На обороте портрета Джиневры де Бенчи кистью Леонардо да Винчи нарисована эмблема: вертикальная ветвь можжевельника, обрамленная венком из лавровой и пальмовой ветвей, которые перевиты лентой с латинским фразой: «Virtutem forma decorat». Художник написал портрет Чечилии Галлерани – фаворитки герцога Миланского, при дворе которого Леонардо провел семнадцать лет. Вторая картина кисти Леонардо да Винчи в пинакотеке Амброзиана – это «Портрет Беатриче дЭсте». Такой портрет был одним из изобретений Леонардо.
Джулиано заказал Леонардо портрет специально для мальчика. Кто-то из владельцев портрета затемнил фон. У Леонардо он был светлее. Леонардо писал портрет со слов заказчика.
Относительно немногие из его проектов были построены или осуществлены при его жизни, но некоторые из его более мелких изобретений, таких как автоматизированная моталка и машина для испытания прочности провода на разрыв, вошли в мир производства. Текущие линии должны занять на картинах место изломанных. 21 декабря 1913 года было получено разрешение двора приобрести картину за 150 ООО рублей и в 1914 году она заняла достойное место среди сокровищ Эрмитажа. «Мадонна в скалах» – одна из первых живописных работ Леонардо. Маэстро поселился в живописном замке Кло-Люсе (Le Clos Luc) в Турени, где имел полную возможность заниматься тем, что было ему интересно.
Данный прием был разработан самим да Винчи. Название картины Мадонна с младенцем подсказывает нам сюжет. Силы художника были на исходе и через два года, 2 мая 1519 года, он скончался в замке Клу (близ Амбуаза, Турень) во Франции. Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) итальянский художник, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Рисунки Леонардо конца 1470-х годов — убедительный аргумент в пользу его авторства и подлинности «Мадонны Бенуа». Однако «Джоконда» в этом вопросе стала настоящим лидером.
Ну и главная деталь, которую позже автор доведет до совершенства в своей «Джоконде» – улыбка. На более ранних картинах, кроме поклоняющихся волхвов изображалось лишь равнодушное «присутствие». В 1950 г. был опубликован список Великих магистров Приората Сиона (Prieur de Sion) – тайной организации, созданной в 1090 г. в Иерусалиме. Такая иконография называется «Анна втроем» : название подчеркивает связь между женщинами и святость зачатия для обеих. Основной целью организации было восстановление династии Меровингов на престоле Франции. Преобладают нежно преломляющиеся, розовые и голубоватые тона. В левой находится птичка щегол, которая является символом христианской души.
Биографы называют молодой крестьянкой. Сколько о нем написано, сколько издано, но никогда не будет достаточно. Борются люди и кони. Если вам кажется, что Мадонна улыбается, то это не так.
Об отце Леонардо, Пьеро да Винчи известно гораздо больше, но тоже недостаточно. Здесь фигуры выделяются воздушнее и мягче на фоне дрожащего светлого воздуха. Свыше 10 лет он работал над конным монументом Франческо Сфорца – отца Лодовико Моро (глиняная модель памятника в натуральную величину разрушена при взятии Милана французами в 1500). Он писал ее еще во Флоренции, обучаясь у Андреа Вероккио, по заказу папской церкви, но также как и «Поклонение волхвов» не завершил по случаю отбытия в Милан.
Он концептуализировал вертолет, танк, концентрирование солнечной энергии, калькулятор, двойной корпус и изложил элементарную теорию тектоники плит. Бледны дрожащие губы, устало-скорбная улыбка играет вокруг них. Масштаб их славы можно сравнить только с работами Микеланджело. Как ученый и инженер он обогатил почти все области науки того времени.
Отныне такое «винтообразное» движение фигуры станет признаком «почерка» Леонардо. От времени эта картина да Винчи значительно пострадала, но различимыми остались широко расставленные огромные глаза нарисованного на ней существа. sfumato – «затушеванный исчезающий как дым») – смягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух. Собрал разрозненные части архиепископ Лиона, кардинал Жозеф Феш, а после его смерти папа Пий IX выкупил «Святого Иеронима» для собрания Ватиканской пинакотеки. Этот человек изображен кающимся. С Цезарем он был связан и тогда, когда снова поселился во Флоренции (1502 – 1506). Леонардо да Винчи был не только творцом нового учения о композиции и нового воззрения на краски что гораздо важнее, он вдохнул в искусство эпохи новую душу.
Леонардо да Винчи обладал даром, которому как нельзя лучше подходит название «прорицание». Это были слова и ноты «Ангельской песни». Не наяда ли она или сильфида или с ума сводящая Лорелея. Столь важны в процессе «воспитания души» молодого художника и античные мраморы в садах монастыря Сан-Марко, которые он не уставал зарисовывать.
Картина, как известно, не была окончена. В портрете Моны Лизы или Джоконды (около 1503-1505, Лувр, Париж) он воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния важным элементом композиции стал космически обширный пейзаж, тающий в холодной голубой дымке. Между тем как в «Тайной вечере» Гирландайо на столе стоят стройные, высокие фиаскетти, на картине Леонардо имеются лишь круглые предметы – книзу расширяющиеся, кувшины, тарелки, миски и хлеба. К 1514 – 1515 гг.
«Тайная вечеря» 1495 — эта фреска, написанная на стене трапезной монастыря в Милане, к сожалению плохо сохранилась, но входит в число самых популярных работ Леонардо да Винчи, чему поспособствовала книга Дэна Брауна. Однако неожиданным образом все эти ошибки показывают, насколько непростым было овладение реалистической живописью. Юная поэтесса изображена на фоне можжевельника, чье итальянское название «джинепро» созвучно ее имени. В бесконечно более утонченном виде Леонардо возрождает на этой своей картине головы известные из «Крещения» Верроккьо из «Благовещения» Уффици: молодая женщина, склоняющаяся к своему ребенку с чувством невыразимого блаженства, похожий на девочку-подростка ангел, мягко-чувственным взглядом выглядывающий из картины и двое детей, которые даже не дети, а аморетты или херувимы. В 1867 году «Благовещение» было приобретено Уффици как произведение Доменико Гирландайо.
Когда мы перейдем к следующим картинам Леонардо да Винчи, к «Благовещению», «Воскресению» и «Святому Иерониму», то необходимо обратить внимание на некоторые формальные их особенности. В этот период художник работал над двумя картинами, которые так и не были завершены. Франциск оказался самым щедрым и благодарным патроном. Еле заметны, еле уловимы переходы. Среди всех картин и рисунков у Леонардо есть и такие, которые знает практически каждый.
И не только лица. Богородица ли она вообще. Это не веселый, смеющийся ребенок, а Спаситель мира, охваченный мрачным предчувствием.
Его занимает характерное, проявленное не только в прекрасных женских лицах, но и в уродстве. Петроград имеет достаточно художественных сокровищ ивзять изАстрахани «Мадонну»— незначитли это отнять убедного его последнюю овцу. » Ноневышло— невернулась картина вАстрахань. Помимо картин Леонардо да Винчи работает над конным памятником Франческо Сфорца, (который сильно повреждают французы во время захвата Милана в 1499 году) и летательный аппаратом — орнитоптером. Он утверждал, что пороки герцога уравновешиваются «столь же великими достоинствами». Их некоторое время изучали.
Ум его не дремал, мастер был уверен, что возможности человека безграничны. Любопытно: великий поэт-футурист Велимир Хлебников, астраханец исоотечественник Сапожниковых, вдекабре 1918 года всвоей статье «Астраханская Джиоконда» (газета «Красный воин») восклицал: «Неможетли эта картина рассматриваться как общенародное достояние города Астрахани. Если да— тобесценная эта картина должна быть водворена насвою вторую родину.
Но и сам Леонардо этому содействовал, предоставив зрителям полную свободу интерпретации. Дева прервала чтение. Нет, Леонардо смаковал «аномалии», он изучал человека во всех, в том числе и в странных, проявлениях. Многие картины Леонардо да Винчи (с названиями и описанием некоторых вы можете ознакомиться, прочитав статью) окутаны мистикой. Подобно радуге, ярка, мозаична, разноцветна судьба мастера. Отшатнувшись от стола, он рассыпает соль (дурная примета). В 1491 году заканчивает работу над картиной «Мадонна Литта». Пейзаж на фоне также производит впечатление колдовского, словно находится вне этого мира. Почему сфера, вероятно сделанная из горного хрусталя, не искажает складки одежды, если учесть, что Леонардо отлично разбирался в оптике.
Все таинственно, даже пейзаж, все погружено в грозовую атмосферу удушливой чувственности. Пластически высечены контуры. «Портрет Джиневры де Бенчи» 1476 — портрет, относящийся к раннему периоду творчества художника и входящий в число самых известных картин Леонардо да Винчи. Написал портреты фавориток Лудовико Моро «Лукреции Кривелли (Портрет дамы при миланском дворе) и Чечилии Галлерани (Дама с горностаем), Портрет Джоконда (Лиза, жена торговца Франческо Бартоломео дель Джокондо) представляет собой один из высочайших образцов ренессансной портретной живописи обеспечиваемой бесконечно тонкими градациями света.
Картина «Иоанн Креститель» имеет глухой фон, напрочь лишенный пейзажа, столь характерного для работ, созданных в эпоху Возрождения, в частности принадлежащих кисти Леонардо. Европа остро ощущала финансовую конкурентоспособность США. На картине мы видим куст можжевельника, называемый джинепро. Загадочную репутацию «Моне Лизе» создали в XIX веке романтики и символисты – Теофиль Готье и Уолтер Пейтер Писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 году назвал «Джоконду» «сфинксом красоты», а критик Уолтер Пейтер в 1867 году написал, что это существо, которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира».
Воспитывался Леонардо в доме отца. В родной Флоренции он работал над росписью зала Большого Совета в Палаццо Веккьо Битва при Ангьяри (1503-1506, не закончена известна по копиям с картона), стоящей у истоков европейского батального жанра нового времени. Как писал мастер, «неясными предметами ум побуждается к новым изобретениям» – и здесь действительно неясно все. Его идеи были близки гуманистам Нового времени, но во многом непонятны современникам. Находясь при миланском дворе Сфорца, ок.
В Милане герцог Лодовико Сфорца зачислил Леонардо в придворный штат в качестве инженера. Он писал на стене маслом, чтобы постепенно разработать всю картину и добиться более тонких переходов. Он был незаконно рожденным сыном женщины, о которой почти ничего не известно. Символическое переплетается с эмоциональным, а идеальное – с реальным.
Когда потом Леонардо вновь поселился во Флоренции (1502 – 1506), Франческо дель Джоконде поручил ему написать портрет Моны Лизы, красивой неаполитанки, на которой он женился третьим браком. Необычен и колорит, подчеркивающий перспективу и внутреннее пространство картины. Прямо сидящие фигуры соответствуют прямым пилястрам, поднимающимся на фоне. Жесткое заменял Леонардо мягким и в области красок. Необходимо стремиться к античной простоте, советует он художникам.
Типы картины «Мадонна в гроте» стали в этой картине Леонардо да Винчи более таинственными, более похожими на сфинксов. Все должно подчиняться целостной гамме тонов. Что в особенности очаровывает зрителя в этой картине Леонардо да Винчи, так это демоническая прелесть улыбки Джоконды. В 1490 из-под его кисти появляется картина «Дама с горностаем» и «Портрет музыканта». Тайн в жизни титана Возрождения было предостаточно. Деревья на заднем плане не имеют круглые верхушки, а поднимаются наподобие обелисков.
Леонардо пишет своего (левого по отношению к зрителю) ангела коленопреклоненным, почти со спины, с лицом, обернутым к главным персонажам священнодействия, со взглядом, поднятым к верхней части композиции (где и происходит таинство воссоединения Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа). «Мадонна с гвоздикой» 1480 примечательна тем, что это первая полностью самостоятельная работа юного гения. Модель повернута вправо, а не влево, соответственно расположен также источник света. Глаза Мадонны не затемнены ни горем, ни скорбным предвидением. Работами руководил археолог Арсен Уссэ. Пресса наполнилась громкими заголовками— «Найдена утраченная картина Леонардо даВинчи. ». Вполне справедливо замечание исследователей творчества Леонардо о том, что не вся предела с «Благовещением» могла быть выполнена им самим (уж слишком старательно, например, выписана рустовка здания).
Картина вызывает много вопросов. Это дикое животное покорилось добру и любви, которым бог наполнил душу Иеронима. В области композиции Леонардо заменяет угловатую линию линией волнистой. Художник, скульптор, архитектор инженер, ученый всё это Леонардо да Винчи. Леонардо одним из первых художников Италии стал пользоваться масляными красками.
В этом первом известном нам портрете работы Леонардо, предполагаемом изображении дочери Америго деи Бенчи, еще нет той загадочной улыбки, которая вскоре станет своеобразной «визитной карточкой» мастера. Леонардо разбирался в этом как никто другой. Простые красочные массы разобщаются мощными линиями. Это тонкий намек на имя девушки. В 1912 году, понимая огромное культурное значение обладаемой ею картины, Мария Бенуа решает продать «Мадонну» музею. «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи чужда всякой церковности.
У них все блестит и сверкает. Отпрысков этого рода Приорат считал потомками Иисуса Христа. Начиная с середины девятнадцатого столетия исследователи предпринимали несколько попыток идентифицировать кости Леонардо да Винчи. Красота и блаженство – все у него от мира сего.
Отдельные краски положены рядом наподобие мозаики, отграниченные резким рисунком линий. Особенно драпировку изучал он всю свою жизнь. У Леонардо да Винчи нова не только концепция темы, но и компоновка. В миланский период Леонардо да Винчи создал Мадонну в скалах (1483-1494, Лувр, Париж второй вариант – около 1497-1511, Национальная галерея, Лондон), где персонажи представлены в окружении причудливого скалистого пейзажа, а тончайшая светотень играет роль духовного начала, подчеркивающего теплоту человеческих отношений.
Изучая устройство глаза, Леонардо да Винчи высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. Согласно списку, Леонардо да Винчи был девятым из Великих магистров Приората. Они и так знают, что это за работа. В «Моне Лизе» он теперь создает произведение, манящее и возбуждающее дух, как вечная загадка. В центре вы видите Марию с новорожденным Иисусом на руках, вокруг – паломники, пришедшие на поклон к Сыну Божьему, на заднем плане – развалины замка (некоторые искусствоведы и историки предполагают, что это языческий храм), всадники и едва заметные скалы.
Поза ее выглядит не вполне естественно. относится создание шедевра великого мастера – картины Джоконда. В кругу Лоренцо Медичи, который посвящал ей свои стихи, Джиневра пользовалась успехом. Он прожил там до 1499.
Полотно демонстрирует несомненное техническое мастерство художника. Святой изображен в традиционной манере (атрибутика, жест), но в то же время присутствуют признаки, свидетельствующие о переходе живописи Леонардо из классического стиля в русло маньеризма. В центре картины находится Мария изображенная не сбоку, а фронтально. Посередине Христос: он указывает на хлеб, намекая на таинство причастия.
Леонардо да Винчи» (1901) продолжил романтическую тему, назвав «Джоконду» женским двойником самого Леонардо.
Несовершенство композиции также искупает тщательно проработанная перспектива. Главная из них открылась сравнительно недавно. В «Тайной вечере» Леонардо фактором, определяющим композицию, является уже не угол, а круг. В порыве гениального вдохновения Леонардо выбрал лейтмотивом слова Христа: «Один из вас предаст меня» – и этим сразу достиг этого единства. Круглое вытеснило прямое, мягкое – угловатое.
Все спуталось в дикий клубок. Художник изобразил момент, когда Христос раскрывает ученикам предательство Иуды. Как известно итальянская портретистка развилась из медали. Голова ее образует вершину пирамиды, бедра которой составляют склоненные спины поклоняющихся Младенцу волхвов.
Христианские фигуры картин Леонардо, напротив, насквозь пронизаны античным духом. Сфумато передает мимолетную эмоцию, случайно мелькнувшую мысль, слегка оживляющую лицо (быстрый взгляд в сторону, легкая улыбка). Эксперты утверждают, что обман зрения происходит за счет теней в уголках ее губ. Нет более углов. Одновременно он писал портреты всех любовниц герцога.
Здесь тоже библейский сюжет полон загадок. Фресковая живопись рассчитана, по существу, на декоративное впечатление.
Жизнь маэстро оборвалась в 1519 г. Свои записи инструменты и поместья он завещал ученикам. Леонардо да Винчи.
Вот ангел указывает на Иоанна и смотрит на зрителя, будто приглашая его в картину. Над чарующим пейзажем взор улавливает вдали расплывающиеся горы, выступающие на небе подобно облачкам. Художник решил работать аль секко, то есть всухую, рисуя по сухой стене. Дмитрий Мережковский в романе «Воскресшие боги. Она всегда была овеяна тайной и аурой загадки.
Другими словами, на картинах его итальянских предшественников все фигуры длинны и стройны. Пять изних хранятся вЛувре, поодной вУффици (Флоренция), Старой пинакотеке (Мюнхен), Музее Чарторыйских (Краков), Лондонской иВашингтонской национальных галереях, атакже вдругих, менее известных музеях. Он переписал драпировки на основании этих рисунков. Уделял он внимание и рукам.
Как рисовальщик он также не имеет ничего общего с примитивами. В первую очередь Леонардо да Винчи был известен как художник. Французский период был самым счастливым в его жизни.
Сначала он провел некоторое время в Мантуе у Изабеллы ДЭсте. Одними из самых знаменитых картин являются: Мона Лиза (Джоконда), Дама с горностаем, Тайная вечеря, Мадонна Литта, Благовещение и многие другие. Она принимает известие с благочестивым выражением лица, отвечая на него жестом левой руки. Таковы основные картины Леонардо да Винчи с названиями и описанием.
Неутомимый ученый-экспериментатор и гениальный художник, Леонардо да Винчи стал общепризнанным символом эпохи Возрождения. Из формальных соображений Леонардо выбрал этот старый мотив.
Уже раньше в эту область вступили Верроккьо, Кривелли и Боттичелли. Передний план автор оставил свободным, предназначив его зрителю. У Леонардо все полно движения. Полны мольбы его глаза. Таже история со«Спасителем мира»: считалось, что подлинник потерян, аверсии учеников существуют— около двадцати.
Леонардо внёс нечто иное и в освещение. Рисунки Леонардо да Винчи дополняют его картины. Содержащиеся в них заметки в сочетании с бесчисленными рисунками, придающими мысли Леонардо да Винчи пластическую овеществленность, охватывают все бытие, все области знания, являясь как бы нагляднейшим свидетельством того открытия мира, которое принес с собой Ренессанс. Над полотном мастер работал, когда еще находился в мастерской Верроккьо.
«Благовещенье» 1475 — картина была написана по заказу церкви и выделяется среди работ художника своей странно разобщенной, разваливающейся надвое композицией. Тихое таинственное действо в гроте напоминает сцену Рождества, тоже часто изображаемую в пещере, а отсутствие нимбов и атрибутов делает «Мадонну в скалах» менее официальной и более камерной. Мастера герцогское равнодушие волновало еще меньше. Среди молодых художников, которые постигали основы новой, ренессансной системы живописи на фресках рано умершего Мазаччо в капелле Бранкаччи церкви Санта-Мария дель Кармине был и Леонардо.
Цвета, выбранные Леонардо для одежды Марии, тоже имеют каноничное значение: лазурно-синий — это символ чистоты и святости, а ярко алый — символ грядущих страданий Христа. Возвращение во Флоренцию ознаменовалось поступлением на службу к герцогу Чезаре Борджиа (Cesare Borgia) и созданием самого прославленного полотна – «Джоконды» (Gioconda). Рассеянно смотрит он на зрителя, правой рукой придерживая грудь матери.
Великий, загадочный, притягивающий. Разве что о композиции картины мы можем составить себе по ней некоторое представление.
Для Леонардо да Винчи женские волосы были источником неиссякаемого вдохновения. Лица их отражают на картине «Тайная вечеря» все оттенки чувств: гнев, отвращение, тревогу, убежденность чистой совести, страх, любопытство, возмущение.
Еще на Тайной вечере в Сант-Онофрио группа распадалась на отдельные части в духе готики. Старательная ясность абрисов, как и вкус к детализации (в основании аналоя, в цветущей лужайке и т. д. ), «прозрачный» изысканный пейзаж на заднем плане, «любовь к геометрии», особый оттенок мечтательности обнаруживают руку художника-кватрочентиста, как, впрочем, сам «почерк» указывает еще и на особо нежный, поэтический строй души автора композиции. Если верить Вазари, он изобрел во Флоренции особый вид мандолины, форма и звук которой очень понравились знаменитому флорентийскому герцогу Лоренцо Великолепному, который будто бы и побудил его принести ее от его, Лоренцо имени герцогу Милана Людовико Моро из династии Сфорца. Но подобно тому как в «Тайной вечере» он отступил от евангельских слов, что «Иоанн возлежал на груди Спасителя», побудивших его предшественников изобразить его почти миниатюрным, так не придерживался он и в данном случае невозможных пропорций фигур. Весной 1500 г. он отправился в Венецию. В картине «Мадонна к гроте» он использовал пейзаж с доломитами, чтобы заставить бледные лица и бледные руки мерцать из нежного полумрака.
Другие, как Корнелис на его хранящейся в Берлине картине изображали святую Анну в буквальном смысле слова «сам-треть», т. е. изображали ее держащей на коленях маленькую фигурку Мадонны, на коленях которой сидит, в свою очередь, еще меньшая фигурка Младенца Христа. Для него началась пора беспокойных скитаний. Даже все остальные предметы «Тайной вечери» выбраны соответственно с указанной точкой зрения. В частности, рассуждают о том, действительно ли моделью была жена обычного купца. Они легли в результате объемными складками.
У да Винчи появилась возможность развить талант архитектора и способности механика. Его изобретения оказались на порядок лучше тех, что предлагали современники. Это имело ту плохую сторону, что краски «Тайной вечери» рано выцвели. О том, какие красочные проблемы Леонардо ставил себе в «Битве при Ангиари», можно, разумеется, высказывать только предположения.
Об оттенках они не заботились. Уже Верроккьо, Перуджино и Беллини сделали в этой области немало важных открытий, но лишь Леонардо решил стоявшую перед художниками проблему. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенебло. Они стоят или сидят так, что получаются волнистые линии.
Видимо, все же нет. Закончив свою работу в качестве художника красивых грешниц, Леонардо отправлялся в доминиканскую церковь Санта Мария делле Грацие, где писал «Тайную вечерю», оконченную в 1497 г. В эту эпоху начались в Милане распри, приведшие к тому, что герцогство досталось французам. Пусть это так и будет. Встречая на улицах безобразных людей или калек, он не отворачивался от них. В ранних произведениях (голова ангела в Крещении Верроккьо, после 1470, Благовещение, около 1474, – оба в Уффици так называемая Мадонна Бенуа, около 1478, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник, развивая традиции искусства Раннего Возрождения, подчеркивал плавную объемность форм мягкой светотенью иногда оживлял лица еле уловимой улыбкой, добиваясь с её помощью передачи тонких душевных состояний. Композиция, которую зритель наблюдает на картине «Поклонение волхвов», весьма необычна и, вероятно, не имеет аналогов в итальянской живописи.
Подробна прорисована лепнина, которая дополняет сюжетную линию картины. Портреты должны были отличаться твердостью, металличностью красивых медалей. Однако Бенуа предложила ее Эрмитажу. Около 1484 Леонардо перебрался из Флоренции в Милан. Фигура Марии дана в трехчетвертном повороте и помещена в угол здания.
Герои связаны между собой с помощью поз и жестов. В этом он тоже может сравниться лишь с его современником Микеланджело. История зарождения эпохи итальянского ренессанса.
Ее лицо безмятежно и, несмотря на то, что нет улыбки на губах, поза и наклон головы выражают по отношению к ребенку бесконечную нежность. В оригинале сохранилось только пятнадцать его картин. К мягкости стремятся и краски.
Рисунок Леонардо – Витрувианский человек – также является знаковым. Каков характер этой женщины, добрая она или злая, веселая или коварная, юная или зрелая. В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый, цикл с Потопом итальянский карандаш, перо, около 1514-1516, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов. Между прочим, Леонардо прибег к следующему приему: так как мадонна Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам". Полуфантастический пейзаж в отдалении напоминает скорее о сказке или сне, чем об Италии и его легкая асимметрия, которая есть и в фигуре, тоже создает «подвижность внутри покоя».
Этому способствовали и знаменитая кража «Джоконды» из Лувра в 1911 году и путешествие картины по США в 1962-м и многократное цитирование, в том числе в искусстве. Во Франции Леонардо практически не рисовал, его больше занимали инженерные проекты. Все тело отражает данное душевное движение.
Но открылась ли. Однако уже обнаруживается свободное владение как различными техниками (портрет исполнен и маслом и темперой), так и способами их применения.
Содержание его рисунков самое разнообразное. Другие произведения: Поклонение волхвов, Мадонна в скалах, Святой Иоанн Креститель (Лувр, Париж). В эпоху Боттичелли жестко очерченные головы оживляются налетом мечтательной задумчивости. Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), отрывки из которых вошли в Трактат о живописи, составленный после смерти мастера его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую теоретическую мысль и художественную практику. Картины Леонардо да Винчи, напротив, выдержаны в волнистых линиях.
Одну изтаких копий в1900 году купил британский коллекционер Фредерик Кук, ав1958 году его наследники продали на«Сотбис» всего за45фунтов как работу Больтраффио. Такой далекий и такой современный. Один встал, другой в гневе откидывается назад, третий поднимает руку, как бы желая поклясться, четвертый кладет ее на грудь, уверяя, что это не он. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях исполненных в различных техниках (итальянский и серебряный карандаши, сангина, перо и др. ), Леонардо да Винчи добивался, прибегая иногда к почти карикатурному гротеску, остроты в передаче мимики лица, а физические особенности и движение человеческого тела юношей и девушек приводил в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции.
Мышцы аскетичного, худого лица, рук и плеч напряжены, твердо стоит нога на большом камне. Непонятно, почему свет падает не из окон, а откуда-то слева. Это давало ему возможность создать цельную композицию. С 1495 по 1498 Леонардо да Винчи создает свою знаменитую фреску «Тайная вечеря»в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане, а в 1503 — самое известное свое произведение — «Мону Лизу».
«Мадонна в гроте» 1486 — полотно является частью полиптиха, написанного для размещения в церкви. Но это была грация элегическая. Однако «высокий полет дарования» (Вазари) все же склоняет особую симпатию Леонардо к лицам, отмеченным гармонией форм. С помощью сфумато, светотеневой моделировки, смягчены контуры фигуры. Здесь все тонкости его искусства сливаются в полнозвучный аккорд. Леонардо также интересовал рисунок волос.
В 1482 году да Винчи был отправлен своим покровителем Лоренцо Медичи в Милан. Мадонна кормит младенца грудью. «Мона Лиза» завершает все устремления Леонардо да Винчи в области портретистики. Леонардо придал уже портрету Джиневры де Бенчи демоническое очарование, а в «Даме с горностаем» пропел гимн соблазнительной грации.
Яркий представитель нового, основанного на эксперименте естествознания Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания его гениальные конструктивные догадки намного опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов, машин, подводной лодки, летательных аппаратов). Теплится тайна и в глазах Младенца Христа. Его жизнь полна скитаний, встреч с поразительными людьми, событиями.
Сплошным воплем о прощении является Иероним. С одной стороны безмятежность и нежность кормящей Богородиы, с другой стороны – разорванные стежки на одежде, словно она не планировала кормить ребенка. Так он исследовал секреты человеческой мимики, ее «экстремальные» формы и амплитуду возможных гримас. Они являются не просто шедеврами, но даже «иконами» высоко искусства. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» представляла решение – хотя и в ином духе – проблем, аналогичных тем, которые Леонардо поставил себе в «Мадонне в гроте». Руки или висят вдоль тела или поднимаются перпендикулярно вверх.
руб. Особенное свойство картины — ощущение тайны, которое она вызывает. Предшественники воспроизводили эту тему двояко. В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие он выполнил стенную роспись Тайная вечеря (1495-1497 из-за особенностей примененной во время работы Леонардо да Винчи над фреской техники – масло с темперой – сохранилась в сильно повреждённом виде в ХХ веке реставрирована), знаменующую собой одну из вершин европейской живописи ее высокое этическое и духовное содержание выражено в математической закономерности композиции, логически продолжающей реальное архитектурное пространство, в ясной, строго разработанной системе жестов и мимики персонажей, в гармоничной уравновешенности форм.
Леонардо покинул город. Все персонажи его «Поклонения волхвов» участвуют в событии, теснятся вперед, спрашивают, удивляются, высовывают головы, поднимают руки. «Школа» Мазаччо, возможно, была для Леонардо не менее важной, чем учеба у Верроккьо. После падения Милана жизнь Леонардо да Винчи прошла в непрестанных переездах (1500-1502, 1503-1506, 1507 — Флоренция 1500 — Мантуя и Венеция 1506, 1507-1513 — Милан 1513-1516 — Рим 1517-1519 — Франция).
У Леонардо нет линии, есть только формы. «Мона Лиза» 1515 — конечно, нельзя обойти вниманием наверное самую прославленную из работ Леонардо да Винчи. Так, некоторые мазки выполнены пальцами. Годы ее создания – 1490-1491. Ни жизнерадостности, ни солнечного сияния, ни надежды.
«Дама с горностаем» 1490 — один из самых знаменитых портретов кисти Леонардо да Винчи изображающий молодую девушку с горностаем на руках. – картина должна была украсить алтарь часовни церкви Сан-Франческо-Гранде в Милане. В2004 году это изображение Христа приобрел консорциум нью-йоркских арт-дилеров, отчистил отпоздних записей (например, пририсованных усов), отреставрировал иотправил наэкспертизу. Местом жительства ему назначили город Амбуаз, любимую резиденцию молодого короля. Влюбом случае Россия держит после Франции твердое второе место.
Честолюбивые планы великого авантюриста не осуществились. Эта картина выставлена в Эрмитаже. Идеи Леонардо да Винчи, как инженера, значительно опередили свое время. Еще яснее выступают колористические замыслы Леонардо на картине «Мадонна в скалах». Вы видите только круги, сегменты и кривые линии. Последние ограничивались острыми, резкими линиями, очерчивающими все наподобие орнамента.
Худые, бледные лица озарены церковным настроением, мистической красотой Средневековья. Леонардо дружил со старшим ее братом возможно, по его просьбе и был написан портрет.
«Святой Иероним» – еще одна из ранних работ Леонардо. К поздним произведениям Леонардо да Винчи относятся проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-1512), алтарный образ Святая Анна и Мария с младенцем Христом (около 1507-1510, Лувр, Париж), завершающий поиски мастера в области световоздушной перспективы и гармонического пирамидального построения композиции и Иоанн Креститель (около 1513-1517, Лувр), где несколько слащавая двусмысленность образа свидетельствует о нарастании кризисных моментов в творчестве художника. Реставрационные работы не позволяют нам сегодня утверждать доподлинно о свойствах изначального колорита «Мадонны с цветком». Внимание зрителя концентрируется на фигуре святого, которого буквально обволакивает доведенное до совершенства так называемое сфумато (смягченное очертание предметов и фигур). Леонардо часто приглашал таких «персонажей» к себе домой, кормил и всячески развлекал их.
Никогда не изображал он отречение и муки. Почему здесь нет ни пластичности, ни сложных разворотов, ни типичной для мастера «подвижности внутри покоя» Для живописи Леонардо характерны сложные развороты фигур, подвижных и пластичных. Мастер в 1506 г. вернулся в Милан. И главное, не подделка ли это.
Желание приобрести ее прозвучало из самых различных стран. «Мадонна Литта» 1495 — сюжет картины отвечает церковным канонам изображения Богоматери. Мария превращается у него в богиню любви, рыбаки и мытари Нового Завета – в греческих философов, пустынник Иоанн – в украшенного тирсом Вакха. У Леонардо смысл сцены подчеркнут пластически: группа плотно спаяна (снова любимая пирамида), тела героев повторяют и продолжают друг друга. Интересы сошлись в одном. Мы постарались вкратце рассказать о них. «Джоконда» считается эталоном в портретной живописи, ее композиция, ритм и колорит признаны безупречными.
Картина, написанная в1490-х годах, долгие века оставалась вИталии. Ккартине Леонардоон, впрочем, отношения неимеет. Уходя от условности и плоскостности, показывая объемные пластичные фигуры в сложном пространстве, художник прощается с традициями Средневековья и Раннего Возрождения в Италии и открывает дорогу к «Тайной вечере» и «Моне Лизе». Тела приобретают округлые формы.
Удивительно— когда после смерти Корсакова его коллекцию, где были Тициан, Рубенс, Рембрандт идругие авторы, выставили нааукцион, Эрмитаж купил несколько работ (вчастности, Милле, Миньяра), ноэтой скромной «Мадонной» пренебрег. Нонасамом деле Сапожников-дед приобрел еев1824 году за1400 рублей нааукционе после смерти сенатора, президента Берг-коллегии идиректора Горного училища Алексея Корсакова (который, видимо, привез ееизИталии в1790-х). Есть версии, что Леонардо написал только лица персонажей, остальное доделывали его ученики.
И несмотря на это, в дикой сутолоке царит удивительная гармония. Его предшественником на этом удивительном посту был Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), а преемником – коннетабль Шарль де Бурбон (Charles III de Bourbon). В 1481 году Леонардо начинает работатьнад полотном на религиозный сюжет «Святой Иероним», а в 1483 году — над картина «Мадонна в гроте». Апостолы спорят, недоумевают, печалятся, возмущаются, гневаются.