Да, нельзя не согласиться, что вся система летоисчисления давно канула в Лету, но тем не менее остались многие узнаваемые фрагменты той громадной эпохи и мощнейшей цивилизации, которые по сей день напоминают нам былом величии Древнего Рима.
К VI веку был принят календарь, по которому в году было 12 месяцев: добавились январь, названный в честь бога дверей и всякого начала -- двуликого Януса и февраль -- месяц, завершающий год и требующий искупительной жертвы (februare -- очищать, жертвовать), которую приносили в Луперкалии. Третий месяц— Maius, в честь Майи— италийской богини, покровительницы плодоносной земли.
Септембер)— седьмой, Oktober (рус. Об этом же напоминает своим читателям Светоний: «Из-за нерадивости жрецов, произвольно вставлявших месяцы и дни, календарь был в таком беспорядке, что уже праздник жатвы приходился не на лето, а праздник сбора винограда – не на осень» (Светоний.
Этот год включал в себя всего 304 дня, распределенных по месяцам неравномерно: апрель июнь, август, сентябрь, ноябрь и декабрь имели по 30 дней, а четыре других месяца – по 31 дню. В счет входили и сам обозначавшийся день и ближайший главный. Вот таким образом придумали два дополнительных зимних месяца – январь и февраль. Дальнейшие изменения летоисчисления были в период третьего консульства Юлия Цезаря (44 год до н. э. ) когда значительно изменили календарь – текущий год удлинили на 151 день.
Карфагенский полководец Ганнибал захватывает испанский город Сагунт, союзный Риму. В эпоху империи сформировалась еще одна категория несвободного населения – - колоны. Католическая церковь осуществила новую реформу в 1582 г. при папе Григории ХIII. Дальнейшая ошибка в одни сутки (24—23) могла бы устраняться спустя 528 лет.
Сутки римляне делили на 2 части — день и ночь. Таким образом, в основе раннеримского календаря лежал лунный год. Например, если в писании говорилось: «о годе Теренция Варона», значит, подразумевается 216 г. до н. э.
Видно, что при датировках всегда использовалось «до» и никогда — «после». Отныне римский год должен был включать в себя такие месяцы: «амазоний», (Коммод любил, когда его наложницу Марцию изображали в виде воинственной амазонки), «инвикт» (непобежденный), «феликс» (счастливый), «пий» (благочестивый), «луций», «элий», «аврелий», «коммод», «август», «геркулес» (Геркулес или Геракл, воплощение силы и храбрости, был любимым героем императора, который желал даже внешне походить на его изображения), «роман» (римский) и «экссуперантий» (выделяющийся). Когда Октавиан Август вновь исправил календарную путаницу в 8 в. до н. э., а связано это было с произволом понтификов, то он назвал в честь себя месяц Секстилий – месяц своего первого консульства. По истечении ее, в конце года они совершали очистительный обряд (lustratio populi) «для примирения богов с народом». Древние персы верили, что их бог Солнца – Митра родился 25 декабря.
Гражданство могло быть даровано иностранцу за особые заслуги. При втором римском царе Нуме Помпилии было добавлено ещё два месяца: январь (в честь двуликого бога Януса) и февраль (с латинского «очищение»).
Например, 28 октября – это 5-й день до Ноябрьских календ. От Ромула до Цезаря. В марте, мае июле и октябре (будем уже употреблять привычные названия) иды приходились на 15-е число, а ноны — на 7-е.
говорилось — в консульство Марка Красса и Гнея Помпея. один раз в 24 года вставка Мерцедония (23 дня) не проводилась. Свидетельства современников. Квинтилис)— пятый, Sextilis (рус. Раб становится объектом права.
Срубленному в это время дереву грозила гниль. Гражданин мог выступать в качестве патрона по отношению к неполноправным жителям.
Клиенты находились в подчинении у патрона (главы рода или семьи), получали от него земельный надел и выполняли в его пользу определенные материальные повинности и оказывал услуги, в частности, несли вместе с. патроном военную службу Клиент не мог вызывать патрона в суд. При этом влияние Луны отбросили. календарь римской республики представлял собою. В соответствии с этой датировкой изгнание из Рима царей следовало отнести к 510/509 г. до н. э. Со времени установления республики и вплоть до эпохи правления принцепса Октавиана Августа счет лет в Риме вели при помощи консульских списков и только тогда, когда с упадком республиканского строя власть консулов стала терять реальное значение, в исторической хронологии фундаментом летосчисления стала эра «от основания города» (не случайно именно это название получил обширный исторический труд Тита Ливия).
С введением дополнительных месяцев (это предусматривала еще реформа царя Нумы), повторявшихся через определенные промежутки лет, тогдашний римский календарь должен был приблизиться к солнечному циклу. Более того, положение колонов приобрело пожизненный и наследственный характер. Устанавливался четырёхгодичный солнечный цикл (365 365 365 366 1461 день) с неравной продолжительностью месяцев, принятой до сих пор: 30 дней в апреле июне, сентябре и ноябре, 31 день— в январе, марте, мае июле, августе, октябре и декабре, в феврале— 28 дней в течение трёх лет и 29 дней для четвёртого года. По-латыни такой день назывался биссектус – второй шестой («бис – дважды, еще, сексто – шесть). 15февраля справляли посвященный Фавну, покровителю стад, праздник Луперкалии. Не случайно Цезарь обратился к египетской школе, так как ещё с древних времен египтяне придавали большое значение изучению светил, а, впоследствии, ведению календаря. Между тем сказано: «Пред очима Божьими тысяча лет, как один день и один день, как тысяча лет» (Пс. 89. 5 2Пет. 3. 8), значит, 6 дней творения и 6 дней искупления можно принять за 6 тысяч лет.
Но ведь такая же проблема стояла и перед древними римлянами. с появлением в Риме солнечных часов (horologium solarium), которым в 164 году до н. э.
Если в греческом календаре названия месяцев происходили от названий важнейших празднеств и религиозных обрядов, приходившихся на тот или иной месяц, то в Риме первые шесть месяцев носили названия, связанные с именами богов (за исключением февраля), а остальные шесть, как уже говорилось, обозначались просто по их порядковому номеру: квинтилий (от «квинкве» – пять), т. е. июль, секстилий (от «секс» – шесть), т. е. август и т. д., – считая по-прежнему от марта и, таким образом, не нарушая традиций древнейшего римского календаря. Очевидно, это сочинение, приписываемое Цезарю, возникло как раз в связи с его реформой календаря (впрочем, Светоний, описывая жизнь Цезаря, не упоминает о таком его трактате). Он вычислил, что годичный цикл равен 365, 25 дням. Некоторые месяцы римского года были напрямую посвящены тем или иным богам. Он же был богом входа, всяких начинаний. По мере ослабления патриархальных устоев подвластные получили признание в частном праве.
Календами назывался первый день месяца, когда появлялась новая луна на небе. В соответствии с этим и день был разделен также на четыре дневных стражи. в пять с половиной дней. Интерколяция – введение дополнительного месяца, обязанность жрецов — понтификов.
Соотнося с ними предмет разговора, можно было ориентироваться во времени и строить планы. Первоначально колонат представлял собой земельную аренду. Тогда месяцы июль и август были названы в честь легендарных римских правителей. Три дня в году имели название dies fissi («расщепленные» — от fissiculo — рассматривать разрезы принесенных в жертву животных) из них два (24 марта и 24 мая-» обозначались как QRCF: quando rex comitiavit fas — «когда жертвенный царь председательствует» в народном собрании, третий (15 июня) — QSDF: quando stercus delatum fas —«когда выносится грязь и сор» из храма Весты — древнеримского божества домашнего очага и огня. Согласно Макробию (Сатурналии, I, 13), в календаре Нумы семь месяцев – январь, апрель июнь, август, сентябрь, ноябрь и декабрь – имели по 29 дней, четыре: март, май июль и октябрь – по 31 и лишь февраль – 28 дней.
Четвёртый Junius— в честь богини Юноны, супруги Юпитера. В Древнем Риме за точку отсчета был взят предполагаемый год основания одноименного города. Размещено на реф. рфКолонами становились не только на базе договора (бывшие рабы, обедневшие свободные), но и по давности проживания на чужой земле и выплаты оброка (должники, получившие земельный участок на условиях несения натуральных повинностей). 20 марта — 13 дней до апрельских календ. Римляне изображали его с двумя лицами: одним, обращенным вперед, бог будто бы видит будущее, вторым, обращенным назад, созерцает прошедшее.
Сравнительные жизнеописания. Это затрагивало религиозную и хозяйственную жизнь. экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах: внезапная или затяжная война, восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки.
Последние 5 дней года не входили ни в один месяц, добавлялись в конце последнего месяца. Древние римляне для обозначения текущего года использовали не число, а имя правителя. Передвигая какой-нибудь камешек в пределах этой простейшей таблицы, римские крестьяне отмечали им любую дату. Так из книги можно было узнать, что 25 января утром «заходит звезда Регул. Единицей измерения времени после захода солнца были вигилии — ночные стражи. Почему 355 дней. Так как римляне, как мы увидим в дальнейшем, определяли то или иное число месяца исходя из того, каким по счету был этот день от ближайшего к нему предстоящего дня, называемого «календы», «ноны» или «иды» (при этом считали и сам день календ, нон или ид), то 24 февраля выступало как шестой день перед мартовскими календами (1 марта), а дополнительный день после него, также 24 февраля, приходилось уже называть «дважды шестым» (биссекстилис).
В честь Цезаря месяц Квинтилий был назван июлем, т. е. Это последнее объясняется тем, что у римлян многие праздники завершались определенными ритуальными действиями, для которых будто бы было необходимо «молчание ночи». Статус семьи наделял полной правоспособностью глав римских семей (pater familias). Новембер)— девятый, December (рус.
Начиная с 191 г. до н. э., согласно «закону Мания Ацилия Глабриона», понтифики, во главе которых стоял верховный жрец (Pontifex Maximus) получили право определять продолжительность добавочных месяцев («назначать для вставочного месяца столько дней, сколько потребуется») и устанавливать начало месяцев и годов. Египетские служители многобожественной религии того периода – жрецы – первыми поняли необходимость перевода календаря на солнечный «режим». Вот таким образом тот, кто решил стричься, когда «Луна прибывает», рисковал облысеть.
С тех пор время от восхода до заката солнца делилось на 12 равных частей (часов) и на столько же равных частей делили и время от заката до восхода солнца. Римскими названиями этих месяцев мы пользуемся по сей день: девятый месяц года, сентябрь, мы именуем седьмым (от латинского septem — семь), десятый, октябрь — восьмым (octo — восемь), одиннадцатый и двенадцатый — девятым и десятым соответственно (novem и decem — девять и десять). В дни, обозначенные буквами F (dies fasti fasti — расписание присутственных дней в суде), были открыты судебные учреждения и могли происходить судебные заседания («претору без нарушения религиозных требований разрешалось произносить слова do, dico, addiсо — «соглашаюсь» (назначить суд), «указываю» (закон), «присуждаю»). Они просто повторяли один и тот же день дважды, подобно «дню сурка».
Так, в жизнеописании второго римского царя Нумы Помпилия Плутарх рассказывает, будто при Ромуле «в исчислении и чередовании месяцев не соблюдалось никакого порядка: в некоторых месяцах не было и двадцати дней, зато в других – целых тридцать пять, в иных – и того более» (Плутарх. И все же пример ненавистного римлянам императора не остался без подражания.
Несколько лет спустя прибавился полдень, о наступлении которого торжественно объявлял особый посыльный, состоявший на службе у консулов и следивший с кровли сенатской курии (курия Гостилия на Форуме), когда солнце окажется между ростральной трибуной и Грекостасом – резиденцией иностранных (в первую очередь греческих) послов, ожидающих приема в Риме. Конечно, такой календарь плохо согласовывался как с фазами Луны, так и с солнечным годом. Летом же дневные часы были длиннее, а зимой короче. Прежде всего М. Фульвий Нобилиор (бывший консулом в 189 г. до н. э. ), писатель и ученый Марк Теренций Варрон (116—27 гг.
Такая реформа была осуществлена в 46 г. до н. э. по инициативе Юлия Цезаря. Эту дату (21 апреля 753 года до н. э. ) «вычислил» римский писатель и ученый Марк Теренций Варрон (116 — 27 гг до н. э. ), установив, что она соответствует 3 году 6 олимпиады. Лишь в I в. до н. э. возобладало мнение ученого-энциклопедиста Марка Теренция Варрона, предложившего считать годом основания Рима 753 год до н. э. (в принятой у нас системе хронологии).
Начинается 2-я Пуническая война. Это так называемая новая эра, которой пользуемся мы в настоящее время. Вот таким образом возможно, что упомянутые выше писатели отмечали изменения различных типов календарей — лунного и солнечного, а в таком случае свести их сообщения «к общему знаменателю» вообще нельзя. Память же о том, что именно «месяц Марса» был первым месяцем в году, можно обнаружить в названиях таких месяцев, как сентябрь (от «септем» – семь), октябрь («окто» – восемь), ноябрь («новем» – девять) и декабрь («децем» – десять). Первые четыре месяца: март, апрель, май и июнь, – были объединены в сезон созревания урожая.
Так о событиях 55 года до н. э. Увы, как отмечалось в «Энциклопедическом словаре» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (Спб., 1895, т. XIV, с. 15) «римский календарь представляется спорным и служит предметом многочисленных предположений».
Рабы стали получать пекулий – - часть господского имущества, которая предоставлялась рабу для самостоятельной хозяйственной деятельности. Григорианский календарь. Даты отсчитывались в обратном порядке с включением в счёт ближайших дней календ, нон и ид. Децембер)— десятый. Не приписывай этой выдумки мне. » (Письма Марка Туллия Цицерона, CCLI, 8). Месяц (28-31 день) делился Календами, Нонами и Идами на три неравных части. Дни месяца определялись относительно трёх дат: календы, ноны и иды.
1600 г. оставался в новом календаре високосным, а 1700, 1800 и 1900 гг. Ведение правильного счета времени было делом жрецов (понтификов), которые запутали его так, что потребовалась реформа: с 45 г. до н. э. Ю. Существовал также предрассудок, что если нундинус совпадает с календами января, то год будет несчастливым. Новембер)— девятый, December (рус. С какими трудностями сталкивались римляне при исчислении времени, показывает в своей «Естественной истории» Плиний Старший.
Проведенная Цезарем реформа была увековечена не только в названии нового календаря — «юлианского», но и в другом названии месяца «квинтилий»: отныне он стал именоваться «юлий». Публичными, доступными для всех фасты сделал только Гней Флавий (возможно, секретарь знаменитого римского цензора Аппия Клавдия) и это было одной из причин ослабления влияния патрициев на государственные дела.
Цицерон (106 — 43 гг. до н. э. ). Начало года было перенесено на 1 января, поскольку именно с этого дня (начиная со 153 года до н. э. ) вступали в должность консулы и начинался римский хозяйственный год. Точного деления дня на определенные промежутки первоначально не было.
Однако на этом переименование не закончилось. Со временем буквой F начали обозначать и дни праздников игр и т. д. Дни, обозначенные буквой N (dies nefasti), были запретными, в них по религиозным соображениям нельзя было созывать совещания, устраивать судебные заседания и выносить приговор. В таком виде римский календарь оставался неизменным по всей Европе до конца 16 века (а кое-где и до начала 20 века).
становились простыми. В середине V в. до н. э. особая комиссия из 10 видных граждан (децемвиров), задачей которой была выработка законов, попыталась осуществить еще некоторые реформы календаря. Когда предложение это было в конце концов отклонено, Курион перешел на сторону Цезаря и, очевидно, возложил вину за неупорядоченность календаря на приверженцев антицезарианской «партии». наследовали часы водяные (solarium ex aqua). Такая датировка использовалась в Европе до конца 17 века. Даже император Клавдий, желая держаться скромно, как простой гражданин, вынужден был испрашивать у должностных лиц разрешения, чтобы открыть рынок в своих имениях (Светоний.
Они отмечали смену времени суток, сезонов. С I в. латифундисты предпочитали сдавать землю в аренду мелкими участками свободным гражданам на условиях выплаты денежной арендной платы, а со II в. – - натуральной оплаты (треть урожая). Произвольное обращение с календарем привело к абсолютному хаосу и неразберихе. Сравнительные жизнеописания. В состав семьи входили родственники (жена, дети и их семьи), вольноотпущенники, клиенты, рабы. «В большинстве случаев, – замечает Плиний, – стоит только тронуть, пошевелить – и пошло, пошло ползти все дальше и дальше» (Письма Плиния Младшего, V, 4).
римский император Гай Юлий Цезарь под влиянием александрийского математика и астронома Сосигёна внес в римский календарь изменения, которым суждено было сформировать знакомую нам систему исчисления времени. Римское летоисчисление велось от легендарного основания Рима в 753 году до н. э. С того времени установление в общественных местах высеченных на каменных досках календарных таблиц стало обычным явлением.
Для создания нового календаря был приглашен египетский астроном из Александрии Созиген. Часть людей заглядывает в электронный календарь, другая – по старинке срывает лист бумажного календаря. с этого дня консулы вступали в должность, начинался римский хозяйственный год. В I в. до н. э.
В храме Весты поддерживался вечный огонь, отсюда его брали в новые колонии и поселения. Внутреннее деление римского месяца было довольно сложным. Не лучше ли рассчитать новое пасхальное расписание в годах от рождения Христа. Год начинался с первого числа марта.
Обычно в календы должники выплачивали долг или проценты от взятой суммы. Общее количество дней равнялось 360. Воскресенье первые христиане отмечали как день Господень, то есть день воскресения Иисуса Христа. Позднее пятый месяц года, Quintilis, в честь Юлия Цезаря был назван lulius (июль), а шестой, Sextilis, в честь Августа – Augustus (август). В остальные месяцы Ноны приходились на 5-е, а Иды -- на 13-е число.
Достоверно ли это предание, мы не знаем. В результате дело было отложено и надежды на его положительное решение оставалось мало. Каждые 400 лет из календаря выбрасывались 3 високосных года. Первый день месяца они называли календами — calendae — от слова саlare — провозглашать, так как начало каждого месяца и года в целом жрецы (понтифики) провозглашали публично на народных собраниях (comitia саlata). Дни NP (nefastus parte) были «частично запретными», дни EN (intercisus) считались nefasti утром и вечером и fasti в промежуточные часы.
В славянском произношении этот термин звучал несколько по-иному и в русском языке появилось слово «високос» и удлиненный год стал называться високосным годом. Один день Септембера отдали Октоберу, а Новембера — Децемберу. Именно Нума будто бы установил нечетное число дней в месяцах. Без этого предположения происхождение убогой римской октаэтериды необъяснимо». Статус гражданина давал права на заключение сделок, отчуждение и приобретение имущества. 15-е число (полнолуние) в долгих и 13-е в коротких месяцах называлось идами — idus (конечно, в этих последних месяцах иды следовало относить на 14-е число, а ноны — на 6-е, но ведь римляне так не любили четных чисел. ). Христиане заимствовали день рождения своего бога из персидской религии.
Цезарь ввел окончательно (юлианский) солнечный год в 365 дней, со вставкой одного дня каждые четыре года: год начинался 1 января. Но и после этого римляне могли узнать время лишь в ясный, безоблачный день. составляли основу римского плебса.
Второй назван Aprilius, что означает «раскрывать», так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях. Третий месяц— Maius, в честь Майи— италийской богини, покровительницы плодоносной земли. Пятый или седьмой (в марте, мае июле, октябре) день месяца они называли нонами, а середину месяца, то есть тринадцатый или пятнадцатый (в марте, мае июле, октябре) день, -идами.
Секстилис)— шестой, September (рус. Разделение суток на часы началось только с введением солнечных часов (солярий, горологий в 263 г. до н. э. ) и потом водяных клепсидр (в 164 г. до н. э. ). Наибольшая потеря правоспособности следовала в случае утраты свободы и гражданства. Вот таким образом в V в. до н. э.
За перегринами признавались имущественные права, они пользовались судебной защитой. Сказанное можно отнести и к вопросу, когда римляне начинали отсчет суткам. Об этой реформе мы узнаем и из сочинения Тита Ливия (От основания города, I, 19, 6), который говорит, что царь разделил год на двенадцать месяцев в соответствии с движением Луны. Десять месяцев условно подразделялись на две группы.
В 46 году до н. э. Взаимоотношение Юлианского (старый стиль) и Григорианского календарей (новый стиль). Нума, XVIII).
Примером этому может служить ситуация, сложившаяся в 46 г. до н. э., когда разница между номинальным и фактическим моментом годичного цикла составила уже 90 дней, поскольку с 59 до 46 г. до н. э. вообще не было «високосных» лет. Грань между колонами и рабами становится едва различимой: они подвергаются одинаковым наказаниям им запрещено свидетельствовать против своих хозяев в суде. На самой низшей ступени социальной лестницы по-прежнему находились рабы. Нума Помпилий будто бы разделил этот промежуток времени на январь и февраль, причем февраль поставил перед январем. Последняя дата представляется более вероятной, так как часы эти были доставлены в Вечный город из Катины (ныне Катания) на острове Сицилия как трофей во время 1-й Пунической войны (264 – 241 гг.
Обзор года назывался kalendarium. Год состоял из 355 дней. Летоисчисление – система исчисления больших промежутков времени. Созиген сохранил число месяцев и их названия, но продолжительность месяцев была увеличена до 30 и 31 дня. Само же его название происходит, по-видимому, от februare— «очищать», но, возможно и от слова feralia. Согласно Диону Кассию, Тиберий ответил льстецам-сенаторам: «А что вы будете делать, если у вас будет тринадцать цезарей. » (Римская история, LVII, 18). Начало года Цезарь перенёс на 1 января, т. к.
Не всегда это было просто и если кто-либо в сенате противился этому, дело могло затянуться надолго. Разумеется, никто не мог точно указать, в каком году родился Христос. Например, когда знакомый Плиния, сенатор Соллерт, пожелал устроить рынок у себя в имении и обратился за разрешением в сенат, жители города Вицетия (нынешняя Виченца) направили в сенат свою делегацию с протестом, боясь, что перемещение торгов из города в частное владение уменьшит их доходы.
Дионисий выбрал это число потому, что начало пасхи, в отличие от рождества, может наступить в любой день от 4 апреля до 8 мая. Четыре клепсидры составляли примерно 1 час. Это был календарь не лунный и не солнечный, а псевдолунный и псевдосолнечный. Варрон же считал, что 10-месячным годом римляне пользовались еще «до Ромула» и вот таким образом 37 лет правления этого царя (753—716 гг.
Потому-то они и присоединяли первую половину ночи к уже прошедшему дню. Домициан, 12 – 13). По солнечному перечню жрецы научились предугадывать появления той или иной звезды.
Нума Помпилий, второй римский царь, добавил в календарь месяцы lanuarius (январь, от имени бога Януса) и Februarius (февраль), который получил свое имя от праздника Фералий, справлявшегося в этом месяце. на основании юридического акта по завещанию, вследствие занесения в цензорский список. В германских языках имена римских божеств были заменены соответствующими германскими. При этом годы указывались по эре Диоклетиана, хотя он в свое время преследовал христиан. Март был связан с богом Марсом, покровителем города, а апрель – с Венерой (греческой Афродитой).
Признается право рабов на семью. По свидетельству выдающегося философа и политического деятеля Марка Туллия Цицерона (106—43 г. до н. э. ) и Овидия сутки у римлян будто бы начинались с утра, тогда как по Цензорину — от полуночи. Четвёртый Junius— в честь богини Юноны, супруги Юпитера. А это же те самые названия, претерпевшие некоторые незначительные изменения. К числу политических прав относились: право участвовать в народных собраниях, право занимать должности, служить в армии. Разница между ними не является величиной неизменной, а постоянно увеличивается. Домовладыка отвечал за правонарушения членов семьи перед общиной (либо выдавал виновного, либо возмещал ущерб).
В романских языках традиция называть дни недели по именам языческих богов (несмотря на упорную борьбу христианской церкви) сохранилась до сих пор. Однако, в Секстилисе было 30 дней — четное число, считавшееся несчастливым. Соответственно, при указании первого дня месяца говорили «день календ». Март, Май, Квинтилис имели по 31 дню, а остальные— по 30 дней4.
От Макробия мы имеем свидетельство, что промежуток времени, остающийся после 10-месячного года в 304 дня, римляне на месяцы не разделяли, а просто ждали прихода весны, чтобы опять начать счет по месяцам. В честь этого грандиозного события месяц Квантилий (пятый месяц) получил название в честь родового имени Цезаря, который и по сей день сохраняет свое прежнее название– июль. Статус гражданства делил свободное население на римских граждан и перегринов (иностранцев).
Месяц Мерцедоний навсегда исчез из календаря. Октобер)— восьмой, November (рус.
Все это, разумеется, было возможно лишь в ясные, солнечные дни. Первый месяц был назван в честь бога войны Марса. Известно, например, что в 50 г. до н. э. Квинтилий должен был отныне называться «месяцем Юлия», т. е. июлем. При этом будто бы (и это единственное свидетельство такого рода) для согласования календаря с Солнцем римляне исключали из счета 24 дня через каждые 24 года.
Он вспоминает, что в римских «Законах XII таблиц» упоминались только два момента суток – восход и заход солнца. Название Януариуса — предпоследнего месяца древнеримского календаря — происходит, как полагают, от слова janua — «вход», «дверь»: Месяц был посвящен богу Янусу, который, по одной из версий, считался богом небесного свода, открывавшим ворота Солнцу в начале дня и закрывавшим их в его конце. Со временем перегрины получили возможность приобрести статус римского гражданина, в случае если избирались провинциальными магистратами или служили 25 лет во вспомогательных войсках римской армии. Когда Цезаря сменил император Октавиан Август, месяц секстилий был переименован в август.
Октобер)— восьмой, November (рус. С 191 г. до н. э. жрецы – понтифики – в силу закона Глабриона имели право вводить дополнительные месяцы по собственному усмотрению (а не так, как в Греции – со строго определенной периодичностью). Естественно, после его свержения, вернули прежние названия месяцев.
По свидетельству историка Геродиана (История римской империи, I, 14, 9), он задумал переиначить весь календарь так, чтобы не один или два, а все месяцы напоминали о нем и его царствовании. У древних Египтян был солнечный календарь. Новый год начинался 19 июня – в день, когда на небе появлялась звезда Сириус. Календарь содержал 304 дня.
до н. э. ) 13 февраля еще не знал, будет ли через десять дней вставлен добавочный месяц. Божественный Август, 30). Мы твёрдо уверены, что в марте 31 день и никакая сила не сможет это изменить. Например, 14 марта — это канун мартовских ид. Сказанное усиливается еще следующим обстоятельством.
Год с добавочным днем назывался бисекстилис («со вторым шестым днем», который, как раньше месяц Мерцедоний, вставлялся перед 24 февраля, т. е. Следует, однако иметь в виду, что этот календарь был переполнен самыми невероятными предрассудками. Желая сделать началом любого нового года 1 января, диктатор вынужден был в том же памятном римлянам 46 году до н. э. поступить так: «Чтобы правильный счет времени велся впредь с очередных январских календ, он вставил между ноябрем и декабрем два лишних месяца, так что год, когда делались эти преобразования, оказался состоящим из пятнадцати месяцев, считая и обычный вставной, также пришедшийся на этот год» (Светоний. Естественная история, XVIII, 234 – 237).
В нем принимали участие только замужние женщины — свободные жительницы Рима. Второй назван Aprilius, что означает «раскрывать», так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях. Он был посвящен богине красоты Венере. Крестьянин-пекулиант стремился увеличить причитавшийся ему остаток имущества за счёт повышения общего дохода.
Римляне использовали весьма своеобразный способ счета дней в месяце. Такое распределение дней по месяцам объясняют суеверием римлян избегавших четных чисел как «неблагоприятных». День перед календами, нонами и идами назывался канун (pridie), например pridie Kalendas Februarias — канун февральских календ, т. е. 29 января. Неделя равнялась обычно 8 дням. Освободиться колоны могли только на основании отпуска на волю хозяином или по истечении срока давности (более 30 лет не платил оброк и вел собственное хозяйство).
Действовал запрет на заключение брака вольноотпущенника со свободнорожденным лицом. Он состоял из 12 месяцев по 30. Некоторые ученые ставят под сомнение эти сведения о первом римском календаре, применявшемся в легендарный царский период истории города, однако упоминания о бытовавшем некогда десятимесячном годе мы находим у многих римских писателей, таких, например, как Овидий (Фасты, I, 27 – 29 III, 99, 111, 119) или Авл Геллий (Аттические ночи, III, 16, 16). Отнюдь не сразу римские историки условились между собой, какую дату следует официально считать исходной. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Примерно к концу VIII века дон. э. Он был разделён на двенадцать месяцев и три сезона соответственно по четыре месяца. Право изменять продолжительность этих месяцев принадлежало понтификам (жрецам), которые часто злоупотребляли своей властью, внося неразбериху в общественную жизнь.
Начиная с 16 года до н. э., не отменяя датировку по консулам, входит в употребление датировка от предполагаемого года основания Рима — ab Urbe condita (от основания города). Почему понтифики так долго не вводили дополнительных месяцев, сказать трудно. Нума, XVIII). При этом правовой статус рабов неоднократно изменялся. Божественный Юлий, 40).
Сведения об этой реформе приводит в своем труде Макробий (Сатурналии, I, 13, 21), ссылаясь на анналистов II в. до н. э. Современные исследователи склонны, напротив, полагать, что эта многовековая традиция не во всем достоверна и что «Ромулов год» длился гораздо дольше. Так, они, дескать, считали, что «первый день весны приходится в знаке Водолея, лета — в знаке Тельца, осени — Льва, зимы — Скорпиона». В дальнейшем приспособление это стало распространяться все шире, появилось больше часов для общественного пользования, а в самых богатых домах солнечные или водяные часы служили теперь и для удобства частных лиц: при определении времени, как и в других областях жизни, устройства неодушевленные все чаще вытесняли собой «живое орудие» – раба. Еще в царский период клиентами становились иноплеменники, младшие сородичи, бывшие рабы. Третий месяц Майус посвящался богине земли Майе, четвертый Юниус — богине неба Юноне, покровительнице женщин, супруге Юпитера. А если в указанное время срезать листья на дереве, то оно вскоре потеряет все листья.
Наконец июнь – месяц, посвященный Юноне, супруге всемогущего Юпитера. Согласно литературной традиции, в начальную эпоху существования Рима (датой основания города считается 753 год до н. э. ) римский год, так называемый Ромулов год, делился на 10 месяцев, первым из которых был март – месяц, посвященный легендарному отцу Ромула богу Марсу и потому носивший его имя. Александрия была поглощена борьбой с монофизитской ересью и не могла продолжить пасхалию. От латинского calendarium (долговая книга или книга с записью долгов) произошло русское слово «календарь». Децембер)— десятый.
Десять таких месяцев (со времени Нумы – 12) составляли лунный год (304-355 дней). При этом приобретение личной свободы не означало уравнения с полноправными гражданами. Жизнеописание Коммода, 12). Основные события: римляне вытесняют карфагенян из гброда Мессены, являвшегося ключом к Сицилии со стороны Италии (264) римляне захватывают Агригент — важнейшую крепость на южном побережье Сицилии (262) римляне впервые строят флот и побеждают карфагенян на море в битве при Милах (260) морская победа римлян при мысе Экном (256) высадка римского десанта близ Карфагена и его гибель (255-254) римляне захватывают Панорм — важную крепость на западе Сицилии (251) на Сицилию прибывает карфагенский полководец Гамилькар Барка, который умело сдерживает натиск римлян на последние карфагенские крепости (247) разгром карфагенского флота при Эгатских островах (241) мир на условиях передачи римлянам всей Сицилии (241).
Но все это только служило только прикрытием постреспубликанского государственного строя. В древности люди не занимались организацией календаря. Последний год до принятия реформ длился целых 445 дней.
Остальные месяцы назывались просто пятым, шестым и так до десятого. И в этот день домочадцы преподносят подарки римским матерям и женам. Среди безмерных почестей, оказанных Цезарю в Риме, Светоний упоминает и «наименование месяца в его честь» (Там же, 76).
Вот таким образом были придуманы дополнительные месяцы, нынешние январь и февраль. Подобная деятельность жрецов не опиралась на какие-либо научные представления или расчеты: так, через два года на третий вводили дополнительный месяц, насчитывавший то 22, то 23 дня. всегда находились под властью мужчины, а потому были ограничены в правоспособности. Дни fissi считались nefasti до окончания священнодействия. Так, луга следовало удобрять ранней весной не иначе, как в новолуние, когда молодой месяц еще не виден («тогда травы будут расти так же, как и молодой месяц»), а на поле не будет сорняков. Далее следовало уменьшение правоспособности вследствие потери гражданства.
Конец этой неопределенности положил Юлий Цезарь. Отпущенные на волю квиритским собственником становились римскими гражданами (за исключением наказанных ранее за преступления), а освобожденные на основании преторского права получали латинское гражданство. Двенадцатимесячный лунный календарь ввел легендарный римский царь Нума Помпилий, который добавил два новых месяца: январь и февраль. Со времени возникновения Римской Республики (509 год до н. э. ) годы обозначались по именам двух консулов (консулы переизбирались парами ежегодно).
На их основе установлены единицы измерения больших промежутков времени: средние солнечные сутки (24 ч), синодический месяц (29 сут 12 ч 44 мин 3 сек среднего солнечного времени) и тропический год (365 сут 5 ч 48 мин 46 сек среднего солнечного времени). В мартовские календы римляне праздновали Матроналии, устраиваемые в честь богини Юноны. Ноны приближенно совпадали с первой четвертью фазы Луны.
Подобные переименования месяцев в честь высших властителей угрожали превратиться в обычную практику, когда следующему императору – Тиберию предложили назвать своим именем сентябрь, а октябрь наречь «Ливием» в честь своей матери, жены Августа (Светоний. Первый день месяца (новолуние) назывался Календы (от этого слова происходит календарь). Отсюда следует, что, по мнению издания этой эры (византийцев), Христос родился в 5508 году от Адама. Признавались кровнородственные связи рабов.
Граждан нельзя было подвергнуть телесным наказаниям. Сейчас в России говорят так: день год кормит. 13-й или 15-й день месяца (третья фаза, полнолуние) назывались Иды. Все остальные дни месяца названий не имели и обозначались числами, указывавшими, какое место данный день занимает перед календами, нонами или идами. В конце республиканского периода некоторые диктаторы (Сулла, Цезарь) объявляли себя пожизненными.
Однако, солнечный год имеет продолжительность 365, 25 дней. В странах создавали внутреннюю временную периодизацию. Эти периоды назывались «девятидневками» — нундинами (nundi-nae — noveni dies), так как в счет включался последний день предыдущей восьмидневной недели. В случае если клиент умирал бездетным, то его имущество наследовал патрон.
Обычно месяц делился на три восьмидневных периода последний день каждого из них называли нундинами (от «новем» – девять: римлянам было свойственно при измерении определенного промежутка времени считать и завершающий день предыдущего периода, так что восьмой день римской недели назывался девятым). назрела настоятельная необходимость в его реформе.
Семь дней недели считались рабочими (речь шла здесь прежде всего об исполнении служебных обязанностей), а на восьмой день в городах устраивали большие рынки, на которые сходились люди из окрестных деревень и которые также назывались нундинами. Аналогичным образом следующее увеличение расхождения между ними произошло в 1800 г. (до 12 суток), а затем в 1900 г. (до 13 суток). Само же искусство «чтения» знаков, «написанных» на небе, считалось даром Прометея. Юлианское счисление было введено и в России.
Если же составить расписание на 532 года, то в дальнейшем, через каждые 532 года начало пасхи будет повторять свое «блуждание» по числам года в том же порядке, т. е. в 533 г. она придется на то же число, что и в первом году, в 534 – как во втором году и т. д. Сам Дионисий и не предполагал, что сочиненная им эра послужит началом нового летосчисления он придумал ее только для пасхальных расписаний. Продолжительность лунного года составляет 354, 4 дня. При этом Нобилиор полагал, что 11-й и 12-й месяцы (январь и февраль) прибавил к календарному году около 690 г. до н. э. полулегендарный диктатор Рима Нума Помпилий (умер ок.
А так как в случае с искуплением получается не полных 6 дней, то и вышло 5500 лет. Для его уравнения с солнечным годом приходилось вставлять особые вводные месяцы. Все это закрепилось и в веках осталось во всех языках европейской ветви.
Такой подход приводил к тому, что дневной час равнялся ночному (и современному, привычному нам часу) только в равноденствия. Спустя некоторое время таких же почестей удостоил сам себя Октавиан Август: «Календарь, введенный божественным Юлием, но затем по небрежению пришедший в расстройство и беспорядок, он восстановил в прежнем виде при этом преобразовании он предпочел назвать своим именем не сентябрь, месяц своего рождения, а секстилий, месяц своего первого консульства и славнейших побед» (Светоний. Что же касается римского календаря того времени, то, как отмечает Э. Бикерман, он не совпадал ни с движением Солнца, ни с фазами Луны, а «скорее полностью блуждал наугад. ». перед шестым днем перед мартовскими календами), откуда произошло русское «високосный». Но и новый календарь не был признан правильным.
Начало месяца определялось новолунием, о его наступлении особый чиновник (впоследствии великий понтифик) объявлял из специально для этого построенного на Капитолийском холме здания. В дни С (dies comitialis — «дни собраний») происходили народные собрания и заседания сената. Римские граждане пользовались особой судебной защитой: они обладали привилегией судиться только в Риме перед своими согражданами. месяцем Юлия, а измененный им календарь юлианским. Александрийские астрономы установили, что протяжённость года равна 365, 25 дням. Так, в Помпеях, в доме купца Зосима, археологи обнаружили исписанные таблички с обозначением сроков проведения ярмарок – нундин в различных городах в течение одной недели: в субботу – в Помпеях, в воскресенье – в Нуцерии, во вторник – в Ноле, в среду – в Кумах, в четверг – в Путеолах, в пятницу – в Риме.
В старом римском году было только 304 дня в 10 месяцах. Так император Домициан, не обладая скромностью, назвал в честь себя уже два месяца: Сентябрь (месяц рождения)– Германик и Октябрь (месяц, в котором стал императором)– Домициан. В правление Юстиниана кончался первый индиктион пасхального летоисчисления.
Пришлось отнять один день от Фебруариуса, оставив ему 28 (29) дней. Ему предшествовали новембрий, октобрий и септембрий — соответственно «девятый», «восьмой» и «седьмой» месяцы.
Согласно Плинию, «всякая рубка, обрывание, стрижка принесут меньше вреда, если их делать, когда Луна на ущербе». В VI в. н. э. христианский писатель Дионисий Малый впервые начал датировать события годами, прошедшими «от рождества Христова», введя тем самым понятие новой, христианской эры. К середине III в. до н. э. В ноны каждого месяца понтифики объявляли народу, какие праздники будут в нем отмечаться, а в февральские ноны к тому же — будет или не будет произведена вставка дополнительных дней. Он без всяких объяснений начал новое пасхальное расписание не с 248 г. по эре Диоклетиана, как следовало бы по прежним правилам, а с 532 г. – «от рождения Христа».
Так возник привычный для нас месяц август. С этим имуществом раб мог заключать сделки, лично отвечать по обязательствам. Каким же образом узнали. Так римляне называли приходившуюся на февраль поминальную неделю.
Их разделение на часы вошло в употребление в 291 году до н. э. Выражение «двенадцать клепсидр» означало, что в водяных часах вода перетекла из одного сосуда в другой 12 раз. Слово «февраль» происходит от латинского februare, что означает «очищать», так как февраль считался месяцем религиозного очищения, а «апрель» — от aperire, «открывать», так как именно в апреле появлялись первые побеги растений. Последним, десятым месяцем года был декабрь (песет в переводе значит «десять»). Жизнь современного человека невозможно представить без использования календаря. 673 г. до н. э. ). Контроль над календарём в Раннем Риме осуществляли понтифики.
Количество дней в каждом месяце известное нам сегодня, было установлено также при Юлии Цезаре: 4 месяца (апрель июнь, сентябрь и ноябрь) имеют по 30 дней, остальные -- по 31 дню, февраль -- 28 (29). Седьмой день в четырех длинных месяцах или пятый в остальных восьми назызался нонами (nоnае) от nonus— девятый день (включительного счета. ) до полнолуния. Считали, что праздник этот введен в обиход благочестивым Энеем, который стал ежегодно приносить жертвы своему отцу Анхизу. Кроме этого, один раз в четыре года вводился дополнительный день – 29 февраля в високосный год. Для военной караульной службы ночь (от заката до восхода солнца) разделяли на четыре стражи, считая по три часа в каждой страже. Так, например, в 50 г. до н. э., рассказывает Дион Кассий (Римская история, XL, 62), трибун Курион, будучи одним из понтификов, старался склонить членов жреческой коллегии к тому, чтобы ввести дополнительный месяц и тем самым продлить год, а с ним и время его магистратуры как трибуна. Всего за ночь стража сменялась четыре раза каждые три часа.
Что заставляет нас быть твердо убеждёнными в существующей действительности. римляне по примеру греческого календаря ввели 8-летний цикл, несколько изменив его. Напротив, Цицерон, бывший тогда наместником в Сицилии, в очередном письме к Аттику просит его употребить все свое влияние и добиться, чтобы в текущем году никаких изменений в календарь не вносилось и чтобы прежде всего не вводили дополнительного месяца (Письма Марка Туллия Цицерона, CXCV, 2).
Первоначально рабство в Древнем Риме носило патриархальный характер. Глава семьи считался самовластным (обладающим собственным правом), а находившиеся под его властью подчинялись чужому праву. Год в Риме, согласно Ромулову календарю (более позднее название первого римского календаря), делился на десять месяцев и начинался 1 марта. День и ночь делились на 12 равных часов, но в понимании римлян это были световой день (от восхода до заката) и собственно ночь (от заката до рассвета).
Эту традицию переняли и другие правители Рима. В дни Сатурналий улицы Рима были запружены людьми, которые приветствовали друг друга традиционными выкриками: «Io, Saturnalia. » В течение всего фестиваля продолжались пиры, гулянья, различные игры, так что праздник пользовался большой любовью у римского народа. Дионисий тоже не стал утруждать себя бесполезными розысками. Он окончательно утрачивает права на семью и имущество. Основан он на солнечном году. Секстилис)— шестой, September (рус.
Впрочем, его биограф Лампридий в III в. н. э. писал, что подобная идея исходила не от самого императора, а от его льстецов и прихлебателей (Лампридий. Ноны на 7-й, а Иды на 15-й день приходились в марте, мае июле и октябре. Женщины полноправного гражданства не имели, т. к. Например: 7514 -55082006 год. Дополнительный день стали прибавлять к февралю имевшему 28 дней и вставляли его между 23 и 24 числами, куда прежде вставляли марцедоний. Устанавливался четырёхгодичный солнечный цикл (365 365 365 366 1461 день) с неравной продолжительностью месяцев, принятой до сих пор: 30 дней в апреле июне, сентябре и ноябре, 31 день— в январе, марте, мае июле, августе, октябре и декабре, в феврале— 28 дней в течение трёх лет и 29 дней для четвёртого года.
Начальной точкой летосчисления был для римлян год основания их великого города. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. В начале года один из этих «девяти» дней — нундинус — объявлялся торговым или базарным днем, в который жители окрестных деревень могли приехать в город на базар. В республиканский период рабство превращается в основу античной экономики, в связи с этим правовое положение рабов ухудшается.
Начало 1-й Пунической войны (Рим против Карфагена). Каким образом произошло это накопление. Реформа календаря опиралась на астрономические знания, накопленные египтянами. Так, Домициан, который, по словам Светония, «с молодых лет не отличался скромностью», не упустил случая внести в календарь свое имя, точнее – оба своих имени: приняв после победы над германским племенем хаттов прозвище Германик, он переименовал в свою честь сентябрь и октябрь в «Германик» и «Домициан», так как в одном из этих месяцев он родился, а в другом стал императором (Светоний.
Императору Тиберию, сменившему Августа, уже не удалось «оставить след» в календаре, может быть потому, что он замахнулся на большее: сентябрь и октябрь после его правления должны были бы называться соответственно «тиберий» и «ливия» — в честь жены императора. Правовое положение вольноотпущенника зависело от правового статуса бывшего хозяина.
Институт клиентелы является одним из самых древних в римском праве. Реформа Цезаря также касалась закрепления начала Нового года. Февраль был месяцем «очищения» (фебруум) избавления от всяческой скверны, совершавшегося во время праздника Луперкалий (15 февраля). Таким образом, средний год в 4-летнем цикле стал равным 365 суткам и 6 часам.
Но не все преемники Тиберия проявляли подобную сдержанность и здравый смысл. При этом новая экономическая ситуация свидетельствовала о невыгодности труда рабов в силу их незаинтересованности в конечном результате. Водяные часы охотно применяли ораторы, вот таким образом регламент их выступлений стали измерять клепсидрами, а выражение «просить клепсидру» значило просить предоставить слово для выступления. Времена года перестали совпадать с соответствующими им месяцами и потому Макробий имел полное право назвать 46 год до н. э. «годом замешательства». В Риме ему было посвящено 12 алтарей — по числу месяцев в году.
Таким образом, разница между календарями увеличилась до 11 суток. Они объявляли даты главных празднеств, зачастую не имевших привязки к определённым дням, а также благоприятные дни для заседаний суда и сената.
Летоисчисление в древнем Риме. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение апелляций на приговоры о смертной казни. Оставшиеся месяцы сохраняли свои числовые обозначения: Quintilis (рус. находящаяся на груди Льва», а 4 февраля вечером заходит Лира.
настоящее хронологическое monstrum. Естественная история, VII, 212 – 215). В Риме было принято, что все выступающие в суде располагают для своих речей строго определенным временем (обычно тремя часами).
Присмотритесь к названиям дней недели — если развернуть всю историческую подоплеку, можно заметить, как они менялись от изначальных слов, которые посвящались некоторым богам пантеона древних римлян, например Меркурию или Сатурну. Назывался он «дважды шестой» — биссектус, откуда и произошло название «високосный год» в некоторых европейских языках, в том числе в русском. Второй месяц получил название Априлис от латинского aperire — «раскрывать», так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях или от слова apricus — «согреваемый Солнцем». Если возникала необходимость сказать 30 апреля, то употребляли выражение «день за два дня до календ».
Начинался древний римский календарь с марта, когда земледельцы приступали к работе. до н. э. ), писатели Цензорин (III в. н. э. ) и Макробий (V в. н. э. ) утверждали, будто древнеримский календарный год состоял из 10 месяцев и содержал всего 304 дня. Однако иногда дело требовало пространного изложения аргументов и оратор мог просить судью прибавить ему клепсидр. Прозеваешь, — будет голод. В старом римском году было только 304 дня в 10 месяцах.
Божественный Юлий, 40). Вот таким образом были придуманы дополнительные месяцы, нынешние январь и февраль. Яйца под курицу рекомендовалось подкладывать только в первую четверть фазы Луны. Образцовой, заслуживающей одобрения считалась краткая речь, длившаяся не более получаса. до н. э. ) он уже указывал как полные (по З65 1/4, но никак не по 304 дня).
В остальные месяцы иды соответствовали 13-му, а ноны — 5-му числу. Юлианский календарь. Цезарь установил, пишет Светоний, «применительно к движению солнца, год из 365 дней и вместо вставного месяца ввел один вставной день через каждые четыре года». Наименьшая потеря правоспособности происходила при изменении семейного статуса человека (при усыновлении, вступлении женщины в брак, манципации). За мартом следовали априлий, май — в честь италийской богини Майи июнь — месяц богини Юноны, квинтилий, то есть пятый месяц, считая с 1 марта и секстилий — «шестой».
по лунному календарю. Был установлен годичный цикл (по движению Солнца) в 365. 25 дня 0, 25 дня за четыре года складывались в целый день, который и прибавляли к каждому четвертому году, но не 29 февраля, как принято сегодня, а дважды считали шестой день перед мартовскими Календами -- 24 февраля. В Юлианском календаре средняя продолжительность года была равна 365 суткам 6 часам, следовательно, он был больше тропического года (365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд) на 11 минут 14 секунд.
Их отношения с римлянами регулировались на базе права народов. В календарях используются астрономические явления: смена дня и ночи изменение лунных фаз и смена времён года. И, наконец, 12-й месяц был посвящен богу подземного царства Фебруусу. 5-й или 7-й день месяца (вторая фаза Луны) назывались Ноны.
Дни, непосредственно предшествовавшие календам, нонам и идам, назывались pridie (канун). Согласно легендам, Ромул разделил год на 10 месяцев и назвал первый из них в честь своего отца Марса -Martius (март), второй – Aprilis (апрель), от раскрывания почек на растениях, третий – Maius (май), в честь Майи, матери Меркурия, четвертый – lunius (июнь), в честь Юноны, а прочие по месту в году: Quintilis, Sextilis, September, October, November, December (букв, пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый). Дионисий предположил, что текущий 1285 год от основания Рима есть 532 год от Рождества Христова. Он распоряжался семейным имуществом и личностью членов семьи (мог продать в кабалу изгнать из дома).
Был установлен четырехгодичный цикл (365 365 365 366 дней) с неравной продолжительностью месяцев, принятой до сих пор. В остальные времена года их продолжительности, естественно, менялись и различались. В славянских названиях дней недели (через греческую православную церковь) был усвоено обозначение по их номерам.
Название суббота является видоизменённым древнееврейским словом sabbaton (шаббатон) – покой. В результате в таком удлиненном году появилось второе 24-е число, а так как римляне вели счет дня оригинальным способом, определяя, сколько дней остается до определенного числа каждого месяца, этот дополнительный день оказался вторым шестым до мартовских календ (до 1 марта). Однако числа месяца определялись не привычным для нас перечислением с 1 по 30 (31), а по фазам Луны.
Опять возникла необходимость в реформе календаря. В середине I века до н. э. Со временем пекулий стал передаваться по наследству. Можно не сомневаться в том, что древние римляне, сообразуя свою жизнь с циклом солнечного года, вполне могли считать дни и месяцы лишь на протяжении «года Ромула» в 304 дня. Проблема в том, что у каждого народа существовала своя система летоисчисления.
Тиберий, 26). Учитывая суеверную приверженность римлян к нечетным числам, можно полагать, что простой год состоял из 355 дней, эмболисмический — из 383 дней, т. е. что они производили вставку дополнительного месяца из 28 дней и, кто знает, может быть уже тогда «прятали его» в последней, неполной декаде февраля. Март, Май, Квинтилис имели по 31 дню, а остальные— по 30 дней. Божественный Клавдий, 12). Различная же длина их месяцев (от 16 до 39 дней) однозначно указывает на согласованность начала этих промежутков времени со сроками тех или других полевых работ или же с утренними и вечерними восходами и заходами ярких звезд и созвездий.
Реформированный календарь в его честь стал называться Юлианским. Ноны наступали примерно через пять-семь дней после календ и они были промежуточной датой. Летоисчисление в древнем Египте. Римскому богу войны Марсу в германской мифологии соответсвует Тиу, богу торговли Меркурию – Водан, верховному божеству неба и грозы Юпитеру – Донар (Тор), богине любви Венере – Фрея.
Но триэтерида — цикл все же слишком неточный. Говорить дольше положенного позволили тогда и Плинию: «Я говорил почти пять часов: к двенадцати клепсидрам – а я получил объемистые – добавили еще четыре» (Письма Плиния Младшего, II, 11, 2 – 14). Основные события: Ганнибал через Альпы вторгается в Италию, наносит римлянам поражения при реках Тицине и Треббии и поднимает восстание в Цизальпинской Галлии (218) Ганнибал громит римлян в битве при Тразименском озере (217) Ганнибал полностью окружает римское войско при Каннах и уничтожает его, после чего многие города Центральной Италии изменяют Риму (216) в войну на стороне Карфагена вступают Македония и Сиракузы (215) римляне берут Сиракузы и Капую (центр восстания в Центральной Италии, 211) римляне захватывают Новый Карфаген — центр карфагенских владений в Испании (209) победа римлян над карфагенским войском под командованием Гасдруба-ла при Метавре (207) римляне заключают мир с Македонией на условиях раздела Иллирии (205) римляне наносят решающее поражение Ганнибалу в битве при Заме (202) заключение мира на условиях передачи Риму Испании и уничтожения карфагенского флота (201). Первоначально, сообщает Плутарх, «римляне понятия не имели о различии в обращении луны и солнца» (Плутарх.