Внимательно рассмотрев картину и проанализировав её содержимое можно побеседовать по её содержанию с учителем или сразу приступать к написанию сочинения. Однако автор и не преследовал цели портретного сходства – это скорее собирательный образ, который становится олицетворением всего уездного городка. Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится42. Так что кисти мастера доступна бессловесная характеристика избранного образа. Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием.
Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»).
В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову5556, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева57, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить58. Аж дух захватывает, если представить изображенное наяву. Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйского лица26. Купчихи и крестьянки Кустодиева были полной противоположностью этим идеалам. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Долгие месяцы провёл в больнице тогда были задуманы многие его будущие картины. Даже наоборот, образ русской купчихи кажется немного ироничным, добрым и даже невинным.
Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Она была наслышана о своём соседе-художнике, охотно согласилась позировать для картины и даже гордилась этим2022.
Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. В 10-х гг. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната.
Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Угадывается даже некоторое сходство образа на этой иконе со строгим и торжественным лицом председателя чаепития.
Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв.
В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей25, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа9. Дверь в предбанник распахнута и оттуда сквозь окно виден залитый солнцем зимний город в инее, лошадь в упряжи. Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Пышная, полная, сытая, белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю». Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Обращение Бориса Кустодиева к эстетическим канонам прошлого было своеобразным бегством от реальности – тяжелейшая болезнь (паралич нижней части тела из-за опухоли в позвоночнике) приковала художника к инвалидному креслу, а российские реалии 1917-1920 гг. Групповой портрет художников «Мира искусства», который начал писать Кустодиев, остался неоконченным: в 1916 г. в результате операции на спинном мозге у живописца отказали ноги, он оказался прикованным к инвалидному креслу.
По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику39404123. Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. Она обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют».
При этом жизнь самого Бориса Михайловича была далека от созданного им образа. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза».
Но тем живее работало воображение. И такие молодцы проглядели революцию. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже).
Где-то с 1906 художник делает целые серии полотен на темы ярко-праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта, в которых видны черты модерна. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Летом 1918 года Кустодиев приступил к исполнению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев141516.
Уже с начала 1900-х годов Борис Кустодиев разрабатывал своеобразный жанр портрета, вернее, портрета-картины, в котором модель связана воедино с окружающим её пейзажем или интерьером. Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества38, программной работой художника29.
Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний». На его фоне как кичливо смотрится летний зонтик от солнца в руках хозяйки. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»3619.
25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. XX в. к художнику пришло признание.
Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой). С «мирискусниками» Кустодиева роднило присущее им в творчестве соединение реальности и фантастики. А шуба. В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика»2554. Подперев одной рукой локоть другой, в которой она держит фарфоровое блюдечко, купчиха чинно и по купеческой традиции пьёт из него чай, кокетливо оттопырив свой пухлый мизинец112613272829.
На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество». Сочинение по картине «Кустодиев — Купчиха с покупками» в начальной школе — это раскрытие творческих способностей у ученика и одно из самых эффективных средств развития речи у школьников. Описание картины «Кустодиев — Купчиха с покупками» воздействует на скрытые чувства ребенка, раскрывая перед ним такие стороны жизни, с которыми ребенок не мог бы столкнуться в своей повседневности. Сочинение по картине «Купчиха с покупками» расширяет кругозор детей, развивает их мышление, обогащает их словарный запас. Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей)2324. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы»— они населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах у Кустодиева старый патриархальный уклад с купчихами, чаепитиями, гуляньями и ярмарками в тихих провинциальных городах. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились.
Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба3032. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»).
«Купчихой» оказалась баронесса, а именно Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани и в ту пору студентка медицинского факультета1021. Сочинение по картине «Купчиха с покупками» расширяет кругозор детей, развивает их мышление, обогащает их словарный запас.
Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности. Полную, дородную женщину, которая сидит за богатым столом и демонстрирует свою обеспеченность, вовсе не хочется осудить.
Зашел с мороза прямо в шубе. Свои самые известные полотна он писал по памяти: прикованный к постели, он не мог выезжать на пленэры или искать натуру по городам и весям страны, которая, кстати сказать, была в революционном чаду. Сейчас же художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов151718. Картина была написана в проблемный для России год.
Нужно сказать для объективности, что не все образы купечества так изображены художником. Манеры аристократки тщательно скрыты за кротким, но мощным нравом купчихи. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Купчиха необыкновенно хороша и воплощает в себе народный идеал: алые губки бантиком, прямой нос, чёрные соболиные брови дугой, небесно-голубые глаза263029. Я. Билибин, 1901).
К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. В этом он находил свое спасение. Состоя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества1.
В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Какова шуба на нем. Вот кого рисовать-то. Его работы представлялись на выставках петербургского объединения «Мир искусства» и московского Союза русских художников. Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую522953.
А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Чем же была для Кустодиева данная работа. Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину30.
Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем». «Русский Рубенс» Борис Кустодиев, чьи картины в разные времена поворачивали то в защиту купеческого сибаритства, то против, на самом деле, просто любил жизнь – сочные краски, вкусную еду, дородные формы.