Купить картину или постер "Купальщица", художника Кустодиева Бориса Михайловича вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. Гравировал Кустодиев, разумеется, не только одних «купальщиц».
Однако, уже в мастерской узнав о сюжете картины, она воскликнула— «Ну что вы. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Отец умер рано, но мальчик, кончая гимназию, стал учиться живописи у местного художника.
Это мы видим на картине «Купчиха» (1918). Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука»)41, в том же году картина выставлялась в галерее на Унтер-ден-Линден в Берлине, где критик Георгий Лукомский назвал Кустодиева Тицианом Российским, а саму работу— Данаей Ярославской4243. Позже этот тип русской Венеры назовут «кустодиевские женщины».
Он захотел уйти от репинского реализма, больше не подражать учителю, писать не с натуры, а исходя из собственных представлений о русской красоте. Искусствоведы отмечали, что «Одалиска» имеет стилистическое сходство с кустодиевским циклом «Красавиц», однако лишь «представляет собой продуманное повторение излюбленной кустодиевской темы»62. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. На выставке Кустодиев и Шевченко встретились снова модель заметила— «Очень толстая. », художник ответил— «Какая есть»— и поцеловал её руку15. Занимая первый план картины, она возвышается над окружающей действительностью. Надо сказать, что Юлия Евстафьевна стойко перенесла болезнь мужа.
Болезнь не сломила Бориса Михайловича. В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца, тридцати лет, так и сыплющую перлами— типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины18. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять.
Одну он подарил Максиму Горькому28, а другую написал специально для Фёдора Шаляпина изобразив героиню со спины в довольно театрализованном стиле151939 (примечательно, что именно Горький познакомил Шаляпина с Кустодиевым)40. Купчихи Кустодиева— это своего рода богини, выразители народных представлений о счастье, сытости и достатке3. Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. Какова шуба на нем.
Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Ей это сделать значительно труднее, чем физически крепкой женщине. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Разве худая узкобедрая женщина выносит крупного жизнеспособного ребенка и быстро разрешится в родах. Затащил мужика с базара — и писал при народе. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей.
Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане -«русские венеры»). Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков.
С 1896 года шесть лет Кустодиев учился у И. Репина. Все, о чем упомянул Кустодиев в этом письме, все, что составляло основу его видения жизни и специфику его таланта, с замечательной силой и красочностью выразилось в законченном весной полотне «веская Венера». Изобильная красота эдакой купеческой, русской «Венеры Урбинской» Тициана— алые губки-вишенки, румяные щёки, персиковый подбородок, бирюзовые глаза, золотисто-пшеничные волосы, лебединая шея, пышный стан и округлые плечи, холёное и гладкое тело— как «кровь с молоком». Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка.
В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Да, «кустодиевские женщины» именно такие.
Вот кого рисовать-то. Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. А в чем состояло понятие красоты у русского народа. Несмотря на непубличность самого акта сделки, довольно скоро стало известно, что новым владельцем работы оказался российский олигарх Виктор Вексельберг, а точнее принадлежащий ему американский фонд «Аврора», через который миллиардер активно скупает за рубежом русское искусство в «патриотических» и «социально ориентированных» целях535455. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя семинарии в Астрахани. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы», которые населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах старый уклад патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах.
В 2005 году в прессе появились сообщения о том, что на лондонском аукционе Christies была продана атрибутированная Кустодиеву и датированная 1919 годом картина «Одалиска» (35 50см), за которую неизвестный русский арт-дилер отдал 1, 5 млн фунтов стерлингов (2, 9 млн долларов), превысив эстимейт более чем в семь раз505152. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Шаляпинская «Красавица» 1919 года была продана в 2003 году на так называемых «русских торгах» аукциона Sothebys в Лондоне неизвестному русскому покупателю по телефону за рекордные для произведения искусства 845 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов)39404445. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе.
Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. По-видимому, Кустодиев считал «Красавицу» своего рода программной работой и итогом исканий своего художественного стиля. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима.
Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Она полна спокойной уверенности в своей красоте. По-другому будут смотреть мужчины на довольную жизнью с пышными формами девушку, которая не боится съесть лишний кусочек и не жеманничает за столом. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности.
Я. Билибин, 1901). В России в народе (в отличие от дворянства) сложился свой идеал красоты: высокая, статная, плотная, крепкая, с округлыми полными плечами, с широкими бедрами и тонкой талией женщина. Другое дело, если заниматься для удовольствия и гибкости йогой. На этот раз он пригласил талантливую исполнительницу чеховских пьес, одну из ведущих актрис, приму Московского Художественного театра Фаину Шевченко131012. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Они просто иные.
Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). Интерьер, выполненный в типичном «купеческом стиле», украшен всевозможными изображениями пышных и распустившихся роз, символами оживания красоты и цветения, созвучными утреннему пробуждению этой прекрасной цветущей купчихи, находящейся в самом расцвете женской красоты. Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой.
Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». «Красавица» очень понравилась и Константину Сомову, которому Кустодиев подарил специально написанную для него миниатюрную картину со спящей купчихой и смотрящим на неё домовым37, созданную в 1922 году и названную соответственно— «Купчиха и домовой»38.
Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Замужняя женщина обладала особой красотой, которая связывалась с плодородием. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои»3591536. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников.
Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). По словам сына, «в начале августа он закончил Красавицу.
Вот и появляется на полотне Кустодиева «Купчиха перед зеркалом». Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. Вот такие они – «кустодиевские красавицы». Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье.
Кустодиев сам разработал схему развески картин и установил на них цены, наиболее высоко оценив «Красавицу»— в 4 тысячи рублей четыре работы были куплены Игорем Грабарём для Третьяковской галереи33. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Только щеки да нос краснеют». В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»81012. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. В своей самой знаменитой картине Кустодиев соединил национально-романтические образы с совершенством неоклассических форм, опиравшихся на традиции классического искусства и академической живописи, которыми для него, по-видимому, являлись полотна Тициана и Рубенса.
По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. А шуба. Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Еще ценилась толстая, в руку, коса. Картину представили на выставке общества «Мир искусства».
Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Оригинальная «Красавица» 1915 года находится в Государственной Третьяковской галерее346. Быт купеческого города на Волге навсегда запечатлеется в его памяти и картины Кустодиева, даже если на них показаны иные места, например, «Ярмарка» или «Гуляние», будут напоминать родные места. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей.
И голодные 20-е годы привели на его картины тот тип женщин, которых называют «кустодиевские женщины». Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. И. Шаляпин». В «Красавице» Кустодиев обратился к редкому для русского искусства жанру обнажённой натуры— роскошная сомлевшая ото сна купчиха, привстав со своего пышного ложа средь пены белых пуховых подушек и кружев, появляется из-под атласного одеяла как Афродита из перламутровой раковины. А чем же хуже «кустодиевские женщины». Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Зашел с мороза прямо в шубе.
Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж.
Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы.
Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Будто впервые. Все по сравнению с ней мелко, незначительно. Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Еще в 1920 году были написаны небольшая картина под тем же названием, а также акварель «В бане». На ней изображена высокая пышногрудая девушка (у замужней был бы на голове платок) в ярком атласном платье. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»).
Искусство требует всей жизни. Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть. Тогда и походка и осанка и взгляд на себя изменится. Кустодиев впервые увидел юную, румяную и пышнотелую Шевченко в августе 1914 года на репетиции спектакля «Смерть Пазухина» по роману Салтыкова-Щедрина, к которому он делал декорации и увлёкся ею10151617.
Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Тщательно выписан интерьер небольшой баньки. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Примерка будет продолжаться.
Из проема двери выглядывает отец, который наглядеться не может на красавицу дочку. Ибо муж, полный творческих планов, не мог существовать без живописи. В 2009 году данная работа под номером первым вошла в изданный Росохранкультурой пятый и последний том списка каталога поддельных произведений искусств «Внимание: возможно, подделка. », будучи признанной искусной фальшивкой кисти знатока творчества Кустодиева на основании заключений трёх независимых друг от друга экспертов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря58596061. Состоя в близких отношениях с Шевченко, Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и в 1922 году увез её с собой в Париж, в эмиграцию1739.
Истинно русская женщина. Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные роли своеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова, «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем»1214. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Судебные заседания состоялись лишь в 2012 году6267: спустя 20 дней слушаний судья Гай Ньюи постановил, что «Одалиска», скорее всего, не принадлежит кисти Кустодиева и таким образом вынес решение в пользу фонда «Аврора», признав за ним право расторгнуть сделку с Christies и вернуть лишь затраченные на покупку картины деньги686970717273. Я. Билибин, 1901).
Ничем. Чертовски трудно. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина.
Как члена объединения «Мир искусства», Кустодиева интересовали не только образы дворянской культуры, но и провинциальный быт— он был настоящим поэтом купечества12. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Смотришь на нее и удивляешься – какая статность. «Красавица» была написана Кустодиевым на пике болезни— опухоли спинного мозга, по причине которой он провёл последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами11. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Я. Билибин, 1901).
Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Узнав о произошедшем, главный режиссёр МХТ Константин Станиславский разгневался и назвал Шевченко «распутницей», но поняв, что талантами не разбрасываются, сменил гнев на милость и дал актрисе новые роли101215. А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой. » После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского10151918.
Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников.
Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись. «Красавица» экспонировалась среди других работ Кустодиева и эскизов к «Пазухину» на выставках «Мир искусства» в Петрограде и Москве, организованных Константином Кандауровым. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой.
При этом портятся здоровье, кожа, характер. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. В ту небывалую кустодиевскую Русь, полную жизни, света и сил изобилия и музыки, красок и веселья и бежал от обыденности художник, прикованный к инвалидной коляске678910. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.
Позже его начнет вдохновлять славянский тип женщины, то, что называют «кровь с молоком» : черные брови вразлет, огромные глаза, белоснежная кожа с нежным румянцем во всю щеку, яркие губы. Для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901-1903, Русский музей, Петербург).
Оно стало очень близко больному живописцу, которому отказали ноги.