Исх. В Библии встречаются только семь идущих из Вавилонии названий месяцев еврейского календаря: нисан (приходится обычно на март–апрель Эсф. Суббота. Различные уточнения в расчеты календаря внесли испанский астроном и философ Аврахам бар Хия (умер около 1136 г. ), Аврахам Ибн Эзра, Ицхак бен Иосеф Исраэли (первая половина 14 в. ) и его современники Иммануэль бен Яаков из Тараскона и Давид бен Иосеф Абудархарм, друг И. Кеплера и Тихо Браге — Давид бен Шломо Ганс (1541–1613), Элияху Мизрахи, Аврахам бен Шмуэль Закуто, Моше Иссерлес, Азария бен Моше деи Росси и другие. не могут с точки зрения александрийской пасхалии считаться собственно пасхальными полнолуниями ибо если их пересчитать на даты юлианского календаря, они окажутся до 21 марта ст. Согласно иудейской традиции, в этот день был получен Закон на горе Синай.
(об этом см. Дни недели, кроме субботы, называются порядковыми числительными (день первый, день второй и т. д. ). На новолуние в иудейском календаре приходится первое число каждого месяца.
Так, пророк Амос (8: 5) обличает людей богатых и неправедных, ждущих, чтобы прошли новолуния и Субботы, дабы свободно торговать хлебом и говорящих: «когда же пройдет новолуние, чтобы мы смогли продавать хлеб и Суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить эфу (меру веса), увеличить вес шекеля и обманывать весами обмана». В эпоху Талмуда, а может быть, еще во времена Великого собора, начали формироваться нормативные принципы еврейского календаря. В этот день на собравшихся вместе апостолов снизошел Святой Дух. В Православной Церкви вычисление даты Пасхи совершается по правилам александрийской пасхалии, сложившейся в древнее время (к концу III века по Рождестве Христовом).
Известно, что у многих народов ново- и полнолуния считались особо значимыми периодами. Еврейский календарь считается одним из самых сложных среди всех существующих календарей. 3:7), сиван (май–июнь там же, 8:9), элул (август–сентябрь Нех.
Хошана Раба (21 тишрей) не может приходиться на субботу (поскольку некоторые обряды, совершаемые в этот день, рассматриваются как запрещённая в субботу работа) соответственно, Рош Хашана не может быть воскресеньем. Это делалось для того, чтобы авив оставался весенним месяцем. Во времена Гилеля 11, внука р. Иехуды ха-Наси, Римская Империя (в которой христианство стало государственой религией) резко усилило преследование евреев.
В XVIII веке уменьшение равнялось 11 дням. В течение недели Кущей приносилось множество жертв. В этот день празднуется исход — освобождение Богом Своего народа из египетского рабства. В Талмуде принято деление суток на 24 часа, а часа (по Птолемею) на 1080 долей (халаким 3 и 1/3 секунды).
1:3), «в двенадцатом месяце» (II Ц. 25:27). I. 3. Чис. По-видимому, в конце эпохи Вавилонского плена евреями был усвоен типологически сходный вавилонский календарь, в котором было 12 месяцев по 29 или по 30 суток в каждом и месяцы постепенно получили вавилонские наименования, которые употребляются по сей день: нисан, первоначально этот месяц назывался авив (март – апрель) – 30 ияр (апрель – май) – 29, сиван (май – июнь) – 30, таммуз (июнь – июль) – 29, ав (июль – август) – 30, элул (август – сентябрь) – 29, тишрей (сентябрь – октябрь) – 30, (мар) хешван (октябрь – ноябрь) – 29, кислев / хаслев (ноябрь – декабрь) – 30, тевет (декабрь – январь) – 29, шват (январь – февраль) -30, адар (февраль – март) -29.
23:32 Эсф. В так называемом Гезерском календаре (10 в. до н. э. см. Обе пасхи тесно связаны друг с другом и составляют один праздничный сезон.
21а). Кроме того, для архаических культур характерно не четырехчленное деление года, а двучленное – на жаркий и холодный сезоны (в тех местностях, где наблюдалось сезонное выпадение осадков – на влажный и сухой). В еврейском календареведении это новолуние, обозначаемое (с 10 в. по респонсам Саадии Гаона и Хая бен Шриры Гаона) аббревиатурой " (бахарад), в которой числовые значения букв (2, 5 и 204) фиксируют день и время его наступления. Ар. Вместе с тем в силу принципа, что Галахе следует считаться с международными нормами, принятыми «в пользу человечества», религиозные авторитеты признали линию перемены дат, не противоречащей Закону. жаркое и прохладное время в древней Индии. Гаон) издавать указания, связанные с календарем, отверг календарные указания Саадии Гаона (921), внес свои правила и тем привел к разрыву на некоторое время между общинами Эрец-Исраэль (возможно и Египта) и Вавилонии.
В библейскую эпоху, судя по некоторым местам в Библии (например, Пс. выше): «и благословил Б-г День Седьмой и освятил его». Семь дней или суток составляли неделю (Быт. Так было, например, в 1974, 1977, 1980, 1984, 1987, 1990 и в 2001 годах. половины «временного часа» после полудня).
Семь линий могут символизировать вруцелета или просто дни недели. Месяцы в Библии обычно обозначаются порядковыми числительными: «в первом месяце» (Исх. 14, 24). первый день нисана – новый год царей и праздников (т. е.
На брюхе у льва видна чёрная нефтяная вышка и над ней — слово, записанное на иврите, государственном языке Израиля. Талмуд, по аналогии с Библией, перечисляет месяцы от нисана до адара (Псах. 23:10-14). Продолжительность любого еврейского года определяется тем днем, на которое попадает первое число месяца тишерей (или Новый Год). Вот таким образом Новый Год праздновали всегда два дня «тридцатого» и «тридцать первого» Элула, прим:, т. к.
1:1). В еврейском календаре был установлен 19-тилетний цикл, в котором 12 лет простых и 7 – високосных (3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 17-й и 19-й годы – високосные или эмболисмические). Он отмечался кроплением жертвенника в храме водой из золотого сосуда и пением Аллилуйя и избранных Псалмов (Пс 112-117). 3:7). В других частях Ветхого Завета имеются указания на то, что год кончался и, следовательно, начинался осенью, после сбора урожая: «соблюдай праздник сбора урожая в конце года, когда уберешь с поля выращенное трудами твоими» (Исх., 23: 16 см. — это 8 марта ст. Во многих других текстах (2 Царей, 4: 22-23 Ис, 1: 13 Амос, 8: 4-7 Осия. Запрещены были только некоторые виды деятельности.
Оно называется также молад тоху (новолуние хаоса), поскольку, согласно сохранившемуся в мидраше преданию, создание упорядоченного мира началось 25 элула, то есть за пять дней до истечения года хаоса. в месяце тишрей) начинался год светский (Flav. об этом ниже). Некоторые из них идентифицированы с ханаанейскими названиями: «месяц зив, он же второй месяц» (I Ц. 6:1), «месяц эйтаним, он же седьмой месяц» (там же, 8:2), «месяц бул, он же восьмой месяц» (там же, 6:38). Счет начинается от кончика большого пальца. Т. е.
Для обозначения тысяч используются те же самые буквы, только отделяются апострофом () от единиц, т. е. Реальным было опасение, что римляне казнят всех оставшихся Мудрецов имеющих Смиху. апостроф ставится перед крайним правым символом. Священник приводил живого козла и, возложив на него руки исповедовал грехи всего народа.
Так, в древнем Риме календы (первые дни месяца) падали на ново-, а иды (примерно пятнадцатые числа) – на полнолуния, у арабов начало месяца считается с момента новолуния, а его середина – с полнолуния. В основе ее лунный (синодический) месяц и, соответственно, лунный год, согласуемый с солнечным путем добавления 13-го месяца в каждый 3, 6, 8, 11, 14, 17 и 19-й год 19-летнего календарного цикла (махзор катан, буквально цикл малый). ст. 1:1 Зх.
/). Год состоял из 52 недель (364 дня), праздники не приходились на субботу, чтобы не нарушать ее (очевидно, вопреки библейскому предписанию ср. 10:10) трублением в шофар и трубы (но праздники не приходились также на второй и пятый день недели). Важно понимать при этом, что установление месяцев зависимо не только от наблюдегия (или вычисления) новолуния не всякий, кто видит луну (или знает эти календарные расчеты) может устанавливать новомесячья и праздники.
Малейшие детали в мире и в Торе Письменной и Устной взаимосвязаны. Оно называется также молад тоху (новолуние хаоса), поскольку, согласно сохранившемуся в мидраше преданию, создание упорядоченного мира началось 25 элула (Лев. По существу, это означало начало существования евреев как нации. В Ветхом Завете преобладает представление об историческом времени – от сотворения мира – к приходу Мессии.
Согласно Библии, на шестой день Бог окончил всю Свою работу. — До плена вавилонского иудеи делили ночь на три стражи (Пс. Жертвенник курения и медный жертвенник вне святилища также окроплялся кровью жертвенного животного. до н. э. От того, какой год, зависит и количество дней в году.
Мишна называет четыре дня, каждый из которых рассматривался в качестве особого нового года: 1. Этому способствует следующее обстоятельство: очень давно было известно, что даты лунных фаз повторяются в те же числа месяцев (но в разные часы) через 19 лет (так называемый Метонов цикл лунных календарей — по имени древнегреческого астронома Метона, V век до Рождества Христова). Знак Адара — Рыбы — единственный во множественном числе («Весы» и «Близнецы» выражаются на иврите не множественным, а двойственным числом и в единственном числе, они по смыслу слов не могли бы, естественно, обозначать какое-либо созвездие) и Адар — единственный удваивающийся месяц. Дан. А те, кто пользуется лунным календарем, названы грешниками. Амораи Шмуэль Ярхинаа (буквально луновед) и Адда бар Ахава в 3 в. установили, что лунный месяц (синодический, то есть период между ближайшим повторением определенной фазы луны в данном случае — новолуния) длится 29 суток, 12 часов и 793 доли ( 44 минуты и 3 1/3 секунды), что максимально отвечает современным расчетам среднего синодического месяца (29 суток, 12 часов, 44 минуты и 3 секунды). Эти два соотношения – дней с месяцами и месяцев с годами – и подлежат согласованию.
Определение порядкового числа мусульманского года по данным еврейского и григорианского календарей производится по таблицам календарных расчетов, а для практического перевода относительно недавних дат исходят из приблизительного соответствия 33-х еврейских (или григорианских) лет 34-м мусульманским. Однако по ряду причин это решение о пасхалии не было проведено в жизнь. То, что Израиль удивительная страна и уникальная, говорилось неоднократно. Маймонид, систематизировав в специальном трактате своего кодекса принципы и приемы расчета еврейского календаря, придал им силу предписаний (халахот) и заметил, что «тайны определения високосных годов, доступные прежде лишь посвященным, теперь даже школьник может освоить до конца за три–четыре дня» (Яд., Хилхот киддуш ха-ходеш 11:4). Это день поста.
В Израиле и только в нем, есть, чего нет в других странах. (см. Причем количество дней приблизительное и в том и в другом случае.
Это был месяц весеннего равноденствия и время созревания ячменя (Лев. 4. Разделения на часы древние иудеи не знали и самое слово шаа — «час» впервые встречается у пророка Даниила и притом скорее в смысле вообще краткого времени, чем часа в собственном смысле этого слова (см. В эпоху эллинизма евреи стали вести счет годам по летосчислению Селевкидов (от 7 декабря 312 г. до н. э. ), которое именовалось в раввинистической литературе миньян ха-штарот (буквально расчет для документов) и приводилось нередко с указанием соответствующего года по другим системам летосчисления (например, Майм.
сейчас Элул всегда состоит из 29 дней, то эти дни — 1 и 2 Тишрей, как в Земле Израиля, так и за ее пределами. И еще одно немаловажное соображение. Этот год начался 29-30 сентября 2011 года (1-й и 2-й день месяца Тишрей по еврейскому календарю) и будет продолжаться до 16 сентября 2012 года (29-й денй месяца Элул). Аналогичный календарь, возможно имела секта терапевтов, которая, видимо, как и кумранская община, была знакома с календарными расчетами в Юбилеев книге (6:29–32) и в книге Эноха (74:12). ТИ., Санх.
По «шаот эманийот» определяют время молитв и благословений. Чтобы получить дату по еврейскому календарю, нужно к общепринятому теперь международному летоисчислению прибавить (в зависимости от времени года) 3760 лет или 3761 год. В Талмуде также приводятся правила, диктуемые различными галахическими соображениями, в силу которых был установлен ряд «отдалений» (дхиот), породивших серию календарных требований. Названия остальных месяцев — ияр (апрель–май), таммуз (июнь–июль), ав (июль–август), тишрей (сентябрь–октябрь) и мархешван или хешван (октябрь–ноябрь), — иногда с обозначением их порядковым числительным, появляются наряду с предыдущими в рукописях еврейской общины Элефантины, в апокрифах и псевдоэпиграфах, а также в свитках Мураббаата (см.
В двух основных формулах ло аду рош и ло баду песах фиксированы дни недели, на которые не могут приходиться первые дни Рош ха-Шана и Песах (первый, четвертый, шестой и второй, четвертый, шестой соответственно). 7, 19) и третья или утренняя стража до восхода солнца (Исх. 6:38 это финикийские названия. Например, в книге Эноха и книге Юбилеев год состоит из 364 суток (52 недель), включая 12 месяцев по 30 дней каждый и 4 дня добавочных.
Начало суток и праздников, как во многих древних лунных и лунно-солнечных календарных системах, приходится на вечер, за 18 минут до захода солнца (в Иерусалиме – за 40 минут). 6:1, афаним (месяц бурных ветров) – 3Цар. Узнать в данном лунном круге новолуния и полнолуния для марта и апреля (месяцы Пасхи) можно при помощи так зазываемого основания.
Через семь семилетий – 49 лет – наступал Юбилейный год (Йовель), когда, следовало отпускать рабов на волю и возвращать земельные участки, отобранные за долги (Лев, 25: 10). Рыбы — знак, хороший для Израиля и Евреи уподоблены в Традиции рыбам, нормально существующим только в воде (которая во многих местах Писания ассоциируется с Торой). Этот 19-летний цикл может быть разной длины – 6939, 6940 или 6941 день. В XX, XXI и XXII это уменьшение составляет 12 дней после 2200 года — 13 дней.
20, 1). 62, 7 89, 5): первая стража продолжалась от заката солнца до 10 ч. ночи (Плач. Это ежегодный календарь евреев. Мёртвого моря свитки) времени Бар-Кохбы восстания.
Тогда и получится текущий 5772 год по еврейскому календарю. «сотворить из ничего» «сотворить нечто новое, чего еще не было в мире».
Р. 29:1), то есть за пять дней до истечения года хаоса. Объявление этих решений, а также зависящих от них дат праздников, было прерогативой наси. 56а по рабби Адде — 91 сутки, 2 часа и 451 1/3 доли). Так, в древнем Риме календы (первые дни месяца) падали на ново-, а иды (примерно пятнадцатые числа) – на полнолуния, у арабов начало месяца считается с момента новолуния, а его середина – с полнолуния. 1 1/3 секунды) Продолжительность Хешвана и Кислева выбирается так, чтобы дальнейшие месяцы начинались сразу после соответствующих новолуний (за исключением нескольких особых случаев, когда надо перенести начало года — Рош-ха-Шана, см. 6:15), тишри, мархешван, кислев или хаслев (Неем. (вспомним, что 21 марта н. ст.
Белая птица символизирует собою Палестину. праздник собирания плодов при исходе года» (там же, 23:16) можно заключить, что примерно в то же время возник также отсчет года с момента завершения сельскохозяйственных работ. На одном из её крыльев имеется надпись: «Bird of terror», что означает «Птица террора». Высказываются очень разные точки зрения по этому вопросу. Теперь можно пересчитать дни по алфавиту начиная с 22 марта по старому стилю.
В еврейском календареведении это новолуние, обозначаемое (с 10 в. по респонсам Саадии Гаона и Хая бен Шриры Гаона) аббревиатурой (бахарад), в которой числовые значения букв (2, 5 и 204) фиксируют день и время его наступления. Например, в 1975 и текущем 2002 году — на 5 недель раньше православной. У самаритян, а позднее – у караимов имелись свои календарные системы. Для расчетов календаря и, в частности, для определения наступления новолуния (молад) принято вести отсчет суток с шести часов пополудни по иерусалимскому меридиану независимо от времени года и географического положения данной местности. Соответственно, Новый Год не может приходиться и на воскресенье. у арабов-кочевников год аналогичным образом был поделен на весенне-летний и осенне-зимний периоды, сходный характер имели климатические сезоны «гришма» – «шишира», т. е. Доныне у них счет месяцев, обозначаемых лишь порядковым числительным, ведется с весеннего (первого), который они изредка называют нисаном.
Число «семь» (а также кратные ему) на Ближнем Востоке, в том числе у евреев, считалось счастливым, было выражением полноты, завершенности. 3). в этот день был создан мир, а в будущем – осуществится суд над всем человечеством. 9:28 и 11:10), затем велось от исхода из Египта (например, Исх. Ant.
Убедившись в галахической правомочности (см. Т. е. В 14-й день этого месяца, который приходится в полнолуние, праздновали Пасху (Исх. 2:2 Санх. Новый год не может прийтись на воскресенье, среду или пятницу.
В конце III в. до н. э. 1:7) и адар (Есф.
Весьма часто само составление правил определения дня Пасхи неверно усвояют I Вселенскому Собору (325). Ежегодно люди предстают перед судом Всевышнего, в ходе которого каждый должен дать отчет за минувший год и раскаяться в совершённых дурных поступках. В високосные годы (семь лет, не чередующиеся по твердо установленному порядку в 19-летнем цикле) дополнительный (13-й) месяц предшествует первому, но поскольку и поныне високосный год устанавливается самаритянским первосвященником по наблюдениям за состоянием всходов ячменя, даты праздников у самаритян порой расходятся с еврейским на целый месяц.
23, 32). Как вы понимаете, это граффити было нарисовано на палестинской стороне границы. (В григорианской пасхалии мартовские полнолуния тоже пересчитываются на апрель, когда в этом возникает необходимость, но в датах нового стиля — до 21 марта н. ст. ) В результате получается, что западные мартовские Пасхи оказываются иногда ранее православных на 4—5 недель, средние же и поздние апрельские или совпадают с православными или празднуются раньше на одну неделю. Они же определили длительность солнечного года как равную 365 суткам, 5 часам и 997 12/19 долям (приблизительно 55 минут и 25 секунд), то есть более точно, чем принято для юлианского календаря (365 и 1/4 суток ныне принят средний тропический год — 365 суток, 5 часов, 48 минут и 46 секунд).
Многие исследователи считают эту реформу неудачной, поспешной и недостаточно продуманной. Поскольку в Суккот мир судится по поводу воды – т. е. На женском дворе храма зажигали четыре светильника.
так, во время раскопок в Гезере (современный Тель Джазар) – ханаанском городе, впоследствии крупном торговом центре в Иудее, была обнаружена надпись, датируемая примерно X-IX вв. Дата равноденствия с течением времени передвигалась к началу марта вследствие неполного соответствия юлианского календарного года и тропического (астрономического) года: юлианский длиннее на 0, 0078 сут. Например, молитву «Шма» утром можно читать от рассвета до трех часов (т. е. 6:15), кислев (ноябрь–декабрь Зх. первый день швата – новый год деревьев (по другой версии – 15-й день швата) (Мишна.
Год имеет 354 дня и делится на шесть месяцев по 29 дней и шесть по 30 дней. дальше в «Нисан и Тишрей»). 1:1, 3). Для этого каждый предыдущий год удлиняется на один день, при необходимости.
34:18) и вместе с тем указывает: «Месяц сей для вас начало месяцев, первый он у вас из месяцев года» (там же, 12:2). 37:9) и иерах (месяц в смысле отрезка времени например, Втор. 1:5, 8 и др. в эпоху Первого храма месяцы у израильтян еще не получили устоявшихся наименований.
На «новый стиль» перешли не только католики и протестанты. ВРЕМЯСЧИСЛЕНИЕ у евреев. 10:10, 28:11). Календарь иудеев является лунно-солнечным.
Седьмой день творения – это также день завершения трудов Бога и Его священного отдыха. Полнолуние это и необходимо определить для того или иного заданного года.
Деление дня на часы бывает двух видов — «шаот эманийот» и «шаот шавот». Паломники приходили со всех концов Палестины, а также из других провинций империи. Это число оставалось действительным и для XVII века. Григорианский календарь участниками Совещания был сразу отвергнут. Священный год начинался с месяца Нисана. Что касается года, то у иудеев различалось два года — священный и гражданский.
Суббота — особый день и влияние духовных миров, действующих в Субботу, нельзя ощутить в другие дни. 1:2, 19а ТИ., Нед. Галаха) и надежности показаний прибывших и в том, что их утверждения отвечают таблице фаз луны и астрономическим вычислениям (знанием которых владели в основном наси Синедриона и некоторые члены его семьи), Синедрион большинством голосов определял длительность истекшего месяца (29 или 30 дней см.
Продолжительность еврейского года (будет ли он правильный, достаточный или недостаточный) определяется днём, на которое падает 1-е число месяца тишрей (Рош Хашана, то есть Новый год). Так, западная Пасха 31 марта н. ст. годы 1700, 1800, 1900 — невисокосные, а 1600 и 2000 — високосные). Совещание в Константинополе приняло этот календарь. напр. В некоторые же годы Пасха совпадает и празднуется в Восточной и Западной Церквах одновременно (около 30 процентов случаев).
1:2, 70б). также 34: 22). 94б) и хотя началом гражданского года называет первое тишрей, все же отмечает, что первое нисана — «новый год царей и паломнических праздников», то есть с этого числа ведется счет годам царствования и от него отсчитывают даты праздников и дней траура (РхШ. В таких случаях начало данного года устанавливают не на вторник, а на четверг. Израиль – колыбель трех мировых религий.
Зодиакальный знак Нисана — Овен — указывает нам на Пасхальную жертву. Прежде чем, как это довольно часто встречается, голословно утверждать, что законы Торы «примитивны», «устарели» или «не соответствуют сегодняшнему уровню науки и техники» подумайте хотя бы о видимой «невооруженным глазом» фантастической точности Еврейского Календаря. После плена вавилонского появились ассирийско-вавилонские названия месяцев: нисан (Неем. для вас – первый он у вас из месяцев года» (Исх., 12: 2). Он точнее григорианского и после 2800 года начнет опережать его.
12:18 Лев. Так, 1 тишрей 5746 по еврейскому календарю соответствует 16 сентября 1985 г. по григорианскому календарю (самый точный вариант которого предложил советский астроном-теоретик Н. И. Идельсон, 1885–1951). 12 лунных месяцев составляют год в 354 дня, что на 11 дней меньше солнечного года. Рош га-Шана.
Из слов «. От празднования устранялись те, кто был признан ритуально нечистым.
Периодичность чередования недостаточных, полных и избыточных годов, как простых, так и високосных, обеспечивает равную длительность календарных циклов (средняя длительность — 6939 дней, 16 часов, 34 минуты, 42 и 1/2 секунды). 6б) и на тот день недели, на который приходится второй день праздника Песах (Ар. Кроме того, в древности существовали сектантские календари.
Конечно, на практике последовательность явлений осознавалась. Если год високосный дней в нем – 388, если год обычный, то в нем – 355 дней. Лев. Те из них, которые не встречаются в Библии известны по сочинениям Иосифа Флавия (I век по Р. Х. ) и другим древним источникам. Яд., Хилхот киддуш ха-ходеш 6:8) приходился на 5 часов и 204 халаким (11 минут, 20 секунд) пополудни второго дня недели (по юлианскому календарю понедельник в октябре 3761 до н. э. ). 1:1 Зах.
ниже), провозглашал и освящал день начала нового месяца (киддуш ха-ходеш), а в известные годы в месяц адар также введение 13-го месяца (иббур ха-шана, буквально «обеременение» года) для совмещения лунного года с солнечным. 23:24–25) и описание праздника в книге Нехемии (7:73 и 8:1–12), ставшего, видимо, еще в эпоху Второго храма праздником Рош ха-Шана, то есть Нового года. Года 2020-й и 2030-й будут иметь на конце «80» (пей софит) и «90» (цадик софит), соответственно.
11б), либо по запаздыванию весеннего равноденствия относительно праздника Песах (РхШ. Т. е. Согласно Талмуду (ТИ., РхШ. В соответствии с положениями иудаизма, Йом Кипур (10 тишрей) не может приходиться на пятницу или воскресенье (поскольку в Йом Кипур невозможна подготовка к субботе, а в субботу— подготовка к Йом Кипуру) соответственно, Рош Хашана не может быть средой или пятницей.
Система еврейского календаря лунно-солнечная. Можно легко математически показать, что больше, чем на год вперед, заглядывать не нужно.
Вавилонскими гаонами были также твердо установлены периодичность удлиненных (високосных) лет в пределах 19-летнего цикла и длительность каждого месяца (29 или 30 дней), кроме хешвана и кислева, которые варьированием их длительности позволяли приводить в соответствие с упомянутыми формулами дни начала праздников. Вот таким образом на 30-й день Элула праздновали Новый Год независимо от наблюдений, а если оказывалось, что Элул полный, то получалось, что Новый Год следует праздновать и на следующий день — «31 день Элула». 4:16). В результате получилось бы два дня подряд, когда запрещена всякая работа, включая приготовление пищи – а такой порядок жизни признан Мудрецами слишком тяжелым для общины. Кумранская община создала свой календарь с неделей в его основе (что было, возможно, также у саддукеев и боэтосеев). Если бы год начинался в среду или в пятницу, то Йом Киппур был бы соответственно в пятницу или в воскресенье, т. е.
1:1 Эз. 2. Также стоит обратить внимание на то, что в еврейском письме (как и в арабском) принято писать справа налево.
Известно, что у многих народов ново- и полнолуния считались особо значимыми периодами. Предложенные до настоящего времени проекты единодушно отвергаются всеми течениями иудаизма, поскольку ни один из них не может не противоречить Галахе (в силу неизбежности включения в проектируемый всемирный календарь «пустых» вненедельных и внемесячных дней, что неминуемо привело бы к перемещению субботы по всем дням недели, а праздников по различным датам месяцев). 40:17), «в пятом месяце» (Иер. Это разночтение породило в научной литературе длительную дискуссию. В 1923 году в Константинополе (Стамбуле) состоялось Совещание Православных Церквей, обсуждавшее некоторые вопросы церковной жизни, в том числе и неудобства, связанные с существованием двух календарей — церковного и гражданского — в повседневной жизни клира и мiрян.
В Декалоге, то есть в 10 Заповедях, день, в который следовало прекращать работу, называется Субботой: «Помни день субботний, чтобы освятить его шесть дней работай и делай всю работу свою, а день седьмой – Суббота для Ягве Всесильного твоего: не совершай никакой работы ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец твой ибо шесть дней творил Ягве небо и землю, море и все, что в них и почил в день седьмой вот таким образом благословил Ягве день субботний и освятил его» (Исх, 20: 8-11). Некоторые ученые полагают, что происхождение праздника находится в тесной чвящи с сакральным числом «семь» (шева). К указанному выше правилу вычисления даты Пасхи были со временем сделаны дополнения: Пасха празднуется в первое воскресенье после мартовского полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия — 21 марта если это полнолуние случится 19 марта или ранее, то Пасха будет праздноваться в первое воскресенье после второго весеннего (уже апрельского) полнолуния. Одним из древнейших еврейский праздников является Суббота. В григорианском календаре за 400 лет исключаются только 3 столетия.
Самаритяне, видимо, долго следовали принятым в Израильском царстве традициям календаря. после крайнего левого символа. Летосчисление самаритян (также «от сотворения мира») основано на нескольких хронологических источниках, согласно которым началом эры считаются 4292, 4321 и 4350 до н. э. Соотношение дат еврейского и григорианского календарей устанавливается вычитанием 3760 (с 1 января по 29 элула) или 3761 (с 1 тишрей по 31 декабря) от указанного в еврейском календаре года. Казалось бы, Еврейское учение было абсолютно неподготовлено к защите своего календаря. Уже в древности предлагались как бы «компромиссные» решения проблемы. 13:4, 12:2). 20:5 — новомесячье) от слова хадаш (новый).
(Из этого предания следует, что сотворение Адама приходилось на 1 тишрей второго года от сотворения мира в раввинистической литературе новолуние этого тишрей называется молад адам. ) Согласно вычислениям, молад бахарад в точно том же сочетании дня недели, часа, минут и секунд повторяется лишь через 689 427 лет (36 288 календарных циклов), хотя раз в 247 лет (циклов) молад почти совпадает по времени с бахарадом. Принята система обозначения, при которой каждый тип года обозначается тремя буквами из которых первая обозначает день недели, на которой пришелся Новый год, вторая – длительность года (Хешвана и Кислева) (хет – хасера – неполный – 353 или 383 дня, каф – кисидра нормальный – 354 или 384 дня, шин – шлема – полный – 355 или 385 дней) третья – день недели, на который пришлось первое Нисана. Через пять дней после дня Очищения начинается праздник Кущей (Лев 23:34, Втор 16:13). 1:7) и адар (февраль–март Эсф. На большом пальце в качестве первого (и последнего) сустава считают его основание.
Таким образом, в глубокой древности у евреев скорее всего вообще не существовало особого новогоднего праздника, но, как у многих первобытных народов, отмечались рубежи важнейших сельскохозяйственных сезонов. 24, 1 Иоан. 5, 5).
А именно: все системы основаны на некотором периоде, в основу их положен некоторый цикл, в течение которого средний календарный год (или месяц, если он измеряется по луне) приближается к истинному. Гезер) месяцы названы главным образом по видам сельскохозяйственных работ: месяц сбора урожая, месяц сева, месяц позднего сева (или последнего дождя), месяц сбора фруктов, месяц льна, месяц жатвы ячменя, месяц общей жатвы, месяц обрезки ветвей, месяц лета (или конца /года. Для установления дня и месяца обычно пользуются календарными таблицами. Формулирование принципов построения еврейского календаря приписывается рабби Акиве. Десятый день обоих месяцев в древности был днем выбора жертвы и искупительных жертвоприношений пятнадцатые числа нисана и тишрей были днями сбора урожая (урожай в древней Палестине собирали дважды в году). В раввинистической литературе (а изредка и в современной) встречается счет лет от года разрушения Второго храма (миньян ле-хурбан ха-баит), то есть от 69/70 г. н. э. В 8 в. евреи начали вводить упоминаемое в Талмуде летосчисление «от сотворения мира» (ли-вриат ха-олам по нему исчислены даты на некоторых надгробиях 9 в. ), однако летосчисление селевкидов удерживалось в еврейских общинах Европы до 12 в., а восточных стран (в том числе, видимо и Эрец-Исраэль) — до 16 в. Счет годам от начала мироздания, принятый ныне всеми еврейскими общинами мира исходит из данных Седер олам рабба, еврейской летописи (см.
Наконец, о так называемом новом календарном стиле. Для всех других целей еще с библейских времен началом суток считается не утренняя заря и не полночь (как в других календарях), а конец заката в предыдущий день (Быт. Среди разновидностей символов, представленных в конвертере, это относится, в частности, к символам «20» (каф / каф софит), «40» (мем / мем софит) и «50» (нун / нун софит).
Акко). Каждое из четырех времен года (ткуфа) по расчетам рабби Шмуэля длится в среднем около 91 суток и 7 с половиной часов (Эр. Этот день также считается Днём Суда, когда Творец определяет, как пройдёт наступающий год для всех живущих, какая судьба ожидает в наступающем году каждого из людей. Это слово — «», произносится «шекалим» и означает — «шекели» (национальная валюта Израиля) или в более широком смысле — «деньги». 2:9 см. 8:2 и бул (месяц произрастания) – 3Цар.
9б), а праздник Пурим не может приходиться на понедельник или субботу (ТИ., Мег. Главная еврейская книга Тора (или Ветхий Завет) ведёт летоисчисление от Сотворения мира. Лишь в рассказе о постройке храма Соломона при участии финикийцев три месяца названы особо: зиф (месяц цветения) – 3Цар. День Пятидесятницы вот таким образом является днем рождения Церкви. Евреи считали день от одного заката солнца до другого и такой счет принят в Библии, как это видно из определения протяженности субботнего дня: «от вечера до вечера празднуйте субботу вашу» (Лев. Для определения дня Пасхи все вычисления делаются на пальцах левой руки.
29:1–6: ср. Вот таким образом Русская Православная Церковь сохраняет в своей церковно-богослужебной практике нереформированный юлианский календарь (старый стиль) с именно ему наиболее соответствующей пасхалией александрийской до тех пор, пока вопрос о точном соотношении лунного и солнечного календарей, пасхалии и месяцеслова не будет наилучшим образом решен всей полнотой Вселенской Православной Церкви. Согласно Мишне (РхШ. 2:1) ияр, сиван (Есф. В календаре Миланковича високосными остается лишь 2000, 2400, 2900, 3300 и 3800 годы. 2, 19), средняя от 10 до 2 часов ночи (Суд.
Чтобы определить основание, нужно круг луны 3, то есть, золотое число, умножить на 11 (такова разность между основаниями, от одного до следующего) и разделить на 30 (число дней лунного месяца) остаток покажет основание данного года. В александрийской пасхалии, как уже говорилось, полнолуния до 21 марта ст. Он продолжается с 15 по 22 день месяца тишри. Простой год состоит из 12 лунных месяцев по 29–30 дней: тишрей (30), хешван (29 или 30), кислев (29 или 30), тевет (29), шват (30), адар (29), нисан (30) ияр (29), сиван (30), таммуз (29), ав (30), элул (29).
открывает праздничный цикл) 2. 4:1, 54б), Шавуот должен, в зависимости от числа дней в году, приходиться на 5-е, 6-е или 7-е сивана (РхШ. Это так называемый гезерский сельскохозяйственный календарь отсчет месяцев в нем ведется с осени. «И благословил Бог день седьмой и освятил его ибо в оный почил от всего труда своего (Быт., 2: 3). В григорианской пасхалии основания называются епактами (от греческого эпаго — прибавляю, вставляю, поскольку епакты, как и основания, показывают, какой возраст луны к 1 марта).
3:7). 7:1), тебеф (Есф. сотворение Адама приходилось на 1 тишрей второго года от сотворения мира в раввинистической литературе новолуние этого тишрей называется молад адам) Согласно вычислениям, молад бахарад в точно том же сочетании дня недели, часа, минут и секунд повторяется лишь через 689 427 лет (36 288 календарных циклов), хотя раз в 247 лет (циклов) молад почти совпадает по времени с бахарадом.
Несколько десятилетий назад так сделали и многие Поместные Православные Церкви. День Очищения не является праздничным днем. Древнейшие, видимо, библейские праздники Песах и Суккот уже приходились на периоды весеннего и осеннего равноденствия. Но года начинают считать только с 7-го месяца, во время праздника Рош Ха-Шана. (Добиться того, чтобы Нисан приходился на весну, гораздо легче — ведь «весна» не такое четкое понятие, как «новолуние»).
Полуторатысячелетняя система, основанная на показаниях свидетелей, не требовала никаких вычислений. 2: 11-15 и др. ) нет речи о запрете всей работы. Говоря о сотворении Субботы, Тора употребляет глагол «бара» — досл. 7:1), тевет (декабрь–январь Эсф. Евреи различали «египетскую Пасху» и «постоянную Пасху».
21а), что и поныне соблюдают в диаспоре. Давно было известно, что чем менее високосных столетий, тем точнее приближается гражданский год к тропическому (астрономическому) году. 12). Это последнее предписание как будто находит свое подтверждение в других источниках. Рош-а-Шана (или Голова, Начало Года на иврите) – еврейский Новый Год – соответствует шестому дню Творения – дню, когда был создан Человек.
«Шаот эманийот» «временные часы» — 1/12 светового дня (от восхода до захода солнца) и 1/12 ночи. В високосные годы за месяцем адар (адар I, адар ришон 30 дней) следует дополнительный месяц адар II (адар шени 29 дней). Начинается год по календарю в Израиле не первого января, как во всех странах мира, а осенью в Тишрей месяце. гл.
также Иехошуа бен Ханания). ст. 2:16), шват (январь–февраль Зх. Он был назван новоюлианским. 21:13), как и несомненность происхождения более позднего термина ходеш (в Быт.
также прим. 3 на стр 2). Согласно Талмуду, принятые в еврейском календаре названия месяцев были усвоены израильтянами в период пленения вавилонского. Но у православных это не григорианский календарь. (годы бывают краткие или недостаточные, а также соответственно правильные или нормальные и, наконец, полные или избыточные).
3. На Совещании решался также вопрос и о пасхалии. Например, еврейская Пасха, Песах, всегда приходится на полнолуние в самом начале весны. Обычно думают, что Западная Церковь реформировала календарь. Он же создал миры и Он даровал нам Тору. В Северном полушарии летом дневные «шаот Эманийот» больше ночных, а зимой наоборот. первый день элула – новый год для отделения десятой части скота 3.
Однако, поскольку продолжительность лунного месяца больше четырех недель, то, соответственно и продолжительность одной лунной фазы превышает семь суток. Еврейский день (и, следовательно, все праздники и памятные даты) начинаются с вечера, как это указано Торой: «И был вечер и было утро, день один» (Бытие 1:5). Найденая буква дает день православной Пасхи. День в собственном смысле этого слова разделялся на три части: вечер, утро и полдень (Пс.
В этот день первосвященник совершал особый обряд очищения. Летосчисление в первой книге Библии начиналось от потопа (Быт. Это означает, что каждая дата приходится как на один сезон года, так и на одну фазу луны.
С глубокой древности магия чисел была широко распространена у многих народов Востока. когда символ разряда десятков находится в краевой позиции. 29:14 — месяц в I Сам. После этого живого козла уводили в пустыню и отпускали, по-видимому, в знак того, что грехи унесены навсегда (Лев 16:23, 27-32 Числ 29:7-11). 16:1 I Ц. 6:1), но книги Цари, Пророки и книга Хроник чаще всего датируют события годами правления монархов Иудейского или Израильского царств (например, I Ц. 15:25 II Ц. 8:16), а в период персидского владычества (с 539 г. до н. э. ) — годами царствования персидских властителей (например, Хаг. В послеталмудическую эпоху эти правила подверглись корректировке и были сведены к четырем мнемонических формулам, которые (комментируя стихи 17:13 книги Бытие и 23:4 книги Левит) впервые привел рабби Товия бен Элиэзер (конец 11 в. ) в Псикта Зутарта (древнее название Мидраш Леках Тов). Таков Субботний год (Шемита) – каждый седьмой год, во время которого надлежало прощать долги и давать отдых пашне (Лев, 25: 4).
Знак Тишрей Весы — указывает на Б-жественный Суд. За 128 лет эта погрешность сдвигает календарные даты на сутки назад. Другие месяцы названий не имели, о них говорили: второй месяц, десятый месяц ит. д. Отсюда, видимо идентичность корней в библейских понятиях яреах (луна например, Быт. Пасха — праздник лунно-солнечного календаря: она празднуется в воскресенье (солнечный, гражданский календарь) после весеннего, то есть наступающего после дня весеннего равноденствия полнолуния (лунный календарь).
Из лунных календарей, например, Турецкий имеет цикл 8 лет, а арабский — 30 лет. Знак же месяца Ав — Лев — ассоциируется с нависающей тяжестью и этот знак тяжел для Израиля. 20, 11). И это не полный перечень всех диковинок страны. Позже он стал называться нисаном.
ст. Двойной апостроф () ставится после символа единиц, т. е. 2, 2 Исх. Такое девятнадцатилетие в пасхалии называется лунным кругом. Праздник Кущей был популярен и носил радостный характер. Другие ученые считают, что евреи изначально начинали отсчет месяцев весной.
в день, соседний с Субботой. Эти особые способы записи применяются в том случае, когда число года кратно десяти, т. е. 1:1). До Хиллела II назначение удлиненного года (шана меубберет, буквально беременный год) производилось Синедрионом на основании наблюдений за прорастанием посевов и созреванием плодов (Тосеф., Санх. Если же год начинался бы в воскресенье, то Гошана-Раба (седьмой день праздника Суккот) прищелся бы на Субботу.
29, 27—28). Буквы алфавита располагаются на всех пальцах с обоих сторон ладони. Так, было установлено, что Рош ха-Шана и седьмой день Суккот (Хошана Рабба) не могут приходиться на субботу (ТИ., Сук. Правильно и вовремя выполненная заповедь осуществляет «тикун олам» «исправление мира». Значительный вклад в исследования еврейского календаря, его истории и проблем его сопоставления с астрономическим календарем и другими календарными системами внесли Х. З. Слонимский, Х. И. Борнштейн (1845–1928), Б. Кон (1870–1930) и иерусалимский раввин И. М. Тыкоцинский (1872–1955).
Несколько раз на протяжении этой эпохи вводилось также другое летосчисление: от начала правления Шимона Хасмонея (142 г. до н. э. ), от первого года Иудейской войны I (66 г. н. э. ) и восстания Бар-Кохбы («эра Свободы Израиля», 131 г. н. э. ). первый день тишрей – новый год для исчисления лет, субботних и юбилейных годов. 6:13, 40а). (Лунные месяцы включают 29 или 30 дней попеременно, вот таким образом числа 1—7 указывают на первую четверть после новолуния, 14 — полнолуние, числа после 21 — последняя четверть, «ущерб» луны). В случае же астрономически точной Пасхи, но предваряющей 21 марта ст. Яд., Хилхот киддуш ха-ходеш 11:16).
54, 18), которые в свою очередь делились еще на более мелкие части. Подробнее об этом можно почитать здесь. Двигаясь от внутренней стороны ладони к тыльной можно отметить семь точек: три сустава с внутренней стороны пальца, кончик и три сустава с внешней стороны пальца. первый сустав от кончика – Аз, второй – Буки, третий – Веди и т. д.
Знак Сивана — Близнецы указывает человеку на то, что только человеку могла быть дана Тора. Но особенно выделялся последний день этой недели, который упоминается Иоанном как «последний день великого праздника» (Ин 7:37).
В так называемом Гезерском календаре месяцы названы главным образом по видам сельскохозяйственных работ: сбора урожая, сева, позднего сева/или последнего дождя, сбора фруктов, льна, жатвы ячменя, общей жатвы, обрезки ветвей, лета (или конца года). новый год был перенесен на 1-й день месяца тишрей. до четверти времени от восхода до заката), а молитву Минха (послеполуденную) можно читать не раньше шести с половиной часов (т. е. 1, 5). С другой стороны, например, пост 9 Ава, назначенный Мудрецами на день, когда тысячи лет назад происходили трагические события Еврейской истории, не есть простая дань традиции. Именно так он упоминается в Новом Завете (Деян 27:9).
ст. ), может случиться все наоборот. пересчитываются на апрельские (на второе весеннее полнолуние, через месяц). Обычно западная Пасха бывает на одну неделю (седмицу) раньше православной (45 процентов случаев). 104:19) израильтяне сначала пользовались лунным календарем, считая, видимо, наступление каждого месяца с момента появления на западном небосклоне нового серпа луны (в талмудической литературе — молад, буквально рождение).
8:9), фаммуз или таммуз, ав, элул (Неем. (Т. о. 2:16), шеват (Зах. Неясно, как согласовывали эти календари со сменой времен года.
Дело в том, что все западные мартовские пасхальные полнолуния до 21 марта н. ст. Западная Пасха может быть раньше православной на 4 недели (5 процентов случаев) и на 5 недель (около 20 процентов случаев). Смещались и даты новолуний и полнолуний: они уходили по датам юлианского календаря вперед (то есть, отставали от истинных астрономических) на сутки примерно за 300 лет. 2:4). По его приказу зажигали сигнальный огонь на вершине Масличной горы, а затем и на других высотах, вплоть до Вавилонии и Сирии, пока «вся диаспора не выглядела, как сплошной костер» (РхШ.
.