Картина Бориса Кустодиева Сенокос: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
И вновь по центру картины проносятся сани, запряженные тройкой буланых лошадей. В центре картины расписные сани, запряженные парой лошадей. Какова шуба на нем. Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству.
Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. А шуба. Это в какой-то мере гиперболическое решение темы о партии, неразрывно связанной с народом. Улицы его заполнены толпами шумящего революционного народа.
Вдали виднеются широко раскинувшиеся просторы холмов, полей и лугов. Широкие поля, копны сена, небо в плотных кучевых облаках на первом плане под стогом сена спит, раскинувшись, девушка (моделью послужила Ирина, с которой был сделан хороший рисунок в альбоме). Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Солнце переливается в их кроне, придавая листочкам разные оттенки. Степенный коренной жеребец старается сдерживать резвых пристяжных – да куда там.
Папина модель – так называли в семье художника героинь его портретов. В 1915 -1918 годах появляются такие выдающиеся картины. Картина находится в Горьковском художественном музее. Ее крепкой складной фигуре тесно в темной бане. Он не мог ходить, стоять, но он не мог не работать. Часть из них вали г веревками стену, один ломом долбит трубу у ворот, которые сносят, две бабы ругаются из-за доски.
Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Спустя три года Кустодиев вновь возвращается к теме масленичного гуляния. Их стройные фигуры, не лишенные грации, красиво выделяются на фоне светлой сочной зелени. Внизу раскинулась ярмарка, мы как будто слышим веселый гомон: идет торговля. Б. М., конечно, возмущается. Картина, что висит у дверей мастерской («Бульвар на Волге»), явилась на этом полотне уже девятой композицией чего-чего только не было перед ней.
Тогда и открывается особый талант Бориса к рисованию портретов. Вскоре птицы исчезнут, сани разъедутся, люди пойдут по домам. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв.
Б. М. начал новую картину «Сенокос»1. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Прикованный к креслу, он не переставал работать, видя в этом смысл существования. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Улица в ухабах, а на первом плане очередь, уходящая за оба края картины как говорит Борис Михайлович, «платоновская идея очереди»: все равно зачем и куда. На этот раз действие разворачивается на площади небольшого провинциального городка. Они стараются настичь упряжку, которая находится в центре картины.
Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург).
Они читают доклады, устраивают диспуты. Она должна слегка согнулась. В те годы его особенно привлекал портретный жанр. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. Как «Балаганы», «Масленица», «Московский трактир» и др. И на всем этом лежит синевато-желтый отпечаток, кое-где приобретающий зеленый оттенок. Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку.
В лучах зимнего солнца, склоняющегося к закату, праздник в самом разгаре. Навстречу мчатся еще одни сани, поодаль две упряжки также стараются опередить друг друга. Любил он писать нарядных купчих, прогуливающихся по городскому парку, медленно распивающих чаи в прохладной тени сада, величественно шествующих по городу с покупками, любующихся своими нарядами, пышными формами перед зеркалом. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Спелый красный арбуз с черными косточками, жирный кекс, булочки, фрукты, фарфор, большой самовар — все это написано необыкновенно вещно и осязаемо и в то же время не иллюзорно, а нарочито упрощенно, как на лавочных вывесках. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф.
Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. Я. Билибин, 1901). Полотно находится в Русском музее в Петербурге. Это сознательно подчеркивается художником. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Замыслы его приобретают широту и большую идейную значимость.
Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Такова и купчиха в широко известной его картине Красавица. И. Шаляпин». Такую довольно порядочную по размеру картину (аршина полтора в квадрате) он заканчивает иногда в три-четыре дня, а иногда, написав композицию, счищает ее всю, пишет снова, опять счищает и так далее.
Веселье видно в ее голубых глазах и светлозубой улыбке. Смотрели мое собрание литографий. Художник был прикован к постели 9 лет. Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина.
Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. В сани норовит сесть на ходу юнкер с подругой, они слева. Б. М. восторгался многими листами. Передний план художник отдал детям, катающимся с горки.
В душе теснятся образы, которые ищут воплощения. «Как бы хотелось писать картины не красками, а единым напряжением воли. » (Б. Полотно немного отдает народным лубочным искусством, но это его не портит. К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища. Многофигурные композиции размещены в центре и по краям картины.
В вышине – стая грачей, птицы прилетели и находятся в ожидании весеннего тепла. Но тяга к рисованию, проявившаяся с детства, не оставляла надежды учиться профессии художника. В санях сидит дородная купчиха, рядом – тщедушный купец.
Перед зрителем, смотрящим с горы, развертывается широкая панорама холмистого заснеженного пейзажа. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез. Кустодиев очень любил окрестности села Семеновского-Лапотного.
И так всю неделю, пока не наступит время главного ритуала – сожжения чучела Зимы. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. В центре развалины дома, торчит труба, на груде кирпичей и мусора копошатся люди.
Вот кого рисовать-то. Под руководством Репина он участвует в написании огромной картины «Торжественное заседание Государственного совета». Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики.
Несмотря на нагромождение деталей, в сущности, совсем нет шаржа. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). М. показал мне свое предпоследнее произведение, начало и середину которого я видел. Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома.
Так художник и назвал свою картину. Она была местом действия многих его картин, в частности и Сенокоса.
Все это домысливается при взгляде на шедевр Кустодиева, третий по счету на тему масленицы. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. На следующий день праздник вновь вернется в город, затем еще раз.
Кустодиевская героиня не знает тяжести труда. Проносится тройка лошадей, запряженная в небольшой возок на полозьях. Зашел с мороза прямо в шубе. Это — современный Питер.
Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России.
Правая часть картины была написана Кустодиевым абсолютно самостоятельно. «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу. Описательная сторона в его произведениях приобретает социальную выразительность. Эта пересеченная лесистая местность с цветущими лугами и полями всегда восхищала его.
Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Мешки за плечами, санки, сборная одежда, все атрибуты современного быта. В 1925 году Кустодиев начал работу над своей последней большой картиной Русская Венера. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды.
Особенно его пленяют Гаварни и Энгр – Домье не особенно «трогает» Кустодиева, он находит его грубым и не таким мастером, как Гаварни. 2Б. Розовое тело ее красиво обрамляется золотистыми струями длинных распущенных волос.
Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались. Все это мы видели и видим.
Листья на деревьях автор показал сине-зелеными красками. Лишь эта посадка из берез напоминает о небольшой прохладе. Словно само солнце вошло вместе с героиней картины в темноватую обычно баню – и все здесь озарилось. М. Кустодиев). Б. Большевик у Кустодиева – это жизненно-реальный, обобщенный образ, возведенный в тип. Но физические силы его иссякали: ничтожная простуда повлекла за собою воспаление легких, с которым сердце уже не справилось.
Мастер использовал технику гравировального станка по методу многоцветного копирования. Борис Михайлович очень любит Уэллса, просил меня принести «Машину времени» и другие его произведения. Это произведение открывает новый этап в творчестве живописца. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение.
М. сообщил мне, что в Москве образовалось общество художников, поэтов и писателей, взявшее себе кличку «ничевоки», которая ясно говорит о «сумме идей» этого общества, равной нулю. Но в это же время у Бориса Кустодиева появились сначала едва уловимые признаки туберкулеза позвоночника. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина.
Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны. Его главным учителем в живописи выступает И. Репин. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Молодые кони несут легкие сани, а кучер их понукает кнутом. Из-под кисти художника выходят и знаменитые образы румяных, светлокудрых красавиц «Красавица», «Купчиха за чаем».
Он ее окончил в 1926 году. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Это было всегда единственным «сюжетом» моих картин».
Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. В 1887 году Борис Кустодиев посещает выставку картин передвижников и сразу же понимает, что не может жить без искусства. Такова картина Сенокос. В левой части картины видны два возка, взлетающие на холм. Картина Кустодиева Масленица дышит атмосферой праздника.
Отсюда нотки иронии, которые проскальзывают в каждой картине. Картины Кустодиева богаты именно оттенками. Могучий человек-великан несет миру новую прекрасную жизнь.