он был бы обязан провести в Италии шесть лет (полный срок пенсионерской поездки), что не входило в его планы. Наброски для неё представляют из себя то точно пойманные вполне определённые мотивы (по выражению Шарля Клемана, «как портреты»), то варианты обобщенной передачи натуры. В 1804 году Жерико поступил в Императорский лицей. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии»38. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). По мнению исследователей, Жерико могла быть знакома брошюра Савиньи «Обозрение влияния голода и жажды испытанных после гибели фрегата Медуза» (1818). Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Он создал «портреты» известных скакунов, одна из его картин— «Лошадь Наполеона»— получила награду императрицы Марии-Луизы.
Они с надеждой тянутся к нему, машут платками. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Считают, что несчастный философ (знавший, конечно, географию, но имеющий весьма слабое понятие о навигации) принял группу облаков на горизонте за мыс Кабо-Бланко и дело довершилДюруа де Шомаре, проигнорировав буруны и замеры глубины.
И эмоции, чрезмерные, бьющие через край, далекие от правильности и приглаженности «классической» живописи. Художник уезжал на время из Франции и ещё по одной причине, на этот раз личного характера. Истинный гуманизм французского художника воплощен в объективности серии портретов душевнобольных (Сумасшедшая, около 1821–1823, музей изящных искусств, Лион Бродяга, художественный музей, Гент и другие собрания). По мнению Шарля Клемана именно она более всего близка к задуманному Жерико полотну. Как и в ателье Верне, Жерико копировал у Герена произведения учителя, а также перерисовывал анатомические листы.
На четвертый день в живых осталось 67 человек из почти полутораста. В возрасте 32 года (26 января 1824, Париж) он погиб в результате падения с лошади. Картина художника, неизвестного до той поры ни широкой публике, ни в профессиональной среде (говорили даже, что он «почти не учился»), привлекла внимание критиков. Тема человеческих страданий была продолжена художником позднее в знаменитой картине «Плот Медузы» (1819, Лувр, Париж), в основе которой лежало реальное событие, всколыхнувшее всю Францию.
Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. «Ужасное в искусстве — такой же дар, как и грация» — записал у себя в дневнике ещё один великий художник (и друг Жерико), Делакруа. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги.
На плоту начались драки за доступ к воде. Её похвалил М. -Б. Этого требовало образное решение картины. Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата Медуза».
Жан Луи Андре Теодор Жерико (фр. Jean-Louis-Andr-Thodore Gricault 26 сентября 1791, Руан— 26 января 1824, Париж)— французский художник, крупнейший представитель европейской живописи эпохи романтизма. Художник-романтик хочет познать себя. После смерти матери воспитанием Теодора занимался отец. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю. В 1817 году художник уезжает в Италию, где изучает искусство античности и Возрождения, перед которым все преклонялись и которое, по признанию самого художника, даже подавляет своим величием.
Теодор демонстрирует исключительно реалистичную манеру живописи и одновременно поднимает тему человечности (первым среди «романтиков»). Вероятно, успех «Офицера» подал Жерико идею о создании серии, посвящённой военной истории наполеоновской Франции. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Париж впервые увидел «Офицера конных императорских егерей во время атаки» тогда, когда уже стало известно о поражении французской армии в России (осень 1812), а в Салоне 1814 года эта композиция была выставлена в паре с «Раненым кирасиром, покидающем поле боя» (Париж, Лувр). В 1816 году Жерико отправился в Италию, на родину великих художников прошлого.
Впрочем, особая микеланджеловская мощь и скрытый — тоже микеланджеловский — пафос придавали эскизу Жерико и другое измерение, выводили его из разряда стилизации и ретроспективной грезы, насыщали энергией и жизнью. Контрастность – характерный живописный прием мастеров-романтиков. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Известно, что перед смертью Теодор Жерико задумывал написать большую картину «Отступление французов из России в 1812».
И она действительно была для того времени революционна. Молодой человек отлично ездит верхом, обожает длительные конные прогулки, для которых выбирает самых норовистых лошадей. Он ближе всех к Свободе и как бы зажжен ее энтузиазмом и радостью вольного порыва. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году.
В 1810 году Жерико покинул мастерскую Верне, чтобы продолжить учёбу у Пьера Герена, который, по словам Этьена Делеклюза, был «единственным в то время— после Давида во всяком случае, — кто питал действительное расположение к педагогике»4. Настолько близкий, что изображен на картине трижды. Он сновал взад и вперед, поднимался вверх, опускался вниз, снова поднимался, шумел, сверкал радостью.
Картины, написанные им в то время («Самсон и Далила», «Отплытие Одиссея с острова Итаки», «Оборона Фермопильского ущелья»), по словам Шарля Клемана, биографа художника, отличала «энергичная кисть» движения персонажей, лишённые однообразия «композиционные ритмы», восходящие к живописи Давида. С одной стороны, он был огорчен, что во Франции в 1815 году вновь воцарились Бурбоны. Нечего и говорить, что никаких рабов в Риме 1817 года не было. И, хоть он и начал свою службу на флоте ещё в 1780-х годах, последние 25 лет своей жизни он провел почти исключительно (он выходил в море только ради участия в высадке на Кибероне — и то пассажиром) на берегу, в Англии.
Фигура матроса кажется не нарисованной, а вылепленной и в ней отчетливо заметно влияние Микеланджело, творения которого произвели большое впечатление на Жерико. Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. В 1812 году Жерико представил в Салоне свою работу «Портрет Дьедонне» (в настоящее время экспонируется как «Офицер конных императорских егерей идущий в атаку» (Париж, Лувр). Известно более шестидесяти копий, выполненных Жерико.
От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. Праздник завершался состязанием неоседланных лошадей, бежавших по улицам города от Пьяцца-дель-Пополо до Венецианского дворца. Она — направляющая сила движения группы на баррикадах. Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане.
Но Анри Совиньи, судовой врач, публикует эту историю 13 сентября 1816 года в оппозиционной «Журналь де деба» — он поплатился за это своей должностью. В 1816 году Жерико принимает участие в конкурсе молодых живописцев, главным призом которого было бесплатное обучение в Италии. Он воспринял драму «Медузы» не только и не столько как «дидактический пример узкого политического значения» (капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции), а как общечеловеческую историю29.
Это, вероятно, его любовник Луи Бро, гаитянский негр, солдат. В 1818 — 1819 годах он пишет и выставляет свой шедевр — картину «Плот «Медузы» (жертвы кораблекрушения на плоту в открытом море — пролог к потрясшей Европу незадолго перед тем драме предательства, каннибализма, последнего отчаяния). Несколько человек сошли с ума.
Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Его картины, в том числе «Плот Медузы» и «Скачки в Эпсоме», стали новым словом в живописи, хотя их подлинное значение в развитии изобразительного искусства было осознано гораздо позднее. Жерико также посещал Лувр, где изучал конные сцены, украшающие античные саркофаги.
Ещё одна вариация темы — несколько эскизов, разработанных в антикизированной манере — из них самым удачным искусствоведы признают версию, хранящуюся ныне в Руане («Лошадь, останавливаемая рабами»). Лишенная пафоса литография правдиво передает трагедию побежденной наполеоновской армии. Наконец, в последнем (по мнению Клемана) эскизе (Париж, Лувр), Жерико обратился к обобщению изображения. В относительной безопасности была только центральная часть плота. Жерико работал в современной манере и классической антикизированной (отделывая работу в древнем стиле).
В это же время Жерико писал этюды лошадей, которые принципиально отличаются от его штудий с натурщиками. Находящиеся в непосредственной близости к ней, каждый по-своему, выражают причастность к этому воодушевляющему призыву. 10 октября 1816 года Жерико прибыл во Флоренцию, по его собственному признанию, «страшное состояние духа», вызванное неурядицами в личной жизни, не покидало его.
Затем поднялся шторм. Но многие уже не могут подняться, они обессилили или уже умерли. Лондонская выставка одной картины стала успешной для Жерико и в материальном плане, он имел право на треть выручки от продажи входных билетов и получил 20 тысяч франков.
Прежде всего — «Рабы, останавливающие лошадь». 149 (по другим данным — 146) человек (в основном матросы, солдаты и пассажиры победнее — включая одну женщину, маркитантку) должны были плыть на плоту губернатор с семьей, ученые, офицеры (включая капитанаДюруа де Шомаре), чиновники и колонисты побогаче — разместились в шлюпках правда, несколько человек (в том числе офицеров) перешли на плот добровольно. Успех «Плот Медузы» имел в Лондоне, где предпринимателем Буллоком была организована её выставка. Критики называли «Медузу» шедевром, который отражает реальную жизнь, а её автор удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Они безусловно писались с конкретных людей, однако здесь нет явно выраженных индивидуальностей, главенствует внимание к человеку как носителю черт того или иного типа.
Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. Ее сильная фигура облачена в платье-хитон, лицо с идеальными чертами, с горящими глазами обращено к повстанцам.
У юноши две страсти: живопись и лошади. Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. Завершила подготовительные работы поездка в Гавр, где Жерико писал этюды моря и неба32. «Плот Медузы» получил противоречивые отклики у французских критиков и публики. Она проходила с 12 июня по 30 декабря 1820 года, картину увидели около 50 тысяч посетителей.
Во-вторых у многих картина вызвала отвращение — из-за чересчур натуралистичных деталей. Каникулы мальчик проводил в Нормандии, где, по словам одного из его друзей, много рисовал. Уже а конце 1817 года Жерико снова в Париже. Он продолжал изучение старых мастеров и во время своих поездок в Италию (1816—1817) и Англию (1820—1821). Взятый из реальной жизни сюжет, да ещё и не приукрашенный высокими идеалами и не освещенный отблеском славы (как, например, батальная живопись).
Романтизм проявлял особенный интерес ко всему трагическому, мрачному и отталкивающему. Изображение такого момента неустойчивости, невозможности позы усиливает эффект движения. Он задумал грандиозную композицию (в длину около 10 метров). Плот был оставлен на произвол судьбы. Знаковой во всём творчестве художника стала картина «Плот Медузы», которая была основана на реально произошедших трагических событиях. Тем не менее, его близкими знакомыми в Риме стали Огюст (с 1814 работал в основном как скульптор), Шнетц (в то время занимавшийся жанровой живописью), Тома и Робер.
Для живописного эскиза (1817, Балтимор, Картинная галерея Уолтер) он использовал композицию популярной в то время гравюры с изображением состязания, выдержанной в классицистическом духе. Страстный любитель лошадей, Жерико создал целый ряд картин на этот сюжет. Жерико внимательно копировал картины старых мастеров, начиная с художников Возрождения.
Во время Ста дней Жерико был в эскорте спасавшегося бегством Людовика XVIII, потом, под видом крестьянина, художник перебрался в Нормандию, где, вероятно, оставался до середины лета 1815 года17.