Позже он стал известным портретистом и революционным театральным декоратором, художником, «опьянившим Париж» и дизайнером, одна лекция которого стоила в Америке 1920-х годов две тысячи долларов. На балу гости танцевали в цветных париках или восточных тюрбанах.
Безусловно, у Селига остался неприятный осадок от случившегося. В 1918 году Леон Бакст покинул группу Дягилева. Умер Лев Самойлович Бакст в Париже 27 декабря 1924 года. Работоспособность художника не знала границ: он продолжал совершенствоваться как художник, давал уроки рисования (в том числе детям великого князя Владимира, а позже был учителем Марка Шагала), сотрудничал с журналами и издательствами, оформлял интерьеры, ну и, конечно же, выставлял свои работы на выставках.
Разве артист-художник не призван к тому, чтобы выразить в костюме идеи своей эпохи. Затем семья переехала в Петербург, где Бакст учился в Императорской академии художеств. Провести выставку по этому поводу мечтают многие музеи мира. Школа-академия, наоборот, святотатственно учила ужасному делу: «облагораживанию», «очищению» старинных форм от варварства. "Леон Бакст, прекрасный рисовальщик с крепкой академической школой, что видно даже в эскизах костюмов инстинктивно отринул этот академический подход. Бакста госпитализировали в больницу Риэль-Мальмезон.
Став одним из основоположников живописного декаданса, Бакст создал портреты Бенуа, Дягилева, позже Айседоры Дункан, Жана Кокто и т. д. Это сказывалось в выборе сюжетов картин, близких то ли к Крамскому, то ли к Маковскому. «Русские сезоны» С. П.
Лев Николаевич Бакст (Лев Самойлович Розенберг) родился 10 мая 1866 года в Гродно. Радостное волнение вызывали также рассказы родителей, возвращавшихся из итальянской оперы. За полгода до смерти Бакст писал племяннице Марусе Клячко: «. Материи мои разошлись по всей Америке с огромным фурором – все дамы света щеголяют теперь в них» 24 Часть эскизов сохранилась в коллекции Гарретов в Эвергринхаус (США, Балтимор). Он проявил себя, как незаурядный пейзажист.
Одни именуют его ученым-талмудистом, другие – коммерсантом средней руки. Но в качестве зятя иудея Бакста не воспринимал. Так же мало известно о дизайнерских разработках Бакста в области создания модных головных уборов (в том числе меховых) и эксклюзивной обуви. «Египтяне» с показа haute couture весна-лето 2004-го Джона Гальяно напоминали страшноватые и завораживающие маски духов и богов, придуманных Бакстом для балета «Нарцисс».
Бенуа познакомил Бакста со своими друзьями — Валентином Нувелем и Дмитрием Философовым. В мае 1923 года он писал: «Были у меня здесь заказчики на 2000 dollars материи (наконец. ), очень выгодные и будут всегда в Нью-Йорке брать мои рисунки» 18. По словам одного из мастеров младшего поколения мирискуссников Дмитрия Исидоровича Митрохина (1883—1973), «в 1900-х годах оформление изданий стало ремесленным. Он несколько отличался от первоначального варианта известного по рисунку Бакста под названием «Индо-персидский танец». Дальше были партии в индийской и древнегреческой стилистике. Непосильный труд подорвал его здоровье.
Его неудержимо тянуло в Европу. Он сам говорил: «Я часто замечал, что в каждом цвете существуют оттенки, которые передают искренность и скромность, а временами чувственность и почти животные качества, порою гордость и временами отчаяние. В 2013 году образцы этих тканей показала московская галерея «Наши художники» на выставке «Лев Бакст: открытие материи». В Нью-Йорке Бакст снял мастерскую, где писал портреты на заказ. Но именно в стенах академии он знакомится с В. Серовым и А. Бенуа.
Но он посещал занятия в петербургской Академии художеств как вольнослушатель, учился у известных мастеров и дружил с ними, в частности с Александром Бенуа и Валентином Серовым (с последним Бакст ездил в творческие поездки, например, в Грецию через Стамбул). Так было не только с одеждой, но и с тканями, головными уборами, обувью. Разумеется, тут же возникли подражатели, а также желающие сделать на Баксте деньги. Еще одним важным этапом того времени стала работа над греческими трагедиями «Ипполит» (1902 г. ) и «Эдип в Колоне» (1904 г. ). В 1909 году Бакст уходит из семьи, навсегда сохранив теплую дружбу с женой и сыном.
Очень рано у Льва появилась тяга к живописи. То ли окончательно разуверившись. Успех балета, статей и театра в Evergreen House подкрепила публичная лекция Бакста в отеле Plaza «Искусство костюма и его законы их индивидуальное применение». Но главной остается игра линий.
Балеты в постановке Бакста еще долгое время шли в Париже. Предисловие к первому номеру было отпечатано золотом. Je touche 10 poursents sur chaque robe, chapeau et chaussure32. Бакст был очарован «Спящей красавицей». Однако академическая подготовка разочаровала его и он покидает учебное заведение. Человека Моды, почти всецело поглотила театральная деятельность. В 1927 году все 33 эскиза были выставлены в Центре искусств в Нью-Йорке.
Его революционные нововведения воспринимались на ура. Более чем успешные работы Бакста по дизайну тканей мало известны, особенно в России. То ли развеяться и отдохнуть, то ли для заведения новых связей и обмена впечатлениями. На втором была представлена Жанна дАрк на костре. Один из них – включенная в выставку Храмовая танцовщица, эскиз костюма к балету Синий бог.
Лекция имела большой резонанс. Журнал был в полном смысле слова роскошным — печатался параллельно на русском и французском языках на прекрасной мелованной бумаге в большом и непривычном для русской журналистики квадратном формате, обильно иллюстрировался. Он и раньше поддерживал Шагала материально. Сам художник писал однажды директору парижского театра «Гранд-опера» Жаку Руше о необходимости использования хороших тканей: «. я ведь тоже модельер, по возможности выбирающий сам (причем всегда) качественную материю» 16. Неожиданные находки в области моды были связаны не только с восточной темой, навеянной популярностью балетов «Клеопатра» и «Шехеразада».
Его идеи просто фонтанировали. : «Русские идеи начинают проникать в моду. В витрине магазина выставили рисунки Бакста.
Как правило они заказывали туалеты по рисункам Бакста в Париже в самых престижных домах моды (у «Пуаре» и «Уорта» 9). Известный искусствовед Алексей Алексеевич Сидоров (1891—1978) писал: «Рисунок. Первая партия шелковых тканей разошлась в мгновение. Он учился в студии Жерома и в "Академии Жюльена". В начале сотрудничества художник не был полностью удовлетворен поставленными условиями. Обложки, рисунки, шрифт — мелко, сухо и тощо — невыразительно.
Продавец картин нахально забирает за гроши мои лучшие этюды". В Париже Бакст был чрезвычайно популярен. Чтобы о Баксте узнала «неженская» пресса с куда более широким кругом читателей, понадобились гастроли «Русского балета Дягилева» в 1916 году. Таким образом, Леон Бакст институционально признан художником мирового значения. С другой стороны, он активно использовал этнические мотивы в своих сценических работах.
Идея была смелой и совершенно новаторской– соединить в себе несколько направлений дизайна. Отец, судя по всему, отказался от дальнейшего финансирования творческих метаний сына. Но будет чудно, если Петербург через 2 года (раньше не докатится) будет носить мои фасоны. » 4 Перед Бакстом разворачивалось грандиозное поле деятельности.
Шуваловой14 из Ниццы выписали вагон цветов. Журнал издавал и редактировал Н. П. Рябушинский. Наследие Льва Бакста по сей день будоражит фантазию дизайнеров во всем мире. Большая часть лекции была посвящена декору тканей, в том числе русской вышивке. – Бакст.
На одном из них был изображен проповедник и религиозный писатель отец Иоанн Кронштадтский (Иоанн Ильич Сергиев, 1829—1908), пользовавшийся в ту пору колоссальной популярностью. Были восстановлены некоторые балеты, воссозданы вновь костюмы, созданные художником. Мои сандалии совсем в моде, а о расшитых чулках верно дошло до Петербурга уже. Бакст делал для этого журнала обложки, рисовал иллюстрации и виньетки. Мастер работал много и тяжело.
Дягилев был диктатором. Paquin просила ей сочинить тоже модели с мехом» 38. Грас Форстер писал в своей статье "Will Bakst dominate the faishions for 1916. Лично я уже посетила её дважды и это не предел.
Этот автопортрет – среди представленных там работ. В 1903 году Бакст сошелся с вдовой художника Гриценко Любовью Павловной. Он продолжал заниматься и станковым искусством – исполнил отличные графические портреты И. И. Левитана, Ф. А. Малявина (1899), А. Белого (1905) и 3. Баксту это не нравилось. Впрочем, на все это вскоре перестали обращать внимание. Редакция журнала размещалась в доме редактора первые годы на Литейном проспекте, 45, а с 1900 года – на Набережной реки Фонтанки, 11. – Бакст.
В 1889 году Лейб-Хаим Розенберг стал Леоном Бакстом. Через шестьдесят лет несколько эскизов из собрания были представлены на выставке «Великолепный Бакст: театральный и текстильный дизайн из коллекций Балтимора» в Балтиморском музее искусства. На смену ар-нуво приходил новый стиль – ар-деко – более лаконичный и сдержанный. Ещё он обучал рисованию детей состоятельных родителей. Это был его своего рода реванш над идущей еще от академизма традицией написания картин. Публику же больше интересовал современный костюм.
Бал у графини Марии Эдуардовны Клейнмихель12 прославился роскошными восточными костюмами участников и шествием из «Тысячи и одной ночи». Популярность Бакста, его большая слава, трагически отразились на его судьбе. На первой выставке, которая прошла в 1889 году, представился под псевдонимом Бакст. Первые впечатления были противоречивыми. Отсюда цветные парики, необычные шляпы, шали и сапожки.
Его стиль восприняли законодатели парижской моды. Для Бакста, привыкшего к журнальной работе и любившего ее, закрытие «Мира искусства» было неприятным событием. Готовя декорации и костюмы к этому балету, художник тщательно изучил египетские барельефы. Впервые русский балет «Спящая красавица» по сюжету сказки Шарля Перро на музыку Чайковского и либретто Мариуса Петипа увидел свет в 1890 на сцене Мариинского театра в Петербурге. «Мне посчастливилось принять участие в подготовке к выставке, а именно— к костюмной части экспозиции, — сказал Гасилин корреспонденту «Ленты. ру». Н. Гиппиус (1906) и живописные портреты В. В. Розанова (1901), С. П. Дягилева с няней (1906).
Покойный вице-президент Академии Художеств, граф Иван Иванович Толстой (впоследствии городской голова) возмутился, печать подняла шум и Бакст был оставлен в покое. Во многом становление русского прикладного искусства можно считать заслугой Бакста, а также его друзей и современников — абрамцевского и талашкинского кружков, «Мира Искусства» и персонально Сергея Дягилева с его «Русскими сезонами». Сами же Гэрреты хотели, чтобы Бакст оформил помещение для театра в их фамильном поместье Эвегрин Хаус («Вечнозеленый дом»).
Известность Баксту принесли его графические работы для журнала "Мир искусства". Особое значение придавалось используемым тканям. Затем был поставлен балет "Фея кукол" (1903) имевший успех главным образом благодаря его декорациям. Ценил его как художника.
Мы искренне советуем вам посетить выставку. Еврей – еще, куда ни шло. Ещё задолго до "Парижских сезонов", работая над портретом Дягилева, Бакст жаловался, что Дягилев совершенно не умеет позировать, следит буквально за каждым мазком и требует, чтобы на портрете он выглядел красивее, чем в жизни. Подробностей я еще не знаю. Баксту самому приходилось иногда «затушевывать» свое происхождение.
Части 26 и 27). В марте – апреле 1927 года в Нью-Йорке состоялась небольшая выставка «текстильных» рисунков Бакста. Мы помним из предыдущих статей, что Поль Пуаре, король моды, серьезно был увлечен театром (см. Оформил еще несколько спектаклей, делал отдельные костюмы для артистов, в частности для А. П. Павловой в знаменитом "Лебеде" М. М. Фокина (1907). Эвергрин Хаус является одной из достопримечательностей Западного побережья США. В стране же, на которую надвигалась мгла, блеска ждать отнюдь не приходилось.
С Львом Самойловичем Бакстом мы встречаемся в четвертом номере «Золотого руна» за 1906 год. Максимилиан Волошин писал о художнике: «Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже — как в дамских платьях, так и на картинных выставках». В этом им содействовали друзья художника — в частности, наследница двух состояний, жена дипломата Алиса Уордер-Гэррет, которая познакомилась с Бакстом в Европе и благоволила к нему настолько, что вызвалась представлять его интересы в Штатах.
Дягилева стали той «площадкой», где художник смог применить талант, показать свои находки, создать неповторимый, очаровательный, красочный мир сказки. В середине 1890-ых гг. Лейба Хаим Розенберг родился в белорусском городе Гродно. Лев Николаевич Бакст – один из моих самых-самых любимых художников сценического костюма. И через 100 лет идеи художника остаются актуальными.
И как коммерсант. Все эти годы Бакст жил в Европе, лишь изредка возвращаясь на родину. А как он всю жизнь боялся смерти. »10. Он как-то шепелявил и делал своеобразные ударения. В «Золотом руне» печатались Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов, Дмитрий Мережковский.
Идеи бакстовских вышивок и набоек на ткани (как их сейчас называют, «принтов») привлекли внимание американского промышленника Артура Селига, совладельца компании Clingen and Selig. Провалил конкурс на серебряную медаль. Некоторые из них были опубликованы (черно-белые фотографии) в апреле 1927 года в бюллетене Художественного центра, проводившего выставку. Однако молодые люди одеты совсем не по-зимнему. Первый номер иллюстрировал Михаил Александрович Врубель (1858—1910).
Иногда такие «картины» он писал по собственным программам – либретто для Нарцисса Мидаса Волшебной ночи. Сейчас это популярный музей — во многом благодаря стараниям Бакста. На него сыпались интересные заказы и от других театров.
Художник не в силах отказаться от выбранного и любимого им стиля модерна. Графика Бакста «населена» не цветами, листьями и бутонами, а людьми или вполне очеловеченными образами неземных существ. Она была организована с участием главного редактора «Вэнити фэа» и проходила в фешенебельном отеле «Плаза». Что-то пикантное и милое мы находили в его говоре, в его произношении. Селиг сделал верную ставку. Точнее этюдов.
Предстояло переоборудовать целое крыло здания под домашний театр. Модерн сменяет эпоха конструктивизма. Скорее всего, этого никогда не случится. Бакст был очень чувствителен к подобным вещам. Учился Бакст не слишком усердно. «Мир искусства» совершил, можно сказать, бескровную революцию в искусстве оформления русской книги.
Его отец – Израиль Розенберг. Редактором журнала стал Сергей Дягилев.
Лекция «Цвет и костюм» в Торонто собрала 3000 человек. Во-вторых, у Бакста было поистине уникальное чувство цвета. Успехом пользовалась бакстовская обувь в стиле «Ришелье» из вишневого шевро. Первым делом он начал работы в доме Гэрретов в Балтиморе.
Французское правительство наградило Бакста орденом Почетного легиона. Именно благодаря им он стал всемирно известным художником. Также Бакст принимает постоянное и деятельное участие в выставках «Мира искусства», в выставках «Secession» в Мюнхене, «Союза русских художников», а также различных художественных выставках в Праге, Венеции, Риме, Брюсселе, Берлине. В это время она была чрезвычайно популярна в Париже, где в салонах, открытых русскими аристократками-эмигрантками во главе с великой княгиней Марией Павловной (основательницей дома «Китмир»), работали вышивальщицы, научившиеся своему ремеслу в гимназиях и институтах благородных девиц, ушедших в прошлое вместе с империей.
Позже, спустя десятилетия после смерти художника, его декорации, полотна и эскизы, ставшие «работами музейного уровня», коллекционной ценностью, национальным наследием трех стран, вдохновляли модельеров, родившихся в XX веке. В Париже Леон Бакст прожил шесть лет. Позднее сильное впечатление на зрителей произвела его картина "Древний ужас (Terror Antiquus)" (1906-08), в которой воплощена символистская идея неотвратимости судьбы. В 1914 году его назначили представителем Госдепа США при американском после во Франции.
Художественный отдел журнала возглавил Леон Бакст. Сотрудничал он и с известным модным домом обуви «Хельстерн и сыновья». Это позволяло делать восточные костюмы яркими, но не вульгарными. Мы знаем, что мода капризна и переменчива.
Например, он создал декорации в египетском стиле для «Саломеи» использовал греческие мотивы для «Нарцисса», «Дафниса и Хлои», «Послеполуденного отдыха фавна», яванские – для «Синего Бога», китайские и закавказские – для «Тамары» и, конечно же, арабские — для «Шехеразады». Во-первых, это поможет вам узнать ближе земляка, которым восхищается весь мир. Настоящее имя Бакста — Лев Самойлович Розенберг2. По одной версии, он перешел из иудаизма в лютеранство. Дягилев вообще создал потрясающую, как бы сейчас сказали, синергию «временных» (так искусствоведы определяют музыку, театр, балет) и «пространственных» (изобразительных) искусств.
Слава Бакста докатилась до Америки через три года после триумфа «Шехеразады» и «Жар-птицы». (Здесь и далее подчеркнуто Бакстом. Сотрудничали с журналом ведущие художники. Таким образом, достаточно просто отношения между ними наладились. Псевдоним является укороченным вариантом фамилии его бабушки – Бакстер. Смущало приятелей пристрастие Бакста к академической школе, к творчеству передвижников.
Он трудился неустанно, но уже не сумел создать ничего принципиально нового. Луиза Казати поручала Баксту оформлять и целые балы. А вскоре после развода он возвращается в иудаизм. Отец Льва был против увлечения мальчика искусством и даже запретил ему рисовать, но, преодолев сопротивление отца, (родные послали его рисунки скульптуру М. Антокольскому и получили благосклонный отзыв), он поступает вольнослушателем в Академию Художеств. Здесь будущий Бакст пробыл с 1883 по 1887 год.
Так, например, планируя новый Парижский сезон на 1909 год, Баксту было поручено оформление нового балета Фокина «Клеопатра». После чего ушел из Академии. На днях он мне предложил 12 тысяч франков за 12 рисунков модных туалетов.
Ее текст был опубликован в журнале «Вог». Тогда началась эра «золотых двадцатых», в моде был джаз, блюз, чарльстон, «гарлемские ренессанс». Бакст подписал с Пуаре контракт и год поставлял ему идеи. Так же мало известно о дизайнерских разработках Бакста в области создания модных головных уборов (в том числе меховых) и эксклюзивной обуви. Но чувствовал он себя сыном России, во-первых и человеком, во-вторых.
У Бакста, произошла как бы обратная связь 150 театральный художник был покорен Модой. В 1914 году в Петербурге тоже состоялось несколько балов, дизайнерское решение которых поручили Баксту. Бакст обратил внимание на недюжинный талант молодого Шагала.
В ходе лекции Бакст уделил особое внимание влиянию русского народного творчества на современную моду, отметив, что «русский орнамент, почти всегда природный, состоит из элементов, которые окружают крестьянку-вышивальщицу, что является источником бесконечных вариаций». Леон Бакст (1866 – 1924) – один из виднейших представителей русского модерна, художник, сценограф, мастер станковой живописи и театральной графики, родился в Гродно. Художники мне отсоветывают соединять свое имя с его, боятся, что я буду declass. А Бакст стал успешно сотрудничать с модными домами Пуаре и Пакен, а затем с американскими производителями тканей. Во всех эскизах Бакста ощущается прекрасное понимание формы одежды и её кроя, какой бы эпохи и места это не коснулось. И он блестяще стилизовал ткани, при этом не брал исторические дизайны, как это часто делают художники театра и кино, а даже на уровн паттерна создавал свой дизайн по мотивам, причем часто он выглядел из-за его стилизации модным продуктом. Бакст прекрасно чувствовал свойства тканей их прозрачность или тяжеловесную материальность, видел заранее, будет ли ткань красиво драпироваться, легко взлетать или переливаться на сгибах. Узнается узбекский икат. Колористика костюмов Бакста очень эстетична, подробно нарисованные ткани на костюмах могли бы быть отдельным дизайнерским продуктом. Для всех своих костюмов он разрабатывает свою ткань. Театральный костюм и сейчас, а раньше тем более, создавался при помощи клеевых красок, аппликации и вышивки, несмотря на грубоватость вблизи на сцене он выглядел волшебно и понятно, что парижские модельеры и модницы хотели такого же. Обращение к созданию рисунков для тканей для Бакста – етественный процесс, продолжающий его творческую деятельность для театра и моды. Валечка пришел для того, чтобы прочесть нам письма Бакста к нему.
В молодости друзья подсмеивались над его огромной коллекцией галстуков. Соглашаясь с этим высказыванием, я бы, однако, вместо «в 1900-х годах» написал «к 1900-м годам», да еще изменил бы порядок имен, поставив на первое место Бакста, — хотя бы для того, чтобы соблюсти хронологию, принимая во внимание время, когда эти мастера пришли в книжное искусство. Но, кажется, до «Русских сезонов» Бакст лишь пробовал свои возможности в том или ином отдельном виде и жанре искусства.
Да это ведь одна из радостей этой земли. В эти годы он стал одним из самых популярных дизайнеров Парижа. И все в едином ансамбле. Выставка художника и декоратора Льва Бакста взбудоражила Москву. Для Иды Рубинштейн, с которой Бакст всю жизнь поддерживал дружеские отношения, он создал имевшие большой успех костюмы Саломеи, Клеопатры, Пизанеллы, а также множество повседневных платьев.
«Я должен был сделать своими руками более 200 макетов костюмов и декораций, не говоря уже об аксессуарах, париках, обуви, ювелирных изделиях — в императорских театрах уходило полтора года на постановку балета», — признавался художник. За океаном у художника появился свой представитель. Профессора, в большинстве своем, строго придерживались классических канонов. На основе его эскизов Фокин придумал характерные движения для своих танцовщиков.
Охотно покупал картины. Предложение поступило как раз после разрыва отношений Бакста с Дягилевым. А ведь успех был колоссальный. Кроме того, были внесены изменения и в интерьер гостиной самого дома.
Не исключено, что он был и тем и другим одновременно. Его уход связывают с рядом причин.
Премьера дягилевской «Спящей красавицы» состоялась 2 ноября 1921 года в лондонском театре Alhambra. Возможно, речь идёт о проявлениях одного и того же заболевания. В 1898 году совместно с Дягилевым создают журнал «Мир искусства», графика, напечатанная в этом издании, принесла Баксту широкую известность. Его детство прошло в Петербурге, но в среде далекой от искусства и абсолютно к нему безразличной.
О необходимости художественной гармонии в окружении человека художник рассуждал в статье «Об искусстве сегодняшнего дня» : «Посмотрите, что выходит: мы живем в прошловековых зданиях, среди старинной мебели, обтянутой облезлыми материями, среди картин, драгоценных патиною или желтизною, мы смотримся в зеркала блеклые, тусклые, с очаровательными пятнами и ржавчиной, где еле можем рассмотреть свою позорную современную фигуру, наряженную в платье из старинного куска материи. По сохранившимся письмам мы знаем, что художник вел переговоры с представителями меховых фирм. Весной – летом 2010 года в Нью-Йорке Метрополитен-музей и Бруклинский музей планируют провести совместно две выставки: "American High Style: Fashioninga National Collection" («Американский высокий стиль: создание национальной коллекции») и "American Woman: Fashioninga National Identity" («Американская женщина: мода и национальная идентичность»). Время от времени он приезжал в Петербург. Да, конечно, он был еврей. Одни цвета будят агрессию, другие, наоборот, успокаивают.
Всем тем, кто хоть сколько-нибудь представляет себе профиль Центра Помпиду, это может показаться странным: с одной стороны, собрание модернистского и современного искусства, с другой – довольно манерный эскиз театрального художника из России к ныне почти забытому спектаклю дягилевских «Русских сезонов» в Париже (постановка которого в 1912 году к тому же чуть ли не провалилась). Была издана книга, посвященная творчеству Бакста. Конечно, у Бакста не было ни магазинов, ни уж тем более театров, но о нем знали многие. Бакст был завален заказами, от которых не мог, да и не хотел отказаться. Рисунок фронтисписа экспрессивен и динамичен. Однако сомнения этического характера довольно быстро отступили на второй план.
Созданные им, теперь уже давно признанные, непревзойденные шедевры вызывают восхищение. Помочь ему не смогли. «Он — художник в душе» — это слова Александра Николаевича Бенуа из той главы его книги «Мои воспоминания», которая называется «Левушка Бакст»1.
В отличие от своих соотечественников и соратников по объединению «Мир искусства» – Александра Бенуа, Константина Сомова, Мстислава Добужинского и многих других, как и он, оказавшихся на чужбине, но так и не ставших своими для местных передовых артистических кругов. Фамилия бабушки была Бакстер.
В это время в его жизнь вошла Ее величество Мода. К примеру, он принимал и одобрял кубизм, а футуризм отчего-то терпеть не мог. — Е. Н. ) обведены карандашным контуром, в ряде мест рисунка трактованы как кружево. Кто-то познакомил его с издателем, выпускавшим «книжки для народа». Лежа в кровати, я дивился сам количеству перемен, желтому и черному ряду ботинок.
Примечательно, что маркиза никогда не танцевала, скорее она любила принимать статичные позы, чтобы можно было полюбоваться ее красивой фигурой. Книга эта, по словам современников "представляла собою верх технического совершенства". После оглушительного успеха оформленных им балетов Шехеразада и Клеопатра (на выставке танцовщица-декадентка Ида Рубинштейн предстанет в обличье египетской царицы) парижские газеты, непременно восторженно поминая «оргию красок», писали: «Русские художники обрабатывают театральные декорации вместе с бутафорией и костюмами как одну общую картину». По другой версии, в могилу Бакста свела болезнь почек. В дальнейшем, Лейб стал Львом.
– Бакст. Лев – Леоном. В 1890-х выставлялся в Обществе русских акварелистов. Недавний законодатель европейской моды перестает быть модным. Ещё, в качестве причины называют "отёк легких". По эскизам художника была сделана обувь на платформе для артистки Марии Николаевны Кузнецовой39 исполнявшей роль жены Потифара в балете «Легенда об Иосифе».
Но секретарь и поверенный в американских делах Бакста Н. О. Под рисунками стояла подпись «Л. Бакст». Время расставило все на свои места. Серьезная работа по дизайну тканей стала реальной благодаря началу эры фабричного производства набивных тканей. "Клеопатра" (1909), "Шехерезада" и "Карнавал" (1910), "Видение розы" и "Нарцисс" (1911), "Синий бог", "Дафнис и Хлоя" и "Послеполуденный отдых фавна" (1912), "Игры" (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством и силой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии.
Судя по рукописи книги Шагала "Моя жизнь", Бакст попросту обругал своего ученика. Громкая парижская слава Бакста, его мировая известность мало что значили для России. Для Парижа меха были роскошью, а не необходимым утепляющим материалом, как в России. Французам было не до "Русских сезонов". И молодой художник зарабатывал на жизнь и оплату уроков в каком-то издательстве.
Шуваловой. Сложнее оказалась история с творческим наследием Бакста в США. Талантливый интерпретатор Михаил Фокин провел балетные реформы, были отринуты корсеты, тело получило пластическую свободу и непринужденную красоту. Все это не могло не покорить парижан. Мастерувыпала редкая прижизненная слава.
Художника все же ждали. Первым большим модельером XX века (Ворт, Пакен и Пуаре все же в большей степени принадлежали веку девятнадцатому и Fin de sicle), по достоинству оценившим Бакста, была Коко Шанель, лично знавшая людей дягилевского круга и вообще русские аристократические и эмигрантские круги. Образы, созданные художником, вышли за границы театральной рампы и наводнили Париж. Бешеный успех «Шахерезады» и «Жар-птицы» привлек к нему интерес владельцев парижских модных домов, которым в те времена не было равных как по качеству работы, так и по богатству клиентуры — Worth, Paquin и Poiret.
Первый дом шелка в Америке» 21. В магазинах появились тюрбаны и парики, шали и платья, напоминавшие костюмы актеров. Леон Бакст смог привнести в парижскую и мировую моду русские мотивы. Труппа оставалась в Париже, а Бакст находился в это время в Швейцарии.
Вот что писала газета «Биржевые ведомости» в статье «Модная знаменитость Парижа» : «Кто ввел в парижском обществе зеленые парики. Появился даже стиль одежды и убранства домов а la Bakst. Возможно, сам Бакст предложил также варианты в русском народном стиле. В публичных выступлениях и в интервью Бакст всегда подчеркивал важность для американского искусства сохранения индивидуальности, в частности на основе раннеамериканского, а это значит индейского искусства.
Гришковский сразу предупредил художника: «Рисунки материй: при даче исключительного права с фабрикантами при заключении договоров на Америку надо быть очень осторожными: ведь все жулье и будет стремиться надуть» 19. Хотя, как пишут, не вполне одобрял его и был строг в оценках. Леон Бакст умер 27 декабря 1924 года в Париже, на 58 году жизни. Отец, в меру сил, противился.
В статье «Костюм женщины будущего» художник писал: «Архитектура, преимущественно в Германии, в своем стремлении внести нечто новое в свое искусство призывает на помощь скульптуру и живопись, чтобы создать ансамбль стиля и получаемого от него впечатления. Ида Рубинштейн первая одела цветной (синий) парик в Клеопатре. К сожалению, нынешнее местонахождение большинства рисунков неизвестно (за исключением хранящихся в Париже26 и в Балтиморе27). Гертруда родилась в семье Вандербильтов, одной из самых богатых в США и вышла замуж за совладельца «Стандард Ойл», миллионера Гарри Пэйн Уитни. Бакст был против. Он был известным и довольно дорогим художником (его гонорары были выше, чем у Пикассо и Матисса), но поистине мировое признание получил как дизайнер костюмов и декораций к спектаклям.
Леон Бакст стал легендой при жизни. На Ярмарке Мастеров были публикации, посвященные этому художнику, была отличная публикация с выставки «Открытие материи», в Москве в галерее «Наши художники» в 2013 г. Но хотелось бы более подробно рассказать о его биографии и показать все великолепие его театральных костюмов. В начале 1910-х художник всерьез занялся созданием моделей одежды. Сейчас работы Льва Бакста хранятся в лучших музеях и частных собраниях. Кто научил украшать дамские каблучки бриллиантами.
Можно сказать, Бакст компоновал с помощью эскизов костюмов и декораций некое постоянно меняющееся грандиозное полотно, которое было прекрасно рассматривать хоть из партера, хоть с галерки («мои мизансцены есть результат самого рассчитанного размещения пятен на фоне декораций»). Он иллюстрировал детские книги. От матери он унаследовал любовь к книгам и читал их запоем, что попало. Разумеется, его творчество не находило благожелательного отклика в критике последователей передвижников, однако художник все же стал членом Императорской Академии Художеств в 1914 г. (невзирая ни на еврейское происхождение, ни на принадлежность к иудаизму) и регулярно появлялся на страницах остромодных журналов «Аполлон» и «Золотое руно», ставших сегодня библиографической редкостью на рынке букинистов. Вот таким образом работа здесь быстро принесла ему известность.
Шагал, хотел было, поехать вслед за учителем в Париж. Вот таким образом секретарь сообщил Баксту, что его присутствие на открытии необязательно. Скажем больше, в 1910-1915-е гг. Его успех и популярность за рубежом были феноменальными. Газеты пестрели сатирическими заметками, стихами и карикатурами на модные изыски Бакста.
Тогда в моде был джаз, блюз, чарльстон, а еще на пике моды было все этническое, что было результатом внушительных послевоенных миграционных волн. То ли в знак протеста. Одним из самых знамениты стал так называемый бал цветных париков, состоявшийся у известной устроительнице роскошных балов графини Е. В. В качестве доминирующего стиля Бакст выбрал русский фольклор.
Бакст не принял приглашение преподавать в колледже, но несколько раз бывал там, подолгу беседуя со студентами. Именно в этом и состоит моя попытка» 5. Балы гремели по Петербургу, а Бакст не уставал давать разъяснения.
И Сидоров вспоминает об обложке Константина Сомова к книге «Театр. Леон Бакст – стало звучать как наиболее парижское из парижских имен". «Много меху будут носить на платьях. Шагаловские алогизмы, пресловутая шагаловская же "картиномания" его смущали. Я должен сознаться, что не могу отделаться от мысли, что все вокруг меня сфабриковано мертвецами для мертвецов и что я, современник, в сущности intru (втируша) в этом почетном и красивом собрании произведений мертвецов» 1. Он их читал, подражая интонации и манере говорить Бакста.
Результаты работы очень понравились хозяйке. Начиная с первого же года издания журнала из номера в номер в нем печаталась нарисованная им издательская марка, на которой изображен вполне реалистичный белый орел на черном фоне. Дед был богатым портным. Жилось Баксту в Париже трудно.
В мае Селиг пригласил Бакста отобедать вместе с ним в Нью-Йорке. «С одной стороны, — пишет по этому поводу Алексей Алексеевич Сидоров, — в годы разочарования и пессимизма после временной победы реакции образы смерти чем дальше, тем больше стали входить как тема в русскую графику с другой — «маскарадность», театральность возникла из убеждения, что внешняя видимость мнимого благополучия, официально провозглашаемого, есть обман, что задачей искусства является преодоление его»8. А главное, художником.
Бакст обожал изящество и шик – любимым его выражением было «ослепительно». Им стала Алиса Уордер Гэррет — наследница крупного состояния семьи Уордеров. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаЛеон БакстГоды жизни: 08 февраля 1866 — 28 декабря 1924Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникПервыми «взрослыми» работами Леона Бакста стали иллюстрации для детских книг.
После ее завершения директор расположенного в Балтиморе Мэрилендского института-колледжа искусств направил Басту приглашение с предложениями преподавать на отделении изящных искусств и организовать в этом городе студию дизайна. Бенуа познакомился с ним в марте 1890 года и сразу же решил привлечь его к сотрудничеству в кружке, в котором угадывались контуры будущего «Мира искусства». Алиса Гэррет умерла в 1954 году. Газеты назвали ее главным художественным событием сезона. Там же шла подготовка к лекциям. По требованию Селига в тканях должны были присутствовать индейские орнаменты, но художник настоял на том, чтобы использовать и русские узоры (на одном из эскизов Бакст даже изобразил храм Василия Блаженного). Дебютировал в театре он еще в 1902 г., оформив пантомиму "Сердце маркизы".
В ноябре 1921 года художник отправился на теплоходе в Америку, где провел всю зиму. А тем временем крупнейшие дома моды заключали с художником контракты. Театр же дал ему шанс объединить все эти силы для написания «живых картин». Письма написаны очень блестяще, остроумно, смешно. »11.
Первая лекция называлась «Искусство костюма и его законы их индивидуальное применение». – Е. Т. ) Клянусь Вам. Яростные споры критиков вызвала его картина "Ужин" (1902), ставшая своеобразным манифестом стиля модерн в русском искусстве. Пока меня это безумно забавляет.
Я сочинил забавные шляпы, вроде Екатерины II, сразу пошло. Похоронен Бакст на парижском кладбище Батиньоль. В те годы, когда будущий мирискусник, бонвиван и «почетный гражданин кулис» Бакст только начинал свой творческий путь как художник и рисовальщик, мир моды и художественный мир не были так близки, как в период его расцвета. Кроме того, Бакст оказался отрезанным от труппы Дягилева. Определенный, хотя и небольшой заработок в начале 1890-х годов давала работа в журналах «Художник» и «Петербургская жизнь». В 1914 году русский журнал «Столица и усадьба» с гордостью писал о своем соотечественнике: «Сейчас Бакст – один из наиболее популярных художников, спрос на него громадный.
Его выставки прошли по всей Америке — в 1913 году в Нью-Йорке, в 1914-м, пока война не отвлекла внимания денежных мешков, — снова в Большом яблоке, а также в «городе старых денег» Бостоне, в Филадельфии и стремительно богатевшем промышленно-буржуазном Чикаго. По поводу этого опуса (на время московской выставки с ним расстался Русский музей), на который художник потратил целых три года, были самые разные реакции – от восторгов парижан, посетивших Осенний салон 1908 года, до едкостей русских критиков: «Бакст, очевидно, долго придумывал, чем бы сильнее ошарашить зрителей, но придумал всего-навсего рельефную географическую карту, видимую с аэроплана» (Сергей Мамонтов), «в полотне Бакста поражает полная безопасность происходящего, как будто зритель смотрит сквозь толстое зеркальное стекло подземного аквариума» (Максимилиан Волошин).
Примечательно, что первые его самостоятельные шаги в искусстве были связаны с книгой. Мальчик рос болезненным и отличался заметной неуравновешенностью характера. Образцы этого текстиля выставлены, в частности, в The Art Institute в Чикаго.
Знаменитый музыкальный и художественный критик Владимир Стасов со злой иронией отозвался об этой картине: «Сидит у стола кошка в дамском платье ее мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но сама она смотрит в сторону, словно поставленные перед нею блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне». Тот согласился и в переписке в дальнейшем стал называть Селига своим другом. Среди его клиенток были весьма знатные особы: великая княгиня Елена Владимировна (внучка Александра II), французская актриса Ева Лавальер, русские аристократки Фекла Георгиевна Орлова-Давыдова, красавицы сестры Елена Павловна Олив и княгиня Наталья Павловна Горчакова8. Ощущение странности прибавится, когда в каталоге коллекции музея под эскизом прочитаешь аннотацию: «Рисунок, наклеенный на картон и исполненный свинцовым карандашом, подцвеченный акварелью и позолотой, куплен музеем в 1982 году». В 1890 году Бакст знакомится с художником Альбертом Николаевичем Бенуа изучает технику акварели в мастерской А. Н. Бенуа и выставляет свои работы в «Обществе акварелистов».
Леон Бакст (настоящая фамилия – Розенберг) родился в 1866 году в Гродно в небогатой семье ученого-талмудиста. Довольно правильным чертам лица вредили подслеповатые глаза («щелочки»), ярко-рыжие волосы и жиденькие усики над извилистыми губами. он примкнул к кружку писателей и художников, который формировался вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа и позже превратился в объединение «Мир искусства».
1913 – 1914 годы – пик популярности Бакста-модельера. В обложках и виньетках, сделанных Бакстом для журнала, почти нет растительной орнаментики, столь привычной в работах Константина Андреевича Сомова (1862—1939). Оформление балетов «Клеопатра» (1909, театр Шатле) и «Шехеразада» (1910, «Гранд-oпера») принесло Баксту мировую славу и буквально перевернуло жизнь художника.
Не отставал и русский высший свет. В письме в Нью-Йорк своему секретарю Гришковскому он написал: «. Однако и в этой области идеи Бакста имели успех. Жил он, в основном за счет продаж своих картин.
Своего сына Израиль Розенберг назвал Лейб-Хаимом. Я здесь гораздо лучше устроил дела, чем в Нью-Йорке.
Занятие живописью считалось малоприбыльным. Вершиной его творчества стала работа для «Русских сезонов», которые Сергей Дягилев представил Европе и Новому Свету в первом и втором десятилетиях минувшего века. Когда «Золотое руно» прекратило существование, Л. С. Бакст начал сотрудничать в журнале «Аполлон», выходившем в Санкт-Петербурге с октября 1909-го по 1917 год. Существует красный цвет триумфа и цвет убийства.
И стали широко использовать его. Подобно древним египетским изображениям, голова повернута в профиль, а тело и руки в фас. Бакст же, еще до Первой мировой войны подолгу живший в Париже, водил дружбу с Пабло Пикассо и Амедео Модильяни, покупал картины «наива» Руссо-таможенника, по-своему пытался разобраться в раскладе тогдашнего современного искусства.
Это и мировая война. Израиль Розенберг был человеком толерантным. Вернувшись, он сблизился с кружком Александра Бенуа и его единомышленников. Второй номер был отдан Константину Сомову, а третий — Виктору Эльпидифоровичу Борисову-Мусатову (1870—1905). И Баксту пришлось пойти на уступки. В это же время была опубликована первая в США монография о художнике — книга Андре Левинсона «История жизни Леона Бакста» с иллюстрациями работ художника.
Русская рубаха была принята. Предполагалось, что он выступит с речью. – Бакст.
В середине 90-х совместно с Сергеем Дягилевым, Александром Бенуа и другими художниками стал основателем художественного объединения «Мир искусства». Картина произвела большой скандал. Тот заказал художнику серию рисунков на индейские темы для шелковых тканей. Художники, в большинстве своем, вели полунищенское существование.
Во время одного из приездов Леон Бакст познакомился с "Невскими пиквикианцами". На одном из светских раутов русский «кутюрье» познакомился с «шелковым королем Америки» Артуром Селигом, фабрикант и его супруга оказались поклонниками творчества Бакста.
В течение долгого времени, работая для американского журнала «Харперс Базар», ЭРТЕ делал обложки в «бакстовском» стиле. Бакст оформил, ставшие известными на весь мир, постановки «Шахеразады» и «Дафниса и Хлои». И он на каком-то этапе отказался от сотрудничества. Летом 1910 года Бакст писал жене: «Слыхала ли ты про Poiret2-портного. Многие задумки художника были реализованы расточительной сумасбродной заказчицей на большом балу Пьетро Лонги в стиле XVIII века, состоявшемся в сентябре 1913 года в Венеции на площади Сан-Марко.
В свой первый приезд в Америку (осень 1922 – весна 1923) Бакст познакомился с нью-йоркским текстильным магнатом Артуром Селигом, «шелковым королем» Америки. Своим триумфом "Русские сезоны" Дягилева были, в первую очередь, обязаны исключительным по красоте постановкам Бакста. в Европе и Америке его имя затмило почти все авторитеты в искусстве.
Аналогия допустима, но говорить о влиянии Сомова на Бакста не приходится, поскольку «Театр» появился примерно на год позднее «Снежной маски». Академическое обучение мало соответствовало веяниям эпохи. Организовал ее Vanity Fair, а напечатал в виде отдельной статьи Vogue. В коллекции Центра Помпиду есть несколько рисунков Льва Бакста. Антрепренером труппы тогда был Григорьев, который вспоминал, что, как только закончилось обсуждение, Бакст сразу стал набрасывать план сцены и описывать: «На берегах будет стоять огромный храм. Детство его прошло в Петербурге, где жил дед, любивший светскую жизнь и роскошь.
Ида Рубинштейн первая одела цветной (синий) парик в Клеопатре. По другой, для совершения церковного обряда бракосочетания стал православным. В течение трех часов я жил в волшебном сне, опьяненный феями и принцессами, роскошными, отливающими золотом дворцами, очарованием сказки. Кто изобрел особый дамский костюм двадцатого века, свободный, яркий и дерзкий, варьируя его на всевозможные лады. Как талмудист – не еврейское это дело "человечков малевать".
И отразилось на парижской моде.
Одной из первых потенциал Бакста в мире высокой моды оценила Жанна Пакен, владелица ателье (или модного дома) Paquin. Лицо дамы закрыто, но современники догадывались, что под маской незнакомки таится Смерть. По причине недоступности авторской партитуры оркестровку фрагментов осуществил Игорь Стравинский, для создания новых танцев была приглашена Бронислава Нижинская, а в качестве хореографа был привлечен живший в Париже бывший режиссер Мариинского театра Николай Сергеев.
Однако прежде всего его искусство оказало влияние на Мстислава и Ростислава Добужинских и в особенности — на ЭРТЕ (Романа Тыртова), в работах которого узнаются ключевые мотивы бакстовских идей. Именно так я поступил в «Шехерезаде». Вдохновляются творчеством своего прославленного соотечественника и российские дизайнеры. Вскоре после рождения сына семья Розенбергов переехала из Гродно в Петербург. В 1921 году Алиса Гэррет организовала выставку работ Бакста в Балтиморе, где находилось поместье ее семьи. Бакст сотрудничал с гениальным антрепренером начиная с организованной Дягилевым в 1898 году «Первой выставки российских и финских художников». Сергей Павлович привез в Париж несколько балетов.
Бакст много и охотно занимался портретной живописью. Есть и красно-сургучные talleurs (английские дамские костюмы (фр. ) – Е. Т. ) с белым. За Ив Сен-Лораном с его «Русскими сезонами» 1976 года последовали и другие любители «азиатчины» и «византийщины», пышного декора и вышивок.
Художник не сразу решился связать свою жизнь с миром высокой моды. Влияние Леона Бакста (наравне с Дягилевым) на художественные традиции XX-го в. трудно переоценить.
Леон Бакст был не только замечательным портретистом. В тот вечер, мне кажется, мое призвание определилось». В нем жило «глубокое и постоянное негодование, неприятие (если не ненависть) этнического неравенства».
В том же 1893 году Леон Бакст приехал в Париж. С созданием «Мира искусства» — как сообщества, так и издаваемого им журнала — Лев Бакст стал его активным участником. В 1981 году Бакст, Бенуа и Дягилев создают общество «Мир искусства». Словом, Бакст без конца и при том – такая исключительная многогранность» 28.
Cest le dernier cri3. Отсюда цветные парики, необычные шляпы, шали и сапожки с блестящими камушками. Декоратором и автором костюмов стал Лев Бакст. С 1883 года Лев Розенберг состоял вольнослушателем при Академии художеств. Так было и с одним из лучших портретов Бакста «Дама с апельсинами» или ее еще называют «Ужин». Я знал за собой эту слабость.
Существует синий цвет Марии Магдалины или же синий Мессалины. Обычная трансформация еврейских имен в русскоязычной среде. Зритель XXI века восхищается этой красотой, возможно даже сильнее, чем сто лет назад, поскольку искусство подлинное всегда возвышается над новоявленными порождениями субкультур.