Картина Бориса Кустодиева Сенокос: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
И на всем этом лежит синевато-желтый отпечаток, кое-где приобретающий зеленый оттенок. М. Кустодиев). Б. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников.
Это было всегда единственным «сюжетом» моих картин». В лучах зимнего солнца, склоняющегося к закату, праздник в самом разгаре. Это в какой-то мере гиперболическое решение темы о партии, неразрывно связанной с народом. В центре развалины дома, торчит труба, на груде кирпичей и мусора копошатся люди.
Художник был прикован к постели 9 лет. Он не мог ходить, стоять, но он не мог не работать. В вышине – стая грачей, птицы прилетели и находятся в ожидании весеннего тепла.
Кустодиевская героиня не знает тяжести труда. Степенный коренной жеребец старается сдерживать резвых пристяжных – да куда там. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др.
Когда в товарищах согласья нет, То мой совет:За дело вовсе им не братьсяА коль взялись, то поскорей убраться. Вот вам пример, – читайте и судите:Однажды Дурново да ВиттеВнедрять свободу на Руси взялись. И делом этим с жаром занялись. Из кожи лезут вон, а всё нет ходу, Как будто бы толкут они лишь воду. Сперва задача им казалася легка:Что тут мудреного. Такую довольно порядочную по размеру картину (аршина полтора в квадрате) он заканчивает иногда в три-четыре дня, а иногда, написав композицию, счищает ее всю, пишет снова, опять счищает и так далее. Это сознательно подчеркивается художником. Молодые кони несут легкие сани, а кучер их понукает кнутом.
Проносится тройка лошадей, запряженная в небольшой возок на полозьях. Картина Кустодиева Масленица дышит атмосферой праздника. В 1920 году Кустодиев написал картину Большевик, где стремился дать символический образ русского пролетариата – нового хозяина земли.
Борис Михайлович очень любит Уэллса, просил меня принести «Машину времени» и другие его произведения. Особенно его пленяют Гаварни и Энгр – Домье не особенно «трогает» Кустодиева, он находит его грубым и не таким мастером, как Гаварни. Его главным учителем в живописи выступает И. Репин. Папина модель – так называли в семье художника героинь его портретов. В левой части картины видны два возка, взлетающие на холм.
Многофигурные композиции размещены в центре и по краям картины. Он ее окончил в 1926 году. Под горой у балагана, у карусели и около торговых рядов движется толпа людей, пришедших на праздник. Вскоре птицы исчезнут, сани разъедутся, люди пойдут по домам. Из-под кисти художника выходят и знаменитые образы румяных, светлокудрых красавиц «Красавица», «Купчиха за чаем».
В 1925 году Кустодиев начал работу над своей последней большой картиной Русская Венера. В центре картины расписные сани, запряженные парой лошадей. Ее крепкой складной фигуре тесно в темной бане. Б. М. восторгался многими листами.
Вдали виднеются широко раскинувшиеся просторы холмов, полей и лугов. Они читают доклады, устраивают диспуты.
И так всю неделю, пока не наступит время главного ритуала – сожжения чучела Зимы. Как «Балаганы», «Масленица», «Московский трактир» и др. Внизу раскинулась ярмарка, мы как будто слышим веселый гомон: идет торговля. Картина находится в Горьковском художественном музее. Б. М., конечно, возмущается.
В 1915 -1918 годах появляются такие выдающиеся картины. Она должна слегка согнулась. Они мне напоминали скелеты из кабинета биологии, этакие хлиплые создания с тонкими ручками и ножками и впалыми грудными клетками. Полотно немного отдает народным лубочным искусством, но это его не портит.
Могучий человек-великан несет миру новую прекрасную жизнь. И вновь по центру картины проносятся сани, запряженные тройкой буланых лошадей. Розовое тело ее красиво обрамляется золотистыми струями длинных распущенных волос. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Сельский труд сделал нас сильными и выносливыми.
Такова картина Сенокос. Во многих храмах и монастырях продаются киоты, выполненные щигровскими умельцами. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. В те годы его особенно привлекал портретный жанр. В санях сидит дородная купчиха, рядом – тщедушный купец.
Мастер использовал технику гравировального станка по методу многоцветного копирования. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. М. показал мне свое предпоследнее произведение, начало и середину которого я видел. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина.
Прикованный к креслу, он не переставал работать, видя в этом смысл существования. Смотрели мое собрание литографий.
2Б. Картины Кустодиева богаты именно оттенками. Веселье видно в ее голубых глазах и светлозубой улыбке. Под руководством Репина он участвует в написании огромной картины «Торжественное заседание Государственного совета».
И. Шаляпин». Передний план художник отдал детям, катающимся с горки. Описательная сторона в его произведениях приобретает социальную выразительность. Несмотря на нагромождение деталей, в сущности, совсем нет шаржа. Но осенью 1896 года, не закончив семинарии, он уехал в Петербург и поступил в академию художеств, где успешно учился, совершенствуясь в мастерской И. Е. Репина. Широкие поля, копны сена, небо в плотных кучевых облаках на первом плане под стогом сена спит, раскинувшись, девушка (моделью послужила Ирина, с которой был сделан хороший рисунок в альбоме).
Улица в ухабах, а на первом плане очередь, уходящая за оба края картины как говорит Борис Михайлович, «платоновская идея очереди»: все равно зачем и куда. О. Как это пригодилось мне потом в экспедициях. Это произведение открывает новый этап в творчестве живописца.
Они стараются настичь упряжку, которая находится в центре картины. Картина, что висит у дверей мастерской («Бульвар на Волге»), явилась на этом полотне уже девятой композицией чего-чего только не было перед ней. Это — современный Питер. Все это мы видели и видим.
Мешки за плечами, санки, сборная одежда, все атрибуты современного быта. В душе теснятся образы, которые ищут воплощения. «Как бы хотелось писать картины не красками, а единым напряжением воли. » (Б. В сани норовит сесть на ходу юнкер с подругой, они слева.
На следующий день праздник вновь вернется в город, затем еще раз. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу.
Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. М. сообщил мне, что в Москве образовалось общество художников, поэтов и писателей, взявшее себе кличку «ничевоки», которая ясно говорит о «сумме идей» этого общества, равной нулю. Б. М. начал новую картину «Сенокос»1. Полотно находится в Русском музее в Петербурге.
Тогда и открывается особый талант Бориса к рисованию портретов. Правая часть картины была написана Кустодиевым абсолютно самостоятельно. Улицы его заполнены толпами шумящего революционного народа.
Отсюда нотки иронии, которые проскальзывают в каждой картине. Все это домысливается при взгляде на шедевр Кустодиева, третий по счету на тему масленицы. Эта пересеченная лесистая местность с цветущими лугами и полями всегда восхищала его.
Кустодиев очень любил окрестности села Семеновского-Лапотного. На этот раз действие разворачивается на площади небольшого провинциального городка. Навстречу мчатся еще одни сани, поодаль две упряжки также стараются опередить друг друга. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Такова и купчиха в широко известной его картине Красавица.
Замыслы его приобретают широту и большую идейную значимость. Их стройные фигуры, не лишенные грации, красиво выделяются на фоне светлой сочной зелени. Она была местом действия многих его картин, в частности и Сенокоса.
Так художник и назвал свою картину. Большевик у Кустодиева – это жизненно-реальный, обобщенный образ, возведенный в тип. Спустя три года Кустодиев вновь возвращается к теме масленичного гуляния.