Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (1452-1519) —итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель) изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека». Леонардо сложился как художник, так в значительной мере и как ученый в мастерской Верроккьо. Гениальный художник Италии – Леонардо да Винчи создал целую серию шедевров в своей жизни. Таким образом, он воспринимал реальность, познавая ее через свои зарисовки и картины.
По словам новокузнецкого художника известного далеко за пределами Кузбасса, написанию его версии картины предшествовала долгая подготовительная работа по изучению жизни и творчества Леонардо да Винчи. В 1517 году, после смерти Медичи, Леонардо становится придворным художником в Париже. При дворе Сфорца Леонардо работал и как художник-декоратор для многих празднеств, создавая невиданные доселе декорации и механизмы, делал костюмы для аллегорических фигур. Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Леонардо да Винчи.
Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель. Леонардо да Винчи – величайший художник, скульптор, архитектор, учёный и инженер эпохи возрождения, родился близ Флоренции 15 апреля 1452 года – умер в замке Клу во Франции 2 мая 1519 года. Умер великий художник и ученый Леонардо да Винчи 2 мая 1519 года в замке Кло-Люсе близ города Амбуаз во Франции. Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.
До него в живописи царила линия. Яркий представитель нового, основанного на эксперименте естествознания Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания его гениальные конструктивные догадки намного опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов, машин, подводной лодки, летательных аппаратов). Молодая мать, которая кормит своего ребенка. Размеры фрески составляли 4, 5 м на 8, 6 м и размещалась она на высоте 3 м от пола.
По королевскому поручению он сконструировал льва из груди которого раскрывался букет лилий. Щит же Медузы отец Леонардо продал во Флоренции, выручив за него сто дукатов1. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях (итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и другие техники), Леонардо добивается редкой остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску и карикатуре), а строение и движения человеческого тела приводит в идеальное соответствие с драматургией композиции. Известно, что да Винчи рассматривал тело человека, как отражение вселенной, т. е. Этой картине предшествовал не только упоминавшийся выше картон, вызвавший восхищение флорентийцев и ныне утраченный, но и второй картон (ок. Художник в нем неотделим от ученого и науки. Отец еще раз женился и опять стал вдовцом. По мнениям других на картине жена Франческо дель Джоконды.
Счастливый и спокойный период работы Леонардо в Милане завершился драматически. Исчерпав все свои возможности повлиять на скорость работы художника, настоятель пожаловался Сфорца. Он утверждал, что пороки герцога уравновешиваются «столь же великими достоинствами». На протяжении всей жизни да Винчи делал заметки по теории искусства (после смерти мастера эти записи были собраны и изданы под названием «Трактат о живописном»). Сын сказал ему: «Это произведение служит тому, ради чего оно сделано.
Другая стена для оформления была отдана Микеланджело Буонарроти (1475–1564), который написал там картинуБитва при Кашине. В этот период художник работал над двумя картинами, которые так и не были завершены. На вертикальном «ornitottero» Леонардо планировал разместить систему втяжных лестниц. Леонардо да Винчи избрал момент, когда Христос произносит слова: «Один из вас предаст меня».
Отрицая книжную учёность, объявляя задачей науки (а также и искусства) познание вещей, Леонардо да Винчи предвосхищает нападки Монтеня на учёных буквоедов и открывает за сто лет до Галилея и Бэкона эпоху новой науки. Ни один из них заказа не выполнил, ограничившись созданием картона. Летом 1506 года Леонардо да Винчи вновь покинул Флоренцию и вернулся в Милан, где в это время правил французский наместник, который встретил его весьма гостеприимно и даже представил прибывшему в Милан французскому королю Людовику XII. Каждому дана яркая характеристика экспрессивными жестами, движениями.
У да Винчи появилась возможность развить талант архитектора и способности механика. Как художник, Леонардо да Винчи стоит на грани двух эпох – Раннего и Высокого Возрождения. Французский период был самым счастливым в его жизни. Между ними не только нет конфликта и противостояния, но.
Очень широкий по своим интересам — ювелир, резчик, художник, музыкант, — он внимательно следил за всякого рода открытиями, полезными для искусства: он «с молодых лет занимался науками, особенно геометрией». Искусство и наука для Леонардо существовали нераздельно. Леонардо прежде всего интересовала подвижность человеческого лица, поскольку, по его мнению, она отражает «движения души человека, а именно – его мысли и чувства». 1483, Париж, Лувр).
Леонардо связывает фигуры не только общностью настроения, но и единством пространства. Тем не менее оставленные им записи имеют огромное теоретическое и практическое значение. После падения Милана жизнь Леонардо да Винчи прошла в непрестанных переездах (1500-1502, 1503-1506, 1507 — Флоренция 1500 — Мантуя и Венеция 1506, 1507-1513 — Милан 1513-1516 — Рим 1517-1519 — Франция). Это произведение положило начало жанру психологического портрета в европейском искусстве. Медлительность творца была притчей во языцех.
СозданиеТайной вечеристало заметным событием в художественной жизни Италии того времени. Среди всех картин и рисунков у Леонардо есть и такие, которые знает практически каждый. В мастерскую, где работал Леонардо, началось настоящее паломничество. Ангел Верроккьо – детская фигурка неопределенного пола с некрасивым толстым носиком, «калмыцкими» бровями, глуповатыми глазами, тарелкообразным грубым сиянием и в неуклюже намалеванном одеянии, вроде тех, какие носят мальчики на католических религиозных празднествах.
Годы, проведенные в Милане, были наполнены разнообразными занятиями. Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине. Честолюбивые планы великого авантюриста не осуществились. В августе 1499 года войска французского короля Людовика XII вторглись на территорию Миланского герцогства, третьего сентября город был взят французами, Лодовико Моро бежал из Милана. Это хорошая икона, но еще не художественное произведение Дмитриева Н. А.
По сравнению с первой здесь новый шаг вперед. После смерти художника, согласно завещанию, коллекцию его работ и знаменитую «Джоконду» получил в собственность Джан Джакомо Капротти, который до самой смерти Леонардо оставался его помощником. Не говоря уже о знаменитой «улыбке Джоконды», таинственным и странным кажется многим даже «лунный» пейзажный фон, увиденный как бы с птичьего полета.
Мастер в 1506 г. вернулся в Милан. В них он раскрывает основы нового, реалистического искусства.
Франциск оказался самым щедрым и благодарным патроном. Легкая дымка светотени — «создательницы выражения на лицах», чуть сгущающаяся в уголках губ и у глаз, сообщает ясному, спокойному лицу Моны Лизы одухотворенность и рождает знаменитую улыбку, которую скорее чувствуешь, чем видишь, которая может неуловимо меняться даже при разном освещении картины. Начавшийся сбор металла был прерван и конная статуя так и не была отлита. Никто лучше Андреа не сумел бы стать центром такого живого художнического общения. У него линия имеет право на размытость, так как так мы её видим. Леонардо да Винчи работал над аппаратом вертикального взлёта и посадки.
Линия на картине четко очерчивала предмет и изображение имело вид раскрашенного рисунка. Кроме указаний и наставлении Верроккьо он имел возможность учиться и по произведениям своих предшественников и по антикам и заимствуя кое-что у современников. Но ему итого было мало. Вторая идет от научного познания природы. Но, скорее всего, загадочность улыбки Джоконды – результат наиболее удачного эксперимента Леонардо в использовании техники сфумато, когда краска наносилась многими (до 30) тонкими слоями так, чтобы один слой просвечивал сквозь следующий. Он выразил это в виде квадратуры круга и витрувианского человека. Он конструировал каналы, шлюзы, плотины. Сам художник словно отождествляет процесс кормления с постижением души человека. Главный интерес картины сосредотачивается на фигурах обоих ангелов.
Создал пирамидальный парашют, модель спирального пропеллера (вариант современного пропеллера). Ученые так до сих пор и гадают, о чем же велась речь.
Краткая энциклопедия искусств. Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), отрывки из которых вошли в Трактат о живописи, составленный после смерти мастера его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую теоретическую мысль и художественную практику. Леонардо представляет собой пример исторической личности, превращённой массовым сознанием в образ «мага от науки». В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый, цикл с Потопом итальянский карандаш, перо, около 1514-1516, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов.
Единственное его изобретение, получившее признание при его жизни— колесцовый замок для пистолета (заводившийся ключом). У них общий метод и общие цели. Его изобретения оказались на порядок лучше тех, что предлагали современники. И так далее. В своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари рассказывает, что как-то один знакомый крестьянин попросил отца Леонардо найти художника, чтобы тот расписал круглый деревянный щит.
В 1499 Милан был захвачен французами, которые использовали скульптуру как мишень. Уже в молодые годы да Винчи написал прекрасные картины «Благовещение» и «Поклонение волхвов».
За столом, расположенном параллельно стене, сидят тринадцать человек. Родился в семье нотариуса. Но одним из главных инструментов познания природы для него остается живопись, которую он неоднократно именует «Наука живопись». В декабре 1499 года покинул Милан и Леонардо. Громадное помещение перестроили под галерею, на дальней стене которой теперь висит знаменитое творение Леонардо.
Инстинктом и размышлением он угадал и оценил все ошибки учителя и сумел избежать их. Он отбывает в Рим и находится там 3 года, живя под «крылом» семьи Медичи.
Интересы сошлись в одном. Их девизом было «подражание природе», а под подражанием природе подразумевалось изображение сцен из жизни святых из жизни исторических лиц из античной мифологии, но так, чтобы они имели вид сцен из современной жизни. Даже в наименее «поэтических» по замыслу фрагментах слог Леонардо да Винчи отличается яркой образностью так, его «Трактат о живописи» оснащен великолепными описаниями (например, знаменитое описание потопа), поражающими мастерством словесной передачи живописных и пластических образов. был убежден, что оно функционирует по тем же законам. В ранних произведениях (голова ангела в Крещении Верроккьо, после 1470, Благовещение, около 1474, – оба в Уффици так называемая Мадонна Бенуа, около 1478, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник, развивая традиции искусства Раннего Возрождения, подчеркивал плавную объемность форм мягкой светотенью иногда оживлял лица еле уловимой улыбкой, добиваясь с её помощью передачи тонких душевных состояний.
В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие он выполнил стенную роспись Тайная вечеря (1495-1497 из-за особенностей примененной во время работы Леонардо да Винчи над фреской техники – масло с темперой – сохранилась в сильно повреждённом виде в ХХ веке реставрирована), знаменующую собой одну из вершин европейской живописи ее высокое этическое и духовное содержание выражено в математической закономерности композиции, логически продолжающей реальное архитектурное пространство, в ясной, строго разработанной системе жестов и мимики персонажей, в гармоничной уравновешенности форм. Еще итальянец успел отличиться в стоматологии.
Недавно Лувр потратил 5, 5 млн долларов, чтобы перевесить знаменитый шедевр художника «Джоконду» из общего в специально оборудованный для нее зал. Помимо этого юный подмастерье занимался рисованием, скульптурой и моделированием. Леонардо создавал своего «Витрувианского человека», как иллюстрацию к геометрическим исследованиям, проведенным им на основе трактата древнеримского архитектора Витрувия (отсюда и название работы да Винчи). Это произведение относится к числу редчайших шедевров искусства.
Леонардо призывает живописца исследовать природу, дабы не уподобиться зеркалу, которое отражает предметы, не обладая знанием о них. Одна из них идет от литературы и искусства, от гуманитарного знания. В работе над «Тайной вечерей» художник отказался от принятой техники настенной росписи по влажной штукатурке, главным недостатком которой была неумолимая зависимость работы художника от времени высыхания штукатурки. Возвращение во Флоренцию ознаменовалось поступлением на службу к герцогу Чезаре Борджиа (Cesare Borgia) и созданием самого прославленного полотна – «Джоконды» (Gioconda). Люди. Пожалуй, самым по-настоящему удивительным в этой картине является история ее написания.
Равновесие между ними нарушится в пользу науки. Но очень скоро радость сменяется грустью и тоской. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах.
Картина воспевает материнство, а также скромность матери. Жил он в это время у деда. Уже после смерти Леонардо да Винчи его друг и ученик Франческо Мельци выбрал из них отрывки, относящиеся к живописи из которых был впоследствии скомпонован «Трактат о живописи» (Trattato della pittura, 1-е изд., 1651). Первый заказ, полученный Леонардо, был создание конной статуи в честь Франческо Сфорца (1401–1466), отца Лодовико Сфорца. С картиной граничит столько теорий и предположений, что невозможно перечесть их все. Их некоторое время изучали.
Леонардо писал медленно и вот таким образом отдавал предпочтение масляным краскам: они дольше сохли, что позволяло добиться более тонких и разнообразных эффектов, чем в работе с темперой – краской, которую готовили на основе сухих порошковых натуральных пигментов, разбавляя соком растений или разведённым водой желтком цельного куриного яйца. 1615, Лувр, Париж). Впервые в истории батальной живописи Леонардо показал драматизм и ярость битвы. Ему позировала жена флорентийского купца Франческо ди Бартоломео. Но существует и более современная версия. Еще в молодые годы Леонардо да Винчи начал проводить научные исследования.
Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла. Будучи во Франции, Леонардо отходит от художественной практики.
В руках у ребенка мы видим маленькую птичку – красного щегла. Особое внимание Леонардо уделял механике, называя ее «раем математических наук» и видя в ней ключ к тайнам мироздания он попытался определить коэффициенты трения скольжения изучал сопротивление материалов, увлеченно занимался гидравликой. А затем довершили дело грубые реставрации и солдаты Бонапарта. Леонардо тщательно подготовился к созданию росписи изучил описание битвы и изложил свой замысел в записке, представленной Сеньории. В С. -Петербургском Эрмитаже находится другое прекраснейшее его творение — «Мадонна Литта». Он сделал наброски нескольких вариантов проекта центрально-купольного храма (равноконечный крест, центральная часть которого перекрыта куполом) – тип архитектурного сооружения, который ранее рекомендовал Альберти по той причине, что он отражает один из античных типов храмов и имеет в своей основе наиболее совершенную форму – круг.
Примерно в 1476 г. он написал фигуру ангела в картине своего учителя «Крещение» и это сразу привлекло к юному художнику всеобщее внимание. Он покрыл стену специальным составом из смолы и мастики и писал темперой. Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи служат его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), написанные на разговорном итальянском языке. Ряд авторов, вслед за словами Вазари, предполагают интимные отношения с юношами, в том числе учениками (Салаи)567, хотя никаких свидетельств этого не существует, другие же считают, что у Леонардо не было близких отношений вообще никогда и ни с кем и он, вероятнее всего, был девственником, абсолютно не интересуясь этой стороной жизни и отдавая предпочтение занятиям науками и искусством.
По правую руку от Христа седобородый апостол Петр, сжимая в руке нож, резко наклоняется к задремавшему, согласно евангельскому тексту, юному Иоанну и теребит его за плечо, готовый к решительным действиям резко отпрянул назад, сжимая в руке мешочек с сребрениками, темнобородый Иуда — единственный из присутствующих, чье лицо погружено в тень. В его рукописях встречаются рисунки летательных машин, парашюта и вертолета, новых конструкций и винторезных станков, печатающих, деревообрабатывающих и других машин, отличающиеся точностью анатомические рисунки, мысли, относящиеся к математике, оптике, космологии (идея физической однородности вселенной) и другим наукам. Но, несмотря на это, даже в полуразрушенном состоянии, "Тайная вечеря" производит неизгладимое впечатление. Спустя несколько лет после создания, «Тайная вечеря», по словам Вазари, была «беспорядочным набором пятен». Леонардо мог простоять в размышлениях чуть ли не целый день перед едва начатой фреской.
Он также осудил католические книжные магазины, которые, по его словам исключительно из-за прибыли выставляют это издание на продажу и рекомендовал верующим «не читать и не покупать» роман. В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень. Силы художника были на исходе и через два года, 2 мая 1519 года, он скончался в замке Клу (близ Амбуаза, Турень) во Франции. Для «Джоконды» отвели две трети Государственного зала, занимающего общую площадь 840 квадратных метров. Творчество выступало для него как бесконечный поиск и решение все новых проблем.
Вероятно, первым применил для зарисовок пейзажей камеру-обскура (от лат. Также Леонардо описал первые представления о палеонтологии как о науке в целом.
Недатированная картина Благовещение (середина 1470-х годов, Уффици) была приписана Леонардо только в 19 в. возможно, более правильно было бы рассматривать ее как результат сотрудничества Леонардо и Вероккьо. Эксперимент оказался неудачным, краска стала осыпаться ещё при жизни да Винчи. Его предшественником на этом удивительном посту был Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), а преемником – коннетабль Шарль де Бурбон (Charles III de Bourbon). Первая самостоятельная работа Леонардо, написанная, видимо, когда он еще не покинул мастерскую Верроккьо, — это довольно большая композиция «Благовещение» (1475—1480, Флоренция, Галерея Уффици) влияние учителя еще сказывается в облике Мадонны, характере пейзажа с томными силуэтами кипарисов, тщательности, с которой прописаны рельефы небольшого мраморного стола, но по сравнению с работами флорентийских мастеров этого времени картина кажется немногословной, а пространственная пауза, разделяющая персонажей, создает атмосферу значительности события. Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро (1427—1504) и его возлюбленная, крестьянка Катерина.
Многие были испорчены водой, огнем, варварским обращением, но художник их не исправлял. По левую руку от Христа — три апостола, охваченные сильнейшим волнением. После занятия Милана французами в 1796г. По размерам (6, 6 на 17, 4 метра) она в три раза превышала «Тайную вечерю». Как ученый и инженер он обогатил почти все области науки того времени. Одни считают, что это портрет герцогини Костанцы дАвалос.
В миланский период Леонардо да Винчи создал Мадонну в скалах (1483-1494, Лувр, Париж второй вариант – около 1497-1511, Национальная галерея, Лондон), где персонажи представлены в окружении причудливого скалистого пейзажа, а тончайшая светотень играет роль духовного начала, подчеркивающего теплоту человеческих отношений. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. Он вовсе не видит крещения и вопросительно – недоумевающе смотрит на другого ангела. Он так сильно увлекается точной наукой, что и думать забывает о написании картин.
Картоны Леонардо и Микеланджело, выставленные в 1505 имели грандиозный успех. Радостно – удивленно слушает она серьезные, почти непонятные ей слова ангела. Несколько позже парная к ней фреска «Битва при Кашине» была заказана Микеланджело.
Благодаря технике сфумата (секрет которой не разгадан, кстати, до сих пор), Леонардо добивался удивительных эффектов, которые назвал «пропаданием очертаний», когда линия становилась как бы воздушной. «Если бросить, — говорил он, — об стену губку, полную разных красок, она оставит на стене пятно, в котором будет отличный пейзаж». Ничто не дает такого яркого представления о необычайной универсальности гения Леонардо да Винчи, как многие тысячи страниц его рукописей. Однако эти факты можно объяснить иначе. — прозрачное указание на детей, части тела которых используются в банке органов.
которые будут определять последующее развитие западной культуры. Это знаменитое «сфумато» – «дымчатая светотень» Леонардо да Винчи, оптическое впечатление в духе импрессионизма.
В ранних произведениях (голова ангела в «Крещении» Верроккьо, после 1470, «Благовещение», около 1474, оба в Уффици, «Мадонна Бенуа», около 1478, Эрмитаж) обогащает традиции живописи кватроченто, подчеркивая плавную объемность форм мягкой светотенью, оживляя лица тонкой, едва уловимой улыбкой. При дворе художника приняли почтительно, но ни одного заказа он так и не получил. Об этой особенности творчества художника рассказал Вазари. Самой известной из работ юного Леонардо, не потерявшейся, подобно другим, является ангел на верроккьевой картине «Крещение Христа» (находится в флорентийской галерее Уффици).
Через некоторое время она разрушилась. Конь– грандиозный, но так и не завершенный проект – один из значительных произведений монументальной пластики 16 в. и, по словам Вазари, «те, кто видел огромную глиняную модельутверждают, что никогда не видели произведения более прекрасного и величественного», называли монумент «великим колоссом». Наблюдая за природой, он стал знатоком в области ботаники: он первым описал законы филлотаксии (законы, управляющие расположением листьев на стебле), гелиотропизма и геотропизма (законы влияния солнца и гравитации на растения), открыл способ определения возраста деревьев по годовым кольцам. Она сама по себе является самым интересным фактом о Леонардо да Винчи.
Главной задачей было показать Иуду, отделить его от остальных апостолов. Запись его кончается словами: «и этот художник делал чрезвычайно жалкие пейзажи». Недоуменно, как бы отказываясь поверить услышанному, разводит руками Иаков Старший. В 1516 или 1517 Леонардо прибывает во Францию, где ему отводят апартаменты в усадьбе Клу. Хотя пещера слабо освещена, картина не темная, лица, фигуры мягко проступают из тени.
Настоятель монастыря Санта Мария деле Грацие был недоволен тем, как художник работал над заказанной ему «Тайной вечерей». Леонардо уже тогда искал тайну изображения улыбки. Леонардо не мог не знать этих художников. Здесь он занялся научными исследованиями изучал полет птиц, пытался разработать модель летательного аппарата, но в 1501 году получил заказ от церкви Сантиссима Аннунциата написать алтарный образ «Святая Анна с Марией и младенцем Христом». Последняя картина Леонардо, «Святой Иоанн Креститель» (около 1515-1517, там же) полна эротической двусмысленности: юный Предтеча выглядит тут не как святой аскет, но как полный чувственной прелести искуситель. Его идеи были близки гуманистам Нового времени, но во многом непонятны современникам. Одновременно Леонардо создает свою самую прославленную работу — портрет Моны Лизы Джоконды (1506—1510, Париж, Лувр).
Это был пьяница в сточной канаве. Как истинный новатор и экспериментатор, Леонардо отказался от техники фрески. Ангел уже не улыбается лукаво, он стал серьезен и задумчив.
Эту композицию он писал на стене трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие. Сам автор рассматривал Витрувианского человека, как «космографию микрокосма». Видимо, так он оставлял место, куда бы сама жизнь могла вмешаться, что-то подправить.
Самыми известными работами раннего периода являются также «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа»), написанная примерно в 1478 г. (сейчас она храниться в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге) и «Поклонение волхвов» (1481-82 гг. ). Перестройка, которая производилась по проекту перуанского архитектора Лорензо Пикераса, продолжалась около четырех лет. Решение переселить «Мону Лизу» в отдельный зал было принято администрацией Лувра в связи с тем, что на прежнем месте, в окружении других картин итальянских живописцев, этот шедевр терялся, а публике приходилось стоять в очереди, чтобы увидеть знаменитую картину. Почти каждое из его значительных произведений незавершино. В 1482 году да Винчи был отправлен своим покровителем Лоренцо Медичи в Милан.
К 1480 Леонардо уже получал крупные заказы, однако в 1482 он переехал в Милан. Да Винчи привел его в мастерскую и написал с него Иуду. Быт всегда должен был правдиво изображать флорентийский быт. Меньше всего знал Леонардо Гирландайо.
История зарождения эпохи итальянского ренессанса. Этот итальянский учёный эпохи Возрождения (Ренессанса) был не только выдающимся художником и скульптором, но и учёным исследователем тайн многих наук. Для отливки скульптуры требовалось около 90 тонн бронзы. У Леонардо было много друзей и учеников. тончайшие психологические нюансы и переходы.
Мастера герцогское равнодушие волновало еще меньше. Прелестный пейзаж открывается через окно за его фигурой. Вам знакома палеонтология. Живя в эпоху расцвета гуманизма, когда итальянский язык считался второстепенным по сравнению с латынью, Леонардо да Винчи восхищал современников красотой и выразительностью своей речи (по преданию он был хорошим импровизатором), но не считал себя литератором и писал, как говорил его проза вот таким образом— образец разговорного языка интеллигенции XV века и это уберегло её в целом от искусственности и велеречивости, присущей прозе гуманистов, хотя в некоторых пассажах дидактических писаний Леонардо да Винчи мы находим отзвуки пафоса гуманистического стиля.
Примером ему послужила природа: «посмотри на каменного стрижа, который сел на землю и не может взлететь из-за своих коротких ног а когда он в полёте, вытащи лестницу, как показано на втором изображении сверху так надо взлетать с плоскости эти лестницы служат ногами». Вновь Леонардо поступает предложение от французского короля, на сей раз от Франциска I (1494–1547), преемника Людовика XII: перебраться во Францию, в усадьбу недалеко от королевского замка Амбуаз. Тогда он пробует заниматься различными экспериментами, но и это ни к чему не приводит. Но открылась ли.
Святая Дева изображена реально, с сохранением еврейского типа. По некоторым версиям, у Леонардо была связь с Чечилией Галлерани, фавориткой Лодовико Моро, с которой он написал свою знаменитую картину «Дама с горностаем». Мадонна в скалах (1483–1484, Лувр, Париж) – знаменитая картина Леонардо, написанная им в Милане. Основной целью организации было восстановление династии Меровингов на престоле Франции.
Работая над фреской три года, Леонардо создал величайшее творение эпохи Возрождения. В этом рисунке скрыто так же глубокое символическое значение. Отпрысков этого рода Приорат считал потомками Иисуса Христа.
Он подчеркивает значение не только линейной, но и воздушной перспективы. Они все были в кругу его зрения и общения. Отдавая в «споре искусств» пальму первенства живописи как наиболее интеллектуальному, по его убеждениям, виду творчества, мастер понимал ее как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), который воплощает все многообразие мироздания посредством пропорций, перспективы и светотени.
Уже в марте 1503 года Леонардо получил от флорентийского правительства ответственный заказ — ему было поручено написать на стене главного зала Палаццо Веккьо большую батальную композицию «Битва при Ангиари». Первым крупным произведением Л. да Винчи может считаться картина «Благовещение», написанная им в восемнадцатилетнем возрасте (1470 год). Король назначил своему инженеру годовую ренту в 1000 экю и подарил угодья с виноградниками, обеспечив тому спокойную старость. Ясная сценическая логика мимики и жестов, а также волнующе-парадоксальное, как всегда у Леонардо, сочетание строгой рациональности с неизъяснимой тайной сделали «Тайную вечерю» одним из самых значительных произведений в истории мирового искусства. Эта работа столь же загадочна и таинственна, как и «Джоконда».
Вопрос о том, принадлежит ли ему композиционный замысел, остается открытым. Среди первых работ Л. да Винчи называют рисунок «Вид долины Арно», картины «Благовещение» и «Портрет Джиневры де Бенчи». Уникальны его исследования в области конструирования летательных аппаратов. Шутка Леонардо чрезвычайно понравилась герцогу и инцидент был исчерпан. В родной Флоренции он работал над росписью зала Большого Совета в Палаццо Веккьо Битва при Ангьяри (1503-1506, не закончена известна по копиям с картона), стоящей у истоков европейского батального жанра нового времени.
Позже из-под его кисти вышли такие великолепные произведения, как настенная роспись «Тайная вечеря» в церкви Санта Мария делле Грацие, портрет Моны Лизы, «Св. Сам мастер не оставил систематического изложения своих мыслей. Образ птицы – это пролитая кровь, жертвенность и страдания, жизнь во славу Веры.
Например, картина «Мадонна Литта», завершенная в 1491 году. Двенадцать апостолов разделены на четыре группы по три фигуры в каждой. Да Винчи разработал проекты множества изобретений, придумав, в частности, прототипы вертолета, парашюта, бронепоезда, подводной лодки, текстильного станка, гидравлического пресса, прокатного стана (машины, придающей необходимую форму и размер металлическим изделиям), токарного станка, шлифовального станка, вентиля, помпы. Для самого Леонардо искусство и наука были связаны неразрывно. В 1950 г. был опубликован список Великих магистров Приората Сиона (Prieur de Sion) – тайной организации, созданной в 1090 г. в Иерусалиме.
Учитель создал «рецепты» изображения лица, фигуры, одежды, животных, деревьев, неба, дождя. Леонрадо да Винчи расстраивается из-за отсутствия материала для проведения анатомических опытов. Он сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо в 1467-1472 годах. Галерея «Беляево», вошедшая в историю как место проведения первых выставок советских нонконформистов, распахнула свои двери в 1988 году. А настоятель хотел, чтобы художник работал «как вскапывающий сад работник».
В 1495 Леонардо приступил к работе надТайной вечерей (площадь 4, 5 8, 6 м). В центре Иисус Христос, слева и справа от него его ученики. Открытия Леонардо да Винчи поражают воображение.
Коллекционеры найдут много интересного в арт-бутике, принадлежащем «Беляево». Леонардо подчеркивает, что искусство и наука по своей природе тождественны. Однако анонимный биограф, его современник, указывает, что Леонардо «имел замечательные замыслы, но создал немного вещь в краске, так как, как говорят, никогда не был доволен собой». Он постоянно экспериментировал с красками, стремясь максимально использовать их возможности для передачи света и тени. Согласно списку, Леонардо да Винчи был девятым из Великих магистров Приората.
Судьба оказалась жестокой ко многим творениям великого мастера. Годы ученичества Леонардо (1466–1470) были периодом расцвета целой плеяды живописцев.
Это подтверждает и Вазари, в соответствии с которым препятствия лежали в самой душе Леонардо – «наибольшая и самая необычная именно она побуждала его искать преимущества над совершенством, так что каждое произведение его замедлялось от избытка желаний». Тончайшая светотень (сфумато) создает впечатление неяркого рассеянного света, моделирует лица и руки. Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео». Главная из них открылась сравнительно недавно. Кроме того, данная работа так же отражает попытку мастера соотнести человека с природой.
Он оставил своим потомкам загадочные и блестящие идеи, сделал открытия во многих ныне существующих науках, а эскизы и картины да Винчи стали своеобразным доказательством уникального гения художника. Флоренция с величайшей расточительностью рождала таланты и каждый из художников, ставших в недалеком будущем большим мастером, либо проходил через боттегу Верроккьо как ученик, либо соприкасался с нею в той или иной форме. И его юный ученик, которому начальное обучение и годы отрочества дали уже достаточную теоретическую подготовку, скоро усвоил наряду с азбукой «рисовального искусства» и это подчеркнутое внимание к научным вопросам: стремление выяснить, насколько искусство нуждается в науке и как наука должна оплодотворять приемы искусства. Источником мифотворчества стали его записные книжки, где он зарисовывал и описывал как собственные технические идеи, так и то, что он обнаружил в трудах учёных-предшественников или дневниках путешественников, «подсмотрел» у других практиков (часто с собственными усовершенствованиями). Что касается приземления, он писал: «Эти крючки (вогнутые клинья), которые прикреплены к основанию лестниц, служат тем же целям, что и кончики пальцев ног человека, который на них прыгает и всё его тело не сотрясается при этом, как если бы он прыгал на каблуках». Предшествующие Леонардо художники Ренессанса решительно отказывались от многих условностей средневекового искусства.
Пьеро да Винчи придумал очень хорошо, решив отдать сына в боттегу Андреа Верроккьо.
В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо да Винчи создает роспись «Тайная вечеря» (1495-97 из-за рискованного эксперимента, на который пошел мастер, применив для фрески масло в смеси с темперой, работа дошла до нас в весьма поврежденном виде). Он считал природу наставницей и в своём творчестве исходил их конкретной действительности, отталкивался от неё. Работами руководил археолог Арсен Уссэ.
Окруженный почтительным восхищением короля, он получает титул «Первый художник инженер и архитектор короля». Только крылья ангела и два поднятых пальца согласуются вполне с традицией итальянских иконописцев. На базе галереи функционируют дизайн-бюро и детский учебный центр. Именно да Винчи точно описал форму человеческого позвоночника. «Научись прежде прилежанию, чем быстроте», — советует Леонардо. Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью. «Трактат о живописи», подготовленный после смерти Леонардо его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на теорию искусства, состоит из отрывков, во многом произвольно извлеченных из контекста его записок. В этой небольшой капелле Мазаччо написал ряд фресок, от которых пошла новая живопись.
Леонардо да Винчи как художник, ученый и философ. - С. 20-21. Женат он не был, о романах с женщинами достоверных сведений нет. На сегодняшний день в мире продано уже более 11 миллионов экземпляров книги. Но и этого ему было мало. Она покоится на восприятии и наблюдении, на математике.
В те годы дух народолюбивого аскетизма не свил еще там своего гнезда. Леонардо да Винчи был перфекционистом, для него не существовало мелочей в искусстве. Леонардо, по-прежнему уделявший много времени научным занятиям, выполнил в Милане вместе с новым помощником Амброджо де Предисом уже упоминавшуюся выше копию Мадонны в скалах с помощью того же де Предиса он написал свою последнюю картину «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» (1510, Париж, Лувр).
Наряду с описаниями, в которых чувствуется манера художника-живописца, Леонардо да Винчи даёт в своих рукописях множество образцов повествовательной прозы: басни, фацеции (шутливые рассказы), афоризмы, аллегории, пророчества. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях исполненных в различных техниках (итальянский и серебряный карандаши, сангина, перо и др. ), Леонардо да Винчи добивался, прибегая иногда к почти карикатурному гротеску, остроты в передаче мимики лица, а физические особенности и движение человеческого тела юношей и девушек приводил в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции. Но образ Иуды по-прежнему оставался незаконченным. В частности, неудачным оказался состав красок для «Тайной вечери». К тому же времени относится и необычно решенный женский портрет — «Дама с горностаем» (1488—1490, Краков, Музей Чарторыйских). Иногда эксперимент приводил к неудаче. Один из значительных заказов, полученных Леонардо в 1502 для украшения стены зала заседаний Синьории во Флоренции, былБитва при Ангиари (не сохранился). Занимаясь архитектурой, Леонардо да Винчи разрабатывал различные варианты идеального города и проекты центрально-купольного храма, оказавшие большое влияние на современное ему зодчество Италии.
1459-1537) и Алессио Бальдовинетти (ок. Самой значительной живописной работой Леонардо в Милане стала стенная роспись Тайная вечеря (1495—1498, Милан, трапезная монастыря Санта Мария делле Грацие). Леонардо взял от Мазаччо все, что было можно.
Леонардо подчеркивает, что «опыт является общей матерью искусства и науки». Он был ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. В 1472 г. Л. да Винчи принимают в гильдию живописцев. К поздним произведениям Леонардо да Винчи относятся проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-1512), алтарный образ Святая Анна и Мария с младенцем Христом (около 1507-1510, Лувр, Париж), завершающий поиски мастера в области световоздушной перспективы и гармонического пирамидального построения композиции и Иоанн Креститель (около 1513-1517, Лувр), где несколько слащавая двусмысленность образа свидетельствует о нарастании кризисных моментов в творчестве художника. Сейчас же он воспринимается многими как изобретатель «всего на свете». Он изучал полет, планирование птиц, строение их крыльев и создал т. н.
В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (цикл с «Потопом» итальянский карандаш, перо, около 1514-1516, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о бренности и ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими, предвосхищающими «вихревую» космологию Рене Декарта представлениями о цикличности природных процессов. Еще позже да Винчи начинает проявлять интерес к анатомии.
Маэстро поселился в живописном замке Кло-Люсе (Le Clos Luc) в Турени, где имел полную возможность заниматься тем, что было ему интересно. Портрет подписан «Джоконда», но до сих пор существует мнение, что на портрете изображена жена богатого флорентийского купца. Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник.
орнитоптер, летательный аппарат с машущими крыльями, так и неосуществленный. Ватикан выступил с критикой «скандальных и необоснованных измышлений», содержащихся в вызвавшем много споров бестселлере американского писателя Дэна Брауна «Код да Винчи». – С. 248. Предположительно, моделью Леонардо была возлюбленная миланского герцога Чечилия Галлерани. Его наклоненная голова с опущенными глазами, жест рук бесконечно прекрасны и величавы.
Та же участь (краски не легли на грунт) постигла и фреску «Битва при Ангиари». Единственный автопортрет Л. да Винчи написал в 1514 г. В 1515 г. он создал одну из последних картин – «Святого Иоанна Крестителя». Христос покорен своей судьбе исполнен сознания жертвенности своего подвига. Художественную манеру его Вазари называет жесткой и грубоватой. Общее их направление было одно. Сегодня они ценятся не меньше, чем готовые полотна великого художника.
Божественнейшая же его душа, сознавая, что большей чести удостоиться она не может, отлетела в объятиях этого короля – на семьдесят пятом году его жизни. Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года близ Флоренции, в семье богатого нотариуса. Показан драматический момент разоблачения и осуждения предательства, момент, когда Христос только что произнес слова: «Один из вас предаст Меня» и разная эмоциональная реакция апостолов на эти слова. Искусство для Леонардо было средством познания мира, познания человека.
Свыше 10 лет он работал над конным монументом Франческо Сфорца – отца Лодовико Моро (глиняная модель памятника в натуральную величину разрушена при взятии Милана французами в 1500). Дело в том, что и в искусстве Леонардо вел себя как экспериментатор. Всем хорошо известно, что да Винчи увлекался анатомией.
В современной Норвегии находится действующий мост, созданный по проекту Леонардо да Винчи. Первой серьезной работой Л. да Винчи было изображение одного из двух ангелов, фигурирующих на лучшей картине его учителя Верроккьо, а именно «Крещение Христа», которая в настоящее время находится во флорентийской галерее Уффици. Идеальнее – по красоте и выразительности. Одними из самых знаменитых картин являются: Мона Лиза (Джоконда), Дама с горностаем, Тайная вечеря, Мадонна Литта, Благовещение и многие другие.
А ведь именно Леонардо да Винчи является ее родоначальником. Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) итальянский художник, скульптор, архитектор, ученый и инженер.
Знаменитую «Мону Лизу» Л. да Винчи написал примерно в 1503-1506 гг. XIX век наградил её титулом загадочной, даже роковой женщины. Ученый по призванию Леонардо даже сейчас поражает широтой и разнообразием своих научных интересов.
В 1483 году монастырь Святого Франциска заказал Леонардо алтарную картину, впоследствии получившую название «Мадонна в скалах» (ок. Краски начали отслаиваться, о чем уже упоминал Вазари в 1556. Тайнаявечерянеоднократно реставрировалась в 17 и 18 вв., но реставрации были неквалифицированными (просто заново наносились красочные слои). Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль.
По замыслу художника фреска должна была стать самой масштабной его работой. Он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей. У Леонардо обе эти тенденции пока еще мирно уживаются. Леонардо разбирался в этом как никто другой.
– С. 213». По мнению многих историков, Леонардо да Винчи долго не мог написать Иуду и Христа. Сер Пьеро отдал щит своему сыну. В частности, Боттичелли посвящена страничка в «Трактате о живописи», где речь идет о пейзаже.
Но и этот труд он не успел завершить. «Верроккьо, – говорит Вазари, – поручил Леонардо написать ангела, держащего одеяния. Второй вершиной творчества Леонардо стал знаменитый портрет Моны Лизы или «Джоконда».
Некоторое время спустя гений понимает, что математика гораздо увлекательней живописи. Ум его не дремал, мастер был уверен, что возможности человека безграничны. Леонардо впервые высказывает мысль об относительности понятия прекрасного. В их основе лежит один и тот же творческий процесс. Леонардо решил изобразить голову горгоны Медузы, а чтобы изображение чудовища производило на зрителей должное впечатление, он использовал в качестве натуры ящериц, змей, кузнечиков, гусениц, нетопырей и «прочих тварей» «из множества каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух».
Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Сфорца потребовал объяснений. Искусство для Леонардо да Винчи было инструментом познания мира. Иоанн Креститель», «Бахус». Квадрат может трактоваться, как материальное бытие человека, а круг представляет собой его духовную основу, а точки соприкосновение геометрических фигур между собой и с телом, вставленных в них можно рассматривать, как связь этих двух основ человеческого существования.
Все они творчески росли вместе, в непрерывном общении и учились друг у друга. Миланский герцог Лодовико Сфорца отклонил проект. Однако к написанию картины он так и не приступил. Леонардо да Винчи обладал даром, которому как нельзя лучше подходит название «прорицание». Зато Святая Дева значительно помолодела. Художественная литература имела для него чисто утилитарное, подсобное значение.
И хотя тот был юнцом, однако выполнил это так, что ангел Леонардо вышел много лучше, нежели фигуры Верроккьо». «Верроккьо, — говорит Вазари, — поручил Леонардо написать ангела, держащего одеяния. напротив имеется счастливый союз.
Леонардо же находился в беспрерывном творческом поиске. Облик Леонардо да Винчи был бы воспринят нами односторонне без учета того, что его художественная деятельность оказалась неразрывно связанной с деятельностью научной. В 1495 г. Л. да Винчи начал работу над «Тайной вечерей» в монастыре Санта Мария деле Грацие в Милане. Тайн в жизни титана Возрождения было предостаточно.
В совокупности записи этих 120 книжек представляют материалы для обширнейшей энциклопедии. Христос только что сказал своим ученикам: «Один из вас предаст меня». Он родился в небольшом поселке Винчи в 1452 году. Христос – центр всей композиции, всего того водоворота страстей, которые бушуют вокруг. Но эту действительность он воспринимает уже по-другому.
Леонардо ставит себе целью дать объективное отображение действительности. В портрете Моны Лизы или Джоконды (около 1503-1505, Лувр, Париж) он воплотил возвышенный идеал вечной женственности и человеческого обаяния важным элементом композиции стал космически обширный пейзаж, тающий в холодной голубой дымке. Они являются не просто шедеврами, но даже «иконами» высоко искусства. И это, по всей видимости имело эффект.
Окончить – значит убить. Новый талисман был преподнесён Фердинанду I Медичи в честь женитьбы его сына2. В творчестве Леонардо да Винчи уже вполне отчетливо обозначились две важные тенденции. Художественное наследство Леонардо да Винчи количественно небольшое. В личности Леонардо да Винчи, выдающегося живописца, скульптора, строителя, военного и гражданского инженера, ученого изобретателя, наиболее полно воплотился сформулированный мыслителями итальянского Возрождения идеал «homo universale» — человека, чьи творческие возможности многообразны и почти безграничны. Работая над ним 16 лет, Леонардо создал множество рисунков, а также восьмиметровую глиняную модель.
будут собственной особой мгновенно разбегаться по разным частям мира, не двигаясь с места — передача телеизображения. В настоящее время это произведение искусства находится в Эрмитаже. Однако уже в следующем – XVII – веке пути искусства и науки разойдутся. Леонардо решил наносить изображение на сухую штукатурку, которая должна была служить ему загрунтованной доской.
Недаром ведь он «смолоду интересовался науками». В «Поклонении волхвов» (1481-82, не закончена подмалевок — в Уффици) превращает религиозный образ в зеркало разнообразных человеческих эмоций, разрабатывая новаторские методы рисунка.
Он ищет обобщенной формы, типичных решений, ясного художественного языка. Дальше он перечисляет имена, среди них — Леонардо и прибавляет: «Словом, все кто старался постигнуть это искусство, постоянно шли учиться в эту капеллу, чтобы воспринять наставления и правила хорошего изображения фигур у Мазаччо». — запуск живых существ в космос. Через 2 года, полных тщательной подготовки: эскизов ангелов, головок Мадонн, – Леонардо написал вторую картину на сюжет «Благовещение». Жизнь маэстро оборвалась в 1519 г. Свои записи инструменты и поместья он завещал ученикам. Наконец, в афоризмах Леонардо да Винчи выражена в эпиграмматической форме его философия природы, его мысли о внутренней сущности вещей.
Трудно переоценить значение для творчества самого Леонардо да Винчи да и всей последующей живописи его открытие неустойчивости изменчивости видимого мира и способа передачи её в картине. Он сказал, что ему нужны идеальные модели и он никак не мог найти лицо, с которого можно писать лик Христа. В Милане герцог Лодовико Сфорца зачислил Леонардо в придворный штат в качестве инженера.
Что можно говорить о человеке, который создал целую науку. Искусство у него занимает место философии и науки. «Не оборачивается тот, кто устремлён к звезде», — писал Леонардо.