В Астрахани рядом с Астраханской картинной галереей имени П. М. Догадина расположен памятник Б. М. Кустодиеву. На последнем курсе академии Борис Кустодиев, работая над своей дипломной картиной в Костромской губернии, познакомился со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. Лихач — это извозчик, частый персонаж картин Кустодиева. По «кустодиевски» солнечный день на картине переполнен насыщенными цветами.
Много полотен написал за свою творческую жизнь Борис Кустодиев, картины его поражают зрителей свои размахом и величественностью. Картина написана в Париже, куда Кустодиев приехал с женой и недавно родившимся сыном Кириллом после окончания Академии. Волошина Кустодиев изображает с книгой стихов в руках, что ставит эту работу в ряд с другими картинами, рассказывающими об увлечениях и деятельности людей изображённых на портретах. Кроме вышеупомянутой «Купчихи за чаем», наибольшую популярность получили следующие портреты Кустодиева: портрет Федора Шаляпина, написанный в 1921 году, портрет Максимилиана Волошина (1924), картина «Большевик» (1920), работа «Русская Венера» (1925), картина «Ярмарка в Саратове».
За год до смерти Кустодиев завершил работу над картиной «Русская Венера». Тяжелая болезнь приковывает Кустодиева к инвалидному креслу, но он продолжает работать чрезвычайно активно и самобытно, в том числе и создавая картины с новой, революционной тематикой. В своих многочисленных картинах, посвященных Масленице и другим народным гуляньям, Кустодиеву было важно подчеркнуть головокружительный вихрь эмоций. И все-таки Кустодиева знают именно по картинам, где тот же Шаляпин, как он сам признавался, видел "аппетитную сочность краски в изображении русских людей".
В самом начале ХХ века Кустодиев приступает к разработке своего жанра «портрета-картины», где главный герой и пейзаж неразрывно связаны. Понятие «кустодиевская женщина» появилось благодаря Борису Михайловичу — на своих картинах он изображал женщин с пышными формами, величавых, статных. Здесь, работая над этюдами к конкурсной картине и игнорируя приглашения местных дворянских семей, Кустодиев познакомился с миром крестьянства, глубже узнал народный быт и культуру. Вспомним самые известные картины Бориса Кустодиева. Однажды, гуляя по берегу Волги, Кустодиев увидел женщину, красота, стать и величие которой просто потрясли его и художник написал эту картину.
Мудрое лукавство Кустодиева спасло его картины от плакатной однолинейности и в то же время обеспечило ему, обездвиженному, парализованному, признание в Советской России. Буйная роскошь красок расцветает пышным цветом на картинах Кустодиева, стоит только ему обратиться к излюбленной теме: изображению основ жизни глубинки, ее устоев, ее корней. Кустодиев принимал активное участие в объединении Мир искусства, выставлял свои картины в выставках объединения. Какое впечатление на народ произвела революция, Кустодиев на своих картинах так богато, как ярмарки и праздники, не отразил. Нашла интересную статью о нескольких очень известных картинах Кустодиева.
Обратив внимание на успехи своего ученика, Репин приглашает Кустодиева участвовать в работе над большим групповым портретом-картиной "Торжественное заседание Государственного Совета". Художник Борис Кустодиев в течение всей своей жизни написал большое количество картин.
Художник говорил, например, о типе купца и окружающей его обстановке: «Купец этот уже ушел, его нет, но он как бы канонизирован, он уже вылитый образ и нужна какая-то икона, канон этого быта и этого купца». Зашел с мороза прямо в шубе. Кустодиев применяет типичный прием обобщения и аллегории. Искусство требует всей жизни. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Таким образом, перед нами целая жизненная история, последовательно развивающееся действие, в котором одно влечет за собой и определяет другое.
Билибина (1914), Е. Е. Вообще, несмотря на то, что художник знал и высоко ценил импрессионистов их творческий метод «не подходил» ему, так как не давал возможности «сгустить» образ воспоминаний. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). Отца своего он почти совсем не помнил. После революции создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации ("Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова "Русь" Е. И. Замятина обе работы – 1923 и др. ) и сценографии ("Блоха" Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. ).
Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Звонкие краски, открытый и звучный красный цвет – все придает полотну мажорное звучание". Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. И не случайно Кустодиев апеллирует к живописи старых мастеров, которая при всей своей «красоте», конечно же, не лишена содержания, мысли. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми.
Прошлое и будущее в картинах передвижников нередко «представительствуют» в образах определенных персонажей. Это собирательный образ России. Праздничные русские обряды с их внешними атрибутами (костюмами, украшениями игрушками), национальная самобытность — вот почва, на которой произрастало вдохновение Кустодиева-художника. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине.
Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Кустодиев в своем воображении видел жизнь ярко и, может быть, упрощенно по цвету. Мне кажется, что в этом он был похож на А. П. Сейчас сын коллекционера (пожелавший остаться неназванным) согласился предоставить картину на выставку для более широкого круга зрителей. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева. Превосходный рисунок и острая характеристика делают его лучшим в серии.
М. Г. Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия». Любовь к ней отражается в каждой работе. Эксперты же немедленно уговорили показать работу на выставке. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией.
К этому же времени относится увлечение художника темой Масленицы. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Ну не смогла отказать себе в удовольствии-- --это один из моих самых любимых художников. Человек, последние десять лет жизни (с 1917 по 1927й) проведший недвижимым и рисовавший веселые картины — будь то декорации к «Блохе» или обнаженные бабы, про которых не скажешь, что это французские «ню», это — русские «нннууу», — этот человек удостоен судьбой иметь сюжет своей жизни.
И. Шаляпин». И вместе с тем здесь все органично, художнически закончено. Саутин: "Кустодиев – художник разностороннего таланта.
Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. «Ярмарка» (1906), «Провинция» (1906), «Праздник в деревне» (1910), «Купчихи» (1912), «Масленица» (1916), «Балаганы» (1917), «Купчиха за чаем» (1918), «Трактирщик» (1920). По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже).
Он жил в состоянии радостного возбуждения. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Он, как это принято говорить мистиками, взыскан Если в отношении другого прославленного паралитика, начавшего писать как раз в то время, когда Кустодиев умер, уместно применить название его же собственного романа «Как закалялась сталь», то для Кустодиева просится название другого рода: «Как пишутся жизнерадостные полотна». Здесь еще видна первая непосредственная реакция художника на революционные события.
А может быть именно вот таким образом и стоило. Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны. "Кустодиевские купчихи перекликаются с героинями пьес Островского, рассказов Н. А. Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани.
М. Г. Над крышами палаток виднеются купола церквей и крестьянские избы, синева леса и облачное небо. Сам Б. Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин». Эксперты немедленно признали в работе руку Кустодиева, тем более что на обратной стороне картины сохранилась старая этикетка с той самой выставки «Мир искусства» 1913 года. В то же время Кустодиев создает ряд портретов. В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства». же время живут».
" Спустя десятилетия эти впечатления материализуются на картинах Кустодиева. Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к. И содержания ее он не знает, не знает, кто окажется «плохим», а кто «хорошим». После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции.
Рериха (1913), М. В. Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях. Так, в военные 1940-е годы Павел Дмитриевич Корин написал свой знаменитый триптих «Александр Невский», а Александр Павлович Бубнов — картину «Утро на Куликовом поле». Творчество самого художника всецело подтверждает эти слова. С годами художник все больше стремится к созданию обобщенного, собирательного образа.
В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России. Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете. Здесь зритель видит и катание на санях и балаган и ледяные горки — типичные «дореволюционные» развлечения на Масленицу. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез. Это были живые типы Островского.
— не просто натура, «вставленная» в холст. Это вполне понятно. Добужинского (1913), И. Я. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились.
Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские. Но бодрость не покидала его. Сплав этих двух начал и делает столь реальными «сны» художника. Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству.
Для него, как мы видели, не существует эстетически низкого или высокого. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. За гостиной – мастерская в два окна, столовая, детская и спальня родителей.
Картину представили на выставке общества «Мир искусства». И если ко многим (правда, далеко не ко всем. ) картинам передвижников — хотя и очень условно — подходят понятия, заимствованные из области драматического искусства: «завязка» («Приезд гувернантки» Перова), «кульминация» («Отказ от исповеди» И. Репина), «развязка» («Утопленница» Перова), то к картинам Кустодиева — при всей их изобразительной близости к театру — эти понятия совершенно неприменимы. Портреты отличаются свободой и оригинальностью композиции, мастерством живописи.
Он мечтал расписать фресками целые версты стенных пространств. Я. Билибин, 1901). Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников.
Парадокс. Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Художник позволяет нам очень подробно рассмотреть Шаляпина. Комнат пять, все они располагались анфиладой.
Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Он настолько любим и известен, что, возможно и не стоило мне приносить это сюда. Материал для них он черпал из воспоминаний детства и впечатлений от частого пребывания в Заволжье, в Кинешемском уезде, где в 1905 году построил дом-мастерскую. Передача «плоти» вещей мало занимает живописца.
В 2011 году тогдашний владелец картины представил еевМосковском клубе коллекционеров. Ему было невыразимо приятно, что он достиг какого-то идеала в живописи, создал картину с живыми, двигающимися фигурами и что это «его» им созданные люди и они в то. Художник изображает их с мягким юмором, томно и бездумно смотрящими на окружающий мир. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Но физические силы его иссякали: ничтожная простуда повлекла за собою воспаление легких, с которым сердце уже не справилось. Как драгоценные камни они переливаются яркими красками, радуя глаз своей нарядностью, пестротой и изобилием".
В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Кустодиев Борис Михайлович – русский художник, который родился в Астрахани в 1878 году.
Только ли в том, что по натуре был Кустодиев удивительно бодрым и жизнерадостным. Будто впервые. Он ожидал больших и увлекательных заказов, но таких заказов не было.
Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. И. Е. Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение. В период с 1916 по 1922 год Кустодиев создал несколько полотен изображающих масленичные забавы («Масленица», 1916, Третьяковская галерея, Москва).
Он великолепно чувствует выразительность линии, силуэта. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Названия этих работ абсолютно не вяжутся со словом «смерть», которая вырвала талантливого самописца из жизни и не позволила ему осуществить задуманное. Так пишет он свою «Монахиню» (1908), всех своих купчих.
Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём. «Знать натуру, чтобы свободно работать без натуры» — так можно сформулировать принцип художника. Эткинд справедливо называет процесс создания Кустодиевым картины импровизацией. Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами.
Наша память «не удерживает» всех полутонов, всех тонких цветовых градаций и переходов, присущих натуре. Затащил мужика с базара — и писал при народе. Возможно. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) — автор красочных и радостных полотен. Эта картина — сюжетный композиционный центр выставки, ведь у каждой выставки свой сюжет, композиция, особенно если она посвящена 125летию такого художника, как Кустодиев. Давая советы своему сыну, К. Б. Вот кого рисовать-то.
Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя). Он помогает раскрыть содержание образа, создать среду, характеризующую его героинь. Некоторые картины Кустодиева изобразительно напоминают отдельные сцены из спектакля, например, «Чаепитие» (1913), «В торговых рядах» (1916) и др. Уже в эти время проявляется виртуозный талант Кустодиева.
Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Мы жили на третьем этаже. Импрессионизм со своей вибрацией света и цвета не мог дать кусто-диевским «реальным снам» определенности.
(Вспомним хотя бы «Красавицу» или портрет Ф. И. Шаляпина). А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими. Это — неповторимые признаки реальности, дающие ей специфический аромат. Первая – гостиная с зелеными полосатыми обоями. Такие сны рождали в нем всегда радостное, восторженное чувство.
Лансере (1915), И. Э. Не нужно на основании явно полемических слов Кустодиева спешить объявлять его эстетом. Освоив первоначальные уроки мастерства, Кустодиев в 18 лет уезжает из Астрахани в Петербург, где поступает на учебу в Академию Художеств. Но в это же время у Бориса Кустодиева появились сначала едва уловимые признаки туберкулеза позвоночника. Из этой чайной хочется вырваться, в ней недолго и с ума сойти. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Кустодиев.
Нельзя не отметить как сходство в композиции, обилии мелких деталей и сцен, так и особенности ракурса всех картин — взгляда на происходящее с высокой точки, словно «в полете», позволяющего одновременно показать и красоту пейзажа и дать множество «театральных» планов для действия персонажей. Сюжет, таким образом, превращается в изобразительный рассказ о характерном. Задумывая картину в основных чертах, художник не предрешал ее деталей. По узким московским улочкам густым, вязким потоком льется толпа. У Кустодиева нет сюжета — как определенной причинно-следственной связи.
В «Масленицах» наиболее полно отразилось увлечение Кустодиева живописью старых нидерландских мастеров, в первую очередь, Питера Брейгеля Старшего. Это всевозможные решета с фруктами и овощами ("Купчиха"), булки и виноград, арбуз и синие с золотом чашки ("Купчиха за чаем"), ожерелья, кольца и шелк ("Купчиха с зеркалом"). Аляповатые вывески, безвкусные обои, бумажные цветы в вазе и т. д. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Особенно хорошо за рекой, где две церкви такой странной формы» (Из письма И. С. Куликову).
Великолепное композиционное построение, основанное на прихотливых линиях модерна и лихие импрессионистические мазки характеризуют работу, в которой вновь, как и в портрете И. Я. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. и т. п. Классическое в этом смысле произведение — «Сватовство майора». Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником.
Лескова, ленивыми купчихами народных сказок и картинок, – считает И. Лапина. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Высота комнат необычайная. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены.
Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. С другой стороны, образ натуры преображается фантазией художника. И его композиции в процессе работы постоянно видоизменялись, обогащались подробностями. Вместе с семьей отправляется в Париж.
Но интересовала Кустодиева только живопись. Но что еще более важно отметить — это общая (что для Кустодиева, что для Брейгеля) любовь к обыденным радостям простых людей искреннее восхищение жизнью и ее поэзией.
Предмет интересует его в меру своей характерности. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Мать арендовала небольшой флигель в доме богатого купца.
Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И. Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров. Масленичное гулянье» (1921) содержат в себе множество фрагментов, которые вполне могут сойти за самостоятельные картины мастера. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой.
Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Друзья приходили к нему отдохнуть и укрепить себя, свой дух. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Воинов, — Борис Михайлович понимает очень широко и глубоко. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима.
Для него интересно все то, что выражает колорит русской жизни, русского быта. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. В Испании художник делал копии с картин знаменитого Д. Веласкеса.
Развивая ту же тему, художник замечает: «чем выдумывать всякие «сюжеты», нужно только брать из природы, которая бесконечно разнообразнее всего выдуманного». Среда, в которой действуют люди, становится равноправным «героем» повествования. Полотна Кустодиев, особенно такие, как «Масленица» (1919) или «Зима. Кустодиев никогда не скрывал, что все его образы рождены художественной фантазией. Иногда надевал ролики и папа: он вообще любил кататься на роликах.
Как будто бы художник «включается» в пьесу посредине представления. Именно в куклахтипологическая характерность доведена до предельной остроты. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Но он цепко подмечает все особенные, характерные черты и героев и обстановки. Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней.
Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись. К тому времени отец Бориса уже умер, а своих средств на учебу у Кустодиевых не было, ему оказал помощь дядя, брат отца. Лицо портретируемого написано в лучших традициях реалистической живописи передвижников, а пейзаж напоминает фоны картин на купеческо-народную тему. Но и среди них выделяется портрет Грабаря. Композиционное мышление Кустодиева является непосредственным выражением его визионерства, его «реальных снов». К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой.
Бегут, размахивая руками, поднимают в воздух шапки. Художник ценит все непреднамеренное, непроизвольно увиденное. Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. После октября 1917 года в исторической живописи появились новые темы и герои.
Высказывание художника рождено столкновением с живой действительностью, в нем чувствуется восторг перед жизнью, которая «не вмещается» ни в какие сюжетные схемы. В этих композициях отразилось увлечение мастера народным творчеством, а также искусством Питера Брейгеля Старшего, произведениями которого («Битва Масленицы и Поста», 1559, Музей истории искусства, Вена «Фламандские пословицы», 1559, Государственные музеи, Берлин) Кустодиев всегда восхищался. Вместе с тем жизнь интересна художнику всюду — «в каждой точке». Форма (рисунок) в его произведениях в большей степени связана с натурой цвет (живопись) — с творческой фантазией.
Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». «Московский трактир» — одна из тех картин, чьи малые размеры не мешают, а удивительным образом способствуют монументальности. – Они олицетворяют сытую, сонную, застывшую в своей косности купеческую Россию. Художник создал картину о революции, которая стала своего рода полотном историческим, хотя средства, которыми он пользуется, совсем не те, что раньше, когда писал он документально-исторические сцены первых дней свержения царизма. Одна из наиболее известных жанровых картин художника — «Ярмарка» (1906, Третьяковская галерея, Москва).
Большая, нарядная фигура певца занимает весь первый план: ему тесно в формате полотна, голова и ноги упираются в срезы рамы, конец трости уходит за пределы изображения. К кураторам обратились нынешние владельцы картины с просьбой атрибуции. В чем секрет такой влюбленности в праздничную сторону народной жизни. Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища.
В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). А шуба.
Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Нестеров. Иначе и не могло быть. Он побывал в Париже, где учился в частной студии Р. Менара. Колористические, композиционные и идейные принципы этого автопортрета художник в дальнейшем развил в остальных своих работах, особенно в портрете Шаляпина.
Еще одна уникальная находка — «Ярмарка в Кинешме» («Карусель в Кинешме»). Мастер успел создать лишь две композиции: «Под милашкину гармонь» и «Земляничку я сбирала». Не только рисунок, но краски кустодиевских картин можно было бы назвать утрированными. Нет, конечно.
Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались. Увлечение народной игрушкой, лубком связывается с интересом Кустодиева к кукольному театру. Оно рассказывает о том, как разорившийся дворянин-офицер хочет «поправить обстоятельства» женитьбой на купеческой дочери. Крестьянский, мещанский, купеческий быт, всё это перетекало в его картины, а также различные народные праздники, гуляния, ярмарки, которые и без красок известны своим ярким колором, пёстрыми цветами. Кустодиев с охотой отозвался на это предложение. За свою программную работу «На базаре» (картина не сохранилась, остался только ее этюд) художник получил золотую медаль и право на заграничную поездку.
Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Он начинает строить произведения этого жанра по принципу портрета-картины. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года.
Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Место действия перестает быть фоном. И в форме и в колорите художник ищет максимально характерное. Так, в картине Н. В. Неврева «Воспитанница» первое олицетворяется фигурой молоденького ферта-офицера, а второе — фигурой тупого чинуши. Кустодиевские образы и людей и быта и природы —собирательные.
Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). Но даже в самые сложные времена, будучи прикованным к инвалидному креслу, он продолжал писать картины. Отсюда проистекает обостренное внимание художника к окружающей обстановке, к подробностям. Гротеск здесь проявляется в чистом виде.
Здесь опять-таки приходит на память Брейгель и другие мастера нидерландской живописи. Ведь коммунистическая революция в России, оседлавшая народный стихийный бунт, уничтожившая быт и бытие интеллигентных чеховских семей (еще раз посмотрите на оборотную сторону баньки), была в той же степени, если не в большей, направлена против вот этого купеческого, нерационального, несправедливого быта и бытия, воплощенного «Русской Венерой». А над всем этим, выше толпы и домов, большевик со знаменем в руках. Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь.
Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Мир кукол игрушек был близок детской душе художника.
Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам. К концу девятисотых годов у Кустодиевых уже двое прелестных детей. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета. Художник повёл за собою весь спектакль, взял как бы первую партию в оркестре, послушно и чутко зазвучавшем в унисон»5.
Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Перед нами колоритнейшая панорама из жизни русской провинции. Этюды были для его творческого воображения необходимым питанием. Все заботы о воспитании четырех детей легли на плечи матери, Екатерины Прохоровны.
В академии Кустодиев начал писать картины с исторической тематикой. Какова шуба на нем. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф.
Картина экспонировалась на выставке объединения «Мир искусства» в Москве в 1917 году, тогда же была приобретена в частное собрание и в поле зрения искусствоведов непопадала. Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Движется густая толпа людей, щетинится остриями ружей. Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. Чертовски трудно.
Репин привлекает молодое дарование к соавторству в работе «Заседание Государственного Совета».
Как рассказывает В. В. В своих рисунках Кустодиев постоянно подклеивал края листа бумаги, так как его композиция «не хотела подчиняться» заранее данному формату. В начале 1900-х Кустодиев несколько лет подряд выезжает на натурные работы в Костромскую губернию, после чего выступает с работами новыми по своей концепции – сериями полотен на темы народной жизни, в которых художнику удалось передать неиссякаемую силу и красоту русской души «Балаганы», «Масленицы», «Ярмарки», «Деревенские праздники» и «Гулянье на Волге».
Борис Кустодиев любил этого гениального артиста. Что это за город. Только щеки да нос краснеют».
Художники стремились запечатлеть бурные события, свидетелями которых они стали. Таков уже портрет В. В. Матэ 1902 года. Художник впервые показал портрет на выставке «Мир искусства» в 1913 году, где она произвела фурор.
Просто московский трактир, где купцы дуют чай. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Действие этих работ всегда происходит в городе, пейзаж которого — собирательный образ из многих провинциальных и столичных мест, а сюжет практически всегда разбивается на множество мизансцен, в которых участвуют самые разные «народные» типы — крестьяне, купцы, разносчики, торговцы, офицеры и гармонисты. Художник ощущает жизнь «изобретающей» все новые и новые формы и распространяющейся бесконечно.
Однако Кустодиев ищет свой путь в разработке портрета. Репин назвал Кустодиева "богатырем русской живописи". На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену. К этому времени у них уже родился сын. Картины, посвященные любимому народному празднику, необыкновенно динамичны и многолюдны. Сенсация выставки — «Портрет госпожи Т» (Марии Ивановны Тарлецкой). Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Часто это были заказные, не очень интересные для него работы, но он все выполнял на серьезном профессиональном уровне, а порой добивался и выдающихся результатов. Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами.
Почти все эти картины выполнены в яркой декоративной манере. В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. В 1903 году Кустодиев отправился в Европу. Он оставлял место для наития. Узкий круг их интересов определен той обстановкой, в которой они живут. Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков.
Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Итак, Кустодиев очень любит «рассказ» и умеет сочно и увлеченно рассказывать. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). Картины В. Г. Перова — «Утопленница», «Приезд гувернантки в купеческий дом» и другие также направляют мысль зрителя на то, что привело к изображаемому событию и что из него последует. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность.
Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. «Рассказ, — пишет В. В.
Кустодиев твердо решает стать художником. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома. Первыми значительными работами Кустодиева стали реалистичные и одухотворенные портреты современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др. ) Эти портреты, показанные на выставках в Петербурге (1896, 1897, 1900, 1901), Мюнхене (1901) и Вене (1901), принесли молодому художнику, еще не окончившему академию, широкую известность. Первые три картины «Масленица» написаны в 1916 году и эта тема не оставляет художника вплоть до 1922 года. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. А вот что пишет Н. А. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал».
Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Фоном служат жанровые сцены, пейзаж, предметы быта. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года.
Тогда этот необычный «диптих», эту замечательную «двойчатку» стоило бы назвать: «Попарились» А можно дать и другое толкование — гораздо более оптимистическое, если можно так выразиться. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Работа художника над портретом Шаляпина проходила в небольшой комнате, которая служила Кустодиеву мастерской. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Нередко от Кустодиева можно было услышать: «Пока вас не было, тут извозчик приехал».
Столько в его работах жизни, такая мощная энергетика. Не случайно народные сказки часто становятся сказками для детей, а народные «примитивы» напоминают рисунки ребят. В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе».
Зритель как будто слышит разноголосый гомон, музыку гармоники в руках молодого парня. Эти его работы похожи на красочные сны о старой России. Я. Билибин, 1901). «Реалистическая подпочва» (удачное определение К. Ф. Юона) искусства Кустодиева проявляется в его отношении к форме. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. Среди графических работ Кустодиева — «Манифестация» (1906), «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» (1906).
Его эскизы «Бунт против бояр на старой Руси» (1897) и «У кружала стрельцы гуляют» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), предназначенные для академических конкурсов, немного напоминают исторические полотна С. В. Иванова. Грабаря (1916).