Исчезает ощущение тяжести и материальности форм, будто растворенных в пространстве. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля»6. Средств на строительство император Юстиниан не жалел, поскольку возводился не просто символ государственного величия Восточной Римской империи, но и Храм во славу Господа. Этот собор простоял столетие и тоже погиб в пожаре в 532 году во время восстания «Ника». Спаситель кажется бесконечно близким и одновременно бесконечно далеким.
Над ними работало несколько поколений мастеров и немало иконописных школ. К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора. Эти слова императора были зафиксированы придворными летописцами.
Знаем только, что пребывает там Бог с людьми», – сообщали они князю Владимиру, проводившему в это время «испытание вер». Византийская Церковь отныне начинает претендовать на вселенское значение, Константинополь становится культурным и художественным центром, влияние которого распространяется на огромные территории. Это было и медленно и очень затратно, но средств на интерьер Храма Святой Софии византийские императоры не жалели. Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса33.
«И всякий раз как кто-нибудь входит в этот храм, чтобы молиться, он сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но божьим соизволением завершено такое дело его разум, устремляясь к Богу, витает в небесах, полагая, что он находится недалеко», – писал Прокопий Кесарийский.
На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора»19. Человек должен был не разумом, а сердцем постигнуть чудо. «Кто исчислил бы великолепие колонн и мраморов, которыми украшен храм. Об этом пишет византийский монах-летописец VIII века Феофан Исповедник в своей «Хронографии». Кардинально переосмысляется привычная тектоника храма.
Это мощное визуально звучащее духовное пространство переносило верующих в неземные миры. Он должен был нести всему миру свет христианского вероучения. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью.
Они неплохо сохранились под слоем средневековой штукатурки. Речь, безусловно, не идет о портретных изображениях с индивидуальными чертами. Во олтари же великом над святою трапезою великою, под катапетазмою, повешен Коньстянтинов венец и у него же повешен крест, под крестом голубь злат и иных царей венцы висят окрест катапетазмы. Подобная иконография трактуется как иллюстрация торжественной религиозной церемонии, описанной сыном Льва VI Константином VII в трактате «О церемониях византийского двора». Первая базилика, посвященная Премудрости Божией (Святая София или Айя-София от греч. Гробница фараона вырублена под гипостильным залом.
Обустроена необходимая инфраструктура для приёма большого потока туристов из разных стран. Собор Святой Софии в Константинополе стал наиболее совершенным воплощением идеалов византийского христианского миропонимания и по-новому осознанной идеи Церкви как вселенской литургии, а храма – как образа мироздания. «Можно было бы сказать, что место это не извне освещается солнцем, но что блеск рождается в нем самом: такое количество света распространяется в этом храме», – отмечал Прокопий Кесарийский.
Можно было бы подумать, что находишься на роскошном лугу, покрытом цветами.
Бог от вечности знает все Свои действия и результаты этих действий, все Свои цели и лучшие средства для достижения целей. Один из греческих отцов Церкви IV века Афанасий Великий полагал, что «свет есть Бог, а подобно свет есть и Сын так как и Он той же сущности истинного света». К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-София. В византийской эстетике ключевым понятием является свет. Их лица носят отвлеченно идеализированный характер. Даже румянец на щеках обозначен тонкими штрихами. В IV–VI веках базилика была самым распространенным типом христианского храма.
Его божественная сущность и удаленность от земного мира подчеркиваются самым мистическим в византийской живописи созвучием цветов – темно-синего цвета Его гиматия и золота хитона. Русские послы, прибывшие в 987 году в Константинополь, посетив Святую Софию испытали настоящий восторг от разворачивающейся под ее сводами литургии. Этот день был последним и для самой столицы Византии. Сверху по сторонам от Христа представлены два медальона с полуфигурами Богоматери и Архангела Гавриила – своеобразный вариант Деисуса. Церковное богослужение соединяется с таинством, происходящим на небесах. Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина, это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй41) и перепоясывался лором.
В них проявляется и определенный психологический оттенок внутреннего напряжения.
Храм полностью залит светом, проникающим внутрь сквозь систему многочисленных окон. В них четко прослеживается связь с античными традициями. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек21. Софийский собор в Стамбуле стал именоваться мечетью Айя-София.
Павел Силенциарий не указывает, в какой технике были сделаны эти изображения. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. Мозаику отличает попытка передать пространство— плоскость земли и перспектива в изображении трона придают ей глубину также и сами фигуры обладают объёмом. В 404 году раннехристианский храм Святой Софии сгорел во время пожара. Здесь нет контрастных по свету зон.
Именно такую задачу ставил перед зодчими и строителями император Юстиниан. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин (справа), приносящий в дар город Константинополь и Юстиниан (слева), приносящий Богородице собор Святой Софии. И таким образом воплощается идея вселенской литургии. 1:30). В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую— держава. Но само здание турки-османы разрушать не собирались – христианскому храму суждено было стать мечетью.
1:14). Дата основания храма навсегда связана с именем и периодом правления этого императора. Знаменитый поэт VI века Павел Силенциарий в своей поэме 563 года «Экфрасис храма Святой Софии» говорит об удивительной полихромии в интерьере, упоминая о разном мраморе использованном в отделке: фригийский – розовый с белыми прожилками, египетский – пурпурный, лаконский – зеленый, карийский – кроваво-красный и белый, лидийский – бледно-зеленый, ливийский – голубой, кельтский – черный с белым. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению»36. Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства42. До них такого опыта ни у кого не было.
Штат церковно и священнослужителей собора при Юстиниане был рассчитан на 525 человек: 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконис, 90 иподиаконов, 110 чтецов, 25 певчих и 100 привратников20. Император Феодосий I в 380 году передал собор никенианам и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом7. Они облачены в роскошные, усыпанные драгоценными камнями одеяния, а их головы увенчаны богато украшенными коронами. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров35. И Богоматерь устремляет свой взор уже не в какую-то неведомую даль, а прямо на зрителя. Согласно Евангелию от Иоанна, Логос (Слово) – это единородный Сын Божий, который воплощается и рождается, становясь БогочеловекомИисусом Христом: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин.
Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI. Город Стамбул должен был иметь соответствующую столичному статусу соборную мечеть. Прекратил своё существование и Константинополь.
Достаточно вспомнить храм второй половины V века монастыря Алахан в Исаврии (Малая Азия). Зритель вынужден был видеть фигуры святых в сложном перспективном сокращении. Попытки соединить тип базилики с купольным перекрытием делались уже в V веке. И император в данном случае не является исключением. Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. Сегодня даже не все догадываются о том, что исток её находится на берегу Босфорского пролива. Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых порфировыми и малахитовыми колоннами, вывезенными из храмов Малой Азии и Египта32 под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея, а ещё выше— громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда.
Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях» торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. По описанию историка Дуки, они разломали запертые ворота храма и, вооружённые мечами, ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения а также одежды святой трапезы Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли»23. В самом деле, как не удивляться то пурпурному их цвету, то изумрудному одни показывают багряный цвет, у других, как солнце, сияет белый а некоторые из них, сразу являясь разноцветными, показывают различные окраски, как будто бы природа была их художником», – писал византийский историк, современник Юстиниана Прокопий Кесарийский, который в своем трактате «О Постройках» оставил достаточно подробное описание собора Святой Софии. Согласно Иоанну Малале, храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника»10. Античные реминисценции прочитываются и в тональной моделировке, превращающей мозаики в настоящие живописные образы.
Фрески собора Святой Софии создавались на протяжении двух столетий. Трон, на котором восседает Богоматерь и его подножие представлены в ракурсе. Святая Мария представлена в ракурсе, с выдвинутой вперед ногой. Не минула эта участь и Византию.
Сфера купола подобна куполу небес, обнимающему все мироздание. В проработке лиц живописная трактовка уступает место линейно-графическому началу. Большие глаза исполненные печали, устремлены в неведомую даль.
С этого времени начинается воссоздание мозаик Софийского собора. Грандиозная базилика имевшая в плане длину 82 метра и ширину – 73 метра, сама по себе не являлась архитектурным новшеством. Колонны в портике имели форму четырехгранных столбов, на которых были высечены имена фараона Ментухотепа I (на первом ряде колонн иероглифы были окрашены в желтый цвет, на втором – в синий). Однако это уже не отвлеченные условные образы. В христианском догмате о ТроицеЛогос (Слово) или Сын Божий – это вторая ипостась единого по существу Бога.
Превосходя по своим размерам все существовавшие к этому времени в Константинополе храмы, эта базилика была известна как «Magna Ecclesia», что в переводе с латинского означает «Большая церковь». Византийский историк начала V века Сократ Схоластик в «Церковной истории» указывает точную дату освящения церкви, посвященной Святой Софии, – 360 год: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку).
Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии. «» – мудрость) – существенное свойство Триединого Бога.
Тяжесть купола передается на четыре огромных столпа. Этот принцип был важнейшим ещё в античном храмовом зодчестве. Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями)35.
Кроме того, были оштукатурены стены собора с иконами. В правление императора Льва VI (886—912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. Преемственная связь с античностью в искусстве Византии держалась весьма стойко.
К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесённый галереей с колоннами. 29 мая 1453 года храм был захвачен турками. Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением.
Премудрость или София (от греч. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Связь конструктивных элементов сооружения скрыта от глаз. Особую сложность представляло купольное завершение.
Воззрения византийцев на императора как на высшее должностное лицо, поставленное Богом для того, чтобы заботиться о подчиненном ему народе и вести его к высшему благу, раскрыты в трактате «Царская статуя» византийского богослова, ученого-энциклопедиста XIII века Никифора Влеммида. И это обстоятельство не могло не отразиться на внешнем облике византийского собора. Вторая половина IX века знаменуется концом иконоборческого периода. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила.
При всей символичности и иероглифичности эта мозаика отличается неожиданной пространственностью композиционного построения. Входная стена была украшена деисусом (фигура Иоанна Крестителя не сохранилась). Сын Божий, как ипостась Святой Троицы, вмещает в Себя все божественные свойства в той же полноте, как и Отец и Святой Дух. Апостол Павел в послании к Коринфянам прямо именует Христа «Божией Премудростью» (1 Кор. Общая композиция храмового пространства подчинена законам симметрии.
В легком развороте изображен и Архангел Гавриил. Македонский ренессанс (конец IX – первая половина XI века) с его неоклассицизмом, характеризующимся возрождением традиций эллинистического искусства, явился фундаментом для развития византийского искусства в XI–XIII веках. Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он (икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей»18. Новизна состояла в соединении огромной базилики с гигантским куполом.
Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая»17. Ритм движения скульптурно сформированных складок его одежд подчеркивают объем и пластическую форму фигуры. В итоге Владимир выбрал для Руси путь, предложенный Константинопольской Церковью. Поминальный храм в скале.
Эта мозаика относится к периоду Палеологовского ренессанса и датируется 1261 годом. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина5. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих11. И фигуры императоров таким образом не повисают в воздухе, а прочно стоят на земле. Император Константин I Великий понимал это как никто другой.
На постройку храма доставляют лучший мрамор с островов Проконнес и Эвбея из города Иераполь (Малая Азия) из Северной Африки. Это греческие зодчие Анфимий Тралльский и Исидор Милетский. 1:24) и говорит: «от Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. Он вместе с Богом Отцом и Богом Духом Святымсотворил видимый и невидимый мир и является промыслителем и освятителемвсего мира. Выше на террасе стоял второй портик, окружавший с трех сторон колонный зал.
Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию35. В Святой Софии совсем иная световая драматургия, чем в раннехристианских базиликах.
В люнетах боковых стенах помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа, Тарасия, Никифора и Мефодия.