Джоконда – самая таинственная и неоднозначная картина Леонардо да Винчи. Как пишут биографы, на самом деле, Леонардо выполнил заказ мужа Джоконды. После Готье, пишет искусствовед Г. Козлов, загадочная улыбка превратилась для публики в главное достоинство «Джоконды», затмив даже авторство самого Леонардо. О тайне написания Джоконды Леонардо да Винчи ходит множество версий.
Французский исследователь и консультант Центра по изучению Леонардо да Винчи в Лос-Анжелесе Жан Франк на днях объявил о том, что смог повторить уникальную технику великого мастера, благодаря которой Джоконда кажется живой. Об этом шедевре Леонардо да Винчи, пожалуй, сказано уже столько, что Джоконда стала символом искусства портретной живописи эпохи Возрождения. Оказывается, Леонардо да Винчи дважды переписывал "Джоконду". Из его труда мы узнаем, что Леонардо взялся «выполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, жены его и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным».
В 1502-1506гг Леонардо да Винчи написал свое самое значительное произведение- портрет Моны Лизы, жены мессера Франческо дель Джокондо. Первым местом, где увидели «Джоконду», была баня великого политика и коллекционера короля Франциска I. По легенде, перед смертью Леонардо да Винчи продал «Джоконду» Франциску за 4 тысячи золотых монет. "мона Лиза", которая иначе именуется "Джокондой" художника Леонардо да Винчи – самое известное произведение на планете.
Была видвинута версия, что это та самая Мона Лиза, которую Леонардо написал на заказ для синьора Джокондо.
А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. золотых экю. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац.
Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. Согласно итальянским источникам она с тех пор находилась в коллекции французского короля Франциска I, однако остаётся неясным, когда и как она была им приобретена и почему Леонардо не вернул её заказчику. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. Лео понимает, что сокровище может быть где-то рядом. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи.
Лиза тем временем сильно переживает за Лео. Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Дальнейший взлёт славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя (см. Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. Лиза рассказывает Лео, что маркиз требует от ее отца выплаты долга.
Он был влюблен в собственную мать. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». Лоренцо выпутывается из веревок и бежит к маэстро Чеко.
В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». Лео и Лиза успешно возвращаются на берег. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Качество картины впечатляет, в ней на высочайшем уровне сведены воедино все достижения эпохи Возрождения. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью.
Именно художники были первыми поклонниками «Джоконды» Леонардо да Винчи. Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. Проходил месяц за месяцем. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции.
В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Небольшой улыбающийся рот, ниспадающие на плечи мягкие волосы. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. В 1482 году, будучи уже профессиональным художником, Леонардо переехал в Милан.
Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от портретных образов кватроченто. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. Опасно попасть под обаяние этого призрака. И почему художник не имел семьи. Похититель Винченцо Перуджио попытался продать портрет директору галереи Уффици.
Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. ниже, раздел Кража), благодаря чему она не сходила со страниц газет. Современник её приключения критик Абрам Эфрос писал: «музейный сторож, не отходящий ныне ни на шаг от картины, со времени её возвращения в Лувр после похищения 1911 г., сторожит не портрет супруги Франческе дель Джокондо, а изображение какого-то полу-человеческого, полу-змеиного существа, не то улыбающегося, не то хмурого, господствующего над охладевшим, голым, утесистым пространством, раскинувшимся за спиной». «Мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Вот почему он никогда не любил другую женщину и не имел семьи.
Тогда «Иллюстрасьон» опубликовал новое предложение: «Редакция гарантирует полную тайну тому, кто принесет «Джоконду». На службе у герцога он не заработал денег на безбедную жизнь и во Флоренцию вернулся со скудными средствами. Таким образом он совместил реальность и сказку, реальность и сон в одно целое, что создаёт невероятное ощущение у всех, кто смотрит на полотно.
А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. Критикам картина Леонардо сама по себе казалась крайне привлекательной. По признанию исследователя, ему удалось достичь лишь уровня ранних работ мастера. В благодарность дельфин приносит Лео ожерелье. Обмороки около Джоконды у Леонардо, кстати, тоже были. Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета.
Пираты поднимают их на борт. Ужасный пожар уничтожает дом девочки Джоконды и ей попросту некуда идти. Они сносят и Флая, но тот возвращается и вступает в бой с Лео. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам.
Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Была ли она красива. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Леонардо да Винчи написал ее вопреки самому понятию «портрет», которое предполагает изображение реального лица, сходного с оригиналом и с характеризующими его (хотя бы косвенно) атрибутами. По ней его детища неожиданно обнаруживаются через века.
Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Оказывается, что маэстро и был тот самый Флай, который все это устроил.
() Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Её страстно любят и так же страстно ненавидят. Лувр битком набит сокровищами, которые принадлежат Италии по праву. Он откровенно заявил, что давно уже решил украсть «Джоконду».
Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. В такой компании и оказалась «Мона Лиза». Пираты пугаются и бросаются за борт. Да и тот факт, что картина написана на тополиной доске, а тополь – дерево-вампир, тоже, возможно играет определенную роль. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Леонардо живёт спокойной и мирной жизнью, посвятив себя изобретательству.
По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Бельгиец Пьере был его секретарем. Живопись XVI века буквально наполнена следами влияния «Моны Лизы».
Наверное, но были во Флоренции многие женщины и красивее ее. Дельфин пугает их, притворяясь акулой. Свой поступок он объяснил желанием вернуть "Джоконду" на родину. В 13 часов дня, когда музей открыли для посетителей, ее на месте не оказалось.
Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Где любовь, там и ревность. Журнал объявил награду: «40 000 франков тому, кто принесет «Джоконду» в редакцию журнала.
Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Здесь, в горах, он и встретил будущую мать Леонардо, крестьянку Катерину. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см.
Его старые друзья, захваченные вихрем волнений и смут, сильно изменились. Возникает такое чувство, что художник нарисовал Джоконду в одно мгновение, будто щёлкнув фотоаппаратом, а не рисовал её 4 года. Время шло – картина не появлялась. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов.
Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). Все выходы из Лувра были закрыты, музей стали обыскивать. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились. Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины. Взять, например, великого Рафаэля: он как будто заболел картиной Леонардо, черты Джоконды можно уловить и в портрете флорентинки, в «Даме с единорогом» и что самое удивительное, даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне.
Но Лео совершенно серьезен. По словам Жана Франка, основная сложность этой техники заключается в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. До охраны наконец дошло, что картину украли.
Гийом провёл в тюрьме неделю, но был отпущен за недостаточностью улик. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. Лоренцо случайно передавил ногой шланг с кислородом.
Джордже Вазари в своих «Жизнеописаниях» сообщает об этой картине: «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, жены его». «Джоконда» – не портрет. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. Но выход из этой ситуации очень быстро находится.
Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q». Пытаясь объяснить тайну ее колдовского очарования, о картине писали бесконечно много.
Трудясь над "Джокондой", Леонардо сильно подорвал здоровье. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. На раме он заметил отпечаток пальца. Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа.
Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Принадлежит к позднему периоду его творчества. Вместе с остальными героями Лео отправляется домой на корабле Флая.
Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Мона Лиза – самая узнаваемая картина в мире. Портрет Леонардо да Винчи «Мона Лиза» — это решающий шаг на пути развития ренессансного портретного искусства. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два.
Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «. До него никто не видел в ней никакой тайны. Лиза целует Лео. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде».
45 000 тому, кто вернет «Джоконду» до 1 сентября». Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12.
() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Портрет Лизы Джоконды веками был головоломкой для многих искусствоведов. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа.
А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Произведение это известное простонародной публике под наименованием «Джоконда», получило восторженную оценку уже у современников. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. Потом прошло еще несколько месяцев, год, два.
Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от портретных образов кватроченто. Современники восхищались достигнутым художником поразительным сходством и необычайной жизненностью портрета. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе. Как бы то ни было на самом деле, благодаря Д. Вазари этот женский образ вошел в историю мировой культуры под именем «Моны Лизы» или «Джоконды». О больших и серьезных работах Леонардо даже и не помышлял, да их никто ему и не заказывал.
Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. Существует несколько версий, кто на самом деле изображен на портрете. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства.
И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники. «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Картина художника Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (Mona Lisa) или «Джоконда» (La Gioconda). Существует версия, что картины на самом деле две. Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой «иконографии» портретных изображений. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. Полицейские решили, что, украв статуэтки, авангардисты вошли во вкус и устроили провокацию с картиной Леонардо.
О больших и серьезных работах Леонардо даже и не помышлял, да их никто ему и не заказывал. Он все рассказывает ему и тот решает отправиться на остров вслед за Лео. Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. Однако к концу дня полиции все же удалось обнаружить на площадке маленькой служебной лестницы застекленный корпус и раму от «Моны Лизы». Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Сейчас картина находится на своем месте в Лувре.
Как кажется именно эта «физическая» особенность шедевра оставила глубокое впечатление у посетителей ателье художника и дошла до Вазари почти пятьдесят лет спустя. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции.
Он отправляется под воду, а Лоренцо качает воздух ему в костюм. Тут по ним делают выстрел из пушки с пиратского корабля. Все то богатство человеческих чувств и переживаний, которое характеризует библейские и мифологические образы живописцев 15 века, обычно не являлось достоянием их портретных работ. Первым эту версию выдвинул Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».
Где-то между 1503 и 1506-м. А в это же время Лео спускается на дно. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло».
Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно.
Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной.
Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды».
Назревала большая европейская война. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Умерла герцогиня в 1509 году, спустя шесть лет после начала работы над картиной. Благодаря им, Лео взмывает в высь.
Лиза подозревает, что пираты могут знать больше них. Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах.
Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Но во Флоренции Леонардо да Винчи создал свой шедевр шедевров — знаменитую картину «Джоконда». Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Они пытаются отвлечь внимание пиратов. Герои замечают пиратов, которые пытаются опуститься на дно, но у них ничего не получается. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Раньше искусство служило церкви, власти и знати.
И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи». В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был совершенно прав.
После долгих переговоров "Джоконда" была передана галерее, а Винченцо – в руки правосудия. Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее. Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника.
Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Лоренцо думает, что он шутит. Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория (также палаццо Веккьо). Леонардо, сам того не подозревая, создал наглядное пособие для своих последователей, которые открывали для себя много нового в живописи, беря за основу портрет «Моны Лизы». В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы».
Там они находят почтовых голубей, а также послание для некоего Флая. Улыбка ДжокондыУлыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины. В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих.
Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен. Через два года поисков "Джоконду" обнаружили, но теперь уже на ее исторической родине. Таким образом, для написания картины да Винчи потребовалось несколько сотен сеансов. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка. Как все изменилось в его родном городе. Прямое хорошо воспринимает детали, хуже – тени. Маэстро интересуется, что случилось с сокровищами.
Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Утром Лео спасает дельфина, который запутался у берега острова в сетях. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
Роль главного героя в деле о краже Моны Лизы досталась не полиции, а прессе и она щедро отплатила портрету Леонардо за возможность продемонстрировать своё растущее могущество. Подобные слова принесли произведению всемирную славу. Эта загадка практически решена. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
Как все изменилось в его родном городе. Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. Под охраной полиции «Джоконда» выставлялась в Риме, Флоренции, Милане, а потом после торжественной церемонии прощания отбыла в Париж. Лео собирается погрузиться на глубину в сто шагов. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду».
Загадка "Джоконды" была разгадана лишь в ХХ в. и то лишь отчасти. Николо вновь обыгрывает шутку с затмением. Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13.
Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. Только чувство утраты рождает любовь.
До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса.
30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Вот почему он не писал автопортреты. Скептики утверждают, что уникальную славу Джоконда завоевала не красивыми глазами и загадочной улыбкой. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера.
Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки. Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Размер картины 77 x 53 см, дерево, масло. Ему выдадут 45 000 наличными и даже не спросят имени». Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье.
Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». Пираты забираются к ним на корабль. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех. Один из них стал монахом другой, в отчаянии от смерти неистового Савонаролы, бросил живопись и остаток дней своих решил провести в госпитале Santa Maria Novella третий, состарившийся духом и телом, уже не мог быть прежним товарищем Леонардо.
Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. Флай требует отдать ему сокровища. Есть в ней что-то от «Синдбада» и приключений Натана Дрейка. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Я не был бы итальянцем, если бы смотрел на это с безразличием. » К счастью, два года и три месяца, которые «Мона Лиза» провела в плену, не отразились на картине. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра.
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Таковой и считали ее Франциск и его придворные. О матери Леонардо почти ничего не известно. Пираты стреляют из пушки по нему, но ядро падает обратно на корабль и оставляет пробоину.
Но затворницей Мона Лиза не была. Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков, но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства. Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей. Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. Но никто не пришел. И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники.
Давным-давно, когда никто еще не видел легендарной «Моны Лизы», а полеты на самодельных планерах казались сущим безумием, в небольшом итальянском городке рос юный парень по имени Лео. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Без мифа о Леонардо легенды о Джоконде не было бы. Он находит проход за водопад, где и стоит второй корабль. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию.
Что вы видите перед собой. По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка». Но она ли на картине. В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был совершенно прав. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма.
Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Это «Портрет дамы с горностаем» (около 1483 года Краков, Национальный музей) изображающий Цецилию Галлеарани, возлюбленную Лодовико Моро и портрет музыканта (около 1485 года Милан, Амброзианская библиотека). 20 000 франков тому, кто укажет, где можно найти картину. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
«Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Великий мастер отошел в мир иной, а картина досталась его помощнику Салаи. Внезапно на поверхности перестают идти пузырьки.
К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. Но значение его гораздо шире: великий художник Леонардо да Винчи сумел внести в образ ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. То, что написал художник, далеко выходит за рамки простого портрета.
Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Следствие по делу Перуджи (такова настоящая фамилия похитителя) шло несколько месяцев. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. Как сейчас предполагают некоторые исследователи, Вазари, видимо, ошибся.
Так он и спал на картине больше двух лет. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет). Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции.
В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины. Посетителям было объявлено, что музей закрывается на весь день ввиду аварии водопровода. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В.
Неповторимая «Джоконда» Леонардо да Винчи опередила развитие живописи на многие века вперед. Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ). На роль шедевра мирового масштаба Мона Лиза подходила как нельзя лучше. В ХХ ст. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Обмороки около "Джоконды" у Леонардо, кстати, тоже были.
В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. В дымчатой светотени не только смягчаются все очертания фигуры и пейзажа и все цветовые тона. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Может быть, эта история и соответствует действительности, но скорее всего Вазари просто добавил её к биографии Леонардо для развлечения читателей. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Лео возвращается на берег. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией.
Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Современники неоднократно отмечали, что картина мастером окончена не была.
Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. После 20-летнего пребывания в Милане Леонардо да Винчи вернулся во Флоренцию. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра.
В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Его изучали историки искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы».
Исходящее от Моны Лизы ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному». Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. Он надевает свой подводный костюм и отправляется на дно. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз.
В некотором роде «Миссия Мона Лиза» напоминает «Индиану Джонса» и «Лару Крофт». Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Оказалось, что с физиологической точки зрения все в модели неправильно: и лицо и руки и плечи. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. Тут на помощь Лео приходят дельфины.
() Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно смотрят на зрителя, благодаря затененности её глазных впадин можно подумать, будто они чуть хмурятся губы её сжаты, но около их уголков намечаются едва уловимые тени, которые заставляют поверить, что каждую минуту они разомкнутся, улыбнутся, заговорят. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Почему Леонардо не рисовал своих автопортретов.
Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Он был незаконнорожденным сыном флорентийского нотариуса и крестьянской девушки, но воспитывался в доме и отца, вот таким образом получил основательное образование в чтении, письме и счете.
Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами.
Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. Мона Лиза в это время все еще не пришла в себя после смерти дочери. Не было ее и у реставраторов. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. Разразился страшный скандал. Пристально, все понимая, смотрит на мир и людей «Джоконда».
Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение.
Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
Там король отдыхал, развлекался со своими любовницами, принимал послов. По второй версии, загадочная девушка вовсе не была ангелоподобной невинной красавицей. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности. Сама же картина — прямоугольник размером 54х79 сантиметров — исчезла бесследно. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы».
Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. А значит и корабля было два. Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех.
Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен.
Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. Грустит она или улыбается. К тому же он доверял профессионалам.
В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность. Однажды итальянский антиквар Альфредо Джери получил письмо из Парижа. Репутация картиныНесмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Это слово немедленно вызывает в памяти сфинкса красоты, который так загадочно улыбается с картины Леонардо. То есть разобраться в этом механизме. После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри. «Джокондомания» охватила Америку.
Но во Флоренции Леонардо да Винчи создал свой шедевр шедевров — знаменитую картину «Джоконда». Только вот женщин там вы не найдете. Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. Пока герои приходят в себя, пираты забирают сундук. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». Отправившись в дальнюю дорогу, друзья прекрасно понимают, что легкой их затея точно не будет.
Приемом «сфумато» Леонардо добился тающего образа предметов, кистью он передал очертания воздуха, воскресил игру света и тени. Отец Леонардо, нотариус Пьеро да Винчи, владел имением в окрестностях местечка Винчи в Тосканских Альбанских горах.
Это письмо было отправлено в ноябре 1913 года. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги.
Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного». Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа.
Первое сентября прошло, но картины не было. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). Ну это же юный да Винчи как ни крути. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. При этом за ними кто-то наблюдает из-за кустов.
На момент написания картины ей исполнилось уже 40 лет. Она повернулась в кресле почти лицом к зрителю. Её гладкие волосы, разделённые пробором, видны сквозь накинутую на них прозрачную вуаль. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). И поистине можно сказать, что это произведение было написано так, что повергает в смятение и страх любого самонадеянного художника, кто бы он ни был. Делали самые невероятные предположения (что «Джоконда» беременна, что она косая, что это переодетый мужчина, что это автопортрет самого художника), но вряд ли когда-нибудь удастся полностью объяснить, почему это произведение, созданное Леонардо уже на склоне лет, обладает такой удивительной и притягательной силой.
Среди подозреваемых в пропаже были самые знаменитые люди того времени. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо.
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». В этом и есть главная ценность творения да Винчи «Мона Лиза». Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально.
Именно вот таким образом улыбка её так приятна, а глазам свойственен блеск и влажность, какие обычно есть у живого человека». Мону Лизу художник писал не по заказу, он сам предложил написать портрет жены её мужу. Там он написал знаменитую фреску «Тайная вечеря» и начал вести свои уникальные записи, в которых он выступает больше в роли архитектора-проектировщика, анатома, гидравлика изобретателя механизмов, музыканта.
Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме. Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением.
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Его слова были верны и советы эти тоже были очень нужны Леонардо да Винчи. Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели. После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре. Загадочная Джоконда продолжает улыбаться каждому посетителю главного парижского музея.
Герои понимают, что за ними шпионили. «Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей. Есть два вида зрения: прямое и периферическое. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. В настоящее время висит в Парижском музее Лувр.
Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари. Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала.
Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. Обладая почти невероятной жизненной силой, он практически лишился ее к моменту завершения картины. Но он любил этот образ. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Как Мерилин Монро или Микки-Маус. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории.
В чём секрет знаменитой улыбки, кто изображен на картине, почему картина стала такой популярной. Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась.
Герои попадают на корабль к Лоренцо и маэстро. Таким образом, полагают специалисты, шел поиск нужной точки изображения, которая и даст эффект 3D. Он говорил загадками и сыпал метафорическими пророчествами. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой.
Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. «Утрата «Джоконды» — это национальное бедствие, — писал французский журнал «Иллюстрасьон», — так как почти наверняка тот, кто совершил это похищение, не может извлечь из этого никакой выгоды.
Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Испанский философ Ортега-и-Гассет писал, что в «Джоконде» ощущается стремление к внутреннему освобождению: «Посмотрите, как напряжены ее виски и гладко подбритые брови, как плотно сжаты губы, с каким затаенным усилием пытается она приподнять тяжкий груз меланхолической печали. Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс.
К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов.
Потом разошлись по всему миру. Ученым удалось разгадать эту загадку. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов». Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта.
Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». () Джоконда— не портрет. Слава картины была настолько велика, что впоследствии вокруг нее складывались легенды. Изображение Джоконды состоит приблизительно из 30 слоев жидкой, почти прозрачной масляной краски. Лео и Лиза отправляются искать второй корабль.
Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. Леонард был арестован. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»). О Джоконде было написано множество книг и снято несколько фильмов.
Картина находилась при художнике до самой его смерти. придумал загадочную улыбку Джоконды.
Леопарди писал, что хочет вернуть на родину одно из лучших произведений итальянского искусства. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного». Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
Vincenzo Peruggia). Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Голова слегка повёрнута10. исследователи выяснили, что толщина некоторых мазков не превышает 30 микрометров, а на всём полотне нет ни единого отпечатка пальцев либо следа от кисти.
Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Николо притворяется магом. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура.
Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Оба этих случая не нанесли картине вреда. С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда.
О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Они избрали ее объектом своих экспериментов. По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы».
Режиссер Серджо Манфио известный нам по «Звериному отряду», придумал просто головокружительный аттракцион, который в один момент по полной веселит, а в другой восхищает. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. До него никто не видел в ней никакой тайны. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2.
Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. Здесь пейзаж тонко сочетается с портретом, взгляд направлен на зрителя известная поза «контрпосто», пирамидальная композиция Сама техника достойна восхищения: каждый из тончайших слоев накладывался на другой только после того, как высохнет предыдущий. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. Хотя художники кватроченто оставили ряд значительных произведений этого жанра, все же их достижения в портрете были, так сказать, непропорциональны достижениям в основных живописных жанрах — в композициях на религиозную и мифологическую тематику. Утром Лео вспоминает, что под водой видел два штурвала.
Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели. Как только Мона Лиза была торжественно возвращена на своё место, все материалы дела о её похищении были засекречены. Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Среди работников Лувра началось смятение. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
В море за героями следят злодеи. После 20-летнего пребывания в Милане Леонардо да Винчи вернулся во Флоренцию. Агнес и Николо строят плот.
М. А. Леонардо получил свою фамилию благодаря городку Винчи к западу от Флоренции, где, предположительно родился 15 апреля 1452 года. «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат.
Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста.
Вспомните, как усаживает курортный фотограф отпускников на фоне задника с намалеванной горой Ай-Петри. Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. Доска (тополь), масло. Трудясь над Джокондой, Леонардо сильно подорвал здоровье.
Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. И если у них не будет денег, то ей придется выйти за маркиза.
Были допрошены сотни людей. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну.
В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией.
Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. Его старые друзья, захваченные вихрем волнений и смут, сильно изменились. И сама улыбка ее отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной». Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице.
Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»). Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Под воздействием света и воздуха окислились использованные в работе пигменты, лак и связующее вещество. 76х53 см. Джоконду осмотрели и обработали реставраторы и с почестями повесили на место.
Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. В трюме они находят запертый сундук и вытаскивают его на берег. На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. Выяснилось, что в ее картотеке были отпечатки пальцев Перуджи: он не раз имел проблемы с законом.
Пабло Пикассо также находился под подозрением. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался.
Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Николо изучает карту, а также рассказывает остальным, что завтра будет солнечное затмение. Загадка Джоконды была разгадана лишь в ХХ в. и то лишь отчасти. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах.
Немецкие газеты платили той же монетой. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. Арестованный ничего не скрывал и рассказал, что периодически работал в Лувре стекольщиком. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. Ее перевели в покои министров.
Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся — как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью.
Также учёный пишет об ошибочном указании на неоконченность портрета— «портрет, несомненно, писался долго и был доведён до конца, что бы ни говорил Вазари, который в своей биографии Леонардо стилизовал его как художника, принципиально не умеющего окончить ни одну крупную работу. 22 августа 1911 года из Квадратного зала Лувра пропала всемирно известная картина Леонардо да Винчи «Джоконда». «Джоконда» впала в полное забвение. Мона Лиза» (1503-1519). Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Один из них стал монахом другой, в отчаянии от смерти неистового Савонаролы, бросил живопись и остаток дней своих решил провести в госпитале Santa Maria Novella третий, состарившийся духом и телом, уже не мог быть прежним товарищем Леонардо. Только один Пьетро Перуджино, уже искушенный в житейских делах, по-старому беседовал с Леонардо и давал ему полезные советы.
Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска.
Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Все это время портрет прекрасной флорентийки лежал спрятанный в куче хлама на третьем этаже большого парижского дома «Сите дю Герои», в котором жили итальянские рабочие-сезонники. Лео и Лиза пробираются на корабль пиратов. Леонардо при написании картин применял технику сфумато, основанную на принципе рассеивания, отсутствия четких границ между предметами.
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка».
А еще – техника. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». Явился префект полиции с отрядом инспекторов. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий.
Его слова были верны и советы эти тоже были очень нужны Леонардо да Винчи. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. А. С. Пушкина в Москве. Почему же художник не отдал Франческо дель Джокондо портрет его жены. В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию.
Тем временем герои прибывают на остров. Ибо это полотно — творение поистине божественной, а не человеческой руки. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать.
Для написания портрета матери, где Катерина была бы как живая, ему была необходима модель. Но он вовремя замечает это и подача кислорода возобновляется. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года.
На допросе Перуджио не смог внятно объяснить мотив преступления. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. Ребята решают, что им повезёт и отправляются в удивительное путешествие. Никто не знает, кто обрезал картину. Лео удается перехитрить Флая и выкинуть его за борт к остальным пиратам.