Внезапно появляется неизвестный рыцарь с красавицей дочерью Одиллией. Празднуя свое абсолютнолетие в дворцовом парке, принц Зигфрид веселится среди друзей, однако пролетевшая над парком стая лебедей манит его за собой. Он отказывается. Но автор либретто и источник сюжета неизвестен.
Сочинение музыки продолжалось около года с перерывами. Среди зарослей раскинулось большое озеро. Владетельная Принцесса в отчаянии, все стараются ее утешить. Бесспорно, благодаря стараниям двух постановщиков, сюжет спектакля невероятно обогатился. Л. : Искусство, 1971.
Лишь ночью среди развалин она бродит в образе девушки. Спустя годы Федор Лопухов назвал своим «грехом перестановку» сочинения Петипа и Иванова, а его искуплением – возвращение к жизни композиции и хореографии Петипа и Иванова на сцене Малого театра оперы и балета в 1958 году. Вдруг в парке появляется мать Зигфрида, Владетельная принцесса. По воспоминаниям Н. Д. Кашкина начало работы относится к маю 1875 г. В сентябре композитор писал Римскому-Корсакову: «По приглашению Московской дирекции пишу музыку к балету Озеро лебедей. Театр классического балета «Moscow State Ballet» представляет балет Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро» – музыкальный и хореографический шедевр, ставший эмблемой всего русского балета. Это решение из спектакля Лопухова заимствовал Владимир Бурмейстер, создавая свою версию «Лебединого» в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Появляется злой волшебник Ротбарт. К сожалению, он оказался неважным постановщиком. Тут ей преподносят букет роз и строгость смягчается. В отдельных частях этого цикла слышится то чувственное томление (вторая вариация с ее ориентальной окраской), то что-то повелительное и угрожающее (грозные «стучащие» ритмы четвертой вариации). Удивительно, что именно эта версия попала в школьную программу Великобритании.
До сих пор некоторые труппы ставят ее как отдельное самостоятельное произведение. На озеро опять выплывает стая лебедей. На темную гладь таинственного озера струится лунный свет. Авторских прав ни Бегичев, ни Гельцер никогда не предъявляли. Они подвластны его воле и только большая преданная любовь снимет с них роковые чары. Спектакль проходит с двумя антрактами и продолжается два с половиной часа.
Это принцесса Одетта. В «Лебедином озере» Чайковский еще остается в рамках жанров и форм балетной музыки, сложившейся к тому времени по определенным законам, хотя наполняет их новым содержанием. Внезапно в замке появляются таинственные незнакомцы.
Воспоминания. Она лежит в основе большинства последующих постановок «Лебединого озера», за исключением модернистских. Извлечение из собрания Музеуса издано в русском переводе под названием «Волшебные сказки». Другой спорный вопрос — финал спектакля. И вот на берегу появляется Зигфрид с арбалетом в руках, решивший поохотиться.
В мыслях его Одетта. Оставалось только восстановить спектакль в новой редакции, обновить хореографию. Тема всепобеждающей любви, торжествующей даже над смертью, была ему близка: в его творческом портфеле к тому времени появилась уже симфоническая увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», а в следующем году, после обращения к «Лебединому озеру» (так стал называться балет в окончательном варианте), но еще до его окончания, была создана «Франческа да Римини». Считается, что Петипа воссоздал хореографию балета Лебединое озеро, однако истинно русский колорит спектаклю придал Лев Иванов, который сумел совместить раздольную напевность и неповторимое очарование российских просторов. Для этого и решили создать постановку Лебединое озеро. На берег к развалинам часовни приходят охотники с Зигфридом и Бенно. 6 Там же.
В замке бал. Третья картина. Вряд ли можно требовать от «первенца» совершенства музыкальной драматургии. Вероятны также и соавторство и помощь других лиц. Однако Минкульт СССР тогда не согласилось на гибель Одетты и Зигфрида.
«Лебединое озеро» Юрия Григоровича (Большой театр, 1969) — философская поэма о вечной борьбе добра с коварством и злом, причем эта борьба ведется, прежде всего, внутри человека. Берег озера.
В окно замка бьется белый лебедь. Принцесса поворачивается и уходит, а веселье разгорается с новой силой. По сути, в ней были заложены основные традиции, определяющие подход новых балетмейстеров к авторскому тексту П. И. Чайковского.
Сомнения Зигфрида окончательно рассеяны, он называет Одиллию своей избранницей. Одетта вбегает в отчаянии от измены принца. Пантомимные моменты, если можно так выразиться, станцованы, мистицизм удален.
Вальц и Кашкин вспоминали об участии Рейзингера в работе на подготовительном этапе. Он клянется ей в вечной любви и верности. Материалы. Ее начал осуществлять приглашенный в Москву в 1873 году на должность балетмейстера московского Большого театра В. Рейзингер (1827—1892).
Занимается заря. Злой волшебник Ротбарт, хозяин озера, властвует над беззащитными красавицами. Сб. Льву Иванову принадлежит честь сочинения лебединых картин и некоторых танцев на балу. Первый из них связан с работой над Третьей симфонией — летом 1875 г. С августа работа над балетом возобновлена.
Уже были созданы три симфонии и знаменитый ныне концерт для фортепиано с оркестром (1875), чуть позднее — четвертая симфония (1878) и опера «Евгений Онегин» (1881). На сцене огромный парк, зеленеют вековые деревья. Балетмейстер Ю. Рейзингер. Первая версия спектакля с трагическим финалом была создана им еще в 1969 году. Никто ничего не понимал» 2, – вспоминала участвовавшая в спектакле Агриппина Ваганова. К сожалению, неуспех этой постановки надолго бросил тень на сам балет. И хотя от хореографии 1895 года в ней осталось немного (вторая картина, дополненная танцем больших лебедей, мазурка, венгерский, а также частично па-де-де— в сцене бала), она сама за более чем полвека стала «классической», благодаря гастролям театра ею любовались зрители всех континентов.
Таким образом возникло «черное» па-де-де из второго акта. Иванов отличался удивительной музыкальностью и блестящей памятью. что ему делать с танцами, какова должна быть их длина, счет и т. д». По воспоминаниям современников, он «перед написанием балета долго добивался, к кому можно обратиться, чтобы получить точные данные о необходимой для танцев музыке. Рядом с колдуном его дочь, Одиллия. Однако сюжет изложен Чайковским в рукописи партитуры балета.
Комментарии Ф. В. Лопухова // Мариус Петипа. Высоко в небе пролетает стая лебедей.
Над озером пролетает стая лебедей и Принц устремляется к озеру. Удержавшись на сцене Большого театра в течение шести сезонов, «Лебединое озеро» было забыто и не возобновлялось при жизни композитора. Одиллия увлекает и очаровывает его изменчивой игрой. Мариусу Петипа принадлежали хореография I акта, III акт (за исключением венецианского и венгерского танцев) и апофеоз Льву Иванову — II акт, венецианский и венгерский танцы III акта и IV акт. Только ночью, возле этого озера, могут они принимать человеческий облик. Она пытается броситься в воды озера, подруги стараются ее утешить. Мать снова просит Зигфрида сделать выбор.
Одиллия, всячески подчеркивая свое сходство с девушкой-лебедем, обольщает Принца. В замке Владетельной принцессы бал.
Дирижер С. Я. Рябов. При жизни Чайковского II действие «Лебединое озеро» было показано на сцене Национального пражского театра. Спектакль-балет «Лебединое озеро» стал символом еще одного периода, который связан с горбачевской Перестройкой. Еще мгновение и стрела насмерть пронзит благородную птицу. В окно замка бьется белый лебедь. Постановка «Лебединого озера» в московском Большом театре в 1877 году была серой, бесцветной и ни в какой степени не отвечала новизне и художественной значительности партитуры.
Завершается цикл стремительной «вакхической» кодой с острыми синкопированными ритмами. В замке Владетельной Принцессы – большой бал, посвященный абсолютнолетию Принца. Однако Петр Ильич не стал отклонять этот заказ и решил попробовать свои силы.
Только после этого он приступил к сочинению. Материалы. Принц берет арбалет и отправляется охотиться. Большие вальсы, составляющие вместе с адажио в первых трех актах ядро лирических сцен («Крестьянский вальс», «Вальс лебедей» и «Вальс невест») — первые крупные танцевально-симфонизированные формы.
По озеру проплывает стая лебедей. Сюжет: В четырех актах балета чередуются реальные и фантастические картины. Лишь после всего этого он смог приступить к написанию музыки. Внезапно на бал прибывает странный рыцарь (еще одно обличье-искушение Злого гения) со своей спутницей ослепительной красоты и в сопровождении свиты из черных лебедей.
Занимается заря. С 1945 года и в Ленинграде Принц стал в рукопашной схватке одолевать злодея Ротбардта. Мало того, Дриго оркестровал и вставил в балет три фортепианные пьесы Чайковского: «Шалунья» стала вариацией Одиллии в па-де-де, «Искорка» и «Немножко Шопена» вошли в третий акт. Принц пытается познакомиться с красавицей, однако она ускользает. Филин падает мертвым. На балу в замке, по велению матери Зигфрида, он должен выбрать себе невесту. Бал в замке.
По озеру плывут лебеди. Воспоминания. В четырех картинах произведения реальные картины чередуются с фантастическими. Дважды звучат трубы, возвещающие прибытие новых гостей. Это лучшие слова благодарности, которые когда-либо слышали стены Большого театра. Появляется принц.
Они предложили ему взяться за «Озеро лебедей», вот только, как правило, оперные композиторы в то время почти не работали в жанре балета, не считая Адана. Страшные чары будут продолжаться до тех пор, пока кто-нибудь не полюбит ее на всю жизнь. Дремучий лес.
Ему предлагалось написать балет «Озеро лебедей». В 1937 году в московском Большом театре Асаф Мессеpep также обновил «Лебединое озеро».
Это Одиллия, двойник Одетты. Зигфрид понимает свою роковую ошибку. Девушки-лебеди ожидают королеву.
К его лучшим достижениям относятся, кроме сцен «Лебединого озера», «Половецкие пляски» в «Князе Игоре» и «Венгерская рапсодия» на музыку Листа. Все это присутствует на сцене во время спектакля. Владетельная Принцесса в гневе уходит вместе со своей свитой. Невесты танцуют. Статьи. Птицы мечутся, словно что-то нарушает их покой. Сказочная коллизия развивает важнейшую для романтизма тему рока, родового проклятия. Но Принц хочет остаться один.
5 Ваганова А. Я. «Лебединое озеро» // Агриппина Яковлевна Ваганова. Зрительно отлично отзываются о каждом составе. Его музыка трансформирует балет «изнутри»: традиционные вальсы становятся поэтическими поэмами огромного художественного значения адажио являются моментом наибольшей концентрации чувства, насыщаются прекрасными мелодиями вся музыкальная ткань «Лебединого озера» живет и развивается симфонически, а не становится, как в большинстве современных ему балетов, просто аккомпанементом тем или иным танцам. До сих пор неясно, какой литературный источник послужил основой для постановки.
Статьи. Тон задает шут, пустившись в пляс. Вторая картина. Это был не Злой гений, а добродушный леший» 3. Он был настоящим самородком, некоторые исследователи называют его «душой русского балета».
Рассказ девушки о злом хозяине озера — Ротбарте, который ее преследует, потряс принца. Но над этим блестящим торжеством словно нависла зловещая тень. Музыкально-драматургический стержень всего балета — тема-леймотив — «Лебединая песнь». Декорации К. Ф. Вальца, К. Гроппиуса, И. Шангина. Постановкой руководил вышедший после болезни Мариус Петипа. Принц надеется, что девушка-Лебедь уйдет с ним в мир людей. Высоко оценив хореографические находки Иванова, Петипа поручил ему лебединые сцены.
Она, как две капли воды, похожа на Одетту. Одетта рассказывает принцу о проклятии. Картина вторая. Проблема личной ответственности героя за свои поступки неминуемо приводила к неизбежной гибели героев. Чаще всего используется каноническая хореография второго, «лебединого», акта Иванова и «чёрного» pas daction (нередко преобразованный в pas de deux принца Зигфрида и Одиллии) Петипа.
Но злой колдун все видел и уже строит коварный план, как помешать двум влюбленным. Второе действие. Зигфрид очарован красотой Одетты и вызывается быть ее спасителем. В центре — образ Одетты, охарактеризованной трепетной, взволнованной темой. Музеуса «Пруд лебедей», входящая в состав восьмитомного собрания «Народные сказки немцев».
Материалы. Он собирается выпустить стрелу в белую лебедь. Версия Петипа-Иванова стала классической. Воспоминания. В конце лета 1875 года были написаны первые два акта, в начале зимы — два последних.
Неведомые ранее чувства охватывают принца. Стая лебедей, которая пролетает в это время над ними, манит принца за собой. Знаменитому артисту шел 51-й год и балетмейстерам пришлось пойти на компромисс: в лиричном белом адажио Одетта танцевала не с Принцем, а с его другом Бенно, а Зигфрид лишь мимировал неподалеку. Зигфрид должен выбрать себе невесту. Среди присутствующих много девушек знатного происхождения, одна из них должна стать избранницей Зигфрида.
Владетельная Принцесса в гневе уходит вместе со своей свитой. Чайковский присутствовал на репетициях и принимал живое участие в постановке. Принц с удивлением видит, что лебеди превращаются в девушек. Исключение составляли лишь произведения в этом жанре Адана и Делиба. Ему на помощь приходит Бенно.
С. 220. Оно напевнее и простодушнее других балетов». Некоторые образно-сюжетные мотивы либретто родственны произведениям русской литературы. Принц бросается вон из замка. Более полувека на сцене Мариинского театра сохраняется «сценическая и хореографическая редакция» «Лебединого озера» Констатина Сергеева (1950). Зигфрид, обманувшись их сходством, устремляется к ней.
М. : Искусство, 1978. Зигфрид очарован, он никогда не видел столь прекрасного лица. В данном случае невероятно точно, пророчески звучат слова Чайковского, что его «время далеко ещё впереди». Одетта прощается со своим возлюбленным и вместе с подругами скрывается. Это было решено сделать в память о безвременно ушедшем композиторе. Злой гений испытывает чувства принца.
Он отказывается. Он попытался, по возможности дотошно, воспроизвести спектакль Петипа и Иванова 1895 года. Чайковский не ставил перед собой задачу «революции» в балете. Зигфрид, обманувшись их сходством, устремляется к ней. СПб. : Лань, Планета музыки, 2009. Необычным этот заказ являлся потому, что ранее «серьезные» композиторы балетной музыки не писали.
Статьи. Но внезапно лебедь превращается в девушку несказанной красоты и грациозности. Зигфрид понимает, что стал игрушкой в руках Судьбы.
Он безучастно танцует с девушками — никто не может сравниться с его идеалом. Призвав на помощь бывших петербургских балерин, он дополнил балет своими композициями. Все без исключения девушки должны стать птицами и оставаться заколдованными до самой ночи.
За ним следует цикл групповых танцев (Pas de six), который Н. В. Туманина характеризует как «сцену обольщения». Увидев ее, принц понимает страшный обман, но непоправимое свершилось. В спектакле, увидевшем свет вскоре после победы, зло было наказано. Ему на помощь приходит Бенно.
Движения их хоть и плавные, но чувствуется какое-то неуловимое беспокойство. Зигфрид тронут скорбным рассказом Одетты и готов убить колдуна. Честь «внедрения» «Лебединого озера» во французский балет принадлежит другому знаменитому эмигранту Сержу Лифарю (1936, Гранд-Опера). Григоровичу пришлось переделывать постановку под хэппи-энд.
В постановках «Лебединого озера» и по сей день не найдено идеального соответствия между музыкальными замыслами композитора и сценическим действием. Это заколдованные девушки, только после полуночи они смогут принять человеческий облик.
С. 259. На афишах прижизненной постановки «Лебединого озера» имена авторов либретто не значились. Принц и принцесса приветствуют гостей.
Одетта прощается со своим возлюбленным. Зигфриду жаль принцессу, он готов отомстить за нее и убить злого чародея. И он не сопротивляется этому. Впервые в русском балете был создан мужской образ (а не только танец) героя, проходящего через испытания, страдания, бросающего вызов судьбе и борющегося за свою любовь.
Его внимание привлекает прекрасный белый лебедь, превращающийся в девушку. Это слышит злой гений в облике филина. Против ожидания многих, Чайковский заказ принял. Статьи. Не было их и в прижизненных изданиях клавира и программы балета.
В основе балета — сказочный сюжет «из рыцарских времен». Композитор подошел к заказу очень ответственно. Они видят лебедей, у одного из которых на голове золотая корона. Такой дуализм личности сродни музыкальным темам безжалостного фатума, преследующего человека, в симфонических сочинениях Чайковского. В замке Владетельной Принцессы — большой бал, посвященный абсолютнолетию Принца. Однако создавать свои хореографические композиции он мог только на прекрасную музыку.
Сомнения Зигфрида окончательно рассеяны, он называет Одиллию своей избранницей. Берег озера. 4 Плещеев. Л. : Искусство, 1971.
Зигфрид клянется Одетте в вечной любви и верности. Они открывали перспективу для балетной музыки будущего.
1 Балетмейстерские экспликации. Злой гений испытывает чувства принца. Эффект был потрясающий. В каждом из «национальных» танцев второго акта солирует участница танца невест.
Зигфрид остается в одиночестве, однако ему не хочется идти домой. С. 71. Срывая с головы Одетты корону, Зигфрид бросает вызов Мачехе-Сове, олицетворяющей в балете образ фатума (корона спасала Одетту от ее преследований). Над озером пролетает стая лебедей и Принц устремляется к озеру.
Простая и непритязательная немецкая сказочка о девушке-лебеде, положенная в основу «Лебединого озера» (Источником либретто, как устанавливает Ю. О. Слонимский, послужила сказка немецкого писателя XVIII века И. К. А. И финальную четвертую, тоже лебединую картину было поручено сочинить Иванову. Появляются гости, проходят невесты со свитой. Главное в этом спектакле — судьба Принца, а не участь Одетты.
Я взялся за этот труд отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что мне давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки».
С. 70. Зигфрид понимает, что стал игрушкой в руках Судьбы. В 1875 году дирекция императорских театров обратилась к Чайковскому с необычным заказом. Мать вновь предлагает Зигфриду выбрать невесту. Зигфриду остается удалиться, чтобы не подвергать белых лебедей опасности.
В одном из окон бальной залы появляется лебедь-Одетта. Это и есть Одетта, красотой которой покорен принц. Вдали виден замок, в котором живет Владетельная принцесса.
Весной следующего года композитор оркестровал написанное и закончил работу над партитурой. После выздоровления Петипа со свойственным ему мастерством закончил постановку. Творческий проект предполагал обновление репертуара. Принц в замешательстве.
Взволнованный рассказ Одетты о своей судьбе, а затем ее танцевальный дуэт (Pas daction) с Зигфридом (В Adagio этого танцевального номера Чайковский использовал материал любовного дуэта из своей уничтоженной оперы «Ундина». Злой гений предстает черным двойником героя, обе партии хореографически обогащены. В момент роковой клятвы сияющая тронная зала погружается во тьму и взорам присутствующих предстает видение прекрасной Одетты. Чайковский внимательно изучал различные балетные партитуры, чтобы понять «этот род композиции в деталях». Так первые два акта стали двумя картинами начального акта.
После окончания балета публика еще долго не расходится. Одиллия увлекает и очаровывает его изменчивой игрой. Но напрасно радуется наследник престола такой удаче, Судьба готовит для него настоящие преграды, препятствуя их взаимной любви и испытывает прекрасную пару ревностью и изменой. Первая постановка «Лебединого озера» выявила определенные несовершенства либретто балета, в частности, невозможность средствами танца рассказать предысторию Одетты, объяснить ее родовые связи, наследственную роковую предопределенность. Подстреленная герцогом птица умирала на руках Графа и тот в тоске закалывался кинжалом. Увлеченный ее красотой, он ничего не замечает вокруг.
В 1880 г. и в 1882 г. балет обновлялся балетмейстером И. Ганзеном. В смятении он бежит из замка и устремляется на встречу своей любимой. Она лежит в основе большинства последующих постановок «Лебединого озера». На сегодняшний день балет выдержал около 1500 представлений, покоряя своей красотой всё новые и новые поколения. Ротбарт и Одиллия смеются над ним. Образом Зигфрида заложена богатейшая традиция русского национального балета.
Принц Зигфрид отмечает свое абсолютнолетие в парке дворца со своими друзьями. Связанная с ней проникновенная лирика распространяется на все произведение, пронизывая его прекрасными мелодиями. Л. -М. : Искусство, 1958.
Принц в замешательстве. Этот же текст был издан отдельно, в виде программы. В па-де-де мужская вариация была купирована. «Лебединое озеро» сочинялось молодым Чайковским в один из его активнейших творческих периодов. Для новой постановки балета 1894 г., уже после смерти композитора М. И. Чайковский написал новое либретто, которое и стало основным для постановок «Лебединого озера» в XX веке театрами всего мира. Он готов умереть вместе с ней. ст. Оригинальная хореография принадлежала балетмейстеру Венцелю Рейзингеру.
В Большом театре постановка возложена на известного балетмейстера Юрия Григоровича. По озеру проплывает стая лебедей. Именно тогда трагическая гибель героев, столь важная для замысла Чайковского, была заменена прямолинейным «хэппи-эндом». Что касается партитуры, в балете «Лебединое озеро» раскрываются два образных мира – фантастический и реальный, однако, подчас границы между ними стерты. В 1893 году умер Чайковский.
Л. -М. : Искусство, 1958. Во время Августовского путча 1991 года, когда представители самопровозглашенного штаба ГКЧП (Государственного комитета по чрезвычайному положению) попытались устранить Михаила Горбачева насильственным способом с поста Президента СССР, — по всем телевизионным каналам на протяжении трех дней (. ) транслировался балет «Лебединое озеро». Дирекция императорских театров собиралась поставить «Лебединое озеро» в сезоне 1893—1894 годов. Он колеблется. Но этим не рассеять злых чар. Он клянется Одетте в вечной любви.
«. Когда же, почти сразу после смерти Чайковского, в 1893 году встал вопрос о постановке «Лебединого озера» в Мариинском театре, то ответственнейшую доводку до полноценной сценической реализации пришлось делать уже без автора. Вторая картина. Но Принц хочет остаться один. Новым для русского балета стал образ принца Зигфрида.
Воспоминания. Подстреленная герцогом птица умирала на руках Графа, который в тоске закалывался кинжалом. «По музыке Лебединое озеро — лучший балет, который я когда-нибудь слышал. Спектакль Лебединое озеро, отзывы о котором восхитительные, постоянно обновляется. Новаторское и талантливое решение «Лебединого озера» вызвало немалые споры. Только ночью, возле этого озера, могут они принимать человеческий облик.
В новой трактовке спектакль просуществовал в репертуаре Большого театра до 1997 года. Его балеты на протяжении 1873—1875 годов неизменно проваливались и когда в 1877 году на сцене Большого театра появился еще один его спектакль — премьера «Лебединого озера» состоялась 20 февраля (4 марта по новому стилю), — это событие осталось незамеченным. По водной глади плывут белые лебеди.
Мать снова просит Зигфрида сделать выбор. 2 Ваганова А. Я. О переделке «Лебединого озера» // Агриппина Яковлевна Ваганова. Но подлинной авторской версии в истории балетного театра не было. На этом балу, согласно воле матери, Зигфрид должен окончательно выбрать себе невесту. Уже подготовленная Львом Ивановым вторая картина вошла в новый балет без изменений. Его, увы, крайне неудачным хореографом был Вацлав Рейзингер.
3 Солянников Н. Глава русского балета // Мариус Петипа. Затем наступает темнота, гости расходятся. Владимир Бурмейстер осуществил свою версию на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (1953). Созданный в счастливую пору творческой молодости композитора, незадолго до «Евгения Онегина», «Франчески да Римини» и Четвертой симфонии, этот балет носит на себе печать той непосредственности лирического вдохновения, которой отмечены лучшие произведения данного периода. Версия Петипа-Иванова стала классической.
С. 484. В обновленном «Лебедином озере» двух героинь танцевала не одна, как ранее, а две балерины: Лебедя — Галина Уланова, Одиллию — Ольга Иордан. Смерть юноши во имя любви к Одетте принесет ему гибель. После завершения партитуры Чайковский написал вставной номер «Русский танец» для бенефиса балерины П. Карпаковой исполнительницы главной партии в балете — Одетты.
Ротбарт и Одиллия смеются над ним. На этом балу, согласно воле матери, Зигфрид должен окончательно выбрать себе невесту. На озеро опять выплывает стая лебедей. Балет в России до начала XIX столетия и балет в Санкт-Петербурге до 1899 года. Красной нитью через все произведение проходит нежнейшая тема Одетты. Одетта бежит к озеру. А на время его отъезда на лечение за границу Петипа передал роль Николаю Солянникову.
Принц с удивлением видит, что лебеди превращаются в девушек. Одетта нежно прощается с Зигфридом, по водной глади медленно уплывают лебеди. Зигфрид, охваченный чувством любви к Одетте, дает ей клятву вечной верности. Открытия Льва Иванова в «Лебедином озере» являются гениальным «прорывом» в XX век», — пишет В. Красовская. Предположительно, что источниками либретто могли послужить романтические сюжеты: сказка немецкого писателя Музеуса «Лебединый пруд», а также «Ундина» Ламотт-Фуке — Жуковского.
Одиллия, всячески подчеркивая свое сходство с девушкой-лебедем, обольщает Принца. Для спектакля Лебединое озеро музыка была написана в течение одного года. Принц танцует с невестами.
Премьера состоялась на сцене московского Большого театра 20 февраля 1877 года. В видоизменениях сюжетной основы приняли участие брат композитора Модест Чайковский (либреттист «Пиковой дамы» и «Иоланты»), директор Императорских театров Иван Всеволожский и Мариус Петипа. На лужайке между деревьями принц Зигфрид в кругу своих друзей празднует абсолютнолетие. А. А. Наш балет (1673 – 1899).
Любопытно, что за четыре года до этого, в 1871 году, композитор написал для детей одноактный балет под названием «Озеро лебедей», так что, возможно, ему принадлежала идея использования именно этого сюжета в большом балете. Музыка сочинялась с мая 1875 по апрель 1876 года по заказу московского Большого театра. Он клянется, что в Одиллии видел Одетту и только вот таким образом произнес роковые слова. Исполнителями были: Одетта-Одиллия — Е. Н. Калмыкова и Л. Н. Гейтен, Зигфрид — А. Ф. Бекефи.
Вместо «фантастического балета» перед зрителями возникла романтическая новелла. Лебедь лишь в мечтах графа представала в образе девушки. Премьера спектакля состоялась 20 февраля 1877 года. Зигфрид дает клятву Одетте, он обещает любить ее вечно. Это Одиллия, двойник Одетты. Сходство Одиллии с Одеттой смущает Принца.
Это лебединая королева, Одетта. Однако принц никого не удостаивает своим вниманием. Он увлеченно принялся за работу. Но постановка успеха не имела и была признана неудачной. Злой гений торжествует — принц нарушил клятв верности.
Достоверных сведений об авторах либретто не сохранилось. Внезапно на бал прибывает странный рыцарь (еще одно обличье- искушение Злого гения) со своей спутницей ослепительной красоты и в сопровождении свиты из черных лебедей. Он колеблется. Постановку, ставшую одним из эталонов для мирового балета, осуществил Николай Сергеев. Перечисляя в заметках действующих лиц финальной сцены на озере – «белые лебеди, розовые лебеди, черные лебеди» 1, – хореограф зачеркнул «розовые».
Мать вновь предлагает Зигфриду выбрать невесту. 7 Сергеев К. М. Мысль и движение // Константин Сергеев. Она напоминает Принцу о том, что наступил последний день его холостой жизни — завтра абсолютнолетие и он должен выбрать себе невесту. Картина третья. Принцесса недовольно хмурится, она готова выплеснуть свое возмущение. Чайковский окунулся в работу с головой и очень ответственно подошел к каждому шагу.
Кроме того, Иванов поставил Чардаш и Венецианский танец на музыку Неаполитанского (впоследствии выпускаемый). Появляются гости, проходят невесты со свитой. Все присутствующие стараются скрыть следы пирушки, но шут нечаянно опрокидывает кубки. Он даже спрашивал. К слову, несколько десятилетий назад императорская труппа уже обращала внимание именно на этот сюжет и даже было создано на заказ «Озеро волшебниц».
Ноты композитор представил дирекции Большого театра в апреле 1876 года. Обстоятельства возникновения замысла балета и его осуществления недостаточно ясны. Первой иностранной труппой, решившейся на полную реализацию русского шедевра, стал лондонский Vic Wells Ballet (1934). Но бурные волны разбушевавшейся на озере стихии поглощают Одетту и Зигфрида.
Третья картина. Охваченный ужасом принц бежит к озеру. Теперь общепризнанно, что именно «Лебединое озеро» открыло отечественному балету невиданные музыкальные горизонты, развитые впоследствии и самим Чайковским и его последователями в этой сфере. С 32. В репертуаре театра «Лебединое озеро» до 1883 г. прошло 39 раз.
Осенью в театре уже шла работа над постановкой балета. Владетельная Принцесса представляет Зигфриду двух девушек-невест и предлагает ему выбрать одну из них. Внезапно появляется неизвестный рыцарь с красавицей дочерью. Материалы.
Но смерть его не развеет чары, Одетту может спасти только любовь. Звучат фанфары, возвещающие приезд новых гостей.