Леон Баттиста Альберти (итал. Leon Battista Alberti 18 февраля3 1404 (1404), Генуя— 25 апреля4 1472, Рим)— итальянский учёный, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения. Леон Баттиста Альберти (итал. Разнообразие его интересов настолько поражало современников, что один из них записал на полях альбертиевской рукописи: «Скажи мне, чего не знал этот человек. », а Полициано, упоминая Леона Альберти, предпочитал «молчать, нежели сказать о нем слишком мало». Нравственное учение Леона Батиста Альберти исполнено веры в способность людей к рассудительному устройству жизни, семьи, всего общества и государства в целом.
Переводы на русский язык: Альберти Леон Баттиста. Многие постройки Леона Баттиста Альберти в дальнейшем стали примером для других зодчих, а так же постройками, которые диктовали определенные каноны в архитектуре. Нынешний фасад появился в результате переделки инициированной Альберти Леоном Баттиста.
Леон Баттиста Альберти (итал. Leone Battista Alberti 18 февраля1 1404 (1404), Генуя— 25 апреля2 1472, Рим)— итальянский учёный, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения. Т. 1–2 Альберти Леон Баттиста. Леон Баттиста Альберти (итал. Leone Battista Alberti 18 февраля 1404, Генуя— 20 апреля 1472, Рим)— итальянский ученый, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения. В 20-е годы Леон Баттиста Альберти написал свои первые работы, в 1425 комедию «Филодокс» а в 1428 «Деифира». Ровно 610 лет назад родился итальянский философ (а также писатель, гуманист и в целом — учёный) Леон Баттиста Альберти, ставший, по сути дела, виднейшим теоретиком эпохи Возрождения.
Леон Баттиста Альберти появился на свет в Генуе 18 февраля 1404 года. Леон Баттиста Альберти родился 18 февраля 1404 года в Генуе. Проекты, которые Леон Альберти осуществлял в Италии, отличались от ранних работ. Его отец – Леонардо Альберти, внебрачным сыном которого был Леон, принадлежал к одной из влиятельных купеческих фамилий Флоренции изгнанной из родного города политическими противниками. Леон Баттиста Альберти (итал. Leon Battista Alberti 18 февраля 1404 (1404), Генуя— 25 апреля 1472, Рим)— итальянский учёный, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения.
Уже в двадцать четыре года Леон Баттист Альберти получил звание доктора кононического права. Альберти, Леон Баттиста (Alberti, Leon Battista) – (1404 – 1472 г. г. ) – итальянский ученый, теоретик искусства, литератор, архитектор эпохи Раннего Возрождения. Леон Баттиста Альберти — один из наиболее одаренных людей своего времени — архитектор, живописец, поэт, музыкант, теоретик искусства и ученый. Леон Альберти относился к тому типу людей, которые доводят начатое до конца, а работу, за которую берутся, делают очень качественно.
Альберти Леон Баттиста – теоретик искусства отказался от средневекового видения мира искренне восхищался античной классикой. Леон Баттиста Альберти (итал. Leone Battista Alberti 18 февраля 1404, Генуя— 25 апреля 1472, Рим)— итальянский учёный, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения. Умер Леон Баттиста Альберти 25 апреля 1472 года в Риме. Разнообразие его интересов настолько поражало современников, что один из них записал на полях альбертиевской рукописи: «Скажи мне, чего не знал этот человек. », а Полициано, упоминая Леона Альберти, предпочитал «молчать, нежели сказать о нем слишком мало».
Леон Баттиста Альберти (1404 — 1472 гг. ) заслужил его многими своими свершениями, в первую очередь своим дарованием зодчего и неумирающими трудами по теории архитектуры и искусства.
Несмотря на то что постройки, созданные во Флоренции по проектам Альберти, по своему стилю тесно примыкали к традициям флорентийской архитектуры, они оказали лишь косвенное влияние на ее развитие во второй половине XV века. Составлял проекты и руководил строительством церкви Сан Франческо в Римини, хоров церкви Сантиссима Аннунциата (1451), палаццо Ручеллаи (1451-1454) и фасада церкви Санта Мария Новелла (1470) во Флоренции, церквей Сан Себастиано (1460) и Сан Андреа (1472) в Мантуе. Эрудиция и талант Альберти позволяют поставить его в один ряд с такими выдающимися личностями, как Леонардо да Винчи (1452–1519) и Микеланджело (1475–1564). Он дал правильное методическое направление обучению рисунку.
Родился в семье знатного флорентийского изгнанника. Хотя надо сказать, что есть и нелицеприятные высказывания о человеке у того же Альберти. Leon Battista) (14 февраля 1404, Генуя — 25 апреля 1472, Рим) — итальянский философ, архитектор, художник, теоретик искусства.
Среди первых литературных опытов Альберти – латинския комедия «Филодокс» (1424, опубликована в 1500), образец стилизации античного жанра в духе филологического гуманизма. В На Живописи, Альберт использует выражение «Мы Художники», но как художник или скульптор, он был дилетантом. Добродетельный человек должен всегда руководствоваться принципом меры он не поступает вопреки природе и не пытается ее изменить (высшее бесчестие). Только от свободной воли человека зависит выбор между добром и злом.
Самая известная особенность этой типично имеющей боковые крылья церкви – способ, которым Альберти решил проблему визуального соединения разных уровней центрального нефа и намного более низких проходов стороны. Перестройка (1450-1461 гг. ) готической монастырской церкви была предпринята герцогом Малатеста в ознаменование его военных подвигов. Однако в последних его сочинениях (Застольные беседы и особенно Мом или о государе) появляется мотив человека как игрушки судьбы, как неразумного существа, которое не в силах удерживать свои страсти под контролем разума.
В Риме у Альберти было много времени, чтобы изучить его древние места, руины и объекты. Основной социальной ячейкой Альберти считал семью. Разносторонне одарённый и образованный, он внёс крупный вклад в теорию искусства и зодчества, в литературу и архитектуру, увлекался проблемами этики и педагогики, занимался математикой и картографией.
Основное место жительства, Палаццо Piccolomini, находится на западной стороне. Он полагал, что этим семья лишает себя хорошей репутации. Тогда же Гонзага поручил Альберти составить проект церкви Сан Себастьяно. 1844) и «Домострой» (De iciarchia, 1470 изд. Позже составил трактат О принципах состовления кодов (De componendis cifris) – первый научный труд по криптографии.
Трактаты Альберти «О живописи», «О скульптуре», написанные в 1434–1435 на латыни и позднее вышедшие в итальянском переводе, представляют собой первую научно обоснованную теорию искусства эпохи Возрождения. В трактатах «О семье» (Delia famiglia, 1432–1441 изд. Среди его друзей были крупнейшие гуманисты и художники (Брунеллески, Донателло и Лука делла Роббиа), ученые (Тосканелли), сильные мира сего (папа Николай V, Пьеро и Лоренцо Медичи, Джованни Франческо и Лодовико Гонзага, Сиджизмондо Малатеста, Лионелло д, Эсте, Федериго де Монтефельтро). 252).
Викентьева). Внутри она имеет шесть прекраснейших капелл из коих одна, посвященная св. Он создал диалоги «Теодженио» и «О спокойствии души», где мудро рассуждает о жизни. Он там про умеренность, помните, говорил, в первой цитате. Этот принцип соблюден и при определении размеров главного карниза высота его до выносной плиты, включая поддерживающую часть с модульонами, пропорциональна размерам ордера верхнего яруса, а выносная плита соразмерна высоте всего здания (здесь так же, как и в Колизее, при довольно большом выносе карнизной плиты применена система конструктивных модульонов, заделанных в стену и подпирающих плиту). Альберти. Написал в середине 1440-х Математические забавы (Ludi mathematici), в который затронул ряд проблем физики, геометрии и астрономии, а в начале 1450-х свою главную работу Десять книг о зодчестве (De re aedificatoria libri decem), где обобщил античный и современный опыт и сформулировал целостную ренессансную концепцию архитектуры (напечатана в 1485) получил прозвище «современного Витрувия».
Итак, приступили к работе и она была закончена в 1477 году к великому удовлетворению всего города, которому нравилось все произведение в целом, особенно же портал, свидетельствующий о немалых трудах, потраченных на него Леон-Баттистой. Она дала ему талант, способность к обучению, разум— свойства божественные, благодаря которым он может исследовать, различать и познавать, чего должно избегать и чему следовать для того, чтобы сохранить самого себя. 46–30 до н. э). Параллельно Альберти была начата работа над трактатом «Della famigliа» («О семье»).
Он считает, что добродетельный человек, вооруженный разумом, способен одолеть судьбу. Дворцы высшего слоя общества, таким образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. Альберти известен и как автор фундаментальной архитектурной теории, которая обладает исключительным сходством с аналогичной теорией римского архитектора Витрувия ( век до н. э. ).
У Альберти, как член благородной семьи и как часть римской курии, был особый статус. Трактаты «О живописи» («Della pittura», кн. Работа не была напечатана до 1843. Человек мудр и обладает чувством собственного достоинства. Леон Баттиста Альберти был незаконнорожденным, но признанным ребенком одного из богатейших и высокопоставленных вельмож Флоренции.
В связи с этим семья по Альберти рассматривается как база хозяйственной деятельности. На фасаде дана как бы его «идеальная схема», показывающая отношения между ордерным каркасом и заполняющей его, но также «работающей» стеной (рис. 1568) и особенно «Десятью книгами о зодчестве» (De re aedificatoria libri X, 1436—43 изд. По-иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии.
Если для Византии античность – это Греция, то, конечно, для итальянцев — Рим. Это такие постройки, как, например, церковь Сан Франческо в Римини. Главное предназначение человека Леон Батиста Альберти видел в творчестве. 1472 г. купол относится к 1763 г. ) в Риме Альберти приписывают без достаточных оснований палаццо Венеция и фасад церкви Сан Марко, а также участие в составлении проектов перестройки Рима при папе Николае V. Палаццо Ручеллаи во Флоренции — одно из первых архитектурных произведений Альберти, представляет собой следующий шаг в развитии типа дворца, все более отличавшегося (особенно в своем облике) от средневекового городского жилища и все более приближающегося к жизненному укладу и вкусам разбогатевшей флорентийской буржуазии. В учении Альберти получил наиболее цельное выражение идеал гармонической личности.
Вслед за Альберти сходные положения выскажет Леонардо да Винчи в заметках, посвященных проблеме человека, а полтора века спустя, на исходе культуры Возрождения им даст художественное воплощение Шекспир в трагедии «Гамлет». «Искусство жить постигается в деяниях», — подчёркивал Альберти. Джорджио Вазари, который утверждал, что исторический прогресс искусства достиг своего пика в Микеланджело, подчеркнул академические успехи Альберти, не его артистические таланты: «Он провел свое время, находя о мире и изучая пропорции предметов старины но прежде всего, после его естественного гения, он сконцентрировался на написании, а не на прикладной работе». Он писал трактат «О семье», даже юридические трактаты писал. Его личное человеческое величие было поистине титаническим. «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке.
И основной мотив его этики – противоборство человека и Фортуны. По возвращении в Италию в 1432 г. получил место аббревиатора (своего рода секретаря) в папской канцелярии, которое и занимал до 1462 г. Покинув службу, Альберти вплоть до момента своей кончины в 1472 г. проживал в Риме. И в то же время он не чуждался брадобрея Буркьелло, с которым обменивался сонетами, охотно засиживался до позднего вечера в мастерских кузнецов, архитекторов, судостроителей, сапожников, чтобы выведать у них тайны их искусства. 1848) идеи гражданственности, столь характерные для гуманизма предшествующего поколения, отступают и совсем сходят на нет перед всем, что объемлет собой понятие «интересы семьи».
Интерес к гражданской и этической тематике отразили трактаты «Первосвященник» («Pontifex», 1437, опубликован в 1890), «Теодженио» (около 1440, опубликован в конце 15 века). По меньшей мере еще дважды, в 1463 и 1470 годах, Альберти приезжал в Мантую, чтобы следить за ходом работ, вел переписку по этому поводу с маркизом и Фанчелли. Альберти стоял в центре культурной жизни Италии. Основной его ячейкой является семья – главный институт воспитания и хозяйственной деятельности в ее рамках гармонизируются частные и общественные интересы (О семье, Домострой).
Этим многосторонним, но в то же время гармоническим умом был Леон Баттиста Альберти". Для достижения подобных результатов он советует художникам изучать природу Изображая человеческие фигуры, художнику необходимо помнить о пропорциях и соразмерности отдельных частей тела, которые должны соответствовать по величине, характеру и цвету ибо «если на картине голова будет слишком большой, грудь слишком маленькой, рука чересчур широкой, нога слишком пухлой, а корпус чересчур одутловатым, то общее впечатление будет однозначно ужасным». Разнообразие его интересов настолько поражало его современников, что один из них записал на полях альбертиевской рукописи: "Скажи мне, чего не знал этот человек. Низкий купол во всю ширину здания должен был завершить этот монументальный объем тяжелой полусферой (не осуществлен).
Труд у таких людей шел об руну с вдохновением и творческими стремлениями. В теоретических трактатах (О статуе, 1435, О живописи, 1435-36, – оба на итальянском языке О зодчестве, опубликован в 1485, на латинском языке) обобщил опыт современного ему искусства, обогатив его достижениями гуманистической науки.
Альберти был одаренным во многих направлениях. В ряде трактатов обобщил опыт искусства своего времени, обогащённый достижениями науки. ему иск-ва, высказал ряд оригинальных идей, касающихся худож. Гармония—принцип не только его теории архитектуры, но и концепции человека. И в Della pittura и в De статуе, Альберти подчеркнул, что «все шаги изучения должны быть разысканы от природы». Как и Брунеллеско, Альберти был великим новатором в зодчестве.
В нем он также затрагивает вопросы градостроительства. Он ведет наблюдения за влажностью воздуха отчего рождается гигрометр.
и римских источников, опыта совр. В круг его интересов входили словесность, математика, картография, философия, этика изобразительное искусство и музыка. 1485) вместе с тем он известен и в качестве зодчего-практика, медальера, ваятеля, живописца, музыканта. Созвучие между человеком и природой определяет способность первого к познаванию мира, к здравому, направленному к добру бытию. Альберти создал во многом оригинальную (восходящую к Платону, Аристотелю, Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии. Идеальный человек – это homo faber, «человек деятельный».
Альберти изготовил модель храма, по которой велось строительство она изображена на медали, выполненной строителем церкви медальером Маттео да Пасти в 1469 г. Стены здания выложены из кирпича и облицованы квадрами известняка. Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия. При этом немало внимания уделялось математике, механике, графологии и криптологии.
Был бы только, что работа Вазари была здесь добавлена описанием как этот Альберти. И есть прогрессивные эпохи, когда воля и энергия человека расцветают. Он дал человеку крепость, стойкость, твердость, силу, презрение к ничтожным мелочам. В 1432 вернулся в Италию и получил должность абревиатора (секретаря) римской курии.
творчества. Такого конструктивного и декоративного решения внутреннего пространства церкви еще не знала архитектура итальянского Возрождения. Будучи высланным из небес, Момус, бог осмеяния, в конечном счете кастрируется. его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной. Получил гуманистическое образование в Падуе и Болонье.
1450). Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием virtu (доблесть, способность). Гуманизм был для Альберти не только теорией, обосновывавшей изучение природы и вещного мира, не только основой эстетики, но и учением о том, каким надо быть в общении с другими.
Творчество Альберти Многогранность интересов Альберти – классический пример универсальности и широты взглядов гуманистов эпохи Возрождения. В числе их есть рисунок моста св. Окончательная цель художника состоит в том, чтобы подражать природе.
Работа не была издана до 1485. «Он делился всем, что имел, знал или мог, — пишет его первый биограф. Этот сатирически-аллегорический цикл является ярким образцом латинской гуманистической прозы периода Раннего Возрождения. Наиболее серьезной переделке подверглась верхняя часть фасада.
Альберти объединил все потенциальные понятия человека с таким понятием как virtu (способность, доблесть). Или, например: «Искусство жить постигается в деяниях». По видимому, тогда же к работам был привлечен Альберти.
Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека. А. Б. Альберти резко осуждает эпикурейскую идею о неделании как этической ценности. В 1443 кардинал Просперо Колонна поручил ему поднять со дна моря затонувший корабль.
Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой». Родился в семье знатного флорентийского изгнанника. Или: «Общий порок всякого невежества — говорить, будто то, чего ты не знаешь, не существует вовсе». В проекте церкви Сан-Себастьяно в Мантуе (1460), выполненной для Лодовико Гонзага, Альберти одним из первых архитекторов Возрождения использовал план в форме греческого (равноконечного) креста, а также задумал торжественную входную лестницу по образцу древнеримских периптеров. В этом же здании было соблюдено и другое теоретическое положение о том, что арки не должны опираться на колонны, поскольку это противоречит смыслу архитектурных конструкций античного ордера (Л. Б. После римского восстания.
В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков.
Нечестные методы обогащения Альберти считал недопустимыми (отчасти расходясь в этом с купеческой практикой и менталитетом) ибо они лишают семью доброй репутации. Даже вплотную занявшись архитектурой, он ограничивался лишь работой над чертежами и изготовлением моделей, оставляя право воплощать свои замыслы другим. Однако в последних его сочинениях (Застольные беседы и особенно Мом или о государе) появляется мотив человека как игрушки судьбы, как неразумного существа, которое не в силах удерживать свои страсти под контролем разума. Или: «Кто умеет использовать время, тот будет господином всего, что пожелает». Ключевым вопросом этической концепции Альберти является вопрос о судьбе (Фортуны) и пределах ее власти над человеком.
Значение Леона Баттиста Альберти (1404–1472) — гуманиста, поэта, теоретика искусства и архитектора для мировой культуры невозможно переоценить. Всесторонне одаренный и образованный, он увлекался проблемами педагогики и этики, занимался картографией и математикой, а так же внес огромный вклад в теорию зодчества и искусства, в архитектуру и литературу. Однако Альберти не подразумевал, что художники должны подражать природе объективно, как это, но художник должен быть особенно внимателен к красоте, «для в живописи красоты так же приятно, как это необходимо». 27).
Провел несколько лет во Франции в должности секретаря нунция (папского посла) кардинала Альбергати, посещал Германию и Нидерланды. Двор палаццо имеет прямоугольную форму с аркадой по двум сторонам. Работа была первым архитектурным трактатом Ренессанса. Вторая важнейшая постройка Альберти во Флоренции также была связана с заказом Ручеллаи. «Искусство жить постигается в деяниях», — подчёркивал Альберти. Ключевым вопросом этической концепции Альберти является вопрос о судьбе (Фортуне) и пределах ее власти над человеком. На протяжении большей части своей жизни Альберти уделял большое внимание литературе – первые из его известных произведений, комедии «Деифира» (1428) и «Филодокс» (1425), были им написаны в период обучения в Болонском университете.
Однако здесь этот прием более органичен и теснее связан с композицией всего здания. В культурном зодчестве применил волюты для соединения разновеликих частей фасада здания (церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции, 1456-70) стремясь к величию и простоте использовал в оформлении фасадов мотивы римских триумфальных арок и аркад (церкви Сан-Франческо в Римини, 1447-68 и Сант-Андреа, 1472-94, в Мантуе), что явилось важным шагом в освоении античного наследия мастерами Раннего Возрождения.
Несмотря на неудачу, Леон Альберти сумел разработать новый способ определения глубины. Учился у известных гуманистов Гаспарино да Барцицца и Франческо Филельфо, затем в Болонском университете (1421—28), по окончании которого стал доктором канонического и гражданского права. По мнению специалистов он сделал для прозаической речи не меньше, чем Данте и Петрарка для поэзии. н. Tempio Malatestiano, 1450), замышлял завершить её купольной ротондой наподобие римского Пантеона на фасаде воспроизведён мотив арки Августа (находящейся в том же городе). У него есть на латинском языке трактат «О статуе», есть математические сочинения и так далее. Сопровождал папский двор в Болонью (апрель 1437), Феррару (январь 1438), Флоренцию (январь 1439) к этому времени относятся его юридические сочинения О праве и Понтифик и этический диалог О спокойствии души (Della tranquillitб dellanimo).
В Мантуе возвел две церкви: Сан-Себастьяно (1460 г. ) и Сант-Андреа. Брагина Л. М., Итальянский гуманизм. То есть ему дано много, но с него много, как говорится и спросится. По-видимому, тогда же к работам был привлечен Альберти. Сочинил ряд литературных произведений, в том числе комедию Филодоксий (Philodoxius).
Есть эпохи, ломающие человека, подминающие и разлагающие его личность. Его знание оптики было граничит с направленной вниз давней традицией Kitab al-manazir (Оптика Де aspectibus) арабского эрудита Алхэзена (Ибн аль-Хайтам, d. c. Живопись охарактеризована Альберти как «проекция линий и цвета на поверхность». Это жилье вершины, уполномоченное Джованни де39 Медичи, Козимо il второй сын Векчио, с его видом на город, может быть самым первым примером ренессансной виллы: то есть это следует за критериями Albertian предоставления страны, живущей «вилла под-Урбана».
Гармония – принцип не только его теории архитектуры, но и концепции человека. Флоренцийский палаццо Ручеллаи, возведённый в 1446-1451 гг. Первоначально изданный на латыни, первый итальянский выпуск вышел в 1546.
Albert. Во Флоренции при перестройке Палаццо Ручеллаи по проекту Альберти (около 1453) фасад украшен ордерным декором, восходящим к Колизею античный ордер использован на фасаде церкви Санта-Мария Новелла (1456-70) и в декорации капеллы Ручеллаи (в церкви Сан-Панкрацио, 1467). Развивая античные идеи «свободных искусств» («Artes liberalis»), Альберти переводит искусство из разряда чистого ремесла в область науки. По-видимому, тогда же к работам был привлечен Альберти.
Это отчетливо видно в диалогах, написанных на вольгаре «Домострой» и «О семье». Леонардо, который иронически назвал себя «необразованным человеком» (omo чувства lettere), следовал за Альберти в представлении, что живопись – наука. Все это существенно изменяло традиционную крестово-купольную систему византийских храмов. Альберти не ограничивался гуманистическими науками – он был автором трудов по математике и механике, графологии и криптологии, ему принадлежит изобретение различных приборов и инструментов.
Аннунциаты во Флоренции, авторство знаменитого флорентийского палаццо Ручеллаи. Дворцы высшего слоя общества, таки образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. А. — автор теоретических трактатов по проблемам изобразительного искусства и архитектуры («О статуе», 1435 «О живописи», 1435—36 «О зодчестве», начат ок.
Леон Баттиста Альберти весьма много внимания уделял семейным устоям. Составлял проекты и руководил строительством церкви Сан Франческо в Римини, хоров церкви Сантиссима Аннунциата (1451), палаццо Ручеллаи (1451–1454) и фасада церкви Санта Мария Новелла (1470) во Флоренции, церковей Сан Себастиано (1460) и Сан Андреа (1472) в Мантуе. Над трудом "О зодчестве" (основанном на произведении Витрувия) Альберти работал до конца жизни изданный посмертно в 1485 г., он стал первой печатной книгой об архитектуре. Общественные здания, театры, школы и др., должны быть доступны всем. Десять книг о зодчестве. по проекту Альберти – яркий пример светской архитектуры того времени. Леон Альберти стоял в центре культурной жизни Италии.
В то же время, будучи вдумчивым аналитиком жизненной практики и психологии людей, он видел «царство человека» во всей сложности его противоречий: отказываясь руководствоваться разумом и знаниями, люди подчас становятся разрушителями, а не созидателями гармонии в земном мире. Палаццо Ручеллаи очень отличается от всех зданий города. Способности человека.
Позже составил трактат О принципах составления кодов (De componendis cifris) – первый научный труд по криптографии. «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. Три ветви креста завершены полуциркульными нишами, четвертая образует притвор, связывающий церковь с выдвинутым вперед вестибюлем-лоджией главного фасада, предназначенной для показа мощей и т. п. Интерьер с куполом на парусах и цилиндрическими сводами над ветвями креста задуман как эффектная, нарастающая центрическая композиция с постепенным укрупнением внутренних пространств к центру.
Способности человека. Альберти уменьшил ширину ветвей креста по отношению к средокрестию. Большую часть своей жизни Альберти уделил литературе – первые его произведения, комедии «Деифира» (1428 г. ) и «Филодокс» (1425 г. ), были написаны еще в период учебы в Болонье. Альберти написал «Застольные беседы».
В Новелле Санта-Марии, Флоренции, между (1448–70) верхний фасад был построен к дизайну Альберти. В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. Такое величие характеров в особенности присуще эпохам общественного, духовного, научного, художественного подъема. Хотя его семья из Флоренции, он любил и часто бывал во Флоренции, но все-таки жил в Риме. Сам Альберти писал своему другу — великому архитектору Филиппо Брунеллески: «. Вслед за Альберти сходные положения выскажет Леонардо да Винчи в заметках, посвященных проблеме человека, а полтора века спустя, на исходе культуры Возрождения им даст художественное воплощение Шекспир в трагедии «Гамлет».
Человек широко образованный и разносторонне одаренный, прославился прежде всего своими трактатами «О статуе» (De statua изд. В 1430 составил трактат О преимуществе и недостатках ученых (De commodis et incommodis litterarum). В учении Альберти получил наиболее цельное выражение идеал гармонической личности.
Согласно письменных источников (Дж. Продемонстрировал исключительные способности во всех дисциплинах. Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей.
Альберти Леон Баттиста (Alberti) (1404-1472) итальянский учёный, архитектор, писатель и музыкант эпохи Раннего Возрождения. Немного позже были созданы диалоги «Теодженио» и искусствоведческий трактат «Три книги о живописи», который Альберти посвятил скульптору Брунеллески. Даже аллегорический сатирический цикл есть «Застольные беседы» и такое рассуждение, которое по-русски переводится почти как «Домострой», то есть об устройстве человека, его семьи и прочем. и в 1550 был издан стандартный итальянский выпуск Козимо Бартоли. Этические учения XIV-XV веков, М., «Высшая школа», 1977 г., с. 153.
Болезненный от рождения, он сумел сделать себя здоровым и сильным. Альберти оправдал эти слова своей деятельностью и хочется в связи с этим повторить слова, сказанные о нем его старинным биографом: «он являл собою пример того, как человек может сделать из себя все, что только пожелает». В то же время не оставлял и своих литературных занятий: в конце 1440-х изпод его пера вышли этико-политическая сатира-аллегория Мом или о государе (Momus o de principe), в 1450–1460-х – обширный сатирический цикл Застольные беседы (Intercoenales), ок. Леон Баттиста Альберти родился 14 февраля 1404 года в Генуе. Первая такая попытка была связана с перестройкой церкви Сан Франческо в Римини. Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека.
Альберти был сведущим в науках о его возрасте. Его подробные наблюдения, включенные в его Де Р Адификаторя (1452, На Искусстве Строительства), были скопированы после архитектуры Де римским архитектором и инженером Витрувиусом (fl.
«. Указывая на необходимость рационального анализа и отбора при худож. Под этой перспективой виллу Medici во Фьезоле можно было вот таким образом считать «музой» для многочисленных других зданий, не только во Флорентийской области, которые от конца 15-го века вперед находят вдохновение и творческие инновации здесь. Изучал древние языки и математику в Падуе у известного гуманиста Гаспарино де Барриццы, после чего продолжил образование в Болонском университете изучая каноническое право, греческую философию и литературу.
В них Альберти, опираясь на авторитет древних авторов (прежде всего на Витрувия), обосновал новый статус художника-учёного, а также сформулировал такие основы художественной практики Возрождения, как центральная перспектива и ордерная система. АЛЬБЕРТИ Леон Баттиста (Alberti Leon Battista) (14 февраля 1404, Генуя – 25 апреля 1472, Рим) – итальянский философ, архитектор, художник, теоретик искусства. А что это справедливо в отношении больших вещей, видно из того, что огромная арка спереди, образующая вход в этот круглый хор, очень красива снаружи, а изнутри, так как ей приходится загибаться, следуя форме круглой капеллы, она кажется падающей назад и в высшей степени некрасивой. 1-3, 1433-37, кн. Только гармоничное сочетание всех факторов ведет к совершенству произведения. Многие идеи Альберти получили дальнейшее развитие в творчестве Леонардо да Винчи.
Природа так же совершенна, вот таким образом если человек будет следовать ее законам, он может обрести счастье. Как художник, Альберти отличился от обычного мастера, получившего образование в семинарах. М., 1935, I, стр. Позже Альберти сам написал несколько литературных произведений. Альберти системно изложил математические основы учения о перспективе. По иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии.
После восстания в Риме в конце мая – начале июня 1434 вслед за папой Евгением IV бежал во Флоренцию написал там этический диалог Теодженио (Teogenio) и искусствоведческий трактат Три книги о живописи (De pictura libri tres), посвященный скульптору Ф. Брунеллески начал работу над сочинением О семье (Della famiglia), которое закончил в 1441. Красота была для Альберти «гармонией всех частей относительно друг друга» и впоследствии «это согласие понято в особом числе, пропорции и договоренности, потребованной гармонией».
Примечательный внутренний суд палаццо. Его полотен и скульптур сохранилось мало.
Многогранная деятельность Леона Баттиста Альберти — яркий пример универсальности интересов человека эпохи Возрождения. На службе у пап Евгения IV и Николая V Альберти принимал участие в изучении древних построек Рима (трактат «Описание города Рима», «Descriptio urbis Romae», 1443-49. ) и в подготовке проекта реконструкции города, где впервые обозначились принципы ренессансного градостроительства. Оказывается, это церковь.
Ему приписываются два ранних образца ренессансной медальерной пластики с профильным портретом молодого Альберти (1430-е годы). Он занимался самыми экзотическими вещами. Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия.
По-иному пути развивалось творчество Альберти в Северной Италии. Назовем также заслуживающую внимания работу Джоан Гейдол «Леон Баттиста Альберти.
Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия. Человек познает законы природы благодаря разуму. И хотя его постройки там создавались одновременно с флорентийскими, они характеризуют более значительный, более зрелый и более классический этап в его творчестве. Пиенцу считают ранним примером ренессансного городского планирования. Альберти запланировал посвятить свой трактат на архитектуре его другу.
Идеальный человек – это homo faber, «человек деятельный». Он пишет так: «Природа, то есть Бог», то есть он ставит уже почти равенство между творцом и творением, то есть Бог действует через природу и для нас, так сказать, Бог познается через природу. Он понял необходимость обогатить практику искусства опытом науки, приблизить науку к практическим задачам искусства». Ростовцев Н. Н., Методика преподавания изобразительного искусства в школе, М., «Просвещение», 1980 г., с. 26.
Он занимался изучением проблем математики и картографии. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой». Альберти ввел Классические особенности вокруг портика и распространил polychromy по всему фасаду способом, который включает Классические пропорции и элементы, такие как пилястры, карнизы и фронтон в Классическом стиле, украшенном солнечными лучами в tesserae, а не скульптурой. Человек исключительной образованности, подлинный «uomo universale», Альберти занимался самыми разными областями науки и искусства, обнаруживая широчайшую эрудицию и блестящие способности.
Само общество Альберти мыслит как гармоничное единство всех его слоёв, которому должна способствовать деятельность правителей. Например, : «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными». По окончании университета в 1428 несколько лет провел во Франции в качестве секретаря апостолического нунция (посла) кардинала Н. Альбергати побывал в Нидерландах и Германии. Наиболее значительное из литературных сочинений Альберти – имеющий практическую направленность трактат «О семье» («Della famiglia», кн. В своем учении он наиболее цельно выразил идеал гармонической личности.
Вся городская площадь разделена на отдельные зоны. Основной акцент он делает на контурах, построении композиции и оттенках. Сопровождал папский двор в Болонью (апрель 1437), Феррару (январь 1438), Флоренцию (январь 1439) к этому времени относятся его юридические сочинения О праве и Понтифик и этический диалог О спокойствии души (Della tranquillitб dellanimo).
В философских эссе А. «Автопортрет универсального человека», «О доблести и славе» и др. Он наглядно излагает их на примере пирамиды. Архитектура для А. Б. Альберти лучше других искусств воспроизводит существующий порядок природы и вот таким образом превосходит их все. «И Альберти был Леонардо Да Винчи как финишер новичку как владелец дилетанту. При всем несовершенстве исполнения заложенные в его постройках идеи выражали устремления эпохи и оказали сильнейшее влияние на развитие архитектуры Возрождения.
И действительно, он открыл и воплотил многие основополагающие вещи. В этическом трактате О семье разработал идеал гармонически развитой личности. 1041), который был установлен францисканскими оптическими семинарами 13-го века традиции Perspectivae ученых, такие как Роджер Бэкон, Джон Пекхэм и Витело (подобные влияния также прослеживаемы в третьем комментарии Лоренцо Гиберти, Commentario Терцо).
Продемонстрировал исключительные способности во всех дисциплинах. тех, которые требуют мужества и честности и приносят пользу многим. Художники и скульпторы борются «через различными навыками, в той же самой цели, а именно, это почти, работа, которую они предприняли, должно казаться наблюдателю подобна реальным объектам природы». тех, которые требуют мужества и честности и приносят пользу многим.
В организацию пространства церкви Сант-Андреа в Мантуе (1470) ввёл мотивы триумфальной арки, а также кессонированных сводов наподобие римской базилики Максенция. Это показывает на опыте, насколько писания, в числе прочего, могущественны и живучи для приобретения славы и имени ибо книги легко распространяются и повсюду снискивают себе доверие, только бы они были правдивы и лишены всякой лжи. По мысли Альберти, развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование. Человек познает законы природы благодаря разуму. Возрождения, архитектор, теоретик иск-ва, литератор. Он изобрёл вуалевую сетку («reticolato» или «velo»), она разделена на маленькие правильные четырёхугольники и, будучи помещена между глазом и предметом на месте плоскости изображения, дает возможность наметить любую точку предмета в определённой петле и перенести её, таким образом, на соответствующую квадратную сетку плоскости черчения». Сочинения «Десять книг о зодчестве» (De re aedificatoria) (1452) и трактат «О статуе» (1464) были первыми трудами по теории итальянского искусства.
В 1432 вернулся в Италию и получил должность абревиатора (секретаря) римской курии. 1470 – этический диалог Домострой (Deiciarchus). Членения главного фасада в ином масштабе многократно повторены в интерьере. Это сказалось в более последовательном и широком применении античной ордерной системы, в единстве объемно-пространственной структуры и в подчеркнутой монументализации. Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей. Альберти написал аллегорически-сатирический цикл «Застольные беседы».
Отсюда разнообразие композиционных приемов и форм даже в зданиях культового назначения. Работа над фасадом церкви, начавшаяся в XIV веке, не была завершена. Написал в середине 1440-х Математические забавы (Ludi mathematici), в который затронул ряд проблем физики, геометрии и астрономии, а в начале 1450-х свою главную работу Десять книг о зодчестве (De re aedificatoria libri decem), где обобщил античный и современный опыт и сформулировал целостную ренессансную концепцию архитектуры (напечатана в 1485) получил прозвище «современного Витрувия». Альберти пробовал себя в роли художника и скульптора, но в итоге остался теоретиком.
Многогранность его интересов – яркий пример широты взглядов гуманистов эпохи Возрождения. В роли архитектора Альберти оказал значимое влияние на стиль эпохи Высокого Возрождения. «Очень немного картин его, который является существующим, совсем не прекрасны, но это не удивительно, так как он посвятил себя больше его исследованиям, чем к черчению».
Учился у известных гуманистов Гаспарино да Барцицца и Франческо Филельфо, затем в Болонском университете (1421–28), по окончании которого стал доктором канонического и гражданского права. впервые представлен анализ интеллектуальных и психологических аспектов творческого процесса. Дом этот сделан с большой рассудительностью и весьма благоустроен ибо помимо прочих удобств в нем две лоджии, одна – обращенная на юг, другая – на запад, обе очень красивые, с колоннами, без арок, что является истинным и правильным способом, которого придерживались древние ибо архитравы, положенные на колонны, горизонтальны, в то время как прямоугольные вещи – а таковы пяты перекинутых арок – не могут покоиться на круглой колонне без того, чтобы углы их не оказывались на весу.
В трактатах «О семье» (Delia famiglia, 1432— 1441 изд. В 50-60-е гг. 4, 1441 опубликован в 1844) и собрание басен и аллегорий «Застольные беседы» («Intercoenales», до 1438, опубликован в 1890, 1960, 1964). Альберти не интересовался практичностью здания и очень немногие его основные работы были принесены к завершению. И основной мотив его этики—противоборство человека и Фортуны. Большой, почти во всю ширину здания, вестибюль открывается на площадь широкой аркой, что подчеркивает общественный характер сооружения.
Он прославился тем, что он писал всякие пьесы, когда учился. То есть его церкви очень сильно отличаются от многих других построек этого времени. Из за жизненных неудач склонный к пессимизму и одиночеству, он постепенно пришел к приятию жизни во всех ее проявлениях.
Многогранность его интересов необычайна. Добродетельный человек должен всегда руководствоваться принципом меры он не поступает вопреки природе и не пытается ее изменить (высшее бесчестие). «В живописи Альберти не достиг ничего ни из какой большой важности или красоты», написал Вазари. Примерно в 50-60-е гг. По мысли Альберти, развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование.
Альберти был сторонником использования разговорного итальянского языка в литературе – большинство своих произведений он написал на вольгаре (народной латыни), что сделало его идеи популярными среди разных слоев населения. Все это вместе взятое придает сформированному образу черты величия. Альберти, Десять книг о зодчестве, М., Том II, «Издательство Всесоюзной академии архитектуры», 1937 г. с. 48. К одним из последних его произведений относятся диалог на вольгаре «Домострой» (1470 г. ) и математический трактат «Трактат о шифрах» (1466 г. ).
С большими надеждами он дал работу своей семье, чтобы читать, но в его автобиографии Альберти признается, что «мог едва избежать чувствовать гнев, кроме того, когда он видел некоторых своих родственников, открыто высмеивающих и целую работу и бесполезное предприятие автора вдоль нее». 1844) и «Домострой» (De iciarchia, 1470 изд. Он написал несколько комедий.
Он оставил следующим поколениям образцы творческой и научной этики. Говорят, что он же сделал проект дома и сада для тех же Ручеллаи на улице делла Скала. его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной. Многие идеи Альберти получили дальнейшее развитие в творчестве Леонардо да Винчи.
Во время путешествий по Италии вместе с папским двором он создал ряд юридических сочинений: «Понтифекс», «О праве» и диалоги «О спокойствии души». Человек широко образованный и разносторонне одаренный, прославился прежде всего своими трактатами «О статуе» (De statua изд. (Народный итальянский язык – Прим. Жил и работал в Риме и Флоренции. Он отметил, что «забота об очень маленьких детях – женская работа для медсестер или матери» и которому в самых ранних детях возраста нужно преподавать алфавит.
Альберти должен был продолжить начатое готическими мастерами. Он считал ее основной ячейкой всего режима общественных порядков. Дизайн также включает глазное окно, которое уже было в месте. Согласно его теории главная цель во взаимоотношениях между детьми и родителями это укрепление семьи и ее внутренней гармонией. художниками.
Таким образом, первосвященник, руководствуясь мнением одного из них и пользуясь исполнением другого, соорудил много полезных и достойных похвалы вещей: так, был починен испорченный водопровод Аква Верджине и был построен фонтан на площади Треви с теми мраморными украшениями, которые мы видим по сию пору и в которых изображены гербы первосвященника и римского народа. Характер — категория не только психологическая, но и социальная. В этом отношении истинным наследником и продолжателем Альберти стал Браманте. Вазари и др. ), он сам упражнялся в живописи и в лепке из воска, устраивал иллюзионистические «демонстрации» с изображением ландшафтов. Он сознательно претендовал на то, чтобы стать идеологом имущих слоев городского сословия Флоренции.
По окончании университета в 1428 несколько лет провел во Франции в качестве секретаря апостолического нунция (посла) кардинала Н. Альбергати побывал в Нидерландах и Германии. Его занимали вопросы семейных устоев, морали, этики, психологии, права и политики.
Таким образом, высшее общество пространственно отделено от бедных кварталов.
Основной социальной ячейкой Альберти считал семью. В своих действиях он руководствуется принципами меры. Альберти удалось изложить в рамках единой теории не только эстетический идеал архитектуры, но и принципы правильного соотношения размеров: высоты строения с расположенным перед ним пространством, соразмерности главного здания города (которым в те времена являлся собор) с остальными постройками.
1470 – этический диалог Домострой (Deiciarchus). Среди его друзей были крупнейшие гуманисты и художники (Брунеллески, Донателло и Лука делла Роббиа), ученые (Тосканелли), сильные мира сего (папа Николай V, Пьеро и Лоренцо Медичи, Джованни Франческо и Лодовико Гонзага, Сиджизмондо Малатеста, Лионелло дЭсте, Федериго де Монтефельтро). В 1430 составил трактат О преимуществе и недостатках ученых (De commodis et incommodis litterarum). Он отличился в качестве писателя, в то время как он был все еще ребенком в школе и к возрасту двадцать написал игру, за которую успешно выдали подлинная часть Классической литературы. Он получил всестороннее образование.
Альберти создал во многом оригинальную (восходящую к Платону, Аристотелю, Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии. Трактат "О статуе" написан, вероятно, в 1453 г. В трактате "О живописи" (1436 г. ) дано первое научное описание перспективы.
И человек должен не просто учитывать ее в своей деятельности, но и разнести своей работой и творчеством на различные грани собственного бытия. Ниже этого сада сводчатая конюшня, у которой были киоски для 100 лошадей. Дворцы высшего слоя общества, таки образом, пространственно отделены от жилищ бедноты.
Трехчастность членений фасада является одновременно и основой строения интерьера, ритмического чередования больших и малых капелл, образующих повторяющиеся группы. Интересы и познания этого «универсального» ученого были разносторонними и глубокими. Он считает, что добродетельный человек, вооруженный разумом, способен одолеть судьбу. Особое предпочтение гуманист отдавал труду архитекторов.
Универсальный человек раннего Возрождения» (1969), в которой показана как связь эстетики Альберти с его научными взглядами, так и нерасторжимость связи всей деятельности Альберти с гуманизмом эпохи Возрождения. Там были созданы диалоги «Теодженио» и искусствоведческий трактат, посвященный скульптору Брунеллески – «Три книги о живописи». Альберти был драматургом, музыкантом, математиком и спортсменом, воплотив в себе присущий эпохе Возрождения (Ренессанс) идеал "гармонической личности".
Альберти Леон Баттиста (Alberti, Leon Battista) (1404-1472 гг. ) итальянский архитектор, скульптор, художник и писатель. Это очень интересно, этот подход. 1568) и особенно «Десятью книгами о зодчестве» (De re aedificatoria libri, 1436–43 изд. Della pittura (также известный на латыни как Де Пиктюра) положился в ее научном содержании на классическую оптику в определении перспективы как геометрический инструмент артистического и архитектурного представления. С 1432 и до конца жизни занимал место аббревиатура (своего рода нотариуса) при папской курии. Выступил как архитектор-практик. В возрасте 24 лет Альберти получил степень доктора в области права в университете города Болоньи — одном из крупнейших научных центров того времени. В 20 лет он написал комедию «Филодокс», затем увлекся естественными науками и математикой.
Основная цель Альберти — устранение противоречий между базиликальной и центрической частями здания (Брунеллеско также стремился к этому, но в обеих его базиликах плоские перекрытия главного нефа и ветвей трансепта не дали решения задачи) — достигнуто однонефной композицией и применением крестовокупольной системы. В то же время, будучи вдумчивым аналитиком жизненной практики и психологии людей, он видел «царство человека» во всей сложности его противоречий: отказываясь руководствоваться разумом и знаниями, люди подчас становятся разрушителями, а не созидателями гармонии в земном мире. Недостроенная верхняя часть главного фасада над раскрепованным антаблементом была задумана с оригинальными кривыми полуфронтонами над боковыми нишами и высоким, с полукруглым завершением, окном-нишей в центре (такое завершение церковных зданий было широко распространено в Северной Италии, особенно в Венеции).
Альберти принадлежит заслуга введения в архитектуру многоярусной ордерной композиции, большого ордера (возможно, отчасти предвосхищенного Брунеллеско в его палаццо ди Парте Гвельфа), античных по деталям порталов и др. Когда вы к ней подходите, вы сначала даже и не подумаете, что это церковь. Однако книга была написана «не только для мастеров, но также и для любого заинтересованного благородными искусствами», как Альберти выразился. Романтрактат «Мом» (до 1450, опубликован в 1520) – едкая сатира на правителя в стиле Лукиана.
С 1432 и до конца жизни занимал место аббревиатура (своего рода нотариуса) при папской курии. 1848) идеи гражданственности, столь характерные для гуманизма предшествующего поколения, отступают и совсем сходят на нет перед всем, что объемлет собой понятие «интересы семьи». Оригинальная концепция человека, основанная на идее гармонии, принадлежит Альберти. Особое внимание было уделено уравновешенности общей композиции и отсутствию диссонансов.
Первая такая попытка была связана с перестройкой церкви Сан-Франческо в Римини. Альберти был одним из крупнейших теоретиков искусства. В то же время была начата работа над трактатом «О семье» (Della famiglia), законченное в 1441 г. Во время путешествий по Италии вместе с папским двором (1437-1443) Леоном Баттистой были созданы юридические сочинения «О праве», «Понтифекс» и этические диалоги «О спокойствии души». Леон Баттиста Альберти (14 февраля 1404 – 25 апреля 1472) был итальянским гуманным автором, художником, архитектором, поэтом, священником, лингвистом, философом и шифровальщиком он воплотил Человека эпохи Возрождения.
Имя его героя, Момуса, относится к греческому слову для вины или критики. Л. Б. И. Л. По теории Альберти вся ответственность за нравственное совершенствование, независимо от значения (общественное или личное) возлагается только лишь на самих людей.
Этот трактат был первым в серии возрожденческих трактатов об архитектуре. Такое методическое требование было новаторским шагом. Выступил как архитектор-практик. Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей. Альберти резко осуждает эпикурейскую идею о неделании как этической ценности. Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием virtu (доблесть, способность).
Сочинил ряд литературных произведений, в том числе комедию Филодоксий (Philodoxius). В нем Альберти впервые представил эстетику архитектуры. В трактате «О зодчестве» он показал идеальный город, превосходный по разумной планировке и внешнему виду зданий, площадей и улиц.
1404—72)—деятель раннего итал. По окончанию университета (1428 г. ) провел несколько лет в должности секретаря кардинала Альбергати, часто посещал Германию и Нидерланды. Это не механическое соответствие, а диалектическое взаимодействие. Он был замечен довольно рано. Отталкиваясь от римских классических образцов с ордерной аркадой (Колизей), Альберти переработал эту тему, придав фасаду новый художественный смысл и пластическую выразительность.
В равной степени он учился владеть оружием, ездить верхом и играть на музыкальных инструментах по всем правилам искусства, как и увлекался науками и свободными искусствами и занимался изучением труднейших вещей», — рассказывает старинный биограф он продолжает свою характеристику так: «Он был человеком столь многосторонним, что едва ли остался чужд какому-либо из свободных искусств». Создал новый тип городского дворца, включив в руст стены три яруса ордерных пилястр (палаццо Ручеллаи во Флоренции, 1446-51, построен Б. Росселлино по планам Альберти). Человек может развить свои природные способности и сам творить свою судьбу. 1-10, 1452, опубликован в 1485 на латинском языке русский перевод – «Десять книг о зодчестве», 1935 – 1937) стали первыми со времён античности трудами по теории искусства.
То есть человек — это тот, который завершает творение или совершенствует творение. Архитектурные работы: во Флоренции — палаццо Ручеллаи (1446—1451 гг. ), лоджия и капелла Ручеллаи при церкви Сан Панкрацио (закончены в 1467 г. ), хор церкви Сантиссима Аннунциата (1472—1477 гг. ), фасад церкви Санта Мария Новелла (1456—1470 гг. ) в Римини — церковь Сан Франческо (1450—1461 гг., повреждена во время последней войны и теперь восстановлена) в Мантуе — церкви Сан Себастьяно (1460—1472 гг. ) и Сант Андреа (нач. Первая такая попытка была связана с перестройкой церкви Сан-Франческо в Римини.
В первом трактате (О живописи) Альберти излагает принципы построения перспективы, не утратившие своей актуальности и по сей день. 1-3, 1435-36), «О статуе» («Della statua», около 1435) и «О зодчестве» («De re aedificatoria», кн. Он развивал в зодчестве античные мотивы.
Хотя он часто характеризуется как «архитектор» исключительно, как Джеймс Бек заметил, «выбрать одну из 39областей39 Леона Баттисты по другим как так или иначе функционально независимый и самостоятельный не имеет помощи вообще никакому усилию характеризовать обширные исследования Альберти в искусствах». После восстания в Риме в конце мая – начале июня 1434 вслед за папой Евгением IV бежал во Флоренцию написал там этический диалог Теодженио (Teogenio) и искусствоведческий трактат Три книги о живописи (De pictura libri tres), посвященный скульптору Ф. Брунеллески начал работу над сочинением О семье (Della famiglia), которое закончил в 1441.
В то же время не оставлял и своих литературных занятий: в конце 1440-х изпод его пера вышли этико-политическая сатира-аллегория Мом или о государе (Momus o de principe), в 1450-1460-х – обширный сатирический цикл Застольные беседы (Intercoenales), ок. Подобно античному Витрувию, Альберти написал большой труд «Десять книг о зодчестве» (1452 г. ), включающий в себя его теорию архитектуры, а также сведения по математике, механике, оптике.
К последним его произведениям относятся математический трактат «Трактат о шифрах» (1466) и диалог на вольгаре (народной латыни) «Домострой» (1470).