Она обладала пышными формами и была вполне в художественном вкусе Кустодиева, признававшегося, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». У меня к вам важное дело, мне нужно с вами посоветоваться. Возможно, зримой целью её чувственных мечтаний является молодой человек, пытающийся за забором обуздать белую лошадь37. Летом 1918 года Кустодиев приступил к исполнению на полотне своего давнего замысла, связанного с картиной «Чаепитие» (частное собрание) 1913 года, на которой изображено застолье дебелых купчих во главе с чинным купцом— отцом семейства, в котором виделся действительный тайный советник, сенатор-правовед Николай Таганцев141516.
утку опуститься на землю. Манеры аристократки тщательно скрыты за кротким, но мощным нравом купчихи. Купчихи и крестьянки Кустодиева были полной противоположностью этим идеалам. Все, кто его видел, это сразу замечали.
«Русский Рубенс» Борис Кустодиев, чьи картины в разные времена поворачивали то в защиту купеческого сибаритства, то против, на самом деле, просто любил жизнь – сочные краски, вкусную еду, дородные формы. Чем же была для Кустодиева данная работа. Что делать Солнцу под землей. Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. К тому времени отец Бориса уже умер, а своих средств на учебу у Кустодиевых не было, ему оказал помощь дядя, брат отца. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Картину «Купчиха за чаем» можно считать одним из наивысших достижений Кустодиева в послереволюционный период его творчества38, программной работой художника29.
И вот таким образом оно послужило в качестве сюжета для множества картин. Вот кого рисовать-то. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Занимался живописью в мастерской Ильи Репина. Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец.
Эта купчиха с виду дородная женщина, которая пышет здоровьем. Однако некоторые моменты из первоначального эскиза Кустодиев всё же перенёс на картину30. Чаепитие на Руси наполнилось своей философией. А может быть, — Человек.
На своей картине мастер изобразил дородную, пышущую здоровьем женщину. Константин Сомов, в то же самое время как-то зашедший к Кустодиеву домой, отмечал, что выставка эта в целом скверная и никуда не годится, оговорившись, правда, что к «Купчихе за чаем» это не относится42.
Земля или Человек, часто навещавший его в поле, — неизвестно. Над столом возвышается пышущий жаром, величавый и красивый, сверкающий своими начищенными до блеска медными боками огромный пузатый ведёрный самовар исполненный в столь любимой среди купечества форме «ваза». В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой.
Можно сказать, что «Купчиха за чаем» является вдохновенной поэмой о русской красоте, прощальным памятником старой России, замечательным и характерным образом, своего рода апофеозом воспоминаний о сочных пышных красавицах, о приближающихся лазоревых вечерах, о монументально торжественных чаепитиях, о неторопливой, будто неизбывной и безмятежной жизни с её размеренным укладом, сытым и бездумным существованием. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности.
По этой причине сначала употребление чая считали показателем богатой жизни. Сейчас же художник решил сделать центром новой работы женщину, такую крупную, как «Красавица» (Государственная Третьяковская галерея) и такую же монументальную, чинно сложившую руки и стоящую над городом, как «Купчиха» (Государственный Русский музей) 1915 годов151718. — я хочу стать таким, как вы.
Михаил Нестеров, посетивший вместе с Всеволодом Воиновым в марте 1923 года квартиру Кустодиева в Петрограде, высоко оценил его работы на тему купечества, особенно задержавшись возле картины «Купцы», написанной ещё в 1918 году (известна также как «Гостиный двор», «Торговые ряды»). На его фоне как кичливо смотрится летний зонтик от солнца в руках хозяйки. Ты знаешь, у меня такое ощущение, как будто я с картины Кустодиева села сейчас в кресло Смотрю на себя в гримёрной в зеркало: ну чем я не та купчиха. »59.
Пышная, полная, сытая, белотелая, румяная, голубоглазая и русоволосая молодая женщина, в общем, довольная и весёлая купчиха, удобно устроившись, вальяжно сидит за столом на балконе деревянного особняка, в своём «домашнем раю». При этом жизнь самого Бориса Михайловича была далека от созданного им образа. Примечательно, что для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. А шуба.
Он показал на выставке 11 картин, в том числе впервые «Купчиху за чаем», которую разместили в центре одной из стен, целиком предоставленной в пользование художнику39404123. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. «Купчихой» оказалась баронесса, а именно Галина Адеркас, представительница древнего дворянского рода из Астрахани и в ту пору студентка медицинского факультета1021. Больше того: оно даже стало похоже на Солнце.
Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы»— они населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах у Кустодиева старый патриархальный уклад с купчихами, чаепитиями, гуляньями и ярмарками в тихих провинциальных городах. Какова шуба на нем. Правда их в этом провела интеллигенция Крепкий и цельный народ— купечество». Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой).
Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Потеряв возможность двигаться, Кустодиев удивительным образом сохранил способность писать задушевные и колористически богатые, светоносные картины, во многом благодаря тому, что у него в памяти осталась «чудесная страна воспоминаний». При том, дама не обладает видом аристократки, ее простую, прямолинейную натуру выдает открытое круглое лицо, румяное лицо, каштановые волосы и крупная фигура.
Моделью для неё Кустодиеву послужила реальная женщина, но не купчиха, а баронесса— Галина Адеркас, наследница дворянского рода из Астрахани, с родины Кустодиева. Может быть, там Семечко сможет досказать ему свое дело. «Волжские серии» он продолжал писать и после того, как в 1916 году паралич приковал его к креслу.
Стоит заметить, что Кустодиев иронично наделил мордочку кота чертами хозяйского лица26. Также высоко он оценил и «Купчиху за чаем» как работу, утверждающую красоту человеческую522953.
В июне 1924 года на XIV Международной выставке в Венеции Кустодиев представил несколько своих работ, в том числе «Купчиху за чаем», а также «Большевика»2554. А оно все бежало к нему и все говорило: — Главное, что я не могу оторваться от земли. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж.
При этом он получился у него настоящим, а не нарочито иллюзорным. Примечательно, что атласное тело купчихи даже светлее неба3032. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт.
Обращение Бориса Кустодиева к эстетическим канонам прошлого было своеобразным бегством от реальности – тяжелейшая болезнь (паралич нижней части тела из-за опухоли в позвоночнике) приковала художника к инвалидному креслу, а российские реалии 1917-1920 гг. Но в начале 19 века он становится доступным для людей и с небольшим достатком. Свои самые известные полотна он писал по памяти: прикованный к постели, он не мог выезжать на пленэры или искать натуру по городам и весям страны, которая, кстати сказать, была в революционном чаду.
Сочинение по картине «Кустодиев — Купчиха с покупками» в начальной школе — это раскрытие творческих способностей у ученика и одно из самых эффективных средств развития речи у школьников. Описание картины «Кустодиев — Купчиха с покупками» воздействует на скрытые чувства ребенка, раскрывая перед ним такие стороны жизни, с которыми ребенок не мог бы столкнуться в своей повседневности. Сочинение по картине «Купчиха с покупками» расширяет кругозор детей, развивает их мышление, обогащает их словарный запас. Картина была написана в проблемный для России год. Состоя в художественном объединении «Мир искусства», Кустодиев интересовался не только образами дворянской культуры, но и провинциальным бытом— он был настоящим поэтом купечества1.
На столе перед ней стоят фрукты, большой самовар. Я. Билибин, 1901). Человек вообще все может. Перед купчихой раскинулся роскошный натюрморт богатой трапезы, отличающийся звучным многоцветьем, художественной красотой и выразительностью92713.
На Руси жители узнали о чае только в начале 17 века. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Все в образе купчихи говорит о спокойствии, умиротворенности. В 1964 году в фильме «Женитьба Бальзаминова» режиссёра Константина Воинова по трилогии пьес А. Н. Островского актриса Нонна Мордюкова сыграла избалованную изнемогающую от праздности купчиху Белотелову5556, которая, как отмечали кинокритики, будто сошла с картин Кустодиева57, перевоплотилась в «кустодиевскую купчиху», могущую коня на скаку остановить58. Спустя несколько лет, в 1923 году, Кустодиев написал схожую по композиции картину под названием «Купчиха, пьющая чай» (Нижегородский государственный художественный музей)2324.
В том числе и за эту роль Мордюкова получила в 1973 году Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых60.
— Понимаете, — объясняет Семечко, не дожидаясь, пока Солнце приземлится. Весной 1920 года в трёх комнатах квартиры Нотгафта в здании петроградского Дома искусств состоялась первая и единственная прижизненная персональная выставка Кустодиева, на которую он представил около 170 разных с художественной точки зрения произведений, выполненных в основном в 1915—1920 годах, в число которых вошла и «Купчиха за чаем». Зашел с мороза прямо в шубе. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Желающие украсить свой дом копией полотна «Купчиха за чаем» могут у нас заказать печать постеров на холсте или бумаге.
В 1925 году «Купчиха за чаем» была передана из отдела изобразительных искусств Наркомпроса в Государственный Русский музей25, где она и находится в настоящее время, экспонируясь в Зале 71-м Корпуса Бенуа9. Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа. Аж дух захватывает, если представить изображенное наяву. Только не знаю, что нужно для этого сделать.
Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. И такие молодцы проглядели революцию.
Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Так что кисти мастера доступна бессловесная характеристика избранного образа. Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»3619.
Она молода, красива, хорошо одета. Спелый красный арбуз с черными косточками, жирный кекс, булочки, фрукты, фарфор, большой самовар — все это написано необыкновенно вещно и осязаемо и в то же время не иллюзорно, а нарочито упрощенно, как на лавочных вывесках. Кто помог Семечку, кто ему дал совет: Солнце. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл.
Она является частью экспозиции Государственного Русского музея. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя духовной семинарии. Картина в настоящее время находится в Санкт-Петербурге.
Нужно сказать для объективности, что не все образы купечества так изображены художником. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). Борису Кустодиеву удалось очень точно передать образ купчихи. Важное дело есть важное дело, — это и Солнцу понятно. Даже наоборот, образ русской купчихи кажется немного ироничным, добрым и даже невинным. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России.
.