На открывающейся в Русском музее выставке среди прочего представлены три шедевра Бакста, на которые стоит обратить внимание в первую очередь – картины «Ужин» (1902), «Портрет С. П. Дягилева с няней» (1906) и «Древний ужас (Terror antiquus)» (1907). В Корпусе Бенуа Русский музей развернул выставку, приуроченную к 150-летию со дня рождения выдающегося художника Льва Бакста, одного из ведущих деятелей объединения «Мир искусства» и «Русских сезонов» Дягилева в Париже.
Но оказывается, что они были и серия театральных фотографий начала века – Тамары Карсавиной в партии Жар-птицы, Вацлава Нижинского в костюме сиамского принца, Анны Павловой и Михаила Фокина в «Египетских ночах» – тому убедительное доказательство. Гибель Атлантиды кажется мимолетным гневом богов на людей, не вызывающим чувства трагедии. И, естественно, объемность сцены его глубоко привлекала, да и Дягилев это понял сразу.
Этому интересу способствовали театральные заказы: Лев Самойлович «работал» с античностью, оформляя древнегреческие трагедии апо предложению Сергея Дягилева он создавал декорации и костюмы для балетов «Клеопатра» и «Шехерезада», погружаясь в мир Древнего Египта и в искусство Персии. В нем есть что-то по-детски чистое, может быть идущее от самого художника. Торжественно открылся для посетителей – 7 марта 1898 года. Недаром она пользуется повышенным вниманием публики.
Это первое подобие ретроспективы Бакста в России. Основан в 1895 году в Санкт-Петербурге по Указу императора Николая II. Кроме того, на Западе в основном графика.
Новостью даже для специалистов стали работы Бакста в области текстиля. Который принес Дягилеву и Русским сезонам чуть ли не половину успеха. Композиция «Элизиум» создана в символическом ключе.
И, как ни странно, отдельные эффектные наряды, которых на выставке много имеют с графикой Бакста меньшую связь, чем старые снимки. 8. Если скандал вокруг «Ужина» еще можно понять, то негативная реакция современников художника на портрет Сергея Дягилева с няней абсолютно непонятна. Этот Лев Толстой совсем не глыба и не «матерый человечище». Комиссаржевской. Позднее сильное впечатление на зрителей произвела его картина "Древний ужас (Terror Antiquus)" (1906-08), в которой воплощена символистская идея неотвратимости судьбы. Всего лишь третья выставка Бакста в России.
Первоклассные иллюстрации сделали художника одним из главных авторов объединения «Мир искусства» в конце XIX века. Блестящий художник.
7. Если бы их замыслам не помешала революция, можно предположить, что русский дизайн, которого нынче нет, все же существовал бы и имел более надежную основу. На него сыпались интересные заказы и от других театров.
Очевидно, что в основе его таланта – чувство линии и цветового пятна, свойственные классическим живописцам, что особенно наглядно проявляется в его графических работах иллюстрациях книг, афишах и театральных программках. Много лет он хранился в запасниках, а затем его достали и отреставрировали к выставке, посвященной столетию «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Трудно найти область творчества, в которой Бакст не оставил значительный след. «Думаю, что, если художники возьмут на себя ответственность за красоту во всем, что их окружает, они смогут создать настоящую школу искусства», – говорил он. С 1913 года его эскизы текстиля выставлялись в Париже. Чтобы показать комплекс эскизов костюмов к балету «Фея кукол», пришлось собрать акварели и рисунки из четырех музеев.
Хороший книжный график, бердслеянско-сомовского толка, хороший афишист, но не Лотрек. На аукционах цены чаще всего запредельные, это больше для олигархов доступно. Кто-то на секунду увидит на ней черты человеческого лица.
Эпизоды видеофильма с современными реконструкциями балетов, эскизы и костюмы дают некоторое представление о «Русских сезонах», но при этом нужна изрядная доля воображения, чтобы представить, что же происходило в Париже 100 лет назад, тем более что и сам Лев Бакст был удивлен неожиданно сильному влиянию на парижан. Появилась даже бакстомания.
Блистательные рисунки к «Шехеразаде», «Орфею», «Пери», «Нарциссу», «Ипполиту» и «Жар-птице» не прекращают восхищать, хотя большинство из них хорошо известны по выставкам и публикациям. В Русском музее находятся все основные произведения Бакста-станковиста. Бакст и мирискусники почувствовали эту тенденцию и постарались транслировать ее в русский контекст. Видный деятель группы «Мир искусства», соратник и друг Сергея Дягилева, Александра Бенуа и Владимира Серова, Бакст много работал за границей после революции.
Только не такой легендарный, как Вацлава Нижинского в «Призраке розы», подаренный Ромолой Нижинской Вагановской академии. Затем мы видим художника – мировую знаменитость в самом конце пути: эскизы тканей, сделанные для одного нью-йоркского промышленника перед самой смертью, в 1923-1924годах, – это Бакст после всего. Но в западные музеи мы не обращались, так как у нас мало денег. Которого костюмы вывели в звезды Иду Рубинштейн.
Толстого» (1886) исполненный по фотографии писателя. Художник, портретист иллюстратор, дизайнер интерьеров, аксессуаров, нарядов haute couture и, конечно, непревзойденный театральный художник, Бакст стал легендой еще при жизни. Он трудился неустанно, но уже не сумел создать ничего принципиально нового.
Например, очень хотелось получить костюм к партии «Призрака Розы» Вячеслава Нижинского, который находился в Вагановском училище. В 1909 году брак Бакста распадается. Льва Бакста больше знают за рубежом, чем в России. В фотографиях Дягилева резче проявляются определенные черты характера. Легко убедиться, с каких именно мест.
Самое раннее произведение художника, показанное на выставке, – «Портрет Л. Н. В целом сложилось представление о восприимчивой натуре художника, склонной к гармонии. С середины 1890-х годов Лев Бакст входит в кружок писателей и художников, объединившихся вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа и в дальнейшем становится одним из инициаторов создания общества «Мир искусства» – одного из наиболее ярких явлений в русской культуре рубежа XIX и ХХ веков. – Почему мы позволяем себе такую роскошь. Он продолжал сотрудничать с дягилевской труппой, однако между ним и С. П. Дягилевым постепенно нарастали противоречия и в 1918 г. Бакст покинул труппу.
Дебютировал в театре он еще в 1902 г., оформив пантомиму "Сердце маркизы". Острые углы в позе Зинаиды Гиппиус помогают выразить «внешнюю изломанность», в которой некоторые современники видели «проявление внутренней боязни сфальшивить» (выражение отца Павла Флоренского), а в картине «Ужин» с помощью волнистой линии художник создает чувственный образ «ресторанной незнакомки», влекущей за собой и бросающей вызов обществу. Хотя Русский музей иногда все-таки приобретает картины.
—Сам яродом сСардинии истиль Бакста, фактура его нарядов для меня очень близки. Но это только формальные маяки. Когда Бакст впервые приехал в Америку, ему заказали серию эскизов для шелковых тканей на индейские темы. "Клеопатра" (1909), "Шехерезада" и "Карнавал" (1910), "Видение розы" и "Нарцисс" (1911), "Синий бог", "Дафнис и Хлоя" и "Послеполуденный отдых фавна" (1912), "Игры" (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством и силой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии.
Загадку его полотен порой так трудно разгадать. Тогда же появляются первые книжные иллюстрации Бакста, которыми он зарабатывал на жизнь.
Как он сам писал, «все дамы света теперь щеголяют в них». Бесплатно никто не привезет, нам еще страховку надо оплачивать. Подготовка к данной выставке велась практически целый год. А пряные запахи, эротизм и варварская цветистость Персии (декорации и костюмы к «Шехерезаде») овладевали его воображением сильнее, чем церемониальные культуры Китая и Японии, полные сдержанности и условностей. Вобоих случаях это пост-модерн— аведь Бакст этого слова даже незнал.
Но ведь нет. С середины 1890-х годов Лев Бакст входит в кружок писателей и художников, объединившихся вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа и в дальнейшем становится одним из инициаторов создания общества «Мир искусства» – одного из наиболее ярких явлений в русской культуре рубежа XIX и ХХ веков. Академическое жюри сочло его работу «Мадонна, оплакивающая Христа» недопустимой: образы Христа и Девы Марии были наделены явными семитскими чертами.
Яростные споры критиков вызвала его картина "Ужин" (1902), ставшая своеобразным манифестом стиля модерн в русском искусстве. На Западе это было известно давно. Или, например, когда Бакст развелся с дочерью Третьякова (ее импрессионистический портрет привезли на выставку из Третьяковки), ради брака с коей ранее принимал лютеранство и вернулся к вере отцов. Художник назовет ее автопортретом. Но портреты на самом деле в углу картины. Начало XX века – время становления национального самосознания.
В первую очередь, за счет многообразия его деятельности. Как говорит научный сотрудник музея Алла Луканова именно с него публика срывала лепестки. Медики запретили Баксту работать и отправили в благоприятный швейцарский климат.
Он видит сквозь вещи и искусство эпохи внешние формы и лики жизни. Однако нельзя разделить его творчество на отдельные части». Все эти годы Бакст жил в Европе, лишь изредка возвращаясь на родину. Первым десятилетием двадцатого века исчерпывается спокойный период в жизни художника. Он продолжал заниматься и станковым искусством – исполнил отличные графические портреты И. И. Левитана, Ф. А. Малявина (1899), А. Белого (1905) и 3. Желаемые чувства возникли почти сразу, хотя и пришли поначалу с неожиданной стороны, к которой «Русские сезоны» никакого отношения не имели.
Собрать такое количество произведений искусства Льва Бакста оказалось крайне непросто. Вначале мы видим художника, про каких обычно говорят – ничто не предвещало. Все эти влияния Бакст переплавил в талантливую стилизацию. В рамках фестиваля они предстанут в обновленном виде. Мы хотим показать Бакста богаче, чем просто театрального художника». Сносный пейзажист. Но постепенно под влиянием ар нуво, «Мира искусства», ориентализма ясная и строгая классическая линия приобретает причудливые очертания.
Другой портрет, другая личность – Елена Набокова. Ради этого брака Бакст переходит из иудаизма в лютеранство. Во втором зале выставки за стеклом витрин – ткани и эскизы рисунков на русские мотивы. Невероятно, но факт.
Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства хранит крупнейшую коллекцию театральных эскизов Леона (Льва Самойловича) Бакста – знаменитого художника, одного из основателей объединения «Мир искусства» и «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Вся Европа тех лет была увлечена не только русским балетом, но и вообще «русским» и роль Бакста в этом велика.
Были и прочие истории с антисемитским душком. Успех балетов пробудил у публики интерес к восточной экзотике – и вот уже художник разрабатывает дизайн одежды и тканей, вдохновляясь необычными орнаментами и контрастными, казалось бы, несочетаемыми цветами (позже, занимаясь текстильным дизайном в Америке, он также проявлял интерес к наследию индейцев и инков). Выставка проходит в корпусе Бенуа Русского музея (Набережная канала Грибоедова, дом 2 / Инженерная улица, дом 2).
Художник назовет ее автопортретом. Архаическая кора на первом плане выражает безмятежный дух вечной гармонии мира. Из десятков постановок самые известные — «Шехерезада», «Жар-птица» и «Садко». Этот автопортрет – среди представленных там работ.
Он, возможно и должен был стать центром выставки. Загадку его полотен порой так трудно разгадать. Онвыдержан всимволистском ключе. Литературные труды Бакста были изданы издательством «Искусство» в 2012 году и сразу стали библиографической редкостью. В 20-е годы декоративно-прикладное творчество Бакста движется от модерна к ар деко. Модерн отразился во всех видах и жанрах искусства.
Картине «Древний ужас» можно было бы дать второе название «Олимпийское спокойствие». И это всего лишь третья персональная выставка Бакста в России. Посетителям представлено более 160 произведений. После его смерти еще лет десять по Америке прокатывали передвижные выставки его текстиля.
Напряженная работа над оформлением «Русских сезонов», приобретшим впоследствии едва ли не большее художественное значение, чем балеты, которые продюсировал Дягилев, самым печальным образом сказалась на состоянии здоровья художника. Столь широкий диапазон увлечений скреплён едиными чувством и мыслью: устав от «учёности», рационализма европейской цивилизации и рафинированности искусства, художник вместе с современниками открывал для себя искренность и непосредственность древних культур, яркие, чистые цвета народного творчества, естественную откровенность их одежды. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства хранит настоящую энциклопедию театральных работ Леона Бакста, от самых ранних его опытов в Императорских театрах до эскизов к одной из последних его постановок «Спящая принцесса». Казалось бы, роскошная белая ваза, утопающая в цветах -лишь искусный натюрморт.
Портрет камерный, нерепрезентативный, ничто не говорит о том, что перед нами супруга члена Государственной думы, только внутреннее достоинство роднит с Владимиром Дмитриевичем и Владимиром Владимировичем. На картине «Ужин» веселая непринужденная Анна Бенуа, какой ее нарисовал Бакст, преображается в лукавую игривую, загадочную незнакомку. Конец 19 века – период окончательного становления Бакста. Затем Бакст стал самым востребованным иллюстратором Серебряного века, оформлял символистские журналы «Аполлон» и «Золотое руно», а также рисовал уморительные карикатуры для аверченковского «Сатирикона». Популярность спектаклей, оформленных Бакстом, была настолько велика, что побуждала других художников воплощать его образы в своем творчестве. В год 150-летия со дня рождения Бакста (2016) его работы из музейного собрания участвовали в больших выставочных проектах по всему миру, а теперь вернулись домой. Самое большое произведение на выставке занавес «Элизиум» для Драматического театра В. Ф.
В этой стране его и застало начало Первой мировой войны. Лев Бакст оказался отрезанным от Парижа и Сергея Дягилева с его «Сезонами», которые сошли на нет. Начало положила замечательная «Ночь музыки», которая состоялась с 7 на 8 июля, а продолжился праздник «Опереттой-парком». Бакст ездил в резервации индейцев, сидел в музеях, создал массу эскизов тканей. Отождествить себя с парижанами начала XX века удалось лишь отчасти. Последний зал выставки – театральный. Дело в том, что 2016-й – не только год Босха, но и, согласно резолюции ЮНЕСКО, год Бакста. В Русском музее находятся все основные произведения Бакста-станковиста.
Непроизвольно сразу же ищешь внешнее и внутреннее сходство с сыном и мужем. Бакста. Сейчас они стали настоящей антикварной редкостью. Превзойти мастера оказалось сложно, если не невозможно, а потому по сей день театральные и балетные труппы, как в Большом театре, так и за океаном используют его «образы» в своих постановках. Оформлял детские книги в мастерской Канаева, упражнялся в акварели.
Эта вещь принесла ему мировую славу. Между этими частями выставки напрашивается большой театрально-балетный раздел. Бакст стал свободным художником. Помимо дворца, это еще и уникальный парковый ансамбль. «Черешневый лес», как всегда идеально конструирует программу фестиваля, вкоторой всегда прослеживаются тончайшие ассоциативные связи: Бакст— великий театральный художник, соединявший всвоих костюмах отантичности— и, заметьте, мысвами вмузее античных слепков— добезумных ориентальных мотивов иМаррас, который тоже всвоих костюмах соединяет все, что можно.
Так витиевато восторгались талантом Леона Бакста его современники. Их объединяет активная роль зрителя в действе. Наряду с Валентином Серовым и Константином Сомовым Бакст – самый значительный портретист общества «Мир искусства». Лишь 100 произведений находятся в фондах Русского музея.
Он выполнялся в 1906 году – время расцвета русского символизма в литературе, театре. Казалось бы, роскошная белая ваза, утопающая в цветах —лишь искусный натюрморт.
6. Особняком в творчестве Льва Самойловича проявилась русская живописная традиция. В 1915 году он писал: «Архаическое искусство молодо по форме, оно – первооснова для всех видов искусства и если ты не слишком ослаб от чрезмерного груза цивилизации, то всегда найдешь вдохновение в родниковой воде архаического искусства».
Присутствие няни добавляет позитивный момент в восприятие великого антрепренера. Лев (Леон) Бакст (1866-1924) – всемирно известный художник и график, внесший неоценимый вклад в русское театрально-декорационное искусство эпохи его расцвета. Проект «Весь Бакст» погружает широко известные работы художника из музейной коллекции в его собственный творческий контекст. Затем был поставлен балет "Фея кукол" (1903) имевший успех главным образом благодаря его декорациям. Он прекрасно с этим справился, ткани выпускались в промышленных масштабах.
«Блестящий художник. И вот он снова перед нами. Актриса театра Комиссаржевской Вера Веригина игравшая в поставленном Мейерхольдом «Балаганчике», вспоминала, как актеры говорили: «Бакст пошел» имея в виду, что поднимается занавес и пора на сцену. Сам художник признавал: «Моя в основе своей русская техника и стиль являются не совсем характерными для русской национальной живописи Я чаще обращался к миру идей России, а не к её живописи». Это и «Портрет Дягилева с няней» и «Ужин» и «Античный ужас» и другие произведения.
Театральная графика Бакста стала идеальным плацдармом для красочной детализации. Они все мечтали о новом высоком стиле, считали таким стилем неоклассицизм. Ктомуже, мне очень важно, чтобы унаряда были душа ихарактер, что мынаблюдаем иуБакста». Это не только те произведения, которые связаны с их именем, но еще особая атмосфера.
Без тела костюм не живет. 3. Вот таким образом неудивительно, что древняя культура Крита, а также греческая идея рока, довлеющего над человеком, захватывали Бакста больше, чем спокойствие классических античных скульптур (обратите внимание на хаос стихии, разбушевавшейся за спиной загадочной богини на панно «Древний ужас» или на тревожную фигуру крылатого сфинкса, разрушающего идиллию на занавесе «Элизиум»). Их в этом плане вполне можно сравнить с мастерами эпохи Возрождения.
Его неординарные идинамичные декорации икостюмы обеспечили успех таким легендарным постановкам, как «Клеопатра», «Шехеразада» или «Спящая принцесса» иоказали влияние наобщее представление осценическом оформлении. Занавес окружают замечательные театральные эскизы из собрания Русского музея, Театрального музея имени Бахрушина, Третьяковской галереи. Плавные извивающиеся органические линии, свойственные модерну, выпрямляются и упрощаются. Однако в ГМИИ имени Пушкина взялись решить эту задачу одной выставкой. В частности, Музей декоративных искусств в Париже имеет большую коллекцию его театральных эскизов. Остальное предоставили девять российских музеев, а также коллекционеры.
То, что мывидим сейчас встенах Пушкинского музея, — естественно, органично ипрекрасно. Сам Бакст, рассуждая о своей эстетической «всеядности», утверждал: когда речь заходит о творении красоты, не бывает ничего малого, неважного. Оформил еще несколько спектаклей, делал отдельные костюмы для артистов, в частности для А. П. Павловой в знаменитом "Лебеде" М. М. Фокина (1907). Легендарные постановки начала века, такие как «Нарцисс» Черепнина, «Клеопатра» Аренского или «Шехерезада» Корсакова теперь могут предстать перед зрителем в работах художника. Это и «Портрет Дягилева с няней» и «Ужин» и «Античный ужас» и другие произведения. Известность Баксту принесли его графические работы для журнала "Мир искусства".
4. «У нас будет один очень интересный экспонат из Англии из семьи Ротшильдов. И в академии не лучший ученик и в Мире искусства не первый гений. Нам просто невозможно было бы у них что-то перехватывать.
Портрет Зинаиды Гиппиус правильнее было бы назвать «Антон Крайний», настолько точно и тонко в нем выражена именно эта ипостась поэтессы. Эти работы художника раскупались и музеями и коллекционерами. А потому с уверенностью можно сказать, что его гениальная классика – современна. Кто-то на секунду увидит на ней черты человеческого лица.
Канонический на первый взгляд портрет Льва Толстого, подписанный еще не псевдонимом, а подлинной фамилией Розенберг, притягивает внутренним взглядом, как будто выражающим древнюю истину «во многой мудрости много печали», открывшуюся непосредственным духовным поиском. Пристальный интерес к наследию античности, Древнего и средневекового Востока наиболее полно раскрылся в сценических работах Бакста конца 1900-1910-х годов, связанных с «дягилевскими сезонами» (оформление балетных постановок «Клеопатра», «Шехерезада», «Карнавал», «Нарцисс», «Дафнис и Хлоя» и других). В 2016 году проект ГМИИ стал второй монографической выставкой художника в России (первая, меньшая по масштабу, прошла в петербургском Русском музее). Такова, например, серия фарфоровых статуэток, выпущенных в 1912 году Мейсенской мануфактурой после премьеры балета «Карнавал» на музыку Р. Шумана. Но ведь нет.
Тот, которому под конец стали подражать и Бенуа и Рерих и Судейкин. Почему мы позволяем себе такую роскошь. Именно костюмы и декорации исполненные по эскизам Льва Бакста, обусловили беспримерный успех легендарных «дягилевских сезонов» – балетных и оперных постановок в России, Франции и других странах. Так витиевато восторгались талантом Леона Бакста его современники.
Настоящую известность Баксту принесли графические работы для журнала «Мир искусства» начиная с его первого номера: в обложках и иллюстрациях строго выдерживался изысканный стиль, отдаленно напоминающий гравюры Обри Бердслея и вместе с тем наполненный чисто славянским ощущением зыбкости, недостоверности реальности. И, конечно, театральный художник известный вомногом своими впечатляющими проектами для «Русских сезонов» Сергея Дягилева вПариже иЛондоне. Пристальный интерес к наследию античности, Древнего и средневекового Востока наиболее полно раскрылся в сценических работах Бакста конца 1900-1910-х годов, связанных с «дягилевскими сезонами» (оформление балетных постановок «Клеопатра», «Шехерезада», «Карнавал», «Нарцисс», «Дафнис и Хлоя» и других). Правда, Петербург время от времени грубо напоминал Баксту, что он – белорусский еврей. 5.
Мы хотим показать Бакста богаче, чем просто театрального художника». Но портреты на самом деле в углу картины. В каталоге выставки наследие Бакста представлено полнее, чем на экспозиции. Спецпрограмма летнего фестиваля искусств «Точка доступа», который в четвертый раз пройдет в Санкт-Петербурге с 19 июля по 5 августа, включает проекты, которые многие зрители могли уже видеть. Здесь тот же тонкий, сложный, смягченный психологизм, что и в рисунках.
Н. Гиппиус (1906) и живописные портреты В. В. Розанова (1901), С. П. Дягилева с няней (1906). В странных изгибах фигур, написанных Бакстом, можно увидеть несколько истоков – фигуры гневных божеств индуизма и буддизма, «коленопреклоненный бег» росписей греческих ваз, увлечение спиритуализмом.
Это семь панно, которые Бакст по заказу семьи написал для украшения их особняка. Бакст интенсивно работает в «Мире Искусства», а также в журналах «Адская почта», «Сатирикон», «Нива», «Аполлон», «Золотое руно». Он видит сквозь вещи и искусство эпохи внешние формы и лики жизни».