Левая пола одежды лешего запахнута на правую (у мужчин принято наоборот), при этом правая пола может быть «подтыкнута», обувь иногда надета не на те ноги. Иногда наблюдалось также смешивание образов лешего с водяным9 и болотником55. Посадил девочку в мешок и к себе домой поволок. А они все бесы одинаковы».
Выбила ему глаз. В драме Леси Украинки «Лесная песня» (1911) Лесовик изображён как защитник леса, хранитель мудрости, старший наставник главной героини Мавки. Его оружие – молния в древнее время в особых культах он даже назывался молнией. В Карфагене правила прекрасная царица Дидона. С другой стороны, в поэме «Песнь о Великой Матери» использован отрицательный образ лешего— «и в зыбуны косматый леший народ развенчанный ведёт»8384.
Но при этом он не гнушался покинуть свою территорию и досаждать людям в их жилищах. Но если человек умирал насильственной смертью или не получал должного погребения, то его дух-покровитель мог превратиться в злого лемура (прообраз более поздних вампиров). Ответом служили различные лесные звуки, в которых людям «чудился» смысл. Существовало поверье, что похищенный, чтобы вернуться домой, не должен был есть пищу леших (но в других рассказах люди угощались у лешего и возвращались, но взятая ими с собой еда превращалась в шишки, мох ит. п. ). Не стоит передразнивать эхо и откликаться на незнакомый голос— это может оказаться леший.
В драматической поэме Александра Олеся «Нч на полонин» (1941) Лесовик изображён старым и лысым с сучками по всему телу, позеленевший от мха, он хозяин леса, к людям относится хорошо помимо Лесовика в драме также есть лесной чёрт108109. Стучит клювом в дверь и спрашивает: – Девочка, ты тут. Кроме того, были особые боги очага (собственно покровители кладовой) – Penates, к которым причислялись, между прочим, Янус, Юпитер, Веста. Пока Эней вел свой рассказ, его сын, маленький Асканий, сидел на коленях у Дидоны. Вдруг видит, на пеньке сидит дед, как лунь сед.
Он был также богом войны (Mars Gradivus) военные атрибуты его (священные копья и щит) указывают на древность культа. Скотина могла пропасть, если попадала на место, которым прошёл леший. Но тут боги прислали к Энею своего вестника, Меркурия. Лешего часто «вспоминают» в ругательствах (впрочем, его можно заменить в них на чёрта)48. Сварог и Дый – оба боги, пришлось им разбираться друг с другом по-божески.
Охотничья эпоха была богата на тотемы и одним из самых ярких и распространённых почитаемых животных был олень (или лось). Согласия лешего следовало просить и на любую деятельность в лесу. В сборнике сказок Алексея Ремизова «Посолонь» (1907) леший появляется под разными именами и в разных образах, как и имеющих фольклорную основу, так и полностью выдуманных: сивобородый Леший-дед, что «крал дороги в лесу да посвистывал» лесунок тяжко вздыхающий Лесной Ох спящий в хворосте Лешак-хворостянник хвалящий свой лес, шумя как еловые шишки Лесовой друг Водяного и Полевого Лесовик, которому дарят ягоды и авторские персонажи лешки Боли-Бошка— живёт в черничном бору используя хитрость душит людей, заводит в трясину и Аука— седой «затейный» старичок, живущий в уютной избушке, знает много весёлостей и любит попугать7475.
В стихотворении Льва Мея «Леший» (1861) ему снится страшный сон о железной дороге, проложенной сквозь его лес73. Часто ворует себе в жёны девушек. На знакомство с лешим отваживаются одни колдуны. А Кассиопея – два мужика с косами, которые небесную траву косят. Когда леший сидит, он закидывает левую ногу на правую. Мужик ударил топором по дереву.
Пенёк зашевелился, охотник с него свалился. Идёт мимо Шишига, спрашивает: – Что, братец, делаешь. Потому желающий сойтись с лешим должен отправиться в лес, срубить тупицей (тупым топором, предназначенным для колки дров, рубки льда или костей) сосну в обхват, но так, чтобы она при падении уронила две хотя бы небольшие осины.
Для того, чтобы хозяин леса не тронул человека, не заморочил, на завёл в трясины, в древности, прежде чем отправляться в лес (на охоту, за грибами-ягодами, за дровами и т. д. ), лешему оставляли угощения. Как и другие мифологические персонажи, леший стал объектом интереса художников. По мнению Н. Л. Блища, на образ лешего в рассказе оказали влияние ремизовские лешие из «Посолони» и сказки «Нежит» (1907): мажорная интонация Ремизова сменилась у Набокова трагическим пафосом, а образ Нежита— неприкаянного призрака «без души, без обличья» становится символом эмигрантской реальности86. Если «леший обойдёт» человека, то путник внезапно потеряет дорогу и может «заблудиться в трёх соснах». 11, поиграть в карты531. Выполняя договор, лесной хозяин приводит под ружьё охотника «стада» животных или загоняет их в его ловушки, делает выстрел всегда метким. При сохранении веры в этого персонажа его называли вежливыми выражениями («лесной хозяин» ит. п. ), слово «леший» считалось неуважением по отношению к духу и распространилось после упадка культа изначально среди горожан6:1907:95.
Античный мир, вообще говоря, не знал ни внутренней церкви как царства не от мира сего, ни церкви как государства в государстве: «церковь» и «государство» были в нем понятиями, поглощающими или обусловливающими друг друга и, напр., жрец был тот же государственный магистрат. Нас не устрашит ни смерть, ни муки и, в конце концов, ты будешь уничтожен, надменный царь. » Потрясенный Порсена приказал оттащить Гая Муция от огня и сказал: «Ты поступил с собой более жестоко, чем поступил бы я. Хоть ты и мой враг, я готов восславить твое мужество. » Порсена отпустил Гая Муция, а вскоре снял осаду Рима и заключил с римлянами мир. Тот оттаял окончательно и взял Чурилу к себе на службу. Миф о леших недаром просуществовал на Земле тысячелетия. Говорит: – Слушай, Леший. Также образ лешего создан в ряде самостоятельных произведений. Эллины почитали и страшились Артемиду – богиню диких зверей.
В поэзии Николая Клюева лес— это и сама жизнь, дар неба и хаос, в котором царит леший82. Буду искать вокруг. Леший взялся обнюхивать вокруг землю. Оберегами от лешего служат соль и огонь, очерченный «магическим» предметом круг, лутошка (очищенная от коры липовая палка), головёшка, рябина.
Есть поверья, что туда приходят перед смертью лесные животныек. Пан на «одноимённой картине» Михаила Врубеля 1889 года изображён на фоне типичного севернорусского пейзажа и не отделим от него, что роднит этот образ с образом лешего99:311100. Бог, родившийся от козы, заведовал ночным небом. 10 волосы и длинная седая иногда зелёная, борода иногда он лысый.
В ночь под Агафона Огуменника, 22 августа (4 сентября), лешие выходили из леса в поле, бегали по деревням и сёлам, раскидывали снопы по гумнам и вообще творили всякие бесчинства крестьяне по ночам охраняли от лешего снопы, они ходили на гумно в вывороченной одежде и обводили около снопов круговую черту кочергой, как бы замыкая их оградой18:339. Но люди не единственные разумные существа в Яви. Особенно подчинены ему зайцы. В мифологии западных и южных славян и украинцев в лесу могут встретиться дикие (дивьи, лесные) люди— голые, обросшие шерстью и волосами существа10:10818:49919.
«Леший бродит» «на неведомых дорожках» у лукоморья в прологе к поэме Александра Пушкина «Руслан и Людмила» (1828)23:161. В либретто Афанасия Фета «Днепровские русалки» (1839) леший— разудалый лесной царь, которому «всё в мире трын-трава», охотники используют магические фразы, чтобы защититься от его чар также у Фета есть стихотворение «К лешему» (1840), в котором лирический герой просит того напугать девушку, чтобы она искала в нём защитника70. Кто упал в лес – стал леший, кто в воду – водяной, кто на дом – домовой. Ведущего себя плохо в лесу человека леший мог напугать до полусмерти, заморочить видениями, наслать на него болезнь, защекотать до смерти (за последнее его иногда называли щекотуном)12:200-201, 224, 338-34813:268-270, 273, 278, 302, 308-31114:317-318, 322-32318:325-326, 330-331, 33932:655, 658, 660.
Как и остальная нечисть, лешие могли проявлять себя во время Святок10:10613:253, 267-26818:3394223:9135. Но, кроме того, существовали пенаты всего римского народа. Вот-вот лозиной ухватит, хворостиной удавит. «Новгородский сборник» за 1865 год сообщает, что «лесовые любят петь песни, хлопать в ладоши, смеяться и ойкать». Геркулес (переделка на лат.
По мнению Н. Н. Афанасьева, в образе лешего выражено то, что Набоков любил в природе России (мох, берёза, брусника) и чего ему не хватало в эмиграции, то, что ассоциируется с Родиной. Божества источников (обыкновенно – богини) почитались в рощах и обладали еще даром предвещания и песни, а также были помощницами при родах. Леший любит висеть и качаться на древесных ветках, почему в некоторых местах его прозвали зыбочникомк.
49, «Приключения домовёнка» (1986, озвучивают Феликс Иванов— леший и Светлана Травкина— внук лешего)к. Если надеть на неё крест и отстегать рябиновой веткой, то она исчезнет. По мотивам пьесы были созданы одноимённые балет (1936), опера (1958) и фильмы (1961, 1976, 1980), в которых также участвует Лесовик. (В отличие от богини Юноны, покровительницы всех женщин, дух-юнона покровительствовала лишь одной) Гении и юноны умерших людей становились манами — доброжелательными божествами, в которых почитали души предков. А охотник выбрался на дорогу и домой пошёл. Эней и его спутники предстали перед царицей.
Они расположились под высоким дубом и стали ужинать овощами и пшеничными лепешками. Иногда он в одежде нехарактерной для леса, например, в чёрном костюме. Рядом с логовом лешего человек непременно заплутает. Есть севернорусские поверья, утверждающие, что леший носит шапку-невидимку, но его можно увидеть с помощью растения иванова (или адамова) голова и украсть у него шапку510:105. В поэме «Вила и Леший» (1912) ссора лешачих и попытка вилы соблазнить лешего изображены в буффонированном виде23:27877.
Как замечает П. Ф. Маркин, «это не своенравный хозяин леса и зверей, а уставший от времени старик», он «горбатый», «с серыми волосьями» и «древним челом»23:275-278. Пожалуй, один из самых знаменитых мечей в истории. Лесные жители изображались славянами не буквально.
К нему обращались с молитвами о ниспослании плодородия полям и виноградникам в честь его была установлена так называемая священная весна (ver sacrum). Лесовики также присутствуют на линогравюрах «Мелодия гор» и «Лесовик» из серии «Легенда гор и лесов» (1936) здесь их образы ближе к славянской мифологии и более романтичны99:317. Испугался охотник, выбрался из дупла, побежал со всех ног из леса. Известны разные сочетания иерархии генеалогии античных божественных существ – «Олимп», различные системы "двенадцатибожия" (например, в Афинах – Зевс, Гера, Посейдон, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арей, Афродита, Гермес, Гестия).
Лишь убедившись, что это выполнено, Артур умер спокойно. В противоположность Весте, олицетворявшей благодетельную силу огня, Вулкан или Волкан (Volcanus) был представителем разрушительной огненной стихии. Внешний облик лешего (как и остальных мифологических персонажей) в быличках может и не приводиться, так как его образ часто неуловим, кроме того, рассказчик мог считать опасным красочно описывать нечистую силу31.
Считается, что лешие даже приходят в баню к баннику. Леший имеет тесное родство с духом-хозяином полей— полевым: предполагаются отделение полевого от лешего в процессе отхода людей от подсечно-огневого земледелия (обособление поля от леса) и повторное слияние с ним при растворении мифологической традиции13:249, 265, 272. и выгнать, может, даже убить. Прячется – то в ямище, то в овражище.
Множество мифологических рассказов повествует о противоборстве человека и лешего, о поиске компромисса между ними13:270. Леший к мужику крадётся. К числу этих божеств относились, например, Camenae и Egeria – вещая супруга Нумы.
А преподобный увидел, что он находится в непроходимой чаще на круче горы над пропастью». У лешего могут отсутствовать брови и ресницы (но иногда у него кустистые брови), а иногда и ноздри или правое ухо или один глаз, он может быть хромым. 30, хлеб с солью (со своими волосами или ногтями) и др. — или жертву— свою кровь (из пальца) или первую добычу или написать кровью договор на бумаге или листе растения.
Он не нечистая сила, а хозяин леса. В богах римляне видели только волю (numen), которая вмешивалась в человеческую жизнь. Николай Угодник покидает лес и прощает лешего, говоря, что ему зачлась его защита лесных животных, предлагает идти вместе с ним в «радостный Ерусалим»9394.
Помимо Лесовика в драме также есть лесной чёрт Куц103104105106. До дома идти далеко. Громоотвод в форме колеса с шестью спицами и сейчас можно увидеть на старых постройках. По мнению И. Шевченко, для Лесовика характерны черты, присущие людям, он «один из тех, кто указывает путь к гармоничному человеческому существованию»107. Именно фаллос сделался символом этого божества. Божества, под покровительством которых находилась вся человеческая жизнь во всех её проявлениях, назывались dei indigetes (внутри действующие или внутри живущие боги).
В стихотворении Николая Некрасова «Выбор» (1861) леший убеждает решившуюся на самоубийство девушку выбрать, вместо предложенных другими духами, его способ— броситься с дерева вниз головой65. Лешие заманивают детей, которым плохо живется в своей семье, добрым отношением, вот таким образом они называют лешего «добрым дядюшкой». Одним из первых нарисовал лешего Виктор Васнецов, создавший эскиз его костюма к опере «Снегурочка» в 1885 году его леший стар и древоподобен с ногами-корнями и ветвями, покрывающими всё тело, на голове веточки с листвой99:310-311. Отмечается, что леший никогда не подпоясывается.
524:15528. Способы рассеять морок лешего: уведённый им человек ничего не должен есть или носить с собой очищенный от коры сучок липы (лутовку), также можно надеть всю одежду наизнанку или переобуться – левый ботинок надеть на правую ногу и наоборот, перевурнуть стельки тогда путник сможет найти дорогу из леса. 3313:312-314, 318-319274546. На них он несёт солнце. Все сущее образовалось из Хаоса, который являл собою борьбу стихий.
Подчас леший прямо изображается властителем стихий13:254, 265, 267. 3113:299-30514:314, 318, 32618:325-32923:8932:660-661.
Т. И. Шамякина видит в них вход в иной мир, куда и вынужден уйти вытесненный людьми лесун34. 11 и др. Иногда представляли, что его лицо белое как береста.
Считалось, что леший мог похищать у людей скот, особенно тот, который прокляли, послав «к лешему». Но в ряде мифологических рассказов лешие могут собираться вместе, живут семьями (жена лешего— лешачиха или похищенная девушка, дети— собственные лешачата или также похищенные) и даже деревнями: дома леших покрыты кожейк. По кусточкам идёт, по бугорочкам бредёт.
По этому знаку римляне подхватили на руки сабинянок и бросились бежать. Пуля в ель попала. Лозиной обовью, хворостиной угощу.
Легенды, которые рассказывают об истории этого меча разнятся. В честь Юноны и Гения в день рождения приносились жертвы их именем клялись. Ещё можно было попытаться выйти из леса задом по собственным следамк. В драме Василия Белова «Бессмертный Кощей» (1978) леший— единственный, кто не покоряется захватившему лес Кощею и борется с ним, пока не погибает, что побуждает, однако, остальных лесных обитателей к восстанию110111112113. Однако для него испытанием являлась именно возможность спасения, которую леший отвергает, так как не может оставить без защиты лесных обитателей, чем подтверждает свою праведность. 16. С другой, его часто противопоставляли «настоящим» чертям: его негативные действия вызваны не целью загубить человека, а желанием наказать (пусть и смертью) за ненадлежащее поведение в лесу14:32318:321, 33024:119 (а иногда и нарушение правил человеческого общества14:323).
В Афинах, самом культурном и демократическом полисе, всегда содержались в особых домах увечные, больные, преступники, которые объявлялись «фармака», т. е. Самые обычные приемы проказ и шуток леших заключаются в том, что они «обводят» человека: всякого углубившегося в чащу с целью собирать грибы или ягоды они либо «заведут» в такое место из которого никак не выбраться, либо напустят в глаза такого тумана, что совсем собьют с толку и заблудившийся человек долго будет кружить по лесу на одном и том же месте. По наблюдению О. А. Черепановой, они чаще всего изображают лешего древовидным31. Дар оставляется в корнях вывороченного дерева или на перекрёстке лесных дорог, при этом человек должен снять пояс (оберег) и крест (отказ от христианства).
Но нередко леший представлен как покровитель только одного или нескольких видов диких животных, в русской традиции это чаще всего медведи и особенно волки (леший может воплощаться белым волком— вожаком)13:254-256, 268, 270-27314:317-31818:325. Лешего можно прогнать ударом наотмашь. лад греч. Леший из лыка плеть плетёт. На эти осины следует встать, оборотясь лицом к северу и сказать: «Лесовик-великан, пришел к тебе раб (имярек) с поклоном: заведи с ним дружбу.
Леший отвечает: – Плету плеть, чтоб охотника сечь. Позднее были приданы каждому семейству, городу, государству, для охраны, свои Гении. Вот почему их зовут по-разному.
В 186 г. до н. э. римский сенат принял суровые законы по отношению к почитателям этого бога. Я погибну, но мне на смену придут другие. Считается, что леший одет как обычный человек. Ни зверя, ни птицы охотник не встретил.
Под взаимным влиянием и слиянием находились образы «злого» лешего и чёрта, который часто служил родовым понятием для всей нечисти13:257, 307-308, 32224:118-11931. Сверху поставила орехов и грибов коробок. Леший взвалил мешок с подарками для родителей на спину. Отсюда и отношение к лешему, как к лесному хозяину, в народе было двойственнымк. Чаще всего поводом для похищения становится проклятие, особенно родительское, в виде посылания «к лешему». Согласно автору, Россия лишается своей души87. 15510:10513:260-26314:315-31618:321-32223:873137. Образ Лешего зачастую довольно разнообразен. На Русском Севере есть поверье, что лешачихи (боровухи) являются мужчине в лесу, часто в виде его жены или любимой и вступают с ним в половую связь, после чего он сходит с ума или умираетк.
Он пасёт зверей, заботится об их пропитании, защищает от охотников, спасает от пожаров. Причём пастух мог по своему желанию, протрубив, вызвать любую скотину из леса.
Охотник думает: «Сколько же ему лет. » А тот, словно его мысль угадал, говорит: – Мне тысяча лет. Сбегай под горушку в мою избушку. На Егория Вешнего, 23 апреля (6 мая) или около Николы Вешнего, 9 (22) мая, с лешим могли заключать договоры пастухи41. Итак, требовались две осины, причем не срубленные топором и не сломанные руками. Земледельческое население особо чтило Деметру – «мать хлебов» и в подражание ей, забеременевшей от крестьянина на поле, совершался ритуал соития прямо на свежевспаханной земле имевший магический смысл – воздействие на силы плодородия земли.
Представителем водной стихии был Нептун, позднее, через отожествление с Посейдоном, сделавшийся богом моря (с 399 г. до н. э. ). Святой начал учить его о смирении. По другим представлениям, леший заботится о похищенных коровах, пасёт и доит их.
Есть мнение, что русская «свистопляска», против которой в древности выступала православная церковь, берет начало от подражания лесным славянским божествам в языческие времена. Леший управляет лесными животными, способен превращаться в пень, в его облике проявляются элементы леса— «нос— лукошко», «волосья— поросли ракит». Существовало представление, что вернувшиеся от лешего меняются. В одном из стихотворений Петра Вяземского леший является олицетворением метели68. А дудочка поёт: – Ту-ут, ту-ут, ту-утЛюлечка скрип, скрип, Лешачонок спит, спит. Для этого ему преподносили дар— яйцо, хлеб с солью и др., завёрнутые в чистый кусок ткани, перевязанный красной ниточкой, молили его или угрожали ему магией («закрестить» все дороги в лесу, перевязать все деревья) или заступничеством святых.
Иногда утверждается, что у лешего заострённая вверх головак. Клюев следует народному образу «лесного хозяина», сливающегося со своим царством. Римские боги были нравственнее греческих.
37. Все эллины объединялись в поклонении Зевсу – верховному богу и Мойре – богине судьбы. Полгода провел Эней в Карфагене, наслаждаясь любовью прекрасной царицы. Сначала Сварог побил Дыя, загнал его людей в подгорную землю. Именно они придумали слово "миф" (в переводе с греческого "предание", "сказание"), которым мы сегодня называем удивительные истории о богах, людях и фантастических существах. В рассказе Евгения Носова «Сронилось колечко» (2002), посвящённом эпохе коллективизации, перемены в обществе отрицательно сказались и на нечистой силе: в результате остановки мельниц исчезли речные омуты и водяные были вынуждены перебраться в лес, где выживают как могут— «дегтярничают, живицу сочат, дорожки к белым грибам за полтину указывают», а лешие же оказались «посноровистей»— устроились на службу в лесничие.
Будучи заграницей, он зашёл проведать человека, которого пугал на Родине. В связи с этим Юпитер был также покровителем границ и собственности (Juppiter Terminus или просто Terminus). Скот во многих регионах пасли в лесу и с целью оградить его от нападений хищников и пропажи пастух в начале сезона, на Егория или на Николу, совершал ритуальный обход (отпуск) скота— обходил стадо трижды с иконой и другими «магическими» предметами, произнося заговоры. По другим традициям, лешего не вызывали, а просто клали подарок ему под берёзу, «которая на тебя посмотрит». В басне Василия Тредиаковского «Леший и Мужик» (1752) Мужик приглашает к себе домой замёрзшего в лесу Лешего, но тот убегает испугавшись то согревающего, то охлаждающего дыхания человека66. Ухватился за него сучок и держит за ремешок. 34.
Он часто сидит на дереве или пеньке и плетёт лапти или изготавливает поделки из дерева. Идёт мимо Кикимора, спрашивает: – Что, братец, делаешь.
Все дело в том, что у древних славян был культ коня. В некоторых историях единственным проявлением лешего являлся внезапно возникший в лесу беспричинный иногда коллективный страх12:254-255.
32. По одним версиям, леший всегда подпоясан, а по другим— всегда без поясак. В рассказе Владимира Набокова «Нежить» (1921) леший был вынужден эмигрировать из России, спасаясь от «безумных землемеров», уничтоживших его леса и убивших множество людей. Он призывался в молитвах и вместе с богиней плодородия, Майей и считался божеством солнца и молнии. Вновь появляются лешие только весной, когда начинает таять снег. Нередки также битвы леших с водяными, преимущественно в ночную пору. Узнай, дома ли девочка сидит. Прилетела сорока под горушку в избушку. Лешие могут враждовать между собой (говорится о битвах леших друг с другом, в качестве оружия использующих деревья и валуны), с чертями, водяными, полевыми и домовыми13:25414:314, 316, 32218:323-32532:654—655, 657—660, 66539:510-511.
А дудочка поёт: – Ту-ут, ту-ут, ту-утЛюлечка скрип, скрип, Лешачонок спит, спит. Леший обладает огромной силой13:259. А Шишига говорит: – Ну, мужик, берегись. Вот таким образом охотники всячески пытаются задобрить духа, чтобы тот не вредил им на охоте. У лешего длинные седые, зелёные иногда рыжие, растрёпанные или зачёсанные налевок.
Когда рассказывают про встречи с лешим, как и с другой нечистой силой, часто используют слова «чудится», «кажется», «видится», «манит», «пугает», «. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoблазнит» и другие выражения неопределённости12:170. А может заводить голосом знакомого, плачущего ребёнка или умирающего. Вместе с тем леший может увеличиваться и уменьшаться и по своей воле13:253. Вставила в неё свою песенку.
Еловая ветка курок зацепила. Под названием Цереры (Ceres) с 496 г. до н. э. была известна греческая Деметра, культ которой оставался в Риме абсолютно греческим, так что даже жрицами при ее храме были гречанки. В Читинской области в XIX веке со слов стариков фольклористами был записан совет о нежелательности ночлега на лесных тропах, поскольку невдалеке кто-то закричит, засвистит и зазвенят колокольчики. От шуток лешего люди нередко сходят с ума.
Если человек заболевал и считалось, что это произошло в лесу, то к лешему обращались с прошением о выздоровлении15:322-323. 20.
Заключивший договор с лешим пастух должен был в течение всего сезона соблюдать ряд запретов: ему нельзя было смотреть за скотом в лесу, бить его, убивать лесных животных, ломать деревья, собирать ягоды (особенно чёрные) и грибы, ругаться в лесу, стричь волосы и ногти, пасти в своей одежде, давать другим людям свои трубу и батог, прикасаться к другим людям (здороваться за руку, есть из одной посуды, мыться вместе в бане, спать с женщиной), видеть мертвецов и новорождённых также было запрещено в течение сезона продавать скотину из стада, чесать шерсть у овец, нарушать целостность изгороди. Чтобы найти пропавшую скотину, крестьяне предпринимали не только обычные поиски, но и совершали обряд «отведывания» («отворачивания»): ночью или рано утром шли на перекрёсток лесных дорог (или посылали «знающего» человека), где пытались договориться с лешим. В поэме Арсения Несмелова «Прощённый бес» (1941) леший раскаивается в былой жизни, когда он стаскивал звёзды с небес (по мнению Т. Ф. Усковой, это отождествление с гоголевским чёртом) и издевался над богомолками, видя, что теперь не осталось паломников в расположенную в лесу обитель Николая Угодника, кругом одни «лихие мужики», уничтожающие лес. К числу иноземных божеств относятся этрусская Минерва (Menrva, Minerva), богиня мышления и разума, покровительница ремесел и искусств. Порой в больших лесах живут по два и по три лешего, которые иногда ссорятся между собой при дележе лесных дач (Архангельская губерния).
Это тоже знак Перуна. Это древний бог грозы, грома и молнии. Существовали представления, что лешие активны не все сутки, но только в некоторые, обычно переходные, часы: ночью (особенно в полночь), на утренней заре, в полдень или в неопределённый «худой час»913:267.
В этот день (17 октября) дух проваливается под землю (вырывая ее на семь пядей), где зимует до весны, но перед зимовкой лешие беснуются, «дурят в лесах»: бродят, кричат, хохочут, хлопают в ладоши, ломают деревья, разгоняют зверей по норам и свирепствуют. Слово «леший» иногда используется для перевода на русский названий различных схожих существ и духов в иностранных языкахк. Звалась Ясуня иначе – Буря-Яга Золотая Нога.
Мы узнаем, какие где почитались боги или герои и какой где или где какой почитался преимущественно (например, Зевс – в Додоне и Олимпии, Аполлон – в Дельфах и на Делосе, Афина – в Афинах, Гера на Самосе, Асклепий – в Епидавре) знаем чтимые всеми (или многими) эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества). Он не мог узнать место, где находится. Двойственное отношение проявлялось и в том, что леший представлялся то сильным, страшным духом, против которого могут помочь только молитвы или магия (в основном в быличках), то простым народным чёртом, глуповатым, которого умный мужик легко может обхитрить (в основном в сказках и близких к ним бывальщинах)15:33643.
912:170-177. Это может быть как гигант, так и обычный с виду человек. Аполлон и Dis pater – также чисто греческие божества из которых последний соответствовал Плутону, на что указывает сопоставление латинского имени с греческим (Dis dives – богатый ). Также как и лары, свои пенаты были у каждой семьи. 14. Он велел ей за маленьким лешачонком следить. Сюда относятся Fortuna (Судьба), Fides (Верность), Concordia (Согласие), Honos и Virtus (Честь и Храбрость), Spes (Надежда), Pudicitia (Стыдливость), Salus (Спасение), Pietas (Родственная любовь), Libertas (Свобода), Clementia (Кротость), Pax (Мир) и др. 46115, «Дудочка и кувшинчик» (1950)к.
Также леший— один из персонажей балета «Русские сказки» (1915) на музыку Анатолия Лядова и спектакля «Аленький цветочек» (1950) режиссёра Леонида Лукьянова. В некоторых местах считают, что лешие живут целыми деревнями. Хотя их благочестие и было наружное, однако, оно доказывало уважение к обычаям, а на этом уважении покоилась основная добродетель римлян – патриотизм. Стало темно. 26.
Весь день ходил, ничего не добыл. Осветил землю. За несоблюдение ритуала гадающий мог жестоко поплатиться. Вследствие этого Юпитер призывался в подтверждение верности слова, как Deus Fidius – бог клятв.
Чтобы наказать путника, леший мог оморочить (запутать). Согласно «Северным сказкам» Н. Е. Ончукова, пищей лесовику служит «заячья да беличья говядина» Также дикие яблони зовут «лешовками», предполагая, что леший выращивает эти яблони для себя. Лесун— один из главных персонажей у Максима Богдановича в цикле «В зачарованном царстве» сборника «Венок» (1914).
На Агафона-огуменника (22 августа/4 сентября) лешие выходят из лесу и носятся по деревням, норовя раскидать снопы, вот таким образом хозяева в этот день и ночь стерегут свои гумна в тулупах, надетых навыворот, обмотав головы полотенцами и держа в руках кочергу. Леший мог «привязать» скотину к дереву, так что она не могла от него отойти, хотя съела вокруг всю траву и голодала или даже «закрыть» («спрятать») животное, как бы поместив его в иной мир, причём ищущие люди могут слышать где-то поблизости колокольчик коровы. по другим поверьям леший всегда с непокрытой головой. Молнии у него разные: золотые – живительные, лиловые – смертоносные.
Камни и стволы деревьев они бросают верст на 50 и более. Согласно народному этикетук. 11.
Для успешной охоты можно заключить с лешим договор (лучшим временем для этого считались Пасха и ночь на Ивана Купала): принести ему дар— «первохрестное» пасхальное яйцок. Всепоглощающее значение государства сказалось и в религиозной сфере. Часто ворует себе в жены девушек.
Именно с его образом, а не водяника, связаны лесные озёра— зеркальца, манившие автора. Лешему приписывается также похищение детей. 18 и даже под землёйк. В мифологи славян и сказках по-разному описывается и жизнь лешего. Леший упоминается в стихотворении Василия Жуковского «К Войекову» (1814), в котором подмечена его зооморфность (козлоногость)23:154.
Но он был не только божеством, но и героем. А потом смилостивился, обустроил пир в Дыевых хоромах. Есть также рассказы, в которых «похищенные» (заблудившиеся) люди погибают от изнеможения, голода, падения в яму или попадания в трясину12:176, 393-39713:311-314, 317-31914:319-32018:324-3252736:7043. 2812:255-258, отправляясь в лес, следовало помолиться и попросить разрешения войти в него у «хозяина».
В советской военной прозе черты лешего просматриваются как в положительных героях, например в «чудесном помощнике» дедушке Селиване в повести Евгения Носова «Усвятские шлемоносцы» (1977), так и в отрицательных, например, образы немцев в повести Виктора Астафьева «Пастух и пастушка» (1967)95. Древнеславянская мифология сложна по своей структуре и богата по содержанию. Первыми записанными произведениями, донесшими до нас неповторимые образы и события, были гениальные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
В некоторых описаниях у лешего синяя кровь и, как следствие, синяя кожа. Его проводник начал быстро таять и стал невидимым. К божествам, олицетворяющим души умерших, относились Manes, Lemures, Larvae, а также Genii и Junones (представители производительного и жизненного начала в мужчине и женщине). Принялась лешачонка укачивать: – Усни, усни, глазок, Усни, усни, другой. Не услышь, не услышь, ушко, Не услышь, не услышь, другое. Усыпила девочка лешачонка.
Ряд дат в народном календаре связаны с лешими. Ту-ут. » Забралась девочка в мешок. Забрался в него. Охотник сидит из дупла глядит.
человеческих прав. Суеверные русские мужики и бабы в этот день в лес не ходили: «Леший – не свой брат: переломает все косточки не хуже медведя». Вылезла девочка из мешка, коробок с орехами и грибами взяла и домой пошла. В народных поверьях также сохранились сведения о мороке лесовика. Обещанного ему ребенка леший уносит в лес тотчас по рождении, подкладывая вместо него «лесное детище» – больное и беспокойное. К. А. Титянин считает, что его «образ близкий по стилю к гоголевским нечистым, по функции— к чёрту в Братьях Карамазовых Достоевского»90. Часто он передразнивает людей— подобно эху, которое в лесу считалось его откликом. Это старались сделать особенно пастухи, чтобы звери лесные не губили стадо.
Главными божествами, покровительствовавшими земледелию, были Сатурн (бог посева), Конс (бог жатвы) и Опс, супруга Конса. Также считалось, что в Великий четверг можно прийти в лес, сесть на старую берёзу, позвать лешего («Царь лесовой, всем зверям батька, явись сюда. ») и спросить у него о будущем. Помощь против лешего родственники искали и у домового, обращаясь к нему, «гаркая» в трубу. Те же поверья относятся и к детям: они могут быть лешачатами (лешачонки, лешени) или похищенными детьми.
Образы духов леса присутствуют на иллюстрациях Елены Кульчицкой к книге В. Гнатюка «Нарис укрансько мфолог» (1918—1921). Особой характеристичной чертой этих героев было то, что, хотя они и представлялись доисторическими деятелями, но оканчивали свою жизнь не смертью, а исчезновением неизвестно куда (сюда относился термин non comparuit).
Деятели культуры поклонялись Аполлону – богу искусств и музам. В лесу совершался весь цикл земледельческих работ (при сохранении подсечно-огневого земледелия), в лесу пасли скот, заготавливали дерево для строительства и отопления, охотились и ловили рыбу, собирали грибы и ягоды, к лесным промыслам относились гонка дёгтя и смолы, выжигание древесного угля, через лес проходили дороги, в лесу совершались различные языческие обряды. День догорал, наступил вечер. А. В. Пигин подчёркивает, что у Несмелова языческие боги и нечистая сила получают приглашение в рай, былые противоречия не важны в эпоху «лихих мужиков», которые уподобляются чертям. Праздником для леших считается Ильин день (20 июля/2 августа), когда открываются волчьи норы, всякое зверье бродит на свободе. Под пенёк затопчу, колодой придавлю. Считалось, что леший соглашался ответить только на три вопроса.
Сел на бугорок.
Корова, «завещанная» лешему, должна была погибнуть или пропасть в лесу в течение сезона. Побежал в лесную чащу без оглядки, во все лопатки. Дидона предложила ему стать ее мужем и царем Карфагена. 22, честной лес5910:10613:265-26714:31618:32432:658, 6623339:510.
Однако иногда леший мог вредить человеку и без видимой причины5к. Есть также немногочисленные бытовые сказки с лешим (в связи с тем, что мифологические персонажи, в отличие от персонажей сказочных, воспринимались как реальные, а не вымышленные) леший в сказках деромантизирован, приземлён, часто неорганичен и легко заменяется другим персонажем7:9824:35-45, 151-15430. Или леший заводит животное в глухое, труднодоступное место. Он воспринимался как чуждая и опасная территория, место скопления нечистой силы и даже иной, «тот» мир13:247-25014:31418:320. Ему поклонялись эллины в священных рощах и садах, в честь него устраивали фонтаны в виде все тех же фаллосов фаллические статуи, символы, амулеты имели всеобщее распространение марионетки с поднимающимися фаллосами были обязательными участниками театральных зрелищ, официальных празднеств и традиционных шествий земледельцев вокруг полей имевших целью повысить плодородие земли с помощью Пана.
12, то как крохотный человечек, то он обычного роста. Чурила золотом и камешками драгоценными поделился со Сварогом. Леший может «привязать» человека к дереву, в котором он живёт, в таком случае путник, блуждая, всё время возвращается к нему.
Девочка стала у Лешего жить. Согласно М. М. Бахтину, в образе лешего в этой поэме, как и в образах лешачонка и лешачихи в рождественской пьесе-сказке «Снежимочка» (1908), «соединяется страшное и смешное, но страшное здесь существует в форме смешных страшилищ, то есть уже побеждённых смехом»78. Он сказал царю: «Смотри, как мало дорожат своим телом те, кто отстаивают свою свободу. «Смотрите. Распространено представление лешего как седого бородатого старичка. Лесун у Богдановича изображён старым и измождённым, хотя есть стихотворение, в котором его «душу дикую» крестит месяц в небесной купели3480. Сильван (лесной бог, леший), пугавший одиноких путников вещими голосами, был покровителем границ и собственности Либер и Либера – чета, олицетворявшая плодородие полей и виноградников – были отожествлены позднее с греческой четой Диониса и Персефоны Вертумн и Помона охраняли сады и фруктовые деревья Ферония считалась подательницей обильной жатвы Флора была богиней расцвета и плодородия Палес охраняла пастбища и скот.
Нередки также битвы леших с водяными, преимущественно в ночную пору. И говорит: – Смотри, девочка, не убегай из моего дома. В романе-быличке Сергея Клычкова «Чертухинский балакирь» (1926) леший Антютик (от эвфемизма «анчутка») выступает сватом для главного героя. В балладе Павла Катенина «Леший» (1815) леший изображается седым старичком инфернальность которого выдаёт лишь «насмешливый и злой вид», он через сны заманивает мальчика в лес и похищает23:156-15767. Тотем Марса, picus (дятел), с течением времени сделался богом лесов и лугов, покровителем земледелия и почитался, под именем Picumnus, совместно с Пилумном, богом молотьбы. Леший боится собак и трёхцветных кошек.
На Ерофея же, как считали крестьяне, лешие с лесом расстаются. Под властью этого духа находятся все звери в лесу. Так выродилось таинственное, неизведанное96.
Так, были боги, оберегавшие человека со времени зачатия до рождения (Janus Consivius, Saturnus, Fluonia и др. ), помогавшие при рождении (Juno Lucina, Carmentis, Prorsa, Postversa и др. ), охранявшие мать и ребенка тотчас после родов (Intercidona, Deus Vagitanus, Cunina и др. ), заботившиеся о детях в первые года детства (Potina, Educa, Cuba, Levana, Earinus, Fabulinus), боги возрастания (Iterduca, Mens, Consus, Sentia, Voleta, Jnventas и др. ), боги покровители брака (Juno juga, Afferenda, Domiducus, Virginensis и др. ). Если пропавшая скотина не была «завещана» лешему, то она либо сама вскоре возвращалась, либо леший говорил, где её можно найти, либо рассказывал о её судьбе (загрызли звери, украл кто-то из людей, гуляет не в лесу). Решил охотник в лесу ночевать.
52116, «Месяц» (1993)к. На русском Севере отмечено выражение «леший ступал» о том, что плохо сделано. В романе «Иверень» (1943) Ремизов создаёт образ лесавки— дочки лешего, которую он видит во сне: «её зелёные волосы пушатся без ветра, глаза как две ягоды. Фаллический культ приобрел ничем не сдерживаемый оргиастический характер. Увидел на дереве большое дупло. Вот таким образом часто предпочитали ритуалу «божественного» («благословенного») отпуска договор с лешим и «лесной» («страшный», «неблагословенный») отпуск. Как у покровителя пастухов и животных возможна связь между образами лешего, «скотьего бога» Велеса и христианских святых, на которых перешли в двоеверии функции последнего: святого Власия, Егория Храброго (святого Юрия, Георгия Победоносца), Николы (Николая Угодника) и др. 13:280, 291, 29852:112—11353 Как покровитель одного из видов диких животных, чаще всего волков, реже медведейк.
Понял охотник: сидит на пеньке не дед, а Леший из леса. Стал месяц за тучу прятаться. Лешего называли лесовиком, лесным духом и хозяином, а также «дедушкой» и «дядей». Если же каким-нибудь чудом заклятого ребенка успеют окрестить ранее, так что взять его сразу нельзя, то леший ждет до семи лет отрочества и тогда сманивает его в лес (лешему дана одна минута в сутки, когда он может сманить человека). В лесу проклятые живут недолго и скоро умирают. Гавриил свергнул. Леший может сам указать охотнику, как заключить договор.
54, вторая серия мини-сериала «Приключения Котигорошка и его друзей» (2014)к. Успокоился Леший, пошёл дальше. Камни и стволы деревьев они бросают вёрст на 50 и более. Клюев также демифологизирует лешего («бородёнка козья»), сближает его с крестьянами («доплетает леший лапти на опушке»).
Во множестве историй леший разговаривает по-человечески. 4210:1081962. Дьявол шел быстрой походкой и все время забегал вперед.
Первыми появились Гея – земля, Тартар – ад и Эрос – любовь. В связи с этим интересна история с богом плодородия, вина и оргий Дионисом-Бахусом. Подкова на счастье и теперь считается вполне действенным оберегом. 13, одежда наподобие балахона или рясы с широкими рукавами.
Также особым «срочным днём» лешего считалось Воздвиженье, 14 (27) сентября, когда лешаки сгоняли в особые места лесное зверьё, чтобы играть на него в карты крестьяне не ходили в этот день в лес, чтобы не попасть на сборище леших5. Диана покровительствовала плодородию, на что указывает, может быть, совместность праздника ее (13 августа) с жертвоприношением в честь Вертумна. Его спутник вызвался проводить его к монастырю, но еще больше сбил с пути.
Кикимора говорит: – Ну, мужик, берегись. В противном случае, при произнесении, к примеру, слова «леший» он мог откликнуться и явиться. Культом богини заведовали шесть дев, названных по имени ее весталками. Встал. Согласно поверьям, живёт леший на старых сухих деревьях (ель, верба), в дупле, в кочке, в корнях вывороченного дерева, в корягах, в лесных избушках, в тайной пещерек.
При рождении гении вселяются в человека, при смерти – отделяются от тела и становятся manes (добрыми душами). Лесному духу, естественно, никакие угрозы не страшны, вот таким образом и пояс он никогда не носит. Гадающие очерчивали вокруг себя магическим предметом (кочергой, лучиной и пр. ) три круга-ограды или очерчивали шкуру животного, на которую садились, клали рядом с собой кусочек хлеба и иногда другие предметы и спрашивали у лешего, что случиться в будущем году. Представления о нраве леших также противоречивы. В некоторых местностях Тульской губернии рассказывали, как девушки сами убегали в лес, а через несколько лет возвращались с кучей денег.
Особенно часто леший показывался перед Великим постом, Вербным воскресеньем и в ночь на Ивана Купала на 24 июня (7 июля)10:105-106. Чаще леший представляется одиноким существом, в каждом лесу живёт только один леший (большие леса могут быть разделены на участки, в каждом из которых свой леший).
Считалось, что если обход был совершён с ошибками, то леший, обиженный на применение против него магии (а именно он считался причиной всех несчастий со скотом в лесу), может попытаться отомстить людям— погубить животных. Да лес словно вымер весь. С одной стороны, он хозяин и защитник леса, а с другой – довольно опасен для человека.
Испугался Леший, убрался в свой чёрный лес побитый весь. Леший в рассказе не может жить без своей земли и умирает, передавая герою что-то важное85. Велимир Хлебников в части своих стихотворений показывает лешего как «хозяина леса», «полулюд-полукозёл», способного устроить «в роще самовал» и «ветры буйные смутить».
Главное святилище бога Януса (Janus Geminus или Quirinus) находилось на северном конце форума, против храма Весты. Мужик ударил топором по стволу, ударил ещё, дерево закачалось и упало. Рассказчик в романе отмечает, что «лет, может, тридцать, а то и поболе» назад, когда происходит основное действие, лешие были, но теперь исчезли, поскольку в них никто не верит, да и леса стали уже не те89. Леший также может похитить человека с целью превращения в раба.
Ассоциацию с лесом дополняет способность лешего хлестать человека прутьями, шуметь, гудеть, трещать деревьями13:250-25414:31618:321, 32332:65733. Леший у Клюева изумлённо наблюдает, как на его мир надвигается «злой тонконогий дьявол»— прогресс23:317-321. В нём присутствуют многие характерные черты мифического лешего89. Если же разведён костёр, то леший может прибежать и всё разбросать. Изначально мир был создан Родом и двумя его сыновьями Белбогом и Чернобогом.
Это, например, мультфильмы «Новогодняя ночь» (1948, озвучивает Георгий Милляр)к. Жилище лешего – бревенчатая изба в густом ельнике вдали от человеческих поселений. Вырвался охотник.
Жилище лешего – бревенчатая изба в густом ельнике вдали от человеческих поселений. По кусточкам идёт, по бугорочкам бредёт. У южных славян собственно лесные персонажи развиты слабок. Отличие Минервы от Паллады состояло лишь в том, что первая не имела отношения к войне. Сел на пенёк отдохнуть.
По этому признаку его и можно отличить от обычного человека. Лешему не нравится, когда в лесу бранятся, шумят, поют, а тем более свистят— это его прерогатива, он может обидеться и поспешит ответить своим разрушительным свистом. Считалось, что будучи хозяином леший заботится о лесе, охраняет его. Согласно одному из них, необходимо нарубить молодых берёзок, сложить их в круг верхушками в центр, стать в круг, снять с себя крест и громко крикнуть: «Дедушка. » Также можно затупленным топором срубить в лесу сосну в обхват, чтобы она, падая, повалила две осины, встать на них лицом к северу и призвать лешего.
Защищая лес, леший может мешать человеку рубить деревья (прячет топоры, раскидывает поленья), а тем более увечить их без надобности и охотиться (отводит выстрел, лишает меткости и вообще способности стрелять, заманивает в непроходимые места). 11, обычно с блестящими пуговицами. Богам строились храмы, возводились величественные статуи. Как бог стихии, опасной для городских построек, он имел храм на Марсовом поле. 35. Также для закрепления договора пастух оставлял в лесу запертый на ключ замок.
Рогатых олених не бывает в природе, но на вышивках у каждого зверя – рога. А дудочка поёт: – Ту-ут, ту-ут, ту-утЛюлечка скрип, скрип, Лешачонок спит, спит. Существует поверье, что у лешего отсутствует теньк. Узнай, дома ли девочка сидит. Прибежал волк под горушку в избушку. По народным рассказам лешие обожают карточную игру, где ставкой являются белки да зайцы. Он же посылал оплодотворяющие дожди (Elicius) и почитался как бог-податель плодородия и изобилия (Liber).
В иллюстрации «Лесовик и эхо» лесовик, в соответствии со сравнением в книге, напоминает чёрта, а также силена с амфоры VI века дон. э. Вдальнейшем же, другие потомки Рода видоизменяли и развивали мир. Любые массовые передвижения животных трактуются как направляемые лешим. Ворота ее в военное время были раскрыты под аркой находилось изображение двуликого бога. Ещё способы: не молиться на ночь и перед сном думать о лешем сесть на сосновый пенёк и трижды аукнуть выйдя из дома, закрыть дверь левой рукой, придя в лес, разрыть муравейник левой ногой, срезать верхушку берёзки левой рукой и крикнуть «У-у-у. » срубить осину, отрубить от неё чурку и аукнуть и так три раза15:316-318 ночью в лесу снять с себя крест, закопать в землю и сказать: «Владыка лесов, у меня есть до тебя просьба. »12:211.
Согласно мифологическим рассказам, звуковые проявления лешего шумны (часто слышатся на весь лес, оглушают человека) и разнообразны (все звуки, которые слышатся или чудятся в лесу): свист, хохот, хлопки в ладоши, зычный крик, пение, голоса любых животных, завывания ветра, гул, треск и шум. Далее в них начинают проявляются человеческие признаки: форма, ветви как волосы. «козлами отпущения» в дни бедствий и подлежали ритуальному побитию камнями или сожжению.
Снова ему тревожная мысль покою не даёт: «Не убежала ли девочка. » Увидел волка и говорит: – Эй, волк, облезлый хвост. Только им ни сеять, ни жать, ни коров доить не надо было. Скребётся в дверь. Будешь знать, как моё добро разорять.
Девочка приготовила мешок для подарков. 25919:34. О лешем записано множество оригинальных быличек— простых страшных историй о личной встрече рассказчика или его знакомых с лешим, бывальщин— более сложных якобы реальных историй с многокомпонентным сюжетом— и поверий— суеверных убеждений в существовании мистических связей между явлениями. Николай перекрестил лешего на прощание, что придало тому сил94. Коли хошь, так топеря же иди, а не хошь, как хошь». 19.
Отношение лешего к людям – большей частью враждебное. Согласно сведениям из Архангельской губернии, леший «кричит на разные голоса: и по ребячьи и по бабьи и по мужичьи, ржет и по лошадиному». Леший сливается со стихией леса: он зелёный, у него деревянные «руки— грабли», напоминающий древесную кору «тела стан в морщинах дряблый».
Также он носит сапоги, а иногда ходит босой. В заговорах, произносимых на успех в звериной ловле, встречались обращения и к лешему.
Леший часто фигурирует в «малороссийских былях и небылицах» Ореста Сомова69. В некоторых бывальщинах лешачиха изображена как жена лешего, хозяйка в его доме. Ни одно из событий в его пьесах не было неожиданным для зрителей: ни убийство Агамемнона, ни месть его сына Ореста, ни преследование Ореста фуриями за смерть матери. Вырезала из тростниковой трубочки дудочку. В этом облике он поднимает пыль на дороге, сносит крыши домов и валит деревья.
А в ночь под Агафона Огуменника (4 сентября), по-поверью, лешие выходили из леса в поле, бегали по деревням и селам, раскидывали снопы по гумнам и вообще творили всякие бесчинства. От лешего зависит удача на охоте и благополучный выпас скота14:314, 318-31918:321, 326, 33035. 3910:10812:199-20049. Бывает, что это полностью растительный объект— дерево (почитаемые сосна, ель, берёза, дуб, указывающая на демоничность осина и др. ), куст, пень, лист, мох, гриб ит. п. И ей надоело. Надумала она Лешего обмануть, домой улизнуть.
7— собака, чёрная кошка, конь, чёрный козёл и др. Потащил в селение. В эллинистический период культ жертвоприношений еще более усилился. В Новгородской губернии знающие секрет пастухи, нанимают лешего на службу пасти стадо и охранять его от зверей.
(Считается, что именно тогда возник существующий до сих пор обычай, по которому муж вносит новобрачную в свой дом на руках. ) Девушки кричали и сопротивлялись, сабиняне, ошеломленные неожиданностью, попытались отбить их у похитителей, но не смогли и вынуждены были вернуться домой, оставив своих дочерей и сестер в Риме. Рога в доме – символ солнечных лучей, тепла.
Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере конкретные представления преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). Шишигу придавило. Так Леший, Кикимора и Шишига не одолели мужика. Также особым «срочным днем» лешего считалось 27 сентября (Воздвижение), день, когда лешаки сгоняли в особые места лесное зверье и попадаться им на пути было опасно. 297:97-9826.
Мужик топором взмахнул и обухом Кикиморе в лоб попал. Через несколько дней пути троянцы остановились там, где в море впадает река Тибр и решили отдохнуть на берегу. А Леший близко, вот-вот копытами забьёт, плетью засечёт. Выбрался из глухой чащи. Взамен похищенного младенца лешие иногда кладут в колыбель «подменыша»— полено или связку соломы иногда же оставляют своё детище, принимающее образ похищенного ребёнка, но искажённый, уродливый подменыш злой, много орёт, не умеет ни ходить, ни говорить, не проявляет признаков интеллекта через некоторое время он исчезает или умирает или по достижении определённого возраста убегает в лес, а если остаётся между людьми, то делается колдуном.
55. В стихотворении Фёдора Глинки «Две дороги» (1850—1870-е) с лешим сравниваются паровозы и корабли («и свищет и рычит заклёпанный в засаде леший и без коней— обоз бежит»)72. Ходить в лес в этот день считалось опасным, так как можно потерять разум.
Вдруг выходит из кустов Леший со страшной рожей, на чёрта похожий, одет в толстую рогожу. Прячется то за осиной, то за елиной. Имя его переводится в нескольких вариантах как «Разящий», «Первый» и даже «Правый». Некоторое сходство с лешим имеет польский лесной дух (borowiec, borowy и др. ), он пугает и сбивает людей с дороги, свистит и кричит с вершин хвойных деревьев и плачет, когда их рубят8:12810:1086061. Человек не может найти дорогу, так как леший «обошёл» его, как бы замкнул невидимой круговой чертой, тем самым выделив из этого мира в иной. 48, «Новогодняя сказка» (как Чудище-Снежище), (1972, озвучивает Ефим Кациров)к.
В мифологии славянских народов в лесу обитают самые разные персонажи. У него была дочь Лавиния, просватанная за Турна, вождя соседнего племени рутулов. Пришёл охотник в лес.
Италийскими землями правил сын бога лесов Фавна, царь по имени Латин. Причём на полотенцах вышивали явно олениху – древнейшую богиню плодородия, а также солнечного света и самого неба. 4465. 36. Леший был широко известен у русских (особенно на Севере), в меньшей степени представления о нём бытовали у восточных белорусов и восточных украинцев10:10424:32.
Древние греки были величайшими мифотворцами Европы. На Ерофея-мученика, 4 (17) октября, лешие перестают бродить по лесу, так как проваливаются под землю, откуда появляются вновь лишь веснойк. В некоторых местах считают, что лешие живут целыми деревнями. Полетели с веток шишки да иголки. Леший может быть невидим для людей, он может внезапно или постепенно исчезнуть513:262-264. 47, «Стрела улетает в сказку» (1954, озвучивает Георгий Вицин, а в переозвучке 2001 года— Владимир Конкин)к. Он также «поет петухом, кричит курицей, кошкой, малым ребенком».
Плётка охотника коснётся и он волком обернётся. Леший сплёл плеть. Леший мог наслать на скотину, которую пас плохой пастух, диких животных— волков, медведей.
Если же от лешего рождает женщина, живущая в деревне, то её ребёнок вскоре исчезаетк. Часто леший предстаёт в форме лесника или солдатак. Заблудится и тот, кто «перейдёт след лешего», попадёт на его тропу. Охотники чаще всего заключали договоры с лешим на Пасху и в ночь на Ивана Купала13:274. Лось и олень часто назывались сохатыми (да и теперь так называются), от слова «соха», называющего земледельческое орудие. 40, леший являлся восприемником функций тотемного предка13:254—256, 270, 29023:8742. Набоков изобразил лешего в духе фольклорных традиций, однако заметно и влияние картины «Пан» М. А. Врубеля.
Подобно другим демоническим персонажам, леший может похищать людейк. Святой увлекся разговором и не заметил, как заблудился. Это была старинная арка, служившая как бы входом на форум (атриум Рима). Такова была, по преданию, судьба Энея, Латина, Ромула, Сатурна и др. У белорусов образ лешего мог сближаться с образом лесного цмока (змея), высасывающего молоко у коров. 35 В современных историях некоторые функциональные особенности лешего переходят к интернациональным персонажам: инопланетяне похищают людей275758, в лесу встречают огромного, мохнатого, вызывающего болезни снежного человека31 и др. Согласился в селение идти. Часто лешего видят голымк.
Ружьё выстрелило. Из речных богов в Риме пользовался почитанием pater Tiberinus, которого умилостивляли жертвой Аргеев (делали из тростника 27 кукол, которых бросали в воду), Numicius (в Лавинии), Clitumnus (в Умбрии), Volturnus (в Кампании). Жизнь крестьянина была тесно связана с лесом, зависела от него.
51, «Глаша и Кикимора» (1992, озвучивает Юрий Волынцев)к. Сбивать людей с толку, запутывать их – обычная проделка духа. Леший был полноправным господином лесов. Баба-Яга Костяная Нога да и только.
Пропасть могут люди любого возраста и пола. Завыл, закричал Леший, по кустам поскакал и в чащобу убежал. Кикимора крадётся. Такое поверье можно связать с выражением «накликать беду». Представления о происхождении леших размыты.
Сюда относятся древнейшие цари (Фавн, Пик, Латин, Эней, Иул, Ромул, Нума и др. ) изображаемые не столько как герои войн и битв, сколько как устроители государств и законодатели. Они учатся заново говорить, повреждаются умом или, наоборот, становятся сосредоточенны и серьёзны, приобретают способности к колдовству, предсказанию своей и чужой судьбы, общению с духами (лешими, домовыми). В поздних быличках леший одет в современную одежду: кепку, сапоги или ботинки ит. п. Леший может закрыть дорогу преградой-наваждением: буреломом, рекой и др.
Их было столько же, сколько различных деятельностей, т. е. бесконечное множество каждый шаг человека, каждое движение и действие в разные возрасты были опекаемы особыми богами, списки (indigitamenta) которых были составлены в IV веке до н. э. понтификами, с подробными указаниями, к какому божеству с какой молитвенной формулой и в каких случаях жизни надлежит обращаться. Собрал Чурила друзей-великанов и начал обижать воинов Сварога. 3815:30024:44, ворует у людей неблагословлённую еду, а также зерно и гвозди514:319.
Веста олицетворяла собой огонь, горевший в очаге как общественном, так и частном. Напротив, атмосферные явления, приносящие опасность и гибель людям, приписывались Вейовису (Veiovis, Vediovis) – злому Юпитеру родственный Юпитеру Summanus (sub mane – под утро) был богом ночных бурь. Вернувшихся тянет обратно в лес, они избегают людей, зачастую не могут создать семьюк. Вместе с «хозяином» живут его звери и птицы.
Похищенных девушек лешие берут себе в жёны и могут заводить с ними детейк. Слово «леший» упоминается в литературных памятниках (в текстах заговоров) начиная с XVII векак. Ветер этот заметает следы лешего, вот таким образом, по одной из версий их никто не видел (но в других историях леший оставляет следы)13:30118:323-32432:655, 66136:70. Когда манси поют про мэнквов (леших), то совершают сильные телодвижения, с присвистом, топотом, «как обыкновенно делают лесные божества».
Животное может сопровождать лешего: чёрная собачка, чёрный козлик13:254-258, 26414:31618:322-32323:87-88. Кроме того, леший мог предсказать судьбу просто встретившемуся ему человеку. Щепка отлетела и Лешему в глаз попала.
Золотой конь небесный – солнце, позже – колесница, но тоже запряжённая лошадьми. Считалось, что защититься от похищения можно сразу же после проклятия используя христианские (помолиться, перекреститься, вспомнить Бога, совершить молебен) или языческие средства (сказать «чур меня», произнести заговор, произвести обряд «отведывания»), а то и просто вовремя спохватившись и догнав «уносимого» в лес. Чтобы найти заблудившегося в лесу человека, люди совершали тот же обряд «отведывания» («отворачивания»), что и в случае с потерявшимся домашним животным, только дары были несколько ценнее— не только хлеб с солью, но и блины, пироги, горшок с кашей, кусок сала. Лешему еловые шишки тумаков наколотили иголки глаза засорили, ветки посекли и побили. Положил мужик дрова на воз и домой повёз.
Янус из покровителя двери (janua) сделался представителем всякого входа вообще, а затем богом начала, вследствие чего ему было посвящено начало дня и месяца (утро – отсюда Janus Matutinus) и все календы, а также названный по его имени месяц январь, как совпадающий с началом прибывания дней. По мнению Н. Я. Оноприенко, гибель лесуна в некоторых стихотворениях символизирует «упадок древней народной культуры, трагичную судьбу белорусского этноса, драматичную историю Беларуси»79. В «Фантазии» сидящий под деревом лесовик похож на древнегреческого силена в росписи кратера «Силен и менады» V—IV века дон. э., он выглядит добродушным. Выдает свое присутствие «уканьем». Считается, что лешие, как и другие духи, празднуют приход весны и Пасху (лучший подарок для лешего в этот день— пасхальное яйцо)14:324. 25. Чтобы закончить разговор с лешим, необходимо произнести «заднее слово», то есть то, которое он (или же сам человек) сказал первым, как бы замкнув словесный круг.
За спиной мужика встала. Договор с лешим необходимо хранить в тайне. 23, не совпадающие с людскимик. Также леший мог покалечить скотину13:291-29814:320-32118:335-3383141:246-247. Кроме того, были божества деятельностей (особенно земледелия и скотоводства) – например Прозерпина, Флора, Помона (Proserpina, Flora, Pomona) и мест – например Nemestrinus, Cardea, Limentinus, Rusina. Сюда относились Фавн, с женой Фавной (Bona Dea), – благодетельный бог, отожествленный позднее с царем Эвандром бег жрецов Фавна, луперков имел целью низвести благословение бога на людей, животных и поля.
Потом опять думает: «Не убежала ли девочка. » Увидал сороку и говорит: – Эй, сорока-стрекотуха, слетай ко мне под горушку в избушку. Солнце за лес спряталось. У девушек (которых на Смоленщине называли после пребывания у лешего лесными девками) влияние похищения проходит после свадьбы512:21713:317-3192747. Меркурий первоначально был известен как deus indiges – покровитель торговли (merx, mercatura), но позднее, через сопоставление с Гермесом, принял атрибуты греческого бога. Далее, если известное божество считалось главным божеством известного государства, то государство признавало иногда (как в Афинах) вместе с тем и некоторые другие культы наряду с этими общегосударственными культами существовали и отдельные культы государственных делений (напр., афинских демов) и культы домашние или семейные, а также культы частных обществ или лиц. Маленький Асканий воскликнул.
Будешь знать, как в моих владениях шуметь-греметь, топором звенеть. Небесные лосиха и лосёнок – созвездия Большой и Малой Медведиц на небосводе. А может «закрыть» и самого пропавшего человека— люди слышат, что он где-то рядом, а найти не могут. 2715:625223:13731.
А то когтищем заколю и ногами затопчу. Герои Италии не оставляют после себя потомства, как мы видим это в греческих сказаниях хотя некоторые римские фамилии и вели свое происхождение от героев (Фабии – от Геркулеса, Юлии – от Аскания), но из этих преданий не создалось генеалогических сказаний с их отголоском сохранилось лишь несколько литургических гимнов и застольных песен. Она ничего не говорит, но её губы, как этот ручей— затаившееся живое сердце» она дарит герою волшебное яблоко, открывая «в нём наличие внутренней связи с другим миром» и «предчувствие творческого вдохновения»76. Например, афиняне с детства были знакомы с главными героями "Орестеи", трилогии поэта Эсхила. Что касается родственных названий «дедушка, дядя», то славяне верили, что это может уберечь от нападок лешего, так как родственникам дух леса не будет причинять вреда. Если с лешим удалось договориться, то он показывал пропавшему дорогу или даже сам выводил его из леса или «открывал» его ищущим— пропавший мог оказаться в том месте, где его уже безрезультатно искали. Леший отвечает: – Чую человеческий дух. Кроме того, Диана охраняла рабов, особенно тех, которые искали убежища в её роще (близ Тускула, у Ариции), помогала женщинам при родах, посылала плодородие семействам позднее она отождествилась с Артемидой, сделавшись богиней охоты и луны.
Подчиняются лешие богу Яриле и его отцу Велесу. Леший и сам может принимать облик сильного ветра, вихря, а также бури, дождя, тумана. 24, попасть на них опасно для человека— можно заблудиться14:31840.
53117, «Бабка жка и другие» (2006, озвучивает Александр Пожаров), «Ваня и Леший» (2010)к. От Геи родился Уран и затем от Урана и Геи – Кронос, циклопы и титаны. При этом лучше бежать от этого места со всех ног. 50, «Уважаемый леший» (1988, озвучивает Виктор Проскурин)к. Из леса к селению пришёл.
С Гениями родственны Лары, покровители полей, виноградников, дорог, рощ и дома в каждой семье был свой lar familiaris, охранявший очаг и дом (позднее их было два). Человек мог услышать звуки свадебного поезда лешихк. За ним Леший бежит, копытами стучит, плетью о землю хлещет. Охотник добежал до опушки.
Накануне Иванова дня (24 июня/7 июля) лешего легко можно было увидать в лесу и даже заключить с ним договор. Она была вдовой, но продолжала хранить верность умершему супругу. Впрочем, леший и в виде человека имеет ирреальные особенности31к. С этим образом также преемственно связаны сербо-хорватский вучи пастир, украинский лсун (который может рассматриваться как отдельный персонаж— «волчий бог») и русский Егорий Храбрый13:271, 277-28018:32552:112—11354. Кроме того этот дух очень любит кричать страшным голосом и свистеть, пугая тем людей. Вставила ему в рот дудочку. Лешачонок лежит, сопит, а дудочка поёт: «Ту-ут. Леший часто предстаёт как получеловек-полукозёл (наподобие чёртак.
Иногда леший персонифицирует весь лес, заполняет собой всё его пространство513:25334. В рассказе «Бежин луг» (1851) Ивана Тургенева дети рассказывают былички о нечистой силе, в том числе и о лешем и обсуждают его звуковые проявления71. Можно различить, далее, культы государственные и частные. Там же известен заманивающий и убивающий мужчин женский демон лсниця (лсна, лсовка)10:108.
Аналогично, если потерялся, ездя на телеге, следует перезапрячь лошадей наоборот. Встал на копыта. Однако не совсем так. Прошёл немного и думает: «Не убежала ли из дома девочка. » Вернулся к дому и кричит с порога: – Девочка, ты тут. Думает: «Дай-ка посмотрю, что за подарки несу. » Полез в мешок.
Моряки приносили жертвы Посейдону – богу моря. Отношение к лешему в народе двойственное. Выдает свое присутствие «уканьем». Если человек почувствовал, что его «водит за нос» лесовик, то верное средство снять чары и заставить уйти лесного духа – надеть всю одежду наоборот.
Устал. Богом смерти был Orcus наряду с ним упоминается богиня – покровительница умерших – Tellus, Terra mater, – принимавшая тени в свое лоно. Они могут быть или выпуклые или правый глаз всегда неподвижен и больше левого или оба больше человеческих или неподвижные и никогда не моргают. Ключом оказывается осина, как своего рода «антидерево», связанное с демоническим и потусторонним миром (осиновый кол, вбиваемый в могилу ведьмы или «бродячего» покойника, а также предания о том, что Иуда удавился на «горьком древе» осине, отчего она все время дрожит).
В некоторых местах считалось, что появление лешего предвещает беду513:319-32314:322, 326. Ссоры доходят до драки, лешие бьют друг друга столетними деревьями, которые они вырывают с корнем и стопудовыми камнями, отбитыми от скал. В люльке он лежит. Спрашивает: – Девочка, ты тут.