Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. лля Юхимович Рпн народився в мст Чугув Харквсько губерн. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Именно там в 1878 году художнику впервые попался текст послания казаков турецкому султану. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Крм написання картин, вн в Академ Мистецтв керував майстерн. Вн створю чудов, гострохарактерн типажн композиц («Мужичок з боязких»), 1877.
М. Бунакова. Вн вдчува, що чугувських навичок явно недостатньо для Академ мистецтв.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. По сут, вн бду, а допомоги нема н вд кого. На деяких творах Рпна помтний вплив мпресонзму й символзму.
Шульга, Ф. Чуприненко та нш. Зявляються його багатофгурн жанров та сторичн композиц, чудов портрети. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». До друзв лл Рпна належали укранськ дяч: М. Кропивницький, М. Мурашко, Д. Яворницький, .
Однако не только у него эта картина вызвала неподдельные эмоции. Шульга, Ф. Чуприненко та нш. Його дружиною стала Пелагея Минавна, двоче прзвище яко дослдникам встановити не вдалось. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на «Донщину» и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу.
Майже три роки смя Рпних прожила в Париж. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Образотворче мистецтво не залишилося осторонь вд процесв, що торкнулися суспльну свдомсть. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Расцвет творчества Репина пришелся на 1880-е годы. С конца 70-х годов прошлого столетия и до середины 30-х годов текущего столетия можно еще указать лишь на ряд небольших работ, в числе которых необходимо упомянуть книги К. С. Кузьминского «Репин-иллюстратор» (М., 1913), С. Н. Дурылина «Репин и Гаршин» (М., 1926). У Париж створено й картину «Садко в пдводному царств» (1876), яка викликала глузування й була названа «акварумом». Автор клькох монументальних полотен народився в Сибру, потм прихав до Москви. Батько художника Юхим Васильович (1804 – 1894) був у родин старшим з дтей. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Ведь картина просто поражает своей неподдельной искренностью, тщательной технической проработкой мельчайших деталей и трудоемкой прорисовкой всех действующих лиц. Критики хорошо отозвались о проделанной работе.
Сюжет первой из значительных картин Репина – «Бурлаки на Волге» – был подсказан жизнью. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. лля Юхимович називав Шевченка «апостолом свободи» власноруч виконав клька ескзв для проекту памятника.
На початку 1830-х рокв дочка Бочарових Тетяна Степанвна (1811—1880) вийшла замж за Юхима Васильовича. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. лля Юхимович називав Шевченка «апостолом свободи» власноруч виконав клька ескзв для проекту памятника.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. автор стверджу себе як майстер величезного дапазону. Дитинство лля мав щасливе. Вн був надлений дивовижною здатнстю «реагувати» буквально на все навколо. Жизнь впереди, какой она будет. »203 В последующие годы художник не раз создавал собственные изображения. Стасова. Переехав в 1900 году в имение Пенаты, Репин вынужден был вести более замкнутый образ жизни.
Вн створю галерею портретв сучасникв, працю як сторичний художник майстер побутових сцен. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Останн 30 рокв життя Рпн прожив у Фнлянд, у свой садиб Пенати в Куоккал.
У 1876 р. Рпн прижджа до Чугува, в якому не був всм рокв. Убийство свершилось. Справжнм розквтом творчост Рпна став перод з моменту його повернення на батьквщину. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Навчальних предметв у нй було небагато: чистописання, арифметика та Закон Божий.
В своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной». Вважають, що «вдчути» Рпну допомогли спогади про померлу сестру Устю. Крамськой дав юнаков рекомендацю, ллю прийняли в академю мистецтв вльним слухачем. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Умение найти и отобрать огромный материал первоисточников, раскрыть внутреннюю взаимосвязь основных событий в жизни художника с кульминационными моментами творческой истории каждого из его произведений, установить периодизацию творчества мастера, воссоздать ту среду, в которой жил и творил художник — все это сделало труд Грабаря основополагающим в изучении репинского наследия и непревзойденным среди всей литературы об Илье Ефимовиче. Репин Илья Ефимович (Ilya Repin, 1844—1930), русский художник. Клька разв приздив в Украну. Це весел, нестримн танц селян, народна завзятсть у картин «Вечорниц», соцальн контрасти, глибок протирччя, зображен в композиц «Хресний хд в Курськй губерн». Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.
Однако известность художник получил после написания группового портрета «Славянские композиторы» в 1871 году. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. В результате в 1891 году была закончена картина «Запорожцы».
Художник вдвдав рдний Чугув, де збирав матерали до майбутнх картин. Батько був непитущим, родина — дружною. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Художня дяльнсть тих часв у бограф лл Рпна надзвичайно плдна.
Це був свордний протест, спрямований проти деспотизму. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. У творчост вн продуктом укрансько-росйського культурного симбозу. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Они жили в Пенатах в течение двух недель. И уже не больной, угасший человек встает перед глазами, а человек большой души и доброго сердца, глубокий, думающий, натура широкая, богатырская.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. В останн роки вн перейшов на бблйн сюжети. Настали трудные времена.
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Це зроблено майстерно. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. А в 1918 году Илья Ефимович, проживающий в «Пенатах», был отрезан от России в результате войны с белофиннами.
Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний. За час служби в Чугувському уланському полку Юхим Васильович встиг взяти участь у трьох вйськових кампанях, мав нагороди. Розквт образотворчого мистецтва в Рос припав на другу половину XIX столття.
На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа. Рпн пшов учитися конопису в майстерню Бунакових. Крм того, вн був прекрасним колористом (майстром кольору). У 1982 роц «Пенати» вдбудовано й вдкрито як «Музей-маток.
Время, отведенное для этого путешествия, художник использует с пользой для творчества. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Картины «Протодиакон» и «Мужичок из робких» экспонировались на VI выставке передвижников 1878 году. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
Для цього. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Це коло самотнього фанатизму експресивно окреслене светотеневыми контрастами (особливо в «Не чекали») найзначнше твр на революцйну тематику.
Комната небогатой интеллигентной семьи. На батьквщин Рпн написав першу картину, присвячену революцйно тематики – «Пд конвом». Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Репин неоднократно называл Бунакова самым лучшим из чугуевских мастеров. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. М. Бунакова. Макушенко, Ф. Красицький, С. Прохоров, . Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Чикаленко й багато нших. Макушенко, Ф. Красицький, С. Прохоров, .
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Рпну вдалося поднати умовнсть картинно форми з дивовижною натурно переконливстю. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. На крестинах девочки присутствовали Стасов и композитор Модест Мусоргский, который «много импровизировал, пел и играл». лля Рпн народився 24 липня (5 серпня) 1844 р. у слобод Осинвка мста Чугува на Харквщин. Чикаленко й багато нших.
Возвращается в Россию летом 1876 года. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Илья Ефимович отнёс свою работу в магазин Тренти, отдал на комиссию и был удивлён, когда вскоре ему вручили немалую сумму: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь. ».
У творчост вн продуктом укрансько-росйського культурного симбозу. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Илья Ефимович создавал исторические полотна, жанровые картины, портреты237, пейзажи оставил немало иллюстраций к произведениям русской классической литературы в его творческом наследии сохранились графические и скульптурные работы31.
Он щедро цитирует эти материалы, часть которых и до сего дня не увидела света. И. Сюжет настолько захватил Репина, что в тот же день он набросал эскиз. С. 9.
Майстерно охоплював людську постать у рус, типаж вираз, а його соковит звучн барви надавали творов ефектно пластичност. Як педагог критик вн написав книгу «Далеке близьке» (1953). Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. «Степан Разн». А в 1863 роц вн перехав до Петербурга, щоб вчитися в Академ Мистецтв.
мпресонсти були в розквт. Вн створю галерею портретв сучасникв, працю як сторичний художник майстер побутових сцен.
Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Илья Ефимович и Вера Алексеевна обвенчались в 1872 году. Репин забыл о конкурсе, об Академии. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
сторичн образи персонаж стали героями багатьох картин Рпна: «Запорожц пишуть листа турецькому султану» (1891), «ван Грозний син його ван» (1885 рк). Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Ю. Рпна». Проте з Украною лля Рпн був повязаний не тльки походженням, але й чуттво. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
Шевцовой. Пишет писарь, человек умный и на Сечи уважаемый, а сочиняют все – каждому хочется сказать свое слово. Саме в Чугув створене полотно «Протодиякон» з складним образом православного священника, що викликав суперечлив вдгуки через суперечливсть само особи. Жива, трепетна переконливсть образу, часом доходить до натуралзму (як в портрет Мусоргського, де великий композитор представлений важко хворим), досяга особливо задушевност в камерних портретах майстра («Графиня Луза Мерс дАржанто», 1890, Третьяковська галерея) портретах рдних, Рпин 24 липня (5 серпня) 1844, Чугув, нин Харквська область — 29 вересня 1930, Куоккала, Терйок, Фнляндя) — укранський художник-художникь. Головний герой, рмак, нби злитий, «спаяний» з свом загоном. На початку 1830-х рокв дочка Бочарових Тетяна Степанвна (1811 – 1880) вийшла замж за Юхима Васильовича. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
Для цього. 1994. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович отправился в Петербург. Рпну вдалося поднати умовнсть картинно форми з дивовижною натурно переконливстю. Його дружиною стала Пелагея Минавна, двоче прзвище яко дослдникам встановити не вдалось.
Вн шука роботу в майстернях конописцв фотографв, але марно. Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе. Позднее некоторые из них легли в основу одного из самых важных в творчестве мастера полотен – «Бурлаки на Волге». Навчання живопису у бограф Рпна почалося вже в тринадцятирчному вц. Живописн та графчн твори, створен Рпним в роки перебування в Академ мистецтв, можуть здатися свдченням роздвоння його творчих зусиль.
Его внимание привлекли две работы – портреты сторожа и продавца. Репин считал сам эту картину красивой. Не поступалася йому в цьому й сестра. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
«ов» удостоний Мало золото медал. Двоюрдний брат Трохим Чапигн (Тронька) навчив ллю користуватись аквареллю, розфарбувавши для прикладу чорно-блу картинку в буквар. Особливе мсце у творчй бограф художника займа серя робт присвячених революцйно теми. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Между тем попытки сделать его рупором поколения предпринимались в 1920-х годах весьма активно. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
С 1870 года Репин отправляется на пароходе вниз по реке Волга. Не вдаваясь в характеристику каждой из работ, следует только сказать, что они либо касаются отдельных сторон репинского творчества, либо затрагивают относительно частные вопросы, либо же содержат популярный очерк жизни и творчества художника. Таким образом, И. Э. Грабарю принадлежит честь до известной степени быть «первооткрывателем». Картини, опис х все частше зустрчаться в перодичнй прес. Картини його немов втлювалися в свордну художню лтопис дано епохи. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Навчальних предметв у нй було небагато: чистописання, арифметика та Закон Божий. Одна з останнх робт Рпна в Париж – поясний портрет його дружини, Ври Олексвни. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Репин дважды подавал прошения об отставке.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Серед них — «Бурлаки на Волз», «Дочка Вра в дитинств», «Хресна хода в Курськй губерн», «Царвна Софя». лля Юхимович називав Шевченка «апостолом свободи» власноруч виконав клька ескзв для проекту памятника. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.
Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.
Чикаленко й багато нших. Картини «Арешт пропагандиста», «Пд конвом», «Не чекали» та нш вдображають явне спвчуття свом героям. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. До друзв лл Рпна належали укранськ дяч: М. Кропивницький, М. Мурашко, Д. Яворницький, . Берег Волги. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.
Америка—Франция—Россия. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Пафос и протест в картинах художника то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879—1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880—1892 все работы — в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) он увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета, 1901—1903, Русский музей). У мязистих фгурах веслярв – напруга сила, втлення потужност народу.
Особливо багато статей про «Бурлаки на Волз». Одню з яскравих постатей серед передвижникв був Рпн лля Юхимович. Мж учнями були М. Пимоненко, О. Мурашко, .
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Симпатизувала староврам, шанувала деяк хн звича, зокрема заборону на курння. Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов. Надзвичайно важливу частину рпнського спадщини складають його портрети. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
Ведомости. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Ю. Рпна». Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Його батько, Юхим Васильович (1804—1894), служив рядовим Чугувського уланського полку, мав нагороди за клька кампанй, бував у Перс, Туреччин, на Кавказ, в Криму, Молдав. У 1870 роц вдправився подорожувати по Волз, виконуючи тим часом етюди та начерки. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854—1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Был одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Проте невдовз корпус був розформований, топографи вихали. Рпн намалював аквареллю «Прометея» з поеми Шевченка «Кавказ». Займався в Малювальнй школ пд кервництвом.
В 1867 та 1876—1877 pp. Одним з найбльш примтних явищ в росйськй образотворчому мистецтв стали його «Бурлаки на Волз». Гостре почуття сучасност визначальним початком у творчост Рпна. У творчост вн продуктом укрансько-росйського культурного симбозу.
Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Вн одержав Велику золоту медаль право похати за кордон. На деяких творах Рпна помтний вплив мпресонзму й символзму. До друзв лл Рпна належали укранськ дяч: М. Кропивницький, М. Мурашко, Д. Яворницький, . «Я думав, що з свом капталом завоюю всю столицю». лля Рпн – художник, картини якого вдображають всю глибину сприйняття життя.
Там було на що подивитися. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен. Саме ц задуми мав на уваз майстер, коли, збираючись пережджати з Москви у Петербург, заявляв про сво бажання писати картини «з само животрепетно життя». Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Псля революц лля Рпн не бажав жити в радянськй Рос й залишився у свому матку «Пенати» у Куоккала (Фнляндя), де й помер.
Псля революц лля Рпн не бажав жити в радянськй Рос й залишився у свому матку «Пенати» у Куоккала (Фнляндя), де й помер. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко».
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Це зроблено майстерно. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Не доносчик ли.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Этюд получился превосходный. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Однак хотлося йому зовсм ншого.
Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра. У центр образв – борець з самодержавством, герочно непохитний, але в той же час трагчно вдчужений вд навколишнього його людського середовища. Його першими «художнми творами» були зображення улюблених коней — вилплен або вирзан з паперу. Але перш нж в 1873 роц художник виде з Рос, вн випробу свй перший справжнй успх, повязаний з появою на виставц в березн 1873 року картини «Бурлаки на Волз». Так ли это – судить зрителям. Хмльна ватага козакв вдокремлена вд отамана.
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Может быть доносчиком и тот человек, который стоит у окна и, заложив руки за спину, смотрит на пропагандиста, – это, вероятно, хозяин избы. Це час формування теч, в основ якого були закладен де критичного реалзму. Навчальних предметв у нй було небагато: чистописання, арифметика та Закон Божий. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
На вдомй картин в образ писаря зображено Яворницького. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. В сентябре 1877 художник переезжает в Москву, где в последующие пять лет создает несколько выдающихся произведений: «Крестный ход в дубовом лесу», «Крестный ход в Курской губернии» (закончен в Петербурге), «Царевна Софья».
Проте з Украною лля Рпн був повязаний не тльки походженням, але й чуттво. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Художник зобразив революцонера, вернувся в рдний дм з заслання.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. В. Сурков увйшов в сторю росйського мистецтва перш за все як сторичний художникь. Полученных денег хватило на краски и холст, но их приобретение не избавило от творческих мук: сюжет «Дочери Иаира» не складывался. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Мж учнями були М. Пимоненко, О. Мурашко, . В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Грабарь широко использует эту переписку. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
Як педагог критик вн написав книгу «Далеке близьке» (1953). «Пдкорення Сибру рмаком». У творчост вн продуктом укрансько-росйського культурного симбозу. Життя творчсть.
Много учился на написании портретов близких и друзей. Але поява на виставц картини «Пдкорення Сибру рмаком» для багатьох стало потряснням, настльки зримо художник змг передати далеке минуле, нби сам був безпосереднм учасником тих подй. До ц теми Рпн звернеться ще не раз практично завжди, так само, як в «Арешт пропагандиста», герой буде самотнй серед людей, заради яких вн вдда свою свободу.
Поздней осенью того же 1872 года на свет появилась дочь, которую тоже назвали Верой. Розквт творчост Рпна припав на 1880- роки.
В 1877 вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 — в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
Илье Ефимовичу даже приписывают такие слова: «Иван Михайлович был поистине невероятным художником и занимал место в одном ряду с Гольбейном». Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Каждый персонаж переживает что-то своё. Показуючи сторичну подю як народну трагедю, В. Сурков генально поднав дею «героя натовпу». В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Л. Н. Толстого». Большая удача сопровождала художника при обращении к произведениям Гоголя— психологический аспект гоголевских творений передан Репиным выразительно и метко184.
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Картина епчною не лише за значущстю сюжету, а й за передачею руху людей. Годы учёбы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» (1865), малую золотую медаль за работу «Иов и его братья» (1869) и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871).
Жива, трепетна переконливсть образу, часом доходить до натуралзму (як в портрет Мусоргського, де великий композитор представлений важко хворим), досяга особливо задушевност в камерних портретах майстра («Графиня Луза Мерс дАржанто», 1890, Третьяковська галерея) портретах рдних / О. Ильченко // Всеукр. Тема — вангельська, «Воскресння дочки ара» (1871). Наприклад, революц художник присвятив цлий ряд свох робт: «Вдмова вд сповд» (картина закнчена в 1883 роц), «Арешт пропагандиста» (приблизно 12 рокв художник писав цю картину, 1880-1892 рр. ), «17 жовтня 1905 року» (1907 рк), «Прийом волосних старшин Олександром III» (1885), «Урочисте засдання Державно ради» (1903 рк). Напротив на опрокинутой бочке широкоплечий казак – виден только затылок, а кажется, слышен его громовой хохот. В. К. Розвадовський мав намр створити листвку, грош вд продажу яко спрямувати на будвництво памятника.
Для цього. На церковних замовленнях вн збрав сто рублв в 1863 роц вдправився в Петербург. Рпн — художник-епоха. Рпн задуму пише велику картину «на мсцевий смак» — «Паризьке кафе», спокй вдвдувачв якого порушено присутнстю кокотки.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. У картинах «Вдмова вд сповд» (1879-85), «Не чекали» (1884), «Арешт пропагандиста», 1880-92 тема ця втлена з небаченою масштабнстю смливстю. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Одна из наиболее известных картин Репина «Бурлаки на Волге», которую он писал с 1870 по 1873 год.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». лля Юхимович Рпн народився в мст Чугув Харквсько губерн. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Близький друг видатного укранського сторика Дмитра Яворницького.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Его избранницей стала Наталья Борисовна Нордман-Северова. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
В 1926 году Репин получает приглашение от советского правительства приехать в СССР, однако здоровье не позволило этого сделать. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Як педагог критик вн написав книгу «Далеке близьке» (1953). У мемуарних начерках, присвячених дитинству, лля Юхимович згадував про батька як про «блетного солдата», який разом з братом щороку здив на «Донщину», долаючи вдстань трьохсот верст, приганяв звдтля табуни коней на продаж.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Його дружиною стала Пелагея Минавна, двоче прзвище яко дослдникам встановити не вдалось. В останн роки вн перейшов на бблйн сюжети. Проте з Украною лля Рпн був повязаний не тльки походженням, але й чуттво.
И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Уланова). Надзвичайно важливу частину рпнського спадщини складають його портрети. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Залежно вд того, де над якою тематикою вн працював, пероди його творчост можна визначити як укранський та росйський.
Рпн намалював аквареллю «Прометея» з поеми Шевченка «Кавказ». Широко вдомим ста мя – лля Рпн. В 1899 году Репин женится во второй раз. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Пд час навчання там прекрасно проявив себе, отримавши дв золотих медал за сво картини.
Його дружиною стала Пелагея Минавна, двоче прзвище яко дослдникам встановити не вдалось. Таким оно становится благодаря переполняющим царевича чувствам – жалости к отцу и прощения. Она была закончена только в 1891 году.
По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану130. У см перодично виникали проблеми з гршми, Тетяна Степанвна шила на продаж шуби на заячому хутр. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Динамчнсть вс сцени посилються дагональною побудовою картини. Илья Репин является неотъемлемой частью этого искусства. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. За окном летний день.
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. М. Бунакову. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Псля революц лля Рпн не бажав жити в радянськй Рос й залишився у свому матку «Пенати» у Куоккала (Фнляндя), де й помер. Батьки, помтивши пристрасть хлопчика до малювання, вддали його в корпус топографв, «у найбажанше мсце навчання, де малюють аквареллю креслять тушшю», як напише художник через багато рокв у свох спогадах «Далеке близьке». Розквт творчост Рпна припав на 1880- роки. Третьяков»109. Навчальних предметв у нй було небагато: чистописання, арифметика та Закон Божий.
У ход ц битви жменькою смливцв, прямим спадкомцем яких (за правом народження) завжди вдчував себе сам художник, було розбито величезне вйсько хана Кучума. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. В 1917 году был отмечен 45-летний юбилей творческой деятельности художника. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Уже в возрасте тринадцати лет он занялся живописью. Он идет прямо к матери. Вн створю чудов, гострохарактерн типажн композиц («Мужичок з боязких»), 1877. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Мальчик рано начал увлекаться искусством. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
Першим художником, який представив революцонерв-народникв, став Рпн лля Юхимович. Все заняты. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
Ещё в юношеском возрасте Репин стал наибольшее внимание уделять портретам. У 1982 роц «Пенати» вдбудовано й вдкрито як «Музей-маток. Ю. Рпна». Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. М. Крамського, продовжив навчання в Петербурзькй Академ мистецтв.
Рпн був членом жур комс, метою яко було створення памятника Т. Шевченку до 100-рччя з дня народження поета й художника. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры – не хватало лишь «большого декоративного пятна». Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
у трагзм вдроджено епохи розкриваться загадкова, трагчна глибина народно душ». Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Спустя годы, вспоминая историю «Воскрешения. », Репин рассказывал в кругу художников, что подготовка к её написанию осложнялась отсутствием денег.
У мемуарних начерках, присвячених дитинству, лля Юхимович згадував про батька як про «блетного солдата», який разом з братом щороку здив на «Донщину», долаючи вдстань трьохсот верст, приганяв звдтля табуни коней на продаж. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня. В апреле 1873 года, когда старшая дочь немного подросла, семья Репина имевшего право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии, отправилась в вояж по Европе.
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. На початку 1830-х рокв дочка Бочарових Тетяна Степанвна (1811—1880) вийшла замж за Юхима Васильовича. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Народництво, тероризм, толстовство, росйсько-турецька вйна, Перша свтова вйна, три революц — Рпн на все «вдгукнувся». Народився лля в Чугув (поблизу Харкова) 24 липня 1844 роц. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Чтобы прокормить себя, художник был вынужден продать некоторые свои картины. Шульга, Ф. Чуприненко та нш.
Так само емоцйно сприймали роботу В. Суркова багато майстрв живопису. Син солдата, в юност працював конописцем. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
Вона справила сильне враження на громадськсть. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы».
Перебравшись в Петербург (1863), учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864—1871). Жил в Италии и Франции (1873—1876). До друзв лл Рпна належали укранськ дяч: М. Кропивницький, М. Мурашко, Д. Яворницький, . В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Вместо свадебного путешествия Репин предложил молодой жене деловые поездки – сначала в Москву, на открытие «Славянского базара», а затем на этюды в Нижний Новгород, где художник продолжал искать мотивы и типажи для «Бурлаков». У 1863 роц деяк випускники Академ вдмовилися створювати програмн картини. Крамским «Петербурзьку артль художникв». Перед нами – низка персонажв, кожен з яких – самостйна портретна ндивдуальнсть.
Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Тут вн пише портрети селян — «Мужик з лихим оком» (моделлю для якого був золотар Радов, хрещений батько художника), «Мужичок з полохливих», — а також чудового «Протодиякона» (портрет. Перед нами – низка персонажв, кожен з яких – самостйна портретна ндивдуальнсть. Невдовз встка про талановитого учня Бунакова розповсюдилась далеко за меж Чугува юного майстра почали запрошувати приждж в мсто пдрядники, яким були потрбн живописц та позолотники. Общение с прежними друзьями было только заочным. Успех картины был значителен, а сам Репин получил за нее 1500 рублей.
Тут же, в Чугув Рпн задумав велике полотно «Хресний хд у Курськй губерн». Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. У мемуарних начерках, присвячених дитинству, лля Юхимович згадував про батька як про «блетного солдата», який разом з братом щороку здив на «Донщину», долаючи вдстань трьохсот верст, приганяв звдтля табуни коней на продаж. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.
Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты».
Он быстро стал лучшим и в 16 лет начал работать самостоятельно, поступив в артель, которая занималась строительством и реставрацией храмов. Вн продовжував працювати, хоча вже не так нтенсивно, як колись. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Але власне Рпн-художник починаться з двох ескзв 1869 р. — «Голгофа» та «ов його друз».
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Але перш нж в 1873 роц художник виде з Рос, вн випробу свй перший справжнй успх, повязаний з появою на виставц в березн 1873 року картини «Бурлаки на Волз». В эту минуту в комнату вошел Христос. Батько художника Юхим Васильович (1804—1894) був у родин старшим з дтей.
Тим не менш, вн дуже багато працю, малюючи вуличн сцени, безлч етюдв в паризьких передмстях, пише портрети викону картину великого формату «Паризьке кафе». Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. И вот уже перед нами не царь, а отец. Вирзан зображення вони наклеювали на шибки, чим викликали захоплення усх чугувцв. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
Цлсним згуртованим вйсько пд проводом рмака. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Вона була грамотна й начитана, знала напамять поеми Жуковського. Почасти так воно було. Работал весь день, не замечая времени. повсили в його бльярднй. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели.
«Бурлаки на Волз» викликали загальний нтерес, але реагували на них по-рзному. При цьому опрацьован були совершенно вс детал. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Стоит заметить, что его создание осуществлялось на заказ самого князя В. Александровича. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака» — человека по фамилии Канин (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»).
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Закнчив Петербурзьку Академю мистецтв. Вд мсцевих майстрв Рпн дзнався, що х земляк, що вже здобув на той час малу золоту медаль за картину «Мойсей розточу воду з скел», см рокв тому покинув рдн мсця та похав навчатись до Академ мистецтв. У 1982 роц «Пенати» вдбудовано й вдкрито як «Музей-маток. После «Бурлаков» Репин окончательно в своем творчестве выбрал путь реалистического искусства.
Н. Крамськой. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств. Батько художника Юхим Васильович (1804—1894) був у родин старшим з дтей.
Псля революц лля Рпн не бажав жити в радянськй Рос й залишився у свому матку «Пенати» у Куоккала (Фнляндя), де й помер. Невдовз встка про талановитого учня Бунакова розповсюдилась далеко за меж Чугува юного майстра почали запрошувати приждж в мсто пдрядники, яким були потрбн живописц та позолотники. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Репин переписывался с художниками, с П. М. Третьяковым, В. В. Стасовым, некоторыми писателями и общественными деятелями. Художнику вдаться створити вдчуття д, яка немов вдбуваться на очах глядача. В поездке копилка мастера пополняется многочисленными зарисовками и эскизами. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях имел награды3. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Значну сторичну драму зображено на полотн «Цар ван убива свого сина» (1885). Вн продовжував працювати, хоча вже не так нтенсивно, як колись. Макушенко, Ф. Красицький, С. Прохоров, . В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811-1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Лише владний жест руки, що направля загн на ворога, може визначити мсце на картин. «Матеральне питання» виршиться лише через клька рокв, коли лля Рпн писатиме портрети на замовлення. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Як педагог критик вн написав книгу «Далеке близьке» (1953).
1855 року батьки вддали одинадцятирчного ллю на навчання в школу топографв— ця спецальнсть, повязана з знмальними та креслярськими роботами, вважалась у Чугув престижною. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. У 1982 роц «Пенати» вдбудовано й вдкрито як «Музей-маток.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Та, вдслуживши 27 рокв, вн не став навть унтер-офцером, бо ще в перш дн солдатчини нагрубянив начальству й був занесений у «штрафн» списки. Во время учебы в Академии наряду с академическими произведениями на исторические, мифологические, библейские темы, среди которых «Похищение сабинянок», «Голгофа», «Избиение первенцев египетских», «Иов и его друзья» Илья Ефимович также писал работы по собственному желанию: портрет «Академического сторожа», «Воздушный поцелуй или Приготовление к экзаменам».
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Ю. Рпна». Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Чикаленко й багато нших. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
Родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля (5 августа) 1844 в семье военного поселенца. Картина була написана псля подорожей по Волз в 1870 роц.
Мж учнями були М. Пимоненко, О. Мурашко, . На знак протесту вони покинули навчальний заклад, що не закнчивши курсу, утворили з. Мж учнями були М. Пимоненко, О. Мурашко, . лля Юхимович Рпн народився в мст Чугув Харквсько губерн.
Вн продовжував працювати, хоча вже не так нтенсивно, як колись. Останн 30 рокв життя Рпн прожив у Фнлянд, у свой садиб Пенати в Куоккал. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина – «энциклопедия пореформенной России». В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Потм художник перехав у Втебську губерню, придбав там маток.
У см перодично виникали проблеми з гршми, Тетяна Степанвна шила на продаж шуби на заячому хутр. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. На деяких творах Рпна помтний вплив мпресонзму й символзму.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Комаринская» Глинки и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады». В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Шевцову, которая впоследствии стала его женой.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Прахова. К вечеру картина, по словам Репина, была так впечатлительна, что у него проходила какая-то дрожь по спине.
Картини художника вдносять до вершин передвижнического мистецтва. Казалось, она спит. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Шульга, Ф. Чуприненко та нш. В середине XX века советские искусствоведы считали эту работу утраченной: так, Илья Зильберштейн писал, что следы картины затерялись в Киеве в начале 1920-х годов128.
Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины — в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Сенсацией стали его Бурлаки на Волге (1870—1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. В 1900 году они переезжают на дачу «Пенаты», в местечке Куоккала на Карельском перешейке, недалеко от Петербурга, где прошли последние тридцать лет жизни Репина. У Куоккал Рпн написав мемуари, низка його нарисв увйшла до книги спогадв «Далеке близьке». На початку 1830-х рокв дочка Бочарових Тетяна Степанвна (1811—1880) вийшла замж за Юхима Васильовича. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название – «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной – в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
Деньги на поездку – двести рублей – получил от богатых покровителей Васильев. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.
Для создания фона художник специально ездил в Москву, чтобы во дворе Петровского дворца подготовить этюды с обязательным присутствием солнца, свет которого служил важнейшим элементом композиции. вн проживав у Чугув, двч вдвдував Кив (1880, 1882). Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Именно Грабарь сделал впервые широко доступным текст репинских воспоминаний, лишь позднее опубликованных в книге «Далекое близкое». И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Дружнми стосунками був повязаний з М. Ге, М. Кропивницьким, М. Мурашком, А. Праховим, Д. Яворницьким, який, зокрема, надав велику допомогу художников у збиранн матералу для картини»Запорожц пишуть листа турецькому султанов» (1878—1891, варант збергаться у Харквському музе образотворчого мистецтва, 1880—1891).
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Проте з Украною лля Рпн був повязаний не тльки походженням, але й чуттво. В первом ряду бурлаки-коренники: мудрец и философ, по словам Репина, Канин и в паре с ним такой же могучий богатырь, весь заросший волосами. Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала. У Куоккал Рпн написав мемуари, низка його нарисв увйшла до книги спогадв «Далеке близьке».
Оно сложилось в течение более чем полувека и содержит статьи и монографии об отдельных русских и зарубежных художниках и архитекторах, главы из двух изданий «Истории русского искусства», возглавлявшихся И. Э. Грабарем, статьи по вопросам реставрации памятников искусства, по вопросам организации музейного дела, воспоминания и, наконец, множество писем к художникам, архитекторам, музыкантам, актерам, ученым. Большая часть статей и монографий, опубликованных в разное время, стала на сегодня библиографической редкостью, некоторые исследования и вся переписка еще не публиковались. Рпн намалював аквареллю «Прометея» з поеми Шевченка «Кавказ». Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. 11 авг. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Злякано дивиться на незнайомого чоловка двчинка (коли його забрали, вона була занадто мала бо забула свого батька), сповнен подивом оч дружини, що сидить бля рояля. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Стасов присылает ему все, что он просит. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Шляхи його розвитку багато в чому збгалися з рухом розвитку лтератури. В 1869 году художник запечатлел молодую В. А. Макушенко, Ф. Красицький, С. Прохоров, . Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Она ушла из жизни в 1931 году55. На деяких творах Рпна помтний вплив мпресонзму й символзму. Впоследствии картина «Бурлаки» была показана на многих европейских выставках и имела большой успех. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.
Результатом этой поездки стали картины художника о провинциальной жизни: «Мужик с дурным глазом», «Мужичок из робких», «Протодиакон», «По грязной дороге», эскиз «Крестного хода», «Возвращение с войны» «В волости», «На родину» – все произведения написаны в 1877 году. Це вдбилося в його творчост. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Вже немолодим вн вийшов у вдставку й одружився з Тетяною Бочаровою (померла 1880 p), також з родини вйськових поселенцв. Ддусь художника по материнськй лн — Степан Васильович Бочаров — також багато рокв вддав вйськовй служб.
Причому «вдгуки» зявлялися цлком щиро й захоплено. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Там же зародилася дея полотна «Бурлаки на Волз». В останн роки вн перейшов на бблйн сюжети. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.