Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». Гойя укрылся у одного из своих друзей, священника дона Хосе де Дуассо, чей портрет он написал (Севилья, музей) вскоре он покинул Испанию.
Женщина смотрит в противоположную сторону. В 1816 Гойя выпускает серию гравюр «Тавромахия», состоящую из 33 листов. он исполняет серии картонов для шпалер (43 из них хранятся в Прадо) для королевских дворцов. В октябре 1771, по возвращении в Сарагосу, Франсиско Гойя получает свой первый заказ – на фрески свода в ц. Нуэстра Сеньора дель Пилар в Сарагосе («Поклонение имени Иисуса»). Альбом «Капричос», посвященный человеческому безумству и глупости, представляет собой замечательную сатиру на человеческое существование. Исполненная в это же время «Монахиня» (Великобритания, частное собрание), напротив, свидетельствует о грубой силе и простоте, которые предвосхищают экспрессионизм.
В них он нанес удар академической школе. С 1774, по заказу Кор. В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля. В 1780 Гойя был принят в Академию Сан-Фернандо («Голгофа», Мадрид, Прадо), однако вскоре он отправляется в Сарагосу, где исполняет фрески для трех полукуполов ц. Нуэстра Сеньора дель Пилар. В этом же году он создает портреты генерала Уррутии (Мадрид, Прадо) и французского посла Гиймарде (Париж, Лувр).
Его любили женщины и он имел постоянную любовницу. В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале. Кроме того, «Дом глухого», в то время, когда в нём жил Гойя имел только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию. Художник широко использует контрасты света и тени. Нац. Здесь большую роль играет соответствие фигур с пейзажем, светлым и мягким.
Для Гойи типично изображение фигур в нежном, акварельном колорите, фигуры персонажей словно растворяются в тонкой дымке. Особенно яркие, но и труднопонятные сцены – это «Поединок с дубинами», «Собака», похороненная так, что одна голова осталась на поверхности пустынного пейзажа, «Две молодые женщины насмехаются над мужчиной». Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. В Париже Гойя исполнят портреты своих друзей Ферре, мрачные произведения, лишенные всякой изобретательности (Рим, частное собрание) и бой быков, написанный в контрастных тонах (там же). Нац.
Вот таким образом, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом. В центре он поставил королеву с детьми. Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами. Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием. Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз.
Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями. В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно. Поразительные по красоте, эти офорты едва ли поддаются легкому истолкованию, смысл большинства из них связан с росписями «Дома Глухого» (1820- 1822). Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить.
У Гойи не было любимого жанра. мануфактуры. Гойя сохраняет свое положение придворного живописца и входит в Академию. Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел. В марте 1814 король Фердинанд VII возвращается в Испанию. Среди этих картин был автопортрет Байеу.
Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы. В 1787 для апартаментов герцогини Осуна в Алемаде, близ Мадрида, Гойя пишет серию из семи «Сельских сцен», связанную по стилю с картонами для шпалер этого периода (четыре «сцены» принадлежат герцогу Монтельяно, одна – графу Романонес, одна – графу Йебес в Мадриде и одна хранилась в бывшем собрании Херцога в Будапеште). Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов. В июне он начинает большую картину «Семейство Карла IV» (Мадрид, Прадо), герои которой, облаченные в пышные костюмы, стоят в зале дворца, образуя фриз по обе стороны от фигуры королевы и словно смотрят на кого-то, кто позирует художнику, расположившемуся слева, у мольберта вся композиция напоминает «Менины» Веласкеса.
«Донья Исабель Ковос де Порсель» (1805. Эти 14 «черных» работ (Мадрид, Прадо), написанных маслом изображают мир всякого рода гнусностей, олицетворением которого стал миф о Сатурне, символе смерти и разрушения. У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. Гойя сумел показать самые крайние и отталкивающие свойства человеческой натуры с максимальным реализмом и честностью. Наиболее яркоэта особенность его художественной натуры проявилась в, так называемых, Чёрных картинах, – комплексе фресок, которыми Гойя покрыл стены своего дома, расположенного в предместье Мадрида. Кинта дель Сордо (Дом Глухого)В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого). Нужно отметить также миниатюры на слоновой кости, о которых Гойя говорил в одном из своих писем к Ферре («Человек ищущий блох», Лос Анджелес, частное собрание «Маха и Селестина», Лондон, частное собрание). Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности.
Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции. Гойя здесь часто апеллирует к своим рисункам, сделанным в Санлукаре. Исидора», 1788, по заказу герцогов Осуна).
Исидору мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века. В левой части картины художник изобразил наследника короля, шестнадцатилетнего дона Фернандо, с незначительным, но довольно красивым лицом. Мадрид, Музей Академии Сан-Фернандо), «Герцог Фернан Нуньес» (1803, Мадрид, собрание герцога Фернана Нуньеса). Он писал пейзажи и натюрморты. В 1800 он пишет портрет молодой и хрупкой графини де Чинчон, в белом платье и сидящей в кресле (Мадрид, собрание герцога де Суэка). В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе). Добровольный изгнанник, он сначала продлил свое пребывание во Франции (1825), потом получит отставку с сохранением жалования и, наконец испросил у короля разрешения постоянно жить во Франции. Назначенный в июле 1786 королевским художником, Франсиско Гойя начинает серию портретов директоров банка Сан-Карлос (Мадрид, Банк Испании) и пишет портрет «Маркизы А. Понтехос» (Вашингтон.
В возрасте 69 лет Гойя пишет два «Автопортрета» (Мадрид, Прадо и Музей Академии Сан-Фернандо) и огромное полотно «Junte des Philippines» (Кастр, музей) идея которого, хотя и заимствована у Веласкеса, но воплощена совершенно индивидуально. И тогда Гойя предложил дописать его. Скорее всего, он так туда и не доехал после краткой остановки в Бордо он на два месяца (июнь-июль 1824) отправился в Париж. В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. Но самой знаменитой из его поздних работ является картина «Молочница из Бордо» (Мадрид, Прадо), созданная на основе многочисленных этюдов молодых простых женщин эта картина – наиболее грациозное, нежное и технически абсолютное произведение Гойи.
Исидора» (Мадрид, Прадо). гал. ). В письме Сапатеру, которое можно датировать 1795. Исидора, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин». Болезнь Гойи, сделавшая его глухим и изменившая самый образ его жизни, внесла глубокие изменения и в его творчество.
В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист. Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца.
Расположение «чёрных картин» на стенах «Дома глухого» художник подчинил определённому плану, объединив своё творение в единый комплекс, который можно разделить на две части: нижнюю и верхнюю. В эти же годы он пишет портреты герцога Осуна с сыновьями (Мадрид, Прало), графини дель Карпио, маркизы Ла Соланы (Париж, Лувр), актрисы Марии Розарио Фернандес («La Tirana», Мадрид, Музей Академии Сан-Фернандо) историка Сеана Вермудеса (Мадрид, собрание маркиза Перината), коллекционера Себастьяна Мартинеса (НьюЙорк., музей Метрополитен). Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным. В его королевских портретах (Мадрид, Прадо), а также в портретах герцога Сан Карлоса (Сарагоса, музей), епископа (Вустер, Массачусетс, музей) преобладают темные тона с добавлением ярких красных, желтых и голубых пятен. В Бордо Гойя исполнил портреты друзей («Фернандес Моратин», Бильбао, Музей изящных искусств «Галос», Мерион, Пенсильвания, Фонд Барнса: «Хуан де Мутиро», Мадрид, Прадо «Хосе Пио де Молина», Винтертур, собрание О. Рейнхарта), небольшие яркие и пастозные картины с изображением боя быков (Мадрид, Прадо Оксфорд, музей Ашмола).
Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «тёмных картин» и никогда их не видели, а первое упоминание о фресках появилось в печати спустя 40 лет после смерти художника. Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника.
также исполненных в барочной манере. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон. Видимо, персонажи фрески чувствуют себя незащищёнными от опасностей, которые таит в себе раскинувшийся под ними мир. Он становится модным художником мадридского общества, а его письма к Сапатеру свидетельствуют о материальном благополучии художника этот оптимизм передается и третьей серии картонов для шпалер («Las Floreras», «La Era», «La Vendimia», 1786-1788, Мадрид, Прало).
Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе. Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. музей с 1785 – «Портреты семьи герцога Осуна», Мадрид, Прадо). Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному). Гойя сообщает, что будет писать портрет герцогини Альбы, которая приходила к нему в мастерскую (Мадрид, Музей герцога Альбы). Также он завязывает отношения со многими влиятельными особами, которые начинают ему покровительствовать он исполняет их портреты («Граф Флоридабланка», 1783, Мадрид, Банко Уркихо «Инфант дон Луис со своей семьей», 1784, Италия, частное собрание «Инфант», Кливленд, музей «Архитектор Вентура Родригес», 1784, Стокгольм.
Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия. И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру. Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос». Серия завершается образами беспредельного пессимизма.
Гойя не оставляет и религиозную живопись он работает для ц. в Вальдеморо, Санта-Ана де Вальядолид, собора в Толедо (1788), а также пишет пейзажи («Видение св. Это картоны, серии которых Гойя создавал на протяжении почти двадцати лет (1774-1775, 1776-1780, 1786- 1788, 1791-1792), показывают эволюцию его стиля. В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. В 1789 Гойя становится «Pintor de camara», придворным художником короля Карла IV он исполняет множество официальных портретов короля и королевы Марии-Луисы (Мадрид, Прадо и Кор. Картоны для шпалер и первые портреты. Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого.
гал. ), «Дон Панталеон Перес де Ненин», (Мадрид, Банко Экстерьер), «Конный портрет Фердинанда VII», (1808, Мадрид, Музей Академии Сан-Фернандо), заказанный накануне испанского восстания против наполеоновской армии. Каждый безумствует по-своему. Их лица искажены страхом, жесты выражают тревогу. Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма.
Лондон, Нац. Тогда же в его работах впервые появляются фантастические элементы («Сиены из жизни Сан-Франсиско де Борха», Валенсия, собор эскизы – Мадрид, собрание маркиза Санта Крус). Картина родилась в период с 1797 по 1798 гг. По выздоровлении, как когда-то, он делает серию офортов «Диспаратес» или «Пословицы», в которых его воображение создает чудесные видения, а фантазии предоставлена полная свобода. Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах.
Паломничество к св. В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. дворец и др. ). По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма.
В конце 1792, при переезде в Калис, художник серьезно и надолго заболевает, но в январе 1793 отсылает секретарю Академии 12 картин на жести, среди которых были восемь сцен тавромахии (Мадрид, частное собрание), «Странствующие комединаты» (Мадрид, Прадо), «Дом умалишенных в Сарагосе» (Даллас, музей Медоус). Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом. С самого начала Гойя решил написать портрет-картину. В 1795-1798 Гойя пишет много картин на религиозную тематику, в частности, в Кадисе. Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. Полицейские ведут проституток (Бедняжки).
В 1772 он пишет серию больших картин для картезианского монастыря Аула Дей, . Образ герцогини долгое время был источником вдохновения художника и постоянно появляется в его рисунках и гравюрах, быть может именно ему обязаны своим появлением два шедевра Гойи – «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (1798-1805, обе – Мадрид, Прадо). В следующем году Гойя выпустил в продажу самую известную серию своих гравюр – «Капричос», состоящую из 80 листов (офорт, акватинта). Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. Никто себя не знает». Но в картине очень много воздуха и света.
Еще более выразительны картины, которые Гойя оставил у себя: «Гигант» (Мадрид, Прало), «Махи на балконе» (Швейцария, частное собрание), «Кузнецы» (НьюЙорк, собрание Фрик), «Время» (Лилль, Музей изящныхх искусств). Он исполнил портрет герцогини в трауре (Нью-Йорк, Музей Испанского общества) с двумя кольцами и надписью «Goya Alba» (герцогиня, стоя, указывает на другую надпись – «Goya solo»). Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага. Переливы шелка и парчи, отблески драгоценностей и орденов нарушают монотонность и вносят движение в кажущуюся неподвижной группу. После смерти шурина, Франсиско Байеу, Гойя был назначен директором Академии Живописи (1795), пост, который из-за плохого здоровья, он вынужден был оставить два года спустя.
У Гойи начинается депрессия. Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) испанский художник, гравёр, рисовальщик. Франсиско Байеу был шурином Гойи. Никто и никогда не изображал так убедительно и достоверно жестокость, суеверия и безумие. Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь. После 1814, Гойя пишет две больших картины: «Восстание на Пуэрта дель Соль» и «Расстрел мадридских повстанцев» (обе Мадрид, Прадо).
Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. «Капричос». Гойя развивается медленно, его яркая индивидуальность полностью проявила себя только к сорока годам. «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления. а так же портреты министров Ховельяноса (Мадрид, Прадо), Сааведры (Лондон, гал.
Кроме того, он пишет портреты своего внука Мариано Гойи (Мадрид, собрание герцога Альбукерка), сына своих покровителей герцога Осуна (Байонн, музей), его сестры герцогини Абрантес (Мадрид, частное собрание), а так же большую, но весьма спорную картину «Санта Хуста и Пруфина» (Севилья, собор, эскиз – Мадрид, Прадо). а также серию литографий на тот же сюжет известную под названием «Быки Бордо». Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). Паломничество к св.
Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами). Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст. Института Курто), Ириарте (Страсбург, Музей изящных искусств) и Вальдеса (Бернард Кастл, музей Баус).
Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку. Целый ряд листов посвящен современным нравам. Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти.
Это произведение свидетельствует о следовании художника барочным схемам, в особенности, Коррадо Джаквинто. Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского. В шести небольших картинах (Чикаго, Художественный институт) художник изобразил это событие в четкой последовательности, предвещающей искусство комикса. В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид. Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов. «Маркиз Сан Адриан» (1804, Памплона, музей). Снова тяжело заболев, Гойя пишет свой автопортрет и портрет своего лечащего врача Аррьеты (Миннеаполис, Институт искусств), а также ряд портретов друзей. Долгое время к этому периоду относили и знаменитые работы Академии Сан-Фернандо (в частности, «Погребение сардинки», «Процессия флагеллантов»), датированные сегодня более поздним периодом, после 1808.
подлинный шедевр, в котором пейзаж играет гораздо более важную, чем прежде, роль. Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника. Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. Но в творчестве Гойи есть одна особенность, которую не встретишь у других художников.
Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома. Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. В 1805-1810 Гойя написал много натюрмортов (в инвентаре 1812 упоминается 12 натюрмортов), самый захватывающий из которых – «Голова и части разделанной телячьей туши» (Париж, Лувр). Эта серия – вершина реалистической графики Гойи.
В возрасте 73 лет Гойя знакомится с абсолютно новой для него техникой литографии («Старуха», 1819). Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы. В 1800-1808, годы войны, талант Гойи-портретиста достиг своего апогея: «Годой – победитель Португалии» (1801. Изменяется и его палитра, в которой главное место теперь занимают коричневые и черные тона, о чем свидетельствуют портреты генерала Гюйе (Нью-Йорк, частное собрание), генерала Ромеро (Чикаго, частное собрание), падре Хуана Антонио Льоренте (Сан-Пауло, музей), своего друга Сильвела (Мадрид, Прадо).
Позже он вернулся в Бордо, где и жил до самой смерти, не считая недолгих поездок в Мадрид.