Этот портрет был заказан Кустодиеву для Третьяковской галереи. В сентябре этого года, к 135-летию со дня рождения Бориса Кустодиева Третьяковская галерея преподнесет астраханцам подарок. Т. зелюкина: Картина Бориса Кустодиева «Красавица», 1915 года создания, холст, масло, 140х180 поступила всобрание Третьяковской галереи в1938 году отЛенинградской закупочной комиссии. Картина была написана Кустодиевым в 1906 году и в настоящее время хранится в Государственной Третьяковской галерее.
За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Искусство требует всей жизни. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Именно такой дочь критского царя Миноса представлена на барельефе Козловского.
Консервативно настроенные слои общества тут же подняли вокруг нее агрессивную полемику. Фатоватый, подвыпивший, ставший «городским» муж развалился на скамейке, лихо заломив фуражку, словно его ничего, кроме собственной персоны, не интересует. Здесь сконцентрирована зона наибольшего «напряжения» в момент приятия Спасителем уготованной ему судьбы. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности.
Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Это – самый значительный и совершенный портрет среди созданных художником. Шаляпинская «Красавица» 1919 года была продана в 2003 году на так называемых «русских торгах» аукциона Sothebys в Лондоне неизвестному русскому покупателю по телефону за рекордные для произведения искусства 845 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов)39404445. Гармоничны и мелодичны все линии, привлекают внимание детали.
В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца, тридцати лет, так и сыплющую перлами— типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины18. Глядя на мир глазами ребенка, Ларионов написал цикл картин «Времена года», где каждый сезон олицетворяет незамысловатое изображение женской фигуры, а рядом следует пояснение, написанное нарочито неряшливо. «Красавица» экспонировалась среди других работ Кустодиева и эскизов к «Пазухину» на выставках «Мир искусства» в Петрограде и Москве, организованных Константином Кандауровым.
Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). Тоесть, онпродолжал интенсивно работать вэто время. Иопухоль позвоночника унего подозревали.
Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Личность Христа понималась как олицетворение «идеального человека», жизненный путь прогрессивно настроенного индивида строился как отражение его земного пути. – Так как это обнаженная натура. «Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Олоферна» относится к числу лучших работ художника и сценографа А. Я. Головина.
На этом пути Кустодиеву выпало множество жизненных испытаний — от неприятия его творчества публикой до тяжелой болезни. И. Шаляпин». Полотно многие хотели приобрести, но досталась оно в конечном итоге П. Третьякову за шесть тысяч рублей (коллекционер даже не торговался с художником и сразу купил его за названную им сумму). «Вышли богатыри посмотреть, не обижают ли кого где» – в основе сюжета именно эти слова замечательной русской былины.
Лихо завернулись носовые борта, завершившись высоким стройным носом-раконом». А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Способность сочетать высокое с обыденным – индивидуальное качество творчества М. 3. Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские.
Вот Академию художеств они заканчивает. Недостаточно внимания проявлял коллекционер и к знаменитому Айвазовскому. Автор вернулся после пенсионерской поездки в Рим, где познакомился с подлинниками Античности и эпохи Возрождения исполненными ясной гармонии, простоты и величественности.
Вся пластика модели напоминает о великих мастерах прошлых эпох. Ге очень точно выбрал момент, который отразил в картине. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Какие-то кошечки рядом, которые трутся омягкую щечку этой барыньки, купчихи. Зритель встречается с Людовиком XIV, прогуливающимся по своему детищу. «Для меня истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие, – писал Третьяков в 1860, добавляя при этом, – я желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников».
Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои»3591536.
Название произведения граничит с именем балерины Подгурской, которая и являлась моделью. Это можно отметить и в полотне «Красная мебель» : несмотря на то что в нем нет действующих лиц, сдвиги форм и экспрессия цвета настолько насыщены эмоциями, что у зрителя невольно рождается ощущение тревожного предчувствия. Вот кого рисовать-то. Любовь к ней отражается в каждой работе.
Датой создания Третьяковской галереи традиционно считается 1856, когда московский купец и промышленник Павел Михайлович Третьяков (1832 – 1898) приобрел первые работы современных русских художников. «Для меня истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие, – писал Третьяков в 1860, добавляя при этом, – я желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников». Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. Бедная женщина, согнувшись от печали и безысходности, не узнает любимого.
Среди жанровых работ художника наиболее известной стала картина «Всюду жизнь». Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней. В реакционной печати работу ругали за несправедливое обличение и ядовитый сарказм.
Справа – фигура «ближайшего к Христу», в которой художник запечатлел облик писателя Н. В. Гоголя, а в страннике с посохом, сидящего неподалеку от Иоанна, можно узнать самого Иванова. Это не означает, что у Третьякова совсем не было просчетов и ошибок. Работа уже представлена в постоянной экспозиции музея на Крымском Валу.
Мелькание узоров и цветовых пятен создает ощущение ожившего мгновения прошлого. В том же пространстве, совсем внизу, угадывается еще один библейский сюжет – «Изгнание из рая».
Танец в жизни балерины является высшим смыслом ее существования. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. Но Кустодиева тянуло домой, на родину и, не дождавшись окончания срока командировки, весной 1904 года он вернулся в Петербург. Краски до такой степени полны света и правдивы, что гармония истинной жизненности перекрывает даже несомненную красоту этого полотна и дышит в каждом изображенном предмете.
В 2005 году в прессе появились сообщения о том, что на лондонском аукционе Christies была продана атрибутированная Кустодиеву и датированная 1919 годом картина «Одалиска» (35 50см), за которую неизвестный русский арт-дилер отдал 1, 5 млн фунтов стерлингов (2, 9 млн долларов), превысив эстимейт более чем в семь раз505152. 31 октября 1903 года заканчивает учебный курс с золотой медалью и правом на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. В Испании художник делал копии с картин знаменитого Д. Веласкеса. Собор продолжает и венчает собой это людское скопище, но центральный шатер храма Покрова словно не вместился в пространство: он «срезан» верхним краем картины и символизирует образ Руси, обезглавленной Петром I. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Истинное происхождение авантюристки так и осталось невыясненным.
Мраморная головка «Нике» относится к лучшим произведениям Коненкова. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева-портретиста (И. Я. Билибин, 1901, там же). Путь нового искусства он видел в стремлении к передаче внутреннего содержания внешних форм мира и как результат этого – в отказе от его реалистического отображения. Так, связывая свои надежды на великое будущее русской школы с творчеством передвижников, он почти не приобретал работы художников академического направления XIX века, чье искусство до сих пор слабо представлено в музее. Старшая из сестер – Джованнина – резко останавливает разгоряченного вороного коня, но сама остается невозмутимо спокойной (именно этот момент современники поставили в укор мастеру). Негромко произнесенные Третьяковым слова, обращенные к художнику, – «Прошу Вас картину считать за мной» – становились для последнего равнозначными общественному признанию.
Значимость деятельности Павла Михайловича Третьякова еще при его жизни была высоко оценена современниками: художниками, критиками и историками искусства: «Без его помощи русская живопись никогда не вышла бы на открытый и свободный путь, так как Третьяков был единственный (или почти единственный), кто поддержал все, что было нового, свежего и дельного в русском художестве», – писал А. Бенуа. «На Четвертой выставке Мира искусства появилась поразительная картина Врубеля Демон одно из самых замечательных произведений последней четверти века, – писал об этом произведений А. Бенуа. На полотне также изображены цветы – сорванные и уже слегка поникшие на стебле розы. И. Э. Грабарь посоветовал Малявину писать особыми, долго сохнущими красками. Стулья с высокими спинками и диван «облачены» в красные чехлы. Их сочетание сразу же задает определенный музыкальный ритм всему произведению. Принарядились сообразно торжественному случаю и ее родители.
В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»81012. В академии Кустодиев начал писать картины с исторической тематикой. В левом поле того же нижнего «регистра» следует наивное описание весны, будто бы сделанное ребенком: «Весна ясная, прекрасная.
Такой типаж был любимым у художника, отмечавшего, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства». Ему нужна была обнаженная натура. Почему уговаривает. Это не означает, что у Третьякова совсем не было просчетов и ошибок.
Русский искусствовед А. В. Бакушинский назвал ее «подлинно круглой скульптурой». В пустом дворе, на дальнем плане, ограниченном забором, стоит маленькая девочка. Но интересовала Кустодиева только живопись. В 2009 году данная работа под номером первым вошла в изданный Росохранкультурой пятый и последний том списка каталога поддельных произведений искусств «Внимание: возможно, подделка. », будучи признанной искусной фальшивкой кисти знатока творчества Кустодиева на основании заключений трёх независимых друг от друга экспертов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря58596061.
На переднем плане – юноши и старцы – образ непрекращающейся жизни. Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». В 1905—1907 гг. Высокий вал скрыл горизонт и люди, спасающиеся с корабля, борются со стихией.
При этом здесь нет «плаката» с его нарочитой броскостью. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». За спиной Демона расцветают неведомые кристаллические цветы различных темных оттенков.
К этим темам художник обращался в своих исторических картинах и пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах, а также во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал. Святой Дмитрий Солунский представлен в рост. Остроухов, И. Е. Оно было возведено по проекту архитектора А. С. Третьяков не раз говорил, что «Христос в пустыне» – одна из его самых любимых картин.
Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Оригинальная картина 1915 года в настоящее время находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи в Москве, как и вариант 1921 года. Оно было возведено по проекту архитектора А. С. Каминского, мужа сестры Третьякова. Но растущее количество приобретений коллекционера привело к тому, что уже к концу 1880-х постоянно достраиваемое двухэтажное здание Галереи с трех сторон окружило особняк вплоть до Малого Толмачевского переулка. Моделью для скульптора служила работница Трехгорной мануфактуры. Так, маленькая по размеру «Нике» покоряет своей лучезарной вдохновенностью.
Впечатление усиливается и за счет темпераментной, даже «взволнованной» манеры письма, подчеркивающей напряженность ритма, образованного предметами, расположенными в комнате и падающими от них тенями. Он побывал в Париже, где учился в частной студии Р. Менара.
Значимость деятельности Павла Михайловича Третьякова еще при его жизни была высоко оценена современниками: художниками, критиками и историками искусства: «Без его помощи русская живопись никогда не вышла бы на открытый и свободный путь, так как Третьяков был единственный (или почти единственный), кто поддержал все, что было нового, свежего и дельного в русском художестве», – писал А. Бенуа. В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников». На протяжении почти 15 лет (1899–1913) бессменным членом Совета была дочь Павла Михайловича – Александра Павловна Боткина (1867–1959).
В своем творчестве художник стремился передать личные ощущения не при помощи предметных форм (через тот или иной сюжет), а только лишь живописными средствами. Царевич под взглядом отца опустил глаза, но молчаливый диалог продолжается. Ив последние 11 лет онбыл прикован кинвалидному креслу, вмастерской. «Красавица» очень понравилась и Константину Сомову, которому Кустодиев подарил специально написанную для него миниатюрную картину со спящей купчихой и смотрящим на неё домовым37, созданную в 1922 году и названную соответственно— «Купчиха и домовой»38.
Картина «Новая Москва» вполне соответствует духу времени. Для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Учился в петербургской Академии художеств (18961903), где его наставником был И. Е. Репин. Портрет Веруши Мамонтовой (дочери С. И. Мамонтова) с необычайной достоверностью передает атмосферу свободного артистизма, царившую в Абрамцеве.
Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука»)41, в том же году картина выставлялась в галерее на Унтер-ден-Линден в Берлине, где критик Георгий Лукомский назвал Кустодиева Тицианом Российским, а саму работу— Данаей Ярославской4243. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом».
Кустодиев сам разработал схему развески картин и установил на них цены, наиболее высоко оценив «Красавицу»— в 4 тысячи рублей четыре работы были куплены Игорем Грабарём для Третьяковской галереи33. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще.
Свое художественное образование Борис Михайлович Кустодиев получил в Академии Художеств, где его учителем был Илья Ефимович Репин. Художник воплотил свою тему с захватывающим трагизмом, однако Александр II повелел отметить, что ее сюжет «заимствован из романа, не имеющего никакой исторической истины». Художник «выстроил» монументальное произведение, придав ему «программность», найдя значительную форму, которая способна выразить глубокое и емкое содержание.
В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Что именно – вы можете увидеть на моей картине Над городом. И хотя сюжет вполне явен, живописцу удается поднять его до некоего идеального образа. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Позднее его учителем стал художник П. А. Власов, выпускник Академии художеств и воспитанник В. Г. Перова и П. П. Чистякова.
Красочная декоративная красота этой картины далась ему, чего и следовало ожидать, сразу. В свой хоровод они вовлекают стихии природы. Неслучайно центральная группа персонажей напоминает Святое семейство, в ней можно угадать евангельских персонажей: Мадонну с младенцем, трех волхвов с дарами в виде хлебных крошек и символическое обозначение Бога-Отца – голуби.
Пышные букеты цветов представлены в хорошо освещенной комнате, будто на пленэре. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины.
Этот одухотворенный взгляд, мечтательный и слегка беспокойный, создает особое чувство дуновения жизни. Оригинальная «Красавица» 1915 года находится в Государственной Третьяковской галерее346. Неравноправное положение людей передано простым сюжетным ходом – «земство обедает» соответственно своему социальному положению. Каминского, мужа сестры Третьякова. Интерьер, выполненный в типичном «купеческом стиле», украшен всевозможными изображениями пышных и распустившихся роз, символами оживания красоты и цветения, созвучными утреннему пробуждению этой прекрасной цветущей купчихи, находящейся в самом расцвете женской красоты.
Однажды художника поразил образ – зажженная днем свеча – как символ трагедии и обреченности. По задумке художника, две процессии солдат и добровольцев, шествующие в противоположных направлениях в верхнем и нижнем «регистрах» композиции, означают соответственно возвращение раненых (вверху) и бодрое выступление новых воинов, готовых принять боевое крещение (внизу). Начиная с 1856 его Галерея ежегодно пополнялась десятками, а то и сотнями работ. Третьякова были поистине грандиозны. «Третьяков по натуре и знаниям был ученый», – напишет о нем в 1902 в своей «Истории русского искусства» художник и критик А. Н. Известна целая галерея портретных бюстов известных людей, выполненных из гипса и мрамора – М. В. Добужинского, В. Э. Мейерхольда, А. М. Ремизова, Ф. Сологуба и т. д. Несмотря на то, что Кустодиев постоянно проживал в Москве и Петербурге, он постоянно посещал провинциальные города, сёла, деревни, где рисовал свои особо яркие и живописные полотна. Художники стремились запечатлеть бурные события, свидетелями которых они стали.
Недостаточно внимания проявлял коллекционер и к знаменитому Айвазовскому. Художник доводит почти до графической схемы жесткие контуры фигуры Караева и предметов интерьера. Это редкий пример деревянной пластики, сохранившей неповторимость рукотворного мастерства.
Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. Мастер реализма, мастер портретной классической живописи. В 1912 на выставке «Мира искусства» появилась картина К. С. Петрова-Водкина «Купание красного коня», которую и публика и художники и критики восприняли как знак обновления. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой.
Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Вся // царственная пышность демонического облачения была найдена, но осталось найти самого демона. Изображение одеяний и вооружения Дмитрия традиционно для иконного образа воина. Ранние картины живописца проникнуты анекдотически «обличительным» настроением и представляют собой живописные карикатуры, в том числе на духовенство. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой).
«Я должен сознаться, – писал в 1873 художник И. Н. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. В. В. Кандинский считается одним из родоначальников абстрактной живописи. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Принимал участие в работе над картиной Репина «Заседание Государственного совета» (1901—03, Русский музей, Санкт-Петербург). Художник построил свою картину на сильных контрастах – между блистательным прошлым его героини и ее жалким настоящим, между былой роскошью, остатком которой является пышный наряд княжны Таракановой и страшной обстановкой тюремной камеры, между цветущей, полной жизни юной красотой и неотвратимой бесславной гибелью, которая ее ожидает.
Художник изобразил высокие дома, словно зажимающие пространство между ними. Трудно поверить, что все эти светлые ижизнерадостные полотна Кустодиев создавал, будучи тяжело больным: последние 10 лет своей жизни он был прикован кинвалидной коляске. Это было первое здание Третьяковской галереи, состоящее из двух просторных залов. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. Третьяков был достойным продолжателем дела своего прадеда – московского купца 3-й гильдии (низшей в купеческой «табели о рангах») Елисея Мартыновича Третьякова.
Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Об этом же говорил и М. Нестеров в своих воспоминаниях: «Не появись в свое время П. М. Полотно «Московский пейзаж. Андронов превращает рабочих в «типаж» : исчезает индивидуальность их образов, появляются мужественность и надежность, типичные для всех. оперных спектаклей (1920, «Царская невеста», Большой оперный театр Народного дома 1918, «Снегурочка», Большой театр (постановка не осуществлена).
Федотов показал не само сватовство, а предшествующий ему момент. С 1907 года — член Союза русских художников.
Какова шуба на нем. Возможно именно вот таким образом главным мотивом движения в них всегда становилась неудержимо мчащаяся тройка. За свою программную работу «На базаре» (картина не сохранилась, остался только ее этюд) художник получил золотую медаль и право на заграничную поездку.
«Плетни и крыши, срубы и заборы и все, что открывалось дальше, за ними, восхищало меня. К этому же времени относится увлечение художника темой Масленицы. Динамика этих произведений строится на композиционных приемах театрально-декорационного искусства: контрастной игре света и тени использовании «кулис». Такова историческая правда о княжне Таракановой.
Щербатов, И. Э. Монолитная громада только что возведенного здания «Госплана», свободный проспект и ширь площадей, алая буква недавно открытого метрополитена – все это обновленная Москва. Яркие крупные черты лица выдают сильную и властную натуру героини.
Затащил мужика с базара — и писал при народе. Пластов назвал работу «Весна» (а не «В старой бане»), подчеркивая тем самым ее метафоричность и вызывая в памяти весь ассоциативный ряд образов мирового искусства, связанный с этим словом. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи.
В картине «Весна» живописцу удалось запечатлеть тот идеал женской красоты, телесной и духовной, который живет в представлении каждого человека и, как правило, не находит воплощения в реальной жизни. «Моя идея, – скажет он в конце своего жизненного пути, – была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях мысль эта не покидала меня во всю мою жизнь. » Сначала произведения, которые приобретал Павел Михайлович, размещались в комнатах его собственного дома в Лаврушинском переулке, купленного в начале 1850-х. Этому полотну Шагала была уготована странная участь. Н. И. Андронов – один из представителей «сурового стиля» в советской живописи, возникшего как реакция на официальный социалистический реализм.
Показное спокойствие обоих, без жестов и внешних эффектов, – обманчиво. Своеобразное построение композиции – исключение линии горизонта из картины – важный прием. Ивотэти вот11 лет ониспользовал да, накопленные впамяти исделанные эскизы для своих работ. Художник застает балерину в момент репетиции. Богоматерь держит Младенца на руках и, склонившись, прижимается к нему щекой.
«Я должен сознаться, – писал в 1873 художник И. Н. Крамской, – что это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем». Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы», которые населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах старый уклад патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах. Завершает цикл лекций осудьбах русских художников XIX века рассказ оБорисе Кустодиеве. В годы Первой русской революции 19051907 выступал как карикатурист в журналах «Жупел» и «Адская почта». Однако, уже в мастерской узнав о сюжете картины, она воскликнула— «Ну что вы. Холодноватость, некоторая отстраненность письма, трогательный образ ребенка, простота и естественность сюжета ставят это произведение на недоступный для чувственного восприятия пьедестал чистого восторга и целомудренной любви.
Все уже готово для встречи долгожданного гостя – жениха-дворянина. В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. Судебные заседания состоялись лишь в 2012 году6267: спустя 20 дней слушаний судья Гай Ньюи постановил, что «Одалиска», скорее всего, не принадлежит кисти Кустодиева и таким образом вынес решение в пользу фонда «Аврора», признав за ним право расторгнуть сделку с Christies и вернуть лишь затраченные на покупку картины деньги686970717273. В наибольшей степени это проявляется в образе митрополита: здесь нет даже намека на объем, а представлена драгоценно изукрашенная плоскость. «Прогулка короля» – очень эффектная работа.
В картине «Вихрь» крестьянские женщины расходятся в танце словно «сказочные героини старорусских былин». Из обычного пейзажа рождается абсолютно иной образ, новая реальность – что было очень свойственно художникам-символистам. Против света – изящные силуэты двух девушек в черном, занятых чтением. А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой. » После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского10151918. Несмотря на «парадный» размер полотна и репрезентативность позы, герой представлен в домашнем костюме, что говорит о неофициальном характере его деятельности. В 1913–1918 по инициативе художника и историка искусства И. Э.
Цветков, С. А. Монументальная фигура Иисуса вырисовывается на фоне предрассветного неба.
Однако год создания этого полотна явно противоречит оптимистической теме «светлого пути». Вернувшись из заграничного турне, Кустодиев купил под Кинешмой землю и своими руками построил дом. В правой части нижнего «регистра» картины изображены мужской и женский профили, с двух сторон обращенные к Древу познания – образы первобытных Адама и Евы испытывающих, видимо, пробуждение нежных чувств, подобно тому, как пробуждается сама природа и, возможно, уже вкусивших запретный плод.
Серов, И. С. Чертовски трудно. Одна из наиболее известных жанровых картин художника — «Ярмарка» (1906, Третьяковская галерея, Москва). Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные роли своеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова, «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем»1214. Перед нами светский человек благородной наружности, погруженный в свои мысли (в 1800-е, в период создания портрета, граф Ростопчин занимался литературной деятельностью). Но в суд никто из ославленных «натурщиков» не пошёл – иначе об этой истории узнала бы не только Москва, но и вся Россия.
В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. Они скрывают истинные формы мебели и придают ей неясные очертания.
Портрет строг, не изобилует деталями. Формы и краски наплывают друг на друга, создавая внутреннее напряжение. Тема таинственной непостижимости мира звучит торжественно и сурово.
Нужные типажи для написания картины (1928) художник искал среди заводских рабочих, участвовавших в Гражданской войне. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Это драма переживаний и душевной муки. Сбоку от высокой кровати-сундука, с окованными углами и пологом, расписанным цветочным орнаментом с розанами, виден край комода, заставленного броскими вещами— красивыми скульптурками и женскими туалетными принадлежностями. Имя Рублева стало символом древнерусской культуры.
В этих композициях отразилось увлечение мастера народным творчеством, а также искусством Питера Брейгеля Старшего, произведениями которого («Битва Масленицы и Поста», 1559, Музей истории искусства, Вена «Фламандские пословицы», 1559, Государственные музеи, Берлин) Кустодиев всегда восхищался. Мне хотелось в этом незамысловатом сюжете показать реалистическое искусство. Она смотрит на зрителя с загадочным выражением лица, нисколько не смущаясь своей наготы, с некоторой безмятежностью, но одновременно и сладостным ожиданием кого-то или чего-то. И еще будучи студентом, Кустодиев выполнил ряд первоклассных портретов – Д. Л. Мордовцева, Д. С. Стеллецкого, И. Я. Билибина (все 1901), В. В. Матэ (1902). В исполненной художником в 1920-е картине «Горы.
Языком пластики он создает образы необычайной выразительности исключительной энергии и мощи. В период с 1916 по 1922 год Кустодиев создал несколько полотен изображающих масленичные забавы («Масленица», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Поступил в студию Рене Менара. Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». Крамской, – что это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем».
В конце 1920-х меняется метод работы Сарьяна в области пейзажа. Художник, однако, лукавит, он умалчивает, что написал свой натюрморт по памяти. В декабре 1903 года вместе с женой и сыном приезжает в Париж. Как члена объединения «Мир искусства», Кустодиева интересовали не только образы дворянской культуры, но и провинциальный быт— он был настоящим поэтом купечества12. Третьяков-коллекционер был в своем роде личностью феноменальной.
Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). Произведение «Христос в пустыне» произвело на публику неизгладимое впечатление. Армения» представлен собирательный образ Армении, а не конкретные изображения каких-либо отдельных мест. Ивотименнотаким живописным идеалом для искусства оннаходил такой тип женщины. Узнав о произошедшем, главный режиссёр МХТ Константин Станиславский разгневался и назвал Шевченко «распутницей», но поняв, что талантами не разбрасываются, сменил гнев на милость и дал актрисе новые роли101215.
Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Фоном служит не интерьер мастерской (где проходит встреча), а московский пейзаж, где за домами современной застройки виднеются купола Соборной площади и Кремль. Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами. Его эскизы «Бунт против бояр на старой Руси» (1897) и «У кружала стрельцы гуляют» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), предназначенные для академических конкурсов, немного напоминают исторические полотна С. В. Иванова. Икона «Троица» – самое абсолютное его творение.
Художник созерцает мир словно с высоты птичьего полета. Конь каждого богатыря схож характером со своим хозяином. Негромко произнесенные Третьяковым слова, обращенные к художнику, – «Прошу Вас картину считать за мной» – становились для последнего равнозначными общественному признанию. Он написал образ энергичного человека, облаченного властью и полезного своему государству. На выставке Кустодиев и Шевченко встретились снова модель заметила— «Очень толстая. », художник ответил— «Какая есть»— и поцеловал её руку15.
На холсте изображены узники арестантского вагона, наблюдающие за голубями. Поездка произвела на него неизгладимое впечатление. И только кошка на первом плане остается безучастной к происходящему. Среди графических работ Кустодиева — «Манифестация» (1906), «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» (1906). Тема социальных противоречий была одной из главных в творчестве Н. А. Ярошенко.
Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Она была написана «в похвалу Сергию Радонежскому» по заказу его преемника игумена Никона.
После смерти П. М. А могу и рассказать. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Кустодиев никогда не скрывал, что все его образы рождены художественной фантазией. В нагромождении лиц и фигур спрятан «скрытый персонаж» – арапчонок, прилежно несущий императорский шлейф.
Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. По-видимому, Кустодиев считал «Красавицу» своего рода программной работой и итогом исканий своего художественного стиля. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Колористическое звучание произведения чрезвычайно богато.
Незаурядный талант живописца, жизнерадостная, «сочная» манера письма – все это по мере продвижения А. М. Герасимова по карьерной лестнице соцреализма обретало парадный лоск. В основе иконографии – библейский рассказ (Бытие 18:1-16) о явлении праведному Аврааму Господа в образе трех ангелов. Родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии. «Красавица» была написана Кустодиевым на пике болезни— опухоли спинного мозга, по причине которой он провёл последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами11.
Но прежде чем подписать приговор, он всматривается в лицо Алексея, все еще не теряя надежды увидеть в нем раскаяние. Несмотря на непубличность самого акта сделки, довольно скоро стало известно, что новым владельцем работы оказался российский олигарх Виктор Вексельберг, а точнее принадлежащий ему американский фонд «Аврора», через который миллиардер активно скупает за рубежом русское искусство в «патриотических» и «социально ориентированных» целях535455. В начале 1910-х, когда отживали старые представления об искусстве, а в художественной среде происходили бурные метания, полотно «Купание красного коня» для многих представлялось той идеей, которая сможет примирить старых и новых, «левых» и «правых», академистов и мирискусников. Не обойдется и без «певца русской природы» Иван Шишкина, морских пейзажей Ивана Айвазовского, нарядных красавиц Константина Маковского и новаторских полотен Кузьмы Петрова-Водкина.
– Светлой полосой тянется берег Финского залива. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. Изобильная красота эдакой купеческой, русской «Венеры Урбинской» Тициана— алые губки-вишенки, румяные щёки, персиковый подбородок, бирюзовые глаза, золотисто-пшеничные волосы, лебединая шея, пышный стан и округлые плечи, холёное и гладкое тело— как «кровь с молоком». Портрет Матюшина Малевич составил из разных геометрических плоскостей, что на первый взгляд роднит его со стилем кубистических произведений Пикассо и Брака.
АКустодиев пытается привнести воттакую свежую струю аппетитного изобильного тела. Декорации в исполнении Кустодиева были красочны, близки к его жанровой картине, но это не всегда воспринималось как достоинство: создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал с авторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ так и не увидевшая свет «Гроза» Островского, 1918). Уютная комната с большим квадратным окном в темно-зеленой стене, за ним – розово-жемчужный (по контрасту с глубоким, сильным цветом внутри) зимний город. Героини произведения похожи друг на друга как сестры-близнецы. Масштабное полотно «Богатыри» является центральным среди произведений художника, неоднократно обращавшегося к народному эпосу. Картина «Московский вечер» написана как групповой портрет друзей художницы.
С именем А. Н. Бенуа связано возникновение в 1898 объединения «Мир искусства», одним из основателей и идейным руководителем которого он являлся. Какой-то дом гробовщика, вдруг тызамечаешь дом гробовщика, так как украшен красивыми гробами. Каждый человек, находящийся в комнате, по-своему откликается на слова свахи: молодая кокетка стремится ускользнуть из комнаты, демонстрируя напускную скромность, однако мать успевает схватить ее за платье на них внимательно смотрит кухарка, ставя на стол закуски, за ее спиной шушукаются двое домочадцев отец семейства спешит выйти навстречу к гостю.
Работа написана под впечатлением от рассказа Л. Н. Толстого «Чем люди живы. » и ее первоначальное название было «Где любовь – там и Бог». На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену. Ничто не указывает на высокое социальное положение графа.
Славяне». Импрессионистическая манера письма сообщает работе свежесть и нарядность – именно так и должна была восприниматься новая столица, а вместе с ней и новая советская жизнь. Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. Еще одна особенность этой картины характерна для всего творчества Петрова-Водкина: притом что сюжет работы нарочито бытовой (купание коня), в ней нет рассказа о событии.
Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (19011903, Русский музей, Петербург). В окнах видны сцены повседневной жизни обитателей многоэтажек. После октября 1917 года в исторической живописи появились новые темы и герои. Барельеф создан в Париже в 1780. Вот это вотто, начем взгляду хочется остановиться, то, что имеет выражением благополучия.
Мотив радуги – один из излюбленных в искусстве романтизма. Крамской писал: «Есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье – взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу».
А шуба. Он явился при полном параде, желая произвести на будущих родственников «нужное» впечатление. Евангельские темы и образы служили формой выражения идей добра и справедливости. Радуга» занимает особое место в творчестве Крымова. «Капитал – дело скрытое» – золотое правило купечества. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Далее виден рыжий священник с кадилом, а на некотором расстоянии местная богатая барыня с выражением высокомерия на лице несет саму чудотворную икону. Картины, посвященные любимому народному празднику, необыкновенно динамичны и многолюдны.
И есть невольное ощущение, что уклад патриархального мира неизбежно уходит в прошлое. (document). ready (function () t260init () ) Мраморный памятник Павлу Третьякову Александр Кибальников создал еще в 1962 г., однако до 29 апреля 1980 г. эта скульптура хранилась в самой Третьяковской галерее, лишь затем украсив вход в нее. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Так, в военные 1940-е годы Павел Дмитриевич Корин написал свой знаменитый триптих «Александр Невский», а Александр Павлович Бубнов — картину «Утро на Куликовом поле».
В его состав входили в разные годы известные московские художники и коллекционеры – В. А. Еще мгновение – и балерина продолжит танец. Первая картина такого рода (Ярмарка, 1906, Третьяковская галерея) написана по заказу Экспедиции государственных бумаг для неосуществленной серии массовых лубков. Художника увлекает перекличка элементов архитектурного декора и деталей туалета. Он беспечно наигрывает на гармошке. Васнецов показал своих героев не в смертельной схватке. Зашел с мороза прямо в шубе.
После изучения документов и бурного спора Петр уже не гневается, а с горечью уверяется в предательстве сына (самодержец полагал, что тот собирался захватить власть и вернуть старые порядки). Однако воплощение замысла оказалось не по-детски глубоким. Третьяков-коллекционер был в своем роде личностью феноменальной. Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть. Дом купца-толстосума.
Необычайно сосредоточенной серьезностью отличается и лик Младенца. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. Кустодиев впервые увидел юную, румяную и пышнотелую Шевченко в августе 1914 года на репетиции спектакля «Смерть Пазухина» по роману Салтыкова-Щедрина, к которому он делал декорации и увлёкся ею10151617.
КУСТОДИЕВ, БОРИС МИХАЙЛОВИЧ (18781927), русский художник. Но ближе к зрителю проходит колонна новых красноармейцев, смело шагающих навстречу судьбе, в рядах которых заметны и женщины и даже раненый человек с перевязанной головой, не щадящий себя ради общей цели. Они гораздо человечней многих, оставшихся по другую сторону вагона на свободе. В картине «Вузовки» художник обращается к актуальной для искусства сталинской поры теме молодежи – будущих строителей социализма. Вода спокойна.
Сам собой встал вопрос о постройке специального здания для картинной галереи. Член объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников». В «Красавице» Кустодиев обратился к редкому для русского искусства жанру обнажённой натуры— роскошная сомлевшая ото сна купчиха, привстав со своего пышного ложа средь пены белых пуховых подушек и кружев, появляется из-под атласного одеяла как Афродита из перламутровой раковины.
Это скорее парк-воспоминание, в котором время приглушило все краски и листья куста, являющегося фоном для фигуры в синем, – странного «неживого» цвета (такой бывает листва на старых выцветших гобеленах). В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Истомин, получивший художественное образование в Мюнхене, член объединений «Маковец» и «Четыре искусства», после их ликвидации в начале 1930-х вступил в Ассоциацию художников революционной России. Сосредоточенная поза, закрытая с точки зрения психологии от зрителя, говорит о предельной концентрации на внутреннем голосе.
Это, пожалуй, единственная деталь, указывающая на то, что перед нами портрет. Это одно из величайших произведений византийского искусства комниновского периода (1057 – 1185) – времени подлинного художественного расцвета, высшая точка в развитии всех тех стилистических особенностей, которые определяют понятие «византинизм». Размах собирательской деятельности и широта кругозора П. М.
Один из приемов, с помощью которого он достигает цели, – трактовка цвета, в первую очередь главной фигуры (красного коня). После поездок по России появляются портеты людей из мира религии. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже).
Картина «Всадница» написана по заказу графини Ю. П. Самойловой и изображает ее приемных дочерей. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. Над исканием его Врубель измучился, постигая умом, но, не видя ясно облик сатаны».
Иу него жевсегда эти фрукты, эти арбузы какие-то разрезанные.
Сложный и многоплановый образ на портрете отражает великие перемены в истории России, олицетворяя новую жизнь, ворвавшуюся через прорубленное Петром «окно в Европу». Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Об этом же говорил и М. Нестеров в своих воспоминаниях: «Не появись в свое время П. М. Третьяков, не отдайся он всецело большой идее, не начни собирать воедино Русское Искусство, судьбы его были бы иные: быть может, мы не знали бы ни Боярыни Морозовой ни Крестного хода ни всех тех больших и малых картин, кои сейчас украшают знаменитую Государственную Третьяковскую галерею». Композиция решена как кадр, выхваченный объективом фотоаппарата. Работа очень понравилась модному тогда итальянскому портретисту П. Ротари, который весьма лестно отозвался о ней.
Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Ячувствую эту разницу, конечно, мне кажется, она есть. Екатерина Петровна Ростопчина (урожденная Протасова) по характеру и поведению сильно отличалась от мужа. Ив 14-м году, оформляя спектакль «Смерть Пазухина», Кустодиев знакомится сэтой обаятельной молодой женщиной иуговаривает еепозировать для карандашного наброска.
Помимо собрания русского искусства Павла Михайловича Москве была подарена и коллекция его брата Сергея Михайловича Третьякова (1834–1892), незадолго перед тем скончавшегося. По преданию, дочь критского царя Миноса Ариадна помогла греческому герою Тесею убить чудовище Минотавра и выбраться из лабиринта. «Девочка с бабочкой» – бронзовая отливка садово-парковой скульптуры, предназначенной для украшения московского Центрального парка культуры и отдыха (в парке стоял несохранившийся цементный вариант). Она сторонилась светской жизни, одевалась подчеркнуто скромно. Ее глаза горят, она полна вдохновения и любви к своей профессии. «Плывут полунощные гости, – писал художник. В 1903 году Кустодиев отправился в Европу.
Успехом Кустодиева стали его работы по оформлению в 1918—20 гг. Замысел картины приобрел особую актуальность в преддверии 200-летнего юбилея Петра I (1672 – 1725).
Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета.
Все как на ладони, если глядеть из чердачного окошка, примостившись на пол», – это цитата из автобиографии «Моя жизнь», которую Шагал писал после отъезда из России. Состоя в близких отношениях с Шевченко, Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и в 1922 году увез её с собой в Париж, в эмиграцию1739.
Искусствоведы отмечали, что «Одалиска» имеет стилистическое сходство с кустодиевским циклом «Красавиц», однако лишь «представляет собой продуманное повторение излюбленной кустодиевской темы»62. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр.
И. Никитин – крупнейший художник петровской эпохи, один из основоположников новой русской живописи, создал «Портрет графа Г. И. Головкина» после возвращения из пенсионерской поездки. Длинным рядом идут ладьи яркая раскраска горит на солнце.
Его оскорбило не то, что он был выведен в роли любовника (вполне заслуженной славой донжуана он гордился), а то, что художник Рябовский предстаёт перед читателями посредственным человеком. Но физические силы его иссякали: ничтожная простуда повлекла за собою воспаление легких, с которым сердце уже не справилось. Мозаика с изображением святого Дмитрия Солунского происходит из Киевского Михайловского Златоверхого монастыря, который был построен и украшен по заказу князя Святополка Изяславовича (в крещении Михаила) в 1108 – 1113.
Фоном для картины «Демон сидящий» служит накаленно-пурпурное низкое небо. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками.
С 1911 года — член возобновившегося «Мира искусства». Лишая героев индивидуальности, художник не ставит задачей и проникновение в их психологию. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Изобилие булок, как онписал эту снедь.
Что это, зарисовка природы или здесь заключен некий смысл. Он представляет зрителю не внешний антураж модели, а богатство его внутреннего мира. Скорее присутствуют традиции древнерусского искусства: конь красного цвета часто встречается на иконах (красное – прекрасное). Жил в Петербурге и Москве, часто наезжая в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где рождались его знаменитые образы традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане «русские венеры»). Описывая прогулки короля, автор ничто не обходил вниманием: ни парковые виды с садовой архитектурой (они написаны с натуры), ни театральные представления, весьма модные в стародавние времена, ни бытовые сценки, рисовавшиеся после тщательного изучения исторического материала. Грабарь. Приход бравого майора привел в волнение обитателей дома. Умер Павел Михайлович Третьяков 16 декабря 1898.
Мир эллинизма представлен как вечный праздник, как утраченный некогда людьми «золотой век», беспечное и беззаботное время неги и наслаждений. Зритель как будто слышит разноголосый гомон, музыку гармоники в руках молодого парня.
Младший современник художников «Мира искусства», Лансере виртуозно владеет образным языком «ретроспективных мечтателей», отстраненно и одновременно иронично воссоздает стиль жизни придворной мишуры «золотого» XVIII века. Главное место в полотне принадлежит движению. Картина «Заморские гости» входит в состав первой большой серии произведений Рериха – «Начало Руси.
«Московский дворик» – самая известная картина Поленова, в которой впервые наметился путь русского искусства 1870-х, стремившегося к растворению жанрового начала, характерного для реализма передвижников. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Живописная поверхность состоит из дробных рельефных мазков, передающих вибрацию световоздушной среды.
Позднее он создал ещё три картины, отличающихся незначительными вариациями в композиции. Позднее (с 1908) увлеченно работал также в жанре скульптурного портрета. Сваха, вошедшая в комнату, сообщила хозяевам о том, что претендент на руку девицы прибыл.
«Третьяков по натуре и знаниям был ученый», – напишет о нем в 1902 в своей «Истории русского искусства» художник и критик А. Н. Бенуа. В ней органично сочетались самые разные традиции – древнерусской иконы и монументальных росписей эпохи Возрождения, декоративного искусства, стиля «модерн» и почти классической пластики в трактовке фигур. Она смотрит на улетающий в бескрайнее пустое пространство шарик. На фоне лиц партийного официоза художник получал отдушину в портретах творческой интеллигенции (балерины О. В. Лепешинской, групповом портрете старейших художников И. Н. Павлова, В. Н. Бакшеева, В. К. Бялыницкого-Бирули, В. Н. Мешкова) и других. Одну он подарил Максиму Горькому28, а другую написал специально для Фёдора Шаляпина изобразив героиню со спины в довольно театрализованном стиле151939 (примечательно, что именно Горький познакомил Шаляпина с Кустодиевым)40.
Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём. Точнее, он фиксирует лишь одну его грань – мужественность и готовность к созидающему труду – и закрепляет ее за своими «типичными» персонажами. Работа создавалась во время первой русской революции. Каждый из них наделен художником тонкой психологической характеристикой. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии.
Композиция строится на сопоставлении планов и их колористическом решении. Это было первое здание Третьяковской галереи, состоящее из двух просторных залов. Матюшин был не только художником, но и композитором, вот таким образом нетрудно догадаться, что линия белых прямоугольников, разделяющая картину по диагонали, является клавиатурой фортепиано (причем без черных клавиш – намек на своеобразие музыкальной системы Михаила Васильевича Матюшина).
Революцию Кустодиев тоже воспринял карнавально, в духе яркого народного лубка (Большевик, 1920, Третьяковская галерея). Бенуа. «Земство обедает» – самое значительное полотно Мясоедова, экспонировавшееся на Второй передвижной художественной выставке.
Что-то такое уходящее, провинциальное. Ведь неслучайно в подзаголовке названия мы читаем «Новый примитив» и мысленно заканчиваем «на вечную тему». В центре – стяжатель, отшатнувшийся от Христа и раб, о котором Иванов сказал: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада». Князь предстает перед зрителем целеустремленным, отважным полководцем. Скромная обстановка гостиной даже не намекает на истинные размеры богатства хозяина.
Репин писал: «Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст». На картине «Над городом» изображены двое влюбленных – художник и его возлюбленная Белла, парящие над Витебском легко изящно и так непринужденно, как если бы они просто прогуливались по дорожкам парка. Такой извод называется «елеус», что в переводе с греческого означает «умиление». Третьякова управлять делами Галереи стал Совет попечителей избираемый думой.
Иво всем остальном это тоже поддерживается. Шагала, одного из самых известных представителей художественного авангарда XX века. Кипренский изобразил Ростопчина в традициях камерного портрета XVIII века. С момента своего создания «Троица» Андрея Рублева воспринималась не только как зримая идея о троичности Божества и возвышенный образ предвечного совета и предопределенности жертвы Христа икона стала символом духовного единства на Руси. Такова и красота женщины. В этой работе, как и во всем своем творчестве, скульптор и художник Сарра Лебедева предстает тонким психологом, подмечающим эмоциональное состояние своей модели, пытающейся «остановить мгновение» и удержать бабочку. Икона была привезена из Константинополя в Киевскую Русь в начале XII века.
По словам сына, «в начале августа он закончил Красавицу. Впоследствии картины из собрания С. М. Портреты супруги в творчестве Кустодиева – особая тема, поскольку эти работы согреты необычайно искренним чувством к Юлии Евстафьевне, находящейся всегда рядом с ним и в радости и в горе.
Картина произвела на современников небывалое впечатление. Будто впервые. «Хризантемы» – самый эффектный натюрморт художника.
Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Образ реальности, который автор создал в картине «Шар улетел» идет вразрез с официальным советским искусством 1920-х. Только щеки да нос краснеют». Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. Художник легко лепит форму, уверенно создает иллюзию пространства вокруг фигуры модели. Сюжет зародился у художника во время путешествия в 1899 в Новгород по пути «из варяг в греки».
Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. П. М. Цепочка домов и будок, окошки, ворота, куры, заколоченный заводик, церковь, пологий холм (заброшенное кладбище). Дизайн помещения помогал создавать.
Творчество Бенуа-художника посвящено, главным образом, двум темам: «Франция эпохи короля-Солнца» и «Петербург XVIII – начала XIX века», которые воплотились в определенном виде исторической живописи, создающем особый «ретроспективный» взгляд на прошлое. Картина «Танец среди мечей» была написана в Риме в 1881. С середины 1930-х Пименов, один из учредителей Общества станковистов, работал над серией картин о Москве, среди которых полотно «Новая Москва» стало особенно популярным.
Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. А. П. Антропов – представитель стиля барокко, в творчестве которого окончательно сложился национальный вариант светского камерного портрета. Земство – выборные органы местного самоуправления в России 1860-х. И, вобщем-то, дажеборолся снеподвижностью руки, что самое страшное для художника. Очень важна архитектурная конструкция полотна.
В 1893 на озере Удомля, близ Вышнего Волочка, Левитан начал писать одно из своих самых масштабных полотен – «Над вечным покоем». Начиная с 1856 его Галерея ежегодно пополнялась десятками, а то и сотнями работ. Мастерская и тончайшая работа с мрамором позволила передать гладкость кожи лица, переливчатость шелковой накидки, сложную фактуру кружев на ней, витиеватые кудри парика «Чередою шли к тебе забавы и чины» – так Пушкин написал и о Голицыне и о братьях Орловых изображение которых Шубин сделал для Мраморного дворца.
Ровно два века разделяют это таинственное видение с обществом, собравшимся в мастерской Художница размышляет о беге времени, неумолимости истории и непреодолимой пропасти между прошлым и настоящим страны, ее культуре и искусстве. На картине «Сватовство майора» действие разыгрывается перед зрителем как завязка комедии. Первыми значительными работами Кустодиева стали реалистичные и одухотворенные портреты современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др. ) Эти портреты, показанные на выставках в Петербурге (1896, 1897, 1900, 1901), Мюнхене (1901) и Вене (1901), принесли молодому художнику, еще не окончившему академию, широкую известность.