Картина Бориса Кустодиева Натурщица: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Дейнеки («Игра в мяч», 1932 «Купающиеся девушки», 1933 «Купальщица», 1951) образ целомудренной наготы раскрыт посредством ясности и простоты форм, чуждых излишеств и неоправданной вычурности. Так что за границей Кустодиева не просто знали – почти боготворили. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Только заметьте, Достоевский больше освещал внутреннюю грязь, чем внешнюю.
Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Репин сделал молодого мастера одним из соавторов своей картины «Заседание Государственного Совета» (1901-03, Русский музей). Откровенность, с которой был изображён мифологический персонаж, воспринималась вызовом («пощечиной») общественному вкусу. Ларионов «Купальщицы», 1904, «Купающиеся солдаты», 1911 А. В.
Вскоре познакомился со звездой немецкого кино Астой Нильсен. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Асте было 40, Григорию 30, но это не помешало им пожениться. Узнав о произошедшем, главный режиссёр МХТ Константин Станиславский разгневался и назвал Шевченко «распутницей», но поняв, что талантами не разбрасываются, сменил гнев на милость и дал актрисе новые роли101215. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои»3591536.
Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Суть тренировок и исследования заключалась в разделении на «психо-физическую» естественность и «технико-артистическую» декоративность пластических возможностей организма и их противопоставлении. До 1926 года она хранилась в семье художника, затем в частных собраниях, а в 1938 году поступила в Третьяковку от Ленинградской закупочной комиссии после, предположительно, конфискации имущества арестованных во время репрессий 1937 года10. Второй раздел экспозиции называется Мастерская. «Красавица» была написана Кустодиевым на пике болезни— опухоли спинного мозга, по причине которой он провёл последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами11.
Благо, во времена Серова арт-нравы были уже не так суровы. Будто впервые. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Искусствоведы отмечали, что «Одалиска» имеет стилистическое сходство с кустодиевским циклом «Красавиц», однако лишь «представляет собой продуманное повторение излюбленной кустодиевской темы»62. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф.
Иными представлениями о женской красоте отличаются картины обнаженных красавиц Б. М. Заграничная жизнь закрутила Григория. Оттенки фиолетового, которыми Ренуар обозначил тень, обозвали цветом гниения и разложения. В «Красавице» Кустодиев обратился к редкому для русского искусства жанру обнажённой натуры— роскошная сомлевшая ото сна купчиха, привстав со своего пышного ложа средь пены белых пуховых подушек и кружев, появляется из-под атласного одеяла как Афродита из перламутровой раковины. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком.
Изобильная красота эдакой купеческой, русской «Венеры Урбинской» Тициана— алые губки-вишенки, румяные щёки, персиковый подбородок, бирюзовые глаза, золотисто-пшеничные волосы, лебединая шея, пышный стан и округлые плечи, холёное и гладкое тело— как «кровь с молоком». Одну он подарил Максиму Горькому28, а другую написал специально для Фёдора Шаляпина изобразив героиню со спины в довольно театрализованном стиле151939 (примечательно, что именно Горький познакомил Шаляпина с Кустодиевым)40. Фаина как чувствовала беду, не хотела его отпускать.
Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. С годами в его композициях нарастает иронически-театральное начало, крепнет общее чувство идиллической, либо чуть печальной и ностальгической ирреальности («все мои картины — сплошная иллюзия», — говорил сам мастер). Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). «Я русский и, как бы трудно нам всем здесь сейчас ни было, я никогда не покину свою Родину. » Предлагавшему отъезд руки папа больше не подавал и всегда волновался, вспоминая этот разговор». Для меня главное в картине — цвет.
Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Лентулов «Натурщица», 1910 В. В. Только щеки да нос краснеют». Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург).
Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. От воспроизведения в графике живопись Кустодиева приобрела новые свойства»6. Она просто с ума свела одного митрополита, который после посещения выставки признался, что «видимо, диавол водил дерзкой рукой художника Кустодиева, когда он писал свою Красавицу ибо смутил он навек покой мой.
Володарский: «Эта обезоруживающая откровенность помогает перевести образ из почти двусмысленной ситуации в сферу эстетического» 6. Как члена объединения «Мир искусства», Кустодиева интересовали не только образы дворянской культуры, но и провинциальный быт— он был настоящим поэтом купечества12. А. В. «Вальты» 4 отнюдь не выбирали для своих композиций натурщиц с идеальными формами. В арсенал художественных приемов включалась и фактура живописной поверхности холста.
Кирилловой «На реке. Не случайно пластовская героиня получила в художественной среде имя «Северной Венеры». Мотивы радостного обновления доминируют в его картинах с новой, революционной тематикой («Большевик», 1920, Третьяковская галерея «Праздник II конгресса Коминтерна на площади Урицкого», 1921, Русский музей). Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены.
Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. В европейском искусстве Адам и Ева всегда оставались главными персонажами, в иконографии которых первостепенным признаком являлась нагота. И. Шаляпин». Как отметил Вс.
Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Вот кого рисовать-то. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Осмёркин, – ориентировались на новейшую французскую живопись, «сезаннизм». Шевченко обивала пороги чиновников, но получила отказ. Широко известна история, когда полиция потребовала убрать из экспозиции «Бубнового валета» (1911) картину Гончаровой «Бог плодородия». после работы» (1985) и ряде произведений других авторов, сочетает в себе узнаваемую конкретность с аллегорической отвлеченностью, завораживая магией человеческого тела в бесконечном его многообразии. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр.
Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии.
И. Шаляпин», 1922, там же). Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Так что, обрисовывая жизнь России в то время, нужно несколько источников. Картины этого периода: «Большевик», «Праздник II конгресса Коминтерна на площади Урицкого», «Русская Венера», «Купчиха и домовой».
Полотно с изображением под открытым зимним небом с падающими хлопьями снега обнаженной молодой женщины отсылало память к образцам классических канонов красоты Джорджоне, Тициана, Корреджо. Машков, А. А. Умер в феврале 1970 года. Можно сказать, что прародительницей серовской натурщицы стала знаменитая Обнаженная Огюста Ренуара. Андронова «Баня» (1983), Л. Н.
Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Успех — потрясающий, слышу это буквально со всех сторон. По данным аукционного дома Christies, картина находилась в частной коллекции российского эмигранта Лео Масковского до 1989 года, когда она была выставлена его вдовой на аукцион, продана, а затем пропала из виду до новой продажи, то есть до 2005 года5657. В 1915-м он закончил портрет Александра Анисимова, в 1922 — знаменитый портрет Федора Шаляпина.
Моисеенко «Август» 8 (1977-1980), Н. И. Стилистические разногласия проявлялись и в среде самих авангардистов. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). На выставке Кустодиев и Шевченко встретились снова модель заметила— «Очень толстая. », художник ответил— «Какая есть»— и поцеловал её руку15. Судебные заседания состоялись лишь в 2012 году6267: спустя 20 дней слушаний судья Гай Ньюи постановил, что «Одалиска», скорее всего, не принадлежит кисти Кустодиева и таким образом вынес решение в пользу фонда «Аврора», признав за ним право расторгнуть сделку с Christies и вернуть лишь затраченные на покупку картины деньги686970717273.
Он создает агитационную графику в духе народного лубка, часто выступает как художник книги, суммируя свою старорусскую иконографию в книжке «Русь» (с текстом Е. И. Замятина 1923) и др. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Фальк, П. П. Мастерская была маленькая, душная, Шаляпин изнывал от жары.
Несмотря на это, художник продолжал с увлечением работать. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина. Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука»)41, в том же году картина выставлялась в галерее на Унтер-ден-Линден в Берлине, где критик Георгий Лукомский назвал Кустодиева Тицианом Российским, а саму работу— Данаей Ярославской4243. А шуба. Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. Все они служат иллюстрацией народных представлений о счастье, сытости и достатке.
Телесная масса «ню» писалась с физической осязаемостью, словно лепилась цветом, утяжелялась, формировалась обобщенным выразительным контуром рисунка. Но и в этом случае сила их таланта делает иллюзию не менее реальной, позволяя ощутить невидимый дух времени. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Лентулов испытывая воздействие фовизма и наивного искусства, одними из первых обратились к примитивистской манере письма. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.
Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал».
Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». Искусство требует всей жизни. В. В. Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения.
Ипполитов писал: «Петров-Водкин пытался наделить революционное сознание монументальностью итальянского Кватроченто и духовностью иконописи, где дыхание русских просторов рифмовалось бы с синевой Тосканы, где подлинно русский образ безболезненно сочетался бы с классической идеальностью, где была бы выразительность авангарда и глубина традиционализма» 5. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Особое впечатление всегда оказывали на художника города и села Верхней Волги — Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей.
Родившийся и выросший в Астрахани, девятилетний Борис однажды увидел выставку художников-передвижников. Её оценил сам Шаляпин – с этим портретом он не расставался до самой смерти. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. В 2009 году данная работа под номером первым вошла в изданный Росохранкультурой пятый и последний том списка каталога поддельных произведений искусств «Внимание: возможно, подделка. », будучи признанной искусной фальшивкой кисти знатока творчества Кустодиева на основании заключений трёх независимых друг от друга экспертов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря58596061. Из Германии Григорий перебрался в Париж, где много снимался.
Почитала ваши пререкания и очень захотелось встрять. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Кустодиев впервые увидел юную, румяную и пышнотелую Шевченко в августе 1914 года на репетиции спектакля «Смерть Пазухина» по роману Салтыкова-Щедрина, к которому он делал декорации и увлёкся ею10151617. Я. Билибин, 1901).
Состоя в близких отношениях с Шевченко, Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и в 1922 году увез её с собой в Париж, в эмиграцию1739. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Характерные для ряда его образов эротические ноты, добродушные («Русская Венера», Нижегородский государственный художественный музей, 1924-26) или более драматичные («Купчиха и домовой», 1922, частное собрание, Санкт-Петербург), достигают предельной откровенности в неопубликованных рисунках к «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова.
Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Гончарова, В. В. По словам сына, «в начале августа он закончил Красавицу. Двухлетних водили за ручку, а трехлеток уже сам приучался стрелять.
Гнев Станиславского сменился на милость, Фаина получила новые роли. Однако, уже в мастерской узнав о сюжете картины, она воскликнула— «Ну что вы.
В сидящей на балконе за столом, уставленным яствами, дебелой, необъятной толщины русской красавице, образ купчихи приобретает подлинно символическое звучание. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Издание имело ошеломляющий успех. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы.
Кустодиева («Красавица», 1915 «Русская Венера», 1925-1926): пшеничные волосы, алые губки-вишенки, щеки как румяные яблочки, лебединая шея, холеное, гладкое тело – «кровь с молоком». Какова шуба на нем. Летом и осенью 1921 года художник, увлёкшись новой для него техникой литографии и «оценив эффект воздушности и живописности, который она даёт», создал в Старой Руссе серию рисунков, впоследствии составивших основу «Шестнадцати автолитографий» правда, некоторые из них основывались ещё на дореволюционных полотнах Кустодиева («Трактир», 1916 «Архиерей», 1917). О том, что муж не вернется, Шевченко узнала из короткого письма. В живописных полотнах А. А. Обнаженная натура, погруженная в естественную природную среду, в картинах Д. Д.
При чем вот именно там уже только факты, в истинности которых не сомневаешься, т. к. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. В них обнаруживается непрекращающийся поиск духовной и физической красоты человека. Кончаловский, А. В. Интерьер, выполненный в типичном «купеческом стиле», украшен всевозможными изображениями пышных и распустившихся роз, символами оживания красоты и цветения, созвучными утреннему пробуждению этой прекрасной цветущей купчихи, находящейся в самом расцвете женской красоты. Кстати, позировала сама Ирина Кустодиева – полненькая дочь художника идеально соответствовала образу: «Распускала волосы, выходила после ванны – для картины нужно было тело, разгорячённое после мытья».
А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой. » После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского10151918. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Новое отношение к человеческой плоти формировалось на курсах «биомеханики» для актеров, основанных В. Э. У Достоевского не было психологических вывертов. МОТИВЫ НАГОТЫ ВЫШЛИ ЗА ПРЕДЕЛЫ УЧЕБНЫХ КЛАССОВ.
Та же Гиацинтова вспоминает, что они были завидной супружеской парой. Характерно, что спрос в одном только магазине Комитета растёт с каждым днём»7. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. Темы бани или купания на реке оказались самым распространенными «легальными» мотивами для советских художников, стремившихся расширить консервативные рамки соцреалистических установок в искусстве.
Позднее (с 1908) увлеченно работал и в скульптурном (тоже импрессионистическом по манере) портрете, создав — в пластилине, гипсе, которые затем часто переводились в мрамор, — целую галерею портретных бюстов известных деятелей культуры (М. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников.
Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию. Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. Мейерхольдом в Петрограде в 1918 году2, в хореологической лаборатории при Российской академии художественных наук (РАХН), созданной в 1923 году3. Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные роли своеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова, «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем»1214.
А служебный роман с актером Григорием Хмарой закончился свадьбой. Я. Билибин», 1901, там же «Семья Поленовых», 1905, Историко-художественный музей, Вена). Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Несмотря на это он продолжал работать, взявшись за живопись ещё более рьяно и активно. Шаляпинская «Красавица» 1919 года была продана в 2003 году на так называемых «русских торгах» аукциона Sothebys в Лондоне неизвестному русскому покупателю по телефону за рекордные для произведения искусства 845 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов)39404445.
Некоторое время спустя наставником Бориса стал знаменитый мастер кисти Илья Репин, высоко оценивший дарование молодого художника и пригласивший его принять участие в совместном написании группового портрета «Торжественное заседание Государственного Совета». Мастер пишет также жанровые портреты-типажи, где фигуры предстают олицетворениями русской провинции как таковой («Купчиха», 1915 «Купчиха за чаем», 1918 оба — Русский музей), окружает живой жанрово-пейзажной средой и собственно портретных персонажей («Ф. Художник и модель. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии.
Отсюда впечатление о психологических вывертах. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). Сначала Борис брал уроки у художника Власова, который приехал в Астрахань на постояенное место жительства.
Затащил мужика с базара — и писал при народе. Я. Билибин, 1901). МАЯКОВСКИЙ УБЕЖДАЛ СВОИХ ЧИТАТЕЛЕЙ: «НЕТ НА СВЕТЕ ПРЕКРАСНЕЙ ОДЖИ, /ЧЕМ БРОНЗА МУСКУЛОВ И СВЕЖЕСТЬ КОЖИ» 1. Здесь зарождались его прославленные образы крестьянского, мещанского, купеческого быта, «ярмарки», «масленицы», «деревенские праздники», которые складывались в большие серии картин маслом, гуашей и акварелей, где художник многократно варьировал исходный мотив — с неизменно красочным, пестрым, мажорным, колористически близким народному искусству эффектом.
Лебедевой, Б. Д. Эпатирующий характер подобного рода «ню», показанных на выставках «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Мишень», провоцировали скандальный резонанс. Куприн, И. И. Он много обращался к объекту своих исследований – жизни человека, его душе. Это — одна из тех картин, которую обязательно надо видеть своими глазами». Для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой.
Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». В эту пору ею увлекся мхатовец Николай Баталов, тот самый, что сыграл в первом советском звуковом фильме Путевка в жизнь. И, разумеется, после революции предлагали уехать. Анненков в крупном полотне «Адам и Ева» (1913-1918), продемонстрировав активные поиски новых художественных средств выражения.
Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы», которые населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах старый уклад патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись. Оригинальная «Красавица» 1915 года находится в Государственной Третьяковской галерее346.
Жилинского «Времена года» (1974), Е. Е. Стал особенно заметен напевный ритм его композиций их точная орнаментика. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе.
«Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу. После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. Несмотря на непубличность самого акта сделки, довольно скоро стало известно, что новым владельцем работы оказался российский олигарх Виктор Вексельберг, а точнее принадлежащий ему американский фонд «Аврора», через который миллиардер активно скупает за рубежом русское искусство в «патриотических» и «социально ориентированных» целях535455. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. ФЛАНИРОВАНИЕ ПО УЛИЦАМ БЕЗ ОДЕЖДЫ МОЛОДЫЕ ЖИТЕЛИ СТОЛИЦЫ (РАДИКАЛЬНЫЕ НУДИСТЫ) СЧИТАЛИ РЕВОЛЮЦИОННЫМ АКТОМ.
Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Лечение не помогло и Борис Михайлович вернулся на родину. Красавица откинула атласное одеяло, обнажив свое бело-розовое, как «зефир» тело.
В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»81012. Тело словно начали придумывать заново. Королёва. Ларионов и Н. С. Чертовски трудно.
Известна целая галерея портретных бюстов известных людей, выполненных из гипса и мрамора – М. В. Добужинского, В. Э. Мейерхольда, А. М. Ремизова, Ф. Сологуба и т. д. Несмотря на то, что Кустодиев постоянно проживал в Москве и Петербурге, он постоянно посещал провинциальные города, сёла, деревни, где рисовал свои особо яркие и живописные полотна. Его «ню» отличаются гармонической просветленностью и отточенной пластикой. В 1916 году наступил полный паралич ног.
«Красавица» очень понравилась и Константину Сомову, которому Кустодиев подарил специально написанную для него миниатюрную картину со спящей купчихой и смотрящим на неё домовым37, созданную в 1922 году и названную соответственно— «Купчиха и домовой»38. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом».
Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Зашел с мороза прямо в шубе. Правда, Хмара погуливал на стороне. В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». Петров-Водкин («Купание красного коня», 1912 «Девушки на Волге», 1915).
Я познал весь смысл этого содружества, когда на сцене стали балаганные, яркие декорации Кустодиева, появились сделанные по его эскизам бутафория и реквизит. В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца, тридцати лет, так и сыплющую перлами— типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины18. Борис Кустодиев во многих своих лучших полотнах сумел показать такую иллюзию.
Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. В 1922 году он собрался на гастроли в Берлин. Кустодиев сам разработал схему развески картин и установил на них цены, наиболее высоко оценив «Красавицу»— в 4 тысячи рублей четыре работы были куплены Игорем Грабарём для Третьяковской галереи33. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Болезнь прогрессировала.
В 2005 году в прессе появились сообщения о том, что на лондонском аукционе Christies была продана атрибутированная Кустодиеву и датированная 1919 годом картина «Одалиска» (35 50см), за которую неизвестный русский арт-дилер отдал 1, 5 млн фунтов стерлингов (2, 9 млн долларов), превысив эстимейт более чем в семь раз505152. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. «Красавица» экспонировалась среди других работ Кустодиева и эскизов к «Пазухину» на выставках «Мир искусства» в Петрограде и Москве, организованных Константином Кандауровым.
В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. В продажу он поступил по 100 000 рублей за экземпляр. Критика отмечала и «притягательное для глаз обилие говорящих деталей, сцен, полный очарования колорит ушедшей старой жизни». Советская массовая культура противопоставила выражению субъективных внутренних эмоций художника идею об «объективном» теле и значимости физической силы и здоровья.
Физиология обнаженного тела на полотне 1899 года символична, ее почти нет. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. циклах, продолжает работать и как скульптор (модели для фарфоровых статуэток). Мухиной, С. Д.
В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). Татлин, А. В. Другие художники создают миры иллюзорные, через преломление действительности отражающие их собственное индивидуальное видение. Вот таким образом сценография как таковая (оформление «Блохи» Е. И. Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др.
Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). В результате, наследнику петербургского графического стиля мирискусников, соединившему гротескную «заумь» в духе футуризма с гибкой ритмикой и декоративностью модерна, удалось передать состояние мужчины и женщины в момент, когда они впервые узрели наготу и познали стыд. Так что, для того, чтоб понять как жили люди, на его работы можно и нужно опираться. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Еще одним изданием, о котором стоит особо сказать были «Шестнадцать автолитографий».
Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Правда, союз продлился всего семь лет. Свою интерпретацию истории о познании человеком добра и зла создал Ю. П. В той ее части, которая причисляла себя исключительно группе «Бубнового валета» – Р. Р.
Пластова «Весна» («В бане») 7 прозвучала неожиданно смело и остро. По-видимому, Кустодиев считал «Красавицу» своего рода программной работой и итогом исканий своего художественного стиля. Дескать, что вам делить с этими большевиками, которые не понимают искусства. М. Ф. Татлин «Натурщица», 1913).
В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Наивное искусство, которым художник увлекался в 10-х годах ХХ столетия, преображает самую откровенную наготу в абсолютную условность — так могла бы выглядеть Ева в сборнике библейских историй для детей дошкольного возраста, не травмируя невинную психику. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа.
Они так больше никогда и не увиделись.