Немало потрудился Лоренцо Бернини и над созданием внутреннего архитектурного облика собора Святого Петра. Лоренцо Бернини так и не получил профессионального архитектурного образования, оставаясь гениальным дилетантом с математическим глазомером и непогрешимым чувством архитектурного пространства. Джованни Лоренцо Бернини умер в ноябре 1680-го, в возрасте 81 года, создав новый архитектурный стиль итальянского барокко и полностью преобразив весь облик столицы Италии. Джованни Лоренцо Бернини считается основоположником стиля итальянского барокко, который он довел до совершенства в своих архитектурных и скульптурных творениях.
Это включало в себя создание четырёх колоссальных статуй в нишах столпов, среди них «Святой Лонгин» работы самого Бернини (три других принадлежат авторству Франсуа Дюкенуа, Франческо Моки и Андреа Больджи, ученика Бернини). Как заметил один из искусствоведов, «никто прежде не видел ничего подобного»25. Фонтан был закончен вскоре после завершения строительства палаццо. Заказ от иезуитов на постройку церкви Сант-Андреа-аль-Квиринале был относительно невелик и по размерам и по оплате. Две галереи, переходящие в колоннаду, охватывают пространство площади, «подобно распростертым объятиям», по выражению Бернини. Изначально Бернини надпись гласила: «Урбан VIII построил этот фонтан в 1644 году, на XXII году пребывания на папском престоле», хотя до 22 года оставалось еще пару месяцев.
Причины отказа были исключительно утилитарны, а именно, физическая безопасность и удобство (к примеру, расположение уборных). Вот уже много лет это творение кружит голову каждому, кто входит в собор Св. С одной стороны его творчество – отражение требований церкви (не случайно церковь всегда покровительствовала его таланту), с другой – оно расширило возможности пространственных (пластических) видов искусства. С опытом он перестал допускать подобные ошибки. Также, Бернини автор скульптуры Мавра для Мавританского фонтана (1653) на Пьяцца Навона.
Центр площади (ее общая глубина 280м) отмечен обелиском, фонтаны по сторонам от него определяют ее поперечную ось. Среди произведений того периода стоит упомянуть бюсты папы Урбана VIII, бюст Франческо Барберини и особенно два бюста Шипионе Боргезе— второй из которых был изваян Бернини, когда в мраморе первого обнаружился изъян26. Он был уверен, что владея неземным оружием, ему удастся поработить весь мир.
Просто посмотрите на кровать Людовики. и ныне демонстрируемых в Галерее Боргезе в Риме. Тонкое кружево, шелковые простыни — не очень по-христиански.
Известен он и целой серией временных сооружений (из лепнины и дерева), возведённых для похорон и карнавалов. 1680, Рим) итальянский архитектор и скульптор.
Его фонтаны до сих пор поражают своей эпичностью, грандиозностью размаха и великолепием. Массивный киворий из позолоченной бронзы над гробницей святого Петра, поддерживаемый четырьмя колоннами, вознёсся почти на 30 метров над землёй и стоил около 200 000 скуди (приблизительно 8млн долларов на начало XXI века)24. И тут по тайному знаку Бернини забили струи. Об этом говорят и его официальные должности— «хранитель папского художественного собрания, директор папской литейной в замке Сант-Анджело, заведующий фонтанами на Пьяцца Навона».
Видя это, Бернини тяжело переживал. Но вскоре его работа«Экстаз святой Терезы» была оценена по достоинству. Именно ему, папскому архитектору и скульптору, во многом обязан своим прославленным обликом «Вечный город». Петра. Похищение увидел бог солнца Гелиос и рассказал об этом матери девушки – Деметре.
До конца XX века считалось, что через два года после смерти Бернини королева Швеции Кристина, проживая в то время в Риме, заказала Балдинуччи биографию Бернини65. По выражению Рудольфа Виттковера, «такое чувство, что в мгновение ока может измениться не только поза и выражение лица, но и складки мантии». Барочные же мастера считали, что живопись и скульптура должна соблазнять глаз зрителя.
Кстати, это не единственный автопортрет скульптора в галерее.
Со временем истина была открыта. Его постоянные негативные отзывы о различных аспектах французской культуры, особенно об искусстве и архитектуре, вызывали много недовольства, особенно в сочетании с многочисленными похвалами итальянским (особенно римским) искусству и архитектуре к примеру, он заявил, что картина Гвидо Рени стоит больше, чем весь Париж46. Кроме психологического реализма автор уделял много внимания физическим деталям. Джованни вел совместную жизнь с замужней женщиной Констанцией.
Законченная северная башня и незавершённая южная были снесены в 1646 году по приказу папы Иннокентия— их излишняя массивность послужила причиной образования трещин на фасаде собора и угрожала более обширными повреждениями. Так где же сегодня находится чудо-Копье.
Нет, это молодые женщины, которых переполняют чувства. Его монахини совсем не похожи на страшных фанатичных затворниц средних лет. Интерес к Бернини вновь вырос.
Благодаря отцу, будущий мастер три года жил в папской резиденции. Над ними возвышается бронзовый трон и кресло св. Иннокентий X оставил за Бернини все посты, на которые того назначил Урбан.
Называется она Экстаз св. Скульптурная группа помещена в глубокой нише, между колоннами, на фоне золотых лучей. Однажды Аполлон разозлил богиню любви Афродиту и он послала ему в сердце стрелу любви, а нимфе – стрелу отвращения.
Еще с 1656 года он начал работать над монументальной композицией, Площадью Святого Петра — большой эллиптической площадью и раскрывающей свои объятия коллонадой в передней части церкви. Она обращена к городу и обрамлена величественной колоннадой. Между дельфинами можно заметить гербы рода Берберини – папские тиары. Громовержец не мог допустить отсутствия жизни на земле и вернул дочь матери. Его талант простирался далеко за пределы скульптуры, он проявлял внимание к окружению, в котором окажется его работа, его умение объединить скульптуру, живопись и архитектуру в единое концептуальное и визуальное целое историк искусства Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств». Петра в Риме по проекту Бернини.
Папа Александр VII как-то пошутил: «Если вынести из собора всё, что сделал кавалер Бернини, там останутся только голые стены». Но снять фильм о Копье было решено именно в Армении.
Его проект практически был «заморожен» вто самое время, когда Бернини ехал на родину под ливнем наград и комплиментов, а составлением нового проекта занялась специально созданная комиссия, куда вошли Лево, Лебрен и Клод Перро. В 1644 году из египетской Александрии был привезен языческий обелиск. Униженный публичными обвинениями, Джан Лоренцо замкнулся в себе, приступив к созданию еще одного шедевра – «Истина, открытая Временем» (La Verit svelata dal Tempo, 1646-1652). 1). Однако в целом Бернини практически полностью переосмыслил классические традиции.
Теперь 8 месяцев в году Прозерпина живет с матерью, а 4 – с мужем. Все они вскоре были отвергнуты. Это означает, что, во-первых имя Кристины было использовано для прикрытия факта, что содержание биографии исходит прямо из семьи и, во-вторых, повествование Балдинуччи во многом происходит от некой ранней версии более длинной биографии сочинения Доменико Бернини, о чем свидетельствует чрезвычайно большое количество дословно повторенного текста (другого объяснения такому количеству дословного повторения нет, кроме того известно, что Балдинуччи в своих биографиях постоянно копировал материалы, предоставленные семьями и друзьями). Давид был любимым героем скульпторов Возрождения. Вторая выполнена в излюбленной форме барокко – овале.
Первый биограф мастера Филиппо Бальдинуччи писал, что благодаря ему «куски мрамора обладают дыханием и даром речи». Эта группа была создана в период с 1645 по 1647 год для церкви Санта Мария делла Виттория по заказу кардинала Карнаро. Несмотря на свою занятость на архитектурном поприще, Бернини продолжал создавать художественные произведения, свидетельствующие о совершенствовании его портретной техники и способности передать личностные характеристики, которые он видел в своих натурщиках. Папа Григорий XV посвятил его в рыцари, а папа Урбан VIII сделал его своим другом. Вслед за ними Бернини создает своего Давида (1623 — 1624). Фактически на протяжении всей жизни Бернини был диктатором римской художественной жизни.
Это означает, что, во-первых имя Кристины было использовано для прикрытия факта, что содержание биографии исходит прямо из семьи и, во-вторых, повествование Балдинуччи во многом происходит от некой ранней версии более длинной биографии сочинения Доменико Бернини, о чем свидетельствует чрезвычайно большое количество дословно повторенного текста (другого объяснения такому количеству дословного повторения нет, кроме того известно, что Балдинуччи в своих биографиях постоянно копировал материалы, предоставленные семьями и друзьями)66. Отец отдал дочь в жены Плутону, а тот решил немедленно похитить ее. Доказательством этого является приглашение мастера посетить Францию. Есть документальные подтверждения, что он приказал отправить реликвию в Антарктиду на подводной лодке.
Первая – в форме трапеции, оформлена галереями, отходящими прямо от стоп собора. Как наиболее подробный рассказ и единственный исходящий непосредственно от члена семьи художника, биография Доменико, хотя и опубликована позже, чем биография Балдинуччи, тем не менее представляет собой самый ранний и более важный полнометражный биографический источник сведений о жизни Бернини, даже если автор идеализирует субъекта и пытается представить в позитивном свете ряд нелестных фактов о его жизни и личности. Достоверно неизвестно, действительно ли трещины были из-за надстроек, однако строительные работы сразу же были прекращены, а через некоторое время башни были снесены. Но для дополнения картины обелиска нужен был фонтан который бы дополнил композицию. Это включало в себя создание четырёх колоссальных статуй в нишах столпов, среди них «Святой Лонгин» работы самого Бернини (три других принадлежат авторству Франсуа Дюкенуа, Франческо Моки и Андреа Больджи, ученика Бернини).
Бернини, субсидируемый церковью, воздвигнул величественные архитектурные сооружения. Но Бернини изобразил Давида не как олицетворение абсолютного подвига, а как само напряжение этого подвига, в действии во всём его драматизме – это одна из отличительных черт барокко.
Это, во-первых, мраморный бюст, будто летящий на постаменте (на фото ниже). » Наверное, большинство поломанных мужских судеб и происходит из-за этой глупости. Этот классический сюжет включен в Метаморфозы Овидия. Кажется, что они живые, дышат, живут, просто замерли на миг. Зачастую он работал чисто интуитивно.
За исключением Шантелу, Бернини так и не обзавёлся друзьями во Франции. Однако вскоре всё испортилось. 42 Бернини представил несколько вариантов проекта восточного фасада (наиболее важного фасада дворца) Лувра. Он разрешил приходить Бернини в свою резиденцию без предупреждения. Архитектурные способности Бернини были прекрасно воплощены при строительстве римских палаццо (частных городских дворцов). «Тот, кто хочет отказаться от проектов Бернини, должен позаботиться о том, чтобы их случайно не увидеть», – примерно так высказался Папа, не устоявший перед талантом Бернини.
Всё это мимолетные, но наиболее драматичные моменты каждой истории. Кажется, что из ее полуоткрытого рта вырывается крик сладостной муки. Сын известного скульптора Пьеро Бернини Лоренцо. Драматичный натурализм мастера обычно связывают с мотивами греческой эллинистической скульптуры. Урбан VIII скончался за 9 дней до 22-го года правления. Среди его работ в сфере светской архитектуры множество римских дворцов: после смерти Карло Мадерно Бернини взял на себя руководство возведением палаццо Барберини в 1630 г палаццо Людовизи (ныне палаццо Монтечиторио, начато в 1650 г) и палаццо Киджи (ныне палаццо Киджи-Одескальки, начато в 1664 г).
Однако все они приподняты над повседневной жизнью, проникнуты особой внеличностной энергией. Джованни (Джан) Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) – итальянский скульптор эпохи барокко, художник, ведущий архитектор ХVII века. Он приказал провести архитектурные изменения города – соединить новые и существующие здания улицами и площадями. За некоторое сходство с поросенком, скульптуру прозвали «свиньей Минервы».
После смерти Урбана в 1644 году и восшествия на престол Иннокентия X из семьи Памфили, врагов семьи Барберини, противники Бернини (особенно Борромини) раздули большую шумиху из-за трещин, предрекая разрушение всего собора и возлагая вину на Бернини. А говорить о них можно очень долго. Афанасий, св.
В основном, это наброски его скульптурных и архитектурных заказов, рисунки в подарок друзьям и покровителям, а также законченные портреты, такие как портреты Агостино Маскарди (Национальная высшая школа изящных искусств, Париж), Шипионе Боргезе и Сисинио Поли (Библиотека Моргана, Нью-Йорк).
В этой связи Джан Лоренцо Бернини переделал фасад северных городских ворот – Порта дель Пополо, на которых он высек: «FELICI FAVSTO INGRESSIVE YOAR DOM MDCLV». Посередине египетский обелиск, привезенный в Рим императором Калигулой. Ох уж это мужское тщеславие, накрывающее нас в среднем возрасте. В итоге сложилась такая ситуация, когда «барочный Лувр» не мог стать реальностью, согласно замыслам итальянца и вместе с тем официально отвергнуть его предложения было невозможно по соображениям государственно-престижного характера. И это якобы подтвердили ученые Британии, которые изучали возраст реликвии.
Джан Лоренцо Бернини (1598–1680) — блестящий представитель барочной скульптуры и один из лучших архитекторов эпохи. Терезы. церквей), а также самостоятельные скульптурные произведения, Бернини живописно сочетает разные материалы (белый и цветной мрамор, бронзу, стукко) использует раскраску, позолоту, световые эффекты. Динамическая форма овала, непрерывная изменчивость кривизны являются главным мотивом и в композиции церкви Сант-Андреа аль Квиринале (1653—58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности архитектурного образа. Восхищению ребенка не было предела, все свои эмоции им тут же переносились на бумагу.
Вот таким образом он отвернул хобот слона от храма. Часто можно услышать историю, о том, что Бернини специально изваял одного из речных богов неодобрительно взирающим на близ расположенную церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне, фасад которой был спроектирован Франческо Борромини извечным соперником Бернини. Современников поражали грандиозность замыслов и смелость их осуществления, необычайная работоспособность и тонкий художественный вкус великого мастера, по праву названного «гением барокко». Он попросил его построить виллу, где кардинал собирался жить. Вместо этого на следующее утро он подошел к своему дому.
Он схватил металлический прут и ударил им Луиджи, сломав ему два ребра. Вопрос решился сам собою. Причины отказа были исключительно утилитарны, а именно, физическая безопасность и удобство (к примеру, расположение уборных)44. Во всяком случае, Бернини чуть ли не стал отличным примером этого. Петра. Можно сказать, что именно при нем римское барокко приобретает черты зрелости.
Столицей нового стиля стал Рим, а «лицо» Рима эпохи барокко создал Бернини, которого можно смело назвать «главным режиссером» этого великолепного спектакля. Другие проекты постигла та же судьба. Деятельность Бернини этого времени сосредоточилась на проектировании зданий и их окружения.
В 1648 году Иннокентий обращается к мастеру с проектом создания большого фонтана, символизирующего четыре реки (Дунай, Нил, Ла-Плата и Ганга) в середине площади Нована в Риме. Первоначально слова «готика», «рококо» и «барокко» служили для неодобрительной оценки их использовали для обозначения гротеска, деформированных или чрезмерно сложных форм. Площадь обрамляют спроектированные Бернини полукруглые колоннады.
Восхищал и захватывающий динамизм этих работ. Бернини сыграл важную роль в формировании архитектурного облика Рима (декоративно-эффектные фонтаны – Тритона на Пьяцца Барберини, 1637, Четырёх рек на Пьяцца Навона, 1648-51 и др. ). С момента выхода зрителя на овальную площадь, колоннады, по выражению Бернини, «подобно распростертым объятиям», захватывают зрителя и направляют его движение к доминанте композиции – главному фасаду, откуда через вестибюль и продольные нефы движение продолжается к алтарю. Особенно ярко принцип синтеза проявился в церковной архитектуре. Так, на площади св. Лоренцо Бернини, произведения которого многообразны известен и как светский скульптор.
Бернини (Bernini) Джованни (Джан) Лоренцо (7. 12. Нерасточительный Иннокентий на первых порах не нуждался в мастере, что дало ему время завершить одну из своих лучших работ — украшение часовни Корнаро, в которой Лоренцо установил скульптуру «Экстаз святой Терезы» и создал ряд барельефов.
Однако Франко Мормандо указывает, что «эстетика никогда не упоминалась ни в одной из сохранившихся записок» Кольбера и других советников двора. А мои колокольни будут выше купола Микеланджело. Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа стала примером умения Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое» (bel composto, по выражению Филиппо Балдучини, одного из ранних биографов Бернини) и создавать то, что Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств». Джованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо Бернини итал. Giovanni Lorenzo Bernini 7 декабря 1598, Неаполь— 28 ноября 1680, Рим)— итальянский архитектор и скульптор.
В 1930-е гг. Как отмечалось, «Чем Шекспир является для драматургии, тем Бернини стал для скульптуры: первый пан-европейский скульптор, чье имя мгновенно отождествляется с определённой манерой и видением и чьё влияние было непомерно сильно».
Фонтан довольно небольшой. Отмечалось, как раздражался Бернини, видя из окон своего дома строительство церкви Сант-Андреа-делле-Фратте под руководством его соперника Борромини, а также снос капеллы Конгрегации евангелизации народов (построенной Бернини) и замену её капеллой работы Борромини. Но так ли это на самом деле, доподлинно не известно.
Но не тут-то было. И в полной мере это относится к парадным портретам, напоминающим торжественные оды. Скульптор запечатлел последние мгновения ее жизни в человеческом облике.
Слова «Счастливого благоприятного входа, Год Господа 1655», предназначенные королеве и сегодня приветствуют всех гостей Вечного города. Сдальней точки зрения, сокращаясь в перспективе, поставленные под углом колоннады трапециевидной площади воспринимаются прямыми, а овальная площадь кругом. Под воздействием пространства скульптурные формы обретают живописную текучесть, а в иных случаях они обладают собственной утрированной динамикой, беспокойно вырываясь в пространство.
Папа Иннокентий X выбрал себе в фавориты Борромини. Бернини хорошо знал и учитывал законы оптики и перспективы.
Впоследствии племянник Павла V – кардинал Шипионе Боргезе (Scipione Borghese) станет покровителем молодого Бернини. Животное из мрамора в натуральную величину украшает центр площади Минервы (Piazza della Minerva).
Архитектура барокко — пышные декорации. Кафедра Апостола Петра (Cathedra S. Petri Apostoli) – бронзовое сооружение было создано в период с 1656 г. по 1665 г. по заказу Александра VII и предназначалось для алтаря собора святого Петра. Луиджи убежал, но Джованни догнал его и стал избивать. 1598, Неаполь, – 12. 11. Кроме того, в этот период он занимался церковью Санта-Мария дель Ассунцьоне в Аричче, с круглыми куполами и трёхарочным портиком40. Также для виллы Боргезе была сделана скульптурная группа «Аполлон и Дафна» (1622 – 1625), в основе которой лежит сюжет древнеримского поэта Авидия: Аполлон преследует нимфу Дафну, а когда почти настигает её, Дафна по воле богов превращается в дерево.
Он собирает воедино всю композицию, уравновешивает ее. Алтарная группа «Экстаз святой Терезы» (1647 – 1652) в капелле римской церкви Санта-Мария-делла-Витториа был выполнен Бернини по заказу кардинала Корнаро. Другой причиной стал инцидент с колокольнями, возведёнными для собора Святого Петра в период правления Урбана.
Реликвию в 875 г. передал папе Иоанну VIII (Pope John VIII) Карл Лысый (Charles le Chauve). Но никому из них так и не удалось овладеть всем миром. Все они вскоре были отвергнуты. Этот факт никоим образом не останавливает историков и ученых в поисках настоящей реликвии. Петра, а в расходящихся лучах золотистого света – сонмы ангелов.
Муссолини проложил из центра Рима на площадь широкую улицу Примирения. Предполагались две маленькие башенки, но Бернини по неопытности решил сделать их побольше. Годы ее создания – 1656-1665. Вот таким образом талант Джан Лоренцо она сочла весьма полезным.
Потом она поворачивает на 1800 и последний марш, не видимый снизу, спускается обратно. В творениях Лоренцо ощущается связь с античной и ренессансной пластикой. Этот красивейший фонтан Рима создал Джованни Лоренцо Бернини.
Бернини дополнил композицию соответствующим освещением (свет на фигуры святой Терезы и ангела падает сверху из не видимого зрителю окна), золотыми лучами и почти театральными ложами по краям капеллы. После этой неудачи, одной из немногих в его карьере, он ушёл в себя: по словам его сына, Доменико, его так и незаконченная статуя того периода «Истина, раскрытая Временем» задумывалась как самоутешительный комментарий к случившемуся, выражавший его веру в то, что Время откроет Истину об этой истории и полностью его оправдает, как в конце концов и случилось. Лоренцо Бернини создаёт 4 шедевра: «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-1622), «Аполлон и Дафна» (1622-1625) и «Давид» (1623-1624) – и окончательно утверждает свою репутацию талантливого скульптора. И все эти чувства бесподобно изображены Бернини. Но выполнить его задание не успели.
Лаврентия». Искусствовед Рудольф Виттковер отметил, что эти четыре работы— «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-22), «Аполлон и Дафна» (1622-25) и «Давид» (1623-24)— «открыли новую эру в истории европейской культуры»15. Мягкость шелка и трепет волос, теплоту тела и шелест листьев мог передать он в нем. В боковых секторах находятся фонтаны.
Это было фиаско, настоящая неудача, которых в жизни творца еще не было. Папа курировал конкурс и, казалось, у скульптора не было шансов. Также он уделял время созданию декоративных предметов, таких как лампы, столы, зеркала и даже кареты. В те же годы Бернини работал над проектами трех церквей – Сан Томмазо ди Вилланова при замке Гондольфо (1658-1661), Санта Мария Ассунта (1662-1664) для семьи Киджи и Сант Андреа аль Квиринале (1658-1670).
Весь проект — типичное барочное произведение, создающее невероятно драматический эффект. Урбан VIII, задумав украсить Рим церквами, светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» — гидравлики, строительные рабочие. Именно ему, папскому архитектору и скульптору, во многом обязан своим прославленным обликом «Вечный город».
Он оборудован самой современной системой охранной сигнализации. Этот фонтан расположен на площади Барберини, недалеко от палаццо Барберини. Однако он продолжал работы по оформлению собору Святого Петра и со временем репутация Бернини восстановилась. «Скала Реджа» — парадная Королевская лестница — главная в Ватикане.
Бернини выполнил эти работы по заказу кардинала Шипионе Боргезе, любителя искусств. Скульптурное убранство тоже минимально. Адольф пытался спрятать Копье. Облака клубятся еще выше, движется сонм увенчанных золотыми лучами бронзовых ангелов. Популярность Бернини была велика: во время его прогулок на улицах собирались толпы.
драгоценнейшее наследство. Оказалось, что в центре той реликвии (ее длина чуть более 50 сантиметров) под чеканной золотой оболочкой, которая прикрывает половину наконечника, есть кусок железа, который гораздо древнее. Впрочем, не привыкать. Одна из них – церковь Сант-Андреа аль Квиринале (1658) – должна быть отнесена к выдающимся образцам архитектуры римского барокко.
И все произошло как и было предсказано. Средневековые римляне полагали, что в металлическом шаре на вершине обелиска хранится прах Юлия Цезаря. Массивный киворий из позолоченной бронзы над гробницей святого Петра, поддерживаемый четырьмя колоннами, вознёсся почти на 30 метров над землёй и стоил около 200 000 скуди (приблизительно 8млн долларов на начало XXI века). В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году. После балдахина Бернини взялся за полномасштабное украшение массивных столпов в центре собора, поддерживающих купол.
Движения, жесты выражения лиц повторяли то, что создавалось на сцене. Бернини переехал в Рим в 1605 году. Популярная легенда гласит, что при внимательном наблюдении можно заметить, что слон улыбается, хвост отодвинут в сторону, а мышцы задних ног напряжены, словно он собрался испражниться.
После смерти Урбана в 1644 г. и восшествия на престол Иннокентия X (из семьи врагов Барберини) разгорелся скандал из-за трещин в здании собора святого Петра, хотя вины Бернини в этом не было. Высоту балдахина – двадцать девять метров – многие современники считали чрезмерной. А Бернини разрешили всё-таки продолжить украшение собора. Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа (храм спроектирован Карло Мадерна) – пример мастерства Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое».
Ранние скульптурные группы и портреты Бернини являют собой манифест «власти человеческого тела в движении и технического совершенства, с которым могут соперничать лишь величайшие мастера античности»17. Там он и застал Луиджи с Констанцией. Балдахин Святого Петра был центральным элементом его амбициозного плана по украшению недавно законченного, но ещё не декорированного собора Святого Петра.
На практике различия между барочными и классическими художниками менее ясна. В 1640-х годах он создал капеллу Корнаро, а также саму церковь Санта-Мария-делла-Витториа. Веки св.
В 25 лет он уже стал знаменитостью, работал, над формированием архитектурного облика Рима, выполнял бесчисленные заказы Ватикана. Как заметил один из искусствоведов, «никто прежде не видел ничего подобного». В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году.
Сегодня эта скульптура Бернини находится в музее Тиссен-Борнемисса в Мадриде. И бряцая им, прославились как великие завоеватели. Уничтожение заняло 11 месяцев.
Он схватил металлический прут и ударил им Луиджи, сломав ему два ребра. Его авторитет был непререкаем. Тем не менее, есть и другие предположения, согласно которым Копье так и осталось в Америке, а в Вену вернули лишь его копию. Об этом говорят и его официальные должности— «хранитель папского художественного собрания, директор папской литейной в замке Сант-Анджело, заведующий фонтанами на Пьяцца Навона»23.
Наша справка. Барокко (итал. В центральной апсиде собора находится кафедра Святого Петра, также созданная Бернини. Петра для римского собора св. В «Экстазе св.
После возвращения из Парижа Бернини, по заказу Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи (семейной капеллы Александра) в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, в частности изваял статуи пророков Аввакума и Даниила. Колоннады, как огромные руки, охватывают человека и увлекают к собору. В 1655 г. избран новый папа Александр VII (Фабио Киджи) потомок известной династии банкиров Киджи из Сиены. Согласно историографии, 29 декабря 1617 года Джан Лоренцо Бернини получил за нее 50 скуди.
Общие очертания ансамбля имеют скрытое сходство с ключом, напоминая об известных словах Христа, обращённых к апостолу Петру: «И дам тебе ключи Царства Небесного». Несмотря на это, Бернини подготовил проект фонтана, предусматривавший размещение вокруг обелиска статуй речных богов главных рек четырех частей мира (Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы). Среди его работ в сфере светской архитектуры множество римских дворцов: после смерти Карло Мадерно Бернини взял на себя руководство возведением палаццо Барберини в 1630 г палаццо Людовизи (ныне палаццо Монтечиторио, начато в 1650 г) и палаццо Киджи (ныне палаццо Киджи-Одескальки, начато в 1664 г). Барокко был некоторой оппозицией к классическим принципам искусств.
О его даровании пошли слухи, он попался на глаза самому Павлу V, получил заказ от племянника папы, кардинала Шипионе Боргезе и поразил всех, создав необычные скульптурные произведения: «Эней и Анхиз», «Похищение Прозерпины», «Давид», «Аполлон и Дафна» (все – 1619-1625). Исследование показало, что причиной были дефекты оснований башен, спроектированных Мадерно и вины Бернини в произошедшем не было. Бернини ответил уклончиво. Друзья посоветовали скульптору создать макет будущего фонтана и это творение однажды перед завтраком без предупреждения просто установили в гостиной Папы.
Папа принял решение уничтожить башни. В этот момент Бернини впал в глубокую депрессию, страшно волновался и очень мало ел. Сюжет из легенды о дочери Зевса Прозерпине и о царе теней Плутоне. Его первыми архитектурными проектами стали ремонт церкви Санта-Бибиана (1624—1626) и балдахин Святого Петра (1624—1633), бронзовый полог над алтарём в соборе Святого Петра. Папа Александр VII как-то пошутил: «Если вынести из собора всё, что сделал кавалер Бернини, там останутся только голые стены».
Дальнейшая судьба фонтана – череда триумфов и трогательных историй. Воплощение этой идеи доверили Бернини. Камень становился воском в его руках. Но хитрый муж заставил съесть жену гранат, символ брака.
Поняв, что Христос — божий сын, воин стал христианином. Отсюда впечатление какого-то движения, непрерывного бега линий и потока форм». Известен он и целой серией временных сооружений (из лепнины и дерева), возведённых для похорон и карнавалов. По проекту площадь и собор образуют форму, напоминающую «ключ Святого Петра» – символ папской власти (по преданию апостол Петр был первым из наместников Христа на земле, папы считаются его преемниками).
Он отремонтировал и расширил существовавший там палаццо, ныне это дома 11 и 12 по улице via della Mercede (иногда их называют палаццо Бернини, однако это название больше относится к дому семьи Бернини на Via del Corso, куда они переехали в XVIII веке). История об этом умалчивает. Их мать успела позвать гвардейцев, которые расцепили дерущихся. Они-то и вернули его в Вену.
Бернини сильно переживал и перестал есть. История Аполлона и Дафны — история нимфы отвергшей любовь бога. Они много разговаривали. Христиане верят, что Копье Судьбы является ключом к невероятному могуществу. Таким образом с Папой были налажены примирительные отношения, а построенный скульптором «Фонтан Четырех рек» вернул ему имя величайшего мастера. Художник вернул себе славу.
Джованни Лоренцо Бернини родился 7 декабря 1598 года в Неаполе. Это, например, портрет Людовика XIV или герцога ДЭсте. Бернини часто прибегает к приёмам искусственной перспективы (например, постепенно уменьшает колонны парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане, 1663-66, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке). Отзавтракав, его Святейшество увидел творение и был в восторге. Петра.
Петра. Муратов. Впрочем, Бернини отчасти сохранил покровительство, даже папское. В гарвардском музее Фогг (Fogg Museum) хранится маленькая модель скульптуры из терракоты, выполненная Бернини перед созданием основной работы.
Основания под них были были сделаны еще при Карло Мадерно (архитектор нефа и фасада) десятилетием ранее.
Терезы (1645-52) изображающей мистические переживания великой испанского реформатор кармелитов Тереза из Авилы. Ещё одна работа Бернини, знакомая по Ангелам и демонам. Его постоянные негативные отзывы о различных аспектах французской культуры, особенно об искусстве и архитектуре, вызывали много недовольства, особенно в сочетании с многочисленными похвалами итальянским (особенно римским) искусству и архитектуре к примеру, он заявил, что картина Гвидо Рени стоит больше, чем весь Париж.
Современники включили его в ряд «божественных творцов», назвав наследником титанов эпохи Возрождения. Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона это шедевр зрелищности и политической аллегории. Чувственность и одухотворённость в произведениях Бернини нередко сливаются, переходя в мистическую экзальтацию (Экстаз святой Терезы, мрамор, 1644-52, капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория, Рим). Став папой, Александр VII приступил к реализации своего чрезвычайно амбициозного плана превратить Рим в великолепную мировую столицу путем систематического, решительного (и дорогостоящего) городского благоустройства. В них также воплощена концепция барокко. Кроме психологического реализма автор уделял много внимания физическим деталям. Тритон трубит в рог и струя воды наполняет чашу фонтана.
Жемчужина кафедры —деревянный престол, принадлежащий апостолу Петру. Урбан VIII, задумав украсить Рим церквами и светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» – гидравлики, строительные рабочие. По вечерам отец разыскивал сына в ватиканских залах, зовя по имени.
В 16 лет он создал скульптуру «Мученичество св. В отличие от неподвижного идеализированного «Давида» работы Микеланджело изображённого с пращой в одной руке и камнем в другой, в ожидании сражения или подобные же версии других мастеров Ренессанса, включая Донателло, которые изображают Давида в момент триумфа после боя с Голиафом, Бернини показывает Давида в разгаре битвы, готовящимся пустить камень в великана. В результате скульптора стала более чем когда-либо походить на живопись.
Как архитектор и градостроитель он проектировал церкви, капеллы и светские здания, а также разрабатывал крупные объекты, сочетающие в себе архитектуру и скульптуру, такие как публичные фонтаны и надгробные памятники. За талант и усердие мальчика похвалил художник Аннибале Карраччи (Annibale Carracci) и заметил папа Павел V (кардинал Камилло Боргезе (Camillo Borghese). Мнения о том, кого следует обвинять, разделились (в частности, соперник Бернини, Франческо Борромини, всячески распространял весьма экстремальную точку зрения о виновности Бернини). Тогда он изготовил макет и предложил поставить его в гостиной Папы. Искусствовед Рудольф Виттковер отметил, что эти четыре работы— «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621-22), «Аполлон и Дафна» (1622-25) и «Давид» (1623-24)— «открыли новую эру в истории европейской культуры». С божественной помощью вскоре пал даже Иерусалим.
Историки свидетельствуют, что еще в юности он часами стоял в Венском музее истории искусств перед витриной, в которой была выставлена реликвия.
Посередине створок три пчелы, символ папской власти. Для нас же история Копья Судьбы начинается 14 июня 1098 года в Антиохии. Я видела в его руках длинную золотую стрелу, на острие которой словно бы горел огонь.
Джованни вел совместную жизнь с замужней женщиной Констанцией. Также в римском музее хранятся еще две знаменитые статуи Бернини «Аполлон и Дафна» (1624) (одно из самых лирических его произведений) и «Похищение Прозерпины» (1621-1622). Как до конца не изучена и сама история судьбоносного Копья. Пропаганда католической веры (что на тот момент было первостепенной задачей для Контрреформации) основывалась у Бернини на принципах эпохи Возрождения, демонстрирующей творческий гений человека. Воплотил множество инженерных решений для театральных подмостков знатной и могущественной семьи Барберини (Barberini).
Находится в римской Галерее Боргезе. Напротив площади расположен храм Санта-Мария-сопра-Минерва (Santa Maria sopra Minerva). Бернини бросил вызов камню и победил. Этого удалось добиться недоброжелателям, повлиявшим на Папу.
Скульптурное убранство тоже минимально. За исключением Шантелу, Бернини так и не обзавёлся друзьями во Франции. «Давид» Бернини еще один пример этого. Отмечалось, как раздражался Бернини, видя из окон своего дома строительство церкви Сант-Андреа-делле-Фратте под руководством его соперника Борромини, а также снос капеллы Конгрегации евангелизации народов (построенной Бернини) и замену её капеллой работы Борромини56.
Несмотря на, возможно, большую архитектурную изобретательность Борромини и Кортоны, художественное превосходство Бернини, особенно в период правления пап Урбана VIII (1623-44) и Александра VII (1655-65), означало, что он забирал самые важные подряды в Риме, крупные проекты по украшению собора Св. В Эчмиадзине утверждают, что именно у них находится подлинное Копье. В июле 1641 года он представил свою первую башню. Папа был умилен, поражен, растроган этим спланированным «чудом».
Родился в 1598 г. в Неаполе, очень рано проявил большой скульптурный талант – его первая работа, голова ребенка (мрамор), относится к 1608 г. – и к восемнадцати лет создал замечательную группу Аполлон и Дафна, отличающуюся необыкновенною нежностью очертаний. Он является автором множества портретов. Пока Джованни и Луиджи дрались, слуга исполосовал лицо спящей Констанции.
Для Часовня Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме, он создал две группы: Даниил во львином рву и Аввакум и ангел (1655-61). Это «есть высшее достижение моего резца, — говорил скульптор, — которым я победил мрамор и сделал его гибким, как воск и этим смог до известной степени объединить скульптуру с живописью». По библейскому преданию Давид – юноша, убивший великана Голиафа камнем, пущенным из пращи.
Но оно ли это, так и остается загадкой. «Превосходный человек, совершенный ум, рожденный по воле божественного провидения и для славы Рима», — так отзывался о нем один из его могущественных заказчиков Папа Урбана VIII. Однако Франко Мормандо указывает, что «эстетика никогда не упоминалась ни в одной из сохранившихся записок» Кольбера и других советников двора. Из-за сплетен злопыхателей, Бернини никак не мог получить этот заказ. 3) – должна быть отнесена к выдающимся образцам архитектуры римского барокко.
Мастера всей Европы пытались подражать Бернини, но немногие преуспели. Папа Григорий XV наградил мастера рыцарским крестом ордена Христа и титулом «кавалера». Центральной точкой капеллы является скульптурная группа «Экстаз святой Терезы» – яркая картина, выполненная в белом мраморе: замершая Тереза и ангел с безмятежной улыбкой, осторожно направляющий стрелу в сердце святой. Мы видим не бронзу и мрамор, а шелк их рубашек, кружево жабо, материю плащей.
И затем, когда Австрия вошла на территорию Третьего рейха, Гитлер объявил Копье «имперским сокровищем».
Библейскому герою скульптор дал свое лицо. Вот таким образом специальной комиссией было принято решение разрушить башни. Эта точка зрения разделяется и другими учёными. После балдахина Бернини взялся за полномасштабное украшение массивных столпов в центре собора, поддерживающих купол.
Как архитектор, Джан Лоренцо спроектировал здание Manica Lunga (1657-1659) при папском дворце Монтекавалло. Когда бог почти настиг её, Дафна взмолилась богам и превратилась в лавр. Он отремонтировал и расширил существовавший там палаццо, ныне это дома 11 и 12 по улице via della Mercede (иногда их называют палаццо Бернини, однако это название больше относится к дому семьи Бернини на Via del Corso, куда они переехали в XVIII веке). В 1623 году, после восшествия кардинала Маффео Барберини на папский престол в качестве папы Урбана VIII, Бернини приобрёл почти исключительное покровительство семьи Барберини, что привело к резкому расширению горизонтов мастера. Его талант простирался далеко за пределы скульптуры, он проявлял внимание к окружению, в котором окажется его работа, его умение объединить скульптуру, живопись и архитектуру в единое концептуальное и визуальное целое историк искусства Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств»5.
Город, где творения Бернини встречают вас на каждом шагу. Он так и не получил профессионального архитектурного образования, оставаясь гениальным дилетантом с математическим глазомером и непогрешимым чувством архитектурного пространства. В ранние годы он попал в поле зрения кардинала-племянника Шипионе Боргезе и в 1621 году, в возрасте 23 лет, был посвящён в рыцари папой Григорием XV. Кроме того, он был художником (в основном, небольшие работы маслом) и человеком театра: он писал, ставил пьесы и играл в них (по большей части, сатирические, для карнавалов) и даже проектировал декорации и театральные машины.
Иннокентий X стал дружить с ним. Он прославлял и абсолютизм и католицизм. После возвращения из Парижа Бернини, по заказу Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи (семейной капеллы Александра) в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, в частности изваял статуи пророков Аввакума и Даниила. По выражению Рудольфа Виттковера, «такое чувство, что в мгновение ока может измениться не только поза и выражение лица, но и складки мантии»26. Около ста скульптур Бернини признаны памятниками искусства. Когда Папа пришел посмотреть на готовое творение, фонтан еще был скрыт от публики.
Квиринале (1653-58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности архитектурного образа. После смерти в 1644 году папы Урбана VIII, главного почитателя и покровителя скульптора, папские заказы более не были адресованы исключительно именитому мастеру и по пришествии нового понтифика были доверены Алессандро Альгарди, Карло Рейнальди и вечному сопернику Бернини – Франческо Борромини. Реконструкция Скала Реджа (Королевская лестница), лестницы, соединяющей собор Святого Петра и Ватиканский дворец, проведённая Бернини в 1663-66 гг., не так бросалась в глаза, однако стала настоящим вызовом искусству Бернини, который он преодолел с присущими ему изобретательностью и дальновидностью. Бернини продолжал получать заказы от высокопоставленных представителей римской аристократии и духовенства, а также как из-за пределов Рима, к примеру, от герцога Модены Франческо дЭсте.
Ровная череда пилястр с коринфскими капителями, охватывающих собой два верхних этажа, вносит в фасад элемент подчеркнутого единства. Лонгин — римский воин, проткнувший копьем распятого Иисуса. Впрочем, Бернини отчасти сохранил покровительство, даже папское. Также, Бернини автор скульптуры Мавра для Мавританского фонтана (1653) на Пьяцца Навона. Один из самых знаменитых фонтанов Рима.
«Давид» Бернини еще один пример этого. Архитектору Бернини мастерски удалось справиться с поставленными задачами.
Петра, поручил ему устройство часовни над гробом апостола. Ему было 8 лет, когда он сделал набросок головы Святого Петра. Не все работы Бернини того периода носили столь крупномасштабный характер.
Ранние статуи с виллы Боргезе, как, например и Вакханалия (1616 — 1617) из музея Метрополитен, еще хранят воспоминания о ясности и чистоте линий Ренессанса. От внешней помпезности было неотделимо подлинное величие. Возвратившись в Рим, Бернини умер в 1680 г. и погребен в церкви Санта-Мария Маджюре. Он создал алтарные композиции, фонтаны, монументы, скульптурные портреты, надгробия (включая и известное надгробие Урбану VIII). В оконном проеме парит голубь как символ святого духа, указующий дорогу последователям св. Она принадлежит к разряду тех культовых сооружений, которые в противовес наиболее типизированным образцам дают пример глубоко индивидуального подхода зодчего к творческой задаче.
Заказал его папа Урбан VIII, бывший кардинал Маффео Баберини. Характерный для барокко эффект «затягивания» в глубину архитектурного пространства чувствуется здесь с особенной силой. Смертьпапы УрбанаVIII и избрание Иннокентия X послужило на пользу Бернини. Автор остался недоволен работой, так как его эскиз дорабатывали служители церкви. Площадь перед собором считается лучшим архитектурным ансамблем Италии.
Кажется, что созданные Бернини Лоренцо персонажи живут, разговаривают, дышат, жестикулируют, а порой и выходят из своих обрамлений. Барокко — это театр. Саму статую изготовил ученик Бернини— Эрколе Феррата. Фонтан Четырёх рек на Пьяцца Навона это шедевр зрелищности и политической аллегории.
Его окружали редкие драгоценности, пилигримы, дорогие вещи, произведения искусства. Однако расхождение во мнениях по ключевым архитектурным вопросам привело к определенной напряженности в рабочих отношениях между мастером и руководящей комиссией по реконструкции Лувра. И даже после провала и разгрома Третьего рейха, продолжал слепо следовать легендам.
А у меня дом. В этих условиях талант Бернини достиг подлинного расцвета. Несмотря на, возможно, большую архитектурную изобретательность Борромини и Кортоны, художественное превосходство Бернини, особенно в период правления пап Урбана VIII (1623-44) и Александра VII (1655-65), означало, что он забирал самые важные подряды в Риме, крупные проекты по украшению собора Св. Балдахин Святого Петра (1624 – 1633) работы Бернини располагается в пространстве под главным куполом собора, он возвышается на четырех колоннах над главным алтарeм, украшают его статуи ангелов.
Королевская лестница – Скала Реджа (1663 – 1666), созданная Бернини, ведет из собора Святого Петра в Ватиканский дворец – это торжественный вход в парадные помещения резиденции папы. Центральной частью кафедры служит бронзовый трон с ажурной спинкой, украшенной барельефом «Христос вручает ключи апостолу Петру». Одна из них – статуя Давида (1623 – 1624).
Иоанн Златоуст и св. В 1665 году папа Александр VII, обнаружив в церкви Санта-Мария-сопра-Минерва древнеегипетский обелиск, решил установить его перед церковью на площади Минервы и поручил работу Бернини.
Лестница создана с использованием приема искусственной перспективы в 1666 г. Нижние марши лестницы, сужаясь идут по прямой, являясь продолжением правого коридора площади святого Петра. Он заставляет мрамор таять изгибаться и течь, подобно воску. Однако по результатам последних исследований стало ясно, что заказ исходил от сыновей Бернини (особенно старшего Пьетро Филиппо), которые поручили Балдинуччи написать биографию отца еще в середине 1670-х гг, намереваясь опубликовать её ещё при его жизни. В капелле Корнаро, в Церкови Санта Мария делла Виттория находится алтарная группа «Экстаз святой Терезы», выполненная в 1652 г. Бернини. В основном, это наброски его скульптурных и архитектурных заказов, рисунки в подарок друзьям и покровителям, а также законченные портреты, такие как портреты Агостино Маскарди (Национальная высшая школа изящных искусств, Париж), Шипионе Боргезе и Сисинио Поли (Библиотека Моргана, Нью-Йорк)62.
Внутри собора авторству Бернини принадлежат Балдахин Святого Петра (бронзовый киворий над алтарем, поддерживаемый четырьмя колоннами), кафедра Святого Петра в апсиде, капелла Святого Причастия в правом нефе и украшения (пол, стены и арки) в новом нефе. В итоге сложилась такая ситуация, когда «барочный Лувр» не мог стать реальностью, согласно замыслам итальянца и вместе с тем официально отвергнуть его предложения было невозможно по соображениям государственно-престижного характера. Папа благословил фонтан и повернулся к выходу. Статуя установлена в нише на лестнице Скала Реджа и изображает момент божественного видения, явленного императору, после которого он одержал важную победу и прекратил гонения на христианство48.
Во время его понтификата деятельность Бернини была сосредоточена на проектировании зданий (и их непосредственного окружения), так как там было больше возможностей. Живописность и грандиозность барочного видения с наибольшей силой выражены в Кафедре св. Влюбившись, Аполлон бросился к нимфе, а она побежала от него. Быть властелином, правителем мира, лучшим из лучших, единственным.
Увлекался графикой, первым начал писать шаржи, был автором и постановщиком сорока комедий. Александр немедленно поручил провести крупномасштабные архитектурные изменения города, в частности, соединить новые и существующие здания улицами и площадями. Вместо этого на следующее утро он подошел к своему дому. Эта точка зрения разделяется и другими учёными16.
Мимолетность выражения лица Шипионе часто отмечается искусствоведами, как пример характерной для эпохи Барокко попытки передать движение в статике. Кроме того, среди значимых для Ватикана работ Бернини нужно упомянуть Скала Реджа (1663—1666)— монументальную лестницу, ведущую к Ватиканскому дворцу и кафедру Святого Петра— скульптурную композицию в апсиде собора Святого Петра, в дополнение к капелле Святого Причастия в нефе. Однако нам повезло еще больше, что мы имеем кавалера Бернини при своём понтификате». Его проект практически был «заморожен» в то самое время, когда Бернини ехал на родину под ливнем наград и комплиментов, а составлением нового проекта занялась специально созданная комиссия, куда вошли Лево, Лебрен и Клод Перро.
О его проекте и открытии рассказывают забавные истории и легенды. Доказательство тому — Рим. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Длинная попона животного скрывает куб, который понадобился для удержания веса обелиска. Однако вскоре всё испортилось. В 1605 году семья переехала в Рим, ближе к Ватикану, где были его основные заказчики – члены семьи Боргезе, в том числе и папа Павел V. Лоренцо проявлял талант к живописи и ваянию с самого детства: сделанный им в 8 лет набросок головы Святого Петра так восхитил окружающих, что в нём стали видеть второго Микеланджело, а в 16 лет – он уже сложившийся скульптор, своей скульптурой «Мученичество Святого Лаврентия» завоевавший расположение кардинала Боргезе.
Всё это мимолетные, но наиболее драматичные моменты каждой истории. Кроме того, среди значимых для Ватикана работ Бернини нужно упомянуть Скала Реджа (1663—1666)— монументальную лестницу, ведущую к Ватиканскому дворцу и кафедру Святого Петра— скульптурную композицию в апсиде собора Святого Петра, в дополнение к капелле Святого Причастия в нефе. Сант-Андреа, как и площадь Святого Петра— в отличие от сложных геометрических ухищрений соперника Бернини, Франческо Борромини— сосредотачивается на простых геометрических формах, окружностях и овалах, создавая духовно насыщенную обстановку. Урбан VIII, задумав украсить Рим церквами и светскими зданиями, скульптурой, фонтанами и садами, поставил Бернини во главе художественной мастерской, где работали видные скульпторы, бронзировщики, лепщики, позолотчики, «архитекторы воды» – гидравлики, строительные рабочие. Ее торжественный приезд в Рим отмечен памятной надписью на обновленной по этому случаю мастером Бернини Порта дель Пополо (слева). Это решение Бернини расширило символическое величие Ватикана.
Уже 23 августа 1623 года на него были возложены обязанности смотрителя фонтанов на Пьяцца Навона, 1 октября он возглавил папскую литейную мастерскую при замке Святого Ангела, а седьмого числа того же месяца Бернини получил должность главного смотрителя нового акведука Аква Феличе, построенного в 1586 году при Сиксте V. Последнее назначение позволило участвовать скульптору в различных проектах по строительству многих фонтанов в Риме – его даже провозгласили «другом вод». Начинающий мастер справился блестяще, создав свои первые скульптурные шедевры «Эней и Анхиз», «Давид», «Аполлон и Дафна» (работы велись до 1625 г. ). И все его тайны тем больше обрастают все новыми и новыми загадками, чем больше человек постигает и узнает. Мнения о том, кого следует обвинять, разделились (в частности, соперник Бернини, Франческо Борромини, всячески распространял весьма экстремальную точку зрения о виновности Бернини).
«Подобно распростёртым крыльям», как говорил сам Бернини, она легко и изящно охватывала площадь, незаметно вовлекая в свой пространство зрителей. Капелла Корнаро в Санта-Мария-делла-Витториа стала примером умения Бернини соединять скульптуру, архитектуру, фрески, лепнину и освещение в «чудесное целое» (bel composto, по выражению Филиппо Балдучини, одного из ранних биографов Бернини) и создавать то, что Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств». Он был мал ростом и очень красив. После смерти Урбана в 1644 году и восшествия на престол Иннокентия X из семьи Памфили, врагов семьи Барберини, противники Бернини (особенно Борромини) раздули большую шумиху из-за трещин, предрекая разрушение всего собора и возлагая вину на Бернини.
И опять в скульптуре мы видим запечатленные эмоции, действие. Но вот в одном он оплошал. Иннокентий X оставил за Бернини все посты, на которые того назначил Урбан. Выходит, это всего лишь копия. Здесь находится еще — бюст-аллегория «Проклятая душа» (1619). Его первыми архитектурными проектами стали ремонт церкви Санта-Бибиана (1624—1626) и балдахин Святого Петра (1624—1633), бронзовый полог над алтарём в соборе Святого Петра. Престол приподнят учителями греческой и римско-католической церкви – соответственно св.
Скольжение бликов, контрастная игра света и тени создают ощущение нервной приподнятости. При нем начинающий скульптор получил не только официальное признание. Фабио Чиги, взошедший на папский престол под именем Александра VII, по его собственным словам, был «знатоком картин, древних скульптур и читателем архивов». Для Людовика он создал не одно, а целых два великих произведения.
С одной стороны он составил славу католического искусства, с другой – он же «развратил» церковную пластику, создал скандальный, вертлявый, неприлично кокетливый тип религиозных статуй, которые стали каноном на целый век. Внутри собора авторству Бернини принадлежат Балдахин Святого Петра (бронзовый киворий над алтарем, поддерживаемый четырьмя колоннами), кафедра Святого Петра в апсиде, капелла Святого Причастия в правом нефе и украшения (пол, стены и арки) в новом нефе. Самое значительное произведение Бернини как архитектора – площадь Святого Петра (1656-1667) перед собором Святого Петра. Августин со св. О его даровании пошли слухи, он попался на глаза самому Павлу V, получил заказ от племянника папы, кардинала Шипионе Боргезе и поразил всех, создав необычные скульптурные произведения «Эней и Анхиз», «Похищение Прозерпины», «Давид», «Аполлон и Дафна» (все – 1619—1625).
Однако нам повезло еще больше, что мы имеем кавалера Бернини при своём понтификате»10. В итоге, Лонгин изображен обращенным к богу с отставленным копьем и доспехами в ногах. Фонтан пчёл (Fontana delle Api) установлен на углу площади Барберини и улицы Виа Витторио-Венето (Via Vittorio Veneto).
Там он и застал Луиджи с Констанцией. Богиня плодородия разгневалась на Зевса, ушла к людям, став простой смертной. Площадь перед собором святого Петра – одно из великих творений Бернини. Другие проекты постигла та же судьба45. Не все работы Бернини того периода носили столь крупномасштабный характер. Сколько детского в нем: «У меня самая большая машина.
Она соединяет папский дворец и собор святого Петра. Джованни Лоренцо Бернини родился 7 декабря 1598 года в Неаполе. Скульптуры Бернини шокируют натуралистичностью, торжественностью и чувственностью. Пожалуй, лишь, приобретающая классицистический вкус Франция не приняла его искусство.
Центральной частью капеллы является наиболее известная из его скульптур «Экстаз Св. Проектирование, расчеты, строительство вели помощники, работники мастерской. Реконструкция Скала Реджа (Королевская лестница), лестницы, соединяющей собор Святого Петра и Ватиканский дворец, проведённая Бернини в 1663-66 гг., не так бросалась в глаза, однако стала настоящим вызовом искусству Бернини, который он преодолел с присущими ему изобретательностью и дальновидностью38. Вилла принадлежала некогда могущественной семье Боргезе.
Колоннада состоит из 284 колонн в 4 ряда, сами колонны чрезвычайно монументальны. Одна из них – церковь Сант-Андреа аль Квиринале (Рис. В 1622 году Бернини создает скульптурную композицию, которая находится в галлерее Баргезе. Создал ряд архитектурных ансамблей, ставших эталонами эпохи.
Ранние скульптурные группы и портреты Бернини являют собой манифест «власти человеческого тела в движении и технического совершенства, с которым могут соперничать лишь величайшие мастера античности». Пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей. Он стал в 1623 году папой Урбаном VIII. Через два месяца появились трещины.
Основания под них были были сделаны еще при Карло Мадерно (архитектор нефа и фасада) десятилетием ранее. В них средневековая религиозность как будто переосмысливалась на светский лад. После его смерти незаконченный блок мрамора был продан наследникам. и ныне демонстрируемых в Галерее Боргезе в Риме. В отличие от неподвижного идеализированного «Давида» работы Микеланджело изображённого с пращой в одной руке и камнем в другой, в ожидании сражения или подобные же версии других мастеров Ренессанса, включая Донателло, которые изображают Давида в момент триумфа после боя с Голиафом, Бернини показывает Давида в разгаре битвы, готовящимся пустить камень в великана.
Мраморная скульптура высотой 2 метра 95 сантиметров выполнена за год. Конечно, это мало вероятно, но скульптура действительно хороша. Трещины увеличивались. Но на Давида стоит обратить особое внимание не только вот таким образом.
Саму статую изготовил ученик Бернини— Эрколе Феррата. Годы их создания – 1619-1625. Именно в этой области начинали свои поиски крупнейшие итальянские архитекторы.
В свою очередь, оно включается в окружающее пространство, в бесконечность.
Выразительность палаццо Монтечиторио (Рис. Этот сюжет и лёг в основу знаменитой скульптуры. Бернини представил разных членов семьи Коронаро, разместив их в боковых театральных ложах. В этот же период более не обремененный папскими заказами Джан Лоренцо Бернини сумел реализовать одну из своих самых замечательных работ – «Экстаз Святой Терезы из Авилы» (1647-1652).
Он улучшал существующие здания и проектировал новые. Амвросием. Скульптура святого Лонгина высотой больше 4 метров изготовлена в 1638 г. и установлена в соборе святого Петра. Рисунок был настолько идеален, что публика назвала мальчика «вторым Микеланджело».
Борромини представил все улики против Бернини. Бернини представил несколько вариантов проекта восточного фасада (наиболее важного фасада дворца) Лувра.
Однако по результатам последних исследований стало ясно, что заказ исходил от сыновей Бернини (особенно старшего Пьетро Филиппо), которые поручили Балдинуччи написать биографию отца еще в середине 1670-х гг, намереваясь опубликовать её ещё при его жизни. В течение 10 лет (1656 – 1666) он работал над её оформлением. Их помощь помогала Бернини выполнять ряд крупных проектов в краткие сроки. Но интрига противников захлебнулась перед гениальностью Бернини. А статуи, статуи стали похожи на актеров. Луиджи убежал, но Джованни догнал его и стал избивать.
Его фасад естественно и гармонично сочетается с площадью. Учился у отца – скульптора Пьетро Бернини. Было проведено расследование причин ошибки Бернини. Произведение представляет собой большую статую (высотой 3, 5 м), освещенную отраженным светом идущим из скрытого окна. Он улучшал существующие здания и проектировал новые. Вокруг трона расположены фигуры ангелов, а поддерживают его Амвросий Медиоланский (Ambrosius Mediolanensis) с Аврелием Августином (Aurelius Augustinus) в первом ряду и Иоанн Златоуст с Афанасием Великим во втором. Грандиозная площадь, разбитая перед базиликой св.
«В итальянской художественной истории не было после Микелаиджело другой такой исполинской фигуры и яркой талантливой индивидуальности, как Лоренцо Бернини», – писал известный историк искусства П. П. Кафедра признана вершиной мастерства скульптора. Его покровитель принц Людовизи по счастливому совпадению был женат на племяннице папы. На другой высечено имя Урбана VIII. И это чуть не стоило ему карьеры. Кроме того, широко применяет световые и цветовые эффекты Лоренцо Бернини.
Самого Бернини искусству ваяния обучал отец, но очень быстро ученик превзошел учителя. Бернини часто прибегает к приёмам искусственной перспективы (например, постепенно уменьшает колонны парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане, 1663—66, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке).