Картина «Купчиха за чаем» заключает в себе все своеобразие творческого метода художника Бориса Михайловича Кустодиева. Картина Бориса Кустодиева Купчиха за чаем: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Кустодиева часто называют русским Рубенсом, а выражение «кустодиевские красавицы» прочно вошло в обиход и в учебники, вместе с репродукциями его «купчих». 7 марта 1878 года родился Борис Михайлович Кустодиев, обеспечивший белотелым русским купчихам место в мировом пантеоне красавиц, среди рубенсовских богинь, запакованных в парчу инфант Веласкеса и очаровательных паpижанок Ренуаpа. А мне эти пышечки нравятся – уютные такие, мягкие А одна моя знакомая очень удачно сфотографировалась в стиле кустодиевского портрета купчихи за чаем – у неё как раз скатерть есть подходящая, чашки и самовар.
«Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. Показывая внешний «парад», художник вскрывает пустую претенциозность особ высшего света. Сейчас же художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов151718.
Она ступает чинно, с достоинством, сложив руки и держа на виду кружевной платочек. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза». Пышная, полная, сытая, белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю». А за балконом медленно течет уличная жизнь. Монолитный силуэт купчихи уравновешен самоваром.
Действительный член Академии художеств с 1903. Преподавал в своей частной художественной школе (Новая художественная мастерская, Петербург, 1913). Мне Кустодиев очень нравится и даже вопросов нет, что он был огромный талант. Масленичное гулянье (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Работал в плакате и в книжной графике. насмехается над избранницей своего воображения. В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж.
Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Кустодиев Борис Михайлович (1878, Астрахань – 1927, Ленинград)Художник, график, театральный художник. Академик Императорской Академии художеств (с 1909). Родился в Астрахани. Хотя Кустодиев уже работал, сидя в инвалидной коляске, картину он написал довольно быстро, за несколько дней и сразу же приступил к другому полотну, так как голова художника была полна новыми замыслами, несмотря на болезнь2012. Будто впервые. В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика»2554.
Большое спасибо за статью. Искусство требует всей жизни. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий. Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу.
Кажется, совершая прогулку, купчиха и спиной чувствует, что на нее смотрят. 5. В живописной структуре картины проявляется своеобразие кустодиевского метода: здесь все совершенно убедительно и «правдиво», все построено на тщательнейшем изучении натуры, хотя художник и не повторяет природу, а пишет «от себя», как требует замысел, не останавливаясь перед самыми рискованными красочными сочетаниями и отношениями тонов (так, тело женщины оказывается светлее неба. ).
Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. Живописал тихую жизнь провинции в Голубом домике, Осени, Троицыном дне (все 1920). – Так как это обнаженная натура.
Деревья покрыты инеем, а вдали вырастает небольшой город со множеством церквей и домов. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Вот кого рисовать-то. Достаточно взглянуть на тупую, бесчеловечную рожу этого великана и все становится ясно. Восстание Кустодиевым воспринимается как настоящий народный праздник.
воссоздает свою мечту о ней такою, какою она жила в его душе. Кустодиев нарочито крупным планом выделяет фигуру купчихи и детали натюрморта. Работал в плакате и в книжной графике. Спасибо еще раз, что напомнили о Кустодиеве. Первым художественным откликом на события стала картина 27 февраля 1917 года, написанная в том же 1917 году. Женщина красива. Таков обычай.
Фактура письма ровная, гладкая, напоминающая эмаль. Работал в плакате и в книжной графике. Как известно, она была исполнена за границей, в Швейцарии.
Один из самых известных портретов жены художника, созданный в 1902 году, где Юлия изображена на террасе с собакой, написан легко и непринуждённо. Борис Михайлович Кустодиев прославился в основном своими яркими полотнами изображающими шумные народные гуляния, масленицы, ярмарки, в которых предстает целый калейдоскоп образов провинциальной мещанско-купеческой России. На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки».
Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. Работал в плакате и в книжной графике. Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем». Он напряжен и пытлив, направлен прямо на зрителя, благодаря чему создаётся ощущение непосредственного контакта модели со зрителем. Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»). А шуба.
Почему уговаривает. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ).
Плавные, неторопливо-спокойные пластические ритмы, формы, линии направляют зрительское внимание от периферии холста к его центру, словно стягиваются к нему, совпадающему со смысловым ядром композиции: обнаженные плечи – рука с блюдцем – лицо – небесно-голубые глаза и (в самом центре, как «ключ композиции») – алые губки бантиком. Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество». Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём.
Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Занимался также скульптурой. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Орловой. ирония – средство самозащиты. При создании картины Кустодиев изучал различные виды народного искусства, включая лубок, творчески переосмысливая его и создавая таким образом свой неповторимый своеобразный стиль. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком.
Кажется, что кожа на мясах такая теплая. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками.
Учился в Высшем. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл.
Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. А позади него виднеется пожилая купеческая пара. Картина была написана в проблемный для России год.
Художник уделяет большое внимание фактуре изображаемых предметов. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Светится молодое, здоровое, сильное тело женщины, блестят зубы в застенчивой и вместе с тем простодушно-горделивой улыбке играет свет в шелковистых распущенных волосах. Действительный член Академии художеств с 1903. Приговор художника имеющий точный адрес, безапелляционен. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Кустодиевская героиня свято чтит обычаи того мира, порождением которого она является.
С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Художник пишет не то, что видят ежедневно его глаза, а то, что ярче видится его внутреннему взору. » Он с наслаждением передает яркость вывесок, цветистость шалей, блеск «шуршащих» шелковых платьев. Когда этот тупой гигант шагает по крышам домов города, давя всех и всё, делается страшно. Работал в плакате и в книжной графике.
Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей25, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа9. Кустодиев создает образ охваченного ликованием народа, победившего старый мир. И еще: мы видим самый краешек туалетного столика.
Воиновым, следует определить не как насмешку, а скорее как усмешку. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. «Русский Рубенс» Борис Кустодиев, чьи картины в разные времена поворачивали то в защиту купеческого сибаритства, то против, на самом деле, просто любил жизнь – сочные краски, вкусную еду, дородные формы. При этом жизнь самого Бориса Михайловича была далека от созданного им образа. Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием.
Работал в плакате и в книжной графике.
Ему нужна была обнаженная натура. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами. В этой работе художник пытается дать объективную оценку революции.
Аж дух захватывает, если представить изображенное наяву. Она обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. В этом он находил свое спасение. Учился у П. А.
Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920).
Даже глупость дебелых дев – сказочная. И ирония его относится уже не столько к изображаемому человеку, сколько к тем обычаям, тем нормам жизни, которые повелевают людьми. Но тем живее работало воображение.
Примечательно, что сам Кустодиев на время проведения выставки, то есть с 15 до 28 мая, проживал на квартире у Нотгафта, где ему была выделена отдельная комната434438. Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета. Учился в Высшем. Рубенс, Тициан тоже мясных писали, а подсветки такой у них не было. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Это была дейсвительно хорошая мина при плохой игре.
Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйского лица26. Кроме того, творческая деятельность Б. Кустодиева связана с участием во влиятельных художественных объединениях тех лет: в 1904-1906 годах он был членом-учредителем «Нового общества художников», с 1906 по 1910 — участником выставок Союза русских художников, а конце 1910 года вступил в общество «Мир искусства». Действительный член Академии художеств с 1903. Он «ощетинивается» иронией, которая эстетически разоблачает то или иное конкретное лицо. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Особенно хочу сказать о великой картине Большевик. Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней.
В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства». Она граничит с издевкой. Спасибо. Учился в Высшем. А Кустодиев пытается привнести вот такую свежую струю аппетитного изобильного тела.
Вот насколько мы уголок можем видеть. – снисходительная, семейная. Определения понятия иронии различны, но в значительной степени они сходятся к приведенному в Большой Советской Энциклопедии: «Ирония – от греческого – притворство, насмешка – стилистический прием, преднамеренное, явно насмешливое изображение явления в положительном виде, на самом деле имеющее целью с особой остротой подчеркнуть его недостатки». Красиво – лепота. Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись.
Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Учился в Высшем. Он любит то, что изображает пусть оно может кому-то прийтись и не по вкусу.
Учился в Высшем. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Многим в те годы казалось, что Россия под гнётом советской власти погибла и уже никогда не возродится. Член Союза русских художников (1907-1910), Мира искусства (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других. Она вызывает улыбку снисхождения.
Несмотря на это, последние годы жизни художника оказалось необычайно продуктивными. Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику39404123. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. Все действие развертывается вокруг машины: на ней солдаты с красным знаменем окружены толпой радостно встречающего их народа.
В ее полном лице с тяжелым округлым подбородком в «нарисованности» бровей, в четкой обведенности губ есть что-то от деревянной расписной матрешки, от куклы. Действительный член Академии художеств с 1903. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок. Причудливые сочетания золотисто-желтых, оранжево-розовых, красно-лиловых и синих цветов обыденную бытовую сцену превращают в красочную фантазию.
Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний». Летом 1918 года Кустодиев приступил к исполнению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев141516. Учился в Высшем.
Масленица 1916 года — радостное и феерическое зрелище. Таковы правила хорошего тона. Такие купидонистые, сочные. Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В. Е. Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба3032. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало.
Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Прикованный к инвалидной коляске, он воплощал все идеи, которые накопились за время вынужденного творческого отпуска. К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. Пожалуй, самой известной красавицей Кустодиева стала его Купчиха за чаем 1918 года.
Действительный член Академии художеств с 1903. Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок. Выполнил серию из 20 акварелей Русские типы (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии Автобиографические рисунки (1923).
Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. Начав набрасывать фон для новой картины, одновременно Кустодиев поделился своими раздумьями о женщине пышной и цветущей натуры с женой, попросив её помочь с поиском модели15. 1918 – это время революционных настроений, когда пролетарии были против подобного богатства и всячески боролись против купечества, кулачества, царизма и так далее. язвительна, ядовита.
С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок. 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. Интенсивность звучания цвета достигается виртуозным использованием техники лессировок. Интересно. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж.
Он делает это изысканно. В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). И в 14-м году, оформляя спектакль «Смерть Пазухина», Кустодиев знакомится с этой обаятельной молодой женщиной и уговаривает ее позировать для карандашного наброска. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И.
Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. «Купчихой» оказалась баронесса, а именно Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани и в ту пору студентка медицинского факультета1021. В картинах Купчиха за чаем (1918), Купчиха с зеркалом (1920), Русская Венера (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней Купчихе. Даже наоборот, образ русской купчихи кажется немного ироничным, добрым и даже невинным. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские.
С этим персонажем в представлении художника связывается многокрасочная картина русской жизни. После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. И пышная постель, которая тоже во многом отвечает, наверное, этим формам.
Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Эта усмешка – веселая, добродушная. Несомненно, художник с улыбкой воспринимает чопорную важность своей героини.
Какова шуба на нем. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Работал в плакате и в книжной графике.
Как супружеская чета, они степенно соучаствуют в священном ритуале. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Все остальное, что ее окружает – лишь дополнительное повествование, пояснение к образу.
Учился в Высшем. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников.
Савинского, И. Е. Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится42. А тут какой-то русский бренд – как после баньки тела.
соприкасается с явлением реальной действительности. Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину30. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Однако к своим вымышленным персонажам он подходит с иной меркой. Можно сказать, что купчиха является олицетворением, собирательным образом этого маленького провинциального уездного городка. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом».
Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую522953. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах Балаганы (1918), Масленица (1919), Зима. Сбитое одеяло, в таком атласном простеганном чехле с кружевами, пышные расшитые подушки. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». не как самостоятельный характер, а как тип, олицетворяющий определенный бытовой уклад.
Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Он изображен вместе с прекрасной белой лошадью, которую пытается обуздать.
Зашел с мороза прямо в шубе. Ее крепкое тело дышит здоровьем. Только щеки да нос краснеют». То есть, вся картина наполнена красивыми вещами.
Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Я. Билибин, 1901). Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды.
Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. На заднем плане за её спиной видна панорама зелёных просторов, выступающих из-за деревьев крыш домов и позолоченных маковок дальних и ближних церквей подальше— гостиный двор и церковная колокольня, справа же— пустынная и покрытая булыжной мостовой площадь, торговые ряды с вывесками. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок., «восхваляя», разоблачает. Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой.
– персонаж, созданный воображением. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок. Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову5556, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева57, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить58.
Если говорить о его иронии, то ее, соглашаясь с В. В. Ему все это родное. В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции. Лошади с бубенцами, карусель, балаганы и веселое бурление толпы изображены художником на фоне фантастического зимнего пейзажа. Репина (1896-1903). Узорная красочность придает картине простонародную лубочность. Чем же была для Кустодиева данная работа.
В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы»— они населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах у Кустодиева старый патриархальный уклад с купчихами, чаепитиями, гуляньями и ярмарками в тихих провинциальных городах. Здесь чувствуется то настроение, о котором он рассказывал в письме Лужскому. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей)2324.
Кот, мурлыча и изогнув хвост от удовольствия, ластится к сдобному плечу. Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества38, программной работой художника29. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»3619. Литографские иллюстрации в сборнике Шесть стихотворений Некрасова (1922), рисунки к повестям Николая Лескова Штопальщик (1922) и Леди Макбет Мценского уезда (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала Блоха Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром.
В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Любовь к ней отражается в каждой работе. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Она ведет себя как полагается «на людях».
Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Состоя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества1.
Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. Чертовски трудно. Художник явно с восхищением рассказывает о богатырском таланте певца. На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой.
своего рода канон. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Весной 1919 года в Зимнем дворце, переименованном в Дворец искусств, прошла Первая Государственная выставка с участием более 300 художников, в том числе и Кустодиева.
Праздничный фон представлен очень пестро и ярко: на открытом балконе виднеются народные актеры и среди них особенно выделяется фигура черта, а ближе к переднему плану прогуливаются две дочери Шаляпина и его секретарь — певец И. Дворщин. Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. И такие молодцы проглядели революцию. 1904-1910 годы были посвящены выработке индивидуального стиля.
Картина «Купчихи» 1912 года празднична, нарядна. Затащил мужика с базара — и писал при народе.