Вот такие переливающиеся друг в друга мифы и легенды имеющие в каждом варианте свои интересные особенности играли определяющую роль в духовной культуре и религиозных представлениях древних египтян более 3000 лет. По другой (элефантинской) версии, сюжетно не связанной с гелиопольской космогонической легендой, но достаточно распространенной и популярной в Египте, людей и их Ка вылепил из глины барано-головый бог Хнум, главный демиург в элефантинской космогонии. Согласно легендам, он был правителем Египта. Мифология Египта не может существовать без легенд о реке Нил, сыгравшей большую роль в появлении древнейшей цивилизации.
Легенды и мифы Древнего Египта, рассказывающие о сотворении мира не представляют собой цельный, единый рассказ. Итак, легенды и мифы Древнего Египта. Существуют разные мифы и легенды Древнего Египта, посвященные тому, чем все-таки завершилось противостояние Сета и Гора. Идея, что после смерти душа обязательно встретит свое тело, если оно сохранилось, является одной из центральных как для мифов и легенд, так и в целом для религии Древнего Египта. Но даже боги, как говорят легенды, могут умереть, поэтому фараоны боялись смерти не меньше, чем простые жители Египта.
Подобно тому, как по особым признакам отбирался бык Апис, в Фаюме, в главном культовом центре крокодилов и Себека – городе Шедите (греч. Преемник Тутмеса IV, Аменхотеп III (имя означает Амон доволен), короновавшийся под тронным именем Небмаатра и правивший примерно с 1402 по 1364 (по другой хронологии – с 1411 по 1375) г. до н. э был покровителем искусств и в годы своего царствования усиленно занимался строительством. Богам поклонялись исполнялись специальные обряды. отчетливо прослеживается влияние ахетатонского искусства. В дни мистерий Осириса справлялись также драматизированные обряды коронации фараонов.
Смотрите: тот кто не имел своего хлеба, стал собственником амбара. В третий – сын Геба Сет (Сутех). Нет больше нигде египтян.
Позднее возникают представления о том, что умершие (т. Идея загробного воздаяния за грехи в религии Египта возникла поздно и особой популярностью не пользовалась. Боги представлены в своем полуживотном-получеловеческом облике (с человеческими телами, но головами кошек, соколов, шакалов) с атрибутами своей власти. Так вот, осмотр животного производится указанным способом. Таким образом, первый день первого месяца Половодья совпадал с днем летнего солнцестояния (22 июня) и началом подъёма воды в Ниле 1 раз в 1460 лет (юлианских., 1461 григорианский год).
В этом смысле акт сотворения мира как бы повторялся ежегодно. Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Они даже не едят мяса чистого быка, если он разрублен эллинским ножом. Как и другие народы Переднего Востока, египтяне почитали юного умирающего и воскресающего бога растительности, называя его Осирисом.
Так же, как и быков, египтяне погребают и остальных животных, когда те околевают. Когда богиня встряхивала систром, гирлянды издавали мелодичный звон. Способ потрошения и сжигания жертв у них различен для разных животных. Широко было распространено почитание солнечного быка Мневиса (егип. Может быть, бога воздуха и ветра.
Культ Осириса связан с распространением земледелия в Египте. Например, Ибис очень почитался в Египте. И наконец, в пятый день появилась дочь Геба Нефтида.
У этого океана не было ни физических измерений, ни временных. 41.
е. их ба, душа) днем выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Исида произнесла известные от бога Тота «слова власти», с помощью которых, – как повествует «Папирус Хунефера», – «Она побудила его, распростёртого, чьё сердце было недвижно и взяла от существа его и зачала и родила от него ребёнка». И вот тогда нам открылась вся красота и таинственность древнеегипетских мифов и сказок. Когда Пта, «Огненный Бог», несет Мировое Яйцо в своей руке, символизм становится абсолютно земным и конкретным в своем значении. Отмеченное животное приводят к алтарю, где приносят в жертву и возжигают огонь.
Изображается Хатхор в виде женщины с коровьими рогами и солнечным диском с уреем. Правление фараона Аменхотепа IV (1365 – 1348 гг. Ра, Могущественный, остается в своем Яйце, пока идет борьба между «Детьми Возмущения» и Шу, Солнечной Энергией и Драконом Тьмы.
На ней сидел лев, чтобы её невозможно было найти. В эпоху Среднего царства Тот приобретает функции Судьи, божества времени и медицины (Тураев, 1898, 34 и сл. ). Четыре бога стали олицетворением бесплодной пустыни и плодородной долины Нила.
– ведь только ветер сможет привести в движение мертвый Океан. Верховным божеством изначально в Египте считался Пта (Птах), творец земного мира, бог правды и порядка, но позднее возникло несколько религиозных центров: в Мемфисе – храм Пта, в Фивах – Амона и в Гелиополе – бога Ра. Но ты видел и богача, отец мой Сатни. Перед лицом Осириса происходит психостасия : взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символами). Сохранившиеся изображения египетских богов – это окаменевшие мифы.
(Карнак был основан в XII династию и с тех пор каждый фараон достраивал и перестраивал эот храм. ) В период правления Аменхотепа III – Небмаатра также был заложен и в значительной степени отстроен Луксор (егип. Был у Анупа дом, поле и скот. Прийдя к власти, на шестом году своего правления, Аменхотеп IV совершив религиозный переворот, переменил свое имя на Эхнатон (составной его частью стало имя Атон), провозгласил Атона главным богом Египта и перевел свою резиденцию во вновь построенный город Ахетатон (Горизонт Атона).
Очень рано Осирис был отождествлен с богом того же города Анджети и заимствовал его атрибуты (два пера на голове, посох и плеть). И каждое божественное слово возникло из того, что задумало сердце и выговорил язык. Коровы тучнели и давали богатый приплод. Его младший брат, Сет, мечтал получить его власть в свои руки. Каждый приводит его к себе и ставит свое клеймо.
Жрецы вслед за ним рисовали фигуры животных и растений. е. творец). Мировое Яйцо помещалось в Хнуме в Водах Пространства или женском абстрактном Начале причем Хнум становился после «падения» человечества в зарождение и фаллицизм, Амоном-Творящим Богом. Его часто называют Сказкой о двух братьях. Столица встревожена всеобщей бедностью. Его кладовая наполнена чужой собственностью.
Преследованию подвергаются также супруга Амона Мут и их сын Хонсу – боги Фиванской Триады. В настоящей работе даны переводы всех основных египетских мифов, дошедших до нас в более или менее полных литературных записях. Воистину: те, которые лежали в месте бальзамирования, брошены на холмы. Сет, охотившийся при свете луны, случайно наткнулся на ящик.
Тоэрис) – беременная самка гиппопотама с женскими грудями, руками и волосами и с зубами крокодила. (Таким образом, весь древнеегипетский храм построен на идее стремления к божеству и невозможности его познать. ) Во время празднеств статую бога облачали в парадные одежды и на священной ладье (тоже хранившейся в храме) выносили к торжественному шествию иногда – открытую для всеобщего обозрения иногда – завешенную покрывалом, чтобы ее не оскверняли взгляды черни. В те времена местное население было безграмотным и положение его было весьма бедственным. Имя этого Бога означает «Владыка до самого крайнего предела». Тогда вмешался Осирис, правивший загробным миром и заставил богов принять совет Нейт.
Каждую провинцию Ладья проплывает строго в определенный час. Люди тоже заметили слабость Ра и объединились против него.
Воистину: земля перевернулась, как гончарный круг. Смотрите: простолюдины страны стали богатыми. Вот таким образом Мешент и Шаи спрашивают о судьбе новорожденного у Семи небесных богинь.
Знай же, отец мой Сатни. Это он. Любопытно, что у Хепри никогда не было собственного места культа. Он нигде не слышен.
Анубис также изображается поражающим Дракона, который имеет голову и хвост змия11. Но каково бы ни было рождение Ра, с его появлением разлился свет по земле. В письменном литературном наследии Египта очень мало прямых указаний на сотворение рода человеческого, такие указания – исключение. Георгию, было обнаружено на одном египетском памятнике. Символизм Лунных и Солнечных Божеств настолько тесно переплетается и так запутан, что почти невозможно отделить друг от друга такие глифы, как Яйцо, Лотос и «Священные» Животные. Во второй день от Неё родился Хор Бехдетский (Хор Старший), тоже сын Ра.
Вскоре филиалы организации появились и в остальных арабских странах. Однако в искусстве традиции ахетатонского периода укрепились прочно. Поиски частей тела продолжались двенадцать дней.
Исида зачинает от мертвого мужа сына Гора. Так же исцелится и человек имеющий амулет с изображением Ока. Свыше 98 египтян живут в дельте и долине Нила. Когда сундук был готов, Сет со своими сообщниками устроил званый пир, на который и пригласил Осириса. Бата слушался брата и даже коров слушал.
Первым из Него появился Тот, которого называли Неб-ер-чером. Но кого. Как Сет, он есть тьма ночи, убийца Озириса, олицетворяющего свет утра и Солнце. В Книге Мертвых указано, что глава CLXIII должна читаться «в присутствии змия на двух ногах», что означает высокого Посвященного, Иерофанта ибо диск и рога овна8, украшавшие его «змеиную» голову, означают именно это в иероглифах оглавления указанной главы. После падения на землю слезинки превратились в людей. Наряду с ним существовал народный календарь, в котором месяцы.
Священными в Египте были оксиринх и лепидот. Оксиринх), городе XIX верхнеегипетского нома (согласно одному из мифов, под Пермеджетом состоялась битва Хора с Сетом и кровь раненного Сета впиталась в землю) и в Летополе, где он был посвящен Хатхор (летопольские статуэтки оксиринха, в отличие от остальных имеют головной убор Хатхор – коровьи рога и солнечный диск с уреем).
Те, которые были уже в ладье бога, впрягаются в плуг. Мифы говорят о том, что умершие (т.
Затем всё это сжигают в огне. Первым появился Птах, никем не рожденный, сам по себе. Культ рыб возник ещё в Додинастическую эпоху.
Мневис считался душой Ка гелиопольского Ра и живым воплощением бога Солнца. 2) Строчное солнечное имя – 3-4 гг. Сет олицетворял злое начало. Эпет-эсовет арабск.
Столица переносится в Ахетатон. Здесь мы предлагаем ознакомиться с переведенными мифами Древнего Египта.
Примечательно, что загробному миру отводилась важнейшая роль, а сами египтяне уделяли ему больше внимания, чем жизни. Ты видишь: бедняка поместили среди чистых душ. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Слишком долго не возвращалось оно и сотворил я себе другое, новое Око и наделил его великолепием. Боги провозгласили Гора наследником Осириса и он занял трон отца.
Позднее возникают представления о том, что умершие (т. Основными божествами в ней считались Ра и Гор (олицетворение живого фараона). Согласно этой версии, солнце родилось от союза земли и неба. И настолько она опьянела, что не могла даже узнать людей и причинить им вред. Когда Гор вырос, он победил Сета.
Так ведётся извечно и не изменится никогда. Теперь, при постоянном орошении, выращивать урожай можно и три и даже четыре раза в год. После погребения Аписа жрецы приступали к поискам нового быка, годного для того, чтоб он стал Аписом. 1. Пески пустыни засыпали меня, мне тяжело. Будучи один, я выплюнул Шу изо рта изрыгнул Тефнут.
Мендесийцы причисляют к сонму восьми богов также Пана (Банебджедста) и утверждают, что эти восемь богов древнее двенадцати. Как простые смертные, он зависел от богов и нуждался в их помощи. Ты вступил в страну как правитель.
Ещё до того, как Сет убил своего брата, жена Сета, Нефтида, полюбила Осириса. Горе тому, кто попытается нарушить предписание богов, пусть даже по своему неведению. Он – бескрайний, неподвижный, окутанный непроглядной тьмой Океан.
до н. э. ), «Книга мертвых» – составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Египта. Представления о боге с одним именем в разных номах были также противоречивы.
Воистину: нет человека вчерашнего дня. Подчас это были воплощения одних и тех же сил природы с разными именами. Существовало даже нечто вроде более или менее стандартного меню для умерших – список продовольственных и иных подношений: хлеб, пиво, быки, птица, разные виды одеяний и т. п. Чаще всего молитва была обращена к богу Царства мёртвых Осирису и богу Анубису. «Время» учит человека быть осмотрительным, оно создает и разрушает события. Однако Гор считал, что трон Осириса и сан владыки Египта по праву принадлежит Ему. Это был бог Фанес, проявленный, Слово или логос.
Однако исследователь египетской мифологии не может ограничиваться изучением одних религиозных текстов более того, он не может вообще ограничиваться одними письменными источниками, так как важнейшие факты для уточнения и дополнения многих неясных моментов египетской мифологии дает изучение памятников материальной культуры — храмов, гробниц, культовых статуй мумий почитавшихся священными животных, предметов ритуала, рельефов, стенных росписей, рисунков на папирусах и черепках, словом, всего того обилия памятников, которое открыто и продолжает открываться в результате археологических изысканий. Маат воплощала в себе принцип локальной гармонии воссоединяя локальный и вселенский миропорядок, небо и землю, провозглашая новое торжество порядка во вселенной над изначальным хаосом — океаном Нуна. Когда, например, душа сердца (БА) покидала тело, то это расценивалось как смерть. Воспользовавшись этим, Нут в первый же день произвела на свет Осириса, сына Ра.
Амулеты в виде Ока Уаджет клали в погребальные пелены мумии – и умерший, отождествляемый с Осирисом, воскресал в Загробном Царстве, как воскресает природа после разлива Нила весной (точное назначение амулетов в большинстве случаев узнать не удается, поскольку оно зависело от заклинаний, которые произносились над амулетом). И Исида сумела излечить Ра от укуса ядовитой змеи лишь тогда, когда Владыка Всего Сущего открыл богине магии свой сокровенный Рен. Оплакав умершего, родственники относят его тело в Дом золота или Добрый дом – к бальзамировщикам, которые в течение семидесяти дней (поскольку Исида тоже в течение семидесяти дней собирала тело Осириса и мумифицировала его) изготовят мумию.
Однако боги разделились во мнениях и в конце концов воззвали за советом к Нейт (так же её называют Маат) богине мудрости. Культ Амона широко распространился за пределами Египта. Воистину: золото, ляпис-лазурь, серебро, малахит, сердолик украшают шеи рабынь.
Жертвоприношения же свиней Селене совершаются вот как. 1. Смотрите: щеголявший роскошью одеяний теперь в лохмотьях. Гимн написан в то время, когда египтяне владели захваченными ими частями Сирии и Нубии.
На более поздних рельефах, статуях и т. п. Если же эллинов нет, то голову бросают в Нил. Затем происходил «великий бой» между Гором и Сетом. При нём (и затем в эпоху XIX династии) наиболее грандиозных за всю историю Египта масштабов достигло строительство в Карнаке (егип. был закономерен.
То, что можно услышать в стране, – это стенания, смешанные с воплями. Так дана была жизнь миролюбивому и смерть преступному.
О том, почему в другие праздники они пренебрегают свиньями, а в этот приносят в жертву, у египтян существует сказание. Хат) почитался в Пермеджете (греч. Не было ещё ни суши, ни змей. до н. э. ) "Тексты саркофагов", считанных с саркофаг эпохи Среднего царства (XXI – XVIII вв. Воистину: строители гробниц стали земледельцами. Далее мы рассмотрим один из вариантов мифа о сотворении мира, он изложен в папирусе «Книга познания развития Ра и о низвержении Апопа».
У некоторых женщин в руках трещотки, которыми они гремят. Но более точная эзотерическая истина, лежащая в основании этих народных мифов, заключается в том, что Гермес, как это указано Абенефием3, охранял египтян в образе этой птицы и учил их оккультным искусствам и наукам. Египетская мифология начала формироваться в VI – IV тыс.
В другом варианте мифа воскрешение Осириса связывается с ежегодными разливами Нила, которые объясняются тем, что Исида, оплакивающая Осириса, после «ночи слез» наполняет реку своими слезами. Оно было для них божеством Ра, которое постоянно возрождается. 47. Это был бог в виде человека со звериной мордой с красными волосами (цвет пустыни), повелитель стихийных бедствий, засухи, мрака, войны и других бедствий.
Смотрите: начальники страны спасаются бегством, они не находят даже милостыни. Грязь повсюду. И об этом стало известно всем. Путь развития мифологии Древнего Египта трудно проследить. Впереди шествует флейтист, а за ним следуют женщины, воспевая Диониса. Согласно ему, богиня неба Нут, принимая облик коровы Мехет Урт, утром рождает золотого телёнка (розовый цвет зари – это кровь богини при родах) за день телёнок взрослеет, становится Быком-Ра вечером Бык совокупляется с Небесной Коровой – Нут, после этого богиня проглатывает солнечного Быка, а утром рождает опять и всё повторяется с этим представлением связаны распространённые эпитеты Ра Бык своей матери и Тот, кто воскресает в своём сыне.
Остальное мясо съедают ещё в день полнолуния, когда приносят жертву. Погребают же павших они вот каким способом: коров бросают в реку, а быков всякий предаёт земле перед своим городом, причём один или два рога торчат над землёй как могильный знак. Собирается же здесь, по словам местных жителей, до 700 000 людей обоего пола, кроме детей.
Тайны бальзамировщиков раскрыты. Все стремятся разжечь междоусобицу. Эта версия была распространена во всём Египте. Например, если было жаркое знойное лето, значит, Ра гневался на людей за что-то. Это действо возвратит умершему жизненную силу Ба изображаемую в обряде наконечником жезла – головой барана (слова баран и Ба звучали одинаково).
Вышесказанное только для алхимиков. Удары Её крыльев порождали ветер, а сияющее оперенье излучало свет. Победив Сета, Гор воскрешает отца.
Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару. В мифе об Осирисе оксиринх, лепидот и фраг (последний священным не считался) съели фаллос бога и были прокляты вот таким образом, чтобы примирить почитание оксиринха и лепидота с культом Осириса, была создана легенда, что эти рыбы родились из крови Осириса, разрубленного и брошенного в воду Сетом. до н. э., в период правления XVIII династии.
- Я тот, который воссуществовал как Хепри. Победа, естественно, остается за группой, символизирующей Верхний Египет. Они вонзают в Его гигантское туловище копья и заставляют изрыгнуть проглоченную Им воду.
Тот, кто родился в этот день, умрёт от старости. 1. Алхимики дают другое толкование.
Воистину: убивает человек братьев матери своей. Как обычно, от уже существующего мифа не отказывались и образы Геба (бога земли) и Нут (богини неба) как родителей бога солнца Ра сохраняются в религии на протяжении всей древней истории. Затем после жертвоприношения они вкушают свинину. Возмужав, он бросил вызов Сету и победил его, низвергнув с трона.
Фараон добавляет к своему тронному имени имя Уэнра (Единственный, принадлежащий Ра), подчёркивая свою приверженность Солнцу в противовес главному государственному богу Амону. Итак, версия рождения мира излагалась так: Ра – Атум – Хепри создал (ну или создали) себя сам, возникнув из хаоса, который назывался Нун или Первоокеан. далее) представляют собой магические заклинания против укусов скорпиона или змеи. В представлениях о смене времен года тоже участвовал Ра.
Воистину: зерно гибнет на всех путях. Ее необходимые условия – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Он-то и создал мир и населивших его богов. Потом из воды появился белый лотос из цветка вышел Ра.
Однако, когда Сет из Бога опустился до Сет-Тифона, он стал именоваться «седьмым сыном» откуда, по всей вероятности, возникло поверие, что «седьмой сын седьмого сына» всегда будет прирожденным магом – хотя вначале предполагался лишь колдун. А земное слово не имеет такой силы, какую имеет Слово Небесное. Мифы Исида и Хор в болотах Дельты и Сокровенное имя бога Ра (см.
Этот обряд символизирует визит Хора к Осирису и воскресение великого бога после того, как. При этом, как верно заметил в своей «Мифологии в Древнем Египте» Р. Антерс: «Ни от одного египтянина не ждали, что он будет верить какому-то одному представлению о небе ибо все представления принимались как правомерные, поскольку никакой символ не может охватить всю суть того, что он выражает и увеличение числа символов скорее способствует лучшему пониманию, чем вводит в заблуждение». Царский визирь Птахмос стал одновременно верховным жрецом Амона. Второго такого не отыскать во всей стране: сила бога была в нем.
Египетские боги и богини часто выступали в облике животных, птиц, пресмыкающихся и это очень удивляло греческих путешественников, которые привыкли мыслить своих богов в человеческом облике. Достоверно известно, что мифология Древнего Египта формировалась под воздействием религии. Нет мужа, одеяние которого было бы в это время белым. Да и простые ли сельчане главные герои – Бата и Ануп.
Но на долю его земной жизни досталось слишком мало счастливых дней. Иные мужчины весь путь играют на флейтах. Необычайно популярен был миф о судьбе Осириса. Если стрелка весов отклонялась, покойный считался грешником и Великая Эннеада выносила ему обвинительный приговор, после чего сердце отдавалось на съедение страшной богине Ам (ма)т – Пожирательнице, чудовищу с телом гиппопотама, львиными лапами и гривой и пастью крокодила. Едят траву и запивают её водой, отнимают пойло ото рта свиней.
Отчего греховное сердце должно было быть легче (или тяжелей) пера Маат, строго говоря, неизвестно, есть только гипотезы. Номы разгромлены. Выйдя из него, я не отыскал места, куда ступить и вот таким образом создал вечный холм Бен-Бен. Остров этот лежит в Дельте: окружность его равна 9 схенам.
Текст, на котором основывается изложение, обнаружен в греко-римском храме селения Эсне. Остальные же женщины и мужчины поют и хлопают в ладоши. А после Суда для Ра наступал час встречи со змеем Апопом. А Ра и не подозревал, что самые его сокровенные мысли, которые он не решился бы открыть даже богам из свиты, стали, по собственной его неосторожности известны людям.
Если найдут на нём хоть один чёрный волос, то бык считается нечистым. Бата – город 17-го египетского нома Каса (греческий Кинополь), где почитался Бык Бата, а вместе с ним и Анубис (отсюда имя старшего брата). Итак, однажды у Неб-ер-чера возникло желание создать мир. (Так, сев считался похоронами зерна – Осириса, появление всходов – его возрождение, а срезание колосьев во время жатвы – умерщвление бога). Сказания смешивались и переплетались, как в фольклоре любого народа мира.
Его считали богом Луны и, подобно другим лунным богам, волшебником и знатоком магии. И создали люди на первозданном холме город Гермополь. Бык Бухис или Бакис (егип. Четвёртая пара неоднократно менялась, но, начиная с Нового царства, она состоит из Амона и Амаунет, олицетворяющих невидимость и воздух. Если там есть рынок и на нём торгуют эллинские купцы, то голову приносят на рынок и продают. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава «Книги мертвых»). В конце последнего зимнего месяца «хойяк» – начале первого месяца весны «тиби» совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нем. Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба русское слово «душа», однако, не является точным соответствием египетского понятия) имени, тени.
Ты сам себе Хнум (т. Было время, когда не существовало ещё мира, не существовало и богов. Жрец осматривает также волосы на хвосте: правильно ли они по природе растут. Страна в бессилии своем, подобно сжатому льняному полю. Так, в переводах не включен текст сказания о Горе Бехудетском, содержание которого к тому же изложено в II главе первой части. Самым кровавым было последнее сражение – в номе Мерет. Последней пришла любимая дочь Ра — богиня веселья, любви, пляски и музыки Хатхор.
Тифон или Дракон Апопис – Обвинитель в Книге Мертвых – побежден Гором, пронзающим главу своего противника когтем также и Тифон есть всеразрушающий ветер пустыни, восстающий элемент, приводящий все в смятение. Письменность древних египтян долго не могли расшифровать и только в 1822 году французскому филологу Франсуа Шампольону (1790 – 1832) удалось разгадать тайну египетских иероглифов. Он считался сыном бога Геба (земли) и богини Нут (неба). 46. В Полях Иалу, Полях Камыша, умершего ждала такая же жизнь, какую он вёл и на земле, только она была счастливей и лучше. Они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду.
– десятый, день шестнадцатый второго месяца Урожая). Она была сестра и жена Сета, как и Исида, – покровительница умерших людей. егип. Жрецы Гелиополя создали свою версию возникновения мира, объявив его создателем бога солнца Ра, отождествленного с другими богами – творцами Атумом и Хепри («Атум» значит «Совершенный» имя «Хепри» можно перевести как «Тот, кто возникает» или «Тот, кто приводит к возникновению»).
Например, термин «время» они понимали как что-то поспешное, соединяющее начало с концом. Представление об Осирисе как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который считался магическим средоточием плодородия страны и вот таким образом участвовал во всех основных обрядах земледельческого характера: с наступлением времени подъема Нила бросал в реку свиток – указ о том, что начало разлива наступило первый торжественно начинал подготовку почвы для посева срезал первый сноп на празднике жатвы, за всю страну приносил благодарственную жертву богине урожая Рененутет и статуям умерших фараонов после окончания полевых работ. Тот, который был сам посыльным, посылает другого.
И так было установлено и признано, что его могущество превосходит могущество других богов. царствования. К несчастью, песни камней и песка часто обрываются на полуслове. Апоп еженощно подстерегает Ладью.
Прочим богам, кроме Селены и Диониса (Исиды и Осириса), египтяне не приносят в жертву свиней, да и этим богам – только в известное время, а именно в день полнолуния. При этом загадочен как каждый элемент изображения, так и их сочетание (Рак, 2000, 19 и сл. ). Вот таким образом Бэсы и Бэсит всегда настороже.
Но не так-то просто было остановить выпущенную на свободу дикую силу Сехмет. Появление В эпоху Среднего царства резко возрастает значимость культа фиванского Амона фараоны XII династии берут имена уже в его честь: Аменемхет (Амон во главе). Рукоятки систров обычно изготавливали в виде кошки с человеческим лицом. Всего же богов насчитывалось более семи сотен, причем многие дублировали функции друг друга. Оплакав умершего, его родственники относили труп в «Дом золота» к бальзамировщикам, которые в течение десяти дней должны были изготовить из него мумию.
Узнав о мятеже, он велел своему сыну Гору вступить в битву с заговорщиками. Исида сложила тело своего мужа, вылепила фаллос из глины, освятила его и прирастила к собранному Осирису, потом смазала труп «божественными маслами», предохранив его тем самым от тления. Апе арабск. Всего Апис должен был удовлетворять признакам. Вход, как правило, был ориенирован на восток (за исключением храма Проводы Атона на покой, вход которого был обращен на запад). Обретя под ногами землю, Атум стал размышлять, что ему делать дальше.
Эта восьмёрка состояла из четырёх пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. По возвращении в Египет, Исида спрятала сундук в Дельте Нила, в зарослях камыша. 38.
Всякий, кто приблизится к женщине, почувствует дурноту и будет поражен болезнью. Кроме того, Крокодил был символом Нижнего Египта, наиболее болотистого. И наконец, последний день месяца стал днем отыскания руки Осириса.
Ее необходимые условия – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Под землей тоже есть Нил, по нему солнце, спустившись за горизонт, плывет ночью. В каждом номе почитали своих богов. Причём, данное слово «предел» относится и ко времени и к пространству, вот таким образом Неб-ер-чер является Вечным Богом Вселенной, который сотворил мир. Это они делают в каждом приречном городе. Его коварный брат Сет позавидовав его славе и власти, убил и расчленил Осириса.
до н. э. ) знаменательный эпизод в истории распространения культа бога Солнца. Одновременно, Она была богиней магии и колдовства. Таким образом, убедивший себя в собственной безгрешности (или, применительно к христианству, в искренности своего раскаяния в грехе) человек, заявив о своей безгрешности (раскаянии) вслух и будучи лишён возможности что бы то ни было добавить, сразу почувствует это самое внутреннее неудобство – сердце изобличит ложь и стрелка Весов отклонится. Чувствуется, что мастера не уверены в правильности творческого пути.
Смысл этого подтекста заключается в принятии человеком раз и навсегда заведённого богиней правды (Маат) порядка, в подчинении ему, в отказе от попыток изменить что-либо в этом мире ибо любые перемены, считали египтяне, будут только к худшему. Говорят, что он любезен Ерме (Гермесу, с которым греки- отождествляли Тота – И. P. ), отцу словес, так как по виду подобен природе слова: чёрные перья можно сравнить с умалчиваемым и внутри обращающимся словом, белые же – с произносимым и слышимым, слугой и вестником, так сказать, внутреннего. Дети любимые лишены погребения.
Не различается сын мужа от такого, который не имеет отца. После этого боги приступали к взвешиванию сердца на Весах Истины: на одну чашу клали сердце, на другую – перо богини Маат. Город Унут получает название Хемену (коптск. Знающий имя человека или демона приобретал власть над ним.
При затмении Луны закрывает глаза, пока богиня снова не засияет. Наполнив тушу всем этим, они сжигают её, обильно поливая маслом.
Он отражён в мифах. Однако, случилось несчастье. Изображение на одном папирусе в «Edipus Egyptiacus» Кирхера5 представляет яйцо, парящее над мумией.
Боги фактически создали новое государство, которое стало процветающим и могущественным. Каждый египтянин закалывает в честь Диониса (Осириса) вечером накануне праздника поросёнка перед дверьми своего дома и затем отдаёт его свинопасу, который продал ему поросёнка. После объединения страны под властью правителей Верхнего Египта характер мистерий меняется. Однажды Он даже разрубил на куски тело Сета, принявшего облик гиппопотама.
Так, например, ряд египтологов придерживается мнения (разделяемого и автором), что Весы служили для загробных судей своеобразным детектором лжи: взвешивание сердца производилось не после Исповеди отрицания и второй оправдательной речи, а одновременно с ними – на протяжении всего допроса сердце покоилось на чаше Весов и если умерший оказывался виновным в каком-либо из преступлений, то, едва он начинал клятвенно утверждать обратное, стрелка немедленно отклонялась. Что же это за порядок устройства мира и Космоса. Однако превращения Баты носят явно сакральный характер священный бык, священные деревья. Прежде всего надо было создать других богов.
Геродот отождествлял Осириса с Дионисом (II, 144). (Греки истолковали слово гиксосы буквально, как название народа. ) Гиксосы основали XV династию, короновав одного из своих военачальников и царствовали в течение Второго Переходного периода на Севере – одновременно с фиванской династией, царствовавшей на Юге столицей гиксосов был город Аварис (греч.
И было сказано о Птахе: Он, сотворивший все сущее и создавший богов. Узнав лежащее в нём тело, Он пришел в ярость и разрубил его на куски, разбросал их в разные части страны (их было четырнадцать, по количеству дней убывающей луны). В течение всего времени поисков нового священного быка (60 дней) жрецы соблюдали пост.
Боги поместили его в голову быка по имени Анти. Но, эта культура всегда была загадочна. Итак, сила и развитие душ человека обеспечивало его существование в загробном мире. Но со временем он стал дряхлым и слабым и не одни боги решили воспользоваться этим. Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха и Тефнут, богиню влаги.
Собрание проходило тайно, чтобы люди не узнали, что их замысел раскрыт. Вот таким образом Атум решил, что одновременно с ветром надо создать богиню, которая будет охранять и поддерживать раз навсегда установленный закон. Миф о Тоте, как и предшествующий о восьмерке богов, связан с городом Гермополем. Входить туда имели право только жрецы и фараон и только в определённые дни. Нун или Первоокеан изображался обычно как необозримое предвечное водное пространство. Для этого он принял образ бога Хепри (по-древнеегипетски это слово означает «возникать» и изображается жуком-скарабеем).
далее). Это я, Хармахис-Атум-Хепри, говорю с тобой. Око Ра или Солнечное Око, олицетворяет могущество и власть. В этом чертоге Осирис вершил Суд над умершими. Над «змием» изображены два мистических глаза Амона9, скрытого «Тайного Бога». Проснувшись, Тутмес исполнил волю бога. Ипет-сут) – Карнакском храмовом комплексе, северном святилище Амона (-Ра), Мут и Хонсу в Фивах их главном культовом центре.
Погиб противник Ра. И вот повелели боги перед ликом Осириса отдать бедняку погребальное убранство богача, которого ты видел, когда его хоронили с почестями. Так и возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада. В своих молитвах фараоны постоянно подчёркивали, что они послушны воле богов. Смотрите: тот, который не имел опахала, живет в тени. Ануп его кормил и одевал, Бата пас скот, обрабатывал поле, собирал урожай.
бога с таким же именем, как и у одного из богов гермопольской Восьмёрки. е. их ба, душа) днем выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат).
40. Что же касается сюжетов египетских мифов, то они не насыщены увлекательными приключениями. Ты прогнал мрак и небытие лучами своих очей, этих барок, плывущих по небу. Таким образом, египтяне заметили, что воды Нила (Нун) и солнце (Ра) являющиеся символами жизни, обладают определённым во времени рядом природных циклов.
(Приведённые выше названия месяцев даны по празднествам и относятся к народному календарю). Тушу животного обдирают и уносят, призвав страшные проклятия на его голову. Обожествлены были также белый Бык Мина, Бык Маат и Бык Небес (сын и супруг Нут – Небесной Коровы, оплодотворяющий её)., Восходит Атон и др. Каждое утро Нут производит на свет солнце и каждый вечер прячет его на ночь в своем чреве. Вот таким образом он в первую очередь создал холм Бен-бен.
И умиротворился Птах, создав все вещи и произнес божественные слова. Бог музыки Айхи (Ихи) – сын Ра и Хатхор. 1. Эта пара родила своих детей, Геба, бога земли и Нут, богиню неба. Воистину: смех забыт. Заклинание завершалось словами, отождествлявшими пострадавшего египтянина с Хором или Ра: Как исцелился Хор (Ра), так исцелится и имярек он будет жить, а яд погибнет. Подле трона стояли Анубис и Тот, перед которыми были Весы Истины. - Отец мой, Сатни.
Свинью египтяне считают нечистым животным. Разница между продолжительностью календарного года (30х125365 суток) и астрономического солнечного (365 1/4 суток) не учитывалась в древнеегипетском календаре. Грабитель стал владельцем богатств богач превратился в грабителя. Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога.
Напротив, коров приносить в жертву им не дозволено: они посвящены Исиде. Имел он жену. Во главе этой оппозиции становится наследник престола.
Гор отдает свой левый глаз для оживления отца и Осирис возвращается к жизни. День семнадцатый месяца Тиби. Строчное солнечное имя заключается в картуши наподобие имён фараона и его жены.
Как только у роженицы начинаются схватки, к ней на помощь вместе с Хатхор и Исидой спешит богиня Мёшен (и)т, покровительница рожениц и помощница повитух красивая молодая женщина в головном уборе из разноцветных перьев. Давно замечено, что человек, совершив противоречащий морали поступок, невольно (этот процесс бессознателен) ищет, а значит и находит, оправдание, суть которого обычно сводится к тому, что поступок был вынужден обстоятельствами, а не совершен свободной волей. Впоследствии (с конца Нового царства) Осирис был связан с Ра и стал изображаться с солнечным диском на голове. 3) Пора ранних солнечных картушей (у Ю. Я. Перепёлкина – колец) до переименования фараона в Эхнатона – 4 – 6 гг.
Затем, прекратив плач, устраивают пиршество из оставшихся частей жертв. Соединяется клювом, также и рождает детёнышей. Хеопс). Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару. Такой календарный праздник существовал у всех народов Переднего Востока.
Драма завершалась водружением посвященного Осирису столба «джед», символизировавшего возрождение бога и, опосредствованно, – всей природы. Во времена Древнего царства фараон жаловал своим вельможам ещё при жизни гробницу. Возглавил совет бог Нун, воплощавший водную стихию.
до н. э., задолго до возникновения классового общества. Нил мыслился богом и отцом богов. Загадочны и великолепны древние статуи, фрески и дошедшие до нас мифы. Именно эта идея обновления появляются в египетской религиозной мысли4.
Ибо, как сказано в гимне1, умерший или уничтожается там или становится чистым духом на Вечность, вследствие «семижды семидесяти семи жизней», проведенных или которые будут проведены им на Земле. Древние египтяне поклонялись солнцу.
Он есть Яйцо Себа. Не меньшее значение имел Рен и для богов. И произнес тогда Нун : Да возрастут они.
Упоминание о Небесной Корове сохранилось и в тексте, повествующем о том, как непосредственно после своего появления на свет солнечный младенец сел на спину Небесной Коровы Мехет Урт и поплыл по горизонту. На всём протяжении истории Египта между богами и фараонами как бы существовал неукоснительно соблюдавшийся нерушимый договор, основанный на принципе do ut des (даю, чтобы ты дал), – боги даровали фараону долголетие, личное благополучие и процветание государства, фараон же, со своей стороны, обеспечивал богам соблюдение культа, строительство храмов и т. п. Естественно, он делал это не единолично – происходил взаимный обмен услугами между миром богов и Египтом в целом, однако осуществлять миссию посредника между богами и людьми был призван фараон – богочеловек - Встань, юноша, проснись. – воскликнул Са-Осирис. Вместилищем души Амона-Ра считались бараноголовые сфинксы (аллея бараноголовых сфинксов вела в Большой Храм Амона-Ра – главный храм Карнакского храмового комплекса), облик которых заключает в себе символику: баран – символ плодородия и священное животное Амона, львиное тело – тело египетских сфинксов, которые, помимо прочего, связывались с Ра и солнечным культом. Слышал я также, что ходит он, делая шаги длиной в локоть.
Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба русское слово «душа», однако, не является точным соответствием египетского понятия) имени, тени. Боги торжествуют, предаваясь радости. Трон Осириса на земле переходит к Гору. Став на него, поразмыслил я перед лицом своим и приступил к творению.
Хор Бехдетский произвёл (там) великое избиение среди (демонов) и увёл 381 пленного и убил их пред Ладьей Ра. Затем родились Осирис, Сет, Исида и Нефтида от союза Нут и Геба. Супругой Амона (-Ра) считалась богиня Мут их сыном – Хонсу, лунное божество и бог времени. Когда Осирис повзрослел, он унаследовал трон Геба и стал земным владыкой. 5. Бог Тот, как полагают египтологи, получил имя от названия одного из мест его культа.
Хауара, позднее ПерРамсес, Джане). Ученые полагают, что первая версия этого мифа возникла незадолго до объединения Египта. Хнум считался подателем воды, хранителем истоков Нила.
Маленькие дети говорят: О если бы отец не дал бы мне жизнь. Внешнему несходству значения не придавали – значение имел лишь Рен. изображённые в виде иероглифов на камнях. Долгое время существовало представление о ежедневном рождении и умирании Светила.
Потом отрезают ляжки, верхнюю часть бедра, плечи и шею. Но, зная магию и тайны колдовства, Она решила исправить создавшееся положение дел. Тот почитался в облике болотной птицы ибиса, пожирательницы змей или обезьяны павиана. На этом острове Просопитиде много и других городов, а тот, откуда приходит барка за костями, называется Атарбехис и на нём воздвигнуто святилище в честь Афродиты (Хат-хор). Сет долго преследовал Исиду и Гора, которым пришлось спасать свою жизнь в болотах Дельты.
Человека, которого утащил крокодил, хоронили с особыми почестями. Вокруг диска обвилась кобра-урей.
Уже преемник Эхнатона, Сменхкара, переносит столицу обратно в Фивы и начинает восстанавливать Карнакскии храмовый комплекс Амона-Ра, немало пострадавший в годы солнцепоклонничества (в частности из этого храма брали камень для нужд ахетатонского строительства). Истинный же собственник судов взирает на них, но они уже не принадлежат ему.
Но убить Сета сын Исиды так и не смог. Это понимание было изображено иероглифом в виде крылатой змеи, держащей свой хвост во рту. Быки считаются посвященными Эпафу (Апису) и вот таким образом их тщательно исследуют вот каким образом. 2. Он бог – сил природы.
Не было ещё ни неба, ни земли. 48. Бывшие же в тени охлаждаются только дуновением ветра. К этому периоду относится наибольший расцвет культа Монту фараоны XI династии берут имена в честь Монту: Ментухотеп (Монту доволен).
На этих Весах боги Дуата взвешивали содеянное людьми добро и зло. Шмуну) – Восемь, Восьмёрка – в честь почитавшихся там восьми изначальных богов-творцов. Культы всех прочих богов продолжают отправляться, гонений на них нет. Частью праздника Тефнут был её брак с братом Шу.
Тот, который никогда не ткал для себя, теперь облачен в тонкое полотно. Вскоре в Золотой Чертог явились Шу, Тефнут, Геб и Нут. Амон (-Ра), Мут и Хонсу составляли Фиванскую Триаду. У Исиды и Осириса был сын – Гор.
К ним присоединяется и Таурт. Так появился на свет Гор. Такой календарь с блуждающим годом был официальным, административным. Шип двери торчит в его правом глазу.
Из этого океана и поднялся Хепри. Бха) считался душой Монту в Гермонте и связывался также с культом Осириса. Перед лицом Осириса происходит психостасия : взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символами). Миф об Осирисе (егип. Простирался неоглядный Нун, застывший в неподвижности погруженный в непроницаемую тьму. Бог Осирис вместе с другими богами вершит над покойным суд.
Воистину: волосы выпали у всех. 1. Этот разрыв соответствует пропасти. Даже появился Он, согласно преданию из бока матери Нут раньше положенного Ему срока. Варвары извне пришли в Египет. Немур).
Сестры Осириса Исида (в то же время являющаяся его женой) и Нефтида долго ищут тело убитого, а найдя, оплакивают. Пережитки древнейших представлений о том, что зачатие происходит и в результате проглатывания В Додинастическую эпоху Египет делился на две враждующие области – Верхнюю и Нижнюю (по течению Нила). Хапи (как называли реку египтяне) пронизывал не только страну, но и сознание её обитателей. Смотрите: благородные женщины голодны, мясники же сыты тем, что они закалывали для других. В XVII в. до н. э. Египет завоёвывают гиксосы (егип.
Чрезвычайно счастливый день. Воистину: детей знатных разбивают о стены. Первый из этих устоев – любовь к земной жизни. Птах приобрел их черты. Для этого животное должно было иметь ряд особых примет. Ими был построен город, в центре которого возвели высокий маяк.
Верная жена Исида, собрала все части своего мужа, сделала первую мумию с помощью бога Анубиса (покровителя мертвых, бога бальзамирования) и родила от Осириса сына Гора. Сам великий Ра творил мир силой слова: давал вещам их имена, тем самым определяя их место ч мироздания. И ещё один очень интересный факт: в провинциальных центрах отцом фараона считался местный верховный бог. Анубис оглашал приговоры богов, а Тот записывал их. Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополиса. Именно к такому выводу пришли ученые изучавшие основание этого древнего сооружения.
Запрещены культы всех старых богов, солнцепоклонничество становится неистовым. То, что наверху, низверглось и мрак окутал землю в этот день. В одном и том же мифе бог, добрый и справедливый вдруг совершал злой поступок. Покойный ни в чём не знал недостатка.
Именно так были рождены все боги, Атум и его Девятка. Собственники богатств стали неимущими. Вот таким образом множество опасных семян входит в одежду и смешивается с ней. Египтянин прожил долгую, счастливую жизнь, но вот душа Ба покинула его и он умер.
егип. Для этого Она превратилась в самку коршуна – птицу Хат – и распростёрла крылья над мумией. Но владыка Вселенной быстро навёл порядок. Эти божества являются основой творения. Богов изображали в виде животных, с головами птиц и зверей, были боги-скорпионы, змеебоги.
В Подобных текстов сохранилось множество от самых различных периодов истории Египта. Так же и с теми, которые страдают от голода, но не могут дотянуться до еды. Любовь Осириса и его супруги Исиды – тема одного из главных циклов египетских мифов, отражающих природный цикл (рождение, увядание, смерть, возрождение). Это просто означает, что ibis religiosa обладал и обладает «магическими» свойствами, как и многие другие птицы, в особенности альбатрос и мифический белый лебедь, Лебедь Вечности или Времени, Калаханса. Нейт указала на Гора, однако Сет не собирался так просто сдаваться и возобновил войну. Там Ра, как и любой душе после смерти, приходилось преодолевать на своём пути всевозможные препятствия и опасности, подстерегавшие путешествующих по загробному миру, чтобы в пятом часу ночи попасть в «Великий Чертог Двух Истин».
Он стал великим фараоном. Когда-то Осирис, по легенде, был царем. Обновление и рождение Великого Бога в облике Хепри в пещере. Отец и мать дают своему ребёнку Реп – имя. Но поскольку до сих пор все фараоны восходили на престол по воле Амона (-Ра), а Тутмес был первым, кто стал царствовать благодаря покровительству другого бога, в эпоху XVIII династии началось противоборство власти Амона (-Ра). Из них вышли четыре бога, которых назвали Владыками внутренностей.
И в главном, основополагающем из них, раскрывается тема сотворения мира, людей. Вполне очевидно прослеживается влияние сил природы на мифологию древних египтян. Об этом свидетельствуют и Тексты Пирамид, говорящие о «Ра, теленке золотом, рожденном небом» и позднейшие изображения, показывающие эту небесную корову с плывущими по ее телу светилами (рис. 1).
Эта первая в мировой истории попытка ввести монотеизм (единобожие) не удалась. Наряду с людьми здесь действуют и боги.
Когда все жители Египта стали грамотными и по всей стране установился угодный богам порядок, Осирис решил отправиться в миссионерское путешествие по соседним странам, поскольку остальные народы всё ещё пребывали в состоянии варварства. Благородные женщины скитаются по стране. Он бог производительных сил природы (в «Книге мертвых» он назван зерном, в «Текстах пирамид» – богом виноградной лозы), увядающей и воскресающей растительности. Египетский текст Речение Ипувера можно назвать мифом о будущих бедствиях. Это день, когда Нун вышел из храма, в котором пребывали боги.
Согласно «Текстам пирамид», Ра – Атум – Хепри создал себя сам, возникнув из хаоса именуемого Нуном. 60. и дни отсчитывались по сельскохозяйственным периодам и к ним же приурочивались праздники (подъема воды, начала жатвы, урожая и др. ).
Люди общались с богами на особом языке, который отражается в иероглифах. Голову её украшала корона — золотой диск и коровьи рога. Если же чаши весов оставались в равновесии, покойный признавался оправданным. Яростная львица увидела это озеро, приняла его за человеческую кровь и начала жадно пить. Воистину: вскрыты лари из эбенового дерева.
Нет никого, кто бы его собрал. Смотрите: тот, который никогда не строил себе даже лодки, стал теперь судовладельцем. Солнце почитается под именем Да живёт Ра, властитель небосклонный, ликующий на небосклоне в имени своём Pa-отец, пришедший как Атон – т. е. из раннего солнечного имени изгоняются упоминания старых богов: Хора (в имени Хорахте) и Шу. Поскольку он был один, первую пару богов ему пришлось родить самому. Жили два брата от одной матери, от одного отца.
Это ведь там всеобщий обычай, так как домашних животных они не убивают. Называется же козёл и Пан по-египетски одинаково – Мендес (Банебджедет). Оправдан на суде Осириса мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, что не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т. д., а также «чистый сердцем» («Я чист, чист, чист» – утверждает умерший на суде).
Я знаю это сказание, но не считаю благопристойным его рассказывать. Иун-та-нечерт) и кошка с женским лицом также считалась символом богини и её храма.
Но овладение новыми художественными формами было нелёгкой задачей для мастеров. Это представление о жатве ржи, как «плода деяний», весьма изобразительно. За принесение в жертву неотмеченного животного полагается смертная казнь.
В древних восточных мифологиях космогонические мифы повествуют, что была вода (отец) и плодотворная слизь (мать, Илус или Хилэ), откуда выползла земная змея – причина. Третий основной цикл мифов Древнего Египта связан с Осирисом. Все врата охраняются чудовищами и огнедышащими змеями.
Он был самым праведным судьей из всех царей. Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи. Око-урей охраняет справедливость и закон и убивает своими лучами всех врагов миропорядка.
египтяне в своей теологии имели лишь – «Четырех Сыновей Бога» – тогда как в Пэмандре даны семь – избегая, таким образом, всякого упоминания о дурной природе человека. Египтяне в те времена были ещё варварами и людоедами, вот таким образом Осирис занялся их обучением. Я воссуществовал и воссуществовали существования и многие существа вышли из моих уст. Не купайся в этот день ни в какой воде. У некоторых богов имена менялись согласно времени суток.
Наиболее значительные храмы Ахетатона: 1) Большой Храм Атона (Дом Атона в Ахетатоне) имевший несколько составных частей: Дом ликования Атона, Сень Ра жены фараоновой великой Нефертити – жива она. Этот комплекс очень декоративен. Когда они подъезжают к какому-нибудь городу, то пристают к берегу и делают вот что.
Атон начинает косвенно упоминаться как божество. После их объединения фараоном Нармером в централизованное государство страна продолжала административно делиться на Юг и Север, Верхний (от вторых порогов Нила до Иттауи) Египет и Нижний (Мемфисский ном и Дельта) и официально именовалась Две Земли. Чтобы предотвратить несчастье, надо прежде всего запастись чудодейственными амулетами. Теперь борются две группы, одна из которых в одеждах верхнего Египта, а другая – Нижнего. Говорили они ему: Вон там хороша трава, – и он вел их туда, куда им хотелось. Но почему они всё-таки изображают его таким, мне трудно сказать.
Пантеон богов возглавлял бог солнца Ра. Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару. И были найдены все части, кроме фаллоса. День девятый месяца Паофи. Бата находился на попечении Анупа, как сын. Умерший сверкает в своем Яйце, когда он переходит в Страну Тайны.
Владычицы дома говорят: О если бы было, что поесть. Египтяне рассказывают и меня не легко убедили, будто занимающиеся бальзамированием животных и сведущие в этой премудрости признают, что внутренности ибиса длиной в локтей.
Всякий рожденный в этот день умрёт от опьянения. В Книге Мертвых, как только что было показано4, часто делаются ссылки на Яйцо. Сам Дуат (Западная Страна) подчинялась Осирису, как владыке загробного царства и всех умерших. А в четвёртой провинции Дуата бог Солнца дал имена человеческим расам, установив их иерархию (с. ). Чистых быков и телят египтяне приносят в жертву повсюду. Потом выпахали из земли внутренности Осириса.
Тот, кто не спал даже рядом со стеной, стал собственником ложа. Воистину: чужеземной землей стал Египет. Победу всегда одерживало лето (воскрешение природы). Он имел вид существ и предметов. В продолжающемся акте творения от первой пары богов – Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) – родились Геб (Земля) и Нут (Небо).
Те, кто не удостаивался такой награды, строили себе гробницу на собственные средства. Солнцепоклонничество, по сути, просуществовало лишь до окончания царствования Аменхотепа IV (1347, по другим хронологиям 1350, 1358 г. до н. э., когда фараон-реформатор умер в возрасте около 33 лет), да и то во многих номах Египта культ солнечного диска был воспринят чисто формально. Такого восхваления Птаха не могло быть в древние времена. Все собравшиеся по очереди стали примерять его на себя, но он не годился ни для кого из них. Хнум скорбит из-за бессилия своего.
Тогда Ра пошёл на хитрость (в некоторых мифах считается, что ему подсказал это хитрый Тот): на пути Сехмет были разлиты тысячи кувшинов пива, в которое был подмешан порошок гематита, чтобы сделать его красным, как кровь. С того момента все фараоны носят змея-урея у себя на короне. Ибо это Яйцо, по Эзотерическому Учению, есть Дэвачан, Обитель Блаженства Крылатые Скарабеи также другой символ того же. – Видишь ли ты благородного человека, который стоит подле Осириса.
Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения. 1. Очень несчастливый день.
Первую пару: Шу (Воздух) и Тефнут (Влага)– ему пришлось родить самому, а уже потом, от их союза, появился весь египетский пантеон: Геб (Земля), Нут (Небо), которые, в свою очередь, породили двух богов и двух богинь – Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Египтологи пытаются создать обоснованные на письменных источниках (которые появились гораздо позже) гипотезы о становлении и развитии египетской мифологии1. Старшего звали Ануп, младшего – Бата. Зародилась в сердце Птаха мысль в образе Атума, возникла она на языке в этом образе. Поклонение божествам стало фундаментом для появления мифов.
Огромный золотой систр стоял в главном святилище Хатхор – её храме в Дендера (егип. И так каждый день-деньской.
Жертвоприношение же совершается вот как. Все живое, что попадалось Сехмет на пути, она убивала. В соединении с Ястребом, символом Озириса-Солнца, символ становится двойственным и относится к той и к другой жизни – смертной и бессмертной.
Будет ли богатым урожай, – это зависит прежде всего от подъёма воды в Ниле. Когда Сет убил Осириса, Нефтида бежала от него и присоединилась к Исиде. Так возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада.
хикхасет). Оправдан на суде Осириса мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, что не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т. д., а также «чистый сердцем» («Я чист, чист, чист» – утверждает умерший на суде). Исида, Нефтида, Селкет и Нут защищали покойного перед судьями. Греки отождествляли Тота с Гермесомотсюда греческое название города.
39. Осириса, счастливо царствовавшего в Египте, коварно убил его младший брат, злой Сет. Уже на твердой почве он приступил к созданию других богов. В коронационных и победных гимнах фараонов и в гимнах богам-демиургам мы найдём одни и те же постоянные эпитеты, одни и те же основные сравнения – со львом, быком и соколом, прославление единого и общего образа фараона-бога и бога-фараона как всемогущего владыки и милостивого господина и защитника.
Дороги обезлюдели ибо на всех путях засады. В Первый Переходный период (IX- Х династии) Мемфис утрачивает статус столицы централизованного государства, власть концентрируется в руках номархов Гераклеополя (егип.
Но слишком долго плясать и радоваться нельзя. Для радикальных исламистов джихад (священная война) означает вооруженную борьбу, которая проявляется в террористических акциях. Исида горевала, что при жизни Осириса не успела родить сына. Последние открытия позволяют отметить, что у данных легенд есть под собой серьезные основания.
Древним египтянам казалось, что боги сотворили мир для людей. Смотрите: вельможи ютятся в опустевших закромах.
Египетские мифы о начале мира не представляют собой единого, цельного рассказа.
Фараон мыслился как богочеловек и заключённое в нём человеческое начало сближало его с простыми смертными. А некоторых, слывших добрыми помощниками и защитниками, очень любили. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава «Книги мертвых»). В этот же период происходит отождествление Амона и Мина. Смотрите: скот разбегается. 1. Младший был прекрасным юношей. Оксиринх (греч.
Но, появившись над водой (помните, в Библии: «Земля же была безвидна и пуста и тьма над бездною и Дух Божий носился над водою»), новорожденный бог не смог найти место, где мог бы удержаться и потому создал холм или, вернее, остров Бен-бен. Итак, коз и коров в упомянутых округах египтяне не приносят в жертву и вот почему. Бухис был чёрным (правда, предполагалось, что цвет шерсти у него меняется каждый час, в зависимости от фазы суточного пути Солнца) и изображался с солнечным диском между рогов. Подняв голову, раздув шею и обнажив напитанные ядом зубы, змея грозно шипела. Он даже давал деньги всем, кто оставался недоволен его приговорами.
е. их душа) днем выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Культ Осириса связан с распространением земледелия в Египте. Боги сначала жили среди людей (в это свято верил каждый египтянин) и царствовали в долине Нила. Гермополь, столица XV верхнеегипетского (Заячьего) нома, важным политическим центром не был.
Эта версия сотворения мира не была единственной в египетской мифологии. В другой день уже больше никто не станет есть свинины.