Leonardo da Vinci итал. Leonardo di ser Piero da Vinci) — итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Полное его имя— итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».
Он совершенствует технику сфумато, доводя ее до невиданного ранее совершенства. Честолюбивые планы великого авантюриста не осуществились. Второе чудо «Моны Лизы» в том, что она «живая». Но в плане живописности, работы с краской, художники были ещё достаточно условны и скованы. Двумя годами раньше в Венеции вышло его сочинение «Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях», которое заинтересовало Моро и он пригласил Пачоли на кафедру математики в Милан.
но он может еще делать рисунки и учить других». Он утверждал, что пороки герцога уравновешиваются «столь же великими достоинствами». Даже в наименее «поэтических» по замыслу фрагментах слог Леонардо да Винчи отличается яркой образностью так, его «Трактат о живописи» оснащен великолепными описаниями (например, знаменитое описание потопа), поражающими мастерством словесной передачи живописных и пластических образов. Буквально с первых полотен («Благовещение», «Мадонна Бенуа», «Поклонение волхвов») он заявил о себе как великий художник, а дальнейшее творчество лишь увеличивало его славу. В таком случае в Болонье Леонардо да Винчи находился в свите Франциска, а не Льва X. Получив предложение перейти к королю на службу, мастер осенью 1516 вместе с Франческо Мельци уехал во Францию.
Вып. Как писал скульптор Бенвенуто Челлини, несмотря на то что флорентиец работал над гидравлическими проектами и планом нового королевского дворца, его основное занятие это почетная должность придворного мудреца и советника. Большая композиция «Поклонение волхвов» (Флоренция, Уффици) осталась незавершенной, но и в таком виде она является одной «из тех работ, на которых базируется все дальнейшее развитие европейской живописи» (М. Vol. хранилась в библиотеке Милана. На протяжениистолетий ееулыбка изменяется, уголки губ поднимаются выше.
24 декабря 1477 Пьеро Поллайоло было поручено написать новый алтарь (вместо произведения Бернардо Дадди) для капеллы Св. Все его 120 книг разошлись по свету и постепенно открываются человечеству. Второй заказ, которым обеспечил Леонардо сер Пьеро, – исполнение алтарного образа для церкви монастыря Сан-Донато а Скопето.
В совокупности записи этих 120 книжек представляют материалы для обширнейшей энциклопедии. Источником мифотворчества стали его записные книжки, где он зарисовывал и описывал как собственные технические идеи, так и то, что он обнаружил в трудах учёных-предшественников или дневниках путешественников, «подсмотрел» у других практиков (часто с собственными усовершенствованиями). Леонардо забрал картину и более чем на двадцать лет (до 1507) оказался втянут в судебные разбирательства. В это же время появляются первые заметные работы да Винчи, принесшие ему известность: набросок тушью «Пейзаж Санта-Мария дела Неве» и «Благовещение».
В 1482 году да Винчи был отправлен своим покровителем Лоренцо Медичи в Милан. Леонардо да Винчи был главным оформителем и режиссером, автором сценических машин для торжеств по случаю бракосочетания герцога Джан Галеаццо и Изабеллы Арагонской (1489), Лодовико Моро и Беатриче дЭсте (1491). Учитель создал «рецепты» изображения лица, фигуры, одежды, животных, деревьев, неба, дождя. «Это не загадочная женщина, это – загадочное бытие» (Леонардо. 1 июня 1506 Леонардо да Винчи отправился в Милан.
Согласно списку, Леонардо да Винчи был девятым из Великих магистров Приората. Крупнейшие их собрания находятся в коллекции Института Франции в Париже в Милане – в Библиотеке Амброзиана (Атлантический кодекс) и в Кастелло Сфорцеско (Кодекс Тривульцио) в Турине (Кодекс о полете птиц) Виндзоре и Мадриде. Полагают, что Леонардо встретился с королем в Болонье, где папа вел с ним переговоры. Сер Пьеро отдал щит своему сыну.
Этим же периодом датирована одна из его первых самостоятельных работ «Мадонна с гвоздикой». Вазари сообщает, что в юности Леонардо да Винчи выполнил из глины «несколько голов смеющихся женщин», с которых еще в его время делали гипсовые отливки, а также несколько детских головок. Дальнейшая судьба памятника неизвестна. Анны воплощает Церковь, которая не желает, «чтобы от Христа были отвращены Его страдания». Интересы сошлись в одном.
В ответном письме (от 28 августа) согласие дано, но с условием возврата долга. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях (итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и другие техники), Леонардо добивается редкой остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску и карикатуре), а строение и движения человеческого тела приводит в идеальное соответствие с драматургией композиции. Десять лет спустя, Леонардо приглашают в Милан, где он и остается работать до 1501г. London, 1883. В своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари рассказывает, что как-то один знакомый крестьянин попросил отца Леонардо найти художника, чтобы тот расписал круглый деревянный щит. Л. М., 1959 Губер А. Леонардо да Винчи.
Что касается приземления, он писал: «Эти крючки (вогнутые клинья), которые прикреплены к основанию лестниц, служат тем же целям, что и кончики пальцев ног человека, который на них прыгает и всё его тело не сотрясается при этом, как если бы он прыгал на каблуках». биография Леонардо да Винчи связана с Миланом, работой у герцога Людовика Сфорца в качестве живописца, скульптора, военного инженера, устроителя празднеств изобретателя разнообразных механических «чудес», которые прославили его хозяина. В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо да Винчи создает роспись «Тайная вечеря» (1495-97 из-за рискованного эксперимента, на который пошел мастер, применив для фрески масло в смеси с темперой, работа дошла до нас в весьма поврежденном виде).
Сам мастер не оставил систематического изложения своих мыслей. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео».
Л., 1963 Рутенбург В. И. Титаны Возрождения. А. Гуковский). 16. Это изображение самой идеи мира и безмятежности.
— прозрачное указание на детей, части тела которых используются в банке органов. Торжества оформлял Леонардо. Миланский герцог Лодовико Сфорца отклонил проект. СПб., 1912 Врангель Н. «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи. Вклад в характеристику образа мастера // Итальянский сборник. Его отец Пьеро был нотариусом, мать Катерина – простой крестьянкой.
Сюжет этого произведения неизвестен. Главная из них открылась сравнительно недавно. Годы, которые он провел в Милане, были наполнены различными занятиями.
Уже после смерти Леонардо да Винчи его друг и ученик Франческо Мельци выбрал из них отрывки, относящиеся к живописи из которых был впоследствии скомпонован «Трактат о живописи» (Trattato della pittura, 1-е изд., 1651). Когда Леонардо исполнилось 20 лет (в 1473 году) Гильдия Святого Луки присвоила Леонардо да Винчи квалификацию мастера. Соблюдены все пропорции и законы композиции. Он много рассуждает о способе выражение чувств, приводит собственные исследования. Через два года, мастер возвращается в родную Флоренцию, где пишет свою легендарную фреску «Битва при Анджиани».
— запуск живых существ в космос. В ранних произведениях (голова ангела в «Крещении» Верроккьо, после 1470, «Благовещение», около 1474, оба в Уффици, «Мадонна Бенуа», около 1478, Эрмитаж) обогащает традиции живописи кватроченто, подчеркивая плавную объемность форм мягкой светотенью, оживляя лица тонкой, едва уловимой улыбкой. Если для наглядности провести линии по тем точкам, которые имеют прямое отношение к перспективе фрески, получится почти идеальная геометрическая сетка, «нити» которой выстроены под прямым углом друг к другу. Вокруг фигуры описаны окружность и квадрат. Работами руководил археолог Арсен Уссэ. Свою долю разрушений внесли и художники. Вазари отмечал, что для папского датария (начальника канцелярии) Бальдассаре Турини из Пешии Леонардо да Винчи выполнил две картины – «Мадонну» и изображение «младенца поразительной красоты и изящества» (не прослежены). Однако неизвестно, с чего именно делал свою копию Рубенс, живший в Италии в 1600-1608.
Страсть к моделированию приводила Леонардо к поразительным техническим предвидениям, намного опережавшим эпоху: таковы наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих и прочих машин, подводной лодки и танка, а также разработанные после тщательного изучения полета птиц конструкции летальных аппаратов и парашюта. Новый талисман был преподнесён Фердинанду I Медичи в честь женитьбы его сына2. Вскоре после рождения Леонардо его отец покинул семью, женившись на богатой женщине. Чему и как его обучали, каковы были его первые опыты в рисовании – неизвестно. Л., 1955 Гуковский М. А. Леонардо да Винчи: Творческая биография. С инженерной деятельностью Леонардо да Винчи связано завершение большого канала (Мартезаны) и усовершенствование системы шлюзов.
Оба картона не сохранились. На рисунке запечатлена обнаженная мужская фигура. В 1496 заказ на алтарь был передан Филиппино Липпи и он написал картину на тот же сюжет (Флоренция, Уффици). Его отец, Пьеро да Винчи, был потомственным нотариусом уже в год рождения сына он практиковал во Флоренции и скоро занял там видное положение.
Он входит и в число величайших деятелей искусства, несмотря на то, что создал очень мало картин (к тому же не все они сохранились) и еще меньше скульптур (не сохранились совсем). М. Баткин). М. Л., 1958 Гуковский М. А. Мадонна Литта: Картина Леонардо да Винчи в Эрмитаже.
Достичь такого эффекта мастеру позволило превосходное знание перспективы. был убежден, что оно функционирует по тем же законам. Бенуа). Примером ему послужила природа: «посмотри на каменного стрижа, который сел на землю и не может взлететь из-за своих коротких ног а когда он в полёте, вытащи лестницу, как показано на втором изображении сверху так надо взлетать с плоскости эти лестницы служат ногами».
Уже в эти годы он познакомился с Паоло Тосканелли (математиком, врачом, астрономом и географом) и Леоном Баттистой Альберти. Картина сохранилась не полностью: обрезана ее нижняя часть с изображением рук. Многочисленные рисунки к ней хранятся в собраниях Уффици, Лувра и Британского музея. Первой самостоятельно написанной картиной Леонардо стало полотно «Просвещение».
Т. 2 Нардини Б. Жизнь Леонардо да Винчи. М., 1952. Джулиано назначил ему жалованье и отвел помещения для работы. В 1472г., Леонардо вносят в «Красную книгу» гильдии св.
Они предполагают абсолютно иную форму издания альбом с развернутым комментарием». Одного лишь письма этого человека, в котором описывались удивительные произведения инженерной мысли «сеньора, который к тому же еще и рисует», хватило, чтобы да Винчи получил приглашение работать под покровительством Людовика Сфорза, вдали от соперников и недоброжелателей.
Мастер в 1506 г. вернулся в Милан. Художественная литература имела для него чисто утилитарное, подсобное значение. Единственное его изобретение, получившее признание при его жизни— колесцовый замок для пистолета (заводившийся ключом).
Литература: Леонардо да Винчи. Авторство Леонардо да Винчи неоднократно отрицалось, но в настоящее время после проведенных исследований и выставки картины в Риме и Венеции (2003-2004) стало общепризнанным. Книга о живописи. Здесь он получает некоторую свободу для творчества и исследований. Леонардо был взят в дом отца и воспитывался бездетной мачехой Альбиерой Амадори. «Настоящее издание является собранием текстов Леонардо да Винчи.
В баснях и фацециях Леонардо стоит на уровне прозаиков XIV века с их простодушной практической моралью а некоторые его фацеции неотличимы от новелл Сакетти. «Научись прежде прилежанию, чем быстроте», — советует Леонардо. С другой стороны, это слово созвучно итальянскому «giocondo», т. е. М., 1987 Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления.
The literary works of Leonardo da Vinci. Леонардо решил изобразить голову горгоны Медузы, а чтобы изображение чудовища производило на зрителей должное впечатление, он использовал в качестве натуры ящериц, змей, кузнечиков, гусениц, нетопырей и «прочих тварей» «из множества каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух». проникнуть в тайну рождения, жизни и смерти, тайну природы» (М. Но проведенный в 2006г. В 20 лет да Винчи становится членом общества св.
До недавнего времени картина считалась (на основании сообщения Вазари) произведением Верроккьо, который якобы, увидев, насколько ученик превзошел его в мастерстве, отказался от живописи. Ему было выплачено 25 золотых флоринов. На вертикальном «ornitottero» Леонардо планировал разместить систему втяжных лестниц. 18 марта 1481 он заключил со своим сыном соглашение, точно обозначив сроки завершения работы (через двадцать четыре, самое большее – тридцать месяцев) и указав, что Леонардо не получит аванса, а если не уложится в срок, то все, что будет им сделано, перейдет в собственность монастыря.
Упоминает он и о том, как Леонардо изобразил чудище на деревянном щите, «весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух». Такова большая часть рисунков Леонардо, посвященных анатомии и инженерии. Кстати говоря, отец Леонардо тоже в последствии был женат четыре раза и преподнес своему первенцу (которого, кстати, так и не сделал официальным своим наследником) еще десять братьев и две сестры. По размерам (6, 6 на 17, 4 метра) она в три раза превышала «Тайную вечерю». Вполне возможно, что к его отъезду в Милан причастен некий музыкант, Миглиоротти.
Его картины остаются самыми загадочными произведениями искусства. Когда ему исполнилось 13 лет, мачеха умерла. Отдавая в «споре искусств» пальму первенства живописи как наиболее интеллектуальному, по его убеждениям, виду творчества, мастер понимал ее как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), который воплощает все многообразие мироздания посредством пропорций, перспективы и светотени.
Очевидно, речь шла о рисунке, в настоящее время хранящемся в Лувре. Поскольку Леонардо был незаконным сыном, он не мог наследовать профессию отца. Подлинники этих иллюстраций он хранил до конца жизни. М., 1960 Зубов В. П. Леонардо да Винчи.
Через несколько лет (в 1476 или 1478 г. ) у да Винчи появляется собственная мастерская. Может быть именно этим она была столь дорога автору. соч.
В XIX в. «Тайная вечеря» была еще несколько раз поновлена, а во Вторую мировую войну во время бомбардировок Милана английской авиацией рухнула боковая стена трапезной. Прежде всего, это некоторые практические советы, касающиеся подготовки инструментов. Оба мастера завершили работу в срок и картоны были выставлены для публики в зале Совета. У него линия имеет право на размытость, так как так мы её видим. 6.
как иллюстрация к записям в одном из дневников. 1-2). Широко известный ныне «Трактат о живописи», оказавший огромное влияние на европейское искусство, составлен Мельци на основе записей учителя. В так называемом «Атлантическом кодексе» (Милан, Пинакотека Амброзиана), наиболее крупном собрании записей Леонардо да Винчи по разным областям знаний, на странице 204 находится черновик письма художника к правителю Милана Лодовико Сфорца (Лодовико Моро).
Луки. Когда именно была завершена алтарная картина – неясно. 8 м), создавала практически неодолимые трудности при отливке. СПб., 1999. Мастер рекомендует развивать память и особенно фантазию, побуждая всматриваться в неясные контуры пламени и находить в них новые, удивительные формы.
bre 1478 inchomincial le due Vergini Marie». СПб., 1914 Липгарт Э. К. Леонардо и его школа. 100v. ).
Активный интерес к этому произведению со стороны исследователей возник после приобретения его Императорским Эрмитажем (1865) из коллекции герцога Антонио Литта в Милане. Леонардо да Винчи работал над аппаратом вертикального взлёта и посадки. Многочисленные эскизы свидетельствуют об изменениях в замысле мастера, который поначалу хотел представить коня поднявшимся на дыбы (во всех тогда существовавших конных монументах конь был показан спокойно идущим). Поскольку Моро в апреле 1478 побывал во Флоренции, есть предположение, что уже тогда он познакомился с Леонардо да Винчи и вел переговоры о работе над «Конем». Темой будущего произведения стала битва при Ангиари (29 июня 1440) между флорентинцами и миланцами.
Не смотря на то, что к 1476г. Так Леонардо да Винчи приходит к отрицанию не только схоластики, этого отзвука феодально-средневековой культуры, но и гуманизма, продукта ещё неокрепшей буржуазной мысли, застывшей в суеверном преклонении перед авторитетом древних. Кстати, само название «Джоконда» так же имеет двойной смысл. Ему была назначена пенсия в 700 экю.
В Милане герцог Лодовико Сфорца зачислил Леонардо в придворный штат в качестве инженера. Живописного портрета мастер так никогда и не исполнил. Помимо этого юный подмастерье занимался рисованием, скульптурой и моделированием. По замыслу художника фреска должна была стать самой масштабной его работой. Подобным образом Леонардо поступил и позже, при написании картины «Голова Медузы» (не сохранилась).
Некоторое время Леонардо да Винчи оставался в оккупированном городе, а затем вместе с Лукой Пачоли уехал в Мантую ко двору Изабеллы Гонзага. Таких знаков, как видно, немало, потому те или иные его сокрытые «детища» неожиданно обнаруживаются на известных полотнах, через столетия. Леонардо да Винчи предпочитал метод аналогии всем другим. Сын сказал ему: «Это произведение служит тому, ради чего оно сделано. Продолжая ренессансную традицию, Леонардо обратился к созданию проекта идеального города.
Самые ранние из них хранятся в собраниях Лувра (Марко дОджоно. ) и Эрмитажа ( 2036). Леонардо предлагает свои услуги в качестве военного инженера, гидротехника, скульптора. К 1480 году у Леонардо уже были крупные заказы, но спустя 2 года переехал в Милан.
Этому предшествовал длительный период обдумывания. Л., 1928 Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи. СПб., 2006. По постановлению Синьории он получил 53 золотых флорина аванса и разрешение на получение «время от времени» небольших сумм. Обучение у Верроккьо Леонардо продолжал, а также самостоятельно занимался науками. Т. 3 Сэайль Г. Леонардо да Винчи как художник и ученый.
Наряду с описаниями, в которых чувствуется манера художника-живописца, Леонардо да Винчи даёт в своих рукописях множество образцов повествовательной прозы: басни, фацеции (шутливые рассказы), афоризмы, аллегории, пророчества. Л., 1979 Жепинъска М. Что известно нам о «Даме с горностаем» из Музея Чарторысских. Наконец 12 января 1507 флорентийский посол при французском дворе сообщает членам Синьории, что Людовик XII желает оставить Леонардо в Милане до своего приезда. Л., 1984 Педретти К. Леонардо. Рукописи попали к Понпео Леони, придворному скульптору испанского королевского дома. 6 м высотой по другим сведениям – ок.
В этот период художник работал над двумя картинами, которые так и не были завершены. М., 1978 Кустодиева Т. К. «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи. Непревзойденный мастер сфумато и светотени, Леонардо да Винчи вложил всю силу своих познаний в самые знаменитые произведения – «Мону Лизу» и «Тайную вечерю». В Милане Лука начал работу над трактатом «О божественной пропорции» и попросил Леонардо да Винчи сделать для нее иллюстрации. Перестройка, которая производилась по проекту перуанского архитектора Лорензо Пикераса, длилась около 4-х лет. Решение перенести «Мону Лизу» в отдельный зал приняла администрация Лувра в связи с тем, что на прежнем месте, в окружении других картин итальянских мастеров, этот шедевр терялся, а публика была вынуждена стоять в очереди, чтобы увидеть знаменитую картину. М., 1935 (переизд. : М., 1969) Лазарев В. Н. Леонардо да Винчи. Так, к примеру, было с «Мадонной Бенуа», которую на протяжении долгого времени, в качестве домашней иконы, возили с собой странствующие актеры.
С одной стороны это фонетическая вариация фамилии Джиокондо, к которой принадлежала и сама модель. Подобная композиция, при огромных размерах скульптуры (ок. Слава великого произведения, однако, не могла уберечь «Тайную вечерю» ни от разрушений времени, ни от варварского отношения людей.
Прекрасный подготовительный рисунок к ней – изображение женской головы – хранится в собрании Лувра ( 2376). Ясная сценическая логика мимики и жестов, а также волнующе-парадоксальное, как всегда у Леонардо, сочетание строгой рациональности с неизъяснимой тайной сделали «Тайную вечерю» одним из самых значительных произведений в истории мирового искусства. Тем же годом датирована и «Мадонна с гвоздикой», одна из самых значимых работ да Винчи. Люди. Строго говоря, это даже два наложенных друг на друга изображения одной фигуры, но в разных позах. СПб., 2003.
В этом рисунке скрыто так же глубокое символическое значение. Но уже спустя неделю появилось постановление Синьории (от 1 января 1478), по которому работа была передана «в отмену любого другого заказа, сделанного до сего времени каким бы то ни было образом, как бы то ни было и кому бы то ни было, Леонардо, сыну сера Пьеро да Винчи, живописцу». Ряд авторов, вслед за словами Вазари, предполагают интимные отношения с юношами, в том числе учениками (Салаи)567, хотя никаких свидетельств этого не существует, другие же считают, что у Леонардо не было близких отношений вообще никогда и ни с кем и он, вероятнее всего, был девственником, абсолютно не интересуясь этой стороной жизни и отдавая предпочтение занятиям науками и искусством. Он был гениальным художником и непревзойдённым инженером-механиком, хотя и далеко не самым образованным человеком своего времени. Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года близ Флоренции, в семье богатого нотариуса. М., 2004 Херцфельд М. Об одном листе эскизов Леонардо.
В современной Норвегии находится действующий мост, созданный по проекту Леонардо да Винчи. Сын Джироламо, Франческо, стал учеником и страстным почитателем стареющего мастера. Жизнь маэстро оборвалась в 1519 г. Свои записи инструменты и поместья он завещал ученикам. В январе 1488 мастер представил деревянную модель, эскизы и докладную записку (сохранился черновик), в которой теоретически обосновал свою работу. Не задерживаясь в Мантуе, Леонардо и Пачоли отправились в Венецию. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль.
Мастера герцогское равнодушие волновало еще меньше. Подобной ограниченной точности не встречается больше ни в одной работе Леонардо. В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (цикл с «Потопом» итальянский карандаш, перо, около 1514-1516, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о бренности и ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими, предвосхищающими «вихревую» космологию Рене Декарта представлениями о цикличности природных процессов. Даже руки ее уложены таким образом, словно уже готовы качать младенца. Жил он в это время у деда. Леонардо создавал своего «Витрувианского человека», как иллюстрацию к геометрическим исследованиям, проведенным им на основе трактата древнеримского архитектора Витрувия (отсюда и название работы да Винчи).
Полагают, что мастер закончил ее уже в Милане около 1490. Обычно полагают, что это произошло зимой 1497, но в записке, посланной Моро своему секретарю Маркезино Стандже и относящейся к этому году, сказано: «Потребуйте у Леонардо, чтобы он кончил свое произведение в трапезной Санта-Мария делле Грацие». Рукопись, содержащую этот рисунок иногда так же называют «Каноном пропорций» или просто «Пропорциями человека». Отпрысков этого рода Приорат считал потомками Иисуса Христа.
Однако власть злого рока на этом не закончилась. М., 1990 Санти Б. Леонардо да Винчи. Сэайль), переписал всю картину. Франциск оказался самым щедрым и благодарным патроном. Крупнейшим живописным произведением Леонардо, созданным в Милане, стала знаменитая «Тайная вечеря», написанная на торцовой стене трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария делле Грацие. В Милане Леонардо берется за создание «Мадонны в гроте» для алтаря капеллы.
Об этом окончательном варианте памятника дают представление лишь несколько набросков. Особое место среди ранних произведений мастера занимают две законченные работы – «Портрет Джиневры дАмериго Бенчи» (Вашингтон, Национальная галерея) и «Мадонна с цветком» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Неизвестно точно, когда мастер завершил работу. Он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей.
Да Винчи активно работает над собственными проектами в разных сферах (например, над подводным колоколом, летательным аппаратом и др. ), однако Сфорца не проявляет к ним никакого интереса. М., 1965 Вазари 2001. Он сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо в 1467-1472 годах. А. Гуковский).
У Леонардо было много друзей и учеников. Первое живописное произведение Леонардо известное ныне, – изображение ангела в картине «Крещение Христа» (Флоренция, Уффици). В апреле 1500 Леонардо и Пачоли уже были во Флоренции. По некоторым версиям, у Леонардо была связь с Чечилией Галлерани, фавориткой Лодовико Моро, с которой он написал свою знаменитую картину «Дама с горностаем». С начала 80-х гг. В «Поклонении волхвов» (1481-82, не закончена подмалевок — в Уффици) превращает религиозный образ в зеркало разнообразных человеческих эмоций, разрабатывая новаторские методы рисунка.
счастье, умиротворение. Кисти да Винчи принадлежит часть пейзажа и ангел. Леонардо пришлось вплотную заняться «Конем». Известно, что да Винчи рассматривал тело человека, как отражение вселенной, т. е.
«Существуют живописные, фресковые, графические, мозаичные версии, а также ковры, повторяющие композицию Леонардо да Винчи» (Т. ст. В 1480 Леонардо да Винчи имел собственную мастерскую. К. Кустодиева).
Леонардо оказался единственным, кто создал проекты церквей, в которых алтарь помещен посередине (символизируя пуп человека), а молящиеся— равномерно вокруг. Известно, что подобные вуали, окутывающие все тело, а не только голову, носили беременные женщины. Анонимный биограф Леонардо да Винчи сообщает, что после смерти мастера в госпитале Санта-Мария Новелла можно было видеть большую часть картона «Битва при Ангиари» и к нему же относилась «оставшаяся в палаццо группа всадников».
Крупнейшими работами, выполнявшимися Верроккьо в период обучения у него Леонардо, были статуя «Давид» (Флоренция, Барджелло), созданная по заказу семейства Медичи (полагают, что для нее позировал юный Леонардо да Винчи) и завершение купола Флорентийского собора золотым шаром с крестом (заказ города получен 10 сентября 1468 и выполнен в мае 1472). Они произвели колоссальное впечатление художники немедленно начали их копировать, но определить победителя в этом уникальном соревновании было невозможно. СПб., 1898 Волынский А. Жизнь Леонардо да Винчи. Идея картины «Святая Анна», по-видимому, появилась у Леонардо да Винчи еще в Милане. Замыслы и рисунки. В Париж часть работ попала благодаря Наполеону, остальная же часть «затерялась» у испанских коллекционеров и была обнаружена только в 1966 г. в архивах национальной библиотеки в Мадриде.
Для самого Леонардо искусство и наука были связаны неразрывно. После смерти Леони одна часть коллекции снова вернулась в Италию и до 1796г. В римском аэропорту, носящем имя Леонардо да Винчи, установлена исполинская, уходящая в небо статуя учёного с моделью вертолёта в руках. Вып.
Ум его не дремал, мастер был уверен, что возможности человека безграничны. Вопреки обыкновению, роспись на стене зала Совета Леонардо выполнил быстро. Это не просто портрет женщины. М., 1982 Кодекс Леонардо из частного собрания Арманда Хаммера: Выст.
3 Жданов Д. А. Леонардо да Винчи – анатом. Первые годы Леонардо провел с матерью. Л., 1976 Виппер 1977. В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень. Леонардо да Винчи многое шифровал, чтобы его идеи раскрывались постепенно, по мере того как человечество сможетдо них «дозреть».
Беспрецедентное внимание, уделяемое ныне историками и беллетристами личности Леонардо да Винчи, – свидетельство поворотного момента в отношении к культуре Возрождения, переоценки духовного содержания «величайшего прогрессивного переворота», лежащего в основе современной европейской цивилизации. М., 1934 Леонардо да Винчи. Маэстро поселился в живописном замке Кло-Люсе (Le Clos Luc) в Турени, где имел полную возможность заниматься тем, что было ему интересно. Его попытки заинтересовать сына нотариальным делом не увенчались успехом. О матери известно лишь то, что ее звали Катериной, она происходила из крестьянской семьи и вскоре после появления на свет Леонардо была выдана замуж за состоятельного земледельца, некоего Аккатабриджу ди Пьеро дель Вачча. Последняя картина Леонардо, «Святой Иоанн Креститель» (около 1515-1517, там же) полна эротической двусмысленности: юный Предтеча выглядит тут не как святой аскет, но как полный чувственной прелести искуситель. Вып.
Их некоторое время изучали. К концу жизни он становится «первым королевским художником инженером и архитектором» при Франсуа I, работает над архитектурным устройством замка Клу. Нет, они не были утеряны, все оказалось гораздо хуже: Леони взялся «приводить в порядок» многочисленные записи да Винчи, основываясь, естественно, на собственных принципах классификации и окончательно перепутав все страницы, отделив, где возможно, тексты от эскизов, а чисто научные, по его мнению, трактаты от заметок, касающихся непосредственно живописи.
Вып. Тайн в жизни титана Возрождения было предостаточно. Обладая уникальной памятью, он перенес увиденное им на наброски с такой точностью, что, по словам очевидцев, людям хотелось смеяться вместе с портретами.
Леонардо считал живопись ветвью прикладной науки. Бернарда в палаццо Веккио. Точно так же Мастер смешивал знания различных наук, потому его изобретения со временем находят все больше применений. Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро (1427—1504) и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Его предшественником на этом удивительном посту был Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), а преемником – коннетабль Шарль де Бурбон (Charles III de Bourbon). Мастер отказался от первоначальной идеи и показал коня спокойно идущим.
М., 1997 Кустодиева 1998 Чанки М. Леонардо да Винчи. Лука Пачоли сообщает, что Леонардо завершил роспись в 1498. К началу первого десятилетия XVI в. относится создание самого знаменитого произведения Леонардо да Винчи – портрета Моны Лизы – «Джоконды» (Париж, Лувр), картины, не имеющей себе равных по числу вызванных ею толкований и споров. Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи служат его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), написанные на разговорном итальянском языке. М., 1995 Уоллэйс Р. Мир Леонардо, 1452-1519. Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Луки – знаменитый союз художников и врачей Флоренции.
Его идеи были близки гуманистам Нового времени, но во многом непонятны современникам. Короли Франции, вначале ЛюдовикXII, потом ФранцискI, восхищались произведениями итальянского Возрождения, в особенности «Тайной вечерей» Леонардо. Так, в 1726 некто Белотти, «утверждавший, что обладает секретом оживлять краски» (Г.
Женат он не был, о романах с женщинами достоверных сведений нет. Глиняная модель статуи – «Великий колосс» – была исполнена вовремя, к ноябрю 1493. Тот Леонардо, которого мы узнаем из его заметок, — это архитектор-проектировщик (создатель новаторских планов, которые никогда не были осуществлены), анатом, гидравлик изобретатель механизмов, создатель декораций для придворных представлений, сочинитель загадок, ребусов и басен для развлечения двора, музыкант и теоретик живописи. В 1502 г. его берет к себе на службу военным инженером и архитектором Чезаре Борджиа.
Композиция «Тайной вечери» в своей «воздушной объемности» кажется продолжением зала трапезной. Отец вновь женился и вновь остался вдовцом. Спустя несколько веков снова можно видеть светлые и чистые краски подлинной живописи мастера. Существуют многочисленные рисунки этой композиции, а также великолепный картон (Лондон, Национальная галерея), но не он лег в основу окончательного решения. К этому времени он овдовел.
Кроме того, данная работа так же отражает попытку мастера соотнести человека с природой. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах. Картина осталась в распоряжении мастера, но он вместе с Амброджо де Предисом (Эванджелиста к этому времени умер) должен был в течение двух лет исполнить другую на тот же сюжет (Лондон, Национальная галерея). В этот краткий – чуть больше двух лет – спокойный период жизни Леонардо да Винчи занимался преимущественно техническими исследованиями (в частности, проектом летательного аппарата) и по просьбе флорентийского правительства принимал участие в экспертизе по выявлению причин оседания церкви Сан-Сальваторе на холме Сан-Миньято. 7 Леонардо да Винчи и культура Возрождения: Сб. Как сообщает Вазари, в то время Филиппино Липпи получил заказ на запрестольный образ для церкви Сантиссима Аннунциата. К непосредственному исполнению композиции Леонардо да Винчи приступил в 1496.
Работа, однако, подвигалась настолько медленно, что не была завершена ко времени отъезда Леонардо да Винчи в Милан (1482) и на следующий год была передана другому мастеру. В течение 1511-1512 Леонардо подолгу жил у своего друга, дворянина Джироламо Мельци, в его имении в Ваприо. Это была последняя милость, оказанная герцогом художнику. Спустя более двадцати лет (1978) реставраторы начали грандиозную деятельность по удалению поздних наслоений, оконченную лишь в 1999. Сроком окончания работ был назван февраль 1505.
Основной целью организации было восстановление династии Меровингов на престоле Франции. Мастер умер 2 мая 1519, по легенде – на руках короля Франции. Великим Леонардо делает не количество воплощенных замыслов, а изменение метода как научной, так и художественной деятельности. Через год, в течение которого Леонардо доверялось лишь очищать холсты, растирать краски и заниматься другими подготовительными работами, Вероккио начал знакомить своего ученика с традиционными приемами живописи, гравюры, архитектуры и скульптуры. М., 1998 Сонина Т. В. «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи // Итальянский сборник. Однако история повторилась и в июле 1481 художник обратился к монахам с просьбой об авансе, получил его, а затем еще дважды (в августе и сентябре) брал деньги под залог будущего произведения.
Содерини требовал завершения работы или возврата денег. Но открылась ли. Очевидно имелась в виду «Мадонна Литта» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
1452-1519. СПб., 1900 (переизд. : СПб., 1997) Бенуа А. Н. История живописи всех времен и народов. По соображениям политическим (Изабелла была сестрой Беатриче, супруги Моро, умершей к тому времени – в 1497) маркграфиня не захотела оказать покровительство художнику. Особое внимание Леонардо уделял механике, называя ее «раем математических наук» и видя в ней ключ к тайнам мироздания он попытался определить коэффициенты трения скольжения изучал сопротивление материалов, увлеченно занимался гидравликой.
Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью. Последние годы жизни Леонардо да Винчи прошли в маленьком замке Клу, недалеко от Амбуаза. Датировка «Мадонны с цветком или Мадонны Бенуа» (1478-1480) принята на основании пометки на одном из листов из Кабинета рисунков в Уффици: «. Расположение учеников (4 группы по три человека) симметрично относительно центра – Учителя, но не между собой, что и создает ощущение живого движения, но в тоже время ощущается определенный ореол одиночества вокруг Христа. Зато чем причудливее аналогия, тем дальше простираются выводы из нее.
Весной 1517 в Амбуазе, где любил бывать король, праздновали крещение дофина, а потом свадьбу герцога Урбинского Лоренцо Медичи и дочери герцога Бурбонского. Возможно идеи Леонардо да Винчи послужили основой при строительстве Шамбора (начат в 1519). По королевскому поручению он сконструировал льва из груди которого раскрывался букет лилий. Однако, эта работа осталась незавершенной: да Винчи умер в 1519г., в возрасте 67 лет.
У да Винчи появилась возможность развить талант архитектора и способности механика. Большая часть теоретических трудов да Винчи посвящена изображению человеческих эмоций. М., 1986 Смирнова И. А. Монументальная живопись итальянского Возрождения. Эксперты сомневаются в том, что знаменитый автопортрет сангиной Леонардо (традиционно датируемый 1512-1515 гг. ) изображающий его в старости, является таковым. В этот период еще до своего отъезда в Милан, Леонардо начинает работу над «Поклонением волхвов», которую так никогда и не завершил. М., 1952 Габричевский А. Г. Леонардо-архитектор // Советская архитектура.
В 1558 Бенвенуто Челлини в своей «Биографии» пишет, что картоны висели в Папском зале и, «пока они были целы, они были школой всему свету». 14 сентября 1513 Леонардо уехал в Рим. Леонардо представляет собой пример исторической личности, превращённой массовым сознанием в образ «мага от науки». «Трактат о живописи», подготовленный после смерти Леонардо его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на теорию искусства, состоит из отрывков, во многом произвольно извлеченных из контекста его записок.
3 Сонина Т. В. «Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи: Семантика образа // Указ. Тогда же Леонардо приложил руку к созданию картины «Крещение Христа», которую писал его учитель Андреа дель Верроккьо. В 1482 по разрешению Лоренцо Медичи мастер уехал в Милан. Отрицая книжную учёность, объявляя задачей науки (а также и искусства) познание вещей, Леонардо да Винчи предвосхищает нападки Монтеня на учёных буквоедов и открывает за сто лет до Галилея и Бэкона эпоху новой науки. Потому нет ничего удивительного в том, что в 1516 г. ФранцискI, хорошо осведомленный о разносторонних талантах Леонардо, приглашает его ко двору, который тогда находился в замке Амбуаз в долине Луары.
Именно этот тончайший материал создает эффект тумана, что ранее было отнесено на счет знаменитого сфумато да Винчи. Живя в эпоху расцвета гуманизма, когда итальянский язык считался второстепенным по сравнению с латынью, Леонардо да Винчи восхищал современников красотой и выразительностью своей речи (по преданию он был хорошим импровизатором), но не считал себя литератором и писал, как говорил его проза вот таким образом— образец разговорного языка интеллигенции XV века и это уберегло её в целом от искусственности и велеречивости, присущей прозе гуманистов, хотя в некоторых пассажах дидактических писаний Леонардо да Винчи мы находим отзвуки пафоса гуманистического стиля. В августе 1504 заказ на вторую картину для зала Совета – «Битва при Кашине» – получил Микеланджело. Другая почти в профиль». Благодаря вмешательству Людовика 24 августа завершился многолетний процесс из-за «Мадонны в скалах». Леонардо да Винчи написал несколько картин и знаменитую фреску «Тайная вечеря» и стал старательно и серьезно вести свои записи. Возвращение во Флоренцию ознаменовалось поступлением на службу к герцогу Чезаре Борджиа (Cesare Borgia) и созданием самого прославленного полотна – «Джоконды» (Gioconda).
По-видимому, положение фигуры напоминало Мону Лизу. Противоречиво уже первое описание картины, данное Вазари, который уверяет, что Леонардо да Винчи работал над ней четыре года и не закончил, но тут же восхищенно пишет о том, что в портрете «воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи». М., 1947 Лазарев В. Н. Леонардо да Винчи. Относительно не так давно Лувр потратил 5, 5 млн долларов, чтобы перевесить знаменитейший шедевр художника «Джоконду» из общего в специально оборудованный для нее зал. Из-за сырости стен краски начали тускнеть уже при жизни Леонардо да Винчи, а в 1560 Ломаццо в «Трактате о живописи» сообщал, правда несколько преувеличивая, что роспись «абсолютно разрушилась». Вместе со своим учителем он работает над «Крещением Христа» (1472-1475). В 1950 г. был опубликован список Великих магистров Приората Сиона (Prieur de Sion) – тайной организации, созданной в 1090 г. в Иерусалиме.
Впрочем, она желала, чтобы Леонардо да Винчи написал ее портрет. 9 Кларк К. Леонардо да Винчи: Творческая биография. Для «Джоконды» было отведено две трети Государственного зала, занимающего общую площадь 840 кв. Деятельность Леонардо в Милане была чрезвычайно многообразной. Детские и отроческие годы Леонардо документально освещены очень мало. Многочисленные рисунки и чертежи Леонардо да Винчи миланского периода полны изображений военных машин, металлообрабатывающих станков (например, токарных), приспособлений для рытья каналов и транспортировки земли. 18 октября 1516 Леонардо посетил секретарь кардинала Людовика Арагонского.
Сохранилось около семи тысяч листов рукописей Леонардо да Винчи. Краков, 1980 Гастев А. А. Леонардо да Винчи. К тому же требовалось около восьмидесяти тонн бронзы, которую удалось собрать лишь к 1497.
Ореол знания, которое пока еще не доступно его последователям. М., 1939 Гуковский М. А. Механика Леонардо да Винчи.
М., 1961 Гуковский М. А. Коломбина. СПб., 2009. Сам автор рассматривал Витрувианского человека, как «космографию микрокосма». Предполагают, что, вероятно, это только этюд головы апостола для «Тайной вечери». Леонардо разбирался в этом как никто другой. Кроме того, Леонардо пишет много портретов для миланского двора.
Анатомия. Избранные произведения. Только ему, своему лучшему ученику, Вероккио доверяет завершение своих работ. Только о ней и можно получить в настоящее время некоторое представление благодаря рисунку Рафаэля (Оксфорд, Библиотека Крайст Чёрч) исполненному им в 1505-1506, а также по копии Рубенса (Париж, Лувр).
В марте 1500 мастер музыкальных инструментов Лоренцо Гуснаско да Павия сообщал Изабелле в письме: «Здесь в Венеции находится Леонардо Винчи, который показал мне контурный портрет Вашей Светлости, который так хорошо выполнен согласно натуре, как это только возможно». «Не оборачивается тот, кто устремлён к звезде», — писал Леонардо. Леонардо посещал его лекции. Луки, гильдии художников, все еще продолжая работать в мастерской Вероккил до 1476г. Во Флоренцию Пьеро с семьей переехал в 1466, следовательно, в мастерской (боттеге) Верроккьо Леонардо да Винчи оказался в возрасте четырнадцати лет. Через два дня король собственноручно подписал письмо такого же содержания. Исполненная маслом на холсте, она осталась незавершенной и в середине XVI в. находилась в собрании герцога Козимо Медичи.
А. Гуковский). Мельци перевез рукописи Леонардо да Винчи в Италию и до конца дней хранил их в своем имении в Ваприо. Он говорил загадками, делал метафорические пророчества, любил составлять ребусы. Наконец, в 1496 Леонардо познакомился с францисканцем, математиком Лукой Пачоли. Как бы там ни было, после переезда их с отцом во Флоренцию (1469) Леонардо устраивается подмастерьем в мастерскую Андреа дель Верроккио, одного из наиболее известных флорентийских живописцев того периода. Щит же Медузы отец Леонардо продал во Флоренции, выручив за него сто дукатов1. Вся она пошла на пушки: Милан ожидал вторжения войск французского короля Людовика XII.
Сейчас же он воспринимается многими как изобретатель «всего на свете». М., 1952 Алпатов М. В. Леонардо да Винчи. Большой живописный заказ Леонардо да Винчи получил в Милане уже 25 апреля 1483. Линия на картине четко очерчивала предмет и изображение имело вид раскрашенного рисунка. Образно говоря, он стремился «понять организм каждого предмета в отдельности и организм всего мироздания» (А.
Квадрат и окружность, в которые вписано тело, не просто отражают физические, пропорциональные характеристики. Леонардо «заявил, что охотно выполнит подобную работу» и Филиппино любезно уступил ему заказ. Таким образом, появились две коллекции рукописей и рисунков. Он был ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания.
Эта первая большая композиция мастера – «Мадонна в скалах» (Париж, Лувр) – исключительна по своему художественному совершенству и смысловой значимости. Его изобретения оказались на порядок лучше тех, что предлагали современники. Вполне возможно. Французский период был самым счастливым в его жизни.
Л., 1936 Айналов Д. В. Этюды о Леонардо да Винчи. «Витрувианский человек» — общепринятое название для графического рисунка да Винчи, сделанного в 1492г. Младенец, крещенный в последствие под именем Леонардо, родился, как записано в церковной книге, «в субботу, 15 апреля 1452 года от Рождества Христова» от внебрачной связи крестьянки Катерины и нотариуса, посла Флорентийской республики, мессира Пьеро Фруозино ди Антонио да Винчи, потомка богатого почитаемого итальянского семейства. Такая «мельница» дала толчок различным выводам. Л., 1935 Леонардо да Винчи.
Соответствие моде может означать лишь то, что женщина относится не к самому бедному роду.