Картина Бориса Кустодиева Весна1: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани, в семье учителя духовной семинарии, преподававшего словесность и логику.
И все же жизнь в Петербурге его тяготит. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Особое впечатление всегда оказывали на художника города и села Верхней Волги — Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Шумно выдохнул – белый пар остановился в холодном воздухе – в доме не топили, не было дров.
В продажу он поступил по 100 000 рублей за экземпляр. Кустодиев никогда не скрывал, что все его образы рождены художественной фантазией. А позади него виднеется пожилая купеческая пара. Репин сделал молодого мастера одним из соавторов своей картины «Заседание Государственного Совета» (1901-03, Русский музей).
Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Он как будто умышленно кидается из крайности в крайность.
Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу. Здесь он без устали впитывает в себя европейскую культуру и много рисует сам.
Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Это было время первых побед и больших надежд: у художника родился сын, ему выплатили гонорар в 3, 5 тысячи за работу над «Торжественным заседанием Государственного совета», все границы были перед ним открыты. Он жить не сможет».
Стал особенно заметен напевный ритм его композиций их точная орнаментика. Он изображен вместе с прекрасной белой лошадью, которую пытается обуздать. В академии Кустодиев начал писать картины с исторической тематикой. Его болезнь, впервые заявившая о себе еще в 1907-м, прогрессирует.
В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Биограф и друг Кустодиева В. В. Воинов записал в дневнике 22 декабря 1921 года: «Альбом Бориса Михайловича производит сильное впечатление.
Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Художники стремились запечатлеть бурные события, свидетелями которых они стали.
Здесь зарождались его прославленные образы крестьянского, мещанского, купеческого быта, «ярмарки», «масленицы», «деревенские праздники», которые складывались в большие серии картин маслом, гуашей и акварелей, где художник многократно варьировал исходный мотив — с неизменно красочным, пестрым, мажорным, колористически близким народному искусству эффектом. Что касается Кустодиева, власти закрыли глаза на его «оппозиционные шалости» : слишком уж очевиден и ценен был его талант. С годами в его композициях нарастает иронически-театральное начало, крепнет общее чувство идиллической, либо чуть печальной и ностальгической ирреальности («все мои картины — сплошная иллюзия», — говорил сам мастер).
Его эскизы «Бунт против бояр на старой Руси» (1897) и «У кружала стрельцы гуляют» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), предназначенные для академических конкурсов, немного напоминают исторические полотна С. В. Иванова. Художник Серов добавил: «Замечательно. Кустодиев создает образ охваченного ликованием народа, победившего старый мир. Мастер пишет также жанровые портреты-типажи, где фигуры предстают олицетворениями русской провинции как таковой («Купчиха», 1915 «Купчиха за чаем», 1918 оба — Русский музей), окружает живой жанрово-пейзажной средой и собственно портретных персонажей («Ф. И. Шаляпин», 1922, там же).
Из Франции мастер едет в Испанию, которая вызывает у него двойственные чувства. Зашел с мороза прямо в шубе. «Адскую почту» постигла участь «Жупела» : тираж был конфискован, а журнал закрыт. Красочная материя лубочного интерьера и женская плоть представлены художником равноценно, образуя слитность бытовой картины. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию.
В этих композициях отразилось увлечение мастера народным творчеством, а также искусством Питера Брейгеля Старшего, произведениями которого («Битва Масленицы и Поста», 1559, Музей истории искусства, Вена «Фламандские пословицы», 1559, Государственные музеи, Берлин) Кустодиев всегда восхищался. Неудивительно, что от Парижа он пришел в восторг. Журнал вскоре закрыли, Билибин был арестован.
Первыми значительными работами Кустодиева стали реалистичные и одухотворенные портреты современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др. ) Эти портреты, показанные на выставках в Петербурге (1896, 1897, 1900, 1901), Мюнхене (1901) и Вене (1901), принесли молодому художнику, еще не окончившему академию, широкую известность. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Известна целая галерея портретных бюстов известных людей, выполненных из гипса и мрамора – М. В. Добужинского, В. Э. Мейерхольда, А. М. Ремизова, Ф. Сологуба и т. д. Несмотря на то, что Кустодиев постоянно проживал в Москве и Петербурге, он постоянно посещал провинциальные города, сёла, деревни, где рисовал свои особо яркие и живописные полотна. Мотивы радостного обновления доминируют в его картинах с новой, революционной тематикой («Большевик», 1920, Третьяковская галерея «Праздник II конгресса Коминтерна на площади Урицкого», 1921, Русский музей). В Испании художник делал копии с картин знаменитого Д. Веласкеса.
Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Но интересовала Кустодиева только живопись. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл.
Во время одного из таких «побегов» – в поместье Высоково в Костромской губернии – он знакомится со своей будущей женой Юлией Прошинской. Восторженно встретив революцию 1917 года, он вскоре разуверился в большевиках. Позднее (с 1908) увлеченно работал и в скульптурном (тоже импрессионистическом по манере) портрете, создав — в пластилине, гипсе, которые затем часто переводились в мрамор, — целую галерею портретных бюстов известных деятелей культуры (М. Его ярмарки, Масленицы и купчихи с новой силой воссияли так, что оставшуюся часть жизни оставалось лишь регулировать это волшебное сияние новыми повторениями и вариациями.
Восстание Кустодиевым воспринимается как настоящий народный праздник. Даже из бронзы умеет картонку сделать этот Кустодиев. ». Узорная красочность придает картине простонародную лубочность. Характерные для ряда его образов эротические ноты, добродушные («Русская Венера», Нижегородский государственный художественный музей, 1924-26) или более драматичные («Купчиха и домовой», 1922, частное собрание, Санкт-Петербург), достигают предельной откровенности в неопубликованных рисунках к «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова.
Никогда у меня не было такого полного, такого вдохновляющего единомыслия с художником, как при работе над спектаклем Блоха. Здесь чувствуется то настроение, о котором он рассказывал в письме Лужскому. Какова шуба на нем. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. Он побывал в Париже, где учился в частной студии Р. Менара.
Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. В письме матери он пишет: «Скоро Великий пост, весна, а Питер как будто не думает о ней. В период с 1916 по 1922 год Кустодиев создал несколько полотен изображающих масленичные забавы («Масленица», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Всякую возможность он использует, чтобы вырваться из гранитных объятий Санкт-Петербурга.
В 1903 году Кустодиев отправился в Европу. Характерно, что спрос в одном только магазине Комитета растёт с каждым днём»7. Кустодиев редко высказывал свои политические воззрения. Однако, за «Жупелом» последовал журнал «Адская почта», в котором Борис Михайлович Кустодиев отличился шаржами на графа Игнатьева, обер-прокурора Синода Победоносцева и многих других героев репинской картины «Торжественное заседание Государственного совета». Так, в военные 1940-е годы Павел Дмитриевич Корин написал свой знаменитый триптих «Александр Невский», а Александр Павлович Бубнов — картину «Утро на Куликовом поле».
К этому же времени относится увлечение художника темой Масленицы. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Художник явно с восхищением рассказывает о богатырском таланте певца.
Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Современники вторили: «Вот уж кто чудит, так это Кустодиев. Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. Художник – без рук. Тема ярмарки встречается на многих полотнах мастера, но эта, пожалуй, самая многолюдная и оживленная.
Масленица 1916 года — радостное и феерическое зрелище. В этой работе художник пытается дать объективную оценку революции. Еще одним изданием, о котором стоит особо сказать были «Шестнадцать автолитографий».
Вот таким образом сценография как таковая (оформление «Блохи» Е. И. Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др. От воспроизведения в графике живопись Кустодиева приобрела новые свойства»6. Жена Кустодиева Юлия (сам художник был под наркозом) решила: «Руки оставьте, руки. Когда старый приятель – Иван Билибин – предложил художнику войти в редколлегию сатирического журнала «Жупел», тот согласился с энтузиазмом. И Репину отводилась роль эдакого «прожектора перестройки». В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г).
Он с гордостью телеграфирует в Астрахань, что «начал зарабатывать искусством» – эскиз «В мастерской художника», выставленный в помещении Общества поощрения художеств, принес ему целых 16 рублей. Под его началом Борис Кустодиев быстро растет – в первую очередь, как портретист. Кустодиев тоскует по провинции, ему отчаянно недостает ее безыскусности, сочных красок, «реки с зелеными берегами и крыльями парусов». Пожалуй, самой известной красавицей Кустодиева стала его Купчиха за чаем 1918 года. А шуба.
Незадолго до поступления Кустодиева, Александр III задумал реформу художественного образования, которою сформулировал просто: «Выгнать всех, передвижников позвать. ». Но остался на родине и продолжал исступленно работать. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). циклах, продолжает работать и как скульптор (модели для фарфоровых статуэток). Успех — потрясающий, слышу это буквально со всех сторон.
Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Темой своего первого рисунка «Вступление» он выбрал подавление восстания на Красной Пресне. Зритель как будто слышит разноголосый гомон, музыку гармоники в руках молодого парня. Вот кого рисовать-то. Нарочитое безвкусие». С другой – бой быков («Как все это странно и дико: убийства с кровью – ужасно и безжалостно. ») и Музей современного искусства («Что-то ужасное по своему безобразию и бездарности. »).
Он создает агитационную графику в духе народного лубка, часто выступает как художник книги, суммируя свою старорусскую иконографию в книжке «Русь» (с текстом Е. И. Замятина 1923) и др. Одна из наиболее известных жанровых картин художника — «Ярмарка» (1906, Третьяковская галерея, Москва). Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др.
И. Шаляпин». Деревья покрыты инеем, а вдали вырастает небольшой город со множеством церквей и домов. В. Добужинского, В. Э. Мейерхольда, А. М. Ремизова, Ф. Сологуба и т. д. ). Ранний интерес к национальному быту и истории отнюдь не сочетался у Кустодиева с консервативным охранительством. Критика отмечала и «притягательное для глаз обилие говорящих деталей, сцен, полный очарования колорит ушедшей старой жизни». Картины, посвященные любимому народному празднику, необыкновенно динамичны и многолюдны. Среди графических работ Кустодиева — «Манифестация» (1906), «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» (1906).
Издание имело ошеломляющий успех. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Домашние рады его успехам, впрочем, Екатерина Прохоровна предостерегает сына, чтобы тот «не слишком восхищался натурщицами». Летом и осенью 1921 года художник, увлёкшись новой для него техникой литографии и «оценив эффект воздушности и живописности, который она даёт», создал в Старой Руссе серию рисунков, впоследствии составивших основу «Шестнадцати автолитографий» правда, некоторые из них основывались ещё на дореволюционных полотнах Кустодиева («Трактир», 1916 «Архиерей», 1917). Я. Билибин», 1901, там же «Семья Поленовых», 1905, Историко-художественный музей, Вена). Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии.
Популярность художника растет, о нем все чаще пишут в прессе. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина. После октября 1917 года в исторической живописи появились новые темы и герои. Он писал: «Мои картины я никогда не пишу с натуры, это все плод моего воображения, фантазии.
За свою программную работу «На базаре» (картина не сохранилась, остался только ее этюд) художник получил золотую медаль и право на заграничную поездку.