Одна из наиболее известных жанровых картин художника — «Ярмарка» (1906, Третьяковская галерея, Москва). От полутонов художник отказался и решал все штрихом в технике пера и туши. На заседании завязалась дискуссия о роли иллюстраций. И мы обычно извиняемся, что мы русские.
Именно в куклахтипологическая характерность доведена до предельной остроты. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Левша, по словам Лескова, – лицо «выдуманное» (XI, 219). Великий художник менторски сформулировал задачи своего ученика: «Не нужно отступать от выработанных и установившихся типов и свое дать только в самом выполнении, трактовке»2.
Эйхенбаум, так же как и Замятин, считает, что Лесков обработал «бродячий сюжет», который понравился классику XIX века «своими лубочно– языковыми чертами» (с. Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны. А все описанные персонажи – трактирщики, сундучник, купцы, лихие извозчики и т. д. С другой стороны, образ натуры преображается фантазией художника. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии.
Выполненные пером в лёгкой ироничной манере иллюстрации Кустодиева находятся «в неразрывной и гармоничной связи» с текстом рассказа. Среда, в которой действуют люди, становится равноправным «героем» повествования. Для него, как мы видели, не существует эстетически низкого или высокого.
Задумывая картину в основных чертах, художник не предрешал ее деталей. Нам неловко было сознаваться, что мы русские. «Реалистическая подпочва» (удачное определение К. Ф. Юона) искусства Кустодиева проявляется в его отношении к форме. На глубоко реалистичной основе Кустодиев создавал поэтическую мечту, сказку о провинциальной русской жизни.
Он мечтал расписать фресками целые версты стенных пространств. На обложке ее указано: «С 9 рисунками Б. М. Кустодиева, проредактированными академиком И. Е. Репиным».
Не сломили Кустодиева и непрекращающиеся нападки коллег: футуристы ругали за нерешительность и нежелание «перерезать пуповину», которая связывала его с Репиным, декаденты определяли его работы как «безнадежно ортографические», критики часто вспоминали «лубочность» полотен мастера, а в 20-е годы назвали «последним певцом купеческо-кулацкой среды». Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. Книжный иллюстратор Иван Билибин историк и реставратор Александр Анисимов, поэт и художник Максимилиан Волошин – в каждом портрете Кустодиеву удавалось уловить и донести до зрителя непростую суть человека.
(Вспомним хотя бы «Красавицу» или портрет Ф. И. Шаляпина). Уже само это именное противопоставление двух потенциальных Софьиных женихов ее «семье» в широком смысле слова – явление безусловно значимое (хотя, скорее всего, не осознававшееся самим автором). И содержания ее он не знает, не знает, кто окажется «плохим», а кто «хорошим». Форма (рисунок) в его произведениях в большей степени связана с натурой цвет (живопись) — с творческой фантазией. В содружестве с «Аквилоном» Борис Михайлович Кустодиев создал три книги.
В 1903 году Кустодиев отправился в Европу. Место действия перестает быть фоном. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. В разговоре о художнике невозможно не вспомнить о «кустодиевских женщинах» – типе русских красавиц, созданном Борисом Михайловичем. Говорилось, что их появление в книге становится целесообразным лишь при условии, что художник конгениален, то есть равен ему по силе таланта. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви.
Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях «Ярмарка» (1906, 1908), «Деревенский праздник» (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Так, в военные 1940-е годы Павел Дмитриевич Корин написал свой знаменитый триптих «Александр Невский», а Александр Павлович Бубнов — картину «Утро на Куликовом поле». Немалым достижением художника следует признать и цикл иллюстраций к «Грозе» А. Н. Островского.
Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. М. Г. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. А год спустя появилась книга «Русские народные песни, собранные А. С. Пушкиным» (М., 1922), предисловие к которой написал Валерий Яковлевич Брюсов (1873 151 1924).
Затем отмахнуться от них уже было невозможно – боли в руке и шее усиливались. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). Успех — потрясающий, слышу это буквально со всех сторон.
Зарисовки городских пейзажей чередуются в книге с событийными иллюстрациями. Произведения бытового жанра, рассказывающие о жизни провинциального городка или села, выполненные Кустодиевым красочно и живо, теперь стали своеобразной исторической иллюстрацией эпохи. Да и задача «Народной библиотеки» была другой: дать стране простую и прежде всего предельно дешевую книгу. Книжный иллюстратор Иван Билибин историк и реставратор Александр Анисимов, поэт и художник Максимилиан Волошин – в каждом портрете Кустодиеву удавалось уловить и донести до зрителя непростую суть человека. В своих рисунках Кустодиев постоянно подклеивал края листа бумаги, так как его композиция «не хотела подчиняться» заранее данному формату.
Позднее (с 1908) увлеченно работал и в скульптурном (тоже импрессионистическом по манере) портрете, создав — в пластилине, гипсе, которые затем часто переводились в мрамор, — целую галерею портретных бюстов известных деятелей культуры (М. Искусство требует всей жизни. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Этот интерес к поиску и выражению нового через синтез различных приёмов в значительной степени проявился в раннем творчестве Б. М.
В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. Полотна Кустодиев, особенно такие, как «Масленица» (1919) или «Зима. Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству. Мировая война перерастала в гражданскую и в стране не было ни красок, ни хорошей бумаги, ни цинка для изготовления клише. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И.
Картина эта, к сожалению, завершена не была. циклах, продолжает работать и как скульптор (модели для фарфоровых статуэток). 20). А самый значительный элемент полемики с Лесковым – мотив греха. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Успех — потрясающий, слышу это буквально со всех сторон.
После революции Кустодиев создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации (Леди Макбет Мценского уезда Н. С. Лескова Русь Е. И. Замятина обе работы -- 1923 и другие рисунки) и сценографии (Блоха Замятина во втором МХАТе, 1925 и другие декорации). В процессе обобщения жизненных впечатлений Кустодиев свободно совмещает деревья невских островов с домами волжской провинции. Он начинает писать их в тяжелые времена. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней.
Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. «Аквилон» сознательно ориентировался не на массового читателя, а на любителей, на библиофилов. С началом новой экономической политики (НЭПа) в стране появились частные издательства. Классическое в этом смысле произведение — «Сватовство майора». Они вспоминали родную Волгу и пели душевные песни: серьезно и сосредоточенно, словно погружаясь в некий священный ритуал.
Абсолютно очевидно, что пьеса как таковая включает намного больше различных по своей природе текстовых элементов, чем об этом могут знать присутствующие на спектакле зрители. Не случайно народные сказки часто становятся сказками для детей, а народные «примитивы» напоминают рисунки ребят. Москва» — отклик на Кровавое воскресенье, ряд острых карикатур, в том числе, опубликованная во втором номере «Жупел» сатира на Витте. Лескова, что, в свою очередь, является реминисценцией к шекспировской «Леди Макбет». Это было как бы антитезой Госиздату, тиражи изданий которого приближались к миллионным. Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета.
Он писал дородных купеческих жен 151 как одетых, так и обнаженных. Он перенесет еще одну операцию, но до самой смерти так и останется прикованным к инвалидной коляске. В тесте рассказа мы можем найти несколько аллюзий к картинам Кустодиева. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию.
Книга отпечатана на бумаге верже желтоватого цвета. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. А участие в написании парадного «Торжественного заседания Государственного совета», к работе над которым молодого художника привлек И. Е. Репин, осталось не более чем эпизодом в его наполненной до краев жизни. Аж дух захватывает, если представить изображенное наяву. Репина в петербургской Академии художеств, где он учился в 1896-1903.
Эткинд справедливо называет процесс создания Кустодиевым картины импровизацией. В 1920 году Кустодиев по заказу И. Бродского создает серию «Русь»: 26 акварелей, каждая из которых до мельчайших подробностей рассказывает о жизни простых русских людей. В 1903 году Кустодиев закончил Академию Художеств, получив за дипломную картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на заграничную поездку – Кустодиев выбрал Париж. В 1920 году пишет неоднозначное по трактовке полотно «Большевик» — огромный исполин с отстраненным взглядом и алым знаменем в руках движется на церковь.
Отсюда проистекает обостренное внимание художника к окружающей обстановке, к подробностям. Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели. Выходец из семьи преподавателя духовной семинарии. Здесь была опубликована серия иллюстраций Кустодиева 151 к «Неточке Незвановой» Ф. М. Достоевского, к «Дедушке Мазаю» Н. А. Некрасова, к рассказам А. П. Чехова. Сохранились письма, которые влюбленный Борис писал своей будущей жене. Аляповатые вывески, безвкусные обои, бумажные цветы в вазе и т. д.
Несмотря на сходство сюжета и даже портретного описания героинь в этих произведениях, есть и различия. И не случайно Кустодиев апеллирует к живописи старых мастеров, которая при всей своей «красоте», конечно же, не лишена содержания, мысли. Жест меланхолика, это еще и жест философа и художника. Вот кого рисовать-то. Первый опыт иллюстрирования был предпринят в 19011511902 годах, когда в провинциальной Вятке вышла в свет очень плохо напечатанная книга «Тарас Бульба».
Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение. Первым 151 в 1919 году 151 был подготовлен сборник, в который вошли «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке». Художники стремились запечатлеть бурные события, свидетелями которых они стали. Здесь была опубликована «Сказка о попе и его работнике Балде», мотивы которой были положены в основу иллюстрации, помещенной на обложке.
Один с собой я не могу долго быть – я себя ненавижу. Композиционное мышление Кустодиева является непосредственным выражением его визионерства, его «реальных снов». Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами. Разумеется и в рисунке Кустодиев что-то подчеркивает, заостряет, доходя подчас почти до гротеска.
Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Извозчик, пьющий чай в трактире, прогуливающийся по городу представительный купец в богатой шубе, спешащий исполнить поручение половой, читающий газету сундучник, расхваливающий товар веселый булочник – каждый становится неповторимой частью картинки, которая собирается в один огромный пазл под названием «Русь». Ряд исследователей предполагают, что фамилия Кустодиев происходит от старославянского «кустод» – так называли сторожа, церковного привратника. Наряду с обложкой (афиша спектакля «Блоха»), заставкой к статье Замятина (изображение лесковско-замятинской Тулы), орнаментальными обрамлениями страниц, финальным, замыкающим сборник изображением блохи, пляшущей в паре с царем, в книге есть три портрета ее авторов.
Проиллюстрировать книгу Нотгафт предложил Б. М. Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Книги его навечно вошли в золотой фонд русского оформительского искусства. Еще одним изданием, о котором стоит особо сказать были «Шестнадцать автолитографий». Ученый ведет речь о формах «изысканного лубка», о «скрещениях «высокой» литературы с лубком» (с.
Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства».
Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись. И его композиции в процессе работы постоянно видоизменялись, обогащались подробностями. В продажу он поступил по 100 000 рублей за экземпляр. Изображение-портрет образно расширяет границы словесного текста и делает для читателя «мысль» о «народном театре» не только развитой, но и зримо воплощенной: вот этот режиссер, поставив «Блоху», осуществлял творческий замысел «народного театра».
Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища. В своих рисунках мастер выступает не только сатириком-обличителем, но и свидетелем знаменательных исторических событий начала XX столетия.
Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане --«русские венеры»). Никогда у меня не было такого полного, такого вдохновляющего единомыслия с художником, как при работе над спектаклем Блоха.
Он создает агитационную графику в духе народного лубка, часто выступает как художник книги, суммируя свою старорусскую иконографию в книжке «Русь» (с текстом Е. И. Замятина 1923) и др. На портрете изображены А. Н. Бенуа, И. Я. Билибин, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов и другие мирискусники, активно и охотно работавшие с книгой. К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. Это — неповторимые признаки реальности, дающие ей специфический аромат. Они в пьесе обычно «хореические» (то есть начинающиеся с ударного слога, за которым следует безударный при этом трехсложные слова могут интерпретироваться двояко: как хорей с дактилическим окончанием или как дактиль). Портрет Монахова, сопутствующий статье, – портрет конкретного человека, но и образ режиссера, создавшего для зрителя «народный театр». Художник говорил, например, о типе купца и окружающей его обстановке: «Купец этот уже ушел, его нет, но он как бы канонизирован, он уже вылитый образ и нужна какая-то икона, канон этого быта и этого купца». Не помогла и вторая операция, сделанная в марте 1916 года.
Ряд исследователей предполагают, что фамилия Кустодиев происходит от старославянского «кустод» — так называли сторожа, церковного привратника. Издание имело ошеломляющий успех. Об этом автор сказа сообщил в литературном объяснении, напечатанном в газете «Новое время» в 1882 году. Правда, много было сделано для того, чтобы загадить слово русский. Кустодиев Борис Михайлович (Kustodiev Boris) (1878--1927), русский художник.
Характерные для ряда его образов эротические ноты, добродушные («Русская Венера», Нижегородский государственный художественный музей, 1924-26) или более драматичные («Купчиха и домовой», 1922, частное собрание, Санкт-Петербург), достигают предельной откровенности в неопубликованных рисунках к «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова. Папка с автолитографиями Кустодиева, названными «вершиной советской графики», «дорогим историческим документом» и «выдающейся редкостью», в 1922 году с успехом экспонировалась на Международной книжной выставке во Флоренции. У ног Федора Ивановича – написанный с натуры любимый французский бульдог Ройка, которого заставляли «замирать» в нужной позе, сажая на шкаф кошку. Такие имена носят Фамусов, Софья, Лиза, Чацкий. Этюды были для его творческого воображения необходимым питанием. Репин сделал молодого мастера одним из соавторов своей картины «Заседание Государственного Совета» (1901-03, Русский музей).
Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. От воспроизведения в графике живопись Кустодиева приобрела новые свойства». Отсюда, между прочим, возникает и множество вариантов излюбленных кустодиевских мотивов: маслениц, гуляний, праздников и т. д. То, что изображает художник, не замыкается рамой, не исчерпывается в пределах холста. Фета, оформленные В. М. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Передача «плоти» вещей мало занимает живописца.
Наша память «не удерживает» всех полутонов, всех тонких цветовых градаций и переходов, присущих натуре. Цветы подсолнуха, листья и бутоны здесь только угадываются. Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). Нотгафту. Александр Бенуа был убежден, что «настоящий Кустодиев – это русская ярмарка, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями». Он побывал в Париже, где учился в частной студии Р. Менара. Ему было невыразимо приятно, что он достиг какого-то идеала в живописи, создал картину с живыми, двигающимися фигурами и что это «его» им созданные люди и они в то.
Его эскизы «Бунт против бояр на старой Руси» (1897) и «У кружала стрельцы гуляют» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), предназначенные для академических конкурсов, немного напоминают исторические полотна С. В. Иванова. Картины В. Г. Перова — «Утопленница», «Приезд гувернантки в купеческий дом» и другие также направляют мысль зрителя на то, что привело к изображаемому событию и что из него последует. Некоторые картины Кустодиева изобразительно напоминают отдельные сцены из спектакля, например, «Чаепитие» (1913), «В торговых рядах» (1916) и др. Легко читаемые надписи выполнены письмом, внешне похожим (но лишь похожим) на древнерусскую скоропись.
Другой в это время он продолжал писать. Достоевского и «Бедная Лиза» Н. М. Кустодиев идущий за Лесковым, ведет речь прежде всего о том, как он строит образ именно вот таким образом от воспринимающего он ждет «эстетической радости», если воспользоваться формулой M. М. Бахтина.
Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Он твердо решил стать художником. «Русский Рубенс» Борис Кустодиев, чьи картины в разные времена поворачивали то в защиту купеческого сибаритства, то против, на самом деле, просто любил жизнь – сочные краски, вкусную еду, дородные формы. Кустодиев никогда не скрывал, что все его образы рождены художественной фантазией. Обо всем этом мы уже рассказывали читателям3. В ватиканской фреске Рафаэля «Афинская школа» («La scuola dAtene».
В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России. Первые признаки болезни появились еще в предвоенные годы. Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. В 1923 году художник заканчивает иллюстрировать – в аналогичной технике – другое лесковское произведение – очерк «Леди Макбет Мценского уезда». В 1915 году свет увидел «Купчиху» и «Красавицу» – неповторимые образы русской красоты. «Рассказ, — пишет В. В.
Но в это же время у Бориса Кустодиева появились сначала едва уловимые признаки туберкулеза позвоночника. Невыносимые боли в руках, которые не позволяют мастеру полноценно работать, вынуждают его отправиться в Швейцарию, где ему ставят диагноз «туберкулез костей». Но Волга стала неотъемлемой частью посмертной судьбы художника: приезжающие в Астрахань туристы прямо с теплохода спешат в Картинную галерею имени Б. М. Кустодиева, а в Нижнем Новгороде 151 в Художественный музей, в где собраны замечательные картины, среди которых знаменитая «Купчиха, пьющая чай» и соблазнительная «Русская Венера». Его запретила цензура. Сам сюжет, когда молодая жена купца, повстречав задорного паренька, который ей приглянулся, отравляет мужа грибами, отсылает нас к «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С.
Кустодиев интересовался книжной графикой еще в пору учебы в Академии художеств. Художник ощущает жизнь «изобретающей» все новые и новые формы и распространяющейся бесконечно. Статья, например, Н. Монахова называется «Мысли режиссера», но в тексте ее скорее есть отказ от изложения мыслей, чем их развитие: «Мысли свои о постановке «Блохи» я постарался выразить в самой постановке. За свою программную работу «На базаре» (картина не сохранилась, остался только ее этюд) художник получил золотую медаль и право на заграничную поездку. После событий 1917 года Кустодиев создает несколько панно для украшения Петрограда к празднованию первой годовщины Октябрьской революции и воплощает остроту событий на обложках журналов «Красная Нива» и «Красная панорама». Будто впервые. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся «Портрет Р. И. Нотгафт» (1909), а также «Портрет священника и дьякона» (1907) и «Монахиня» (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы.
Как будто бы художник «включается» в пьесу посредине представления. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина. В 1925–1926 годах он работает над декорациями, эскизами костюмов, реквизитом к спектаклям «Блоха» (МХТ-2 Большой драматический театр в Ленинграде) по пьесе Е. Замятина, в основу которой был положен сказ Лескова «Левша». Однако вскоре Кустодиев очень сильно заболел.
Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». «От тебя, дорогой зритель, – пишет художник в финале своей статьи-письма, – требуется только смотреть на все это, посмеяться над приключениями Левши, полюбить его – и унести с собою веселое и светлое настроение празднично проведенного вечера» (с. Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку. Ты хочешь держать одновременно два флага — царский трехцветный и алый революционный.
Характерно, что спрос в одном только магазине Комитета растёт с каждым днём»7. Литографские иллюстрации в сборнике «Шесть стихотворений Некрасова» (1922), рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала «Блоха» Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром.
Оно рассказывает о том, как разорившийся дворянин-офицер хочет «поправить обстоятельства» женитьбой на купеческой дочери. Самыми известными работами Кустодиева-иллюстратора являются рисунки к раритетным изданиям произведений Лескова «Штопальщик» (1922) и «Леди Магбет Мценского уезда» (1923), а также некрасовскому сборнику «Шесть стихотворений (1922). Творчеству каждого из них мы собираемся в будущем посвятить отдельные статьи цикла «Художники книги ХХ века». 13). Лицо портретируемого написано в лучших традициях реалистической живописи передвижников, а пейзаж напоминает фоны картин на купеческо-народную тему. К некрасовскому стихотворению Кустодиев еще вернется 151 уже в послереволюционные годы.
Александр Бенуа был убежден, что «настоящий Кустодиев – это русская ярмарка, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями». Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников.
От воспроизведения в графике живопись Кустодиева приобрела новые свойства»6. Идея выпустить отдельным изданием святочный рассказ Н. С. Давая советы своему сыну, К. Б.
От Лескова через Ремизова, по мысли исследователя русской литературы, «линия литературного народничества дошла до Е. Замятина. Одним из них был основанный в сентябре 1921 года петроградский «Аквилон», который возглавлял искусствовед Федор Федорович Нотгафт (1886—1942). В 1919 году в «Народной библиотеке» появился рассказ Л. Н. Толстого «Свечка» с иллюстрациями Кустодиева, выполненными еще до революции для петербургского Общества грамотности. Первыми значительными работами Кустодиева стали реалистичные и одухотворенные портреты современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др. ) Эти портреты, показанные на выставках в Петербурге (1896, 1897, 1900, 1901), Мюнхене (1901) и Вене (1901), принесли молодому художнику, еще не окончившему академию, широкую известность. В академии Кустодиев начал писать картины с исторической тематикой.
Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. С формой же предмета — будь то машина, человек, животное — распоряжаться так свободно, как с цветом, нельзя». КУСТОДИЕВ Борис Михайлович (1878 – 1927) российский художник. Творчество великих художников Борис Кустодиев изучал в поездках по Германии, Франции и в других странах. После операции Борису Михайловичу стало легче, но вскоре болезнь вернулась.
Особое впечатление всегда оказывали на художника города и села Верхней Волги — Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка.
Вместе с тем жизнь интересна художнику всюду — «в каждой точке». Невыносимые боли в руках, которые не позволяют мастеру полноценно работать, вынуждают его отправиться в Швейцарию, где ему ставят диагноз «туберкулез костей». Для этого были свои причины и, надо сказать, очень грустные 151 художник тяжело заболел. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым.
Работа была заказной. Первое советское издательство 151 Литературноиздательский отдел Наркомпроса 151 начало выпускать многотиражную «Народную библиотеку». Для первой книги Кустодиев оформил обложку, «титульник» и создал 34 иллюстрации. Так что самостоятельной эту работу назвать трудно.
Художник обратился к близкому для него жанру портрета, что применительно к «Мертвым душам» уже делал П. М. Боклевский. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Кустодиев понял, что существо приема у Лескова состоит не в «обработке» форм народного творчества (лубок, раешник), а в нахождении точки зрения, того фокуса персонально-образного взгляда, с помощью которого художник мог быть творчески тождественным изображаемому предмету: «Все происходит как бы в балагане изображенном на лубочной народной картинке все яркое, пестрое, ситцевое, «Тульское»: и «Питер» и сама «Тула» и «Англия» () красный кумач, синий ситец с белым горошком (он же снег), платки с алыми цветами – вот мой фон, на котором движется пестрая вереница баб, англичан, мужиков, гармонистов, девок, генералов, с глуповатым царем на придачу» (с. О различиях нам говорит и самое сильное место любого текста – название. 14), а произведение полностью сочиненное.
Специальное образование будущий художник получил в Академии художеств, где его учителем был Илья Ефимович Репин (1844 151 1930). На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену. В 1914 году художник создает декорации к спектаклю «Смерть Пазухина» по пьесе Салтыкова-Щедрина и они получаются настолько выразительными, что еще дважды, в 1924 и 1938 году, зрители увидят постановку именно в кустодиевском оформлении.
Я верю в Вас больше, чем в себя. Правда, семинарист Кустодиев не продемонстрирует выдающихся способностей, сделав успехи разве что в иконописи. В разговоре о художнике невозможно не вспомнить о «кустодиевских женщинах» — типе русских красавиц, созданном Борисом Михайловичем. Тем не менее в эти годы были написаны многие большие и жизнерадостные картины. Играть на двоих.
Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Инициативу «Шиповника» подхватило петербургское издательство «Общественная польза», выпустившее в 1910 году хрестоматию «Детский альманах». Не нужно на основании явно полемических слов Кустодиева спешить объявлять его эстетом. Я. Билибин, 1901). Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева.
1509–1511), законченной на три года ранее «Меланхолии» Дюрера именно это положение определяет фигуру Гераклита, образу которого Рафаэль придал, как известно, портретное сходство с Микеланджело. Итак, Кустодиев очень любит «рассказ» и умеет сочно и увлеченно рассказывать. Обостренно восприимчивая ко всему яркому, нарядному, праздничному, она искренне радовалась щедрой красочной пестроте народного искусства. Исходя из наглядного сходства творческих мотивов писателя и художника известный коллекционер и издатель Ф. Ф. Нотгафт, в частности, побудил Кустодиева создать цикл графических иллюстраций к рассказу Лескова «Штопальщик».
Не только рисунок, но краски кустодиевских картин можно было бы назвать утрированными. с реди предков художника преобладали купцы и представители духовного сословия. И в форме и в колорите художник ищет максимально характерное. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. В этих композициях отразилось увлечение мастера народным творчеством, а также искусством Питера Брейгеля Старшего, произведениями которого («Битва Масленицы и Поста», 1559, Музей истории искусства, Вена «Фламандские пословицы», 1559, Государственные музеи, Берлин) Кустодиев всегда восхищался. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет.
В 19071511909 годах издательство «Шиповник» выпустило в свет имевшую широкий общественный резонанс трехтомную хрестоматию произведений русской литературы «Живое слово», составленную А. Н. Острогорским. Картину представили на выставке общества «Мир искусства».
Лубочный набросок Лескова развернулся в народную комедию большого стиля» (с. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Он оставлял место для наития.
14).
Только щеки да нос краснеют». В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Вот таким образом кустодиевские иллюстрации чернобелые. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания изготовлял настенные картинки и календарные «стенки», оформил 11 театральных спектаклей. Он писал: «Мои картины я никогда не пишу с натуры, это все плод моего воображения, фантазии. Светится молодое, здоровое, сильное тело женщины, блестят зубы в застенчивой и вместе с тем простодушно-горделивой улыбке играет свет в шелковистых распущенных волосах.
Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские. Выполненные в технике цинкографии иллюстрации «неразрывно и гармонично» вплетены в нить повествования: пейзажи московского Замоскворечья чередуются с событийными сценками, отмеченными легкой иронией. Но большой удачей художника эту его работу все же назвать нельзя. Стал особенно заметен напевный ритм его композиций их точная орнаментика.
Родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии. Карамзина с иллюстрациями М. В. Сценография привлекала Кустодиева еще в студенчестве, но только в 1911 году, находясь на лечении в Лейзене, он создал свою первую самостоятельную работу для пьесы Островского «Горячее сердце» в постановке Федора Комиссаржевского.
Билибин», 1901, там же «Семья Поленовых», 1905, Историко-художественный музей, Вена). Здесь зарождались его прославленные образы крестьянского, мещанского, купеческого быта, «ярмарки», «масленицы», «деревенские праздники», которые складывались в большие серии картин маслом, гуашей и акварелей, где художник многократно варьировал исходный мотив — с неизменно красочным, пестрым, мажорным, колористически близким народному искусству эффектом. Но, пожалуй, самой знаменитой работой Кустодиева в этом жанре стал парадный портрет Шаляпина.
Правда, семинарист Кустодиев не продемонстрирует выдающихся способностей, сделав успехи разве что в иконописи. Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Живописал тихую жизнь провинции в «Голубом домике», «Осени», «Троицыном дне» (все 1920). Школа была прекрасная и въевшийся в душу реализм стал и единственно возможной манерой творчества и жизненной основой, которой художнику изменять не хотелось, хотя перед глазами был пример других участников объединения «Мир искусства», также учившихся у Репина.
Как известно, каждое слово (в том числе и имя) может быть интерпретировано как стопа или группа слов соответственно, все обозначения героев в СДЛ можно интерпретировать как принадлежащие к тому или иному метру, в который они «укладываются». 16). В Кустодиеве обнаружился дар портретиста и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов – Даниила Лукича Мордовцева, Дмитрия Семеновича Стеллецкого, Ивана Яковлевича Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). Драматургический текст, как известно, всегда существует в двух вариантах: как написанная драматургом пьеса (в этом смысле перед нами – письменное литературное произведение, оцениваемое по соответствующим законам) и как разыгрываемое на сцене театра представление (сценическая производная пьесы, ее устная игровая фиксация).
Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Кустодиев в своем воображении видел жизнь ярко и, может быть, упрощенно по цвету. Правда, ряд исследователей (в том числе Валериан Богданов-Березовский) считают, что художник создал, скорее, сюжетную композицию, «в которой сам портрет, вынесенный на передний план играет роль главного, но все же составного компонента». Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации).
Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета». Творчество самого художника всецело подтверждает эти слова. В Испании художник делал копии с картин знаменитого Д. Веласкеса. К этому времени у них уже родился сын.
За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Был членом объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».
Тема ярмарки встречается на многих полотнах мастера, но эта, пожалуй, самая многолюдная и оживленная. С годами в его композициях нарастает иронически-театральное начало, крепнет общее чувство идиллической, либо чуть печальной и ностальгической ирреальности («все мои картины — сплошная иллюзия», — говорил сам мастер).
Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. Развивая ту же тему, художник замечает: «чем выдумывать всякие «сюжеты», нужно только брать из природы, которая бесконечно разнообразнее всего выдуманного». Иначе и не могло быть.
Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина. Такие сны рождали в нем всегда радостное, восторженное чувство. Кустодиев Русская ВенераПортрет Ренэ Нотгафт, 1914Русский Музей, Санкт-Петербург Русская Венера1925-1926Кустодиев Портрет Федора ШаляпинаКустодиев ЗимаПортрет Федора Шаляпина1922, Русский Музей Зима1919, Русский МузейХотя в 1916 году паралич приковал художника к инвалидному креслу, Кустодиев продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии. Б. М. Кустодиеву в работе над «Мертвыми душами» удалось найти новые нотки, в основном сатирические. Стал особенно заметен напевный ритм его композиций их точная орнаментика.
Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Персоналистичность искусства (литературы, театра, живописи) подчеркнута здесь наличием и особенностями портретов. Художник ценит все непреднамеренное, непроизвольно увиденное. Среди графических работ Кустодиева — «Манифестация» (1906), «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» (1906).
И действительно, Евгенйи Замятин написал руссказ «Русь», вдохновившись этой серией. Его привлекал прежде всего Николай Васильевич Гоголь. Чертовски трудно. Характерно, что спрос в одном только магазине Комитета растёт с каждым днём». Для работ художника характерна стилизация — он изучает русскую парсуну XVI—XVIII вв., лубок, вывески провинциальных лавочек и трактиров, народные промыслы. В дальнейшем Кустодиев постепенно всё более смещается в сторону иронической стилизации народной и, особенно, быта русского купечества с буйством красок и плоти («Красавица», «Русская Венера», «Купчиха за чаем»). Юлия в то время тоже приехала из Петербурга, где служила машинисткой и стала изучать живопись в школе Общества поощрения художеств.
Издание имело ошеломляющий успех. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой).
Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) – русский художник, график и театральный художник. И. Шаляпин», 1922, там же). Это считалось неприличным. Зритель как будто слышит разноголосый гомон, музыку гармоники в руках молодого парня. Критика отмечала и «притягательное для глаз обилие говорящих деталей, сцен, полный очарования колорит ушедшей старой жизни».
Пожалуйста. » Третий номер журнала – не вышел. Он не хотел писать дождь, а чаще писал солнце. Отца своего он почти совсем не помнил. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Утрачиваясь (точнее, трансформируясь во внетекстовую часть синтетического действа) при постановке в театре, в пьесе эта часть текстовой реальности прочитывается в полном соответствии с авторским замыслом и вот таким образом должна становиться объектом научного изучения, прежде всего – филологического.
же время живут». Предмет интересует его в меру своей характерности. В 1920 году Кустодиев по заказу И. Бродского создает серию «Русь»: 26 акварелей, каждая из которых до мельчайших подробностей рассказывает о жизни простых русских людей.
В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Никакие эскизы, никакие фантазии не дадут ничего подобного – все так просто и красиво». После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав «Шинель» Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. Власть с восторгом принимает «Большевика», «прославляющего новое дело».
Кустодиев проиллюстрировал для этого издания басню И. А. Крылова «Хозяин и работник». Добужинского, «Стихотворения» А. А. К этому же времени относится увлечение художника темой Масленицы. Прошлое и будущее в картинах передвижников нередко «представительствуют» в образах определенных персонажей. Медики ставят страшный диагноз – костный туберкулез.
Кустодиева также невозможно назвать ни неореалистом, ни неопередвижником, ни эстетом, несмотря на известную близость к эстетическим принципам, лежавшим в программных основаниях объединения художников «Мир искусства». Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Летом и осенью 1921 года художник, увлёкшись новой для него техникой литографии и «оценив эффект воздушности и живописности, который она даёт», создал в Старой Руссе серию рисунков, впоследствии составивших основу «Шестнадцати автолитографий» правда, некоторые из них основывались ещё на дореволюционных полотнах Кустодиева («Трактир», 1916 «Архиерей», 1917). В период с 1916 по 1922 год Кустодиев создал несколько полотен изображающих масленичные забавы («Масленица», 1916, Третьяковская галерея, Москва).
Если у Лескова действия молодой купчихи однозначно порочны, то у Замятина грех нивелируется в сравнении с вечностью, с «и – мимо, будто и не было, только кукушки считают годы». После октября 1917 года в исторической живописи появились новые темы и герои.
Для него интересно все то, что выражает колорит русской жизни, русского быта. В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. Врачи долго гадали о причинах острой боли в правой руке, мешавшей художнику и работать и спать. При этом жизнь самого Бориса Михайловича была далека от созданного им образа. Б. Кустодиев в своей статье-письме «Как я работал над Блохой» говорит об этой же особой точке зрения как главном приеме, посредством которого он создал свою изобразительную версию сказа Лескова «Левша» – эскизы декораций, реквизита к петербургскому и московскому спектаклям «Блохи». Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом».
Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Вот таким образом сценография как таковая (оформление «Блохи» Е. И. Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. Удивительно, что ни Замятин, ни Эйхенбаум не берут во внимание тот факт, что сказ Лескова – не обработка рассказа «одного рабочего Сестрорецкого оружейного завода» (с. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало. В картинах «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха с зеркалом» (1920), «Русская Венера» (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней «Купчихе». Толчком к созданию сказа, что явствует из объяснения писателя, послужила не легенда, не сюжет, а «коротенькая шутка или прибаутка, вроде немецкой обезьяны, которую немец выдумал, да она садиться не могла (все прыгала), а московский меховщик взял да ей хвост пришил (курсив Н. С. Лескова. – О. Е. )– она и села» (XI, 220). и т. п. Он ожидал больших и увлекательных заказов, но таких заказов не было.
Вообще, несмотря на то, что художник знал и высоко ценил импрессионистов их творческий метод «не подходил» ему, так как не давал возможности «сгустить» образ воспоминаний. Связи с вятскими издателями сохранились и в 1902 году Б. М. Кустодиев впервые обращается к гоголевской теме профессионально 151 иллюстрирует «Мертвые души» для задуманного вятским издательством трехтомного собрания сочинений Н. В. Гоголя. Лескова «Штопальщик» принадлежала Ф. Ф. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина. — не просто натура, «вставленная» в холст.
В. Добужинского, В. Э. Мейерхольда, А. М. Ремизова, Ф. Сологуба). Мастер пишет также жанровые портреты-типажи, где фигуры предстают олицетворениями русской провинции как таковой («Купчиха», 1915 «Купчиха за чаем», 1918 оба — Русский музей), окружает живой жанрово-пейзажной средой и собственно портретных персонажей («Ф. Итогом стала «Масленица» (1916) – идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. Я. Билибин, 1901). Как писал один из рецензентов, «художник сумел облечь Курослеповщину и Хлыновщину в мягкие тона стильных воспоминаний».
Кустодиев родился 23 февраля (7 марта) 1878 года в Астрахани в семье преподавателя местной женской гимназии. Серия была продолжена и созданным в 1919 году Государственным издательством, которое долгое время было монополистом на книжном рынке. Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми.
А незадолго до смерти была создана знаменитая «Русская Венера» 151 гимн во славу женской красоты, увиденной через сугубо национальную исконно русскую призму. При этом он, так же как ремарки, совершенно «не виден» зрителю спектакля наоборот, при чтении пьесы «про себя» глазами или вслух одним чтецом ОДЛ оказываются принципиально важным компонентом текста. Критика отмечала и «притягательное для глаз обилие говорящих деталей, сцен, полный очарования колорит ушедшей старой жизни». Интереснее обстоит дело с краткими, односложными обозначениями (именами или фамилиями) персонажей комедии. Думается, что спектакль и есть подлинный язык режиссера» (с. Импрессионизм со своей вибрацией света и цвета не мог дать кусто-диевским «реальным снам» определенности.
В 1912 году Б. М. Кустодиев начал работу над большим живописным портретом художников общества «Мир искусства», которая заняла шесть лет. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами. Точно так же и упоминаемые в репликах обозначения и прямые обращения обычно отличаются от данных в СДЛ: это или одни имена или полные трехсловные именования в редуцирующей гласные устной форме (например, Андреич вместо Андреевич и т. п. ), что дает чаще всего вполне метричные варианты: (Александр Андреич Чацкий – четырехстопный хорей, Сергей Сергеич Скалозуб и Антон Антоныч Загорецкий – четырехстопный ямб Наталья Дмитриевна, Платон Михайлович, Графиня-бабушка и Графиня-внучка (при этом то, что они Хрюмины, мы знаем только из СДЛ)– двухстопный ямб. Кроме того, ОДЛ обычно выделяются из общего текста шрифтом (разрядкой, курсивом или полужирным или комбинацией этих способов выделения) и располагаются в особой фиксированной позиции: или в центре страницы над текстом реплик или с ее левого края при этом ОДЛ нередко тем или иным способом объединяются с ремарками.
Нет портретов Эйхенбаума и Лейферта. «Знать натуру, чтобы свободно работать без натуры» — так можно сформулировать принцип художника. Тем не менее именно в этот период Кустодиев создаст самые яркие свои работы, наполненные бесконечным жизнелюбием и вихрем эмоций. Характерно, что именования героинь в СДЛ тоже имеют хореическую природу (Софья Павловна и Лизанька). Шаляпин восхищался «великим духом» Кустодиева и часто навещал его в петроградской квартире. – не что иное, как персонажи серии рисунков Б. Кустодиева «Русские типы».
Любовь к ней отражается в каждой работе. Умер Борис Михайлович Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927 года. Масленичное гулянье» (1921) содержат в себе множество фрагментов, которые вполне могут сойти за самостоятельные картины мастера. При этом по степени «видимости» зрителю он отличается также от заглавия и СДЛ, которые обычно печатаются на афишах и в программках спектакля, то есть вполне доступны прочтению зрителя спектакля. Это вполне понятно.
Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Кустодиев, так же как и Иванов использует прием фрагментарности, в результате чего изображение приобретает вид кадра, момента, выхваченного из прошлого. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Таким образом, перед нами целая жизненная история, последовательно развивающееся действие, в котором одно влечет за собой и определяет другое. Сюжет, таким образом, превращается в изобразительный рассказ о характерном.
Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома. Но он цепко подмечает все особенные, характерные черты и героев и обстановки. Зашел с мороза прямо в шубе. Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Извозчик, пьющий чай в трактире, прогуливающийся по городу представительный купец в богатой шубе, спешащий исполнить поручение половой, читающий газету сундучник, расхваливающий товар веселый булочник – каждый становится неповторимой частью картинки, которая собирается в один огромный пазл под названием «Русь».
Еще одним изданием, о котором стоит особо сказать были «Шестнадцать автолитографий». В том же 1919 году, когда увидел свет «Дубровский», Б. М. Кустодиев сделал обложку иллюстрации и небольшой портрет А. С. Пушкина для книги «Руслан и Людмила», которая вышла в Петрограде в 1921 году. Как рассказывает В. В. Задача была не из легких: к гоголевской поэме обращались многие, начиная с А. А. Агина и Е. Е. Бернардского и кончая коллективом художников, проиллюстрировавших только что вышедший в издательстве А. Ф. Маркса большой импозантный том «Мертвых душ». Мысль о наследовании Лесковым форм народного творчества подхвачена и Б. Эйхенбаумом в его статье «Лесков и литературное народничество».
В 1915 году свет увидел «Купчиху» и «Красавицу» — неповторимые образы русской красоты. Кустодиеву, которому было близко мировидение писателя. Какова шуба на нем. Правда, ряд исследователей (в том числе Валериан Богданов-Березовский) считают, что художник создал, скорее, сюжетную композицию, «в которой сам портрет, вынесенный на передний план играет роль главного, но все же составного компонента».
Художник и писатель обладали той степенью исключительности, которая позволяла им быть включенными во множественные культурные ряды и оставаться при этом явлениями из ряда вон выходящими. н а «галантный» XVIII век с напудренными маркизами Бориса Михайловича никогда не тянуло, да и современных ему властителей жизни и их красивых, роскошно наряженных жен Кустодиев не писал. У Кустодиева нет сюжета — как определенной причинно-следственной связи. Богатое разноцветье билибинских книг для Государственного издательства было неподъемным. Для его становления как художника наибольшее значение имели уроки И. Е. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка.
Сопровождают словесные тексты портреты Замятина, Монахова и Кустодиева (автопортрет). В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств. Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. Кустодиевские полотна узнаваемы сразу: яркие, красочные, с бьющей через край жизнью и множеством узнаваемых деталей.
Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). «Ямбическое» (или амфибрахическое) имя носит Молчалин «анапестическое» (или хореическое с пиррихием на первой стопе, однако такая интерпретация является все-таки натяжкой вданном случае метрическая амбивалентность слова носит, скорее, чисто теоретический характер)– Скалозуб. Нередко от Кустодиева можно было услышать: «Пока вас не было, тут извозчик приехал». Среди них, например, «Белые ночи» Ф. М. Воинов, — Борис Михайлович понимает очень широко и глубоко. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901--1903, Русский музей, Петербург).
Летом и осенью 1921 года художник, увлёкшись новой для него техникой литографии и «оценив эффект воздушности и живописности, который она даёт», создал в Старой Руссе серию рисунков, впоследствии составивших основу «Шестнадцати автолитографий» правда, некоторые из них основывались ещё на дореволюционных полотнах Кустодиева («Трактир», 1916 «Архиерей», 1917). Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Мотивы радостного обновления доминируют в его картинах с новой, революционной тематикой («Большевик», 1920, Третьяковская галерея «Праздник II конгресса Коминтерна на площади Урицкого», 1921, Русский музей). Высказывание художника рождено столкновением с живой действительностью, в нем чувствуется восторг перед жизнью, которая «не вмещается» ни в какие сюжетные схемы. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901–1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Он начинает писать их в тяжелые времена. Так появилось «Вступление. Выполнил серию из 20 акварелей «Русские типы» (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии «Автобиографические рисунки» (1923) – подобной Пушкинским зарисовкам.
Сплав этих двух начал и делает столь реальными «сны» художника. Я. Билибин, 1901). Шаляпин восхищался «великим духом» Кустодиева и часто навещал его в петроградской квартире. Так, в картине Н. В. Неврева «Воспитанница» первое олицетворяется фигурой молоденького ферта-офицера, а второе — фигурой тупого чинуши. У ног Федора Ивановича – написанный с натуры любимый французский бульдог Ройка, которого заставляли «замирать» в нужной позе, сажая на шкаф кошку. С 1905 по 1907 годы Кустодиев сотрудничал с рядом сатирических изданий: «Жупел», «Адская почта», «Искра». Гротеск здесь проявляется в чистом виде.
Живопись, скульптура, сценография, книжная графика, преподавательская деятельность – самобытный талант «богатыря русской живописи» проявился в самых различных областях. В продажу он поступил по 100 000 рублей за экземпляр. Кустодиевские образы и людей и быта и природы —собирательные. Несмотря на то что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию.
Мир кукол игрушек был близок детской душе художника. Так, противопоставляя некую русскую Венеру, выходящую из бани в облаках пара, Венере, выходящей из пены морской, автор сравнивает картины Ботичелли («Рождение Венер») и Бориса Кустодиева («Русская Венера»), явно отдавая предпочтение русской красоте. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Работа была удостоена высоких оценок.
Он великолепно чувствует выразительность линии, силуэта. 1905 год. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург).
Над этой серией рисунков тушью Кустодиев работал в 1922 году, в этом же году иллюстрированное издание рассказа было выпущено в свет издательством «Аквилон». Таким образом, герои будущих картин художника вырастали из семейных традиций и детских впечатлений. Затащил мужика с базара — и писал при народе.
15). Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах «Балаганы» (1917), «Масленица» (1919), «Зима. И если ко многим (правда, далеко не ко всем. ) картинам передвижников — хотя и очень условно — подходят понятия, заимствованные из области драматического искусства: «завязка» («Приезд гувернантки» Перова), «кульминация» («Отказ от исповеди» И. Репина), «развязка» («Утопленница» Перова), то к картинам Кустодиева — при всей их изобразительной близости к театру — эти понятия совершенно неприменимы.
Не сломили Кустодиева и непрекращающиеся нападки коллег: футуристы ругали за нерешительность и нежелание «перерезать пуповину», которая связывала его с Репиным, декаденты определяли его работы как «безнадежно ортографические», критики часто вспоминали «лубочность» полотен мастера, а в 20-е годы назвали «последним певцом купеческо-кулацкой среды». Картины, посвященные любимому народному празднику, необыкновенно динамичны и многолюдны. Здесь опять-таки приходит на память Брейгель и другие мастера нидерландской живописи. А шуба.
Вместе с семьей отправляется в Париж. В Париже художник успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине «Утро» (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине. Но интересовала Кустодиева только живопись. Масленичное гулянье» (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье.