Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Дальнейший взлёт славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя (см. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства.
«Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей. «Мона» переводится как «госпожа». Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, обобщённого силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками»12. Потом прошло еще несколько месяцев, год, два.
Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Всё настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской.
Леонардо часто приходил рано утром в монастырь, бегом взбирался на свои леса. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
Дживелегов выдвигает следующую версию: «То, что работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа». Внимание зрителя привлекается к самой нежной, почти незаметной улыбке. Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики. Профессор Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета утверждает, что Леонардо использовал в своей картине законы человеческой физиологии. Да Винчи чрезвычайно любил, чтобы посетители, приходившие смотреть его произведения, свободно высказывали о них свои мнения. Быть может, Леонардо не решил этой задачи сполна, но он сделал портретом Моны Лизы так много, что все дальнейшее искусство портрета должно всегда возвращаться к «Джоконде» как к образцу недосягаемому, но обязательному».
Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения.
Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. Историки искусства отмечают, что портрет Моны Лизы стал решающим шагом на пути развития ренессансного портретного искусства. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ). Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Как бы то ни было на самом деле, благодаря Д. Вазари этот женский образ вошел в историю мировой культуры под именем «Моны Лизы» или «Джоконды». Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Его искусство уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться.
У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. Именно в этом портрете придуманный мастером метод сфумато (очень тонкие переходы от света к тени) раскрыт максимально. По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. Посередине: Дама с горностаем. Леонардо да Винчи.
Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»). Ну и главная деталь, которую позже автор доведет до совершенства в своей «Джоконде» – улыбка. Существует информация анонимного автора первой биографии Леонардо да Винчи, на которую ссылается Вазари. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности.
Пытаясь объяснить тайну ее колдовского очарования, о картине писали бесконечно много. По одним сведениям, это герцогиня Констанца дАвалос, любовница Джулиано Медичи, по другим – это мать художника Катерина, по третьим – это некий юноша в женском одеянии.
По ней его детища неожиданно обнаруживаются через века. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Но никто не пришел.
Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство. Мона Лиза» (1503-1519). «Утрата «Джоконды» — это национальное бедствие, — писал французский журнал «Иллюстрасьон», — так как почти наверняка тот, кто совершил это похищение, не может извлечь из этого никакой выгоды. Один писатель XVI века, Джиральди, слышавший о Леонардо от его современников, следующим образом поясняет метод, которому следовал художник, комбинируя черты лиц живых людей и бессмертные типы: "Этот великий художник, когда ему надо было ввести какую-либо личность в одну из своих картин, сначала задавался вопросом о качествах данной личности: благородна ли она или вульгарна, весёлого или сурового нрава, следует ли изобразить её тревожной или спокойной, старой или молодой, доброй или злой. Отец отнес его рисунки своему давнишнему другу Андреа Верроккио.
Исключительная одаренность будущего великого мастера проявилась очень рано. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся — как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. В ХХ ст.
Эта женщина старше, чем скалы, рядом с которыми она находится подобно вампиру, она уже много раз умирала и познала тайны загробного мира, она погружалась в морскую пучину и ныне хранит воспоминания об этом. Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини.
Это общепризнанный источник, которому доверяют все искусствоведы. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. По признанию исследователя, ему удалось достичь лишь уровня ранних работ мастера.
В результате получилось зеркальное отражение одного и того же лица. Все детали её исполнены с величайшим усердием. Вот это уже серьёзная несостыковка. За это время он изучил залы картинной галереи и познакомился со многими музейными служащими. «Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа и уже само сопоставление её сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы огромной горы, ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие.
Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Без мифа о Леонардо легенды о Джоконде не было бы.
Его старые друзья, захваченные вихрем волнений и смут, сильно изменились. Состав является статическим, но открытым. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Третий брак состоялся в 1476 году с Лукрецией дель Качио.
Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Далеко не всем она кажется таковой.
Подобные слова принесли произведению всемирную славу. Здесь, забывая даже о пище, художник работал, не покидая кисти, с восхода солнца до тех пор, пока совершенная темнота не делала работу положительно невозможной. В 1482 году, будучи уже профессиональным художником, Леонардо переехал в Милан.
1503-1519 гг. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде».
1476 г. Национальная галерея Вашингтона. Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Италия. 1503-1519 гг.
Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Современные художники до её порчи всеже успели её оценить, но наверно художники следующего века врятли. Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения». Но это уже дело вкуса. Кажется, что её губы сейчас разомкнуться. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк.
Джоконду осмотрели и обработали реставраторы и с почестями повесили на место. Оба этих случая не нанесли картине вреда.
Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Однако никто не достиг такого мастерства в столь многих различных областях, как Леонардо да Винчи.
Стекольщик получил тюремный срок за свое деяние, а "Джоконда" была торжественно передана Лувру галереей Уффици. После похищения и неоднократных попыток вандализма руководство Лувра поместило "Джоконду" под пуленепробиваемое стекло и всё равно покушения продолжились. М. А. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Одно – это чудесное леонардовское сфумато. Учёные из Гейдельбергского университета изучили заметки на полях фолианта, владельцем которого был флорентийский чиновник, личный знакомый художника Агостино Веспуччи.
77 x 53 см. Именно тогда посетители смогли оценить, насколько точно и тонко были подобраны тона картины – лазурное небо, чёткая линия гор на горизонте и яркая зелень древесных крон идеально оттеняют нежную кожу красавицы. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари. Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели.
Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка. Еле уловимая дымка, растушёвывающая линии, делает Мону Лизу почти живой. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи». После долгих переговоров "Джоконда" была передана галерее, а Винченцо – в руки правосудия.
Современное состояние картины очень плохое из-за чего сотрудники музея огласили, что не будут давать ее на выставки. Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Как кажется именно эта «физическая» особенность шедевра оставила глубокое впечатление у посетителей ателье художника и дошла до Вазари почти пятьдесят лет спустя. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Умерла герцогиня в 1509 году, спустя шесть лет после начала работы над картиной.
Если вам кажется, что Мадонна улыбается, то это не так. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». До него никто не видел в ней никакой тайны. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника.
Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. В более раннем варианте картина была более крупных размеров. Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена. Вазари же утверждает, что портрет был брошен недоделанным.
«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи. Леонардо писал картину в трапезной зале монастыря Санта-Мария делле Грацие. Борис Виппер указывает, что упомянутое выше отсутствие бровей и выбритый лоб, быть может, невольно усиливает странную загадочность в выражении её лица.
Её страстно любят и так же страстно ненавидят. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды. Через отца ему передают пожелание, чтобы он написал портрет молодой флорентийки. Грудь преподнимется.
В первом браке он был женат на Лизе ди Джованни Филиппо де Кардуччи, а во втором – на Катерине ди Мариотто Ручеллиа, которые обе умерли во время родов. Однако это можно списать на плохую реставрацию. Спокойное величие и простота во всем, даже в одеянии, характеризуют этого апостола. Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини.
По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка». «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. На шестом месте находится Варфоломей. После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре.
Она сидит с прямой спиной, слегка повернув туловище, с очень притягательным жестом рук. И поистине можно сказать, что это произведение было написано так, что повергает в смятение и страх любого самонадеянного художника, кто бы он ни был. По мнению Е. Ротенберга: «Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица и прекрасных холеных рук». О Джоконде было написано множество книг и снято несколько фильмов.
Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13.
30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Мало кто мог соперничать с Леонардо в создании такой реалистичности. На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи.
45 000 тому, кто вернет «Джоконду» до 1 сентября». Но во Флоренции Леонардо да Винчи создал свой шедевр шедевров — знаменитую картину «Джоконда». Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. У Моны Лизы – реальность жизни, у пейзажа – реальность сна.
Которых у Моны Лизы нет. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе. По правую руку от Иоанна сидит Иуда.
Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). 1490 г. Музей Чарторыйских, Краков. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. 20 000 франков тому, кто укажет, где можно найти картину.
Он говорил загадками и сыпал метафорическими пророчествами. Улыбка и взгляд, то есть лицо – это главное в портрете. Как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу». Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Леонардо да Винчи. Эксперты утверждают, что обман зрения происходит за счет теней в уголках ее губ.
Если посмотреть на оригинал, то все вопросы о том, как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу», отпадут сами собой. Есть версия, что они были стёрты из-за неудачной чистки картины. Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В.
Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного». Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Великий мастер отошел в мир иной, а картина досталась его помощнику Салаи. придумал загадочную улыбку Джоконды.
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Это письмо было отправлено в ноябре 1913 года. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым.
Мона Лиза – самая узнаваемая картина в мире. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся — как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Неповторимая «Джоконда» Леонардо да Винчи опередила развитие живописи на многие века вперед. Леонардо работал над ним не один год. Она притягивает и одновременно закрывается от зрителя.
По второй версии, загадочная девушка вовсе не была ангелоподобной невинной красавицей. Все же в апреле 1974 года женщина, расстроенная политикой музея в отношении инвалидов, попыталась распылить из баллончика красную краску, когда картина находилась на выставке в Токио, а 2 апреля 2009 года россиянка, не получившая французского гражданства, запустила в стекло глиняной чашкой. Иаков-старший охвачен ужасом.
Существует версия, что картины на самом деле две. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Была нарисована примерно в 1504 году в Париже. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. На роль шедевра мирового масштаба Мона Лиза подходила как нельзя лучше.
Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть. Но это чрезвычайно трудная задача. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Первое сентября прошло, но картины не было. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
Также учёный пишет об ошибочном указании на неоконченность портрета — «портрет несомненно писался долго и был доведен до конца, что бы ни говорил Вазари, который в своей биографии Леонардо стилизовал его как художника, принципиально не умеющего окончить ни одну крупную работу. Как все изменилось в его родном городе. Антонмария ди Нолдо Герардини – отец Лизы, дважды овдовел. Семейство Герардини было древним, аристократическим, но обедневшим и потерявшим во Флоренции свое влияние. Одно — это чудесное леонардовское сфумато. Возможно, мы только думаем, что находим ответы на загадки мастера, а на самом деле бесконечно от них далеки.
Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов». А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Все настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория (также палаццо Веккьо).
Все это время портрет прекрасной флорентийки лежал спрятанный в куче хлама на третьем этаже большого парижского дома «Сите дю Герои», в котором жили итальянские рабочие-сезонники. Все щитают что сначало рукава её, платя были красными это видно из копии в Прадо. Прямое хорошо воспринимает детали, хуже – тени. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой.
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Во всем этом Леонардо проявляет свое умение творить согласно законам ритма и гармонии». Портрет Лизы Джоконды веками был головоломкой для многих искусствоведов. Он хотел при помощи приемов, уже выработанных и испробованных им раньше, особенно при помощи своего знаменитого sfumato, дававшего и раньше необыкновенные эффекты, сделать больше, чем он делал раньше: создать живое лицо живого человека и так воспроизвести черты и выражение этого лица, чтобы ими был раскрыт до конца внутренний мир человека. Арестованный ничего не скрывал и рассказал, что периодически работал в Лувре стекольщиком.
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Ее порой даже сравнивают с улыбкой уверенной в себе хищницы. То, что Луврскую Джоконду написал сам Леонардо, почти никто не сомневается.
Однажды итальянский антиквар Альфредо Джери получил письмо из Парижа. Доминирующие цвета изображения темные, приглушенные и холодные. Джорджо Вазари, биограф Леонардо, утверждает, что портрет был написан по заказу флорентийского купца. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
Сейчас картина находится на своем месте в Лувре. Ученым удалось разгадать эту загадку.
Все детали ее исполнены с величайшим усердием. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду. Наверняка вы знаете, что Мона Лиза самая дорогая и самая известная картина в мире. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. Мона Лиза из Лувра явно старше. Лувр, Париж Алые губы с приоткрытым ртом и вовсе отсутствуют на Луврском портрете.
Журнал объявил награду: «40 000 франков тому, кто принесет «Джоконду» в редакцию журнала. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых — портрет Лизы Герардини». Проходил месяц за месяцем. Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо».
Следствие по делу Перуджи (такова настоящая фамилия похитителя) шло несколько месяцев. Современники неоднократно отмечали, что картина мастером окончена не была.
Дживегелов объясняет это так: «романтические домыслы не подтверждаются ничем. Сфумато — это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Доска (тополь), масло.
Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список.
Он создал 25 снимков, которые ещё два года обрабатывали специальными программами, сверяя полученные данные с историческими документами. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Но поскольку сам Вазари в своем описании ссылается на первого анонимного биографа Леонардо, современные ученые не склонны полностью доверять его словам. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка — душа живописи. Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение.
Это одно из чудес этого портрета. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Небольшой улыбающийся рот, ниспадающие на плечи мягкие волосы. Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного». Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах — в том, как легкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
Второе средство – это отношение между фигурой и фоном. Более того, Рафаэль, побывав в мастерской художника, сделал набросок с еще незавершенной картины. Размер ейо довольного большой 75, 650 см. Современники восхищались насколько реалистичен этот портрет. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на неё не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Но прежде всего привлекает облик самой Моны Лизы — ее необычный, как бы неотрывно следящий за зрителем взгляд излучающий ум и волю и едва уловимая улыбка, смысл которой как бы ускользает от нас, — эта неуловимость вносит в образ оттенок неисчерпаемости и бесконечного богатства». Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка. В лице её мягкость, человечность, одухотворённость. По поводу прелестной улыбки божественного существа тоже можно поспорить. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной».
Есть мнение, что Леонардо долго писал и Мону Лизу — но сколько точно установить невозможно, так как уже говорилось в описании жизни да Винчи — он переезжал из города в город в один из периодов своей жизни. Сделав выдающее его движение, Иуда опирается локтем о стол и переворачивает солонку – дурная примета у многих народов Востока. Как вы все знаете Мона Лиза это самая дорогая и самая известная картина в мире.
Существует несколько версий, кто на самом деле изображен на портрете. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка – душа живописи.
В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. Но это уже другая история. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Картина, как доказывают в этом случае учёные, была заказана Леонардо для нового дома молодой семьи и в ознаменование рождения их второго сына, названного Андреа.
Положение тела, рук, ландшафт и многое другое – это детали, которые подчинены лицу. Сказочный ландшафт как бы просвечивает сквозь морские воды, настолько он кажется далеким и неосязаемым. Для такой ювелирной работы да Винчи, по-видимому, приходилось одновременно с кистью пользоваться и лупой. Он откровенно заявил, что давно уже решил украсть «Джоконду».
Принадлежит к позднему периоду его творчества. Фаддей изумлён и поворачивается несколько к соседу. Модель ставит точную грань, которую зритель не может преодолеть. А. С. Пушкина в Москве. А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились.
30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее. Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением. О матери Леонардо почти ничего не известно. На момент написания картины ей исполнилось уже 40 лет. Изображение Джоконды состоит приблизительно из 30 слоев жидкой, почти прозрачной масляной краски.
Если смотреть глубже — это воплощение идеала человека эпохи ренессанса. Это уже дама, которой за 30-35 лет. Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс. Грустит она или улыбается. Не так отнесся к своей задаче Леонардо. Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному». Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии.
Подобной версии придерживается в своей книге «Код да Винчи» и американский писатель Дэн Браун. Она славилась не только своей красотой, но и мужеством, за что современники прозвали ее «Воительницей».
Это была величайшая личность эпохи Возрождения. Здесь он начинает работу над портретом моны Лизы. Улыбка ДжокондыУлыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины. Вот таким образом глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства. Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело.
Одновременно Леонардо занимался музыкой, прекрасно играл на лире и «божественно пел импровизации». Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен. Дерево, масло.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. От роботы с Моной Лизой он не уклонялся, как это было с его остальными заказами. Тогда «Иллюстрасьон» опубликовал новое предложение: «Редакция гарантирует полную тайну тому, кто принесет «Джоконду». Лувр. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Об упомянутой Вазари красоте Моны Лизы тоже можно поспорить.
Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри. Там он написал знаменитую фреску «Тайная вечеря» и начал вести свои уникальные записи, в которых он выступает больше в роли архитектора-проектировщика, анатома, гидравлика изобретателя механизмов, музыканта. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн.
Но правильно ли находящуюся в Лувре даму называть Моной Лизой. Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме. Леонардо да Винчи написал ее вопреки самому понятию «портрет», которое предполагает изображение реального лица, сходного с оригиналом и с характеризующими его (хотя бы косвенно) атрибутами. Нарисовав Христа и одиннадцать апостолов, Да Винчи долго не мог окончить образ Иуды.
76х53 см. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Здесь тоже библейский сюжет полон загадок. Её сущность заключается в том, что здесь даётся одна из первых в итальянском искусстве попыток изобразить естественное психическое состояние ради него самого, как самоцель, без каких-либо привходящих религиозно-этических мотивировок. Потрет можно отнести к поясным так как Мона Лиза изображена лишь до пояса. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней.
Об улыбке Джоконды писали очень много и совершенно по-разному интерпретировали её. Критикам картина Леонардо сама по себе казалась крайне привлекательной. Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Родился он в 1452 году, умер в 1519 году. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства.
По словам Вазари (историка искусства того времени) он уже в детстве настолько преуспел в арифметике, что своими вопросами ставил в затруднительное положение преподавателей. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет). () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Еще очень давно писали о том Леонардо любил и восхищялся этой картиной. В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины. Главное же, что Луврская Джоконда полностью закончена.
О больших и серьезных работах Леонардо даже и не помышлял, да их никто ему и не заказывал. Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди).
Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». К посредственным мастерам стремилась вся флорентийская знать, а гениальный да Винчи бедствовал, довольствуясь крохами, перепадавшими ему от заказов счастливых собратьев. С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать.
Под охраной полиции «Джоконда» выставлялась в Риме, Флоренции, Милане, а потом после торжественной церемонии прощания отбыла в Париж. Возрождение.
Как сейчас предполагают некоторые исследователи, Вазари, видимо, ошибся. Свой поступок он объяснил желанием вернуть "Джоконду" на родину. Была ли она красива. Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «.
Однако рисование и лепка больше всего волновали его воображение. Непонятно, почему свет падает не из окон, а откуда-то слева. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Именно сфумато создает влажный взгляд Джоконды, легкую, как ветер, её улыбку, ни с чем не сравнимую ласкающую мягкость прикосновения рук». На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Она изображена на фоне пейзажа, который даёт хороший контраст для изображения человека. Он поражён тем, что его предательство известно Христу.
Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Эта загадка практически решена. Он отодвигается от стола. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет».
Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Париж. Так, есть версии, что на картине могут быть изображены дочь миланского герцога Галеаццо Сфорца, Изабелла Арагонская, девушка с портрета да Винчи «Дама с горностаем», герцогиня Констанца дАвалос по прозвищу Gioconda, то есть Веселая, мать кардинала Ипполито Медичи, мать самого художника или просто идеальный образ женщины.
Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Есть два вида зрения: прямое и периферическое. От по своему привязался к этой картине. Ответив после долгих размышлений на эти вопросы, Леонардо старался вращаться в обществах, где встречаются обыкновенно люди сходного типа.
Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
Джордже Вазари в своих «Жизнеописаниях» сообщает об этой картине: «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, жены его». Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. Он достаточно точно и в красках описал картину и то, в каких условиях художник ее писал. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым.
Может вы не знали, но полное название — Портрет госпожи Лизы дель Джокондо. Увлечение Леонардо объясняется другим. Мона Лиза является одним из самых притягательных произведений искусства. «Джоконда» – не портрет.
Делали самые невероятные предположения (что «Джоконда» беременна, что она косая, что это переодетый мужчина, что это автопортрет самого художника), но вряд ли когда-нибудь удастся полностью объяснить, почему это произведение, созданное Леонардо уже на склоне лет, обладает такой удивительной и притягательной силой. Картина находилась при художнике до самой его смерти. Репутация картиныНесмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины. Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше.
Тот изумился и сказал, что юный Леонардо всецело посвятить себя живописи. Голова слегка повёрнута10. Таинственной центральной фигурой на изображении является, вероятно, флорентийская девушка Лиза Джерардини, также известная как Лиза дель Джокондо Moнн (отсюда второе название картины — «Джоконда»), чей муж заказал портрет итальянскому мастеру кисти. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Симон, сидящий против Варфоломея, - величавый мудрец, проникнутый христианским милосердием. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы».
После 20-летнего пребывания в Милане Леонардо да Винчи вернулся во Флоренцию. Но в применении метода сфумато все равно ему уступал. Вазари пишет, что он четыре года продолжал работу, но, возможно, еще дольше. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Я не был бы итальянцем, если бы смотрел на это с безразличием. » К счастью, два года и три месяца, которые «Мона Лиза» провела в плену, не отразились на картине. Об этом сообщает Джорджо Вазари, биограф и почти что современник Леонардо да Винчи. ниже, раздел Кража), благодаря чему она не сходила со страниц газет. Современник её приключения критик Абрам Эфрос писал: «музейный сторож, не отходящий ныне ни на шаг от картины, со времени её возвращения в Лувр после похищения 1911 г., сторожит не портрет супруги Франческе дель Джокондо, а изображение какого-то полу-человеческого, полу-змеиного существа, не то улыбающегося, не то хмурого, господствующего над охладевшим, голым, утесистым пространством, раскинувшимся за спиной». «Мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства.
Мона Лиза (фрагмент). Ибо это полотно — творение поистине божественной, а не человеческой руки. Ресницы, сделанные наподобие того как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ).
На эскизе оказалась всем известная женщина, по обеим сторонам от которой расположились греческие колонны. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Лувр битком набит сокровищами, которые принадлежат Италии по праву. Оба этих случая не нанесли картине вреда. Загадочная Джоконда продолжает улыбаться каждому посетителю главного парижского музея.
Через два года поисков "Джоконду" обнаружили, но теперь уже на ее исторической родине. для картины такого уровня это много. Его изучали историки искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы».
Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини».
Леонардо поступил в качестве ученика во флорентийскую мастерскую Верроккио. Это можно сделать, почитав «Жизнеописания» Джорджо Вазари. Похититель Винченцо Перуджио попытался продать портрет директору галереи Уффици.
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. По словам Жана Франка, основная сложность этой техники заключается в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренциистолько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, обобщённого силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками». Наверное, но были во Флоренции многие женщины и красивее ее.
На момент написания портрета Лизе было не более 25 лет. Никто не знает, кто обрезал картину. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки.
Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. То, что написал художник, далеко выходит за рамки простого портрета. Она вздохнёт.
Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков, но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства. Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей. Начиная с XVI века, которым датируется полотно, никто не сомневался, что картина — это портрет мадонны (моны) Лизы, жены флорентийца Франческо дель Джокондо. Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром. На допросе Перуджио не смог внятно объяснить мотив преступления.
Между прочим, Леонардо прибег к следующему приему: так как мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Слева: Портрет Джинервы Бенчи. Испанский философ Ортега-и-Гассет писал, что в «Джоконде» ощущается стремление к внутреннему освобождению: «Посмотрите, как напряжены ее виски и гладко подбритые брови, как плотно сжаты губы, с каким затаенным усилием пытается она приподнять тяжкий груз меланхолической печали.
В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Пристально, все понимая, смотрит на мир и людей «Джоконда». Справа: Мона Лиза.
Также виден край парапета. В 1466г. золотых экю. Имя портретируемой не удалось установить до сих пор иногда даже ведутся споры о том, кого в действительности изобразил художник, мужчину или женщину, однако все это отступает на задний план перед удивительным мастерством исполнения этой картины, с ее легкой воздушной дымкой, окутывающей фигуру и ландшафтную среду. Таким образом, для написания картины да Винчи потребовалось несколько сотен сеансов. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. () Джоконда— не портрет.
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Его слова были верны и советы эти тоже были очень нужны Леонардо да Винчи. Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально.
Это также граничит с техникой да Винчи: мягкая светотень (итальянский «сфумато» — дым, затушеванный, расплывчато). Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Разве что Рафаэль.
Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Это и есть одна из главных тайн изображения. Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q». Ему выдадут 45 000 наличными и даже не спросят имени». Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели.
Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Но она ли на картине. Но Мона Лиза потрясла весь мир после ейо выхода. Также Вазари говорит о бровях.
() Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Все дело в существовании у человека двух «систем» зрения: центральной и периферической. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса.
Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»). И кстати она у него очень хорошо вышла. Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки.
Раньше искусство служило церкви, власти и знати. Умерла знаменитая авантюристка и куртизанка в 1509 году в возрасте 46 лет.