Кватроченто як столття вдзначилося в стор не тльки значними змнами в мистецтв, хоча яксн змни в архтектур, живопису, скульптур мали значний вплив на подальший х розвиток. А начнем разговор мы не с соперника Брунеллески, которым в этом конкурсе был Гиберти, а с его друга Донателло, потому что именно Донателло можно считать действительно основателем скульптуры Кватроченто и вообще ренессансной скульптуры. Кватроченто как век отметилось в истории не только значительными изменениями в искусстве, хотя качественные изменения в архитектуре, живописи, скульптуре оказали значительное влияние на дальнейшее их развитие. Сегодня мы поговорим о скульптуре Кватроченто, потому что, наверное именно в скульптуре искусство сделало самый большой шаг по сравнению даже с Проторенессансом.
Кватроченто характеризуется расцветом архитектуры, живописи и скульптуры. Кватроченто характеризуется расцветом архитектуры, живописи и скульптуры.
В формировании светской культуры XV в. огромную роль сыграла Античность.
Какое-то время он живет в Сиене, потом возвращается снова во Флоренцию. Автор отходит от концепции Гиберти.
Завершился продолжавшийся с 1378 по 1417 гг. Главное, что поражает в памятнике – совместное энергичное движение коня и всадника. Другой известный художник эпохи кватроченто – это Андреа Мантенья.
1245—ок. Оно довольно странно звучит по-итальянски, так как «гатта» — это по-итальянски «кошка», а «мелата» – «соты». Ведущая роль в живописи флорентийского Кватроченто выпала на долю художника Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи Гвиди известного под именем Мазаччо (1401—1428).
Появляются первые художественные музеи, наполненные статуями, обломками античной архитектуры, мраморами, монетами, керамикой. Он часто работает вне Сиены (Лукка, Флоренция, Феррара, Болонья). Со стороны содержания пизанская кафедра не представляла собой принципиального шага вперед. На самом деле все было не так.
Это не увиденный где-то пейзаж и не игра воображения, a natura naturans (природа созидающая), т. е. И это тем более удивительно, что Мазаччо прожил на свете немногим более четверти века. Это своего рода «вульгарная латынь», на которую он переводит строгую латынь своих антикизирующих произведений. Т. е. «Мадонна в гроте» – принципиально новое искусство, которое передает не отдельные моменты, а длящееся состояние. Есть предание, что этот образ он делал с юного Леонардо да Винчи. В этом произведении, как в фокусе, отразились особенности индивидуальной творческой манеры Боттичелли.
Первым ее применил Ф. Брунеллески в двух видах Флоренции. Но больше всего, конечно, мы это видим у Донателло. Еще одно открытие кватроченто – прямая перспектива. Архитектурным воплощением сущности эпохи Возрождения стала созданная Брунеллески лоджия на фасаде Воспитательного дома во Флоренции.
Эпоха Возрождения обновила и искусство живописи. Благодаря этому происходит обновление церковной архитектуры (перерабатывается тип базилики, решаются проблемы центрических и купольных сооружений), развивается гражданское зодчество – городские дворцы-палаццо и загородные виллы (Микелоццо ди Бартоломмео и др. ), закладываются основы нового градостроительства. Южные врата выполнял Андреа Пизано: жизнь Иоанна Крестителя, аллегория Добродетели и т. д. Он поручил нам одну комнату и мы расписали её с величайшим прилежанием. Итальянское Возрождение разделяют на 3 этапа: VIII – XIV века – Предвозрождение (Проторенессанс или Треченто -с ит. ) XV век – раннее Возрождение (Кватроченто) конец XV – начало XVI века – Высокий Ренессанс. Безупречно нарисованные ангелы (художник прекрасно знал анатомию человека), окружающие Мадонну, придают картине дополнительное эмоциональное звучание.
Все это было немаловажной лептой Кватроченто в искусство Возрождения. Все композиции поражают смелостью пространственных решений. По своему тону эта зелень контрастирует с нежно-зеленым, светлым небом. В «Давиде» он явно идет даже на спор какой-то, какое-то соперничество со своим предшественником Донателло. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ЗАБОЛЕВАНИЙ. А.
Вот эта работа, хотя ее часто цитируют как работу крупного мастера, она все-таки очень проигрывает перед «Давидом». Святой впечатляет нас невозмутимым спокойствием и свободой. В живописи кватроченто утверждаются новые принципы изобразительности: верность природе, отражение непосредственных наблюдений и зрительных впечатлений интерес к пространственным построениям и передаче объёма (Мазаччо и др. ), знаменующие разрыв с традициями интернациональной готики. е. брат — обращение монаха к монаху) Джованни Беато Анжелико да Фьезоле (1387—1455). Мало в какую эпоху творило столько «универсальных людей». Вот знаменитая «Мадонна Пацци», где он делает в рельефе не просто образ, а образ психологически очень наполненный.
Джованни Пизано (ок. Рельефы первых дверей — сцены выполнены с учетом сложной конфигурации рам. И в своем завещании уже 1488 года он называет изготовление конной статуи только начатым. В его серии картин на религиозный сюжет маслом на холсте для венецианских школ — обществ мирян (scuolo) изображен пестрый венецианский быт, современная ему венецианская толпа, венецианский пейзаж.
его женский портрет в Эрмитаже). В его мастерской висел мешок, куда он складывал деньги и туда мог руку запустить любой. Образ наполнен несокрушимой силой, энергией, суровой властностью.
Его поза и фигура отличаются изяществом. Великий перспективист, смелый новатор, Мантенья был певцом героической личности.
У него есть несколько планов в рельефе. Потолочный плафон визуальными средствами сделан так, что создается впечатление, будто «аркады» колонного зала несут нервюрный свод, поднимающийся вверх и завершающийся куполом. Мы, конечно, знаем, что Вазари был таким человеком, склонным к беллетристике, но все-таки я думаю, что эта характеристика близка к реальности, так как действительно, судя по всему, Донателло был человеком открытым, щедрым, творческим и не сильно приземленным. Линия культурного развития в эпоху Возрождения была более сложной и гибкой.
И, конечно, вот эта пластическая свобода тут тоже присутствует. Мазаччо создал в фреске «Троица» перспективное построение.
Мадонна сидит на алом кресле под балдахином и держит на руках обнаженного Младенца-Христа. В рельефе «Поклонение волхвов» величественная фигура мадонны похожа на римскую богиню Юнону. Вот таким образом можно сказать, что он действительно во многом основоположник. Давид увенчан лавровым венком победителя.
Наиболее ярким примером этого стало возведение им огромного купола собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции, которое откладывалось на несколько десятилетий. Мазаччо первый решил главные проблемы Кватроченто —линейной и воздушной перспективы. С ними начался "век медицейской культуры". Во-первых, другой материал. Заканчиваем разговор о скульптуре мы на человеке, который был и скульптором и живописцем.
Ева рыдает, запрокинув в отчаянии голову. Мадонна сидит на троне, построенном строго по законам перспективы Джотто. Во втором ярусе помещены фрески сцарицей Савской и императрицей Еленой на противоположных стенах. Дальше он продвигается в библейских рельефах главного портала собора Сан-Петронио в Болонье (1425).
Гордое движение коня передано с большой выразительностью. Но все равно у каждого художника есть свои вершины и есть свои проходные работы. Через Венецию умбрийские города поддерживали связи с Северной Европой и с Византией.
При ограниченной высоте рельефа автор создает перспективную глубину использует подмеченные в жизни детали (раздутые щеки трубачей и проч. ). В то же время программа существовала как бы в скрытом виде, по-разному проступая в различных образах произведения. В композициях «Чудо со статиром», «Проповедь апостола Петра», «Воскрешение сына Теофила» действие разворачивается параллельно плоскости стены, но наделяется фоном изображенным в перспективе и создающим иллюзию ухода стены вглубь. В историческом плане он признает величие древних.
«Рождение Венеры» Боттичелли написал в 1482- 1483 гг. Нельзя забывать, однако, что влияние Античности наслаивается на многовековые и прочные традиции Средневековья, на христианское искусство. Его творчество поражает разнообразием новых начинаний.
Для этого он помещал источник света спереди и сзади фигуры и взаимодействие двух противоположных потоков света не позволяло светотени «растекаться» лишь в одном направлении, а приводило к ее рассеянию на формах, порождая эффект едва уловимой дымки, окутывающей фигуру и названной им сфумато. И все же она тоже выражает внутреннюю духовную силу. Это "не очеловеченный бог античности, а обожествленный человек новой эпохи" (.
Крестовые походы принесли Венецианской республике новые доходы. Умбрийская школа XV в. На Северо-Восток от Тосканы расположены земли Умбрии. В архитектуре Италии только в XV в. начинают проявляться черты нового стиля. Это период раннего Возрождения, отмеченный необычайной интенсивностью поисков. Кватроченто – это переломный момент в развитии европейской культуры. В манере исполнения немало готических влияний. А некоторые объясняют это тактикой, умением заманивать противника, как кошка.
Но это еще не тот «Давид», который прославил Донателло, а «Давид», который показывает, что работа с камнем, работа с мрамором для Донателло очень важна, хотя, как многие и в том числе его учитель Гиберти, он начинал как ювелир. Предстояло оформить еще две. Перспектива предполагает передачу светотени и тонально-цветовых отношений. Леонардо создал в «Тайной вечере» самую умную, законченную и полную иллюстрацию этих слов.
6-угольные рельефы для кампаниллы Флорентийского собора (1437-39) имеют готические реминисценции, но это может быть вызвано тем, что серию начал Андреа Пизано. «Рождение Венеры» — это отнюдь не языческое воспевание женской красоты. В скульптуру и архитектуру проникают те же мотивы.
Пророки выполнены с конкретных людей и, по сути, являются портретами. На творчестве Козимо Тура, на экспрессивных композициях его алтарей прослеживается влияние как собственно итальянских (Мантенья, Пьеро делла Франческа), так и нидерландских (Рогир ван дер Вейден) мастеров. Он первым применяет суперпозицию ордеров на фасаде флорентийского палаццо Ручеллаи.
Основные учебники, учебные пособия, словари и хрестоматии. IV. Может быть, это мое личное мнение.
Сцены Мазаччо полны драматизма, жизненной правды: в «Изгнании из рая» Адам от стыда закрыл лицо руками. Для нас, по-русски, это звучит нормально, а для итальянцев это звучит несколько странно. В середине квтроченто младший современник Брунеллески архитектор-гуманист Леон Баттиста Альберти заново «открывает» античный ордер, обратившись к классике Рима.
Андреа Мантенья (1431—1506), крупнейший художник падуанской школы, был учеником и приемным сыном Франческо Скварчоне, коллекционера и знатока античного искусства, передавшего ему свое восхищение «суровым величием древних». Натурализм используется для иллюзорности. Кватроченто демонстрирует прямые связи с ней культуры Возрождения. Одна из знаменитых картин религиозного содержания — «Величание мадонны», созданная в 1483-1485 гг. Это создавало впечатление широкой протяженности, что выражалось в просторности арочных пролетов аркад, подчеркивалось относительной невысотой второго этажа.
Здесь очевидно знакомство с гуманистическими идеями фресок Мазаччо. Именно Флоренции выпала роль сыграть "первую скрипку" в Кватроченто. Они будто не нарисованы, а вылеплены с помощью светотени. Дело в том, что юный Леонардо был учеником Верроккьо. Но самым красочным его творением являются фрески капеллы флорентийского дворца Медичи-Рикарди, написанные на сюжет «Поклонения волхвов», также выбранный неслучайно и имеющий отзвук в современной жизни. И это тем более удивительно, что Мазаччо прожил на свете немногим более четверти века.
1406, собор Лукки) по форме опирается на французскую типологию, но с классическими реминисценциями (путти, гирлянды). В капелле Оветари падуанской церкви Эремитани (конец 40-х — 50-е годы) Ман-тенья представил историю св. небесной реальности. Для другой ниши того же здания но заказу цеха оружейников Донателло исполнил статую "Святого Георгия" (1415-1417), воплощающую уже ясно выраженный идеал раннего Возрождения: чувство самосознания и уверенности в этом ярко индивидуальном образе подчеркнуто свободной, спокойной позой фигуры, напоминающей колонну, что сближает "Святого Георгия" с лучшими образцами греческой скульптуры периода высокой классики.
Годом рождения новой скульптуры Кватроченто можно считать 1401 год, когда цеховой организацией купцов был объявлен конкурс на скульптурное оформление дверей крещальни (баптистерия) Флорентийского собора. Еще более интересная работа, тоже одна из ранних, 1408 года, — это «Давид». Группа ангелов соединяет периферийную зону картины с ее центром. Этими же чертами наделены его образы Мадонн еще более трагично и нервно охарактеризованы его «Саломея», «Изгнанная» и т. д. В 80-х годах вместе с Гирландайо и Перуджино Боттичелли расписывает стены Сикстинской капеллы и таким образом его фрескам суждено было в веках соперничать с исполненными через полстолетия росписями Микеланджело.
Флоренция сыграла огромную роль и в творческом становлении Рафаэля, написавшего здесь обширную сюиту своих мадонн (когда он приехал во Флоренцию, там работали и Леонардо и Микеланджело). Надо сказать, что Гиберти все-таки не был человеком, хватавшим звезды с небес.
Зазор между небом и землей становится все меньше. Такой мост был построен, но только в XIX в. «Мадонна в гроте» считается первой монументальной алтарной композицией Высокого Возрождения, значите льноотличающейсяоттрадици-онного алтарного образа. Он был сильнее увлечен классикой. Др. Иаков.
Н. Пунин). Эразмо де Нарни был правителем Падуи. Давид был одним из излюбленных образов эпохи Возрождения. Все красочное привлекает их. Может быть, льстивым был человек.
Вот таким образом это прозвище очень по-разному объясняют. Ему принадлежит одно из самых прославленных произведений раннего Возрождения – вторые восточные двери баптистерия, позднее названные Микеланджело «Райскими вратами». Название ее граничит с возвратом к эстетике и ценностям античности.
Это помогало продемонстрировать воплощение идеи гуманизма в архитектуре. Известнейшим художником эпохи кватроченто считается Сандро Боттичелли. Охоты, карнавалы, турниры сменяют друг друга, участники проявляют себя в искусстве живописи, музыки, скульптуры, в красноречии и поэзии. Вот его портрет работы Лоренцо ди Креди. Вплоть до Тициана Пьеро делла Франческа был одним из самых великих колористов.
в Падуе он отливает конную статую кондотьера Эразмо ди Нарни, прозванного Гаттамелатой («пестрая кошка»). Видимо, он настолько был увлечен античностью, что заразил и одного из своих заказчиков, самого влиятельного, Козимо Медичи, так что тот приобретал античные вещи. Опять же она рассчитана на круговой обход, очень монументальна, очень выразительна. Сознавая ценность художественной неповторимости, творцы произведений начинают подписывать свои творения, Так, на дверях флорентийского баптистерия написано: «Чудесное произведение искусства Лаврентия Чоне де Гиберти». Таковы палаццо Питты, строительство которого было начато в 1469 г. по проекту Леона Баттисты Альберта построенное еще раньше Микеллоцо да Бартоломео палаццо Медичи (Риккарди) созданное по проекту Альберги палаццо Ручеллаи.
К маркизу подходит его секретарь Марсилио Андреаси и, склонившись, что-то ему сообщает. Крест на щите определял ось фигуры и ее направление вверх (вертикаль прямо стоящего тела) и вширь (горизонталь плеч). Христианская легенда о спасении св. Фра Беато Анджелико (1395-1455) принимает постриг в доминиканском монастыре во Фьезоле, в 1438 году переезжает в монастырь Сан-Марко во Флоренции, в котором оформляет главный алтарный образ и кельи монахов. В фигуре "Апостола Марка", созданного для флорентийской церкви Op-сан-Микеле (1410-е гг. ), Донателло решает проблему постановки человеческой фигуры в рост по законам пластики, разработанным еще в античные времена Поликлетом, но преданным забвению в Средневековье.
Ева рыдает, запрокинув в отчаянии голову. «Давид» лаконичнее, «Давид» интереснее и психологически и в духовном плане. Восстанавливается античный Рим. Капелла Пацци при церкви Санта Кроче, построенная Брунеллески между 1430 и 1443 г., прямоугольная в плане, с шестью коринфскими колоннами на фасаде, карнизом на парных пилястрах, портиком, венчаемым сферическим куполом, — несет на себе черты конструктивной ясности, античной простоты, гармонии и соразмерности, что становиттся характерным для всего искусства Возрождения. Донателло в это время вводит в скульптуру ярко окрашенные элементы (позолоту, цветной мрамор, мозаика, терракота), Паоло Уччелло живописью изображает статую, Брунеллески дополняет архитектуру красочными элементами. Отдельные аллегорические фигуры над капителями, как, например, «Сила», напоминают античные изображения Геракла.
Естественно располагается в пейзаже центральная группа – Иисус и его ученики. 18. Кроме того, это эпоха, полная веры в безграничную силу разума, эпоха интеллектуализма.
«Райские двери» структурированы из десяти больших бронзовых покрытых золотом квадратных панно, представляющих посредством сложнейших рельефных композиций целый ряд сюжетов Ветхого Завета от сцены сотворения Адама и Евы до акта встречи царя Соломона с царицей Савской. Обычно на уроке я предлагала ребятам сравнить внешний вид готического собора и Воспитательного дома Брунеллески в соотношении с человеческими пропорциями.
Перед изумленной Европой вскоре предстанет красота страдающего Лаокоона, прекрасных Аполлона (Бельведерского) и Венеры (Медицейской). е. работающих на открытом воздухе) во всем западноевропейском искусстве. для северного фасада и эти «Райские врата» были настолько прекрасны, что их поместили на более главном, восточном фасаде, а предыдущие поместили на северный. И постепенно церковь вытеснила оттуда зернохранилище. Ученик Коссы Лоренцо Коста помимо монументальной живописи занимался портретом (см.
В XV в. гуманисты дважды занимали папский престол. —1466). Колонны и напоминающие их полуколонны-пилястры отображают интерес художника к классической архитектуре о нем же говорит и тщательно выписанный кассетированный – разделенный балками на глубокие ячеи – свод. Архитекторы пытались выстроить модель идеального храма. На картине «Мертвый Христос» тело Спасителя также видно со стороны ног.
Существуют и другие версии, насчет того, какое именно событие изображено в этой фреске. Здесь в 1470-х годах началась творческая деятельность Леонардо да Винчи, здесь родился и вырос Микеланджело, завоевав славу первого художника созданием статуи Давида (в качестве символа Флоренции она была поставлена перед Дворцом Синьории). 1320), старший современник Джотто, работал во многих городах. В фигуре апостола Марка для флорентийской церкви Орсан-Микеле (10-е годы XV в. ) Донателло решает проблему постановки человеческой фигуры в рост по законам пластики, разработанным еще в античные времена Поликлетом, но преданным забвению в средневековье. Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы.
И опять же признать учителю высоту ученика – это дорогого стоит. Вдаль уходят холмы и деревья, образующие естественную среду, в которой пребывают герои и с которой органично связаны фигуры. По сторонам от Мадонны – Иоанн Креститель и Мария Магдалина. Вторые он изготовил в 1425—1452 гг. Правда, Донателло дает ему в руки меч, которым он, видимо, отсек голову Голиафу.
Придворный, рыцарственный характер искусства Умбрии XIV в. очень близок сиенскому. Мазаччо достиг в передаче движений и эмоций такой правдивости, что фигуры кажутся живыми. Статуя Давида – первая в ту эпоху круглая скульптура. Это «Крещение Христа», где присутствует и ангел, написанный Леонардо да Винчи – это тоже задокументировано и все исследователи об этом говорят.
Для того времени это неслыханная смелость. В последней трети XV века наряду с флорентийской школой выдвигаются художественные школы в Умбрии (Пинтуриккио), Венеции (Джентиле и Джованни Беллини, Карпаччо), Ферраре, Ломбардии и все же ведущим культурным центром Италии остается Флоренция. Прекратите игры, прекратите балы, закройте трактиры. Перед изумленной Европой вскоре предстанет красота страдающего Лаокоона, прекрасных Аполлона (Бельведерского) и Венеры (Медицейской).
К примеру, во фреске «Воскрешение Товифы» происходящее показано на фоне городского пейзажа. Лицо кондотьера в обрамлении бронзового шлема дышит неукротимой волей и воинственностью. Давид действительно по Священному Писанию, по Библии, как мы читаем, был юным. И он же, Донателло их реставрировал.
Его основная проблема — художественный язык. Левая передняя нога лошади опирается на ядро. И тоже видно свободное отношение скульптора с материалом и с формой. Долой бесполезные книги. Отталкиваясь от средневековых традиций архитектурной пластики и ювелирного искусства, скульпторы кватроченто создают новые техники (глазурованная майолика, сплющенный рельеф, монументальная отливка статуй из бронзы, терракотовая пластика), разрабатывают новые жанры (конный монумент, портрет, станковый рельеф-картина), решают новые художественные задачи (классического и живописного рельефа, свободностоящей статуи, архитектурного декора). Особое место в творчестве мастера и в искусстве занял его Святой Георгий (1417), который начал ряд героических фигур в итальянском искусстве, от Моисея Микеланджело в венецианских портретов Тициана и Тинторетто.
Уже здесь сказались все основные черты письма Боттичелли: его декоративность, нарядность, лирический и романтический характер образов, его удивительная способность создавать фантастический пейзаж, пастозно, почти рельефно накладывая краски, свойственные ему «готицизмы» (удлиненные невесомые фигуры, как будто не касающиеся земли). Донателло был первым мастером, отважно нарушившим этот запрет. Одни из них утратили небо, другие – землю.
На лице застыла гримаса гнева и напряжения. Но даже несмотря на то, что отливали эту статую другие, видно, как она решена. Между фигурами создается как бы воздушная среда. Перспектива предполагает передачу светотени и тонально-цветовых отношений. Сюжеты языческие и христианские переплетаются, трансформируются, сообщая специфически сложный характер культуре Возрождения. Это был своего рода откат, оттепель после сурового Средневековья. Архитекторы этого времени (Ф.
Коллеоне Вероккио – это не столько образ определенного человека, сколько обобщенный тип военачальника, главы наемных войск, кондотьера, характерный для той эпохи. Мы говорили о «Давиде» Донателло и вот другой Давид – Давид Верроккьо. Именно в этом был разрыв Никколо Пизано со средневековой художественной традицией и на данном пути его развития решающее значение имело знакомство с позднеримской пластикой античных саркофагов.
Представители старшего поколения работали преимущественно в области фресковой живописи. Лоренцо Гиберти (1381—1455), прославленный в искусстве и как теоретик, автор трех книг «Комментариев» —первой в истории искусства Возрождения, создал сложные многофигурные композиции на библейские сюжеты, которые разворачиваются на пейзажном и архитектурном фоне.
Его считают основоположником живописи на холсте. Выполненная им статуя Давида-победителя (Флоренция) явилась первой скульптурой эпохи Возрождения, не связанной с архитектурой, освобожденной от тесноты ниши и доступной обозрению со всех сторон. В теоретическом плане без насилия над своим кредо он принимает новые положения (например, перспективу), как шаг в развитии. Все эти библейские истории размещены на бронзовых панно «Райских дверей» по спирали слева направо сверху вниз.
Иисус признал необходимость уплаты кесарева — кесарю" и приказал своему ученику, апостолу Петру (Мат. Мы уже видим, что это вторая такая значительная работа из конных статуй. Темой изображения было «Жертвоприношение Авраама» в виде рельефа. Это «не очеловеченный бог античности, а обожествленный человек новой эпохи», по словам одного исследователя (Н. 1483—1484) и «Весна» («Primavera» ок.
В них появляется ощутимость воздушной среды, которая обволакивает формы. Все композиции его мадонн («Мадонна Бенуа», «Мадонна Литта», «Мадонна с гвоздикой») представляют собой такую замкнутую пространственную пирамиду, в которую точно вписываются фигуры. Мадонна протягивает перо, чтобы вписать слова в книгу с началом молитвы в свою честь. И эти памятники начинают множиться.
Эта первая в ренессансной скульптуре обнаженная статуя не получила еще точной датировки известно лишь, что после 1553 г. она была установлена во дворе палаццо Медичи. Гиберти решает тему статуи. Особенность фрески – необходимость использования, ограниченного количества красителей, вступающих в соединение с известью. Это поистине век гуманизма.
О жизни Липпи складывались легенды. Венецианская школа XV в. В эпоху Возрождения Венеция развивалась несколько иначе, чем другие города Италии. Вот, например, его «Сотворение Адама и Евы» – это очень изящная, очень красиво построенная композиция, где присутствуют несколько планов. Ее выгодное географическое положение на островах Северо-Западной Адриатики, ее мощный флот и открытые пути торговли с Востоком, прежде всего с Византией (до Х в. Венеция вообще входила в состав Византийской империи), быстро сделали ее богатой. Предстояло оформить еще две.
В конкурсе приняли участие такие мастера, как архитектор Брунеллески, Якопо делла Кверча, Лоренцо Гиберти и другие. В 1443—1453 гг. Живопись кватроченто В эпоху кватроченто живопись была преимущественно монументальной – фреска. Первым применил Ф. Брунеллески в двух видах Флоренции. Использовав двери Флорентийского собора как естественную раму, Брунеллески поставил перед ними проекцию баптистерия (здания крещальни, расположенной перед собором) и эта проекция на определенном расстоянии совпадала с силуэтом здания.
Здесь немножко другая история. Годом рождения новой скульптуры Кватроченто можно считать 1401 год, когда цеховой организацией купцов был объявлен конкурс на скульптурное оформление дверей крещальни (баптистерия) Флорентийского собора. Было лишь признано, что образцы Брунеллески и Гиберти намного превосходят образцы остальных конкурсантов и им предложили работать в дальнейшем над дверями «на равных».
И одна из них, тоже, конечно, значительная работа – это конная статуя Бартоломео Коллеони. Но он не был выдающимся мастером. Умение Мазаччо связывать в единое действие фигуры и пейзаж, драматически и вместе с тем вполне естественно передавать жизнь природы и людей – в этом огромная заслуга живописца, определившая его место в искусстве.
На балюстраде были исполнены мраморные рельефы с изображением евангельских сцен: «Рождество» вместе с «Благовещением», «Поклонение волхвов», «Принесение во храм», «Распятие» и «Страшный суд». 1477—1478). Но, конечно, с художественной точки зрения это менее интересно. Конечно, самым знаменитым произведением Донателло является его бронзовый «Давид».
Ведущая роль в живописи флорентийского Кватроченто выпала на долю художника Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи Гвиди известного под именем Мазаччо (1401-1428). «Весна» положила начало высшему расцвету деятельности Боттичелли, его слава достигла Рима: посреди цветущего луга стоит Венера — богиня любви, представленная в виде нарядно одетой девушки. Идеализм и позитивизмIII. Мы можем сравнить даже трех Давидов, так как, говоря о «Давиде» Донателло и «Давиде» Верроккьо, мы, конечно, не можем не забегать вперед, вспомнив – разговор этот будет впереди – о «Давиде» Микеланджело.
В манере исполнения немало готических влияний. И даже тормозил, чтобы больше получить за эти врата. Наверное. Особой изысканности флорентийское искусство достигает в конце века, в правление внука Козимо —Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным (1449—1492). Настоящее имя художника Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи.
В «Джоконде», ставшей своеобразной «визитной карточкой» эпохи Возрождения, да Винчи создал неповторимый по тонкости психологический портрет человека, поместив Мону Лизу на фоне странного идеалистического пейзажа, состоящего из гор, пересеченных водными потоками и окутанных испарениями, сквозь которые с трудом пробивается свет. Точка зрения линий каменного ложа находится над головой, Христа. В бронзовом «Давиде» Донателло вновь возвращается к античным традициям, но уже поздней греческой класски. Флорентийская школа XV в. Первую роль в Кватроченто выпало сыграть Флоренции.
– Не страшись и будь спокойна». Художников второй половины XV века можно назвать жеманными. Это выражалось не только в живописи. В церковном зодчестве нужно отметить еще одну черту: появляется облицовка фасадов церквей и кампанил разноцветным мрамором, отчего фасад становится «полосатым» — характерная черта именно итальянского Кватроченто и сложилась она прежде всего во Флоренции. Иногда кажется, что он уходит в нарочитую брутальность, грубоватость, но иногда он делает и очень изящные вещи, как, например, вот это знаменитое «Благовещение». Новое направление в архитектуре Флоренции XV в. было связано не столько с прямым возрождением античных традиций и ордерной системы, сколько с переработкой наследия романской итальянской архитектуры, в частности построек «инкрустационного» стиля.
Образы, созданные мастером, носят черты созерцательности. Фонте Гайя (1409-19, Пьяцца дель Кампо, Сиена) построен по тому же принципу. Иакова так, словно действие происходит в каком-то городе Римской империи. Своеобразие верхнего левого панно «Райских дверей», где в границах одной рельефной композиции визуализированы такие эпизоды истории об Адаме и Еве, как «Сотворение Адама», «Сотворение Евы», «Грехопадение» и «Изгнание из Рая».
Отнесение памятника в сторону от храмового фасада (на фоне которого он бы затерялся) позволяет видеть его все время либо на фоне голубого неба, либо в эффектном сопоставлении с мощными, чуть вытянутыми полусферами церковных куполов. Гиберти вошел в число ведущих скульпторов своего времени. Поговаривали, что он под конец жизни мало работал, может быть, много болел. Уже упоминавшийся Нанни Банко — в 1410-15 гг. В XV в. итальянские художники решили и проблему прямолинейной перспективы, которая уже назрела в искусстве Треченто.
Формы здания уподоблялись пропорциям человеческого тела. для Италии было не очень характерно обилие скульптуры на фасадах. Брунеллески принадлежит заслуга первого практического осуществления прямой перспективы.
Восстанавливается античный Рим. по заказу Лоренцо Медичи. Филиппо Липпи (ок. 1406-1469) в 1421 принял постриг в монастыре Санта-Мария дель Кармине. Филиппе Брунеллески (1377—1446) завершил в 1434 г. гигантским куполом Флорентийский собор, в общем готическое здание, заложенное еще в 1295 г. Арнольфо ди Камбио (в 1334 г. Джотто возводит рядом уже упоминавшуюся кампаниле — колокольню в 32 м высотой).
Связи между легендарными событиями религиозной истории и современностью, заключенные в этих программах, были самыми разными и они легко 1трослеживаютсяво всехвидахизобраз отельного искусстваИталииэпохиВозрожде-ния. Апостол опирается на правую ногу, а левая нога отодвинута назад и согнута в колене. Во второй половине XV в. становятся обязательными рисование с модели и натурные наброски. Петра, ни другие многочисленные купольные храмы.
В позе всадника, в гарцующей поступи коня есть некоторая театральность. Теперь время рыданий, а не праздников. Живопись: Мадонна делла Мизерикордия, Сиджизмондо Пандольфо Малатеста, Святой Иероним и верующий, Крещение Христа, Сиджизмондо Малатеста перед святым Сигизмундом, История Животворящего Креста (Принесение Креста в Иерусалим императором Ираклием, Истязание еврея, Смерть Адама, Перенесение Древа Креста, Прибытие царицы Савской ко двору царя Соломона и Встреча царицы Савской с царем Соломоном, Обретение и испытание Животворящего Креста, Благовещение, Поражение Хосрова, Сон Константина), Бичевание Христа, Воскресение Христа, Полиптих Сан Антонио, Мадонна дель Парто, Рождество, Герцогский диптих из Урбино, Алтарь Монтефельтро. —1466). Творческий путь Донателло был очень непрост. Это более мощный памятник, решенный даже более, может быть, грубовато.
И большей частью они были живописцами. Его пластика созвучна бургундской, в частности, Клаусу Слютеру. В руках Магдалины – сосуд с благовониями для помазания, крест в руках Иоанна обвивает лента с текстом про агнца искупающего грехи мира. скульптурными рельефами Андреа Пизано (ок.
Первые двери (закончены в 1424) были связаны с конкурсом 1401 и предназначались для восточного фасада. А вот Ветхий Завет на восточных вратах и Новый Завет на северных вратах делал Гиберти. Увлечение античностью, которое особенно сказалось в 9 подготовительных картонах гризайлью на темы «Триумфов Цезаря» и в его позднем произведении «Парнас», сочеталось у Мантеньи с тонким пониманием специфики техники и жанра и с творческим переосмыслением традиций северной готики. Он обращается к суровой пластике Джованни Пизано и гуманизму Амброджо Лоренцетти. Его Давид представлен обнаженным, подобно античному герою. И здесь, конечно, тоже Гиберти отметился.
Донателло принадлежит и честь создания первого конного монумента в эпоху Возрождения. Первоначально вся жизнь во всей ее широте казалась достойной воспроизведения. Четкость этажного членения, рустика, большая роль пилястр, сдвоенные (парные) окна, подчеркнутый карниз —характерные черты этих дворцов. Фонарь восьмигранного купола (диаметр которого 43 м —не меньше римского Пантеона), господствующего и по сей день в панораме города имеет пилястры античного характера с полуциркульными арками, на которые опирается перекрытие фонаря. На фреске «Чудо со статиром» апостол Петр, стараясь извлечь деньги из внутренностей рыбы, чтобы уплатить подать за вход в город, так низко наклонился и напрягся, что лицо налилось кровью.
Донателло представил Давида в облике еще не вполне сложившегося юноши. Они не печальны, но и не радостны, а погружены в некую торжественную задумчивость. Первую роль в Кватроченто выпало сыграть Флоренции. Во многом они стали предшественниками современного образования с его широтой охвата наук. Конкурс не выявил победителя.
Спокойные и величавые фигуры выступают на передний план занимая господствующее положение в рельефе, они отличаются подлинной монументальностью.
Хотя ценили его больше как скульптора. До 1453 г. Донателло был занят работой над конным памятником кондотьеру Гаттамелате в Падуе — первым произведением этого рода в искусстве Возрождения. Над вторыми дверьми Гиберти начал работать, основываясь на сюжетах гуманиста Леонардо Бруни и лишь в ходе работы сократил программу и изменил форму панно. И решена она тоже очень интересно, оригинально.
Эти принципы отразились в многочисленных фресковых циклах, а также в живописи на досках, в которой происходит вытеснение полиптиха одночастным алтарным образом с единым пространством, объединяющим все элементы композиции (итальянский pala daltare). Конкурс не выявил победителя. в Падуе он отливает конную статую кондотьера Эразмо ди Парни, прозванного Гаттамелатой ("пестрая кошка"). Здесь как раз налицо разные характеристики, очень разные. Кватроченто создало и свой образ светского городского дворца (палаццо): как правило, трехэтажного, носящего по облику крепостной характер благодаря кладке из грубо отесанных камней, особо подчеркивающих первый этаж, но вместе с тем ясного и четкого в своей конструкции.
Гаттамелата – это прозвище. Новаторство Донателло также состоит в том, что он показывает библейского героя обнаженным. Но готические черты во многих отношениях препятствовали укоренению в итальянской скульптуре реалистических принципов, задержав в какой-то мере ее дальнейшее прогрессивное развитие почти вплоть до начала 15 века. Основные условия культурыXIV.
Даже вот эта золотая разделка придает живописность пластике. Здесь он начинает учиться и очень быстро выделяется среди мастеров, среди учеников. Разные решения образа, разные решения пластические, разные психологические подходы, разные, можно сказать, художественные стратегии.
Правда, надо сказать, что Верроккьо ее не доделал. Восприятие действительности проверяется опытом, экспериментом, контролируется разумом. В конкурсе приняли участие такие мастера, как архитектор Брунеллески, Якопо делла Кверча (ок.
Но видно, что внутри он сопереживает ей. Основные отличия вирусов от других живых организмов. Их рельефы посвящены сюжетам Ветхого завета. Это не готический алтарь со множеством створок, а единая композиция – алтарная картина. Последние работы Боттичелли, в основном «Оплакивания», навеяны образом и трагической судьбой Савонаролы, под влиянием которого художник оказался в 80—90-е годы. Ощущение неразрывности с эпохой раннего Возрождения создает прежде всего архитектура.
В это сияющее зрелище вторгается нота диссонанса. В 1416 г. ее использовал друг Брунеллески, скульптор Донателло в рельефах «Битва св. Сцены Мазаччо полны драматизма, жизненной правды.
Мадонна изображена на троне в окружении ангелов с младенцем Христом на коленях. В 1443-1453 гг. Реалистически выглядят и Святой Георгий (1415-1417, Флоренция) и пророки колокольни Джотто (1416 – 1430, Флоренция). Трудно перечислить области, которых он коснулся. Простой пастух, Давид стал одним из излюбленных образов искусства Возрождения.
Происходит столкновение двух начал – покоя и движения. Филиппо писал алтарные образы для флорентийских церквей Сан-Спирито, Сан-Лоренцо, Сант-Амбраджо. И он выходит с одной пращой.
Это прекрасно видно на одном из наиболее знаменитых его произведений — «Распятии» из алтарного образа церкви Сан Дзено в Вероне. Из документов известно, что он приступил к работе в апреле 1486 года. наиболее последовательный и плодовитый сторонник возрождения античности.
Три пня, оставшиеся от только что срубленных деревьев, напоминают о готовящемся распятии. —1492). В изобразительном искусстве этот период знаменуется окончательным переходом от гармоничной условности и образного строя средневековья, в значительной степени подчинённых идеалам духовности и каноническим нормам раннехристианской культуры (переход этот наметился ещё в эпоху проторенессанса — дученто и треченто), — к системе взглядов, представлений и правил, послуживших основой для формирования концепции фигуративного искусства, т. н. реализма и, в свою очередь, ставших питательной средой для такого направления, как академизм. Вероятно, в этом ощущении утраты и лежит разгадка притягательности творчества Боттичелли. Широкая, свободная моделировка формы создает монументальный образ военачальника, главы наемных войск, кондотьера с маршальским жезлом в руке, облаченного в доспехи, но с обнаженной (исполненной, кстати, с маски и потому выразительно-портретной) головой, на грузном, величественном коне.
Майстер широкого дапазону, Донателло уславився вдалими спробами в створенн декоративного рельфа (Фриз катедри Флорентйського собору «Янголята в танцю»), скульптури для фонтану (пдлток Давид, бблйний герой), кнного монументу (монумент кондотьру Гаттамелат, Падуя). В средние века церковь запрещала изображать обнаженное тело, считая его сосудом зла. Брунеллески, Л. Б. Альберти и др. ) обращаются к традициям прошлого – искусству Проторенессанса, раннехристианскому искусству, древнеримской античности, – стилистика которых накладывается на опыт зодчества (преимущественно готического) и типологию строительства 15 века. Главным достижением Мазаччо стало изображение глубины с помощью прямой центральной перспективы, названной впоследствии итальянской.
В свои религиозные картины художник вводит античные образы. Из станковых видов живописи особое место занимает алтарь. вратами в рай. 1374-1438), Лоренцо Гиберти (1381 – 1455) и др.
Свершается чудо: Петр вынимает из рыбы статир и отдаёт его сборщику налогов. Некоторые возводят это прозвище к фамилии его матери – Гаттелли. Но вот это нагромождение складок, эта какая-то неясность положений Мне кажется, здесь он гораздо менее интересен, чем даже в своем «Давиде».
Мы рассматриваем первые из них, а дальше их будет много. Георгия» с лучшими образцами греческой скульптуры периода высокой классики. От такого предложения Брунеллески отказался и заказ полностью перешел к Гиберти. Выдающихся произведений у него гораздо меньше, чем у Донателло.
Гиберти отнесся к этому заказу как к почетному, так как, конечно, это ставило его на высокий пьедестал как одного из первых мастеров Флоренции. Все вместе – либо «пятнистая кошка», либо «медоточивая кошка», что могло относиться к его характеру. Леонардо выбрал для изображения момент после роковых слов Иисуса: «Один из вас предаст меня». Пришли и другие мастера, которые отдали должное мастерству Гиберти.
Одним из самых известных среди них был фра (т. Именно в этом глубоком единстве и гармонии всех ее частей природа выступает как всеобщее явление, как красота. Расцветают локальные художественные школы имеющие длительные традиции.
Медицейская культура носит глубоко светский характер. Единственная створка, написанная Мазаччо для двухстороннего триптиха. Все это было немаловажной лептой Кватроченто в искусство Возрождения. Именно ему поручат создание грандиозного купола собора Санта Мария дель Фьоре. Его «Четыре святых» — для той эпохи лучший образец гуманистического искусства, вдохновленного античностью. Фрески Мазаччо с момента их появления способствовали тому, что церковь Санта Мария дель Кармине превратилась в своеобразную академию, где учились поколения художников, вплоть до Микеланджело испытавшего несомненное влияние Мазаччо.
Однако сюжет выбирает библейский и изображает Давида. Во-первых, мы видим, что он вносит перспективу. С удовольствием пишет художник богатые одежды, прекрасных лошадей в бархатных попонах. Наиболее знаменит в искусстве последний именуемый на родине чаще Джанбеллино (1430—1516). Коленопреклоненная фигура Христа в молитвенной позе – композиционный центр картины. Конкурс не выявил победителя.
Победу одержал Гиберти. Контуры четко обрисованы широкими плавными линиями. Все шире находят распространение античные образы в декоративной живописи кватроченто. Отсюда тот дух порядка и меры, который столь характерен для искусства Ренессанса. е. брат — обращение монаха к монаху) Джованни Беато Анжелико да Фьезоле (1387—1455).
В его искусстве наблюдаются и готические реминисценции, как, например, в фигуре мраморного Давида (ранняя работа скульптора). С ними начался «век медицейской культуры». Эту суету. Одетый в античные доспехи, сидит Гаттемелата (это его прозвище, означающее "пятнистая кошка") на могучем коне в спокойной, величавой позе. Он принадлежит к числу наиболее смелых реформаторов итальянского искусства. Если возможно, да минует Меня чаша сия".
«Трактат о полете птиц», «Трактат о глазе», «Трактат о живописи», «Трактат о движении и измерении воды». Какую новость приносят Лудовико, неизвестно, выдвигалось много версий из которых наиболее правдоподобной Гращенков В. Н. считает известие об избрании его второго сына Франческо Гонзага кардиналом (конец 1461 года). Из трех дверей баптистерия одна уже была украшена в 1430-е гг.
Ему покровительствовали Медичи. Мантенья вводил в свои композиции изображение античных памятников. Но по сравнению с Донателло он более холоден, более отстранен.
Типичнейшим художником конца флорентийского Кватроченто, выразителем эстетических идеалов двора Лоренцо Медичи был Сандро Боттичелли (Алессандро ди Мариано Филипепи, 1445— 1510), ученик Филиппе Липпи. Открытие Брунеллески состояло в том, что он пересек эту оптическую пирамиду плоскостью изображения и получил на плоскости точную проекцию предмета.
В процессию включено не менее 150 фигур. Он – скульптор, который пропускает все через себя. Как и Франческа, Мантенья был преимущественно монументалистом. Он был скульптор, ювелир, архитектор, писатель и первый историк искусств (как автор 3-х томных «Комментариев»).
Фигуры изображены не перед пейзажем, как прежде, а в самом пейзаже. Основные задачи управления персоналом. II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫI. 1. В руках у маркиза развёрнутое письмо. Его дар монументалиста прекрасно виден на фресках в церкви Сан Франческо в Ареццо, написанных в 50—60-е годы («Сон Константина», «Приезд царицы Савской к царю Соломону» и пр. ), с их поразительным чувством линейного и пластического ритма, с предельной упрощенностью формы для усиления эпической торжественности, величавости образов, возвышенных над случайным, обыденным.
Донателло (его полное имя — Донато ди Пикколо ди Бетто Барди) прожил долгую жизнь и его творчество, захватывающее также вторую половину 15 в., я большей мере, чем искусство какого-либо другого мастера, знаменовало собой магистральную линию кватроченто, вобрав в себя и высший взлет новой реалистической пластики и ее кризисные моменты. Наиболее радикальный из них в Италии произошел в XV веке. Донателло же возвращается к традициям античности. В позе всадника, в гарцующей поступи коня есть некоторая театральность. Так как и в первом, более раннем «Давиде» и в этом мы видим, что он берет юное существо. Конь как бы устремляется за пределы мраморного постамента, на котором установлен памятник.
Первым открыл ее законы Филиппо Брунеллески, установив тем самым новую программу развития для всего флорентийского искусства. В формировании светской культуры Кватроченто огормную роль сыграла античность. Наверное, так оно и было. Юный пастушок, будущий царь, предстает подобным античному герою-победителю. Искусство Гиберти по духу аристократично-утонченно, полно внешних эффектов, что пришлось более по вкусу заказчику, чем демократическое, мужественное искусство Кверча.
Тем не менее эта работа тоже значительна. Одним из самых известных среди них был фра (т.
Он утверждает этим, что человеческое тело прекрасно. Венера – это воплощение любви. В фигуре апостола Марка (10-е годы 15 века, Флоренция) просматриваются античные тенденции.
-1466). отливали эту статую уже другие люди, его ученики. Нанни ди Банко не ищет, подобно Гиберти, компромисса между античной монументальностью и современным интересом к душевным переживаниям человека, а просто выражает современное содержание «на строгой и безупречной латыни». Донателло изобразил его совсем юным идеально прекрасным.
Во Флоренции основывается Платоновская академия, библиотека Лауренциана содержит богатейшее собрание античных рукописей.
Между фигурами создается как бы воздушная среда. Реализм понимали в это время как правду земного. Одна из важных заслуг этого скульптора – возрождение отдельно стоящей круглой статуи, отделение ее от архитектуры. Донателло принадлежит и честь создания первого копного монумента в эпоху Возрождения. Теоретики архитектуры также видели связь зодчества с гармонией мироздания. Ее лицо спокойно и печально, отрешенный взгляд направлен в никуда.
Собственно говоря, несколько работ в конце своей жизни он не доделал по разным причинам. Может быть, он какие-то доспехи такие носил пятнистые. Но с конца XIII в. начался процесс аристократизации ее политического строя. это действительно только самое начало работы. Но основной смысл композиции состоит в ее поразительной взаимосвязи с пространством интерьера, Леонардо, которого называли «фанатиком зрения», довел «пространство» фрески до иллюзорного продолжения реальной комнаты.
Группа придворных заполняет остальное пространство изображения — закрытый двор-садик (giardino secreto). Муратов), как бы растворяются в пейзаже, всегда органичны с ним («Мадонна с деревьями»). ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ЗАБОЛЕВАНИЙ. IV. Дошла очередь и до дочери царя.
В ней заложена идея христианства о рождении души из воды во время крещения. Наверное, после знаменитой античной конной статуи Марка Аврелия, на которую явно ориентировался Донателло (он ее видел, конечно, в Риме), это следующая такая значительная конная фигура. Город, основанный на землях древнейшей культуры Виллановы, затем этрусков, в IV в. принявший христианство (488-м годом датируется его знаменитый баптистерий), с XII в. богатый город-коммуна, оставивший свой след в искусстве Треченто скульптурами семейства Пизано и гением Данте и Джотто, Флоренция становится главным центром ренессансной культуры в эпоху Кватроченто. Вот, например, в рельефе сиенского баптистерия известна композиция «Пир Ирода». Галерея Уффици хранит две его знаменитые картины: «Рождение Венеры» (ок. Реформатором талйсько скульптури став Донателло (1386.
Их отличает удивительная пропорциональность. Здесь трое врат, над которыми работали несколько скульпторов и двое врат принадлежат именно Гиберти (восточные и северные). В 1479 —1488 гг. Одним из наиболее ярких представителей второй линии кватроченто источники которой следует искать в традициях византийской и средневековой миниатюры, является Беноццо Гоццоли (1420-1497). Мастер пытается возродить забытую (или пришедшую в упадок) технику отливки больших бронзовых фигур с круговым обзором. Одним из самых известных среди них был фра (т. е. Андреа Верроккьо так же потрудился для Орсанмикеле, тоже там сделал статую, даже целую группу.
Кроме того, это становится ремеслом и эти вещи можно тиражировать. У Донателло, во всяком случае, очень хорошо это видно. Вполне вероятно, что Боттичелли вложил в изображение подтекст, взятый из неоплатонизма. В отличие от простого и поэтического облика «Давида» Донателло статуя Верроккьо отмечена стремлением к своеобразной утонченности и внешней эффектности образа, в чем выразился новый и характерный для конца 15 в. идеал красоты. И эта диагональ как бы выводит из статики фигуру коня. В "Изгнании из рая" Адам от стыда закрыл лицо руками.
Самым гениальным скульптором кватроченто был Донато ди Никколо ди Бетто Барди, вошедший в историю мировой культуры под именем Донателло (1386-1466). Либо «кошка цвета меда». Тоже юный, но абсолютно другая характеристика, другой образ, другое видение.
Он отказался от доспехов, так как любые доспехи ему были велики. Как и всадник на коне, прост, ясен и строг постамент.
Ему оставалось жить всего два с небольшим года. 17:27): Пойди на море, брось уду и первую рыбу, которая попадется, возьми и, открыв у ней рот, найдешь статир возьми его и отдай им за Меня и за себя" (статир — монета, равная двум дидрахмам). Франческо ЛандиниDSM-IV-TR: Основные характеристики. I. Затем, вознеся молитву, он просил явить знамение и повергнуть хищника к его ногам. Гиберти еще не отказывается от традиционных форм (в духе готики), но придает им новое звучание и трактовку.
В формировании светской культуры Кватроченто огормную роль сыграла античность. брат – обращение монаха к монаху) Джованни Беато Анжелико да Фьезоле (Фра Анжелико, 1387-1455). Это время творчества Пьерро делла Франческа, Боттичелли, Донателло, Брунеллески, Мазаччо, Беллини, Пинтуриккьо, Фра Анжелико, Перуджино и мн. В картине «Primavera» соединены в единую композицию фигуры Весны, Мадонны, Меркурия, трех граций, нимфы, зефира и др., представленные среди фантастической природы, образ которой умел так по-своему, как некий заколдованный сад, передавать Боттичелли. По-видимому, около 1270—1277 гг.
Боттичелли). КВАТРОЧЕНТО (итальянский quattrocento – 15-й век, буквально – четыреста), период Раннего Возрождения в истории итальянской культуры и искусства (хронологически приблизительно совпадающий с 15 веком). Может быть, это не самая лучшая работа Верроккьо. 1290-1348 или 1349). Основные предпосылки и механизмы развития речевой деятельностиII. Социальная база итальянского Возрождения расширилась. Самое замечательное в нем – фасад, украшенный портиком в виде арочной лоджии.
Как и всадник на коне, прост, ясен и строг постамент. Образ Гаттамелаты несомненно исполнен под влиянием античных пространственных решений, прежде всего образа Марка Аврелия. Но вряд ли можно о нем сказать, что у него под конец жизни иссякла творческая энергия. Город, основанный на землях древнейшей культуры Виллановы, затем этрусков, в IV в. принявший христианство (488 г. датируется его знаменитый баптистерий), с XII в. уже богатый город-коммуна, оставивший свой след в искусстве Треченто скульптурами семейства Гизано и гением Данте и Джотто, Флоренция становится главным центром ренессансной культуры в эпоху Кватроченто. Долой проклятую роскошь, эти окаянные краски, эти мерзостные страницы стихов.
Созданная в 1416 г. статуя св. Кватроченто создало и свой образ светского городского дворца (палаццо): как правило, трехэтажного, носящего по облику крепостной характер благодаря кладке из грубо отесанных камней, особо подчеркивающих первый этаж, но вместе с тем ясного и четкого в своей конструкции. Революционером в живописи стал молодой друг Донателло и Брунеллески художник Мазаччо. Сейчас мы поговорим о другом скульпторе, может быть, не менее значительном.
Одним из главных ее признаков стало стремление к гармонии. Будучи епископом Мантуи, кардинал должен был присутствовать на закладке новой церкви Сант Андреа по проекту Леона Баттиста Альберти. XV столетие демонстрирует прямые связи с ней культуры Возрождения. И его скульптуры, мне кажется, менее интересны. Этот же тип мы встречаем и в «Весне», тема которой навеяна одним из стихотворений Полициано.
«Вы – порода свиней. Город, основанный на землях древнейшей культуры Виллановы, затем этрусков, в IV в. принявший христианство (488 г. датируется его знаменитый баптистерий), с XII в. уже богатый город-коммуна, оставивший свой след в искусстве Треченто скульптурами семейства Гизано и гением Данте и Джотто, Флоренция становится главным центром ренессансной культуры в эпоху Кватроченто. Феррара, город на северо-востоке Италии, выступал в какой-то мере даже соперником Венеции. Брунеллески от такого предложения отказался и заказ полностью перешел к Гиберти.
Во все сферы изобразительного искусства проникают элементы научного мировосприятия интерес к анатомии, законам оптики и перспективе. У подножья горы спят сопровождающие Христа апостолы. К периоду его увлечения классическими формами относится «Четыре святых» из Орсанмикеле. Техника ренессансного rilievo schiacciato («сплющенного рельефа»), правила линейной перспективы.
«А ты уверуешь в моего Бога. И все это сразу выливается и в художественную практику.
Это Андреа дель Верроккьо. И когда учитель пришел и увидел, он сказал: «Мне делать нечего, ты превзошел меня». Дело в том, что в Средние века статуи чаще всего представали в нишах зданий. Иоанн Креститель изображен в своем обычном виде: он бос и держит в руказ крест. Боттичелли называли «величайшим художником линии», поскольку и объем и форму и иллюзию глубины он создавал контуром. Конечно, самым знаменитым произведением Андреа Верроккьо является его «Давид».
Это «Уверение святого Фомы», когда Христос показывает раны своему ученику Фоме и говорит «Вложи свои персты в мои раны». Одним из первых художников эпохи кватроченто стал Мазаччо (настоящее имя – Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи) (1401-1428). Еще более широким было обращение к античным традициям в архитектуре. Только в Италии XV в. можно было представить свою возлюбленную, Лукрецию Бути, похищенную некогда из монастыря и своих детей в образе Мадонны и Христа с Иоанном, как это сделал в одном своем произведении Филиппе Липпи (1406—1469), любимый художник Козимо Медичи.
Франческа был величайшим монументалистом, мастером преимущественно не станковой (хотя он и оставил после себя портреты, например портрет герцога Урбинского Федериго де Монтефельтро и его жены Баттисты Сфорца, хранящиеся в галерее Уффици, — 1465), а монументально-декоративной живописи. Падуя испытала и большое влияние флорентийской школы. Мазаччо же – это прозвище с довольно уничижительным суффиксом, означавшее «большой» или «неуклюжий».
Это не позволяло зрителю осматривать произведение искусства со всех сторон. Наша мысль вечно бродит в далеких и прошлых мирах, скользя бездомной тенью у чужих порогов, у потухших домашних огней, у покинутых алтарей и заброшенных храмов». Что возрождали в эпоху Возрождения.
Это чувство еще более усилено в творчестве ученика Беато Анжелико Бсноццо Гоццоли (1420-1498), например в его знаменитой фреске палаццо Медичи (Риккарди) "Шествие волхвов", в композицию которой он ввел изображение семьи правителя Флоренции Козимо Медичи. Но именно потому, что процесс сложения новой культуры и нового мировоззрения не был завершен в этот период (это произошло позже, в эпоху окончательного разложения и распада феодальных отношений), XV век полон творческой свободы, смелых дерзаний, преклонения перед человеческой индивидуальностью.
Его аллегорические картины полны философско-созерцательного настроения иногда даже не поддаются какой-либо сюжетной расшифровке, но прекрасно передают существо образного начала («Души чистилища»). Еще одно открытие кватроченто — прямая перспектива. Мантенья много занимался гравюрой (на меди) и оказал большое влияние на Дюрера. Т. е.
Пунин). Определяющим в культуре становится светское начало. Эта «вторая, декоративная стена» явила собой так называемый инкрустационный стиль, типичный для Флоренции Средних веков и во многом определивший ее неповторимый облик. Это очень интересно, как одни и те же сюжеты решали разные мастера. Но феодально-аристократический уклад жизни способствовал долгому сохранению в искусстве готических традиций (хотя при дворе герцогов дЭсте очень ценили и внимательно изучали античность и даже ввели в употребление латинский язык).
Гробница Иларии дель Каррето (ок. Используя открытие своего товарища Брунеллески, Мазаччо создаёт образ «Троицы» в перспективе, настолько мастерски, что у смотрящих на это произведение возникала иллюзия реального пространства.
Основные принципы создания ИС и ИТ управления. III. Одежда имеет внушительный, монументальный характер. В противоположность «колеблющейся» готической постановке фигуры, донателловский Георгий твердо стоит на широко расставленных ногах. он посетил Францию, где изучал готическую архитектуру и скульптуру. Одной из идей, связанных с гармонией, балансом стала идея разностороннего развития. Маркиз придавал большое значение этому храму, переговоры о нём с папой вел именно кардинал.
Архитектурные «членения» и «рельефы» свода написаны серым тоном их фон имитирует золотую мозаику. Но самым крупным мастером Умбрии XV в. был Пьеро делла Франческа (1420. В итоге – здание, полностью противоположное готическому стремлению ввысь. В хронике Андреа Скивенолья рассказывается, как кардинал после лечения на водах близ Болоньи вернулся в Мантую со всей своей свитой (куда входил и Мантенья) и был торжественно встречен отцом у города, в местечке Бонданелло.
XV столетие демонстрирует прямые связи с ней культуры Возрождения. Мастер широкого диапазона, Донателло прославился удачными попытками в создании декоративного рельефа (Фриз кафедры Флорентийского собора Ангелочки в танца), скульптуры для фонтана (подросток Давид библейский герой), конного монумента (монумент кондотьеры Гаттамелата, Падуя). Франческа как истинный художник Кватроченто верил в высокую миссию человека, в его способность к совершенствованию.
Четкость этажного членения, рустика, большая роль пилястр, сдвоенные (парные) окна, подчеркнутый карниз – вот характерные черты этих дворцов. Слегка заостренный огромный (диаметр — 42 м) купол состоял из двух оболочек, основной каркас — из 8 основных ребер и 16 дополнительных, связанных между собой погашающими распор горизонтальными кольцами. Т. е. Он берет его за основу в образе Давида. В облике Девы Марии нет ничего царственного, скорее, это изображение молодой крестьянки.
Из современников Мантеньи наиболее близки падуанской школе художники Феррары и Болоньи (Козимо Тура, Франческо Косса, Лоренцо Коста и др. ). Некоторые исследователи пишут, что Донателло «рисует резцом», что он в свои рельефы вносит много живописного.
Иероним держит раскрытую книгу и макет базилики, у его ног лежит лев. Картина «Мадонна дель Магнификат» известна также под названием «Мадонна во славе», где богоматерь с младенцем представлена в окружении венчающих ее ангелов. Фреска представляет известный эпизод из Евангелия.
Широкая, свободная моделировка формы создает монументальный образ военачальника, главы наемных войск, кондотьера с маршальским жезлом в руке, облаченного в доспехи, но с обнаженной (исполненной, кстати, с маски и потому выразительно-портретной) головой, на грузном, величественном коне. На колени маркизы склонилась её младшая дочь, Паола, держащая в руке яблоко. Основателем именно ренессансной архитектуры стал Филиппо Брунеллески. Ему даже больше иногда отдают внимания исследователи. Его взор обращен к небу, где на облаке видна группа ангелов. Восстанавливается античный Рим. Эти черты еще более ярко проявили себя в светской архитектуре, например в здании Воспитательного дома во Флоренции ("Оспидале дельи Инноченти"), построенного также Брунеллески, в котором галерея первого этажа, переходящая на втором этаже в гладкую стену с карнизом и окнами, послужила образцом для всей архитектуры Ренессанса.
Его ученики и друзья брали у него столько, сколько им было нужно.
В общем, очень непонятно. Т. е. Известна и другая прекрасная скульптура Донателло – статуя воина, полководца Гаттамелата. Это поистине век гуманизма. Новой была форма фасада. В свите кардинала находился и молодой Пикколомини. Предстояло оформить еще две.
Его скульптуры для Порта делла Мандорла (флорентийский собор) соответствуют готическому стилю, в котором врата и были задуманы в 14 веке Джованни дАмброджо. Пьеро делла Франческа ( – 1492). Эти тяжелые века с религиозным фанатизмом и нетерпимостью несли в себе дух презрения ко всему плотскому и земному. Это чувство еще более усилено в творчестве ученика Беато Анжелико Беноццо Гоццоли (1420—1498), например в его знаменитой фреске палаццо Медичи (Риккарди) «Шествие волхвов», в композицию которой он ввел изображение семьи правителя Флоренции Козимо Медичи. На протяжении трех веков при неустанном движении вперед выделились несколько подъемов. И лишь одна Флоренция остается «колыбелью кватроченто и его саркофагом». Основные идеологические течения в истории гражданского права.
Итальянская живопись эпохи кватроченто (XV века) Кватроченто-общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимой с периодом раннего итальянского Возрождения. Самой его известной работой является фреска "Благовещение". Здесь он, конечно, делает довольно подробные одежды. Вместо условного золотого фона византийских мозаик, Джотто вводит пейзажный фон. Младенец ест черный виноград – символ причастия.
Широкая круглая рама, украшенная гирляндами, небольшое «окно» заметно выделяется в декоре свода. «Мадонна с деревцами» (1487 г., Академия, Венеция) – образец многочисленных «Мадонн» Джованни Беллини, в которых полуфигура Богоматери изображена за барьером, на котором сидит или стоит младенец. Самый известный ученик Донателло – Андреа Вероккио (1436-1488), бывший также и живописцем (как художник он больше известен тем, что был учителем Леонардо). В его позе чувствуется огромная воля, лицо напоминает хищную птицу. Мадонны Джанбеллино, «очень простые, серьезные, не печальные и не улыбающиеся, но всегда погруженные в ровную и важную задумчивость» (П. Здесь работали Джотто, Учелло, Донателло, Ф. Липпи. Комната кажется высокой, хотя в реальности её высота не превышает 7 метров. Эти манускрипты – подлинное чудо и по форме и по содержанию. Черты лица воина подчеркивают решительный, твердый характер.
цв. Для Боттичелли не существовало непроходимой грани между античностью и христианством. Вн опанував ус рзновиди тогочасно скульптури.
В противоположность «готической кривой» в большинстве статуй XV в., донателловский Георгий твердо стоит на ногах. Георгия с драконом», а около 1427—1428 гг. И вот это юное тело, еще не оформившееся до конца, еще у него нет каких-то таких мускулов, которые даже будут Сразу вспоминаешь «Давида» Микеланджело, тоже юного, но вполне в такой спортивной, что называется, форме. Что мы не увидим, скажем, у других скульпторов. Венецианская школа завершает развитие искусства Кватроченто.
На боковых стенах деление на три большие яруса соответствует логике повествования. Здесь в XVв. Выразителем стиля позднего кватроченто является также Андреа Верроккьо (1435/36—1488), один из крупнейших мастеров своего времени, главный скульптор дома Медичи, для которого он выполнил множество заказов.
Обнаженное тельце Младенца кажется удивительно живым. Фоном служит изображение сада с темной листвой.
Таковы палаццо Питти, строительство которого было начато в 1469 г. по проекту Леона Баттисты Альберти построенное еще раньше Микеллоцо да Бартоломео палаццо Медичи (Риккарди) созданное по проекту Альберти палаццо Ручеллаи. В Средневековье, конечно, реализмом называлось созерцание небесного, т. е. Тесное пространство молельни иллюзорно раздвигается вширь пейзажными фонами.
Левая передняя нога лошади опирается на ядро. ARS NOVA В ИТАЛИИ. «Мадонны» Беллини отличаются лишь поворотом фигуры, наклоном головы, положением рук. На картинах Боттичелли человеку отведена другая роль, здесь он скорее лицо страдающее.
Около танцующих граций стоит вестник богов Меркурий, поднимающий вверх жезл — кадуцей. Документ, относящийся к этому времени, говорит о том, что он сделал только модель в глине. Справа от Венеры три грации ведут хоровод. Центром перемен была Флоренция. «Тайная вечеря» и «Мона Лиза Джоконда», «Битва при Ангиари» и «Святая Анна с Марией и Христом на коленях» – наиболее прославленные творения Леонардо – также остались незаконченными, хотя от этого они не перестали быть гениальными. С середины 15 века заметен процесс автономизации рисунка, который занимает всё более существенное место в творческом методе ренессансных мастеров (натурная штудия, картон и т. д. ) и наконец, обретает самостоятельное значение (Леонардо да Винчи).
Он делает тоже такие живописно-пластические композиции. В этой фреске видели сцену встречи маркиза с его сыном, новоизбранным кардиналом Франческо (конец 1461), но чаще — их более позднюю встречу (август 1472). Квадратная форма разрушает плоскость двери, делает рельеф «окном» во внешний мир.
исследования и реставрация, накопление документальных знаний и т. д. В эпоху Возрождения происходит возврат к эстетике земного, телесности, чувственности. Находясь во власти таких широких задач, они мало внимания уделяли собственно картинам. В первой половине XV века появляется самостоятельный светский портрет. Фигуры занимают почти все поле рельефа, что придает значительность их объемам. – спросил он.
Перспектива – это изображение предметов в соответствии с тем кажущимся изменением их величины и очертаний, которое обусловлено степенью отдаленности их от зрителя. Отсюда тот дух порядка и меры, столь характерный для искусства Ренессанса. Вы извращены во всем: в речи и в молчании, в действии и в бездействии, в вере и в неверии.
Одной из главных заслуг Донателло было возрождение свободно стоящей круглой статуи. Георгия помещена в старой готической нише. Стиль Джованни Беллини складывается лишь во второй половине 1480-х гг. Реформатором итальянской скульптуры стал Донателло (1386. Особливе мсце в творчост майстра та в мистецтв посв його Святий Георгй (1417 рк), який започаткував низку герочних постатей в талйському мистецтв, вд «Мойсея» Мкеланджело до венецанських портретв Тицана та Тнторетто. Вы погрязли в языческом блуде.
Все это делает скульптуру менее монументальной, чем образ Донателло. Коллеони, привстав на стременах, вытянувшись, высоко подняв голову, всматривается в даль. Фигуры монументальны и отличаются скульптурностью. Но если все-таки в предыдущем «Давиде», 1408 года, вся фигура традиционно закрыта одеянием, только сквозь него мы видим хорошие пропорции, свободное движение, постановку фигуры, как у античности, с опорой на одну ногу, то здесь Донателло раздевает своего героя, делает его, с одной стороны, беззащитным А он его показывает уже победителем, показывает попирающим одной ногой голову Голиафа.
Недаром его назвали одним из трех отцов Возрождения наряду с Брунеллески и Мазаччо. Перед изумленной Европой вскоре предстанет красота страдающего Лаокоона, прекрасных Аполлона (Бельведерского) и Венеры (Медицейской).
Это алтарь Кавальканти в церкви Санта-Кроче – Святого Креста. Но флорентийская школа Кватроченто оставила след во всем искусстве Возрождения. Он овладел всеми разновидности тогдашней скульптуры. Он делает статую Иоанна Крестителя для церкви Орсанмикеле (закончена в 1414). Подобноепостроение явно свидетельствует о стремлении Пьетро уподобить свои фигуры архитектуре (Л. Вентури).
Эти линии подчеркивают устойчивость, несдвигаемость и симметричность композиции. Немножко укорочены его ноги, чтобы они не свисали, специально он укоротил эти ноги.
Существовало среди флорентийских художников и более архаическое направление, выражающее консервативные вкусы. Именно раннее Возрождение было временем накопления этих знаний и навыков. Вифлеемская звезда, которая указывает им путь изображена прямо на потолке капеллы. Картины той поры проникнуты светлым и приподнятым настроением.
явно он апеллирует к античному наследию. Вероккио вдохновлялся теми же сюжетами, что и Донателло.
Причем написано все было «по-дьявольски», навыворот, так что прочесть рукописи можно было только в зеркале. Она отражала новое отношение к миру, делая центр картины точкой схода перспективных линий.
Но тем сильнее ощущается, что перед нами чисто ренессансный образ. Эти «рельефы» allantica и световой окулюс придают комнате важный оттенок классицизированности по типу древнеримского дома. Этот памятник стал, подобно донателловскому «Гаттамелате», классическим примером конного монумента эпохи Возрождения. Естественно располагается в пейзаже центральная группа — Иисус и его ученики. Было лишь признано, что образцы Брунеллески и Гиберти намного превосходят образцы остальных конкурсантов и им предложили работать в дальнейшем над дверями «на равных».
Вот таким образом он часто тормозил с заказами, все время прибавляя и прибавляя себе гонорар. И тут же ему, конечно, поручают еще одни врата делать. Работа вызывает ощущение глубокой печали и некой обреченности.
Петра крещение, дрожит то ли от холода, то ли от религиозного экстаза. Это был первый конный памятник эпохи Возрождения. И даже в расписке сказано, что из общей суммы в 1700 венецианских дукатов, которая полагалась за этот памятник, он смог получить только 380. Это Гиберти.
Родоначальником нового направления строительной техники Возрождения явился Филиппе Брунеллеско (1377-1446). Еще более достоверно передано внутреннее напряжение в «Крещении», где один из неофитов, принимающих от св. Наиболее яркими его творениями считаются фрески капеллы Бранкаччи, особенно «Изгнание из рая».
Подробную теоретическую разработку принципов перспективы дал Альберти в «Трактате о живописи». С ними начался «век медицейской культуры». Ее потом доводили до совершенства уже его ученики.
Голова и волосы проработаны активней. В Милане, куда Леонардо уехал из Флоренции, не получая заказов, помимо «Мадонны в гроте», «Дамы с горностаем» и «Мадонны Литта», он написал «Тайную вечерю», фреску в трапезной доминиканского монастыря Санта-Марйя делла Грация. Мы видим в архитектуре несколько планов. Донателло первым создал образ одухотворенной человеческой личности. С неба сошел глас: «Твои молитвы дошли, делай, что задумал». Боттичелли не любит конкретного, разъясненного сюжета.
Чем ближе фигура, тем ощутимее игра светотени. Искусство теперь все более приспосабливается к образам людей, которым оно должно служить.
Здесь он выражает то, что только он мог выразить. Вот таким образом популярной становится почерпнутая у Витрувия идея о подобии здания человеку. Героизм св. В центре свода изображено круглое окно, сквозь которое видно голубое небо, а льющийся из него «свет» будто бросает блики и тени на фигуры у балюстрады окна и «рельефы» свода. На нее потом будут ориентироваться и другие скульпторы. Он, кстати, сам неплохо писал, был таким, я бы даже сказала, теоретиком искусства.
вкл. ). В конкурсе 1418 г. на возведение купола собора Санта-Мария дель Фьоре выиграл Брунеллески (1377-1446) — архитектор, математик и инженер.