Леон Баттиста Альберти первым призывал применять итальянский язык в литературе, его элегии были первыми произведениями этого жанра на итальянском.
46–30 до н. э). Альберти пробовал себя в роли художника и скульптора, но в итоге остался теоретиком. В 1430 составил трактат О преимуществе и недостатках ученых (De commodis et incommodis litterarum).
В своем учении он наиболее цельно выразил идеал гармонической личности. Альберти. 1450). Он мудр, руководствуется в своих действиях принципами меры, обладает сознанием своего достоинства.
Он понял необходимость обогатить практику искусства опытом науки, приблизить науку к практическим задачам искусства». Ростовцев Н. Н., Методика преподавания изобразительного искусства в школе, М., «Просвещение», 1980 г., с. 26.
После римского восстания. Leon Battista) (14 февраля 1404, Генуя — 25 апреля 1472, Рим) — итальянский философ, архитектор, художник, теоретик искусства. Трактаты Альберти «О живописи», «О скульптуре», написанные в 1434–1435 на латыни и позднее вышедшие в итальянском переводе, представляют собой первую научно обоснованную теорию искусства эпохи Возрождения. «Искусство жить постигается в деяниях», – подчеркивал Альберти.
Но когда он затем пожелал перекинуть арку внутреннего свода, он увидел, что не может сделать ее полукруглой, так как она получалась придавленной и безобразной и решился перекинуть маленькие арочки, от одного углового выступа к другому ибо ему не хватило должного рассуждения и замысла и это явственно свидетельствует о том, что помимо науки необходима и практика ведь рассуждение никогда не может быть современным, если в ходе работы наука не применяется на практике.
Биография Как и многие гуманисты Альберти большое внимание уделял проблемам воспитания. Многие идеи Альберти получили дальнейшее развитие в творчестве Леонардо да Винчи.
252). Десять книг о зодчестве. Единственная известная скульптура Альберти – медальон автопортрета иногда приписываемый Pisanello. Как художник, Альберти отличился от обычного мастера, получившего образование в семинарах.
Альберти Леон Баттиста (Alberti, Leon Battista) (1404-1472 гг. ) итальянский архитектор, скульптор, художник и писатель. Как гуманиста, Альберти интересовали самые разные аспекты личности и общества, он исследовал семейные устои и принципы хозяйствования, мораль и этику, вопросы психологии, права и политики. 1568) и особенно «Десятью книгами о зодчестве» (De re aedificatoria libri X, 1436—43 изд. Альберти, мать которого неизвестна и кто был, вероятно, незаконным, послали в школу-интернат в Падуе, затем изучил Закон в Болонье. Только от свободной воли человека зависит выбор между добром и злом.
По окончании университета в 1428 г. получил степень доктора канонического и гражданского права. На службе у пап Евгения IV и Николая V Альберти принимал участие в изучении древних построек Рима (трактат «Описание города Рима», «Descriptio urbis Romae», 1443-49. ) и в подготовке проекта реконструкции города, где впервые обозначились принципы ренессансного градостроительства.
Однако в последних его сочинениях (Застольные беседы и особенно Мом или о государе) появляется мотив человека как игрушки судьбы, как неразумного существа, которое не в силах удерживать свои страсти под контролем разума. Альберти запланировал посвятить свой трактат на архитектуре его другу. Все это вместе взятое придает сформированному образу черты величия. «Искусство жить постигается в деяниях», — подчёркивал Альберти. Альберти был одним из крупнейших теоретиков искусства.
1-3, 1435-36), «О статуе» («Della statua», около 1435) и «О зодчестве» («De re aedificatoria», кн. После обучения Альберти был принят на должность секретаря у кардинала Альбергати. После восстания в Риме в конце мая – начале июня 1434 вслед за папой Евгением IV бежал во Флоренцию написал там этический диалог Теодженио (Teogenio) и искусствоведческий трактат Три книги о живописи (De pictura libri tres), посвященный скульптору Ф. Брунеллески начал работу над сочинением О семье (Della famiglia), которое закончил в 1441. С 1432 и до конца жизни занимал место аббревиатура (своего рода нотариуса) при папской курии.
Его полотен и скульптур сохранилось мало. А. Б. Альберти резко осуждает эпикурейскую идею о неделании как этической ценности. Главными произведениями литературного творчества Альберти в 50–60-е годы стал обширный сатирически-аллегорический цикл «Застольные беседы» (Intercoenales) – в него вошли и некоторые более ранние произведения, – а также примыкающая к нему этико-политическая аллегория «Мом или о государе» (Momus о de principe).
Первоначально изданный на латыни, первый итальянский выпуск вышел в 1546. Членения главного фасада в ином масштабе многократно повторены в интерьере. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой». Интерес к гражданской и этической тематике отразили трактаты «Первосвященник» («Pontifex», 1437, опубликован в 1890), «Теодженио» (около 1440, опубликован в конце 15 века).
В проекте церкви Сан-Себастьяно в Мантуе (1460), выполненной для Лодовико Гонзага, Альберти одним из первых архитекторов Возрождения использовал план в форме греческого (равноконечного) креста, а также задумал торжественную входную лестницу по образцу древнеримских периптеров. Будучи высланным из небес, Момус, бог осмеяния, в конечном счете кастрируется.
Альберти написал «Застольные беседы». С большими надеждами он дал работу своей семье, чтобы читать, но в его автобиографии Альберти признается, что «мог едва избежать чувствовать гнев, кроме того, когда он видел некоторых своих родственников, открыто высмеивающих и целую работу и бесполезное предприятие автора вдоль нее». Работа не была напечатана до 1843.
Болезненный от рождения, он сумел сделать себя здоровым и сильным.
И в Della pittura и в De статуе, Альберти подчеркнул, что «все шаги изучения должны быть разысканы от природы». Гармония—принцип не только его теории архитектуры, но и концепции человека. Хотя он часто характеризуется как «архитектор» исключительно, как Джеймс Бек заметил, «выбрать одну из 39областей39 Леона Баттисты по другим как так или иначе функционально независимый и самостоятельный не имеет помощи вообще никакому усилию характеризовать обширные исследования Альберти в искусствах». Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей. Человек широко образованный и разносторонне одаренный, прославился прежде всего своими трактатами «О статуе» (De statua изд. «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке.
Его знание оптики было граничит с направленной вниз давней традицией Kitab al-manazir (Оптика Де aspectibus) арабского эрудита Алхэзена (Ибн аль-Хайтам, d. c. Леон Альберти стоял в центре культурной жизни Италии. По-иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии. 27). Примечательный внутренний суд палаццо.
Несмотря на неудачу, Леон Альберти сумел разработать новый способ определения глубины. В трактатах «О семье» (Delia famiglia, 1432— 1441 изд. Основной социальной ячейкой Альберти считал семью.
Таким приемом Альберти реализует одно из положений своего трактата, требующее единства композиционных приемов, применяемых при разработке интерьеров и внешнего облика здания. Альберти системно изложил математические основы учения о перспективе. Он полагал, что этим семья лишает себя хорошей репутации.
Вот таким образом местом рождения Леона Баттисты стала Генуя. И. Л.
По мысли Альберти, развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование. В Новелле Санта-Марии, Флоренции, между (1448–70) верхний фасад был построен к дизайну Альберти. В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков.
В Мантуе возвел две церкви: Сан-Себастьяно (1460 г. ) и Сант-Андреа. В период 30-х – начала 40-х годов он пишет ряд сочинений на латинском – «О преимуществе и недостатках ученых» (De commodis et incommodis litterarum, 1430 г. ), «О праве» (De iure, 1437 г. ), «Понтифекс» (Pontifex, 1437 г. ), а также диалоги на моральные темы на вольгаре – «Теодженио» (Teogenio, 1434 г. ), «О семье» (Deila famiglia, 1434–1441 гг. ), «О спокойствии души» (Deila tranquillita dellanimo, 1443 г. другое название – «Бегство от несчастий»), В зрелый период творчества – в 40–60-е годы – Альберти создает трактаты о живописи, скульптуре и архитектуре («De pictura», «De statua», «De re aedificatoria»), оказавшие влияние на художественную практику Возрождения.
Альберти принадлежит заслуга введения в архитектуру многоярусной ордерной композиции, большого ордера (возможно, отчасти предвосхищенного Брунеллеско в его палаццо ди Парте Гвельфа), античных по деталям порталов и др. Указывая на необходимость рационального анализа и отбора при худож. С детства он проявил тягу к гуманитарным наукам. Ключевым вопросом этической концепции Альберти является вопрос о судьбе (Фортуны) и пределах ее власти над человеком.
Низкий купол во всю ширину здания должен был завершить этот монументальный объем тяжелой полусферой (не осуществлен). Он изобрёл вуалевую сетку («reticolato» или «velo»), она разделена на маленькие правильные четырёхугольники и, будучи помещена между глазом и предметом на месте плоскости изображения, дает возможность наметить любую точку предмета в определённой петле и перенести её, таким образом, на соответствующую квадратную сетку плоскости черчения».
Герцог Урбино был проницательным военным начальником, который великодушно потратил деньги на патронаж искусства. Особое предпочтение гуманист отдавал труду архитекторов. Леон Баттиста Альберти родился 14 февраля 1404 года в Генуе.
В трактате «О зодчестве» он показал идеальный город, превосходный по разумной планировке и внешнему виду зданий, площадей и улиц. Недостроенная верхняя часть главного фасада над раскрепованным антаблементом была задумана с оригинальными кривыми полуфронтонами над боковыми нишами и высоким, с полукруглым завершением, окном-нишей в центре (такое завершение церковных зданий было широко распространено в Северной Италии, особенно в Венеции). Альберти должен был продолжить начатое готическими мастерами. Проблемам земной жизни человека посвящены литературные произведения Альберти-гуманиста – морально-дидактические диалоги «О семье», «О спокойствии души», «Домострой», басни и аллегории цикла «Застольные беседы», а также сочинение «Мом или о государе». Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику задний, улиц, площадей.
Человек мудр и обладает чувством собственного достоинства. н. Tempio Malatestiano, 1450), замышлял завершить её купольной ротондой наподобие римского Пантеона на фасаде воспроизведён мотив арки Августа (находящейся в том же городе). Трактат "О статуе" написан, вероятно, в 1453 г. В трактате "О живописи" (1436 г. ) дано первое научное описание перспективы. Значение Леона Баттиста Альберти (1404–1472) — гуманиста, поэта, теоретика искусства и архитектора для мировой культуры невозможно переоценить. Продемонстрировал исключительные способности во всех дисциплинах. По его проектам был построен дворец Ручеллаи во Флоренции (1446— 1451), перестроен фасад церкви Санта-Мария-Новелла (1456— 1470), церквей Сан-Франческо в Римини, Сан-Себастьяно и Сант-Андреа в Мантуе, определившие направление в архитектуре XV в. Альберти занимался и живописью, пробовал свои силы в скульптуре.
Трактаты «О живописи» («Della pittura», кн. В ряде трактатов обобщил опыт искусства своего времени, обогащённый достижениями науки.
Способности человека. Нечестные методы обогащения Альберти считал недопустимым (отчасти расходясь в этом с купеческой практикой и менталитетом) ибо они лишают семью доброй репутации. "Должен был появиться человек, – писал Леонардо Ольшки, – который, владея теорией и имея призвание к искусству и практике, поставил бы стремления своего времени на прочную основу и придал бы им определенное направление, в котором им предстояло развиваться в будущем.
Архитектурные работы: во Флоренции — палаццо Ручеллаи (1446—1451 гг. ), лоджия и капелла Ручеллаи при церкви Сан Панкрацио (закончены в 1467 г. ), хор церкви Сантиссима Аннунциата (1472—1477 гг. ), фасад церкви Санта Мария Новелла (1456—1470 гг. ) в Римини — церковь Сан Франческо (1450—1461 гг., повреждена во время последней войны и теперь восстановлена) в Мантуе — церкви Сан Себастьяно (1460—1472 гг. ) и Сант Андреа (нач. На протяжении большей части своей жизни Альберти уделял большое внимание литературе – первые из его известных произведений, комедии «Деифира» (1428) и «Филодокс» (1425), были им написаны в период обучения в Болонском университете. Оригинальная концепция человека, основанная на идее гармонии, принадлежит Альберти.
его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной. Из за жизненных неудач склонный к пессимизму и одиночеству, он постепенно пришел к приятию жизни во всех ее проявлениях. По-видимому, тогда же к работам был привлечен Альберти. Альберти был сведущим в науках о его возрасте. Внутри она имеет шесть прекраснейших капелл из коих одна, посвященная св. Брагина Л. М., Итальянский гуманизм.
Двор палаццо имеет прямоугольную форму с аркадой по двум сторонам. Позже составил трактат О принципах состовления кодов (De componendis cifris) – первый научный труд по криптографии. У Альберти, как член благородной семьи и как часть римской курии, был особый статус. По мысли Альберти, развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование. Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей.
Его этика отличается вниманием к проблемам земного существования человека и его нравственным совершенствованиям. Он ведет наблюдения за влажностью воздуха отчего рождается гигрометр. Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей. Однако здесь этот прием более органичен и теснее связан с композицией всего здания. В учении Альберти получил наиболее цельное выражение идеал гармонической личности.
Человек может развить свои природные способности и сам творить свою судьбу. Именно такой тип человека воплощён в образах живописи, графики и скульптуры Италии того времени, в шедеврах Антонелло да Мессина, Пьеро делла Франческа, Андреа Мантеньи и других крупных мастеров. Дальний конец дворца, на юг, определен лоджией на всех трех этажах, которые выходят на вложенный итальянский ренессансный сад с Гярдино all39italiana модификации эры и захватывающие виды в отдаленный пейзаж Вэл д39Оркя и любимую гору Папы Римского Пия Амиэта вне.
Он получил всестороннее образование. Викентьева). И основной мотив его этики—противоборство человека и Фортуны.
Во власти человека раскрыть эти природные способности и стать полноценным творцом своей судьбы. Альберти объединил все потенциальные понятия человека с таким понятием как virtu (способность, доблесть). «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. А. — автор теоретических трактатов по проблемам изобразительного искусства и архитектуры («О статуе», 1435 «О живописи», 1435—36 «О зодчестве», начат ок. Альберти посвятил римской античной архитектуре и ее принципам значительную часть своего трактата о зодчестве использовав также строительный опыт современных мастеров. Основное место жительства, Палаццо Piccolomini, находится на западной стороне.
Написал в середине 1440-х Математические забавы (Ludi mathematici), в который затронул ряд проблем физики, геометрии и астрономии, а в начале 1450-х свою главную работу Десять книг о зодчестве (De re aedificatoria libri decem), где обобщил античный и современный опыт и сформулировал целостную ренессансную концепцию архитектуры (напечатана в 1485) получил прозвище «современного Витрувия». Отталкиваясь от римских классических образцов с ордерной аркадой (Колизей), Альберти переработал эту тему, придав фасаду новый художественный смысл и пластическую выразительность. Вазари и др. ), он сам упражнялся в живописи и в лепке из воска, устраивал иллюзионистические «демонстрации» с изображением ландшафтов. Дворцы высшего слоя общества, таки образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. Альберти был драматургом, музыкантом, математиком и спортсменом, воплотив в себе присущий эпохе Возрождения (Ренессанс) идеал "гармонической личности". В возрасте 24 лет Альберти получил степень доктора в области права в университете города Болоньи — одном из крупнейших научных центров того времени. В 20 лет он написал комедию «Филодокс», затем увлекся естественными науками и математикой. Эрудиция и талант Альберти позволяют поставить его в один ряд с такими выдающимися личностями, как Леонардо да Винчи (1452–1519) и Микеланджело (1475–1564).
и в 1550 был издан стандартный итальянский выпуск Козимо Бартоли. Однако Альберти не подразумевал, что художники должны подражать природе объективно, как это, но художник должен быть особенно внимателен к красоте, «для в живописи красоты так же приятно, как это необходимо». Примерно в 50-60-е гг.
Эти сочинения стали образцами гуманистической латинской прозы XV в. Среди последних произведений Альберти – утраченный впоследствии математический трактат «О принципах составления кодов» (De componendis cifris) и диалог на вольгаре «Домострой» (De iciarchia, 1470 г. ). Имя его героя, Момуса, относится к греческому слову для вины или критики. 1404—72)—деятель раннего итал. В 1421–1428 гг. Главное предназначение человека Леон Батиста Альберти видел в творчестве. Работа не была издана до 1485.
Основной акцент он делает на контурах, построении композиции и оттенках. Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием virtu (доблесть, способность). При создании своей теории он опирался на положениягеометрии и оптики, в которых прекрасно разбирался.
1844) и «Домострой» (De iciarchia, 1470 изд. Леон Баттиста Альберти весьма много внимания уделял семейным устоям. По-иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии. Творение себя самим, физическое совершенство— становятся целью, как и духовное.
Исходная посылка гуманистической концепции Альберти – неотъемлемая принадлежность человека миру природы, которую гуманист трактует с пантеистических позиций как носительницу божественного начала. В числе их есть рисунок моста св. Джорджио Вазари, который утверждал, что исторический прогресс искусства достиг своего пика в Микеланджело, подчеркнул академические успехи Альберти, не его артистические таланты: «Он провел свое время, находя о мире и изучая пропорции предметов старины но прежде всего, после его естественного гения, он сконцентрировался на написании, а не на прикладной работе».
Родился в семье знатного флорентийского изгнанника. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой».
По теории Альберти вся ответственность за нравственное совершенствование, независимо от значения (общественное или личное) возлагается только лишь на самих людей.
Леонардо, который иронически назвал себя «необразованным человеком» (omo чувства lettere), следовал за Альберти в представлении, что живопись – наука. Красота была для Альберти «гармонией всех частей относительно друг друга» и впоследствии «это согласие понято в особом числе, пропорции и договоренности, потребованной гармонией».
В эти же годы он разрабатывал свою художественную теорию в трактатах «О зодчестве», «О живописи», «О ваянии». Работы А. и особенно построенные по его проектам церковь Сан-Франческо в Римини (1447—68, переделана из готического храма), церкви Сан-Себастьяно (1460) и Сант-Андреа (1472—94) в Мантуе, явились важным шагом в освоении античного наследия архитектурой Раннего Возрождения. Альберти уменьшил ширину ветвей креста по отношению к средокрестию.
Художники и скульпторы борются «через различными навыками, в той же самой цели, а именно, это почти, работа, которую они предприняли, должно казаться наблюдателю подобна реальным объектам природы». Среди его друзей были крупнейшие гуманисты и художники (Брунеллески, Донателло и Лука делла Роббиа), ученые (Тосканелли), сильные мира сего (папа Николай V, Пьеро и Лоренцо Медичи, Джованни Франческо и Лодовико Гонзага, Сиджизмондо Малатеста, Лионелло дЭсте, Федериго де Монтефельтро). Наиболее значительное из литературных сочинений Альберти – имеющий практическую направленность трактат «О семье» («Della famiglia», кн.
Он наглядно излагает их на примере пирамиды. 1470 – этический диалог Домострой (Deiciarchus).
В этом же здании было соблюдено и другое теоретическое положение о том, что арки не должны опираться на колонны, поскольку это противоречит смыслу архитектурных конструкций античного ордера (Л. Б. Сочинил ряд литературных произведений, в том числе комедию Филодоксий (Philodoxius). Albert. Многократные поездки по городам Северной Италии также немало способствовали пробуждению у него живого интереса к разнообразной художественной деятельности.
Особенно высоко Альберти ценил труд архитектора – устроителя жизни людей, творца разумных и прекрасных условий их существования. В На Живописи, Альберт использует выражение «Мы Художники», но как художник или скульптор, он был дилетантом.
В организацию пространства церкви Сант-Андреа в Мантуе (1470) ввёл мотивы триумфальной арки, а также кессонированных сводов наподобие римской базилики Максенция. Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием virtu (доблесть, способность). По-видимому, тогда же к работам был привлечен Альберти.
Отсюда разнообразие композиционных приемов и форм даже в зданиях культового назначения. Наиболее серьезной переделке подверглась верхняя часть фасада.
В Риме у Альберти было много времени, чтобы изучить его древние места, руины и объекты. Сочинения «Десять книг о зодчестве» (De re aedificatoria) (1452) и трактат «О статуе» (1464) были первыми трудами по теории итальянского искусства. и римских источников, опыта совр.
Основной его ячейкой является семья – главный институт воспитания и хозяйственной деятельности в ее рамках гармонизируются частные и общественные интересы (О семье, Домострой). Этот сатирически-аллегорический цикл является ярким образцом латинской гуманистической прозы периода Раннего Возрождения.
Палаццо Ручеллаи очень отличается от всех зданий города. Во дворце Ручеллаи во Флоренции (1446—1451, построен Б. по планам А. ) фасад впервые расчленён тремя ярусами пилястр разных ордеров и пилястры вместе с обработанной рустом стеной воспринимаются как конструктивная основа здания.
Провел несколько лет во Франции в должности секретаря нунция (папского посла) кардинала Альбергати, посещал Германию и Нидерланды. Альберти вернулся к этой проблеме при реконструкции фасада средневековой церкви Санта Мария Новелла во Флоренции. Дизайн также включает глазное окно, которое уже было в месте. Сопровождал папский двор в Болонью (апрель 1437), Феррару (январь 1438), Флоренцию (январь 1439) к этому времени относятся его юридические сочинения О праве и Понтифик и этический диалог О спокойствии души (Della tranquillitб dellanimo). 1472 г. купол относится к 1763 г. ) в Риме Альберти приписывают без достаточных оснований палаццо Венеция и фасад церкви Сан Марко, а также участие в составлении проектов перестройки Рима при папе Николае V. Палаццо Ручеллаи во Флоренции — одно из первых архитектурных произведений Альберти, представляет собой следующий шаг в развитии типа дворца, все более отличавшегося (особенно в своем облике) от средневекового городского жилища и все более приближающегося к жизненному укладу и вкусам разбогатевшей флорентийской буржуазии.
Дворцы высшего слоя общества, таким образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. Развивая античные идеи «свободных искусств» («Artes liberalis»), Альберти переводит искусство из разряда чистого ремесла в область науки.
Это показывает на опыте, насколько писания, в числе прочего, могущественны и живучи для приобретения славы и имени ибо книги легко распространяются и повсюду снискивают себе доверие, только бы они были правдивы и лишены всякой лжи. Дворцы высшего слоя общества, таки образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. Основной социальной ячейкой Альберти считал семью.
«И Альберти был Леонардо Да Винчи как финишер новичку как владелец дилетанту. Живопись охарактеризована Альберти как «проекция линий и цвета на поверхность». Только гармоничное сочетание всех факторов ведет к совершенству произведения.
Дизайн, который радикально преобразовал центр города, включал дворец для Папы Римского, церкви, ратуши и здания для епископов, которые будут сопровождать Папу Римского в его поездках. В 1443 кардинал Просперо Колонна поручил ему поднять со дна моря затонувший корабль. Увлекался древними языками, то есть латынью и древнегреческим. Человек исключительной образованности, подлинный «uomo universale», Альберти занимался самыми разными областями науки и искусства, обнаруживая широчайшую эрудицию и блестящие способности.
Вслед за Филиппо Брунеллески развивал античные мотивы в архитектуре. Альберти создал во многом оригинальную (восходящую к Платону, Аристотелю, Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии. Человек познает законы природы благодаря разуму. Как и Брунеллеско, Альберти был великим новатором в зодчестве. На фасаде дана как бы его «идеальная схема», показывающая отношения между ордерным каркасом и заполняющей его, но также «работающей» стеной (рис.
Все это существенно изменяло традиционную крестово-купольную систему византийских храмов. Он был гуманистом и частью быстро расширяющегося окружения интеллектуалов и ремесленников, поддержанных судами принцев и лордов времени. Для идеального города Альберти характерно, однако, равное благоустройство всех его частей для жизни людей разного социального статуса и доступность всем его обитателям прекрасных общественных зданий — школ, терм, театров. ему иск-ва, высказал ряд оригинальных идей, касающихся худож.
Добродетельный человек должен всегда руководствоваться принципом меры он не поступает вопреки природе и не пытается ее изменить (высшее бесчестие). Для достижения подобных результатов он советует художникам изучать природу Изображая человеческие фигуры, художнику необходимо помнить о пропорциях и соразмерности отдельных частей тела, которые должны соответствовать по величине, характеру и цвету ибо «если на картине голова будет слишком большой, грудь слишком маленькой, рука чересчур широкой, нога слишком пухлой, а корпус чересчур одутловатым, то общее впечатление будет однозначно ужасным». В архитектурной деятельности А. тяготел к смелым экспериментальным решениям. Он дал правильное методическое направление обучению рисунку. художниками. Несмотря на то что постройки, созданные во Флоренции по проектам Альберти, по своему стилю тесно примыкали к традициям флорентийской архитектуры, они оказали лишь косвенное влияние на ее развитие во второй половине XV века.
Идеальный человек – это homo faber, «человек деятельный». Биография Леон Батиста Альберти родился в знатной флорентийской семье, которая по воле судьбы оказалась в изгнании в Генуе. Поиски нового оказались особенно плодотворными в тех сферах деятельности Альберти, где теория непосредственно связывалась с практикой: прежде всего в архитектуре, затем в эстетике, этике, педагогике. Говорят, что он же сделал проект дома и сада для тех же Ручеллаи на улице делла Скала. «Очень немного картин его, который является существующим, совсем не прекрасны, но это не удивительно, так как он посвятил себя больше его исследованиям, чем к черчению». «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке.
Эти сочинения прославили его имя далеко за пределами Италии. Под этой перспективой виллу Medici во Фьезоле можно было вот таким образом считать «музой» для многочисленных других зданий, не только во Флорентийской области, которые от конца 15-го века вперед находят вдохновение и творческие инновации здесь. Вслед за Альберти сходные положения выскажет Леонардо да Винчи в заметках, посвященных проблеме человека, а полтора века спустя, на исходе культуры Возрождения им даст художественное воплощение Шекспир в трагедии «Гамлет». Получил гуманитарное образование в Падуе, а в Болонье обучался праву. Л. Б. 4, 1441 опубликован в 1844) и собрание басен и аллегорий «Застольные беседы» («Intercoenales», до 1438, опубликован в 1890, 1960, 1964).
Романтрактат «Мом» (до 1450, опубликован в 1520) – едкая сатира на правителя в стиле Лукиана. (Народный итальянский язык – Прим. Возрождения, архитектор, теоретик иск-ва, литератор.
1-10, 1452, опубликован в 1485 на латинском языке русский перевод – «Десять книг о зодчестве», 1935 – 1937) стали первыми со времён античности трудами по теории искусства. Учился у известных гуманистов Гаспарино да Барцицца и Франческо Филельфо, затем в Болонском университете (1421—28), по окончании которого стал доктором канонического и гражданского права.
Первые работы Альберти относятся к 20-м годам: это литературные произведения: комедии «Филодокс» (Philodoxeos fabula, 1425 г. ), «Деифира» (Deifira, 1428 г. ) и некоторые другие. Трактат «О зодчестве» (закончен в начале 50-х годов) был напечатан в 1485 г. и многократно переиздавался в XVI в. в латинском варианте и переводах на новые языки. Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия. Этот принцип соблюден и при определении размеров главного карниза высота его до выносной плиты, включая поддерживающую часть с модульонами, пропорциональна размерам ордера верхнего яруса, а выносная плита соразмерна высоте всего здания (здесь так же, как и в Колизее, при довольно большом выносе карнизной плиты применена система конструктивных модульонов, заделанных в стену и подпирающих плиту). Вторая важнейшая постройка Альберти во Флоренции также была связана с заказом Ручеллаи. Однако в последних его сочинениях (Застольные беседы и особенно Мом или о государе) появляется мотив человека как игрушки судьбы, как неразумного существа, которое не в силах удерживать свои страсти под контролем разума.
По иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии. В этике Альберти центральное место занимает проблема противоборства человека и Фортуны. Среди его друзей были крупнейшие гуманисты и художники (Брунеллески, Донателло и Лука делла Роббиа), ученые (Тосканелли), сильные мира сего (папа Николай V, Пьеро и Лоренцо Медичи, Джованни Франческо и Лодовико Гонзага, Сиджизмондо Малатеста, Лионелло д, Эсте, Федериго де Монтефельтро). Многие свои сочинения Альберти писал на вольгаре, что немало способствовало широкому распространению его идей в итальянском обществе, включая среду художников. Это отчетливо видно в диалогах, написанных на вольгаре «Домострой» и «О семье». Della pittura (также известный на латыни как Де Пиктюра) положился в ее научном содержании на классическую оптику в определении перспективы как геометрический инструмент артистического и архитектурного представления.
В учении Альберти получил наиболее цельное выражение идеал гармонической личности.
И хотя его постройки там создавались одновременно с флорентийскими, они характеризуют более значительный, более зрелый и более классический этап в его творчестве. Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека. По окончании университета в 1428 несколько лет провел во Франции в качестве секретаря апостолического нунция (посла) кардинала Н. Альбергати побывал в Нидерландах и Германии.
Если в Болонье интересы молодого Альберти были связаны, кроме права, с литературой, философией и т. п., то в Риме, не оставляя гуманитарных дисциплин, особенно этики и педагогики, писательского творчества, он занялся изучением картографии, теории живописи и архитектуры, математики. В то же время была начата работа над трактатом «О семье» (Della famiglia), законченное в 1441 г. Во время путешествий по Италии вместе с папским двором (1437-1443) Леоном Баттистой были созданы юридические сочинения «О праве», «Понтифекс» и этические диалоги «О спокойствии души». В то же время, будучи вдумчивым аналитиком жизненной практики и психологии людей, он видел «царство человека» во всей сложности его противоречий: отказываясь руководствоваться разумом и знаниями, люди подчас становятся разрушителями, а не созидателями гармонии в земном мире.
Он считает, что добродетельный человек, вооруженный разумом, способен одолеть судьбу. Он считал ее основной ячейкой всего режима общественных порядков. «Искусство жить постигается в деяниях», — подчёркивал Альберти.
Исполнителем проектов и моделей Леон-Баттисты был флорентинец Сильвестро Фанчелли, рассудительный зодчий и ваятель, построивший по воле Леон-Баттисты с удивительным умом и старанием все те произведения, сооружением которых Баттиста руководил во Флоренции а для мантуанских построек – некий флорентине Лука, который с тех пор обосновался в этом городе и в нем умер, оставив, по свидетельству Филарете, свое имя семье деи Луки, живущей там и поныне. 1-3, 1433-37, кн. По видимому, тогда же к работам был привлечен Альберти. Общественные здания, театры, школы и др., должны быть доступны всем.
1041), который был установлен францисканскими оптическими семинарами 13-го века традиции Perspectivae ученых, такие как Роджер Бэкон, Джон Пекхэм и Витело (подобные влияния также прослеживаемы в третьем комментарии Лоренцо Гиберти, Commentario Терцо). В 1432 вернулся в Италию и получил должность абревиатора (секретаря) римской курии. В этом отношении истинным наследником и продолжателем Альберти стал Браманте. Был бы только, что работа Вазари была здесь добавлена описанием как этот Альберти.
Выступил как архитектор-практик. В первом трактате (О живописи) Альберти излагает принципы построения перспективы, не утратившие своей актуальности и по сей день. В связи с этим семья по Альберти рассматривается как база хозяйственной деятельности. Как первый теоретик итальянского искусства Возрождения известен сочинением «Десять книг о зодчестве» (1452) и небольшим латинским трактатом «О статуе» (1464). Вся городская площадь разделена на отдельные зоны. Такое методическое требование было новаторским шагом.
тех, которые требуют мужества и честности и приносят пользу многим. Ключевым вопросом этической концепции Альберти является вопрос о судьбе (Фортуне) и пределах ее власти над человеком.
Пиенцу считают ранним примером ренессансного городского планирования. В них Альберти, опираясь на авторитет древних авторов (прежде всего на Витрувия), обосновал новый статус художника-учёного, а также сформулировал такие основы художественной практики Возрождения, как центральная перспектива и ордерная система. Во Флоренции при перестройке Палаццо Ручеллаи по проекту Альберти (около 1453) фасад украшен ордерным декором, восходящим к Колизею античный ордер использован на фасаде церкви Санта-Мария Новелла (1456-70) и в декорации капеллы Ручеллаи (в церкви Сан-Панкрацио, 1467). Многогранная деятельность Леона Баттиста Альберти (1404-1472) –яркий пример универсальности интересов человека эпохи Возрождения.
Выдвинутый им идеал гармонической личности оказал воздействие как на развитие гуманистической этики, так и на ренессансное искусство, в том числе в жанре портрета. Среди первых литературных опытов Альберти – латинския комедия «Филодокс» (1424, опубликована в 1500), образец стилизации античного жанра в духе филологического гуманизма. Мысли Альберти на гармонии не были новыми — они могли быть прослежены до Пифагора — но он установил их в новом контексте, которые согласуются хорошо с современной эстетической беседой. 1848) идеи гражданственности, столь характерные для гуманизма предшествующего поколения, отступают и совсем сходят на нет перед всем, что объемлет собой понятие «интересы семьи».
Ниже этого сада сводчатая конюшня, у которой были киоски для 100 лошадей. Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия. Альберти, Десять книг о зодчестве, М., Том II, «Издательство Всесоюзной академии архитектуры», 1937 г. с. 48.
Само общество Альберти мыслит как гармоническое единство всех его слоев, которому должна способствовать деятельность правителей. Леон Баттиста Альберти (14 февраля 1404 – 25 апреля 1472) был итальянским гуманным автором, художником, архитектором, поэтом, священником, лингвистом, философом и шифровальщиком он воплотил Человека эпохи Возрождения. В палаццо Ручеллаи благодаря применению ордерной системы значительно смягчен резкий контраст между суровым фасадом и более нарядной архитектурой внутреннего двора, присущий более ранним дворцам. Работа была первым архитектурным трактатом Ренессанса. Тирану Римини, знаменитому Сиджизмондо Малатеста пришла в голову мысль сделать эту старинную церковь фамильным храмом-мавзолеем.
Это покрыло широкий диапазон предметов от истории до градостроительства и разработки к философии красоты. Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия.
Путь к благосостоянию и богатству семьи он связывал с разумным ведением хозяйства, с накопительством, основанным на принципах бережливости, рачительной заботой о делах, трудолюбием. В созидательной способности человека гуманист усматривал его главное отличие от мира животных. Таким образом, высшее общество пространственно отделено от бедных кварталов. Перестройка (1450-1461 гг. ) готической монастырской церкви была предпринята герцогом Малатеста в ознаменование его военных подвигов. Основная цель Альберти — устранение противоречий между базиликальной и центрической частями здания (Брунеллеско также стремился к этому, но в обеих его базиликах плоские перекрытия главного нефа и ветвей трансепта не дали решения задачи) — достигнуто однонефной композицией и применением крестовокупольной системы. Дворцы высшего слоя общества, таким образом, пространственно отделены от жилищ бедноты.
Составлял проекты и руководил строительством церкви Сан Франческо в Римини, хоров церкви Сантиссима Аннунциата (1451), палаццо Ручеллаи (1451–1454) и фасада церкви Санта Мария Новелла (1470) во Флоренции, церковей Сан Себастиано (1460) и Сан Андреа (1472) в Мантуе. Согласно письменных источников (Дж. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой». Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека. Окончательная цель художника состоит в том, чтобы подражать природе.
Леон Баттиста Альберти (1404–1472 гг. ) происходил из знатной флорентийской семьи. М., 1935, I, стр.
Ему приписываются два ранних образца ренессансной медальерной пластики с профильным портретом молодого Альберти (1430-е годы). «В живописи Альберти не достиг ничего ни из какой большой важности или красоты», написал Вазари. Все это придает образу, созданному Альберти, черты величия. В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. Интересы и познания этого «универсального» ученого были разносторонними и глубокими.
Первая такая попытка была связана с перестройкой церкви Сан-Франческо в Римини. творчества. Он отметил, что «забота об очень маленьких детях – женская работа для медсестер или матери» и которому в самых ранних детях возраста нужно преподавать алфавит.
Он создал во многом оригинальную, хотя и опиравшуюся на многих древних авторов (Платон, Аристотель, Ксенофонт, Теофраст, Цицерон, Катон, Сенека), гуманистическую концепцию человека, основывающуюся на идее гармонии. его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной.
Это жилье вершины, уполномоченное Джованни де39 Медичи, Козимо il второй сын Векчио, с его видом на город, может быть самым первым примером ренессансной виллы: то есть это следует за критериями Albertian предоставления страны, живущей «вилла под-Урбана». В философских эссе А. «Автопортрет универсального человека», «О доблести и славе» и др. Первая такая попытка была связана с перестройкой церкви Сан Франческо в Римини. Он выступает за светское воспитание, большую роль в котором он отводит семье.
Многие идеи Альберти получили дальнейшее развитие в творчестве Леонардо да Винчи. Альберти стоял в центре культурной жизни Италии. Однако книга была написана «не только для мастеров, но также и для любого заинтересованного благородными искусствами», как Альберти выразился. По возвращении в Италию в 1432 г. получил место аббревиатора (своего рода секретаря) в папской канцелярии, которое и занимал до 1462 г. Покинув службу, Альберти вплоть до момента своей кончины в 1472 г. проживал в Риме.
Там были созданы диалоги «Теодженио» и искусствоведческий трактат, посвященный скульптору Брунеллески – «Три книги о живописи». Человек, включенный в мировой порядок, оказывается во власти его законов – гармонии и совершенства. Способности человека. Нечестные методы обогащения Альберти считал недопустимыми (отчасти расходясь в этом с купеческой практикой и менталитетом) ибо они лишают семью доброй репутации.
Этические учения XIV-XV веков, М., «Высшая школа», 1977 г., с. 153. Альберти был одаренным во многих направлениях. Работа над фасадом церкви, начавшаяся в XIV веке, не была завершена.
Первая такая попытка была связана с перестройкой церкви Сан-Франческо в Римини. Перестраивая фасад церкви Санта-Мария Новелла (1456—70), А. использовал в облицовке традиции и впервые применил волюты для соединения средней части фасада с более низкими боковыми.
Тогда же Гонзага поручил Альберти составить проект церкви Сан Себастьяно. К последним его произведениям относятся математический трактат «Трактат о шифрах» (1466) и диалог на вольгаре (народной латыни) «Домострой» (1470). Люди включены в мировую систему и соответственно попадают во власть ее законов, совершенства и гармонии. Альберти создал во многом оригинальную (восходящую к Платону, Аристотелю, Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии.
В своих действиях он руководствуется принципами меры. Он считает, что добродетельный человек, вооруженный разумом, способен одолеть судьбу. Его подробные наблюдения, включенные в его Де Р Адификаторя (1452, На Искусстве Строительства), были скопированы после архитектуры Де римским архитектором и инженером Витрувиусом (fl.
В то же время, будучи вдумчивым аналитиком жизненной практики и психологии людей, он видел «царство человека» во всей сложности его противоречий: отказываясь руководствоваться разумом и знаниями, люди подчас становятся разрушителями, а не созидателями гармонии в земном мире. В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. Над трудом "О зодчестве" (основанном на произведении Витрувия) Альберти работал до конца жизни изданный посмертно в 1485 г., он стал первой печатной книгой об архитектуре. В то же время не оставлял и своих литературных занятий: в конце 1440-х изпод его пера вышли этико-политическая сатира-аллегория Мом или о государе (Momus o de principe), в 1450–1460-х – обширный сатирический цикл Застольные беседы (Intercoenales), ок. Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека.
Этим многосторонним, но в то же время гармоническим умом был Леон Баттиста Альберти".
Леон Баттиста принадлежал к влиятельной купеческой фамилии Альберти изгнанной из Флоренции политическими противниками. Математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика, теория архитектуры, живописи и ваяния – таков круг его творческих интересов, включавший также литературу и архитектурную практику.