Так, в военные 1940-е годы Павел Дмитриевич Корин написал свой знаменитый триптих «Александр Невский», а Александр Павлович Бубнов — картину «Утро на Куликовом поле». Терем (1910) с фигурами жены и детей. Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Кроме своей художественной деятельности Борис Михайлович пробовал себя, весьма небезуспешно, в скульптуре (1908 г). К лучшему из них принадлежат графический портрет Ирины (1919) и полотно Портрет К. Б. Кустодиева (1922). Стал особенно заметен напевный ритм его композиций их точная орнаментика. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой.
Жанр и портрет русской провинции известен поклонникам творчества этого художника по картинам «Купчиха», «Купчиха за чаем», «Ф. Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Незадолго до поступления Кустодиева, Александр III задумал реформу художественного образования, которою сформулировал просто: «Выгнать всех, передвижников позвать. ». С другой – бой быков («Как все это странно и дико: убийства с кровью – ужасно и безжалостно. ») и Музей современного искусства («Что-то ужасное по своему безобразию и бездарности. »).
Под его началом Борис Кустодиев быстро растет – в первую очередь, как портретист. Однако, за «Жупелом» последовал журнал «Адская почта», в котором Борис Михайлович Кустодиев отличился шаржами на графа Игнатьева, обер-прокурора Синода Победоносцева и многих других героев репинской картины «Торжественное заседание Государственного совета». В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Кустодиев никогда не скрывал, что все его образы рождены художественной фантазией. Стал особенно заметен напевный ритм его композиций их точная орнаментика.
В характерах своих героев художник подчеркивает непосредственность и прямодушие. Летом и осенью 1921 года художник, увлёкшись новой для него техникой литографии и «оценив эффект воздушности и живописности, который она даёт», создал в Старой Руссе серию рисунков, впоследствии составивших основу «Шестнадцати автолитографий» правда, некоторые из них основывались ещё на дореволюционных полотнах Кустодиева («Трактир», 1916 «Архиерей», 1917).
Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин.
Зритель как будто слышит разноголосый гомон, музыку гармоники в руках молодого парня. За свою программную работу «На базаре» (картина не сохранилась, остался только ее этюд) художник получил золотую медаль и право на заграничную поездку. В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств.
И Репину отводилась роль эдакого «прожектора перестройки». Живописные автопортреты им созданы в ранние годы, позже, в отличие от А. Я. Головина, например, он обходился только графическими, а если писал себя маслом, то – в групповых портретах (Мир искусства, В Тереме). В продажу он поступил по 100 000 рублей за экземпляр. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях.
Популярность художника растет, о нем все чаще пишут в прессе. И все же жизнь в Петербурге его тяготит.
Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. От воспроизведения в графике живопись Кустодиева приобрела новые свойства». Он побывал в Париже, где учился в частной студии Р. Менара. Вот она – юная и стеснительная невеста (1901), молодая жена, хрупкая и чуть болезненная (1903), счастливая мать первенца Кирилла (1904), она с недавно родившейся, нарядной, как невеста, Ириной на руках (1906), опять с Ириной двумя годами позже в интерьере квартиры на Мясной (1908), в расцвете сил и женской красоты на фоне окна в имении Терем Костромской губернии (1915), парадный портрет женщины, усталой от тягот жизни, в уютной квартире на Введенской (1920) изображение деловой и энергичной, закаленной в сражениях за жизнь женщины 1920-х годов (1926). В этих композициях отразилось увлечение мастера народным творчеством, а также искусством Питера Брейгеля Старшего, произведениями которого («Битва Масленицы и Поста», 1559, Музей истории искусства, Вена «Фламандские пословицы», 1559, Государственные музеи, Берлин) Кустодиев всегда восхищался. В академии Кустодиев начал писать картины с исторической тематикой.
Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете. Самый ранний Семейный портрет (1904) он уничтожил, сохранив только группу жены и Кирилла.
Почти половину холста занимает пестрая человеческая толпа: нарядно одетые крестьянки, бородатые мужики, старики, дети изумленно застывшие возле ярких игрушек. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет.
В продажу он поступил по 100 000 рублей за экземпляр. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. В нескольких его портретах чувствуется влияние ретроспективных тенденций, характерных для творческих установок художников «Мира искусства».
(1906) Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород Картина На террасе написана в доме художника Терем. На протяжении всего творчества художник пишет свою горячо любимую жену. Любовь к ней отражается в каждой работе. Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901–1903, Русский музей, Санкт-Петербург).
В период с 1916 по 1922 год Кустодиев создал несколько полотен изображающих масленичные забавы («Масленица», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Особенно хорошо у него получались импрессионистические портретные этюды. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине Заседание Государственного Совета (1901–1903, Русский музей, Петербург). Успех — потрясающий, слышу это буквально со всех сторон. С годами в его композициях нарастает иронически-театральное начало, крепнет общее чувство идиллической, либо чуть печальной и ностальгической ирреальности («все мои картины — сплошная иллюзия», — говорил сам мастер).
В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Здесь Кустодиев знакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. Любуясь чувственной красотой своих героинь их тяжеловесной грацией, автор в то же время слегка иронизирует над ними, осуждая их самодовольство и ленивое равнодушие. Я. Билибин, 1901). Когда старый приятель – Иван Билибин – предложил художнику войти в редколлегию сатирического журнала «Жупел», тот согласился с энтузиазмом.
Великолепное композиционное построение, основанное на прихотливых линиях модерна и лихие импрессионистические мазки характеризуют работу, в которой вновь, как и в портрете И. Я. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Мастер пишет также жанровые портреты-типажи, где фигуры предстают олицетворениями русской провинции как таковой («Купчиха», 1915 «Купчиха за чаем», 1918 оба — Русский музей), окружает живой жанрово-пейзажной средой и собственно портретных персонажей («Ф. (1920) Кустодиев Кирилл Борисович (сын художника), Кустодиев Борис Михайлович (художник), Кустодиева Ирина Борисовна (дочь художника), Кустодиева Юлия Евстафьевна (жена) Портрет Ю. Е. Кустодиевой 1922Портрет К. Б. Кустодиева. Неудивительно, что от Парижа он пришел в восторг. К этому времени мастер уже создал еще один автопортрет с женой – холст Прогулка верхом (1915).
Особое впечатление всегда оказывали на художника города и села Верхней Волги — Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Смысловой и эмоциональный центр работы – это цепкий взгляд внимательных умных глаз. Он создает агитационную графику в духе народного лубка, часто выступает как художник книги, суммируя свою старорусскую иконографию в книжке «Русь» (с текстом Е. И. Замятина 1923) и др. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Это было время первых побед и больших надежд: у художника родился сын, ему выплатили гонорар в 3, 5 тысячи за работу над «Торжественным заседанием Государственного совета», все границы были перед ним открыты. Для работ художника характерна стилизация— он изучает русскую парсуну XVI—XVIIIвв., лубок, вывески провинциальных лавочек и трактиров, народные промыслы.
Кустодиевой. Возможно. Он пишет свою дочь Ирину, просто наблюдая за ней. Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя). Это один из лучших портретов художника, созданный в период его творческого расцвета. От воспроизведения в графике живопись Кустодиева приобрела новые свойства»6. Ещё до окончания курса принял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации).
Будто впервые. Не многие знакомы с портретной живописью Кустодиева.
Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия». М. и В. А. Кастальские), няня. М. Г. Успех — потрясающий, слышу это буквально со всех сторон.
Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». В 1896 году поступил в Петербургскую Академию художеств. В письме матери он пишет: «Скоро Великий пост, весна, а Питер как будто не думает о ней. Всякую возможность он использует, чтобы вырваться из гранитных объятий Санкт-Петербурга.
1915 У окна. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Во время одного из таких «побегов» – в поместье Высоково в Костромской губернии – он знакомится со своей будущей женой Юлией Прошинской.
В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. Никогда у меня не было такого полного, такого вдохновляющего единомыслия с художником, как при работе над спектаклем Блоха. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Издание имело ошеломляющий успех. В 1903 году Кустодиев отправился в Европу.
«Адскую почту» постигла участь «Жупела» : тираж был конфискован, а журнал закрыт. Но интересы Кустодиева выходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломной работы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась).
Характерные для ряда его образов эротические ноты, добродушные («Русская Венера», Нижегородский государственный художественный музей, 1924-26) или более драматичные («Купчиха и домовой», 1922, частное собрание, Санкт-Петербург), достигают предельной откровенности в неопубликованных рисунках к «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова. Его болезнь, впервые заявившая о себе еще в 1907-м, прогрессирует. Мотив автопортрета в санях в 1918 году был переработан в композицию Автопортрета с женой (в санях), ныне существующую в нескольких вариантах. Здесь он без устали впитывает в себя европейскую культуру и много рисует сам. Вот таким образом сценография как таковая (оформление «Блохи» Е. И. Замятина во 2-м МХАТе, 1925 и др.
Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса— у И. Е. Репина. Кустодиев. Восторженно встретив революцию 1917 года, он вскоре разуверился в большевиках. Вот кого рисовать-то. Большое количество портретов в творчестве художника занимают детские.
Из Франции мастер едет в Испанию, которая вызывает у него двойственные чувства. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими. Кустодиев тоскует по провинции, ему отчаянно недостает ее безыскусности, сочных красок, «реки с зелеными берегами и крыльями парусов». Одна из наиболее известных жанровых картин художника — «Ярмарка» (1906, Третьяковская галерея, Москва).
Таковы они в полной очарования и изящества пастели Дети в маскарадных костюмах, в скульптуре Дети (обе – 1909), в других картинах и рисунках. Впоследствии художник выполнил несколько живописных портретов любимой жены. Портрет И. Б. Кустодиевой. Билибина, мастер достигает удивительной точности и реализма в передаче характера модели.
Фигура дана крупным планом на фоне пейзажа со столь дорогими сердцу Кустодиева церквами. Он жить не сможет». Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Что касается Кустодиева, власти закрыли глаза на его «оппозиционные шалости» : слишком уж очевиден и ценен был его талант. Еще одним изданием, о котором стоит особо сказать были «Шестнадцать автолитографий». Издание имело ошеломляющий успех.
Парадокс. циклах, продолжает работать и как скульптор (модели для фарфоровых статуэток). Ее образ остался навсегда в портретах замечательного художника – Бориса Михайловича Кустодиева. Могила Б. М. Кустодиева в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры (Некрополь мастеров искусств). А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Мотивы радостного обновления доминируют в его картинах с новой, революционной тематикой («Большевик», 1920, Третьяковская галерея «Праздник II конгресса Коминтерна на площади Урицкого», 1921, Русский музей). Тогда же вступил в объединения известные как: Мир искусства и Союз русских художников.
Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева – портретиста (И. Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. В том же 1906-м Борис Михайлович получил госзаказ: к 100-летию Финляндского полка художнику было поручено написать портреты его основателя Александра I, а также Николая II. И. Шаляпин», 1922, там же). Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков.
Искусство требует всей жизни. Отца своего он почти совсем не помнил. Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса — у И. Е. Репина. Портрет жены художника 1909 Портрет Ю. Е. Кустодиевой. Кустодиева, когда он по преимуществу занимался портретами.
После октября 1917 года в исторической живописи появились новые темы и герои. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста. Летом и осенью 1921 года художник, увлёкшись новой для него техникой литографии и «оценив эффект воздушности и живописности, который она даёт», создал в Старой Руссе серию рисунков, впоследствии составивших основу «Шестнадцати автолитографий» правда, некоторые из них основывались ещё на дореволюционных полотнах Кустодиева («Трактир», 1916 «Архиерей», 1917). В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции — сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна.
Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. Среди графических работ Кустодиева — «Манифестация» (1906), «Первомайская демонстрация у Путиловского завода» (1906).
Позднее (с 1908) увлеченно работал и в скульптурном (тоже импрессионистическом по манере) портрете, создав — в пластилине, гипсе, которые затем часто переводились в мрамор, — целую галерею портретных бюстов известных деятелей культуры (М. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И. Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров. Он с гордостью телеграфирует в Астрахань, что «начал зарабатывать искусством» – эскиз «В мастерской художника», выставленный в помещении Общества поощрения художеств, принес ему целых 16 рублей.
Журнал вскоре закрыли, Билибин был арестован. Прикованный к инвалидной коляске, он воплощал все идеи, которые накопились за время вынужденного творческого отпуска. Темой своего первого рисунка «Вступление» он выбрал подавление восстания на Красной Пресне. С 1907 года — член Союза русских художников. С 1910 года — член возобновившегося «Мира искусства».
Москва»), после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». Но интересовала Кустодиева только живопись. С тех пор, как врачи диагностировали у Кустодиева опухоль в спинномозговом канале, операции следовали одна за другой, но приносили лишь временное облегчение. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе.
Только щеки да нос краснеют». К 1912 году замысел портрета уточнился. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Художник – без рук. Занимался Б. Кустодиев и скульптурой, его бюсты-портреты отличаются большим сходством с оригиналом.
К этому же времени относится увлечение художника темой Масленицы. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». 1910 На террасе. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. 1922 Портрет Ю. Е. Кустодиевой 1925Г.
Художники стремились запечатлеть бурные события, свидетелями которых они стали. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Папка с автолитографиями Кустодиева, названными «вершиной советской графики», «дорогим историческим документом» и «выдающейся редкостью», в 1922 году с успехом экспонировалась на Международной книжной выставке во Флоренции. Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники».
Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Особо часто он посещал такие города и сёла, как Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Вернувшись из заграничного турне, Кустодиев купил под Кинешмой землю и своими руками построил дом. Репин сделал молодого мастера одним из соавторов своей картины «Заседание Государственного Совета» (1901-03, Русский музей). Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности.
Зашел с мороза прямо в шубе. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Лишь однажды, в холсте На охоте (1905) им была сделана попытка изобразить себя в рост на фоне полей, с собакой у ног, возможно навеянная старинными портретами, но через какое-то время холст был урезан до поясного. Композиция строится на диагональных линиях – весьма распространённый у Кустодиева приём. К этому времени у них уже родился сын.
Изображены: Кустодиев, его жена, дочь и сын, сестра с мужем (А. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Свои уроки мастерства получал В Петербургской академии художеств у И. Е. Репина.
В 1906 году Кустодиев выступает с работами новыми по своей концепции— сериями полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых видны черты модерна. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника.
Кустодиев редко высказывал свои политические воззрения. Его эскизы «Бунт против бояр на старой Руси» (1897) и «У кружала стрельцы гуляют» (1901, Русский музей, Санкт-Петербург), предназначенные для академических конкурсов, немного напоминают исторические полотна С. В. Иванова. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Жена Кустодиева Юлия (сам художник был под наркозом) решила: «Руки оставьте, руки. В Испании художник делал копии с картин знаменитого Д. Веласкеса.
Какова шуба на нем. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Критика отмечала и «притягательное для глаз обилие говорящих деталей, сцен, полный очарования колорит ушедшей старой жизни».
Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Несмотря на то что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию. Обращенное к зрителю лицо художника несет печать недавней болезни и физических страданий.
Картины, посвященные любимому народному празднику, необыкновенно динамичны и многолюдны. Характерно, что спрос в одном только магазине Комитета растёт с каждым днём». Сам Б. Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин». Характерно, что спрос в одном только магазине Комитета растёт с каждым днём»7. 1920Кустодиевы Б. М., Ю. Е., И. Б., К. Б. Чертовски трудно.
Принимал участие в работе над картиной Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, Русский музей, Санкт-Петербург). Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Оборот интересного по замыслу, помеченного 1906 годом группового портрета семей Кустодиевых и Кастальских На террасе мастер использовал в 1925 году для создания знаменитой Русской Венеры и любование им на многие годы оказалось затруднено. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии.
Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Эти портреты наполнены светлыми тонами и цветами, а сама манера их исполнения близка работам мирискусников (Борис Михайлович являлся членом этого творческого объединения). Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Эскиз Автопортрет (в шубе) запечатлел художника в пышной шапке и теплой шубе у прилавка с разноцветными игрушками и шкатулками, на фоне заснеженных церквей и башен Троице-Сергиевой лавры. Затащил мужика с базара — и писал при народе.
По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников». 31 октября 1903 года заканчивает учебный курс с золотой медалью и правом на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. Критика отмечала и «притягательное для глаз обилие говорящих деталей, сцен, полный очарования колорит ушедшей старой жизни». Несмотря на то, что молодой художник снискал широкую известность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбрал жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выехал в поисках натуры в Костромскую губернию.
Вместе с семьей отправляется в Париж. Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к. Еще одним изданием, о котором стоит особо сказать были «Шестнадцать автолитографий». Созданные мастером как часть хроники его семейной жизни холсты Утро (1904), Сирень (1906), Портрет Ю. Е. Кустодиевой с дочерью Ириной (1908) постигла завидная судьба – картины постепенно стали элементом национальной памяти русских людей, а изображенные в них конкретные люди воспринимаются как обобщенные образы детства и счастливого материнства. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви.
И. Шаляпин». Первыми значительными работами Кустодиева стали реалистичные и одухотворенные портреты современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др. ) Эти портреты, показанные на выставках в Петербурге (1896, 1897, 1900, 1901), Мюнхене (1901) и Вене (1901), принесли молодому художнику, еще не окончившему академию, широкую известность. В 1905–1907 гг. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает.
Здесь зарождались его прославленные образы крестьянского, мещанского, купеческого быта, «ярмарки», «масленицы», «деревенские праздники», которые складывались в большие серии картин маслом, гуашей и акварелей, где художник многократно варьировал исходный мотив — с неизменно красочным, пестрым, мажорным, колористически близким народному искусству эффектом. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Для работ художника характерна стилизация — он изучает русскую парсуну XVI–XVIII вв., лубок, вывески провинциальных лавочек и трактиров, народные промыслы. Я. Билибин», 1901, там же «Семья Поленовых», 1905, Историко-художественный музей, Вена). Но остался на родине и продолжал исступленно работать. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще.
Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность. Домашние рады его успехам, впрочем, Екатерина Прохоровна предостерегает сына, чтобы тот «не слишком восхищался натурщицами». Я. Билибин, 1901).
Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). Крестьянский, мещанский, купеческий быт, всё это перетекало в его картины, а также различные народные праздники, гуляния, ярмарки, которые и без красок известны своим ярким колором, пёстрыми цветами.
А шуба.