По «кустодиевски» солнечный день на картине переполнен насыщенными цветами. И все-таки Кустодиева знают именно по картинам, где тот же Шаляпин, как он сам признавался, видел "аппетитную сочность краски в изображении русских людей". Художник Борис Кустодиев в течение всей своей жизни написал большое количество картин. Картины Бориса Кустодиева изображают всю любовь и радость к жизни человека. Вспомним самые известные картины Бориса Кустодиева.
Мудрое лукавство Кустодиева спасло его картины от плакатной однолинейности и в то же время обеспечило ему, обездвиженному, парализованному, признание в Советской России.
Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина. Парадокс. Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете. Его эскизы «Бунт против бояр на старой Руси» (1897) и «У кружала стрельцы гуляют» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), предназначенные для академических конкурсов, немного напоминают исторические полотна С. В. Иванова. Какова шуба на нем. В академии Кустодиев начал писать картины с исторической тематикой. Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни.
Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Зашел с мороза прямо в шубе. Ну не смогла отказать себе в удовольствии-- --это один из моих самых любимых художников. Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться.
Время непощадило снимки. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Зритель как будто слышит разноголосый гомон, музыку гармоники в руках молодого парня. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз.
Таков уже портрет В. В. Матэ 1902 года. Первыми значительными работами Кустодиева стали реалистичные и одухотворенные портреты современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др. ) Эти портреты, показанные на выставках в Петербурге (1896, 1897, 1900, 1901), Мюнхене (1901) и Вене (1901), принесли молодому художнику, еще не окончившему академию, широкую известность. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Эксперты же немедленно уговорили показать работу на выставке.
Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». С годами художник все больше стремится к созданию обобщенного, собирательного образа. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой.
Просто московский трактир, где купцы дуют чай. Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой». Будто впервые. Куликову, что «смущаютте, кто отних (т. е. изЕвропы— прим. ) приезжают сосвоими плохими рисунками дарассказами, что вот, мол, заграницей свет, аунас ничему этому никогда ненаучиться.
Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Сенсация выставки — «Портрет госпожи Т» (Марии Ивановны Тарлецкой). Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские. Фотографии семьи иблизких— значительная часть фотоархива художника.
Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». В начале 1900-х Кустодиев несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию, после чего выступает с работами новыми по своей концепции – сериями полотен на темы народной жизни, в которых художнику удалось передать неиссякаемую силу и красоту русской души «Балаганы», «Масленицы», «Ярмарки», «Деревенские праздники» и «Гулянье на Волге». Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели.
Стех пор, пословам художника, «его миром стала его комната». Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству.
На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Почти все эти картины выполнены в яркой декоративной манере. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста.
Полотна натемы провинциального быта отличаются особой, характерной только для Кустодиева яркостью, многоцветностью, оптимизмом. «Ярмарка» (1906), «Провинция» (1906), «Праздник в деревне» (1910), «Купчихи» (1912), «Масленица» (1916), «Балаганы» (1917), «Купчиха за чаем» (1918), «Трактирщик» (1920). Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности.
Отца своего он почти совсем не помнил. М. Г. Ноеще— память, воображение. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др.
Красный цвет стен половые в белом, с подносами видна какая-то абсолютно неуместная пальма в кадке — все вместе сурово, зловеще, хмуро. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Уже в эти время проявляется виртуозный талант Кустодиева. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Он жил в состоянии радостного возбуждения. Столько в его работах жизни, такая мощная энергетика.
Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. Фоном служат жанровые сцены, пейзаж, предметы быта. Что прежде всего— рисунок— форма или живопись. ». В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе».
Еще одна уникальная находка — «Ярмарка в Кинешме» («Карусель в Кинешме»). Искусство требует всей жизни. Картина экспонировалась на выставке объединения «Мир искусства» в Москве в 1917 году, тогда же была приобретена в частное собрание и в поле зрения искусствоведов непопадала.
Это собирательный образ России. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) — автор красочных и радостных полотен. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Спелый красный арбуз с черными косточками, жирный кекс, булочки, фрукты, фарфор, большой самовар — все это написано необыкновенно вещно и осязаемо и в то же время не иллюзорно, а нарочито упрощенно, как на лавочных вывесках. И вместе с тем здесь все органично, художнически закончено.
В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез. Только щеки да нос краснеют».
Костромская губерния «неотпускает» художника, становится «второй родиной» ивмарте 1905 года онприобретает 2, 5 десятины земли рядом сдеревней Маурино истроит дом-мастерскую «Терем», где семья проводит практически каждое лето до1915года. Эксперты немедленно признали в работе руку Кустодиева, тем более что на обратной стороне картины сохранилась старая этикетка с той самой выставки «Мир искусства» 1913 года. В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Напортрете изображена дочь близкого друга художника — ведущего тенора Мариинского театра Ивана Васильевича Ершова.
Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Многие изних оказались практически утраченными. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»).
Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. К кураторам обратились нынешние владельцы картины с просьбой атрибуции. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии.
А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими. Праздничные русские обряды с их внешними атрибутами (костюмами, украшениями игрушками), национальная самобытность — вот почва, на которой произрастало вдохновение Кустодиева-художника. Я. Билибин, 1901). Картины, посвященные любимому народному празднику, необыкновенно динамичны и многолюдны. А шуба.
Кустодиев твердо решает стать художником. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. Болезнь прогрессировала. Летом 1904 года семья снова приезжает влюбимое Павловское. Крестьянский, мещанский, купеческий быт, всё это перетекало в его картины, а также различные народные праздники, гуляния, ярмарки, которые и без красок известны своим ярким колором, пёстрыми цветами.
Картина «Базар вдеревне», ксожалению, несохранилась, нофотография изастраханского альбома, сделанная самим художником вмастерской— Ю. Е. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Вот кого рисовать-то. Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях.
Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. Нотяжелый недуг несказался нахарактере его творчества. Семеновское (Костромская губ. ) в1902-1903гг. «Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности. Серия фотографий «Строительство Терема» зафиксировала стадии строительства дома, строителей, самого художника ссыном.
Художник впервые показал портрет на выставке «Мир искусства» в 1913 году, где она произвела фурор. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Любовь к ней отражается в каждой работе. Открытый имягкий человек, онстарался неразлучаться сблизкими.
Но бодрость не покидала его. Чертовски трудно. «Это было так ярко, так точно, что моя роль в качестве режиссёра, принимающего эскизы, свелась к нулю— мне нечего было исправлять или отвергать. В период с 1916 по 1922 год Кустодиев создал несколько полотен изображающих масленичные забавы («Масленица», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Так, в военные 1940-е годы Павел Дмитриевич Корин написал свой знаменитый триптих «Александр Невский», а Александр Павлович Бубнов — картину «Утро на Куликовом поле».
Поездка вс. Б. М. Кустодиев, как никто изрусских художников-современников, часто писал свою семью.
Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась).
Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Он побывал в Париже, где учился в частной студии Р. Менара. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой).
для работы над конкурсной выпускной работой «Базар вдеревне»— была знакомством снародным бытом, праздниками, гуляньями. Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия». Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней. Такое решение вновь иллюстрирует желание мастера совместить различные жанры, в данном случае портрет и пейзаж. Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь.
Кустодиев был страстным любителем классической музыки, писал, ваял и рисовал портреты своего кумира множество раз. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». За свою программную работу «На базаре» (картина не сохранилась, остался только ее этюд) художник получил золотую медаль и право на заграничную поездку. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.
Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища. Названия этих работ абсолютно не вяжутся со словом «смерть», которая вырвала талантливого самописца из жизни и не позволила ему осуществить задуманное. В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России.
Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Одна из наиболее известных жанровых картин художника — «Ярмарка» (1906, Третьяковская галерея, Москва).
Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Друзья приходили к нему отдохнуть и укрепить себя, свой дух. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина. Так пишет он свою «Монахиню» (1908), всех своих купчих.
Нет, конечно. В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств. В 2011 году тогдашний владелец картины представил еевМосковском клубе коллекционеров. В этих композициях отразилось увлечение мастера народным творчеством, а также искусством Питера Брейгеля Старшего, произведениями которого («Битва Масленицы и Поста», 1559, Музей истории искусства, Вена «Фламандские пословицы», 1559, Государственные музеи, Берлин) Кустодиев всегда восхищался.
За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Он начинает строить произведения этого жанра по принципу портрета-картины. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Кустодиев Борис Михайлович – русский художник, который родился в Астрахани в 1878 году. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства».
Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета. Но интересовала Кустодиева только живопись. В 1903 году Кустодиев отправился в Европу. Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались. К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами.
Что это за город. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Особенно хорошо за рекой, где две церкви такой странной формы» (Из письма И. С. Куликову). Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви.
Кустодиев никогда не скрывал, что все его образы рождены художественной фантазией. Эти его работы похожи на красочные сны о старой России. Они молоды, счастливы, впереди— ожидание первенца ипоездка вЕвропу. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым.
Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Онговорил: «Картины вмоей голове сменяются, как кино». Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна». Кустодиев— успешный студент Академии художеств, помощник профессора И. Е. Репина вработе над «Заседанием Государственного совета», завсегдатай петербургских театров иучастник художественных выставок. Я познал весь смысл этого содружества, когда на сцене стали балаганные, яркие декорации Кустодиева, появились сделанные по его эскизам бутафория и реквизит. Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти.
А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. К этому времени у них уже родился сын. Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв.
А может быть именно вот таким образом и стоило. Кустодиев. После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и др. ) и сценографии ("Блоха" Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. ). В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. «Заотличные познания вживописи инаучных предметах» Академия художеств наградила выпускника ипансионерской поездкой вПариж нагод сянваря 1904года.
Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Еще в1899г. онпишет изБатума И. С. Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём. Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда.
Известный врач Герман Оппенштейн озвучивает новый диагноз: опухоль в спинномозговом канале. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. В Испании художник делал копии с картин знаменитого Д. Веласкеса. Репин привлекает молодое дарование к соавторству в работе «Заседание Государственного Совета». Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение.
Вместе с семьей отправляется в Париж. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Мастер успел создать лишь две композиции: «Под милашкину гармонь» и «Земляничку я сбирала». Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Картину укрепляли горизонтально иееможно было передвигать взад ивперед.
Только ли в том, что по натуре был Кустодиев удивительно бодрым и жизнерадостным. Однако Кустодиев ищет свой путь в разработке портрета. Многие изэтих снимков станут непросто частью семейного альбома, нопозже— вспомогательным материалом для живописных работ, когда из-за болезни художник будет вынужден ограничиться только работой вмастерской. Сейчас сын коллекционера (пожелавший остаться неназванным) согласился предоставить картину на выставку для более широкого круга зрителей.
Именно вэтой поездке онвстречает будущую жену (урожденную Ю. Е. Прошинскую). В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Вначале 1900-х Б. М. «Два месяца мыуже живем вблагословенных краях благословенной русской земли ивсе виденное там, далеко, так непоходит нато, что нас окружает теперь, что иногда иневерится, былли когда-нибудь дальше этих мужиков, этих берез иелей» (изписьма Б. М. Кустодиева В. В. Перед нами колоритнейшая панорама из жизни русской провинции.
После октября 1917 года в исторической живописи появились новые темы и герои. Заграничные впечатления не отразились в творчестве Кустодиева: его интересовала лишь Россия, ее прошлое и настоящее. Затащил мужика с базара — и писал при народе. Художники стремились запечатлеть бурные события, свидетелями которых они стали. В 1912 году Иван Васильевич попросил художника написать портрет его дочери — Марии Ивановны Тарлецкой.
И. Шаляпин». В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Кустодиев с охотой отозвался на это предложение. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения).
Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Умелое решение задач портрета и бытовой живописи также характеризует эту работу Кустодиева и свидетельствует об интересе мастера к совмещению различных жанров.
Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Любви унас мало». Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Сам Б. Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин». В2009г. Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя). В чем секрет такой влюбленности в праздничную сторону народной жизни.
Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны. К этому же времени относится увлечение художника темой Масленицы. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье.
Возможно. Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к. Матэ). Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству.
Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома. Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность.
Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И. Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров. Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Одновременно с этим он увлеченно работал над картинами, посвященными изображению старой русской жизни, преимущественно провинциальной. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Среди графических работ Кустодиева — «Манифестация» (1906), «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» (1906).
Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. Новые цифровые технологии позволили буквально «проявить» угасшие изображения, сделать ихдоступными для исследователей изрителей. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин.